Lazurnensky.ru

Обзорный аналитик
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Прокуроры проверят законность установки всех камер фиксации нарушений ПДД

Всё что нужно знать о мобильных камерах-треногах в 2021 году

За последний год на дорогах России существенно выросло количество камер видеофиксации нарушений скоростного режима. Большинство из них — мобильные комплексы на треногах, которые размещаются временно и в неожиданных местах, никак не обозначены дорожными знаками и часто скрыты из поля зрения водителей. Камеры отмечают нарушения ПДД, водители получают «письма счастья» и вынуждены платить штрафы.

Можно ли считать увеличение камер видеофиксации на треногах эффективным средством борьбы с нарушениями правил дорожного движения? Законна ли и установка, кто и на основании каких законодательных норм имеет право их устанавливать? Об этом поговорим в статье ниже.

Генпрокуратура России проведет проверку законности деятельности частных комплексов фотофиксации нарушений правил дорожного движения (ПДД). Водители жалуются на нарушения со стороны таких частных «гаишников». Зачастую они устраивают засады не на аварийных участках, а на скоростных трассах, а камеры устанавливают с нарушением стандартов, что приводит к ошибочным штрафам.

Поручение проверить законность установки частных камер Генпрокуратуре дал вице-премьер Максим Акимов, пишут «Известия». Правительство намерено кардинально пересмотреть поход к этой работе и отстранить от нее частный бизнес.

Местные власти привлекают к фотофиксации нарушений ПДД коммерческие организации в целях снижения аварийности. Но по факту частные «гаишники» руководствуются не соображениями безопасности дорожного движения, а желанием поймать как можно больше водителей на нарушениях. В результате камеры устанавливают не на аварийных участках (нерегулируемый перекресток, зебра и прочее), а на пустынных скоростных участках трасс, перед выездом из населенных пунктов или около забытых временных дорожных знаков.

Эксплуатация самих комплексов фотофиксации также вызывает массу нареканий. Приборы устанавливают в нарушении стандартов. Вместо предусмотренного ГОСТом штатива камера может стоять на кирпичиках, ящиках и других подручных средствах, или даже под лобовым стеклом автомобиля, что неизменно ведет к неправильной работе и как следствие к ошибочному измерению скорости.

Более того, лица, которые следят за работой комплекса, зачастую вообще не имеют права этим заниматься. Активисты Федерации автовладельцев России описывают случаи, когда камеру ставят на обочине у овощных палаток, стерегут прибор продавцы. Таким образом, фотофиксация нарушений ПДД превратилась в прибыльный бизнес.

Москва, Служба информации РИА «Новый День»

Камеры работают на карман частников

Количество вопросов, которые у прокуроров возникают к работе камер фото-видеофиксации на дорогах, вообще зашкаливает. Генпрокурор России прямо сказал, что в некоторых регионах штрафы, которые платят водители после фиксации камерами их нарушений, «по условиям концессионных соглашений практически полностью отчисляются частным компаниям». «В ходе прокурорских проверок установлены многочисленные факты, когда такие системы работают с неотлаженным программным обеспечением. Водители получают квитанции на оплату штрафов за правонарушения, которых они не совершали. А места установки камер порой свидетельствуют о стремлении скорее заработать на штрафах, чем обеспечить безопасность на дорогах», — заявил Юрий Чайка.

Прокуроры выявили, что зачастую камеры устанавливаются при отсутствии документации об организации дорожного движения, без учета состояния аварийности, без знаков, предупреждающих водителей об их использовании. В частности, на трассе М8 были установлены 3 ограничивающих скорость движения знака по устному распоряжению начальника участка организации, обслуживающей дорогу по госконтракту. В результате штрафы были наложены более чем на 200 водителей.

Примерно такой же бред творится с установкой дорожных знаков. «Является абсурдной ситуация, когда знак „Остановка запрещена“ устанавливается непосредственно перед пешеходным переходом, а камера фиксирует правонарушение при остановке для пропуска пешеходов. Подобные жалобы часто поступают от автомобилистов Москвы», — отметил Александр Буксман. Также зачастую камеры фиксируют неправильную парковку в момент, когда автомобиль стоит в глухой пробке. «Ошибки свойственны любым цифровым системам. Но недопустимы умышленные уловки их владельцев в целях незаконного обогащения», — подчеркнул заместитель генпрокурора.

Читать еще:  ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ЗАПИСЬ С ВИДЕОРЕГИСТРАТОРА ДОКАЗАТЕЛЬСТВОМ В СУДЕ?

Генпрокуратура предлагает установить административную ответственность за эксплуатацию установленных с нарушениями камер фотовидеофиксации на дорогах, а также на заседаниях соответствующих межведомственных групп проработать предложения об установлении единых требований к размещению дорожных знаков на всей территории страны.

Ошибочка вышла!

Чтобы получить как можно больше прибыли, псевдоинспекторы выдумывают все больше ухищрений, что в итоге приводит к ошибкам в работе комплексов и, как следствие, необоснованным штрафам для владельцев авто, рассказывает президент ФАР Дмитрий Клевцов. По его словам, таких «трюков» становится все больше. Эксперт привел несколько показательных примеров грубейших нарушений требований эксплуатации приборов и ГОСТов, согласно которым радары должны быть установлены в трех метрах от дороги и не должны быть перекрыты столбами, деревьями или другими предметами.

Так, в Татарстане во время рейда было выявлено, что «дорожные коммерсанты» установили комплекс фотофиксации в салоне собственного автомобиля под лобовое стекло. Еще были случаи, когда камера стояла на бампере машины, или же на как попало сложенных кирпичах и ящиках. Показательный случай произошел четыре года назад в Краснодарском крае. Тогда сразу нескольким сотням автомобилистов пришли необоснованные штрафы за якобы превышение скорости. В итоге несколько человек решили обратиться в суды, требуя отменить постановления. Решение в их пользу было принято после того, как на их сторону встала прокуратура.

Но практика установки частной техники в нарушение всех требований, с тех пор не только не прекратилась, но и получила распространение. С такими «лжеинспекторами» автомобилисты сталкиваются во всех регионах России.

По словам депутата Госдумы Вячеслава Лысакова, дело доходит до того, что фиксацией нарушений ПДД занимаются торговцы на придорожных рынках. Совершенно неквалифицированные люди эксплуатируют комплексы фотофиксации, установленные рядом с овощными прилавками.

Правила установки камеры видеофиксации на дорогах

В 2017 году в России введены в действие ГОСТ Р 57144-2016, ГОСТ Р 57145-2016 которые касаются работы камер видеофиксации. Новые правила включают в себя следующие пункты:

  • приборы устанавливаются на дорогах с плохой видимостью, а также на участках, где произошло более 3 аварий;
  • муляжи камер ставятся только тогда, когда фиксируется уменьшение нарушений;
  • устройства с функцией трекинга не могут производить замер скорости на расстоянии менее 50 метров;
  • вероятность распознавания номерных знаков должна быть не менее 90%;
  • камеры обязываются измерять скорость в диапазоне от 20 до 250 километров в час.

    Должен ли быть установлен предупреждающий знак

    Законодательство не содержит норм, которые обязывают сигнализировать о размещении на дорогах треног с камерами с помощью предупреждающих знаков.

    В статье 8.23 ПДД определено, что на участке, где проводится видеофиксация, необходимо устанавливать спецзнак. Но здесь не указано, в отношении каких средств применяется правило.

    ГОСТом Р 52289-2004 устанавливается необходимость размещения предупреждающих табличек там, где на дороге возможна фиксация нарушений с помощью стационарных устройств. К ним не относят треноги, которые являются мобильной техникой. Выходит, что в законодательстве есть упущение, которым активно пользуются коммерческие фирмы.

    Хороший способ заработать

    В МВД поддерживают инициативу общественников – премировать лиц, которым программа для фиксации нарушений ПДД помогла зафиксировать неправомерный поступок на дороге. Законопроект о предоставлении всем желающим возможности самостоятельно записывать беспредел на дорогах уже внесен правительством в Госдуму. В ГИБДД надеются, что новая система борьбы с лихачами скоро заработает.

    Будет ли в принятом законе предусмотрена возможность для премирования граждан, которые зафиксировали несоблюдение правил на смартфон и при помощи специального приложения передали данные в ГИБДД, пока неясно. Авторы инициативы считают, что фиксация нарушения ПДД гражданами должна государством оплачиваться в размере 10% от суммы штрафа.

    Читать еще:  Как избавиться от штрафов с камер ГИБДД

    Депутатам предстоит серьезная работа, ведь необходимо не только определить список правонарушений, о которых граждане смогут сообщать, но и разработать по-настоящему эффективную систему взаимодействия ГИБДД и населения.

    Ранее сообщалось, что все стопхамы смогут передать данные:

    • о проезде на запрещающий сигнал светофора;
    • об отказе уступить дорогу транспортному средству, имеющему преимущество;
    • об отказе уступить дорогу пешеходам или другим участникам движения;
    • о нарушении правил парковки, заезде на пешеходные тротуары.

    В процессе обсуждения новой системы автор целого ряда «автомобильных» поправок депутат Вячеслав Лысаков напомнил, что намного важнее разработать приложение для фиксации нарушений ПДД гражданами через видеорегистраторы, а не через смартфоны. Ни один здравомыслящий человек не будет стоять на обочине дороги со смартфоном в руках, ведь использование видеорегистратора намного эффективнее.

    Почему инспектор не обязан показывать видео?

    Камеры видеофиксации в 2021 году широко используются ГИБДД при надзоре за нарушениями на дороге. А потому водители уже привыкли – если инспектор составляет протокол, значит он записал нас на видео и будет использовать это как доказательство. Но при всем этом следует учитывать, что:

    • во-первых, ни один из законов не обязывает инспекторов ДПС записывать момент нарушения на видео – это исключительно их право при реализации должностных полномочий. В России вообще огромное количество штрафов выписывается без видеофиксации, например, штрафы за непристегнутый ремень либо нарушения правил парковки;
    • во-вторых, нет ни одной нормы, обязывающей приобщать записанное видео к материалам дела. Вполне возможно, что запись есть, но сотрудник ГИБДД не хочет ее давать посмотреть водителю по его требованию, так как она не дает четкой картины и не позволяет однозначно установить вину остановленного лица.

    Действительно, водитель, как сторона производства обладает процессуальными правами: статья 25.1 КоАП позволяет лицу, в отношении которого ведется производство, изучать все материалы дела, давать свои показания, заявлять отводы и пользоваться иными процессуальными правами. В том числе, граждане вправе требовать от инспекторов разъяснения сути нарушенной нормы ПДД.

    Но обязанности инспектора при оформлении протокола четко оговорены Админрегламентом, утверждённым Приказом МВД №664. И в нем, как и в любом другом нормативном акте, такой обязанности инспектора как предоставление доказательств административного нарушения непосредственно на дороге перед вынесением постановления нет.

    А следовательно, водитель не может требовать от сотрудника ДПС показать видео нарушения. Даже если такое требование будет предъявлено, полицейский вполне законно может отказать водителю. И это не может служить основанием для обжалования действий полицейских и оспаривания постановления со штрафом.

    Как не попасть в поле зрения камеры

    Не желая соблюдать правила ПДД и платить штрафы, водители идут на хитрости, чтобы скрыться от глазастой техники. Несмотря на постоянное совершенствование камер, некоторым автомобилистам удается обмануть системы видеонаблюдения.

    Как избежать прицела камер слежения:

    • Дорисовка знака. Хитроумные водители добавляют цифры в номерной знак, поэтому в случае предъявления претензий ссылаются на несоответствие данных.
    • Сетка. На регистрационный знак машины крепят металлическую сетку, из-за чего камера не может идентифицировать цифры.
    • Спрей. На номерные знаки наносят аэрозоль, из-за которого камера не распознает знаки на табличке.
    • Инфракрасная рамка. За номерным знаком по периметру крепят полосу с инфракрасными лампами. Из-за них видеорегистратор не может распознать знаки в темноте.

    Многие способы маскировки регистрационных знаков действительно работают, делая их нераспознаваемыми для камер видеонаблюдения. Но если по дороге вы встретите сотрудника ГИБДД, то готовьтесь заплатить штраф за нечитаемые номера.

    Чтобы избежать проблем, рекомендуется просто соблюдать ПДД, а не изобретать велосипед. Так и деньги будут целы, и нервы. Если автомобилисту пришло «письмо счастья», он может обжаловать решение, если к обвинению не прилагаются фото- или видеоматериалы. Доказать факт превышения скорости без соответствующих данных невозможно.

    Читать еще:  Можно ли после кваса садиться за руль?

    Установка знака и нанесение разметки фотовидеофиксация

    В 2021 году в правилах дорожного движения описаны табличка 8.23 и горизонтальная дорожная разметка 1.24.4, указывающие на наличие камер фотовидеофиксации на данном участке дороги.

    Указанные знак и разметка применяются с 2013 года. Они рассмотрены в соответствующей статье.

    Однако многие водители до сих пор ошибочно считают, что перед каждой камерой ГИБДД должен быть установлен знак и нанесена разметка. Это утверждение неверно. Камера может не быть обозначена заранее, это не будет являться нарушением.

    Последние изменения в законодательстве

    Камерами на дорогах недовольны многие автомобилисты, еще больше их раздражают мобильные «треноги», так как появляются они в самых неожиданных местах и управляются частными компаниями.

    Как оказалось, еще есть проблема «скрытых» камер – когда из-за своего расположения они плохо видны водителям проезжающих мимо автомобилей. Эта проблема оказалась настолько серьезной, что дошла даже до президента. Владимир Путин поручил до 1 февраля следующего года отменить все штрафы, начисленные неправильно установленными камерами.

    Позиция президента такова: камеры нужно ставить в аварийных местах не для сбора максимальной суммы штрафов, а для снижения аварийности. «Скрытая» установка камер никак не способствует этому.

    Что касается стационарных камер, ГИБДД никак не скрывает их расположение. Более того, недавно на сайте ведомства даже появился новый раздел, где на карте регионов отмечены места установки дорожных камер.

    Практической пользы от этого немного: камеры туда добавили пока не все, а водители давно уже пользовались антирадарами и навигационными программами с отмеченными камерами.

    Среди других инициатив есть предложение фракции партии ЛДПР в Госдуме. Депутаты предлагают вообще запретить частные камеры – по их мнению, они должны находится исключительно в собственности РФ или регионов. Авторы ссылаются на многочисленные жалобы, в которых водители указывают на неправильное расположение комплексов на дорогах.

    Однако увеличение меры ответственности может коснуться не только частных компаний-операторов, но и самих водителей. Речь идет о популярных у россиян радар-детекторов (антирадары). Они могут работать как детектор электромагнитных волн от комплексов слежения, а могут содержать информацию о них в базе данных.

    Радар-детекторы запрещены во многих странах мира, в том числе в Швейцарии, Канаде, Германии, Австралии и других.

    В России формально такие устройства не запрещены, но инспекторы ГИБДД придумали способ штрафовать водителей за них. Штраф накладывается по части 1 статьи 12.5 КоАП РФ – за установку дополнительных предметов, которые ограничивают обзорность с места водителя. Санкция по этой статье предусматривает предупреждение или штраф в 500 рублей.

    Но чиновники уже всерьез планируют запретить антирадары. Впервые об этом заговорили еще 8 лет назад в Татарстане, но до сих пор ответственные лица пока не решились на запрет.

    С другой стороны, полностью запретить их вряд ли получится. Водители начнут использовать смартфоны со специальным приложением, что точно не попадет под запрет.

    Вероятно, из-за значительного общественного резонанса стоит ожидать в скором времени и каких-то еще нововведений по части дорожных камер. Ясно одно – отказываться от них власти точно не намерены.

    голоса
    Рейтинг статьи
  • Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector