Lazurnensky.ru

Обзорный аналитик
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Новые требования к режиму рабочего времени водителей

Режим работы (труда и отдыха) водителя: новые правила 2021

Похожие публикации

С января 2021 года режим труда и отдыха водителей автомобилей будет существенно изменен. Нововведения утверждены Приказом Минтранса России от 16.10.2020 № 424. Новые правила будут применяться до конца 2026 года. Особенности режима труда и отдыха водителей в 2021 году будут рассмотрены в нашем материале.

Новые требования к организации труда и отдыха водителей 2021 года по приказу Минтранса

Рабочие отношения граждан России с их работодателями установлены в Трудовом кодексе. В 4 разделе данного документа можно ознакомится с нормами, которые касаются организации временных рамок труда. Все, что касается условий работы перевозчиков, можно узнать в 51 главе Трудового кодекса.

В целом правила составления рабочего графика работников сферы перевозок регулируются в приказе №15, который Минтранс выдал в 2004 году. Однако 03.05.2018 г. появились правки, которые вышли под номером 170.

К главе о категориях шоферов, режим которых может отличаться, добавили работников пожарных и спасательных служб. Также уточнили, что 12-часовая рабочая смена может назначаться только в том случае, если в целом число рабочего времени в неделю не превышает допустимые нормы труда.

Сколько можно быть за рулем

Новые правила определили, сколько часов должны работать водители ежедневно/в смену:

  • 9;
  • 10, но не больше, чем 2 раза в неделю, а общее количество часов за 7 дней не превысит 56 ч, за 2 недели — 90;
  • 12, если 2 ч необходимы, чтобы добраться до места стоянки.

Сколько часов могут работать водители автобусов (габариты выше 9,5 м), шоферы, транспортирующие крупногабаритные грузы, длинномерные, тяжеловесные: сняты ограничения на 8 ч в течение смены/дня.

Учет рабочего времени водителя

Водитель, согласно трудовому договору, не может выполнять свои служебные обязанности, если в организации работодателя отсутствует график работы. Поэтому график – документ обязательный, составляется ежемесячно и содержит подробную информацию о количестве рабочих дней и выходных, времени рабочих смен, отдыха и перерывов на питание.

График работы водителя является важным элементом системы учета рабочего времени сотрудника и начисления заработной платы. На сегодняшний день существует два типа учета:

  • Ежедневный – учитывается количество отработанных дней в неделю и установленных законодательством часов работы в день (стандартная 40-часовая неделя по 9 часов за рулем + допустимые 10 часов дважды в неделю). Учитывается не количество часов управления авто, а количество часов нахождения на рабочем месте.
  • Суммированный – учитывается длительность рабочего дня (количество отработанных часов) за месяц. Длительность рабочего дня не должна превышать 10 часов.

Возможен ли 12-часовой рабочий день? Да, в некоторых случаях это допускается, если:

  • необходимо доехать до места стоянки или закончить срочную перевозку;
  • водитель работает на автомобиле Скорой помощи, такси, почтовой, коммунальной, связной, аварийной, инкассаторской и некоторых других служб, а также при вахтовой работе;
  • водитель управляет городским или пригородным автобусом.

Полностью ненормированный график работы разрешен для водителей машин МЧС, МВД, аварийно-спасательной службы, ведомственной охраны, геологоразведочных партий, органов власти и самоуправления, а также при международных перевозках. Ненормированное рабочее время в течение суток может иметь любую продолжительность, но не должно превышать 40 часов в неделю.

На кого распространяется приказ

Новые правила обязательны для:

  • работодателей (организаций и ИП);
  • ИП, которые управляют автомобилем самостоятельно (то есть сами являются водителями).

При этом приказ не распространяется на:

  • водителей, осуществляющих перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов госвласти и органов местного самоуправления;
  • водителей, занятых на международных перевозках;
  • водителей, осуществляющих перевозки в пределах границ территории предприятия, не выезжающих на дороги общего пользования,
  • водителей легковых автомобилей ведомственной охраны,
  • водителей пожарных и аварийно-спасательных автомобилей;
  • водителей автомобилей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, водителей-военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы.

Заполнить и распечатать путевой лист со всеми обязательными реквизитами

Изменения ПДД

Минтранс утвердил новые требования к режиму труда и отдыха водителей с 1 января 2021 года.

Речь идёт о приказе Минтранса № 424 от 16 октября 2020 года «Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей» (зарегистрирован 9 декабря 2020 года, рег. № 61352). Он вступает в силу с 1 января 2021 года, выяснил портал Avtospravochnaya.com.

Документ устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей двух категорий:

  • водителей, для кого управление автомобилем входит в их трудовые обязанности;
  • водителей автомобилей, являющихся индивидуальными предпринимателями и осуществляющих управление автомобилем самостоятельно.

Требования обязательны для исполнения:

  • юрлицами и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными на территории РФ, являющимися работодателями;
  • индивидуальными предпринимателями, не являющимися работодателями.

Предусмотрен ряд исключений – требования к режиму труда и отдыха не распространяются на следующих водителей:

  • осуществляющих перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления;
  • занятых на международных перевозках;
  • осуществляющих перевозки в пределах границ территории предприятия;
  • не выезжающих на дороги общего пользования;
  • легковых автомобилей ведомственной охраны;
  • пожарных и аварийно-спасательных автомобилей, включая автомобили, предназначенные для оказания медицинской помощи гражданам, в том числе автомобилей, задействованных в ликвидации последствий либо предупреждении чрезвычайных ситуаций;
  • автомобилей органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность;
  • водителей-военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы.

Режим труда водителя

Согласно документу, нормальная продолжительность рабочего времени водителя не может превышать 40 часов в неделю.

В случаях, когда по условиям работы не может быть соблюдена установленная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц.

Продолжительность учетного периода может быть увеличена до трех месяцев по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, а при ее отсутствии — с иным представительным органом работников.

Суммированный учет рабочего времени вводится работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Продолжительность ежедневной работы (смены)

При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов.

Увеличение этого времени, но не более чем на 2 часа, допускается при условии соблюдения требований данного документа и только в целях завершения перевозки и (или) следования к месту стоянки.

Водителям, работающим на маршрутах регулярных перевозок пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников.

Кроме того, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов при следующих видах перевозок:

  • для учреждений здравоохранения
  • организаций коммунальных служб
  • телеграфной, телефонной и почтовой связи
  • вещателей общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов
  • оператора связи, осуществляющего эфирную цифровую наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов
  • аварийных служб
  • перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании руководителей организаций
  • перевозки на инкассаторских автомобилях
  • перевозки на легковых такси
  • водителям, работающим в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ.
Читать еще:  Как законно отказаться дуть в алкотестер и не лишиться прав?

Время управления автомобилем в течение периода времени, не превышающего 24 часов, после завершения ежедневного (междусменного) отдыха или еженедельного отдыха и началом следующего ежедневного (междусменного) отдыха или еженедельного отдыха (далее – ежедневный период), не должно превышать 9 часов.

Допускается увеличение этого времени до 10 часов, но не более двух раз в течение календарной недели.

При достижении предельного времени управления автомобилем, описанного выше, водитель вправе увеличить это время, но не более чем на 2 часа, в целях завершения перевозки и (или) следования к месту стоянки.

Работодателю запрещается устанавливать для водителей время управления, с учетом этих отступлений.

Разделение рабочего дня на части

С согласия водителей рабочий день (смена) может быть разделен на части. Разделение рабочего дня (смены) производится на основании локального нормативного акта работодателя, принятого с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Перерыв между частями рабочего дня (смены) устанавливается не позже, чем через 5 часов после начала работы.

При разделении рабочего дня (смены) на части суммарное время перерывов между частями рабочего дня (смены) не может превышать:

  • для водителей, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении — 3 часа;
  • для остальных водителей — 5 часов.

Перерыв между частями рабочего дня (смены) предоставляется в местах, обеспечивающих возможность использования водителем времени отдыха по своему усмотрению. Время перерыва между частями рабочего дня (смены) в рабочее время не включается.

Время управления автомобилем в течение одной календарной недели не должно превышать 56 часов, в течение любых двух последовательных календарных недель — 90 часов.

Ненормированный рабочий день

В порядке, предусмотренном статьей 101 ТК РФ, для водителей легковых автомобилей (кроме легковых такси), а также для водителей автомобилей, занятых на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях может устанавливаться ненормированный рабочий день.

Решение об установлении ненормированного рабочего дня принимается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Количество и продолжительность рабочих смен при ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного непрерывного отдыха предоставляются на общих основаниях.

Режим отдыха водителя

Специальный перерыв

Не позднее 4 часов 30 минут времени управления автомобилем, после окончания времени отдыха или специального перерыва, водитель обязан сделать специальный перерыв продолжительностью не менее 45 минут, если не наступает время отдыха или перерыва, продолжительность которых превышает продолжительность специального перерыва.

Специальный перерыв может быть разделен на несколько частей, первая из которых должна составлять не менее 15 минут, а последняя — не менее 30 минут, а при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении каждая из частей должна составлять не менее 10 минут.

Превышение указанного времени управления автомобилем, допускается, но не более чем на 1 час, в целях следования автомобиля к месту ближайшей стоянки для отдыха или к конечному месту назначения.

Время отдыха и перерывов (за исключением специальных перерывов) водителей включает:

  • перерыв для отдыха и питания, предоставляемые в течение рабочего дня (смены);
  • ежедневный (междусменный) непрерывный отдых (далее — ежедневный
  • отдых);
  • еженедельный отдых.

Время отдыха и перерывов водителей также может включать время перерыва между частями рабочего дня (смены).

Перерыв для отдыха и питания

Время перерыва для отдыха и питания должно быть продолжительностью не менее 30 минут и не более 2 часов, и предоставляться водителям, как правило, в середине рабочего дня (смены).

При установленной графиком сменности продолжительности ежедневной работы (смены) более 8 часов водителю могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут.

Время предоставления перерыва для отдыха и питания и его продолжительность (общая продолжительность перерывов) устанавливаются в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка.

Ежедневный отдых

Продолжительность ежедневного отдыха вместе со временем перерыва

для отдыха и питания в течение ежедневного периода должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).

При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного отдыха должна быть не менее 11 часов, которые должны быть использованы до завершения ежедневного периода.

  • сокращение этого времени до не менее 9 часов, но не более трех раз в течение периода между завершением одного еженедельного отдыха и началом следующего;
  • разделение ежедневного отдыха на две и более части, первая из которых имеет продолжительность не менее 3 часов, а последняя не менее 9 часов.

Водители, работающие в составе группы водителей (далее — экипаж), обязаны одновременно и полностью использовать ежедневный отдых не менее 9 часов до завершения ежедневного периода, который для экипажа допускается увеличить до 30 часов.

Время, в течение которого водитель находится во время движения автомобиля в составе экипажа и не управляет автомобилем, в рабочее время не включается. За указанное время, выплачивается дополнительное вознаграждение, размер которого определяется коллективным договором или локальным нормативным актом работодателя, принятым с учетом мнения представительного органа работников.

Любой ежедневный отдых может быть замещен еженедельным отдыхом. Допускается прерывать ежедневный отдых не более двух раз в целях осуществления заезда (выезда) на паром или железнодорожный подвижной состав. При этом общая продолжительность такого перерыва (перерывов) не должна превышать одного часа, время ежедневного отдыха должно суммарно составлять не менее 11 часов.

Еженедельный отдых

Еженедельный отдых должен составлять не менее 45 часов. Этот отдых должен начинаться не позднее шестого ежедневного периода, наступающего с момента завершения предыдущего еженедельного отдыха. Допускается сокращение еженедельного отдыха до значения не менее 24 часов, не более одного раза в течение любых двух последовательных календарных недель. Разница времени, на которое сокращен еженедельный отдых, в полном объеме должна быть использована водителем на отдых от управления автомобилем в течение трех подряд календарных недель после окончания календарной недели, в которой еженедельный отдых был сокращен.

Этот период отдыха должен быть присоединен к ежедневному отдыху, продолжительностью не менее 9 часов, или очередному еженедельному отдыху.

В случае работы экипажа допускается сокращение еженедельного отдыха до значения не менее 24 часов в каждую календарную неделю при соблюдении условий компенсации отдыха, предусмотренных настоящим пунктом.

Рабочее время водителя

Рабочее время водителя включает:

  • время управления автомобилем;
  • время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем (далее — специальный перерыв);
  • время работы, не связанной с управлением автомобилем.

Рабочее время водителя, не связанное с управлением автомобилем, включает в себя:

  • а) подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии, а при междугородных перевозках — для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;
  • б) время проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров водителя, а также время следования от рабочего места до места проведения медицинского осмотра и обратно;
  • в) время стоянки в ожидании погрузочно-разгрузочных работ, в ожидании посадки и высадки пассажиров, при оказании технической помощи;
  • г) время простоев не по вине водителя; время проведения работ по устранению возникших неисправностей автомобиля, выполняемых водителем самостоятельно;
  • д) иное время, предусмотренное законодательством РФ, трудовым договором, заключенным с водителем, и (или) коллективным договором или локальным нормативным актом работодателя, принятым с учетом мнения представительного органа работников.
Читать еще:  Москвичи сообщают об «автобусах-призраках», которые курсируют только в приложении

Состав и продолжительность времени, указанного в подпунктах «а» и «б» настоящего пункта, устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Приказ Минтранса №424: новый режим труда и отдыха водителей

Минтранс России утвердил приказ от 16 октября 2020 года № 424. Этот документ отменил действовавший ранее Приказ Минтранса России от 20.08.2004 № 15. Срок действия новых правил ограничен, они будут действовать до 1 января 2027 года.

Новые правила режима труда и отдыха водителей не распространяются:

✓ на водителей органов государственной и муниципальной власти, ведомственной охраны, автомобили аварийно-спасательных служб, в том числе противопожарной охраны

✓ на международные грузовые и пассажирские перевозки, а также на силовые службы

✓ на внутризаводской промышленный транспорт, не выезжающий за пределы предприятия на дороги общего пользования

На всех остальных работодателей правила распространяются, и об этом необходимо помнить всем, в том числе индивидуальным предпринимателям, даже если они ведут свой бизнес в одиночку. Отдельный раздел посвящен организации труда на вахтовой основе.

Режим труда и отдыха водителей

На протяжении нескольких лет российское законодательство требует иметь тахограф, за отсутствие которого предусмотрен штраф. Тахографом называется устройство для контроля за режимом работы водителя. Также в КоАП предусмотрен штраф за нарушение режима труда и отдыха водителя. Однако не всем водителям известна информация о правильном режиме труда. Именно поэтому в данной статье мы решили рассмотреть особенности режима труда и отдыха водителей.

Составление рабочего графика обязательно для каждого водителя. График составляет работодатель, и ставит водителя в известность о нем.

Составляется график на месяц, и в нем учитываются рабочие дни, а также время начала и окончания смены, время на отдых (обеденный перерыв) и еженедельный отдых.

Есть способы:

  • ежедневного учета рабочего времени, при котором рабочий день водителя не превышает установленных законом пределов.
  • суммированного учета рабочего времени, при котором рабочие дни отличаются по длительности. То есть, есть длинные дни, превышающие нормативы, но месячное количество рабочих часов не превышают норму.

Из чего состоит рабочее время водителя?

Рабочее время водителя состоит из:

  • Времени управления транспортом;
  • Времени на перерывы для отдыха от управления транспортом;
  • Времени на подготовительно-заключительные мероприятия перед выездом на линию и возвращение с нее, а если перевозки междугородние – на работы в пункте оборота или в пути до и после смены.
  • Времени на медицинский осмотр водителя до и после смены, а также времени следования от места работы до места, где производится медосмотр, и на обратный путь.
  • Времени на стоянку в пункте погрузки и разгрузки груза, высадку и посадку пассажиров;
  • Времени на простои не по вине водителя;
  • Времени на устранение возникших неисправностей во время нахождения на линии, не требующих производить разборку механизмов;
  • Времени на охрану груза на стоянках, конечном и промежуточном пункте, при междугородних перевозках, когда данные обязанности предусматривает трудовой договор;
  • Времени на нахождение на рабочем месте, когда управление транспортом передано другому водителю (при отправке в рейс двух и более водителей);
  • Времени на другие случаи, предусмотренные законом.

Как видите, водитель не должен все свое рабочее время находиться за рулем. То есть, 8-часовой рабочий день водителя включает в себя время на перерыв для отдыха, предрейсовый и послерейсовый медосмотр и т.д.

Если организация предложила вам перерывы на отдых делать за счет уменьшения времени на обед, то это не законно.

А вот что касается времени на охрану груза, то оно может не полностью учитываться рабочим временем, а лишь 30%. К примеру, при 8-часовом рабочем дне вы 3 часа охраняете автомобиль, но в рабочее время будет включен только 1 час (30%). В таком случае по факту ваш рабочий день составит 10 часов. Данные действия законны, и это нужно учитывать в графике водителя, чтобы избежать штрафа за нарушение режима труда и отдыха.

Время, в которое водитель присутствует на рабочем месте, но не управляет транспортом, должно учитываться в рабочем времени не менее чем на 50%.

Ежедневный и суммированный учет рабочего времени

Ежедневный учет рабочего времени ведется при 40-часовой рабочей неделе. То есть, у водителя 5 рабочих дней длительностью по 8 часов. В случае 6 рабочих дней – длительностью не более чем по 7 часов.

При суммированном учете рабочего времени расчет производится по более сложной схеме, не в течение дня, а за месяц, иногда за сезон.

Если условия производства не позволяют соблюдать установленные нормативы ежедневного или еженедельного рабочего времени, то прибегают к суммированному учету рабочего времени за период в месяц. Если это сезонная работа, к примеру, перевозка пассажиров на курортах в летне-осенние месяцы, то учет производится за 6 месяцев.

Количество рабочих часов за учетный период не должно быть выше нормативов. Если в месяце 31 день, из которых 23 рабочих, то общее количество рабочих часов должно быть: 23*8=184 часа. Могут быть дни, когда водитель работает более 8 часов, однако суммированное количество часов не должно превышать норму в 184 часа, а рабочий день не должен быть длиннее 10 часов, за исключением ряда обстоятельств, когда он может быть увеличен до 12 часов:

  • При междугородних перевозках, когда водителю нужно время, чтобы добраться до места отдыха;
  • При работе на городских и пригородных маршрутах;
  • При работе на перевозках для учреждений здравоохранения, почтовой связи, аварийных служб, автомобилях для обслуживания органов гос. власти, инкассаторских автомобилях и т.д.

Учет рабочего времени при ненормированном рабочем дне

Закон предусматривает возможность введения ненормированного рабочего дня для водителей легковых авто (за исключением такси) и водителей автомобилей экспедиций и изыскательских партий, занятых геологоразведочными, топографо-геодезическими и изыскательскими работами в полевых условиях.

Ненормированный рабочий день может быть любой продолжительности, однако рабочие часы за неделю не должны превышать 40 часов.

Количество часов на управление автомобилем

Как мы уже сказали, не все рабочее время водителя состоит из управления автомобилем. За рабочий день водитель должен находиться за рулем не более 9 часов.

Если работа связана с вождением автомобиля в горной местности, с перевозкой пассажиров на автобусах длиною более 9,5 метров, с перевозкой тяжеловесных длинномерных и крупногабаритных грузов, то управление автомобилем должно быть не более 8 часов.

Есть исключения, при которых количество часов на управление автомобилем может быть увеличено:

  • В случае суммированного учета рабочего времени при работе на городских и пригородных автобусах;
  • В случае суммированного учета рабочего времени, когда рабочие смены не более 2-х раз в неделю – до 10 часов. Календарная неделя при этом должна состоять не более чем из 56 часов управления автомобилем, а две недели – не более чем из 90 часов.
Читать еще:  Что означает желтая линия на дороге по ПДД

Перерывы на отдых, входящие в рабочее время

Все водители имеют перерывы на отдых, входящие в рабочее время. Перерыв предоставляется на 15 минут. Время первого перерыва –через 4 часа управления транспортом, а время последующих – через каждые 2 часа. Если время перерыва совпало с обедом, то он не предоставляется.

Таким образом, при 8 часовом рабочем дне рабочее время водителя выглядит так:

Деятельность водителяФактически отработанное времяРабочее время
Предрейсовый осмотр15 минут15 минут
Управление транспортом4 часа4 часа
Обеденный перерыв30 минут
Управление транспортом2 часа2 часа
Перерыв на отдых15 минут15 минут
Управление транспортом1ч 30 мин.1ч. 30 мин.
Общее время:8ч.30 мин.8 часов

Нормативы на время отдыха водителя

Время на отдых водителя состоит из:

  • Перерыва на отдых и обед;
  • Ежедневного (междусменного) отдыха;
  • Еженедельного непрерывного отдыха (выходные дни);

На отдых и питание отводится 30 минут – 2 часа. Если рабочий день более 8 часов, то перерыв на обед может предоставляться дважды.

На ежедневный (междусменный) отдых отводится вдвое больше времени, чем на рабочую смену. Время обеда при этом входит в ежедневный отдых.

Если время работы с 8 до 17.00, и перерыв на обед 1 час, то ежедневный отдых должен составлять 15 часов, то есть следующий рабочий день должен начинаться не ранее, чем в 8 часов.

В случае суммированного учета рабочего времени на ежедневный отдых должно отводиться не менее 12 часов, за исключением:

  • Работы на пригородных и городских автобусах – до 9 часов, но по окончании второй смены водителю должны дать не менее 48 часов междусменного отдыха.
  • При работе на междугородних перевозках – до 11 часов. Уменьшение времени отдыха может быть и до 9 часов, однако не более 3-х раз в неделю и с предоставлением дополнительного отдыха, равного «потерянному» количеству часов.

На еженедельный непрерывный отдых отводится не менее 42 часов, при этом в него не входит междусменный отдых.

Если рабочая неделя стандартная, по 5 рабочих дней, то на отдых отводится 57 часов. Если учет суммированный, то выходные могут назначаться в разные дни, но число выходных должно быть не меньше, чем число полных недель в месяце, то есть на каждую рабочую неделю 1 выходной.

Чтобы контролировать режим труда и отдыха водителей, устанавливаются тахографы. При нарушении режима труда вы получите штраф в 1000-3000 рублей.

Тахографы ставятся на автомобили, принадлежащие предпринимателям и юридическим лицам. Личные автомобили тахографами не оснащают.

К некоторым категориям водителей приведенные выше требования к режиму работы не относятся. Это пожарные, аварийно-спасательные автомобили, водители международных перевозок и вахтовых бригад, где применяется вахтовый метод работ.

Автор: Виктория Голдина, дата публикации: 14.10.2019 г.
Перепечатка запрещена. Авторские права охраняются законом.

Режим труда и отдыха: что нового

В сумме за 7 дней находиться за рулем более 56 часов рабочего времени нельзя (устанавливается по тахографу). За 2 недели – свыше 90 часов. Эти градации плавающие. Водитель вправе разделить часы поровну – по 45 ч в неделю (6.5 ч/день) либо 56 ч в первую неделю и 34 ч – во вторую.

Положения в законе о движении:

  • Ехать без перерыва можно не более 4 ч 30 мин. После нужен полноценный отдых.
  • За сутки время управления транспортом не должно превышать 9 ч. Допускается в критических ситуациях увеличивать его до 10 часов, но не больше 2 раз в неделю (не более чем 56 часов за 7 дней, 90 часов – за две недели).

Положения в законе об отдыхе:

  • После нахождения за рулем водитель должен расслабляться в течение не менее 45 минут. Допускается поделить это время на промежутки от 15 мин., то есть первый раз – 15-20 мин., второй – 30-25 мин.
  • Общее время отдыха за сутки – не менее 11 ч, включая ночной сон. Допускается уменьшить его на 2 часа, но не больше трех раз за 6 суток.
  • Если у шофера вышло время нахождения в пути, а стоянки нет, он может увеличить его на 1-2 часа до прибытия на паркинг дальнобойщиков, к посту ГИБДД и т. п.

Теперь, сверяясь с изменениями в ПДД РФ, можно заблаговременно рассчитывать путь, отмечая на карте (дальнобойщики, водители межгорода) места отдыха.

Надо понимать: закон-законом, но если шофер чувствует усталость, засыпает за рулем, нужно остановиться и отдохнуть в любом месте, несмотря на то, сколько прошло времени с момента начала движения. Нормы рассчитываются исходя из средних показателей: возраста, физической и психологической выносливости. У каждого человека они разные, поэтому не стоит подвергать опасности жизнь пассажиров и собственную.

Некоторые организации пытаются ввести для водителей так называемые «дежурства на дому». Однако такая практика противоречит трудовому законодательству. По закону дежурства могут быть только у работников медицинских и спасательных служб. Если же работодатель хочет назначить водителю смену за пределами рабочего времени, то это будет считаться сверхурочной работой.

Основные нормы работы распространяются и на водителей грузовых автомобилей. Если для водителя используется суммированный график учета, то рабочая смена также не должна превышать десяти часов в день. Единственная разница заключается в том, что водители грузовых автомобилей обязаны делать перерывы в работе. Через 4 часа 30 минут после начала управления транспортным средством водитель должен отдыхать не менее 45 минут. Указанный перерыв для отдыха может быть разбит на две части, первая из которых должна составлять не менее 15 минут, а вторая ― не менее 30 минут.

Ответственность за несоблюдение графика труда и отдыха

Для учета фактически отработанного времени предусмотрено использование тахографов. Но правильную эксплуатацию этих устройств обеспечивают водители.

Работникам следует объяснить, что они лично отвечают за отказ воспользоваться правом на отдых. А согласно п. 3 ст. 11.23 КоАП РФ, за нарушение режима труда и отдыха их вправе оштрафовать на 1500-2000 рублей. Оформить соответствующее уведомление допустимо, например, так:

Напомним, по ч.3 статьи 11.23 КоАП РФ, за несоблюдение режима труда и отдыха наказывают не только водителей, но и их работодателей, если докажут, что норма часов водителя автобуса или иного транспортного средства не соблюдена по вине руководства. Должностным лицам грозят санкции в размере до 10 000 руб., ИП придется заплатить до 25 000 руб., а организациям — до 50 000 руб.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector