Чем опасен фаркоп и можно ли им защититься от ДТП?
Зачем на машины устанавливают фаркоп, когда нет прицепа
Порой на дорогах встречаются автомобили, оборудованные фаркопом, при этом они ездят без прицепа. Стоит пояснить, что фаркоп – это вид сцепного устройства, которое имеет форму шара или крюка и выступает за габариты машины. Конечно, автовладельцы не всегда пользуются прицепом, но иногда фаркоп устанавливают даже те, у кого прицепа нет вовсе.
- Фаркоп для защиты бампера
- Возможные негативные последствия
- Серьезные повреждения кузова
- Нанесение ущерба чужому имуществу
Правила
Согласно КоАП штрафы ожидают любого водителя, который допустил самовольные изменения в конструкции транспортного средства. Формально установленный фаркоп является, как раз таким изменением. Поэтому, у инспектора появляется возможность выписать штраф на основании пункта 12.5 КоАП
.
Причем самое сложное в этой ситуации заключается в невозможности оспорить такое решение сотрудника полиции. Ведь действительно в ПТС фаркоп не указан, а значит он является усовершенствованием конструкции, и соответственно запрещен к использованию. Стоит отметить, что сейчас ввели подразделение изменений в конструкции, и теперь за фаркоп автомобиль не запретят использовать. Ранее был риск получить полный запрет на эксплуатацию, и продолжить путь уже на эвакуаторе.
Но, есть несколько нюансов. В правилах указано, что можно эксплуатировать автомобили с фаркопами, установленными на конвейере, а также если они не угрожают безопасности движения. Что подразумевается под данным понятием, а также как избежать проблем, мы рассмотрим ниже.
Требуется ли регистрация установленного фаркопа на авто в ГИБДД?
У многих владельцев авто возникает вопрос: нужна ли регистрация фаркопа на легковой автомобиль? Это дополнение разрешено для установки и не требуется производить регистрации, если отсутствуют изменения в автомобильной конструкции.
Если установка на авто фаркопа предусмотрена заводом-производителем, тогда регистрация фаркопа в ГИБДД не требуется.
Узнать эти моменты можно в специальном руководстве, которое имеется для определенного автотранспортного средства.
В случаях, когда фаркоп был приобретен отдельно и установлен на авто, автовладельцу потребуется:
- Паспорт, где имеются специальные отметки о покупке и последующей установке.
- Копия сертификата на установленный фаркоп.
- Квитанция об оплате.
Чаще всего, осуществлять регистрацию фаркопа не нужно, но если возникли такие вопросы, тогда необходимо будет представить документы, которые способны подтвердить тот факт, что не было внесено изменений в общую конструкцию автотранспортного средства.
Как узаконить фаркоп
Если модель машины не предусматривает фаркоп или вы используете устройство без сертификата, это будет считаться изменением конструкции автомобиля, то есть тюнингом. Фаркоп придется зарегистрировать и получить отметку об этом в свидетельство о регистрации ТС (СТС). Для этого действуйте по шагам.
Выбрать лабораторию. Мы подробно рассказали о том, как это сделать, в статье об автотюнинге.
Получить заключение в лаборатории. Отправьте заявку в лабораторию и, если все в порядке, вам выдадут заключение.
Согласовать изменения с ГИБДД. Подайте заключение лаборатории вместе с заявлением в отдел технадзора Госавтоинспекции.
Установить фаркоп. Можете сделать это самостоятельно, обращаться в авторизованный сервис необязательно.
Получить в лаборатории протокол. Сотрудники сравнят планируемые изменения с тем, что получилось.
Получить свидетельство о соответствии конструкции и протокол экспертизы. Для этого подайте в ГИБДД документы по списку:
- заявление,
- паспорт гражданина,
- СТС и паспорт ТС,
- заявление-декларация от производителя работ,
- копии сертификатов соответствия на фаркоп,
- квитанцию об оплате госпошлины — 800 рублей.
Обратиться в регистрационное подразделение ГИБДД. Там вам внесут отметку в СТС и ПТС.
Законные основания использовать фаркоп на авто
Установив на свое автотранспортное средство фаркоп, нужно знать о том, почему могут назначить штраф за езду с этим элементом. Основной причиной является прямое нарушение закона – потому и следует наказание за вождение машины, оснащенной тяговым приспособлением, без прицепа.
Дело в том, что самостоятельная установка детали является изменением конструкции машины, а правилами ПДД предписана регистрация всех установки всех дополнительных приспособлений на транспортное средство.
Внесение конструктивных изменений в автомобиль, регулируется частью 1 статьи 12.5 КоАП РФ. Она запрещает установку не предусмотренного заводом-производителем оборудования на транспортное средство. Также водитель может понести наказание за демонтаж приспособлений, установленных на заводе.
В ст. 12.5 КоАП указывается на то, что разнообразные конструктивные изменения автотранспортного средства представляют собой демонтаж или же монтаж заводом-изготовителем определенного оборудования:
- Специальных приспособлений.
- Составных частей и элементов.
- Вспомогательных деталей и приспособлений.
Здесь необходимо учитывать такой факт, что все приспособления, которые непосредственно установлены на автотранспортное средство, должны быть установлены заводом-изготовителем и при движении не создавать опасных ситуаций, способных привести к ДТП.
В вопросе, можно ли ездить с фаркопом, важно изучить случаи, при которых данная самодельная конструкция устанавливаться не должна. Часто возникают ситуации, когда крепление устройства располагается за пределами транспортного средства, в результате чего может произойти ДТП.
Иногда бывает так, что даже при небольшом столкновении машина цепляется за фаркоп впереди стоящего автомобиля. По итогу оба транспортных средства получают повреждения, что обуславливается только наличием прицепного устройства.
Если у владельца автомобиля отсутствуют документы, подтверждающие, что механизм установлен заводом-производителем, при его обнаружении водителю выпишут штраф за фаркоп с багажником или без прицепа.
Если установленное на машину устройство влияет на вероятность возникновения аварийной обстановки на дороге или изменяет конструкцию транспортного средства, по нормам российского КоАП, штраф за фаркоп по статье 12.5 в 2021 рассчитывается в сумме от пятисот рублей до пяти тысяч.
Исчисление размера денежной санкции определяется на основании уровня потенциальной опасности, возникающей из-за размещения конструкции. В некоторых ситуациях инспекторы ГИБДД могут ограничиться письменным предупреждением собственнику автомобиля, у которого будет обнаружено незаконное устройство.
Штрафы за незарегистрированную установку
Если установленное на машину устройство влияет на вероятность возникновения аварийной обстановки на дороге или изменяет конструкцию транспортного средства, по нормам российского КоАП, штраф за фаркоп по статье 12.5 в 2019 рассчитывается в сумме от пятисот рублей до пяти тысяч.
Исчисление размера денежной санкции определяется на основании уровня потенциальной опасности, возникающей из-за размещения конструкции. В некоторых ситуациях инспекторы ГИБДД могут ограничиться письменным предупреждением собственнику автомобиля, у которого будет обнаружено незаконное устройство.
Можно ли уклониться от денежного штрафа?
Существуют определенные варианты, когда штраф за фаркоп установленный на авто не будет считаться законным:
- Ст. 12.5 КоАП определяет альтернативу штрафу, которой выступает предупреждение от сотрудников ГИБДД. То есть, потребуется сообщить, что ситуацию, с установленным на авто фаркопом, вы в скором времени исправите.
- Приобретение фаркопа съемного типа исполнения. При использовании такой конструкции, будет сложно доказать тот факт, что фаркоп оказывает влияние на конструкцию автотранспортного средства.
- Нет необходимости оплачивать штраф, когда фаркоп был первоначально установлен изготовителем авто.
- Необходимо иметь с собой сертификаты полного соответствия используемого фаркопа, что поможет в трудных ситуациях избежать штрафа ГИБДД.
Все эти моменты требуется учитывать, если у вас на автотранспортном средстве установлен фаркоп, который имеет несъемный тип исполнения.
Рекомендуется иметь все необходимые документы способные доказать тот факт, что в авто не внесены изменения способные вызвать при движении аварийную ситуацию.
Внимание! Когда фаркоп имеет специально выданный сертификат соответствия по действующим требованиям для автотранспортных средств, тогда это будет означать, что он успешно прошел все необходимые в этих случаях проверки.
Порядок постановки фаркопа на учёт в ГИБДД
Некоторые автовладельцы даже не задумываются о том, можно ли ездить с фаркопом без прицепа и недоумевают, получив за это штраф. Мнение же автоинспекции по данному вопросу однозначно – самовольно установленный крепёж может нести опасность для других участников дорожного движения. В частности, сильно выступающий за пределы кузова фаркоп может значительно увеличить повреждения, полученные автомобилем, ехавшим сзади. Поэтому кустарная установка крепёжной системы попадает под действие КоАП и наказывается материально.
Вместе с тем, законодательные нормы разрешают монтаж фаркопов, однако он должен иметь сопроводительную документацию и быть зарегистрирован в ГИБДД.
От обязательной постановки на учёт освобождаются:
- новые автомобили, в которых возможность установки фаркопа поступила напрямую с завода-изготовителя и сведения о нём фигурируют в руководстве по эксплуатации ТС;
- автомобили, где установкой занимался официальный дилер или сервисный центр, имеющий необходимую сопроводительную документацию (паспорт и сертификат соответствия).
На таких транспортных средствах можно кататься без опасения получить штраф за прицепное устройство. Выяснить, предусматривал ли производитель транспортного средства возможность монтажа фаркопа на авто, можно из руководства по эксплуатации.
Следует помнить, что даже легальная установка фаркопа должна подкрепляться пакетом документов. В их число входят: товарная накладная или чек об оплате устройства, дубликат сертификата и паспорт. В паспорт обязательно должна быть внесена пометка сервисного центра о произведённой установке.
Чтобы не переживать по поводу получения штрафов за прицепное устройство на легковом автомобиле, самовольно вмонтированный фаркоп необходимо зарегистрировать. Причём ещё перед прохождением регистрации на него необходимо получить сертификат соответствия. Сделать это можно в авторизованном автомобильном центре. Затем последует проверка на станции технического обслуживания, по итогам которой будет вынесен вердикт, является ли авто безопасным для перемещения по дорогам.
Процедура постановки автомобиля с установленным прицепным устройством на учёт состоит из последовательных этапов:
- Получение экспертного заключения перед установкой фаркопа и после неё.
- Подписание акта о безопасности транспортного средства.
- Выдача протокола проведённой экспертизы и свидетельства на изменённый автомобиль.
- Обращение в ГИБДД для внесения изменений в паспорт транспортного средства и техталон.
После этого автомобиль может считаться полностью безопасным и сотрудники ДПС не смогут выписать штраф за фаркоп без прицепа.
Как правильно установить фаркоп
Прежде чем установить фаркоп, необходимо убедиться в наличии специального крепления на ТС. Затем нужно определиться с периодичностью использования прицепа. Если это сезонная надобность (поездки на рыбалку, дачу), то рекомендуется устанавливать фланцевую конструкцию. Если фаркоп требуется для рабочей деятельности и постоянного использования, то следует обратить внимание на съемный вариант.
Есть ли штраф за фаркоп в России – актуальный вопрос для всех автолюбителей, которые собираются установить эту деталь. Денежной санкции законодательством не предусмотрено, но автовладелец все равно может быть подвергнут административному взысканию. Чтобы разобраться, почему штрафуют за прицепное устройство, следует понимать разницу между штатным фаркопом и самодельным. Второй вариант необязательно предполагает самостоятельное изготовление детали.
За штатное ТСУ не предусматривается административное взыскание, поскольку эта опция присутствует в техпаспорте на машину. Это означает, что автовладелец не прибегал к изменению конструкции ТС при монтаже фаркопа (отсутствуют сварочные или сверлильные работы, а все детали вставлены в соответствующие пазы).
Самодельный фаркоп, пусть и купленный в магазине, но установленный с применением подручных материалов (сварка, дополнительные накладки и так далее), может стать основанием для вынесения штрафа и ликвидации устройства. Автовладельца обяжут привести автомобиль к заводскому виду, описанному в техпаспорте.
Как правильно держать ответ, если гаишник норовит выписать штраф за фаркоп?
В последние годы водителям приходится нелегко, прошли те времена, когда можно было безнаказанно делать со своей машиной всё что угодно, теперь многие элементы тюнинга под запретом. Более того, водители опасаются даже устанавливать такие вещи, как багажники на крышу или фаркопы. Ведь некоторые гаишники пристают и к этим деталям, уверяя, что и они являются внесением изменений в конструкцию машины. Но так ли это, и что нужно делать в такой ситуации?
Прицепились за фаркоп
Правила дорожного движения разрежают водителям использовать лёгкие прицепы даже без открытия дополнительной категории в правах. Но, чтобы возить этот прицеп, необходимо сначала оборудовать свой автомобиль сцепным устройством – фаркопом. Он представляет собой трубу с крюком посередине, которая прикручивается к днищу или раме автомобиля. И вот с законностью установки этого устройства могут возникнуть недопонимания.
За что действительно имеют право наказать?
На самом деле с фаркопами и большими (экспедиционными) багажниками всё довольно просто. Выпуская в серию новую или обновлённую модель автомобиля, автозавод получает на него документ под названием – Одобрение типа транспортного средства (ОТТС). В этой бумаге очень подробно перечислены все технические характеристики машины, а также устанавливаемые в неё электронные системы безопасности. Кроме того, указывают и допустимое к установке дополнительное оборудование.
Если конструкция вашего автомобиля предполагает установку фаркопа, то вы можете совершенно спокойно его использовать, не боясь штрафов. Другое дело, если автопроизводитель не предусмотрел такой возможности, и вам пришлось самостоятельно его установить. В этом случае вам потребуется регистрировать в ГИБДД внесённые изменения.
Как зарегистрировать фаркоп?
Самое главное в этом деле – собирать побольше бумаг с печатями. Фаркон нужно выбирать не только тот, что подходит для вашей машины, но и тот, что имеет необходимые для ГИБДД паспорт и сертификат. Устанавливать его также нужно не где попало, а в автосервисе, имеющем сертификат на право установки подобного оборудования. Собрав все необходимые бумаги и оплатив госпошлину за внесение изменений в ПТС, можете идти в полк ГИБДД.
Штраф за фаркоп
При выезде на дорогу с установленным прицепным устройством съемного типа и без прицепа возможно получение штрафа. Инспектор ГИБДД будет руководствоваться ст. 12.5 КоАП, утверждая, что фаркоп влияет на вероятность аварийной ситуации или изменяет конструкцию автомобиля. Наказание предусмотрено в виде предупреждения или 500 рублей.
Фактически денежного взыскания в виде штрафа можно избежать, если вы:
- заверите инспектора о том, что при нем снимете сцепное устройство, то получите только предупреждение;
- докажете, что фаркоп установлен заводом-изготовителем или зарегистрирован должным образом в ГИБДД, т.е. изменения, внесенные в конструкцию ТС, одобрены;
- предъявите сертификаты о соответствии прицепного устройства техническим нормам.
Поэтому при наличии фаркопа необходимо иметь при себе необходимые документы, а съемный вариант предварительно снимать, если планируете выезжать без прицепа.