Lazurnensky.ru

Обзорный аналитик
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Нюансы обложения НДС экспорта лома и отходов черных и цветных металлов

Реализация металлолома в 2018 году: НДС и налоговые агенты

главный инспектор выездных проверок юридических лиц, в том числе крупнейших налогоплательщиков

В данной статье поговорим о том, кто является налоговым агентом по НДС при приобретении (получении) лома и отходов цветных металлов, поскольку именно данный товар наиболее востребован на рынке. Что касается приобретения сырых шкур животных, то все нижесказанное также применяется и к сделкам с этим товаром.

С 1 января 2018 года на одну льготу по НДС стало меньше — п.п. 25 пункта 2 статьи 149 НК РФ в части льготы по НДС при реализации лома и цветных металлов утратил силу. (Федеральный закон от 27.11.2017 № 335-ФЗ). При этом в ст. 161 НК РФ введен новый пункт 8, которым установлена новая категория налоговых агентов по НДС — покупатели (получатели) сырых шкур животных и лома и отходов черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов.

Итак, с 01.01.2018 года исчисление и уплата НДС при реализации лома и цветных отходов возлагается на покупателя, который будет являться налоговым агентом.

Налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, которые приобретают лом у организаций и индивидуальных предпринимателей, являющимися плательщиками НДС. Если лом приобретается у продавца, который освобожден от уплаты НДС, (например, применяет УСН или использует право на освобождение от уплаты НДС на основании ст. 145 НК РФ), то, соответственно, и у покупателя не возникает обязанности по исчислению и уплаты в бюджет суммы НДС со стоимости приобретенного лома.

Важно: физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями (далее — ИП), не признаются налоговыми агентами по НДС при приобретении лома. Поэтому при реализации лома физическим лицам, не являющимися ИП, продавцы — плательщики НДС сумму налога с реализации лома исчисляют и уплачивают самостоятельно, то есть, в прежнем порядке.

Порядок исчисления НДС и оформление первичных документов продавцами лома зависит от того, является ли продавец плательщиком НДС и кто является покупателем.

Продавец лома является плательщиком НДС

Если покупателем является физическое лицо, не зарегистрированное в качестве ИП, то продавец выписывает счет-фактуру, в которой дополнительно к цене товара (не включающей в себя НДС), по ставке НДС в размере 18% предъявляет покупателю соответствующею сумму налога. Данный счет-фактура подлежит регистрации в книге продаж в общеустановленном порядке. Таким образом, при реализации лома и цветных металлов физическим лицам, не являющимися ИП, порядок исчисления НДС, его уплата в бюджет и составление счетов-фактур не поменялся.

Важно: при реализации лома физическому лицу, не являющемуся ИП, продавец на ОСНО может воспользоваться нормой, указанной в п.п.1 п. 3 ст. 169 НК РФ, которая разрешает не составлять счет-фактуру при отгрузке товаров, работ, услуг неплательщикам НДС. Для этого достаточно указать условие о не выставлении счета-фактуры в заключенном договоре купли — продажи.

Если покупателем является организация или ИП, то независимо от применяемой покупателями системы налогообложения продавец в договоре купли-продажи лома указывает стоимость товара, не включающую в себя НДС, но ставку и сумму налога не указывает. В договоре также следует указать условие, что у покупателя в качестве налогового агента возникает обязанность по исчислению и уплате НДС в бюджет.

В товарной накладной продавец заполняет графы в следующем порядке:

  • «Сумма без учета НДС» — стоимость лома без НДС согласно договора,
  • «Ставка НДС» — указывается надпись «НДС исчисляется налоговым агентом»,
  • «Сумма НДС» — не заполняется. В этой графе ставится прочерк,
  • «Сумма с учетом НДС» — не заполняется. В этой графе ставится прочерк.

Счет-фактура продавцом заполняется так:

  • в графе 5 «Стоимость товара без налога, всего» указывается стоимость лома без налога,
  • в графе 7 «Налоговая ставка» — указывается надпись «НДС исчисляется налоговым агентом»,
  • в графе 8 «Сумма налога, предъявленная покупателю» проставляется прочерк,
  • в графе 9 «Стоимость товара с налогом — всего» проставляется прочерк.

Данный счет — фактура регистрируется в книге продаж с кодом вида операции «34» и отражается в разделе 9 Декларации по НДС.

Несмотря на то, что данный счет-фактура не будет участвовать в расчете итогового показателя декларации по НДС, запись в разделе 9 об этом счете — фактуре позволит налоговым органам контролировать действия покупателя лома — ведь именно он должен будет уплатить НДС с операции по реализации лома продавцом.

Счета — фактуры при реализации лома и цветных металлов оформляются по установленной форме, при этом в графах 13б и 17 — прочерки (для электронных счетов-фактур — цифра «0»). Специальных форм счетов — фактур для операций по реализации лома не предусмотрено.

Бухгалтерские проводки при реализации лома продавцом, являющимся плательщиком НДС, могут быть следующими:

Пример 1: заключен договор с покупателем — юридическим лицом на реализацию лома на сумму 1000 руб., без учета НДС. В договоре указано, что покупатель в качестве налогового агента самостоятельно исчисляет и уплачивает НДС в бюджет.

При реализации товара продавец выдал покупателю товарную накладную и счет- фактуру, в которых сумма НДС не указана, а проставлен штамп «НДС исчисляется налоговым агентом».

Себестоимость реализованного лома составила 700 руб.

Дт 62 Кт 90.1 — 1000 руб. – отражена реализация лома

Дт 90.2 Кт 41 — 700 руб. – списана себестоимость реализованного лома

Дт 51 Кт 62 — 1000 руб. – поступила оплата от покупателя.

Продавец лома не является плательщиком НДС

В таком случае нет разницы, кому продается лом: организациям или ИП, являющимися плательщиками НДС, или освобожденными от уплаты этого налога, а также физическим лицам, не зарегистрированным в качестве ИП. При заключении договора купли-продажи такие продавцы должны указать, что товар продается без НДС и указать основание отсутствия НДС в договоре. Например, в связи с применением продавцом упрощенной системы налогообложения. В товарной накладной в графах «Ставка НДС» и «Сумма НДС» проставляется прочерк. Неплательщики НДС не обязаны выставлять счета-фактуры, за исключением организаций и ИП, применяющих право на освобождение от уплаты НДС на основании ст. 145 НК РФ. Такие продавцы должны выставить счет-фактуру с отметкой «Без налога (НДС)» или «Без НДС».

Важно: Если продавец лома, будучи плательщиком НДС, в договоре, товарной накладной и счете — фактуре укажет, что товар продается «Без налога (НДС)» или «Без НДС», то покупатель лома не должен будет платить НДС в качестве налогового агента. В такой ситуации обязанность по исчислению и уплате НДС в бюджет вместо налогового агента возлагается на продавца, неверно составившего договор и отгрузочные документы (абз.7 п.8 ст.161 НК РФ).

Продажа металлического лома его закупщиком

Итак, облагается ли НДС металлолом? Налоговый Кодекс РФ (потом по тексту – Кодекс) в ст.149 (пп.25 пункта 2) на этот вопрос дает четкий ответ: от НДС освобождаются операции, связанные с продажей на территории РФ отходов и лома цветных и черных металлов. Однако данное условие распространяется только на тех налогоплательщиков (и на предпринимателей, и на организации), у которых для реализации металлолома имеются полученные ими на основании действующего лицензионного порядка лицензии.

Обязанность получения разрешения на деятельность, направленную на хранение, заготовление, перерабатывание и продажу черного и цветного металлолома, зафиксирована в законе «О лицензировании отдельных видов деятельности», №99ФЗ, и в Постановлении №1287 «О лицензировании деятельности по…продаже лома металлов».

Иными словами, реализация лома черных металлов НДС не облагается в случае если у фирмы, занятой этой деятельностью, имеется необходимое разрешение. Но отсутствие лицензии вовсе не означает, что предприятие (или предприниматель) вправе заниматься приемкой и продажей металлолома, уплачивая со своих операций налог НДС. Отсутствие лицензии – это штраф! В частности, для юридических лиц статьёй 14.1 КоАП РФ такой штраф предусмотрен в сумме до 50 тысяч рублей. Но лицензии на продажу металлолома не требуется, если компания продает собственный лом, например, полученный в результате демонтажа старых активов, например, металлических конструкций. Дело в том, что деятельность по продаже металлического лома, образованного при реализации собственного производства, не лицензируется. И в этом случае, т.е. при продаже собственного металлолома, НДС платить не нужно!

Кстати, отказаться от полученного освобождения от НДС налогоплательщик не имеет права!

Кроме того, чтобы использовать предоставленное освобождение, нужно точно знать, что реализуемый металлический лом и отходы действительно считаются таковыми. Т.е. в полной мере отвечают определению, данному, в частности, в законе «Об отходах производства и потребления». Если принимаемый металлолом не будет соответствовать этой характеристике, то операции по его продаже облагаться НДС будут в общеустановленном порядке. И тогда на лом черных металлов НДС будет налагаться по ставке 18%. Этой же ставкой НДС будет облагаться и лом цветных металлов.

Статья 126. Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

Об административной ответственности за непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, см. ст. 15.6 КоАП РФ.

  1. Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 119, 129.4, 129.6, 129.9 — 129.11 настоящего Кодекса, а также пунктами 1.1 и 1.2 настоящей статьи,

(в ред. Федеральных законов от 24.11.2014 N 376-ФЗ, от 02.05.2015 N 113-ФЗ, от 03.07.2016 N 243-ФЗ, от 27.11.2017 N 340-ФЗ)

влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

«Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 17.02.2021)

Документ 4

Покупатель — плательщик НДС

В отличие от неплательщиков НДС компании на ОСНО имеют право на возмещение НДС на металлолом. Поэтому в учете и отчетности они должны отразить не только операции поставщика, но и свои: вычет входящего НДС и восстановление авансового налога при отгрузке.

Читать еще:  Особенности уплаты НДС при получении неустойки за нарушение договора

Порядок и формулы расчета НДС на металлолом в 2020 году покупателем на ОСНО аналогичны вышеописанному. Отличия будет только в проводках, заполнении книг покупок и продаж и декларации по НДС.

Для наглядности опять воспользуемся данными нашего примера, но теперь ООО «Железяка» будет плательщиком НДС.

В учете ООО «Железяка» будут сделаны проводки:

Отражение этих операций в книге продаж ООО «Железяка»:Книга покупок:Плательщики НДС раздел 2 декларации по НДС не заполняют, все облагаемые налогом операции отражаются в разделе 3. Состав отчета будет следующим:Процесс учета начисленного на металлолом НДС в 1С:Бухгалтерия автоматизирован только в версии КОРП. Для корректного отражения таких операций необходимо при создании договора с поставщиком настроить учет НДС:Программа будет сама правильно формировать данные бухгалтерского и налогового учета при проведении операций по этому договору.

Пользователям версии ПРОФ придется вручную корректировать проводки и учетные регистры НДС.

Налогообложение операций по реализации металлолома в 2021 году

До 2021 года организации, осуществляющие реализацию лома черных и цветных металлов, были освобождены от уплаты НДС по данной операции на основании ст. 149 НК РФ.

С 01.01.2021 году вступила в силу новая редакция НК РФ, в которой данный пункт упразднен. Это значит, что операции по реализации металлолома подлежат налогообложению НДС в общем порядке.

Включение операций по реализации лома в перечень налогооблагаемых операций предусматривает, что продавец металлоотходов при отгрузке лома обязан не только оформить акт-приема передачи, но и счет-фактуру.

Что касается налога на прибыль, то тут позиция законодателей осталась прежней. Предприятия на ОСНО вправе включить в расчет налогооблагаемой базы всю сумму расходов, связанных с хранением металлолома, а также его передачей на утилизацию или переработку. Уменьшить расходы на стоимость переработки и хранения отходов также могут «упрощенцы» и «вмененщики».

ГЛАВБУХ-ИНФО

Понедельник
02 августа 2021 г.

МРОТ:
Учетная ставка ЦБ:
12792 руб.
5,5%
  • Главная
  • О проекте
  • Услуги
  • Контакты
  • Реклама на сайте
  • Форум

Типовые бланки

  • Бухгалтерские
  • Кадровые
  • Юридические
  • Статистические
  • Экономические
  • Должностные инструкции

Полезности

  • Изменения с 2021 года
  • Изменения с 2020 года
  • Изменения с 2019 года
  • Изменения с 2018 года
  • Программные продукты
  • Подборка статей
  • Вопросы и ответы
  • Производственный календарь
  • ПБУ
  • Справочно
  • Законодательные документы
  • Экономический словарь
  • Корреспонденция счетов
  • Телефонные коды
  • МСФО
  • Аудит
  • Записи в трудовой книжке
  • Для г. Белгорода
  • Информация по 1С
  • Новости
  • Финансовые коэффициенты
  • Справочники
  • История бухучета

Бухгалтерский учет

  • Основные средства
  • Нематериальные активы
  • Товарно-материальные ценности
  • Затраты на производтво
  • Денежные средства
  • Расчеты с персоналом
  • Расчеты с бюджетом
  • Готовая продукция
  • Финансовые результаты
  • Капитал и резервы
  • Учетная политика
  • Учет и оплата труда

Налоговый учет

  • НДС
  • ЕСХН
  • УСНО
  • ЕНВД
  • НДФЛ
  • Страховые взносы
  • Взносы в ФСС
  • Налог на имущество
  • Водный налог
  • Земельный налог
  • Транспортный налог
  • Налог на прибыль
  • Налог на игорный бизнес
  • Акцизы
  • Налог на пользование полезными ископаемыми
  • Патентная система налогообложения

Управленческий учет

  • Проблемы организации управленческого учета на предприятиях
  • Сущность и назначение управленческого учета
  • Затраты, формирующие себестоимость продукции, работ, услуг
  • Системы учета затрат и калькулирования себестоимости
  • Анализ и принятие краткосрочных управленческих решений
  • Анализ и принятие долгосрочных инвестиционных решений
  • Планирование и бюджетирование

Классификаторы

  • ОКСМ
  • ОКВЭД [1.1]
  • ОКВЭД [2]
  • ОКВ
  • ОКДП
  • ОКЕИ
  • ОКФС
  • ОКОПФ
  • ОКУН
  • ОКОФ
  • ИНКОТЕРМС
  • ОКИН
  • ОКЭР
  • КСД
  • ОКСО

Разработка сайта:

Главный редактор:

Об освобождении от НДС реализации лома и отходов черных и цветных металлов

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО
от 3 июня 2014 г. N ГД-4-3/10512@

Федеральная налоговая служба, рассмотрев письмо по вопросу применения освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость (далее — НДС) лома и отходов черных и цветных металлов, сообщает следующее.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 30 Административного регламента Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов), утвержденного приказом Минфина России от 02.07.2012 N 99н, содержащиеся в запросах просьбы о подтверждении правильности применения законодательства о налогах и сборах являются основанием, при наличии которого государственная услуга по индивидуальному информированию в письменной форме не предоставляется.

Одновременно сообщаем, что при применении положений подпункта 25 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающего освобождение от налогообложения НДС лома и отходов черных и цветных металлов, необходимо учитывать положения Межгосударственного стандарта «Лом и отходы цветных металлов и сплавов. Общие технические условия» ГОСТ 1639-2009.

Кроме того, необходимо учитывать, что согласно пункту 6 статьи 149 Кодекса перечисленные в статье 149 Кодекса операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Государственный советник
Российской Федерации
3 класса
Д.Ю.ГРИГОРЕНКО

У металлолома не экспортный тренд

Объем российского рынка металлолома сегодня оценивается в 40 млн тонн в год, из которых порядка 25 млн тонн используется металлургическими предприятиями, 5 млн тонн уходит на экспорт, остальное безвозвратно теряется. В общем объеме выпуска стали в России доля использования металлолома составляет лишь 25%, тогда как в развитых странах этот показатель находится в пределах 55-75% и выше. Это значит, что российскому рынку металлолома есть куда расти.

Основные перспективы развития отрасли эксперты сегодня связывают с повышением собираемости металлолома внутри страны, с оздоровлением рынка, который все еще отличается значительной «серой» составляющей, а также с созданием новых эффективных предприятий по переработке лома.

Что касается экспорта металлолома, то уже сегодня намечается тенденция к его снижению. Объясняется это не только ростом потребностей российских предприятий во вторсырье, но и административными действиями государства, которые уже были предприняты для ограничения экспорта лома через порты Дальнего Востока.

Галина Музлова

Под термином «металлолом» объединяют отслужившие свой срок инструменты, оборудование, машины или их металлические части, отходы производства металлов, тару и упаковку из чугуна, стали, алюминия или олова, отходы металлообработки, отработанные аккумуляторы, старые стальные, алюминиевые и медные провода.

Различают оборотный лом, образующийся на металлургических предприятиях в виде отходов производства, и амортизационный лом, включающий в себя продукцию из металла, выработавшую свой ресурс, например, автомобили, электроприборы, металлическую тару и т.д. В зависимости от вида металла выделяют лом черных, цветных и драгоценных металлов.

Сбор и переработка металлолома – значимая подотрасль мировой металлургии, уникальность которой состоит в том, что металлы могут быть переработаны бесконечное число раз без потери свойств.

Растущий мировой рынок

По данным Всемирной ассоциации производителей стали (WSA), ежегодно в мире собирается и перерабатывается около 630 млн тонн металлолома, из которого производится половина всей стали в мире, и эти показатели постоянно увеличиваются.

Причина растущей популярности металлолома состоит в возможности значительной экономии сырья, трудо- и энергозатрат при производстве металлов. Так, по расчетам НП НСРО «Руслом.ком», использование 1 тонны подготовленного металлолома экономит 1,8 тонны железной руды, агломерата и окатышей, 500 кг коксующегося угля, 50 кг флюсов и порядка 100 м 3 природного газа.

При этом на развитие ломоперерабатывающего производства требуется в десятки раз меньше капвложений, чем на создание производства по выплавке металла из руды. К тому же использование лома дает возможность снизить расход электроэнергии при производстве алюминия на 95%, меди – на 83%, стали – на 74%. Наконец, за счет использования лома достигается снижение экологической нагрузки от деятельности металлургической отрасли.

По данным Международного бюро по переработке материалов (BIR), по абсолютным объемам потребления металлолома в мире лидирует Китай (около 90 млн тонн). Большая часть собираемого в мире металлолома используется на внутренних национальных рынках, оборот мирового рынка металлолома составляет около 100 млн тонн в год, то есть более 15% от объемов его сбора и переработки.

Главными импортерами металлолома в мире выступают Турция, Индия, Южная Корея, экспортерами – ЕС, США, Япония и Россия.

Недосбор и другие проблемы

Российский рынок черного металлолома оценивается в натуральном выражении примерно в 35-45 млн тонн в год, цветного – около 1,5 млн тонн. Наибольшее количество вторичных черных металлов (до 45%) образуется в самом металлургическом производстве, 33% – при амортизации оборудования и 20% – в процессе металлообработки.

Соотношение объема использованного металлолома к общему объему выпуска стали в России составляет менее 25% (для сравнения: в Турции – 78%, США – 72%, странах ЕС – 54,4%), что объясняется недосбором металлолома. Последнее же, по мнению экспертов, связано в первую очередь с недоинвестированием в российский рынок металлолома – в оборудование, технологии и транспорт.

Как отмечают в Фонде развития трубной промышленности России, приток инвестиций сдерживается в том числе из-за неравнозначных условий конкуренции между легальными игроками и небольшими организациями, использующими «серые» финансовые схемы и не соблюдающими экологические нормы. По разным оценкам, «всерую» в 2017 году в РФ работали от 30% до 50% участников рынка.

Вместе с тем, государство предпринимает меры для борьбы с многоступенчатыми цепочками перепродаж и незаконными налоговыми действиями на «сером» рынке. Так, с 2018 года в России начали действовать поправки в Налоговый кодекс, согласно которым потребителей металлолома обязали уплачивать НДС (последние 10 лет они были освобождены от его уплаты).

Несмотря на опасения противников нововведений, что эта мера приведет к росту цен на продукцию металлургов и падению цен на лом, эксперты отмечают начавшееся оздоровление рынка металлолома. Например, на рынке перестал присутствовать товар, реализуемый по необоснованно низким ценам. В результате выравнивания цен у добросовестных производителей появилась возможность выигрывать тендеры, проводимые крупными металлургическими предприятиями, на поставку продукции.

Игроки рынка

Крупнейшими игроками российского рынка металлолома на сегодня являются компании «Орис Пром», «Вторметалл», «Уралвтормет» и другие (см. таблицу 1. Топ-10 поставщиков черного лома на внутреннем рынке России в январе-августе 2018 года). Также в топ-10 лидеров впервые в 2018 году вошла компания «ТрансЛом», выступающая партнером РЖД по выстраиванию крупнейшей в России логистической сети по сбору металлолома. В конце 2017 года планировалось, что этой компании будет предоставлено право закупать лом без торгов у Минобороны, однако Минэкономразвития, Минюст и ФАС высказали замечания к подготовленному указу президента, которые заблокировали этот проект.

Таблица 1. Топ-10 поставщиков черного лома на внутреннем рынке России в январе-августе 2018 года

Название компании

Объем поставки, тыс. тонн

ООО «Вторметалл» / ООО «Мет-Профит»

ООО «ПО «Уралвтормет»

ООО «Региональные грузоперевозки»

ООО «ПК «Вторалюминпродукт»

Источник: Металлургический портал metallplace.ru

Крупнейшими потребителями лома в разрезе металлургических компаний выступают предприятия группы НЛМК (27%), ММК (16%), «Евраз» (9%), ТМК (8%), «Северсталь» (5%), в совокупности формирующие основную часть потребления лома в России.

Переработкой металлолома в России занимаются компактные электросталеплавильные предприятия неполного цикла мощностью до 1-2 млн тонн. Обычно их называют мини-металлургическими предприятиями (англ. mini-mill), противопоставляя предприятиям-гигантам полного цикла. Такие заводы стали появляться еще в СССР, в 2000-х годах идея возродилась.

Теперь таких заводов в России более 10, например, «Ростовский электрометаллургический завод», «Северсталь – Сортовой завод Балаково», завод «НЛМК-Калуга», «Волжский электрометаллургический завод». Также есть проекты по строительству новых заводов.

Среднегодовое потребление черного металлолома металлургическими и машиностроительными предприятиями в РФ составляет порядка 25 млн тонн, то есть лишь 60-70% от его сбора. Остальная часть лома безвозвратно теряется. На свалках в настоящее время захоронено порядка 250 млн тонн металлов.

Снижение экспорта

Экспорт лома черных металлов из России постепенно снижается. По итогам 2017 года он составил 4,88 млн тонн, по итогам 2018 года – планируется на уровне 4,2-4,5 млн тонн (рис. 1). Это составляет 10-13% от объема его заготовки. По объему экспорта РФ занимает четвертое место в мире после ЕС, США и Японии. Почти половина экспортного объема идет в Турцию, значительные объемы отправляются в Белоруссию, Испанию, Португалию, Египет и Южную Корею.

Рис. 1. Динамика экспорта лома черных металлов из России, 2014-2018 гг.

Источник: Металлургический портал metallplace.ru; СМИ.

Примерно 80% лома отправляется за пределы страны морским путем, остальной объем вывозится по железной дороге и автотранспортом. В 2017 году, по данным АО «Морцентр-ТЭК», через морские порты было перевалено 3,8 млн тонн металлолома. За 9 месяцев 2018 года показатель составил 3,2 млн тонн, что на 14% выше по сравнению с аналогичным периодом 2017 года.

Более 45% металлолома переваливается через порты Балтийского бассейна, 27% — Дальневосточного, 12% – Азово-Черноморского, остальной объем идет через порты Арктики и Каспийского бассейна. При этом можно заметить, что за последние годы несколько снизилась роль портов Балтики при одновременном росте портов Дальнего Востока, которые по объемам перевалки обогнали азово-черноморские порты (рис. 2).

Рис. 2. Динамика перевалки металлолома в портах России по бассейнам, 2014-2017 гг.

Источник: АО «Морцентр-ТЭК».

В деятельности отдельных портов перевалка металлолома играет значительную роль. Так, в структуре грузооборота АО «Морской порт Санкт-Петербург» на металлолом приходится около 10%.

«В целом пропускная способность терминала превышает 1,5 млн тонн металлолома в год. Перевалка осуществляется на специализированной площадке первого района Большого порта Санкт-Петербург общей площадью 3 тыс. кв. метров двумя перегружателями (г/п по 32 тонны), – рассказали в пресс-службе компании. – В течение пяти лет динамика экспорта металлолома носила разнонаправленный характер в силу волатильности рынка. В 2016 году, например, из-за снижения объемов закупок Турецкой Республикой, а также из-за роста цен на внутреннем рынке объем его перевалки снизился. Сейчас наблюдается рост отгрузок».

Факторы снижения

Сокращение экспорта металлолома из России объясняется, во-первых, развитием электрометаллургического производства в РФ, в результате чего металлолом как сырье для потребления внутри страны становится приоритетнее экспортных поставок.

Во-вторых, фактором снижения экспорта служат разного рода дискриминационные меры против российской металлургической продукции, вводимые странами ЕС и Турцией, что, порой, ощутимо сказывается на объемах перевалки в отдельных портах.

В-третьих, экспорт ограничивается административными мерами государства. Так, еще в 2015 году черный лом был признан «существенно важным товаром» для внутреннего рынка, в отношении которого «в исключительных случаях могут быть установлены временные ограничения или запрет на экспорт».

Такой «исключительный» случай наступил в мае 2018 года, когда вышло постановление Правительства РФ №584 «Об определении в Дальневосточном федеральном округе пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации для убытия из Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза отдельных категорий товаров». В соответствии с документом начиная с конца июля сроком на 180 дней был введен запрет на экспорт стального лома через порты Владивосток, Находка и Ванино, которые служили основными каналами отправки лома в Азию. В 2017 году сбор лома черных металлов в ДФО составил 1,4 млн тонн, из них 1 млн тонн был вывезен на экспорт, преимущественно в Южную Корею.

Своим постановлением правительство разрешило экспорт лома только девяти дальневосточным портам: это Петропавловск-Камчатский, Магадан, Мыс Лазарева, Николаевск-на-Амуре, Охотск, Де-Кастри, Москальво, Пригородное, Шахтерск. Выбор портов объясняется тем, что указанные девять портов находятся вдали от основных мест сбора и переработки лома и не оснащены необходимой железнодорожной инфраструктурой.

По мнению экспертов, принятая мера воплощает в себе заботу о единственном крупном предприятии региона по переработке металлолома – заводе «Амурметалл» и ставит ломозаготовителей в зависимость от него. Выпуская около 250-300 тыс. тонн арматуры в год (с намерением расширения производства до 700 тыс. тонн), значительную часть продукции предприятие экспортирует в Южную Корею.

При этом данная мера противоречит интересам стивидоров и ломозаготовителей. «Потеря около 1 млн тонн в год стабильной грузовой базы для портов вызовет снижение выручки на 700-800 млн рублей, такое же уменьшение таможенных платежей в бюджет, сокращение сотен рабочих мест», – говорилось в обращении приморских стивидоров к Законодательному собранию Приморского края еще на этапе подготовки проекта правительственного постановления. Ограничение экспорта лома, по оценкам экспертов, вызовет снижение объемов его сбора, что приведет к дефициту сырья (от которого, как ни парадоксально, в первую очередь пострадает «Амурметалл») и росту цен на него.

Вопрос об ограничении экспорта лома поднимался и на юге страны. В июле 2018 года власти Краснодарского края обратились в Минпромторг с просьбой квотировать экспорт лома из портов Азово-Черноморского бассейна, повысить экспортные пошлины или временно ограничить экспорт. Просьба была аргументирована тем, что «Абинскому электрометаллургическому заводу» (АЭМЗ) и «Новоросметаллу» нужно не менее 2,33 млн тонн лома в год, но в связи с ростом экспорта лома из портов бассейна у заводов наблюдается дефицит сырья.

Однако против введения данных мер выступили заготовители лома, выдвинув свои аргументы, а именно: введение квот и заградительных пошлин обернется неизбежным падением закупочных цен заводов и уходом части ломозаготовителей с рынка. В результате проект остался «на бумаге».

Избежать административных ограничений на экспорт лома или их угрозы пока удалось только портам Балтики, что, вероятно, связано с более конкурентным рынком по его переработке в регионе, а также дискриминационными мерами со стороны ЕС и, как следствие, сокращением объемов перевалки.

Впрочем, даже при отсутствии административных ограничений стивидоры отмечают, что металлолом остается проблемным грузом из-за статуса «существенно важный товар» для внутреннего рынка – он часто попадает под пристальный таможенный досмотр и даже под аресты, и опять же всегда может наступить «исключительный» случай.

В заключение

Действительно ли необходимы рынку административные ограничения экспорта металлолома – вопрос спорный. Очевидно лишь то, что одни эти меры не смогут решить проблемы повышения эффективности сбора и переработки металлолома внутри страны.

В связи с этим значимым представляется создание благоприятных условий для реализации лома на внутреннем рынке, например, путем применения разного рода мер господдержки, включая установление льготного режима для ведения бизнеса. Должна быть усилена работа по ликвидации «серых» схем в отрасли.

Повысить собираемость металлолома и вовлечение его в оборот могут и стимулирующие меры к раздельному сбору и сортировке отходов физическими лицами с последующей сдачей вторичного сырья, но они пока находятся в начальной стадии формирования.

Все эти меры должны помочь реализовать потенциал отрасли и обеспечить ломом как потребности внутреннего рынка, так и экспорта.

УСН при работе с металлическим ломом

Основные преимущества «упрощенки»:

  • простота расчета налоговой базы (налог платят либо с совокупных доходов организации за отчетный период, либо с доходов, из которых вычтена сумма понесенных расходов);
  • предприятие освобождено от уплаты НДС, за исключением случаев, в которых оно выступает налоговым агентом и предъявляет счета-фактуры с НДС;
  • УСН не предполагает уплату налога на прибыль для организаций и налога на доходы физических лиц для индивидуальных предпринимателей.

Простой учет металлолома и несложные типовые проводки – несомненные плюсы упрощенной системы налогообложения. Однако в большинстве случаев пункт приема металлолома признают налоговым агентом, а потому определение налоговой базы нужно произвести с учетом стоимости купленного лома в соответствии со ст. 105.3 НК РФ.

Нюансы обложения НДС экспорта лома и отходов черных и цветных металлов

  • Главная
  • Приложения
  • Преимущества
  • Отзывы
  • Тарифы
  • О сервисе
  • Партнерам
  • Справка и поддержка

Попробовать демо

Расскажем, как выполнять операции по продаже лома, сырых шкур животных и отходов черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов в программах «1C:Бухгалтерия 8» и «1С:Предприниматель».

Предложенный рецепт целесообразно применять для оформления единичных операций по продаже таких товаров, например, при сдаче в металлолом отслужившего свой срок автомобиля или станка.

Шаг 1: Оформить реализацию

Оформляем документ реализации:

  • заменяем в таблице ставку НДС на «18/118»;
  • очищаем сумму НДС (НДС будет исчислять покупатель);
  • нажимаем «Выписать счет-фактуру».

Шаг 2: Внести уточнения в печатную форму счета-фактуры

Корректируем печатную форму счета-фактуры:

  • выводим счет-фактуру на печать (в форме документа «Реализация (акт, накладная)» нажимаем «Печать» – «Счет-фактура»);
  • нажимаем на кнопку редактирования печатной формы (кнопка с картинкой в виде карандаша);
  • в графе 7 пишем «НДС исчисляется налоговым агентом»;
  • в графах 8 и 9 ставим прочерк;
  • в итогах по графам 8 и 9 ставим прочерк;
  • распечатываем счет-фактуру.

Шаг 3: Отразить в книге продаж и декларации

Корректируем движения документа «Реализация (акт, накладная)» по регистру «НДС продажи»:

  • открываем форму просмотра движений (в форме документа «Реализация (акт, накладная)» нажимаем «ДтКт»)
  • устанавливаем флажок «Ручная корректировка»;
  • на вкладке «НДС продажи» корректируем значение по колонке «Событие»: указываем событие «Налог исчисляет покупатель».

Полноценная поддержка учета НДС для операций реализации лома и отходов черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов, сырых шкур животных, имеется в программах «1С:Комплексная автоматизация», «1С:Бухгалтерия 8 ред. 3.0 (КОРП)», «1С:ERP управление предприятием». Компаниям, на постоянной основе занимающимся перепродажей лома металлов, алюминия и сырых шкур животны, рекомендуется использовать в своей работе эти программы.

Как заполнить таможенную декларацию

Для таможенной декларации на экспорт используют бланк декларации на товары. Так выглядит заполненная декларация с отметками таможни:

В таможенной декларации 54 пункта. Чтобы объяснить, как заполнить каждый, нам потребовалось четыре листа, поэтому мы сделали отдельный документ. Сохраните его у себя и поделитесь с другими.

Декларацию отправляют на таможню в электронном виде. Инспектор проверит ее и поставит отметку о выпуске товара из страны. После этого декларацию нужно скачать и подписать. Вместе с договором эта декларация и станет обоснованием нулевой ставки НДС.

По опыту, налоговая внимательно изучает документы на нулевые ставки. Отказать могут из-за любой мелочи: ошиблись в декларации; покупатель оплатил товар частично; деньги поступили не на тот счет, что указан в договоре. Еще налоговая может запросить дополнительные документы. Если их не предоставить, тоже могут отказать.

В этом случае есть два пути: заплатить НДС в размере 20% или исправить все замечания налоговой и подать документы повторно.

Если не хочется возиться с декларацией, заполнить ее может таможенный брокер. Обычно за это берут 13 000 рублей.

Как заполненить налоговую декларации по НДС налоговым агентам при продаже/покупке металлолома, вторичного алюминия, сырых шкур животных

Федеральная налоговая служба в связи с вопросами о порядке заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость налоговыми агентами, указанными в пункте 8 статьи 161 НК РФ, а также в дополнение к письму от 16.01.2018 N СД-4-3/480@, касающемуся применения налога на добавленную стоимость указанными налоговыми агентами, сообщает следующее.

1. Налогоплательщики НДС, являющиеся продавцами товаров, указанных в пункте 8 статьи 161 НК РФ (за исключением налогоплательщиков, освобожденных от исполнения обязанностей налогоплательщиков, связанных с исчислением и уплатой налога).

Согласно пункту 3.1 статьи 166 НК РФ при реализации товаров, указанных в абзаце первом пункта 8 статьи 161 НК РФ, сумма налога налогоплательщиками-продавцами не исчисляется, за исключением случаев, предусмотренных абзацами седьмым и восьмым пункта 8 статьи 161, подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ, а также при реализации этих товаров физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями.

Таким образом, операции по реализации товаров, указанных в пункте 8 статьи 161 НК РФ, в разделе 3 налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденной приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@ налогоплательщиками — продавцами не отражаются, за исключением случаев, предусмотренных абзацами седьмым и восьмым пункта 8 статьи 161 НК РФ, а также при реализации таких товаров физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями (далее — налоговая декларация по НДС, порядок заполнения налоговой декларации по НДС). Вместе с тем, указанные операции отражаются налогоплательщиками-продавцами в книге продаж, и соответственно, в разделе 9 налоговой декларации по НДС (в книге покупок и разделе 8 налоговой декларации по НДС в случае выставления корректировочных счетов-фактур).

2. Налоговые агенты, указанные в пункте 8 статьи 161 НК РФ, являющиеся налогоплательщиками НДС (за исключением налогоплательщиков, освобожденных от исполнения обязанностей налогоплательщиков, связанных с исчислением и уплатой налога).

В соответствии с пунктом 4.1 статьи 173 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налоговыми агентами, указанными в пункте 8 статьи 161 НК РФ, определяется по итогам каждого налогового периода как общая сумма налога, исчисляемая в соответствии с пунктом 3.1 статьи 166 НК РФ в отношении товаров, указанных в пункте 8 статьи 161 НК РФ, увеличенная на суммы налога, восстановленные в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 3 статьи 170 НК РФ, и уменьшенная на суммы налоговых вычетов, предусмотренных пунктами 3, 5, 8, 12 и 13 статьи 171 НК РФ в части операций, осуществляемых указанными налоговыми агентами с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 НК РФ.

В целях применения вышеуказанных положений сумма налога, исчисленная налоговыми агентами, указанными в пункте 8 статьи 161 НК РФ, а также вычеты сумм налога, указанные в пунктах 3, 5, 8, 12 и 13 статьи 171 НК РФ, отражаются в соответствующих строках разделов 3, 8 и 9 налоговой декларации по НДС.

Одновременно ФНС России обращает внимание, что вычеты сумм налога на добавленную стоимость, исчисленные налоговыми агентами при приобретении товаров, указанных в пункте 8 статьи 161 НК РФ, используемых для производства и (или) реализации сырьевых товаров на экспорт производятся в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 172 НК РФ. В этой связи вычеты сумм налога по операциям реализации сырьевых товаров отражаются в разделах 4, 5, 6 налоговой декларации по НДС соответственно.

3. Налоговые агенты, не являющиеся налогоплательщиками НДС или являющиеся налогоплательщиками НДС, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщиков, связанных с исчислением и уплатой налога, указанные в пункте 8 статьи 161 НК РФ.

Согласно положениям пункта 8 статьи 161 НК РФ при реализации сырых шкур животных, а также лома и отходов черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов налоговая база определяется налоговыми агентами. Указанные налоговые агенты обязаны исчислить расчетным методом и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные главой 21 НК РФ.

Пунктом 5 статьи 174 НК РФ установлено, что лица, указанные в пункте 8 статьи 161 НК РФ, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено главой 21 НК РФ.

В соответствии с пунктом 3 порядка заполнения налоговой декларации по НДС при исполнении обязанности налогового агента организациями и индивидуальными предпринимателями, не являющимися налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, заполняются титульный лист и раздел 2 декларации. При отсутствии показателей для заполнения раздела 1 декларации в строках указанного раздела ставятся прочерки. При этом в титульном листе по реквизиту «по месту нахождения (учета)» указывается код «231».

Учитывая изложенное, до внесения соответствующих изменений и дополнений в приложения к приказу ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@ «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме» ФНС России рекомендует налоговым агентам, указанным в пункте 3 настоящего письма, раздел 2 налоговой декларации по НДС заполнять в следующем порядке.

строки 010 — 030 не заполняются;

по строке 060 указывается итоговая сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет в соответствии с пунктом 4.1 статьи 173 НК РФ;

по строке 070 указывается код 1011715, применяемый при реализации сырых шкур животных, лома и отходов черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов.

Кроме того, указанными налоговыми агентами формируется раздел 9 налоговой декларации по НДС, в котором отражаются записи по счетам-фактурам, полученным налоговыми агентами от налогоплательщиков-продавцов вышеуказанных товаров. При этом сведения по счетам-фактурам, отраженные налоговыми агентами в разделе 9 налоговой декларации по НДС при перечислении оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок указанных товаров, до внесения соответствующих изменений в Контрольные соотношения показателей налоговой декларации по НДС, отражаются ими в разделе 9 налоговой декларации по НДС с отрицательным значением при применении вычетов в установленном порядке. В аналогичном порядке производятся записи по счетам-фактурам (корректировочным счетам-фактурам) в разделе 9 налоговой декларации по НДС, в случаях, указанных в пунктах 5 и 13 статьи 171 НК РФ.

Указанный порядок применяется в отношении налоговых периодов до 1 января 2019 года, а начиная с налогового периода за первый квартал 2019 года записи по счетам-фактурам, отраженные налоговыми агентами в разделе 9 налоговой декларации по НДС при перечислении оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок указанных товаров, а также в случаях, указанных в пунктах 5 и 13 статьи 171 НК РФ, производятся в разделе 8 налоговой декларации по НДС, в целях применения вычетов в установленном порядке.

Письмо ФНС России от 19.04.2018 N СД-4-3/7484@

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector