Lazurnensky.ru

Обзорный аналитик
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как обратиться в контролирующие органы за разъяснениями

Как написать запрос на разъяснение законов в Минфин, ФАС и другие госорганы

В спорных ситуациях участники закупок опираются на законы и правоприменительную практику. Но что если однозначных ответов нет? Тогда можно написать запрос в органы, которые контролируют сферу закупок. Куда писать, что учесть при обращении и сколько времени ждать ответ?

иллюстратор — Маргарита Федосеева

Кому полезен инструмент

Чаще всего этим инструментом пользуются две аудитории:

  • Поставщики, которые часто участвуют в закупках по конкретному постановлению со множеством нюансов — например, с ограничением доступа иностранных товаров. На официальное мнение госоргана можно опереться в спорах с заказчиком или при рассмотрении дел в ФАС или арбитраже.
  • Все заказчики. У них гораздо выше ответственность за несоблюдение правил. Если в законе нет ответа, лучше запросить официальное разъяснение. Это поможет избежать претензий и штрафов при проверках.

Что общего при подаче запроса

В алгоритме обращения в разные госорганы есть общие моменты:

  1. Не обязательно регистрироваться на сайте или заводить личный кабинет. Оставить обращение можно в специальной форме обратной связи.
  2. Не нужно подписывать запрос электронной подписью или обязательно обращаться от имени юрлица.
  3. Ответ придет на электронную почту, которую вы указали в обращении. Это может быть личный ящик.

Содержании запроса тоже ценят одни и те же моменты:

  1. Четко формулируйте запрос: опишите проблему, ссылаясь на действующие законы и разъяснения других ведомств, если они есть. Если практика решения подобных вопросов уже существует, сошлитесь на нее.
  2. Укажите номер закупки, в какой появилась нестыковка.
  3. Подготовьте доказательства, которые подтвердят проблему: протоколы рассмотрения заявки, скан контракта и т.д.

В чем разница

Минфин

С какими вопросами обращаться

— трактовка действующих и новых правил 44-ФЗ и 223-ФЗ,

— коллизии «закупочных» законов с другими нормативными актами,

— пробелы в законодательстве.

— Чтобы отправить обращение, сначала нужно дождаться проверочного кода на свою электронную почту.

— Через сутки придет письмо с номером обращения, но без указания на какое обращение. Это неудобно, когда вы отправляете несколько запросов на разные темы. Рекомендуем самостоятельно фиксировать, у какого обращения какой номер.

— Ограничение для приложений — 25 Мб.

— Обращение регистрируют в течение 3 дней.

Как долго отвечают

до 30 дней. На практике отвечают быстрее остальных ведомств.

ФАС

https://fas.gov.ru/approaches/send_to_fas . Если оставите телефон, вам могут позвонить с уточняющими вопросами.

С какими вопросами обращаться

— разбор ситуаций, по которым нет практики,

— Сначала приходит номер обращения, и потом номер отслеживания. По номеру отслеживания можно узнать статус. Но по сути есть только один вариант — дождаться ответа на почту.

— Можно добавить соавтора — он тоже получит ответ.

— Ограничение для приложений — до 10 Мб файл.

— Запрос регистрируют до трех дней.

Как долго отвечают

30 дней. На практике ответа раньше можно не ждать. Могут брать дополнительные 30 дней.

Минпромторг

С какими вопросами обращаться

— Закупки с ограничением или условиями допуска (нацрежим) — например, по постановлениям правительства № 616, № 617.

— Ведение реестра товаров из России и ЕвразЭС, реестра радиоэлектронной продукции.

— Не очень удобная форма отправки обращения, особенно поле ввода емейла.

— Непонятно, какой объем файла можно прикрепить.

— Сразу присылают один номер.

Как долго отвечают

Выводы

Даже несмотря на то, что разъяснения не имеют законодательной силы, они все равно полезны на практике: помогают решать споры, доказывать правоту в судах и перед проверяющими органами. Но также учтите:

  • Это не самый оперативный способ найти ответ. В среднем приходится ждать около месяца.
  • Даже регуляторы не всегда знают, как трактовать законодательство. В этом случае они берут еще время на поиск ответа. Зато потом эти разъяснения включают в новую редакцию закона или рекомендуют учитывать при рассмотрении исков в ФАС «на местах».
  • Мнение разных ведомств может быть одинаковым на один и тот же запрос, а может различаться. Значит, ситуация действительно неоднозначная — и это тоже показательно при разбирательствах.

Наши эксперты активно используют инструмент подачи запросов в госорганы: накопили базу ответов на сложные вопросы, запрашивают разъяснения у нескольких ведомств. Результатами мы периодически делимся в статьях. Если вы столкнулись с неоднозначной ситуацией на практике, отправьте вопрос нашим экспертам. Вместе с ними вы решите, что требует закон в вашем случае и надо ли писать разъяснение в госорган.

Ответим на вопросы

Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике .

Куда нужно подавать обращение

Понять, в какой государственный орган следует подавать обращение, можно, обратившись к Указу № 498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц». В нем утвержден перечень органов и организаций, которые отвечают за рассмотрение обращений в тех или иных сферах.

Указ предусматривает, что подаваемые впервые обращения должны рассматриваться в местных органах в соответствии с их компетенцией.

Например, за разъяснением налогового законодательства первоначально нужно обращаться не в само Министерство по налогам и сборам, а в инспекцию МНС (она должна относиться к той территории, на которой у заявителя возникли вопросы).

Информация с сайта Министерства по налогам и сборам:

Электронные обращения граждан (индивидуальных предпринимателей) и юридических лиц, поступающие в налоговые органы по вопросам разъяснения налогового законодательства, исчисления и уплаты обязательных платежей в бюджет в случаях, установленных актами Президента Республики Беларусь, декларирования физическими лицами доходов и имущества рассматриваются первоначально в инспекциях МНС по районам, городам, районам в городах, где возникли вопросы, изложенные в обращениях (перечень электронных адресов инспекций МНС по районам, городам, районам в городах).

Оформление, подача и рассмотрение жалоб по Закону № 44: особые случаи

Жалоба может быть возвращена, если она оформлена неправильно, либо сведения, указанные в ней, являются недостоверными. Она не будет принята к рассмотрению, если по действиям, обжалуемым в ней, уже вынесено решение суда либо органа, контролирующего судебное решение.

Решение, касающееся возвращения жалобы, необходимо принять в течение двух дней (рабочих) с той даты, когда она поступила. При возвращении жалобы в день принятия подобного решения контролирующий орган в области закупок должен в письменной форме сообщить о принятом решении, указав причину её возвращения. Срок этот довольно короткий, однако обусловлен он тем, что участнику предоставлено право подать повторную жалобу.

Срок подачи жалобы со стороны участника на действия, совершенные заказчиком, также ограничен. Стоит напомнить, что решение о возврате жалобы можно оспорить в судебной инстанции.

Закон предусматривает процедуру отзыва жалобы подавшим её лицом до того, как контрольный орган примет решение по существу. Однако этот участник уже не вправе будет подать повторную жалобу на аналогичные действия тех же лиц.

Возражения на жалобу

Заказчику либо иному лицу, интересы которого затронуты в жалобе, предоставлено право направить в контрольный орган возражения. Это необходимо сделать за два дня (рабочих) до того, как жалоба будет рассматриваться. Правила оформления возражения аналогичны правилам оформления самой жалобы. Контрольным органом в сфере закупок возражение рассматривается в течение пяти дней (рабочих), а затем сообщение о результатах рассмотрения направляется заинтересованному лицу.

Читать еще:  Статья 39 НК РФ. Реализация товаров, работ или услуг

Особенности рассмотрения жалобы

Жалоба должна рассматриваться на коллегиальной основе, что обеспечит вынесение обоснованного и законного решения по ней.

Контрольный орган обязан:

  • обеспечить рассмотрение жалобы по существу, а также возражений по ней в течение пяти дней (рабочих) с той даты, когда она поступила;
  • уведомить подавшее жалобу лицо, а также лиц, которые направили возражения на неё, о результатах рассмотрения.

ФАС вправе направлять запросы, касающиеся предоставления информации и документов, которые необходимы для рассмотрения жалобы. Так, служба может запросить у оператора ЭТП либо заказчика необходимую информацию.

Заказчики, действия которых обжалуются, должны предоставить на рассмотрение жалобы документацию о закупке, протоколы, заявки на участие, видео- и аудиозаписи, иные документы, которые были составлены при определении поставщика либо аккредитации участника на ЭТП. Однако у подавшего жалобу лица запрещается запрашивать информацию, находящуюся в распоряжении госорганов. Контрольный орган делает запрос самостоятельно.

Контрольный орган имеет право на приостановление определения поставщика даже до рассмотрения жалобы. В подобном случае срок, который установлен для заключения контракта, продлевается на период, пока жалоба не будет рассмотрена.

Подача и отзыв жалобы не лишает права на подачу аналогичного заявления. Жалобу на положения документации о проведении электронного аукциона можно подать лишь до того момента, пока не окончится срок подачи заявок. При совершении обжалуемых действий после начала рассмотрения заявки подать жалобу может лишь участник закупки, планирующий участие в аукционе. Законом отводится на это десять дней с того момента, как будет опубликован соответствующий протокол.

При совершении обжалуемых действий при рассмотрении вторых частей заявок либо в ходе заключения контракта подача жалобы возможна лишь до момента заключения контракта. По истечении указанных сроков участник вправе оспорить действия заказчика либо оператора ЭТП в судебной инстанции.

Возможно, Вас также заинтересует:

  • Онлайн калькулятор стоимости банковской гарантии

Предлагаем воспользоваться нашим сервисом по сравнению стоимости банковских гарантий в разных банках.

Поможем оформить жалобы в ФАС. Поддержка и консультирование на всех этапах.

Как подать запрос на разъяснение аукционной документации? В адрес кого и в какие сроки он направляется? Что делать, если от заказчика не поступает ответ на запрос? Ответим на эти вопросы.

Жалобы на противоправные действия в сфере ЖКХ

Заявление в прокуратуру является действенным методом воздействия на определенные структуры и организации за их действие или бездействие, результатом которого является ущемление прав и интересов граждан. Каждая жалоба, которая регистрируется в правоохранительных органах, подлежит проверке. При необходимости проводятся следственные действия.

Лидером по числу обращений граждан на нарушения является ЖКХ. Основными типами правонарушений являются невыполнение (низкое качество исполнения) организациями своих функций или завышение действующих тарифов.

Для написания обращения в прокуратуру следует использовать специальную форму или образец. Правда, перед этим необходимо соблюсти порядок предварительного разбирательства и обратиться к своему обидчику письменно. Для этого заявителем составляется заявление на устранение нарушений в двух экземплярах. На одной копии должна быть проставлена отметка делопроизводства. На практике коммунальные организации неохотно принимают такие письма, поэтому следует направлять такие обращения заказными отправлениями.

После того, как предприятие открыто игнорирует требования заявителя, можно обращаться в правоохранительные органы. В жалобе следует отразить свои претензии и сослаться на действие (бездействие) коммунального хозяйства.

Роскомнадзор

Если кто-то незаконно использует или обрабатывает ваши персональные сведения, то вам необходимо обратиться в Роскомнадзор. Кроме того, Роскомнадзор осуществляет блокировку интернет страниц. Блокировку мессенджера «Телеграм» также осуществлял Роскомнадзор.

Кроме того, Роскомнадзор ведет реестр нарушителей авторских прав и реестр запрещенной информации.

Один мой знакомый успешно использовал механизм обращения в Роскомнадзор в связи с незаконным использованием оператором «городской парковки» его персональных данных при привлечении его к ответственности за неуплату городской парковки.

Куда обратиться с жалобой на ЖКХ?

Жалоба – это общее название вашего обращения в надзорное ведомство. Однако, оно может иметь другое наименование: заявление, ходатайство либо вообще не иметь никакого названия, что чаще всего и бывает.

В статьях с подобной тематикой обычно перечисляют ситуации, в которых вы якобы имеете право подать свою жалобу или случаи, когда это уместно. Всех ситуаций не перечесть, так как состояние наших домов и прилегающих территорий таково, что нужно использовать любой повод для подготовки заявления в различные службы.

В целом, вы имеете право обратиться с заявлением или жалобой в профильные службы по любому «коммунальному» поводу. По большому счету для этого не нужна грандиозная причина. Государственным структурам запрещено преследовать граждан за их обращения. К примеру, инструкция о прядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ прямо говорит о том, что:

Но при этом вы не должны выдумать некие обстоятельства, искажать реальные факты в своих заявлениях. Другими словами, лениться не стоит, писать нужно, не особо задумываясь – а имею ли я право на это пожаловаться. В крайнем случае, в ответном письме будет указана причина, по которой государственный орган не может рассмотреть или удовлетворить вашу просьбу.

Жалоба в Управляющую компанию

Очевидно, первая инстанция, куда вам следует обратиться – это Управляющая компания (УК). Напишите туда подробное заявление с теми замечаниями, которые вас не устраивают и … ничего не произойдет. А вы на что надеялись. 🙂

В лучшем случае вам ответят письменно. Вероятно, там будет какая-то отписка, ссылка на законодательные акты, инструкции, упоминания о задолженностях злостных неплательщиков и прочие малоинтересные вещи. Но, скорее всего, ваша проблема не будет решена. Не суть важно почему так произойдет – может действительно нет средств, возможно нет желания тратиться на устранение мелочей, которые не устраивают сердобольного жильца – просто будьте к этому готовы. Для решения проблем свои заявления следует рассылать по определенному алгоритму. Ниже поясню.

У вас может возникнуть вопрос: зачем же тратить время на бесполезную жалобу в УК, если это столь безнадежно? Отвечу: обратиться туда нужно. Письма в УК мало результативны, но часто необходимы как повод для последующей переписки с более авторитетными структурами, которые имеют больше компетенций в решении жилищных вопросов. При обращении в некоторые ведомства их служащие обоснованно выясняют: была ли с вашей стороны попытка привлечь к устранению замечаний того, кто по долгу службы должен это делать? К примеру, таковы теперь требования Роспотребнадзора при работе с обращениями граждан: первичную жалобу следует направить непосредственно той организации, к которой вы имеете претензии.

Само обращение составляется в простой письменной форме, но для регистрации и рассмотрения оно обязательно должно содержать:

  • Наименование организации
  • Название должности руководителя, которому адресовано заявление либо его фамилия с инициалами
  • Фамилия, имя, отчество заявителя
  • Почтовый адрес автора для отправки ответа
  • Суть обращения
  • Дата
  • Живая подпись заявителя

Не буду повторяться: общая структура жалобы, способы составления и образцы подробно изложены в статье Как написать жалобу в Роспотребнадзор: образец с изменениями закона 2017 года.

Подать жалобу в ФАС

Поскольку Федеральная Антимонопольная Служба (ФАС) ответственна за контроль естественных монополий, то вполне уместно обратиться с ходатайством о проверке тарифов на услуги управляющей компанией.

Читать еще:  «Правило 5 процентов» по уплате НДС: «подводные камни» налоговой оптимизации

Для обращения в эту инстанцию нет необходимости предварительно переписываться с УК, поскольку одна из прямых обязанностей ФАС – это рассмотрение жалоб на действия или бездействие уполномоченного органа, организаций и т.д.

Своё территориальное управление вы можете найти на сайте ФАС https://fas.gov.ru/, перейдя по вкладке «Территориальные органы». Там выберете свой регион и на вкладке «Написать в УФАС» можете отправить своё обращение в режиме онлайн:

Жалоба на управляющую компанию в жилищную инспекцию

С этого момента начинается более грамотная и жесткая работа по вовлечению служб ЖКХ в их прямые обязанности.

В числе прочих задач Государственная жилищная инспекция (ГЖИ) обязана:

  • Пресекать нарушения государственными органами и юридическими лицами в сфере жилищного законодательства
  • Контролировать правила использования и сохранности жилого фонда
  • Контролировать предоставление коммунальных услуг жильцам многоквартирных домов
  • Проверять обоснованность величины нормативов потребления коммунальных услуг
  • Проведение проверок юридических лиц и организаций
  • Устранение нарушений и т.д.

Таким образом, компетенции ведомства достаточно широки и касаются непосредственно тех проблем, которые возникают у жильцов многоквартирных домов.

Направить жалобу в ГЖИ вы можете:

  • По почте
  • Лично
  • В электронном виде на сайте своей региональной инспекции

Например, http://gzhi.donland.ru/ — Государственная жилищная инспекция Ростовской области.

К помощи инспекции вы можете прибегнуть без предварительной переписки с обслуживающей коммунальной организацией, инстанция не предъявляет таких требований. Срок рассмотрения обращений – 30 дней. Не буду загружать вас теми ситуациями, в которых уместно направить письмо ведомству. Вы можете обратиться сюда по множеству жилищных вопросов: даже если суть заявления выходит за рамки их компетенции, ваша жалоба будет перенаправлена в нужный госорган в течение 7 дней. Об этом вас уведомят лично.

Тем не менее, прошу избегать в своих письмах следующих «ляпов»:

  • Не указывать свою фамилию и адрес
  • Изобиловать малозначительными деталями
  • Использовать нецензурную лексику
  • Неразборчиво писать
  • Не подписывать документ или не ставить дату

В противном случае ответа на свою жалобу вы не получите.

Жалоба в Роспотребнадзор на ЖКХ

Как уже отметил выше, перед обращением в Роспотребнадзор вам понадобится письменно обратиться в управляющую компанию и терпеливо ждать ее ответа в течение 30 дней. После этого ваше обращение в Роспотребнадзор будет рассмотрено, но при условии, что вы представите доказательства своего обращения в УК. То есть, приложите копию почтового уведомления об отправке либо копию жалобы с отметкой о ее принятии ответственным работником УК. В своем письме поясните, что вы обратились в управляющую компанию, но, по фактичесчкой ситуации:

  • Меры не приняты
  • Ответ не получен
  • Ответ компании вас не удовлетворил

В случае получения ответа УК, желательно вооружиться справочной юридической литературой или обратиться к профессиональному юристу за консультацией о возможных нарушениях в действиях обслуживающей организации. Ссылки на конкретные законодательные акты помогут придать действиям работников Роспотребнадзора нужное направление и принять к организации эффективные меры воздействия. Если этим моментом не озаботиться всерьез велика вероятность того, что Федеральная служба ответит стандартной отпиской.

Куда можно подать жалобу на оператора связи

Права граждан в сфере предоставления услуг связи регулирует Федеральный Закон «О связи» от 07.07.2003 N126-ФЗ.

Если положительного результата добиться не удастся, нужно обратиться в следующие инстанции по возрастающей:

  1. Центральный офис компании.
  2. Роспотребнадзор.
  3. Общество защиты прав потребителей.
  4. Роскомнадзор.
  5. Прокуратура.
  6. Суд.

Стоит отметить, что Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) редко занимается единичными вопросами предоставления некачественных услуг связи. В этот орган имеет смысл обращаться при массовом и серьезном нарушении прав потребителей.

Гораздо более действенным и быстрым способом при отсутствии реакции на обращение со стороны оператора связи будет жалоба в Роспотребнадзор и Общество защиты прав потребителей. Последнее оказывает консультативную и юридическую поддержку обратившимся, не имея полномочий решать имущественные споры самостоятельно. В этом случае правильным будет обращение в правоохранительные органы: прокуратуру или суд.

Судебное разбирательство может занять несколько месяцев и потребует от гражданина терпения и траты собственных средств на судебные издержки.

Для обращения в надзорные органы обязательным условием является наличие доказательства попытки решить вопрос с компанией, предоставляющей услуги связи.

Взаимодействие с государственными контролирующими органами

Почему выбирают нас:

Наши показатели за прошедший год

На первом месте в рейтинге адвокатов и юристов Москвы

Преимущества для льготников

Выгодные условия инвалидам всех групп, ветеранам, многодетным и т. д.

Льготные условия распространяются на следующие категории граждан:

Ветераны и участники ВОВ — 50%

Участники ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС и пострадавшие от этой аварии — 35%

Инвалиды всех групп — 30%

Участники боевых действий – 25%

Пенсионерам — 25%

Многодетные, матери-одиночки, сироты — 20%

Ветераны труда — 15%

Почетные доноры — 10%

Для получения льготных условий, необходимо предоставить подтверждающий документ

Решением вашей проблемы займутся квалифицированные юристы-практики

Больше 90% выигранных дел

Мы знаем, как выбрать верную стратегию, привлекаем к разрешению спора только лучших

Мы решим вашу проблему в сжатые сроки

Взаимодействие с государственными контролирующими органами.

Взаимодействие с государственными контролирующими органами должно основываться на строгом соблюдении требований закона и представителями власти, и лицами, в отношении которых осуществляются контрольные мероприятия. Несмотря на объемные нормативные акты, правового регулирования указанной сферы оказывается явно недостаточно. Особенно большое количество вопросов вызывают контрольные действия, осуществляемые органами прокуратуры.

Однако, указанный нормативно-правовой акт до 2017 года не содержал требований относительно ограниченности предмета проверки, необходимости ознакомления проверяемого лица с решением о проведении контрольных мероприятий, предельного срока проведения проверки, невозможности многократно запрашивать одни и те же сведения, и т.д. Отсутствие конкретизации не просто нарушало права и законные интересы проверяемых лиц. Веерные проверки, инициируемые органами прокуратуры, могли парализовать работу предприятия, жалобы на действия должностных лиц в силу отсутствия подробной регламентации контрольных мероприятий не удовлетворялись. Хотя, в настоящее время наметились изменения в лучшую сторону, широта правомочий прокуратуры при проведении контрольных мероприятий достаточно велика, и, в силу пробелов в законодательстве, неточных формулировок может приводить к превышению полномочий должностными лицами. В такой ситуации особенно важным является своевременное обращение за квалифицированной юридической помощью.

Большинство контрольных органов осуществляет взаимодействие с юридическими лицами и предпринимателями в соответствии с требованиями законов, регулирующих определенную сферу правоотношений, а также нормативных актов, предусматривающих правовые гарантии проверяемым лицам.

Безусловно, сам процесс проведения контрольного мероприятия и его результаты напрямую будут зависеть от того, насколько проверяемое лицо осведомлено о предстоящей проверке.

Так, ожидая визитеров из государственной инспекции по труду, можно составить своеобразный «чек-лист», в соответствии с которым детально подготовиться к предстоящей проверке, выделить сотрудников, ответственных за грамотное взаимодействие или привлечь квалифицированного специалиста, который представит интересы коммерсанта.

Определенные возможности для подготовки есть и в случае проведения внеплановой документарной проверки. Хуже всего, если контролеры являются внезапно, особенно это касается прокурорских проверок, поскольку законом должностным лицам предоставлена возможность уведомить о проверке непосредственно перед ее началом. Часто проверки проходят с привлечением сотрудников иных государственных органов в качестве экспертов.

Поскольку руководитель не всегда может находиться по месту проведения внеплановой проверки, и юридическая помощь может быть оказана не сразу, необходимо провести инструктаж персонала на случай появления представителей государственных органов. Они должны знать, какие действия обязаны совершить, в частности, уточнить, кто пришел, каков повод визита, проверить необходимые документы, немедленно поставить в известность руководителя, и т.д. Кроме того, они должны знать, на какие вопросы проверяющих отвечать обязательно, на какие давать ответы они не обязаны. Во-вторых, самому руководителю стоит знать о правах, предоставленных ему законодательством и обязанностях, возложенных на контролирующие органы, сроках, процедуре проведения проверки, пределах правомочий проверяющих, и многих других важных моментах.

Читать еще:  Особенности применения первичных документов и учетных регистров

Если вам предстоит взаимодействие с государственными контролирующими органами – просто позвоните нам!

команда опытных, квалифицированных специалистов;

внимательно изучим основания и условия проведения проверки;

проследим за соблюдением ваших прав при проведении контрольных мероприятий;

проведем консультации по вопросам взаимодействия с контролирующими органами;

поможем разработать договора и иные локальные акты в соответствии с требованиями правовых норм;

проанализируем акты и постановления, составленные по результатам проверки;

обжалуем нарушающие права решения;

представим интересы клиента во взаимодействии с контролирующими органами и в судебных органах.

Обратитесь к нам прямо сейчас!

Обратитесь к нам! Мы поможем отстоять ваши права и законные интересы!

Комментарии

Здесь Вы можете оставить отзыв о наших сотрудниках или проделанной работе

Могут ли собственники провести ревизию УК

По жилищному законодательству управляющие организации подконтрольны избравшим их собственникам МКД. Они обязаны ежегодно отчитываться перед ними о проделанной ими работе за истекшее время.

Организация, которая управляет домом, также должна по требованию собственников предоставлять другую документацию, информацию, связанную с оказанием ЖКУ. Перечень сведений, которые вправе получать жильцы, установлен Постановлением от 23.09.2010 № 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами».

Согласно этому документу предприятия, управляющие МКД, обязаны раскрывать сведения обо всех выполненных работах, их стоимости, использовании общего имущества дома. Следовательно, жильцы вправе проводить ревизию их деятельности.

Органы

Выделяются три уровня жилищного контроля: федеральный, региональный, муниципальный.

Федеральный уровень

Федеральный надзор не является основным способом контроля УК, центральные государственные органы отвечают за формирование общих принципов ведения жилищного хозяйства и издают методические указания.

Кто контролирует работу управляющих компаний на федеральном уровне?

  • Минстрой РФ. Данное министерство определяет порядок утверждения нормативов коммунальных услуг, порядок предоставления этих услуг и критерии их качества. Минстрой дает разъяснения по содержанию Постановления Правительства № 493 («Правила предоставления коммунальных услуг…») и по практической реализации его положений. Орган регулирует экономические аспекты учета теплоэнергии и воды.
  • Минэнерго РФ. Определяет схемы и нормативы теплоснабжения домов.
  • Федеральная антимонопольная служба. Определяет принципы ценообразования в сферах тепло- и водоснабжения, предельные уровни тарифов, регламентирует мониторинг оплаты гражданами коммунальных услуг. Ранее этими вопросами занималась Федеральная служба по тарифам, но в 2015 она была упразднена.

Региональный уровень

Непосредственный контроль над практической реализацией нормативов и методических указаний федеральных министерств осуществляется региональными органами и муниципалитетами.

На региональном уровне управляющие компании подчиняются:

1) Госжилнадзору (жилищной инспекции). Основная функция органа – проведение проверок исполнения УК и гражданами требований законодательства. Проверки осуществляются по таким параметрам, как:

  • содержание жилых помещений;
  • проведение перепланировок и переустройств;
  • содержание и ремонт общего имущества в МКД;
  • размер оплаты за содержание жилых помещений;
  • перевод помещений из статуса нежилых и в статус жилых и наоборот;
  • предоставление коммунальных услуг, определение их оплаты и способов ее внесения;
  • формирование ремонтных фондов.

Госжилнадзор уполномочен пресекать и устранять нарушения в этих сферах.

Жилищная инспекция не осуществляет прямого жилищного надзора над организациями, имеющими лицензию на управление домами. Вместо этого она осуществляет лицензионный контроль (ст. 196 ЖК), который предполагает проверку соответствия деятельности УК условиям получения и сохранения лицензии.

2) Комитету по тарифам. В зависимости от региона его функции могут выполнять разные организации: РЭК, министерство энергетики и т. д. Комитет определяет тарифы на теплоснабжение, электроэнергию, газоснабжение и водоснабжение, следит за их применением. Деятельность органа контролирует ФЗ № 210 «О регулировании тарифов…».

3) Региональным отделениям Роспотребнадзора. Руководствуясь СанПиНами, эта организация следит за качеством и безопасностью коммунальных услуг, в том числе:

  • проверяет химический, биологический, радиологический составы воды;
  • контролирует уровень шума, создаваемого работой вентиляционных систем, лифтов, тепловых узлов и других устройств;
  • следит за проведением дезинфекционных и дезинсекционных мероприятий;
  • проверяет показатели влажности, освещения, вентиляции в жилых помещениях.

В соответствии с КоАП, Роспотребнадзор привлекает к ответственности управляющие компании, нарушающие требования санитарных норм.

Местный уровень

На муниципальные органы налагаются отдельные обязанности, осуществляемые региональной властью.

Надзорные органы в сфере ЖКХ на местном уровне могут:

  • проверять жилые помещения на соответствие нормам их использования и содержания;
  • следить за использованием общего имущества в многоквартирных домах;
  • проверять коммунальные услуги на их соответствие установленным нормам;
  • следить за соблюдением требований к внесению платы за ремонт и коммунальные платежи.

Также органы местного самоуправления уполномочены проводить лицензионный контроль УК.

В большинстве случаев на местном уровне работу управляющих компаний контролирует Управление ЖКХ при городской администрации.

Порядок проведения проверок устанавливается муниципальными правовыми актами.

Плановые проверки региональными и муниципальными властями осуществляются раз в год, внеплановые инспекции проводятся при поступлении жалоб от жильцов, при нарушениях прав потребителей коммунальных услуг, при причинении вреда здоровью людей или окружающей среде, а также при возникновении угрозы причинения такого вреда.

По результатам ревизии составляется акт проверки управляющей компании.

Контроль со стороны жильцов

Управляющие компании действуют на основе договора с жильцами обслуживаемого многоквартирного дома, которые имеют право затребовать проверку добросовестности выполнения его условий. Для этого собственники жилья должны написать заявление. Коллективные заявления рассматриваются быстрее и имеют большую силу.

В заявлении жильцы должны указать свои личные данные и затребовать у УК список тарифов и их размеры. Документ составляется в двух экземплярах.

Предоставленные данные анализируются и соотносятся с качеством и количеством предоставляемых услуг. Для подробного анализа можно задействовать помощь экспертов.

Далее осуществляется проверка управляющей компании на предмет проделанных работ. Для этого жильцы должны затребовать сметы расходов и другие финансовые документы.

Отчетность нужно требовать не только за текущий год, но и за предыдущие 1-2 года (например, за 2021, 2020 и 2019).

Если обнаруживается несоответствие размеров тарифов качеству предоставляемых услуг, то собственники получают основания для подачи судебного иска, также они могут обратиться с коллективной жалобой на УК, которая отправляется в контролирующий орган. Оба варианта действий имеют один исход: УК будет проверена, и незаконные поборы возместятся жильцам при доказанном факте их наличия.

Проверить лицензирование организации можно на сайте Госуслуги (dom.gosuslugi.ru) путем поиска наименования компании в реестре лицензий.

Подводя итоги

На рынке множество управляющих компаний, предоставляющих свои услуги гражданам. Жильцы ежемесячно перечисляют на счет организации денежные средства, в том числе и на обеспечение их нужд, поэтому могут быть инициаторами проведения проверки. Контролирующие органы разнообразны: Роспотребнадзор контролирует качество предоставляемых услуг, прокуратура следит за целевым расходом средств, а к помощи жилищных инспекторов можно прибегнуть при возникновении сомнений в правильности применяемых тарифов. Приглашая квалифицированного аудитора, граждане могут удостовериться в честности и прозрачности производимых расчетов или обнаружить использование денежных средств не по назначению.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector