Lazurnensky.ru

Обзорный аналитик
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Видимые изменения в непосредственном управление многоквартирным домом в 2021 году

Как УО работать в 2021 году: новые законы, судпрактика и онлайн-ОСС

Во второй день ежегодной итоговой онлайн-конференции мы обсудили, какие изменения произошли в ЖКХ в 2020 году и какие запланированы на следующий год, проанализировали громкие судебные дела и поразмышляли, как будет складываться практика по разрешению споров о проведении онлайн-ОСС.

Для городского многоквартирного дома этот способ управления экзотичен. Закон позволяет выбрать его лишь для тех домов, в которых количество квартир не превышает тридцати. Но и в домах, состоящих из десятка квартир, непосредственное управление может оказаться затруднительным. Собственники квартир и нежилых помещений должны или совместно на общем собрании решать текущие вопросы, связанные с эксплуатацией дома (а они могут возникать ежедневно и требовать срочного решения), или выдать доверенность одному из собственников, уполномочив его действовать от имени всех.

Все же такой способ управления больше применим для домов, состоящих из нескольких квартир. Причем жильцы должны доверять друг другу и уметь бесконфликтно распределять административную нагрузку и деньги на общие нужды.

Общедомовое имущество

Общедомовое имущество включает в себя:

  1. Помещения общего пользования – лестничные площадки, лестницы, чердаки, коридоры, шахты лифта, лифты, другое оборудование, которое используется в обслуживании жилых и нежилых помещений дома.
  2. Крыши.
  3. Ограждающие конструкции. В качестве несущих конструкций выступают балконные плиты, плиты перекрытий, несущие колонны.
  4. Ненесущие конструкции – окна, двери помещений общего пользования, парапеты, перила и прочее.
  5. Земельный участок в пределах границ, указанных в государственном кадастровом учете.
  6. Различного рода оборудование, которое находится внутри многоквартирного дома или за его пределами и обслуживает различные жилые или нежилые помещения в нем.
  7. Другие объекты, которые обслуживают многоквартирный дом и предназначены для его эксплуатации и благоустройства.

Преимущества и недостатки непосредственного управления

Непосредственная форма обслуживания – одна из самых старых и эффективных. Чтобы обеспечить своевременный и качественный уход за МКД, жителям нужно координировать действия и через уполномоченного представителя заключать договоры с подрядчиками.

Стоит обсудить сильные и слабые стороны этого варианта эксплуатации МКД. Так, управление собственниками помещений в многоквартирном доме связано с рядом преимуществ:

  1. Выполнение оплаты коммунальных услуг напрямую фирмам, которые их предоставляют.
  2. Прозрачные расчеты.
  3. Задолженность граждан не касается остальных жителей.
  4. Дополнительные услуги предоставляются согласно уплаченной сумме.
  5. Обслуживающие организации расходуют средства на работы, предусмотренные в договоре, что значит, деньги используются рационально.

Система управления эффективна лишь при активной позиции жителей дома.

Минусы непосредственного обслуживания:

  1. Представитель собственников берет на себя руководство. Обычно это бесплатно, зато забот у него более чем достаточно.
  2. Отсутствие возможности получить средства на социальные программы: капремонт, обустройство детской площадки и так далее.
  3. Расходы на внесение улучшений – наем консьержа, благоустройство подъезда и прочее – ложатся на плечи добровольцев. Несогласные лица могут отказаться от оплаты нововведений.
  4. Если в составе МКД есть муниципальное жилье, на собрание приглашаются наймодатели, имеющие аналогичные с жителями права при голосовании.

Прежде чем перейти к этой форме управления, нужно внимательно изучить перечисленные минусы и плюсы.

Что изменилось в ЖКХ с января 2021 года для собственников и управляющих компаний

Собрали изменения, которые коснулись сферы ЖКХ уже с начала января 2021 года. Они будут интересны потребителям, управляющим организациям, товариществам, кооперативам и другим организациям коммунального комплекса.

Важно! Об изменениях, принятых в 2021 году, мы писали в отдельных материалах:
✔ Что нового в сфере ЖКХ появится в марте 2021 года?
✔ Что изменится в ЖКХ с 1 июля 2021 года?

Новые правила пожарной безопасности

С 1 января 2021 года вступили в силу новые Правила противопожарного режима в РФ. Они утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479. Предыдущее Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 утрачивает силу.

Наиболее важные правила пожарной безопасности, касающиеся многоквартирных домов, изложены в этой заметке. При этом по мнению самого МЧС, ничего принципиально нового в Правилах не появилось – лишь уточнили предыдущие требования.

Одним из самых волнующих вопросов оказалось хранение вещей в помещениях на цокольных этажах и в подвалах. Из ответа МЧС следует, что вещи хранить можно, если такое назначение помещений предусмотрено проектной документацией.

Кроме того, с января вводятся в действие Порядок и критерии отнесения объектов защиты к определенной категории пожарного риска (Постановление Правительства РФ от 12.10.2020 № 1662).

Повышение тарифов ЖКХ

Очень многие регионы повысили размеры взносов на капремонт.
О некоторых субъектах России мы писали ранее, но если вашего среди упомянутых там нет, то стоит поискать региональный нормативный акт, устанавливающий размер взноса на капремонт в 2021 году для конкретного региона. Обратите внимание, что принять решение о повышении размера взносов власти могли и до 2020 года – сразу на несколько лет вперед.

Размер платы на остальные ЖКУ традиционно повышается не в январе, а в июле 2021 года. Это следует из распоряжения Правительства РФ от 30.10.2020 № 2827‑р, которое утвердило средние по субъектам РФ индексы изменения размера вносимой гражданами платы за ЖКУ: на первое полугодие 2021 г. – 0% по всем субъектам РФ, а на II полугодие 2020 г. индексы различаются в зависимости от региона.

Читать еще:  Как оплатить налог за ребенка или другого человека через «Госуслуги»

Мораторий на проверки организаций ЖКХ в 2021 году

Ограничения касаются только плановых проверок. Правительств РФ в постановлении от 30.11.2020 № 1969 определило особенности проведения таких проверок в 2021 году.

Обращаем внимание, что мораторий на внеплановые проверки, в том числе по жалобам, никто на 2021 год не продлевал. Вы можете писать жалобы в жилищные инспекции для проведения таких проверок. На всякий случай лучше поторопиться. Президент РФ уже подписал Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 509-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Он в статье 3 предусматривает право Правительства РФ в 2021 году вновь установить особенности проведения проверок юридических лиц. Это совсем не значит, что Правительство будет снова вводить мораторий на внеплановые проверки, просто у него будет такая возможность, если понадобится.

Пени по ЖКХ в 2021 году

Возобновлено право организаций ЖКХ начислять и взыскивать пени, вводить ограничения в отношении коммунальных услуг при наличии задолженности.

Это право было приостановлено постановлением Правительства № 424, а полномочие Правительства устанавливать в 2020 году такие послабления для должников закреплялось в статье 18 Федерального закона № 98-ФЗ.

Есть вероятность, что и в 2021 году Правительству позволят установить особенности начисления и уплаты пени. Это предусмотрено проектом № 1076904 – 7, однако он только ещё внесен в Госдуму, поэтому рассчитывать на новые отсрочки и освобождения сразу с января 2021 года должникам не стоит. Возможно, проект даже отклонят, или Правительство РФ просто не станет вновь устанавливать мораторий на начисление и взыскание пени.

Также заканчивается возможность учитывать показания счётчиков, чья поверка истекла после 6 апреля 2020 года.

Новое в Правилах предоставления коммунальных услуг № 354

Постановлением Правительства РФ от 21.12.2020 № 2184 внесены изменения в Правила предоставления коммунальных услуг. В основном поправки касаются гарантирующих поставщиков и счётчиков электроэнергии.

Из других изменений можно отметить новый абзац в п. 44 Правил, согласно которому отрицательный ОДН должен учитываться при начислениях в последующих периодах.

В пункте 81(2) уточнили даты, с которых счётчик считается введённым в эксплуатацию в случае, если исполнитель не соизволил явиться для допуска прибора учета в эксплуатацию. Прежняя редакция предусматривала правила только в отношении счётчиков электроэнергии, теперь эту несправедливость устранили, и показания любого прибора учета можно будет учитывать, если исполнитель коммунальных услуг уклоняется от исполнения своих обязанностей.

Также Постановление №2184 вносит ряд изменений в другие документы:

  • Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств (Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 № 861);
  • Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию (Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 № 87);
  • Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (Постановление Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178);
  • Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или ТСЖ либо кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями (Постановление Правительства РФ от 14.02.2012 № 124);
  • Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии (Постановление Правительства РФ от 04.05.2012 № 442).

Идентификаторы должников

Федеральный закон от 29 декабря 2020 г. № 468-ФЗ “О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации” переносит обязанность указывать идентификаторы гражданина-должника при составлении исковых заявлений и заявлений о вынесении судебного приказа до 2022 года (ст. 4).

Идентификаторы не потребуются лицам, которые управляют домами, региональным операторам (по обращению с ТКО и Фондам капремонта), ресурсоснабжающим организациям.

Утрачивает силу ряд нормативных документов

С 1 января 2021 года отменяются или признаются утратившими силу некоторые нормативно-правовые акты в сфере ЖКХ, выполнение которых раньше проверялось контролирующими органами. Это предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 29.07.2020 № 136.

Среди документов есть Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. № 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» и Постановление Правительства РФ от 25 января 2011 г. № 18 «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов».

Первый документ и так не применялся ввиду отмены ч. 10 ст. 161 Жилищного кодекса РФ, во исполнение которой он был утверждён, а второй заменен новыми Правилами, о которых мы писали ранее, они вступают в силу как раз с начала 2021 года.

Субсидии ЖКХ в 2021 году

С 1 января ожидалось вступление в силу изменений в Жилищный кодекс РФ, касающихся предоставления субсидий и компенсаций расходов на оплату ЖКУ. В частности, речь шла о самостоятельном получении соцзащитой сведений о задолженности (писали раньше), при этом Жилищный кодекс дополнялся положением, что компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг не предоставляются гражданам при наличии у них подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности. Однако вступление в силу этих положений переносится на 1 июля 2021 года. Это предусмотрено статьёй 2 Федерального закона от 30 декабря 2020 г. № 509-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. № 2391 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ» также переносит срок вступления в силу норм о получении из ГИС ЖКХ сведений о наличии задолженности.

Читать еще:  За какой год выдают выплату жилищной субсидии в 2021 году военнослужащим

Этим же постановлением до 1 апреля 2021 г. продлевается беззаявительный порядок предоставления субсидий на ЖКУ.

Новое о рекламе

С 1 января вступили в силу новые Правила рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе. Они утверждены Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 года № 1922. Обзор изменений от ФАС опубликовали в отдельном материале.

Они устанавливают среди прочего требования к заявлению о нарушении законодательства о рекламе (п. 14 Правил). Если понадобится жаловаться на несогласованные рекламные конструкции на фасаде многоквартирного дома или придомовой территории, то нужно перед обращением полистать этот документ, чтобы антимонопольный орган не завернул обращение.

Также вступили в силу новое Положение о государственном надзоре в сфере рекламы и Административный регламент ФАС (Постановления Правительства РФ от 16.11.2020 № 1838 и Приказ ФАС России от 09.12.2020 № 1203/20).

Новое о лицензировании

Лицензирование переводится в электронную форму, о чем был обзор изменений от органа жилищного надзора.
Также напомним, что уже с 20 декабря вступили в силу изменения в Приказ Минстроя №938 о внесении изменений в реестр лицензий.

Новые правила по охране труда в ЖКХ

Вступил в силу Приказ Минтруда России от 29.10.2020 № 758н, о котором мы сообщали ранее. Также начал действовать Приказ Минтруда России от 15.12.2020 № 903н «Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок».

Новый порядок проведения поверки средств измерений

Нововведения устанавливаются Приказом Минпромторга России от 31.07.2020 № 2510. Приказ определяет порядок поверки средств измерения, требования к знаку поверки и требования содержанию свидетельства о поверке.

Установлен срок уведомления органом местного самоуправления собственников помещений многоквартирного дома о принятии решения об определении управляющей организации

Со 2 января вступают в силу изменения в часть 17 статьи 161 Жилищного кодекса РФ (Федеральный закон от 22.12.2020 № 441-ФЗ). Они устанавливают обязанность муниципалитета уведомить собственников о назначении временной управляющей организации в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения.

Новые правила обращения с ртутьсодержащими отходами

С 1 января 2021 года вступили в силу Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде (Постановление Правительства РФ от 28.12.2020 № 2314).

Документ устанавливает, что места накопления отработанных ртутьсодержащих ламп в многоквартирных домах определяются потребителями или по их поручению теми организациями, которые управляют домом. Они организуют накопление отходов в местах, являющихся общедомовым имуществом, и уведомляют об этих местах оператора по обращению с такими отходами.
Органы местного самоуправления организуют создание мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, в том числе в случаях, когда организация таких мест накопления не представляется возможной в силу отсутствия в многоквартирных домах помещений для организации мест накопления, а также информирование потребителей о расположении таких мест.

Как перейти на непосредственное управление домом

Переход на непосредственное управление домом осуществляется в следующей последовательности:

  1. Создание группы из инициативных жильцов. Поскольку переход на новую форму управления многоквартирным домом является добровольным, необходимо определиться с кругом лиц, которые будут ответственны за него. Вместе они составят список жильцов, проведут с ними устные беседы о преимущества смены формы управления, прислушаются к мнению большинства. Члены инициативной группы должны назначить время проведения общего собрания жильцов дома, оповестив о нем каждого собственника.
  2. Проведение собрания. Как уже говорилось выше, решение о переходе на новую форму управления многоквартирным домом принимаются всеми собственниками. Процедура осуществляется на основе проведения очного или заочного голосования. Первое подразумевает проведение собрания с закрытым голосованием, второе – принятие письменных заявлений от жильцов. Какой бы способ не был выбран, жильцы обязаны решить три вопроса: принять утвердительное решение о смене формы управления домом на непосредственную и определить ответственное лицо.
  3. Заключение договоров. Представитель жильцов или группа ответственных лиц, обязаны заключить договора с обслуживающими компаниями. Выбор организаций ложится на их плечи, он должен исходить из количества предоставляемых услуг и цен. Возможно заключение контрактов с различными организациями. К примеру, одна будет отвечать за уборку подъездов, вторая – придомовой территории, третья – озеленение двора. Цена услуг может варьироваться в различном диапазоне, поэтому стоит изучить предложения различных компаний.

Согласно Жилищному кодексу РФ, на собрании желательно присутствие всех собственников квартир, однако это не обязательно. Владельцы квартир могут проигнорировать приглашение, не пожелав принимать участие в голосовании. При этом необходимо учитывать, что решение будет абсолютно законным, если проголосовало более половины жильцов дома. После принятия, оспорить его можно будет только в суде.
Жильцы дома вправе доверить третьему лицу заключать договора от своего не только с обслуживающими организациями, но также и поставщиками услуг. Это дает возможность подписать контракты с компаниями по поставке электроснабжения, газоснабжения и водоснабжения.

Порядок перехода на непосредственное управление МКД

Как правило, все организационные моменты берет на себя инициативная группа особо активных владельцев помещений в МКД.

  1. Оповещение собственников о дате и месте проведения собрания. Обозначение цели.
  2. День собрания, голосование. Закрепление результатов в виде протокола. Выбор председателя, обсуждение насущных вопросов.
  3. В течение 5 дней после проведения собрания выбранный представитель направляет уведомление о принятом на собрании решении:
  • Организации, которая ранее занималась управлением домом;
  • В органы, уполномоченные на ведение муниципального жилищного контроля.
Читать еще:  Программа расселения из аварийного жилья собственников в 2021 году

Уведомление также должно содержать сведения о представителе интересов собственников помещений МКД.

Непосредственное управление – что это?

Среди множества вариантов ведения ЖКХ может быть непонятно, непосредственное управление многоквартирным домом что такое? Это отдельная форма управления, официально предусмотренная ЖК.

Подобный способ управления предполагает возможность самостоятельного заключения договоров с разного рода обслуживающими организациями вроде водоканала, городских электросетей или газовой компании и пр.

Непосредственный способ управления делает владельцев помещений ответственными за содержание общедомового имущества и за капитальный ремонт.

Согласно ЖК ст. 161, предназначением подобного управления МКД является обеспечение благоприятных и безопасных условий для жизни жильцов, а также бесперебойное предоставление услуг ЖКХ и надлежащее содержание общедомового имущества.

Обычно метод управления избирается на общедомовом собрании владельцев жилых помещений. Бывают такие способы домоуправления:

  • непосредственное управление;
  • управление ТСЖ или жилкооперативом;
  • управляющие компании.

Процедура избрания метода управления МКД осуществляется посредством общего собрания владельцев квартир. То решение, которое будет принято на общем собрании, станет обязательным для всех жильцов дома.

Последние изменения в Жилищном кодексе РФ и других правовых документах

Регулируется непосредственное управление (НУ) МКД Жилищным кодексом. Данный нормативный документ был веден в действие Федеральным законом №188 от 29.12.2004 года. В статье №164 ЖК РФ сказано, что основой заключения договоров при таком варианте управления является решение жильцов.

При осуществлении НУ следует учитывать положения таких нормативных и правовых актов:

  • минимальный перечень услуг и работ, утвержденный Постановлением правительства РФ №290 от 03.04.2013 года;
  • правила осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом. Они утверждены Постановлением правительства России №416 от 15.05.2013 года;
  • правила оказания услуг и выполнения работ по содержанию МКД. Введены в действие правительством страны 03.04.2013 года.

В содержание нормативно-правовых документов, регламентирующих порядок проведения непосредственного управления домом, регулярно вносятся коррективы. Определенные изменения произошли и за последнее время.

Непосредственное управление МКД в новых правовых условиях стало осуществляться намного проще:

  • принятие решения на собрании проводится большинством голосов. Свое согласие должно выразить больше половины жильцов. Раньше требовалось не меньше 2/3 голосов. Это вызывало определенные сложности;
  • собственнику жилья теперь необязательно лично являться на общедомовое собрание. Можно отправить вместо себя представителя, оформив доверенность в простом письменном виде;
  • по решению владельцев квартир МКД можно открыть банковский депозит для размещения на нем денег для проведения капитального ремонта. Такой счет легко контролировать. Проценты от вклада защищают финансовые средства от инфляции.

Все это позволяет управлять домом намного эффективнее, повысить комфортность проживания в нем.

Общедомовое имущество

Общедомовое имущество включает в себя:

  1. Помещения общего пользования – лестничные площадки, лестницы, чердаки, коридоры, шахты лифта, лифты, другое оборудование, которое используется в обслуживании жилых и нежилых помещений дома.
  2. Крыши.
  3. Ограждающие конструкции. В качестве несущих конструкций выступают балконные плиты, плиты перекрытий, несущие колонны.
  4. Ненесущие конструкции – окна, двери помещений общего пользования, парапеты, перила и прочее.
  5. Земельный участок в пределах границ, указанных в государственном кадастровом учете.
  6. Различного рода оборудование, которое находится внутри многоквартирного дома или за его пределами и обслуживает различные жилые или нежилые помещения в нем.
  7. Другие объекты, которые обслуживают многоквартирный дом и предназначены для его эксплуатации и благоустройства.

Что делать, если управляющая компания МКД не выполняет свои обязанности?

Управляющая компания обязана нести ответственность за надлежащее исполнение своих функций в соответствии с ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ. Если же имеются основания для определения действий УК, как невыполнение условий договора управления домом, то собственники квартир вправе обратиться с жалобой:

  • в надзорные органы: государственного, муниципального или общественного жилищного надзора. В жалобе необходимо изложить суть обращения, а также записать свои контактные данные (ФИО, почтовый адрес, телефон). Если имеются подтверждающие материалы, то их приобщают — образец жалобы.
  • в Роспотребнадзор. Обычная процедура заключается в передаче претензии сначала в управляющую компанию. При неудовлетворительном ответе составляется жалоба в Роспотребнадзор. Это может быть обычное письменное обращение или заполнение электронной формы на сайте ведомства.

На рассмотрение поступившего обращения надзорному органу отводится 30 дней. В течение этого срока может быть назначена проверка с целью уточнения обстоятельств дела. По итогам проверки принимается решение об устранении нарушений и привлечении виновных лиц к административной ответственности.

  • в прокуратуру, если в результате ненадлежащего исполнения УК своих полномочий были нарушены права граждан или требования законодательства. При многократных случаях административных наказаний, наложенных на УК судом, такая компания будет лишена права управлять домом — образец жалобы.
  • серьезные нарушения со стороны управляющей компании могут стать причиной искового заявления жильцов в суд. Они вправе просить суд принудить УК к устранению недостатков по обслуживанию дома и возмещению ущерба, возникшего в результате ненадлежащего исполнения обязанностей.

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему! Напишите прямо сейчас нашему консультанту онлайн. Или звоните нам по телефонам:

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector