Lazurnensky.ru

Обзорный аналитик
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как рассчитывается плата за содержание общего имущества в многоквартирном доме

Гражданский кодекс РФ предусматривает, что владелец должен сам содержать имущество, которое ему принадлежит, если другое не установлено законом или договором. В то же время, согласно Жилищному кодексу РФ , на собственников помещений в многоквартирных домах возлагаются и расходы на содержание общего имущества этого МКД.

Прежде всего постараемся разобраться, что такое содержание и ремонт жилого помещения в квитанции ЖКХ. Под этим понятием подразумеваются услуги и работы:

  • по управлению многоквартирным домом;
  • по поддержанию его надлежащего состояния;
  • по текущему и капитальному ремонту мест общественного пользования МКД.

Размер платы за эти услуги определяется с учетом жилплощади, занимаемой каждым собственником.

Под текущим ремонтом дома следует понимать:

  • окрашивание фасадов, стен, потолка;
  • устранение различных поломок и неисправностей;
  • профилактические мероприятия, направленные на своевременное устранение износа частей здания.
  • регулярный осмотр всех помещений и инженерных систем, обеспечение их безопасного состояния;
  • организация освещения мест общего использования: площадок, лифтов, подвалов и прочего;
  • выполнение мероприятий по соблюдению температурного режима;
  • уборка площадок и территории;
  • вывоз мусора;
  • выполнение сезонных работ: полив газонов, уборка снега, покос травы и другое.

Оплата ЖКХ за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме в 2021 году устанавливается не менее чем на год. При этом учитываются предложения, направленные в управляющую организацию.

За что платит собственник по закону

В Статье 154 ЖK PФ говорится, что собственники квартир и арендаторы жилья по договору социального найма, проживающие в многоквартирном доме (МКД), обязаны оплачивать по квитанции ЖКХ следующие услуги:

  • коммунальные услуги — это пользование ресурсами и коммуникациями: электричество, газоснабжение, отопление, канализация, холодная и горячая вода;
  • капитальный ремонт — взносы на капитальный ремонт дома поступают в одноименный фонд или на специальный счет УК. Размер платежей рассчитывается в соответствии с графиком капитального ремонта;
  • содержание жилого помещения — это услуги по управлению УК или ТСЖ, работы по содержанию, ремонту и обслуживанию общего имущества МКД, использование коммунальных ресурсов на общие нужды и т. д.

Если вы не владеете жилплощадью, а снимаете ее по договору социального найма, то взносы на капитальный ремонт вам платить не нужно. Вы оплачииваете аренду квартиры, коммуналку и содержание жилья.

Как рассчитывается стоимость

Согласно жилищному законодательству размер оплаты за обеспечение помещения зависит от доли владельца в доме. Определение доли производится по правилам, установленным ст. 37 ЖК РФ[4].

Таким образом, чтобы рассчитать размер платы за работу, произведенную в целях обеспечения ОИ, собственнику необходимо просто умножить норматив на квадратные метры квартиры. Тариф устанавливается всеми жильцами на собрании, действует он в течение года, после чего рассчитывается новый. Этот способ используется ЖКХ при начислении квартплаты.

Как платить меньше

Уменьшение тарифа в 2020 году возможно, если собственнику квартиры удастся сделать перерасчет. Для этого необходимо доказать, что конкретная услуга, которая должна предоставляться в обязательном порядке, по факту не получена жителями дома.

Изменение тарифа можно добиться по такому алгоритму действий:

  1. обращение (желательно коллективное) в управляющую компанию;
  2. выход сотрудников УК на место для составления акта;
  3. проведение перерасчета в случае подтверждения факта неоказания услуги.

Если на данном уровне не удается доказать, что УК завышает тариф и не выполняет условия договора, следует обращаться в управление ЖКХ местного органа самоуправления в городе.

Пример перерасчета

В одном из домов Санкт-Петербурга на протяжении одного месяца не проводились работы по чистке мусоропровода. Площадь квартиры заявителя 44,6 кв. метров. Гражданин имеет полное право на уменьшение месячной платы по такому расчету

44,6 х 1,62 = 72,25 рубля.

Таким образом, начисление платы за содержание и ремонт жилого помещения проводится согласно условиям договора между домовладельцами и управляющей компании. Перечень предоставляемых услуг включает в себя типичный набор согласно нормам законодательства.

В МКД нет ОДПУ

Четвёртый вариант расчёта платы за коммунальный ресурс на содержание ОИ применяется для домов, в которых не установлен ОДПУ или для домов, в которых:

  • прошло три календарных месяца с даты выхода из строя ОДПУ,
  • утратился ранее введённый в эксплуатацию ОДПУ,
  • истёк срок эксплуатации ОДПУ.

В этих случаях объём потреблённого ресурса определяется по нормативу. Норматив умножается на площадь мест общего пользования, а затем умножается на долю конкретного собственника. Перерерасчёт не делается.

Но что делать, если субъект РФ не принял норматив?

Можно ли не платить за содержание жилого помещения

По Жилищному кодексу РФ утверждается правило, по которому оплата ЖКУ, а также расходы на содержание и разного рода ремонт МКД осуществляются в соответствии с заключенным договором. Это, правда, не относится к сборам за капитальный ремонт.

Если никаких договоренностей нет, а сам дом не обслуживается управляющей компанией, ЖСК и прочими аналогичными структурами, жильцы вправе отказаться от уплаты средств за содержание дома.

Можно ли запросить дополнительные услуги?

Если у собственников есть дополнительные пожелания по осуществлению работ по текущему содержанию и ремонту общего имущества, например, озеленение подъездов и дальнейший уход за растениями или установка видеонаблюдения, жилищная компания вправе отказать собственникам в этой просьбе. Действия, которые не входят в список работ по ремонту и содержанию жилья, обслуживающая организация не обязана выполнять. Однако жильцы могут провести собрание, где предложат представителям управляющей компании взять на себя обязательство за определенные действия и выполнять их в штатном режиме, что потребует отдельной платы.

Читать еще:  Надо ли приватизировать квартиру: плюсы и минусы приватизации

Если большинство жильцов поддержит данную идею, то они могут предложить управляющей организации оформить дополнительное соглашение, указав специальные условия сотрудничества и сумму оплаты. Если у собственников с момента заселения дома появились дополнительные пожелания, которые они обсудили на общем собрании при выборе способа управления домом, в договоре между собственниками и жилищной компанией эти условия могут быть утверждены изначально.

Законодательное регулирование

Содержание и ремонт многоквартирного дома необходимы для поддержания общего имущества жильцов в надлежащем состоянии и обеспечения постоянной готовности инженерных коммуникаций. Регулирование тарифов на содержание жилья осуществляется:

  1. Постановлением Правительства № 491;
  2. Постановлением Правительства № 354;
  3. Постановлением Правительства № 290;
  4. законодательными актами регионов РФ.
  • В Постановлении № 491 изложены правила определения тарифов на содержание и ремонт жилья в зависимости от способа управления домом, а также определен состав общедомового имущества.
  • Постановление № 354 описывает формулы для расчета квартплаты, а местные законы устанавливают тарифы на услуги и работы по содержанию многоквартирного дома.
  • Постановление № 290 определяет список необходимых работ, которые должна осуществлять УК в целях ремонта и обслуживания дома.

Как формируются цены, тарифы, размеры платы за жилищно-коммунальные услуги

Формирование тарифа включает его расчет, согласование и утверждение.

Экономически обоснованный расчет является основой для последующего утверждения тарифа регулирующим органом:
— для тарифов на коммунальные услуги это уполномоченные органы государственной власти и местного самоуправления;
— для платы за содержание и ремонт жилого помещения — это общее собрание собственников помещений многоквартирного дома (МКД), органы управления ТСЖ (ЖСК), уполномоченные органы государственной власти и местного самоуправления.

Расчет платы за содержание и ремонт жилого помещения осуществляется также при организации /для участия в открытом конкурсе по отбору управляющей организации для управления МКД.

Расчет размера платы за содержание и ремонт жилого помещения (далее — тариф)

Нормативная база для расчета тарифа:

  1. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491);
    1.1. Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 г. №290);
  2. Методика планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства (утв. постановлением Госстроя РФ от 23.02.1999 г. N 9, с изменениями от 12.10.2000 г.);
  3. Методические рекомендации по финансовому обоснованию тарифов на содержание и ремонт жилищного фонда (утв. приказом Госстроя РФ от 28.12.2000 г. N 303);
  4. Рекомендации по нормированию труда работников, занятых содержанием и ремонтом жилищного фонда (утв. приказом Госстроя РФ от 09.12.1999 г. N 139);
  5. Рекомендации по нормированию материальных ресурсов на содержание и ремонт жилищного фонда (утв. приказом Госстроя РФ от 22.08.2000 г. N 191);
  6. Методическое пособие по содержанию и ремонту жилищного фонда МДК 2-04.2004 (утв. Госстроем РФ в 2004 г.);
  7. Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда МДК 2-03.2003 (постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 г. №170).

Дополнительные рекомендации для расчета тарифа (разработчик — Центр муниципальной экономики и права (ЦНИС), официально не утверждены):

  1. Методические рекомендации по определению и учету расходов и доходов на содержание многоквартирного дома, 2006 г.;
  2. Нормативы трудовых и материальных ресурсов для выполнения работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов: часть 1 — обязательные работы, 2006 г., часть 2 — дополнительные работы, 2007 г.

Данные для расчета тарифа:

  1. Перечень и периодичность работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома (приложение к договору управления МКД), либо Перечень обязательных и дополнительных работ и услуг (при проведении ОМСУ открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления МКД, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 г. N 75);
  2. Технико-экономические сведения о МКД (площадь, количество квартир, количество проживающих, характеристики оборудования и т.д.);
  3. Ставка оплаты труда рабочего 1 разряда;
  4. Тарифная сетка оплаты труда (разрядные коэффициенты);
  5. Цены на материалы, топливо, коммунальные ресурсы;
  6. Ставки налогов и сборов, нормы накладных расходов и т.д.;
  7. Прогноз показателей инфляции Минрегионразвития РФ для индексации плановых затрат (прогноз на 1-3 года можно найти здесь).

Этапы и порядок формирования тарифа:

1. Целеполагание и определение требуемого уровня детализации итогового тарифа

Отправной точкой для расчета является Перечень и периодичность работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества МКД (10). Стоимость именно этих, и только этих, работ будет формировать тариф.

Ключевыми данными для расчета являются Технико-экономические сведения о многоквартирном доме (11). Чем более подробными они будут, тем более детальный расчет удастся получить. А более детальный расчет — это большая свобода действий при последующей процедуре согласования тарифа, так как в таком случае при необходимости можно будет легко исключить какие-либо его составляющие или добавить новые.

Читать еще:  Дадут ли полноценную квартиру при расселении коммуналки?

С другой стороны, если перечень и периодичность работ определены лишь в общих чертах, и к тому же отсутствуют подробные сведения о МКД (а для расчета могут быть применяться и такие сведения, как протяженность трубопроводов, количество секций радиаторов, площадь стен и окон в местах общего пользования и т.д.), можно ограничиться расчетом по укрупненным показателям.

Оба эти варианта допускаются Рекомендациями (4), в которых по этому поводу сказано так (п. 1.2.18.): «Применение укрупненных норм труда возможно в том случае, когда состав и периодичность выполняемых работ совпадает с установленными в сборнике. Если установлена другая периодичность, то укрупненные нормы обслуживания необходимо корректировать с учетом местных особенностей».

Пример составляющей итогового тарифа при расчете по укрупненным показателям: «уборка территории домовладения»; пример составляющей итогового тарифа при расчете по элементным показателям: «подметание свежевыпавшего снега», «подметание территории», «поливка газонов» и т.д.

2. Сбор и обработка технико-экономических сведений о МКД

На этом этапе должна быть получена максимально полная и точная информация о многоквартирном доме. Конечно, не вся возможная информация, а только та, что требуется для расчета в соответствии с выбранным уровнем детализации. Для этого составляются формы технического учета, в которые затем вносятся данные.

Состав требуемых сведений о МКД определяется исходя из нормативов трудовых и материальных ресурсов, которые решено применять для расчета.

Пример сведений о МКД при расчете по укрупненным показателям: «площадь кровли», «материал кровли»; пример сведений о МКД при расчете по элементным показателям: «площадь кровли», «материал кровли», «протяженность карнизных свесов», «протяженность желобов», «диаметр и протяженность водосточных труб».

3. Сбор прочих данных для расчета тарифа

  1. Ставка оплаты труда рабочего 1 разряда — принимается в соответствии с отраслевым (региональным) тарифным соглашением или коллективным договором (локальным нормативным актом).
  2. Тарифная сетка оплаты труда (разрядные коэффициенты) — опять-таки, она может быть либо отраслевой, либо локальной (принятой в организации).
  3. Цены на материалы, топливо, коммунальные ресурсы — принимаются в соответствии с прайс-листами поставщиков, региональными сборниками цен.
  4. Ставки налогов и сборов — принимаются в соответствии с действующим законодательством, нормы накладных расходов — по расчету организации.

4. Расчет тарифа

Расчет тарифа осуществляется по статьям затрат, на основании нормативов трудовых и материальных затрат, технико-экономических сведений о МКД и прочих данных, в соответствии с принятой методикой.

Форма для расчета тарифа по экономическим статьям затрат (3):
Полная себестоимость содержания и ремонта жилищного фонда

N п/пПоказателиОтчетный периодРегулируемый периодПримечания
планфакт
1.Ремонт конструктивных элементов жилых зданий
Заработная плата рабочих, выполняющих ремонт конструктивных элементов жилых зданий
Отчисления на социальные нужды
Материалы
Прочие расходы
2.Ремонт и обслуживание внутридомового инженерного оборудования
Заработная плата рабочих, выполняющих ремонт и обслуживание внутридомового инженерного оборудования
Отчисления на социальные нужды
Материалы
Прочие расходы
3.Благоустройство и обеспечение санитарного состояния жилых зданий и придомовой территории
Заработная плата рабочих, занятых благоустройством и обеспечением санитарного состояния жилых зданий и придомовой территории
Отчисления на социальные нужды
Материалы
Электроэнергия
Услуги сторонних организаций
Прочие расходы
4.Ремонтный фонд (капитальный ремонт жилищного фонда)
5.Прочие прямые затраты
Оплата работ по управлению жилищным фондом
Отчисления на страхование имущества
Другие расходы
6.Общеэксплуатационные расходы
7.Всего расходов по эксплуатации
8.Внеэксплуатационные расходы
9.Расходы по полной себестоимости
10.Себестоимость содержания 1 м2 общей площади жилья
N п/пНаименование статьи затратОтчетный периодРегулируемый периодПримечания
планфакт
I. Плата за содержание жилого помещения
1.Обслуживание внутридомового инженерного оборудования и санитарное содержание домовладений
Обслуживание систем отопления, водоснабжения и водоотведения
Обслуживание общедомовых узлов учета холодного водоснабжения
Обслуживание электрооборудования
Обслуживание общедомовых электросчетчиков
Электроизмерительные работы
Уборка мест общего пользования
Электроэнергия на общие нужды многоквартирного дома
Обслуживание светоточек наружного освещения
Содержание придомовой территории
Дератизация и дезинсекция мест общего пользования и подвалов
Содержание и очистка вентканалов
Содержание и очистка дымоходов
Обслуживание электроплит
Обслуживание внутридомового газового оборудования
Обслуживание систем пожаротушения
Обслуживание и ремонт повысительных насосов
2.Эксплуатация лифтов
Обслуживание лифтов
Обслуживание диспетчерской связи
Электроизмерительные работы
Обследование лифтов, отработавших нормативный срок
Освидетельствование лифтов
Электроэнергия
Страхование лифтов
Телефонная связь диспетчерских пунктов
Охрана диспетчерских пунктов
3.Эксплуатация мусоропроводов
Обслуживание мусоропроводов
Дезинфекция и дератизация мусоропроводов
4.Вывоз твердых, жидких бытовых отходов и крупногабаритного мусора
5.Итоговая плата за содержание жилого помещения
6.Затраты на услуги по управлению МКД
7.Итоговая плата за содержание жилого помещения с затратами на услуги по управлению МКД
II. Плата за ремонт жилого помещения
8.Текущий ремонт конструктивных элементов жилых зданий
Работы кровельщика
Работы бетонщика
Работы изолировщика на гидроизоляции
Работы каменщика
Работы маляра строительного
Работы монтажника по монтажу стальных и ж/б конструкций
Работы облицовщика-плиточника
Работы облицовщика синтетическими материалами
Работы печника
Работы плотника
Работы слесаря строительного
Работы стекольщика
Работы столяра строительного
Работы штукатура
Работы электрогазосварщика
Работы подсобного рабочего
9.Благоустройство территории
10.Ремонтно-аварийное обслуживание
11.Текущий ремонт отдельных технических устройств жилых зданий
Ремонт систем отопления, водоснабжения и водоотведения
Ремонт общедомовых узлов учета холодного водоснабжения
Ремонт электрооборудования
Ремонт лифтов
Ремонт мусоропроводов
Ремонт электроплит
12.Итоговая плата за ремонт жилого помещения
13.Затраты на услуги по управлению МКД
14.Итоговая плата за ремонт жилого помещения с затратами на услуги по управлению МКД
15.Итоговая плата за содержание и ремонт жилого помещения

5. Согласование и утверждение тарифа

На этом этапе расчет тарифа доводится до регулирующего органа. При наличии замечаний и предложений к расчету по договоренности сторон производится его корректировка.

Согласованный тариф утверждается в установленном порядке решением общего собрания собственников, органов управления ТСЖ (ЖСК), либо нормативным актом уполномоченных органов государственной власти или местного самоуправления.

Как рассчитываются коммунальные ресурсы на содержание общего имущества МКД

Порядок расчета коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (коммунальные ресурсы, потребляемые на общедомовые нужды), зависит от того, установлен ли в доме общедомовой прибор учета.

Если коллективный (общедомовой) прибор учета установлен, размер расходов собственников и нанимателей жилых помещений на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых на общедомовые нужды, может определяться:

  • исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, утверждаемого органами государственной власти субъектов РФ по установленным тарифам, с проведением перерасчета на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета;
    • В этом случае объём потреблённого коммунального ресурса будет рассчитываться как произведение норматива, установленного субъектом РФ, на общую площадь помещений из общего имущества МКД, на частное общей площади помещения МКД и общей площади всех помещений МКД.
    • Раз в год необходимо сделать перерасчёт с учётом реального потребления по показаниям ОДПУ.
    • При этом, если расчёты по показаниям счётчика дают большее количество потраченных в этом году ресурсов, то доначислять сверх нормативного нельзя. Перерасчёт делается всегда в меньшую сторону.
  • исходя из показаний автоматизированной информационно-измерительной системы учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг (в случае оснащения многоквартирного дома такой системой учета), при условии, что такая система обеспечивает возможность одномоментного снятия показаний;
    • Если в доме стоит автоматизированная система учёта, которая позволяет снимать показания одновременно (максимум в течении часа), то объём КРСОИ можно определить по показаниям такой системы.
  • исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых на общедомовые нужды, с проведением перерасчета размера таких расходов на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета в установленном порядке (в случае принятия такого решения на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме);
    • Общее собрание может принять решение о начислении КРСОИ исходя из среднего месячного размера. В таком случае также необходимо делать перерасчёт один раз в год по показаняим домового счётчика.
  • исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ (в случае принятия такого решения на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме).
    • В том случае, если в доме есть ОДПУ и перечень работ и услуг превышает минимальный, то общее собрание может принять решение о начислении исходя из показаний ОДПУ. В таком случае объём коммунального ресурса определяется следующим образом: разница объёма КР и суммы объёмов КР умножается на частное общей доли помещения МКД и общей доли всех помещений в МКД.
  • Если коллективный (общедомовой) прибор учета не установлен, размер расходов собственников (нанимателей) жилых помещений на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых на общедомовые нужды, определяется исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, утверждаемого органами государственной власти субъектов РФ, по установленным ими тарифам.

Судебная практика по дифференцированным тарифам

Помимо позиции Конституционного суда РФ реальной судебной практики в арбитражных судах или судах общей юрисдикции – немного. Однако она есть. Например, по одному из нежилых помещений общей площадью более 2000 м 2 удалось установить и закрепить тариф в 30 р. с 1 м 2 (при тарифе на жилые помещения в 18 р. с 1 м 2 ).

Решением Арбитражного суда Пензенской области по делу № А49-1779/2019 от 25.04.2019 г. было определено, что установление дифференцированного тарифа за содержание нежилых помещений, не являющихся общим имуществом МКД, в сумме 30 руб. за 1 м 2 нежилого помещения МКД не противоречит закону, является обоснованным и подлежащим удовлетворению.

С другой стороны, нужно учитывать, что дифференцированные тарифы не обязательно должны быть выше: они могут быть и ниже, если к тому есть соответствующие основания. Конечные решение и сметное проектирование необходимо осуществлять исходя из особенностей дома.

Автор: Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, кандидат наук

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector