Составляем план счетов бюджетного учета — образец-2020
План бухгалтерских счетов коммерческой организации на 2021 год
Контур.Бухгалтерия — 14 дней бесплатно!
Дружелюбный, простой и функциональный онлайн-сервис для малого предприятия. Понятно директору, удобно бухгалтеру!
Действующий в РФ план счетов (ПС) был утвержден приказом Минфина почти 19 лет назад в 2000 году и отредактирован в 2010 году. Если фирма ведет учет методом двойной записи, она должна использовать этот план счетов, вне зависимости от организационно-правовой формы и формы собственности. Исключение — госпредприятия и кредитные учреждения.
Основная задача ПС — согласовать показатели учета и показатели текущей действующей отчетности. Чтобы компании правильно использовали счета, к каждому из них даны комментарии в инструкции Минфина.
Как выглядит план счетов бухучета?
Это схема регистрации и группировки показателей хозяйственной деятельности предприятия. К ним относятся активы, различные обязательства, финансовые операции и прочее. В ПС указаны счета первого порядка (синтетические) и второго порядка (субсчета). На основе ПС компании создают и утверждают рабочий план счетов с полным перечнем всех счетов. Бухгалтерские счета подразделяются на:
- активные;
- пассивные;
- активно-пассивные.
Активные счета
Конечное и начальное сальдо нужно записывать по дебету счета. Увеличение записывайте по дебету счета, а уменьшение — по кредиту.
Список: 01, 03, 04, 08, 09 — 10, 19 — 20, 23, 25, 26, 29 — 41, 43, 44 — 58, 60.2, 60.7, 62.1, 62.3 — 62.6, 62.11, 62.22, 62.44, 73, 75.1, 76.2, 76.22, 81, 90.2 — 90.8, 91.2, 94, 97.
Пассивные счета
Конечное и начальное сальдо нужно записывать по кредиту счета. Увеличение записывайте по кредиту счета, а уменьшение — по дебету.
Список: 02, 05, 42, 59, 60.1, 60.3, 60.6, 60.11, 60.22, 62.7, 63 — 67, 70, 75.2, 75.3, 76.4, 76.ЗП, 76.Н.1, 76.Н.2, 77, 80, 82 — 83, 90.1, 91.1, 96, 98, 99.2.1, 99.2.3.
Активно-пассивные счета
Такие счета бывают либо с односторонним сальдо, либо с двусторонним. В первом случае сальдо либо дебетовое, либо кредитовое, а во втором — одновременно дебетовое с кредитовым. Список: 11 — 16, 40, 60, 62, 68 — 69, 71, 75, 76.1, 76.3, 76.5 — 76.11, 76.55, 76.АВ, 79, 84 — 90, 90.9, 91, 91.9, 99 — 99.2, 99.2.2.
Веб-сервис Контур.Бухгалтерия автоматически подберет проводки и счета для операций. Учет, налоги, зарплата, отчетность с отправкой через интернет в одном сервисе.
Рабочий план счетов в 2021 году
План счетов утвержден Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94Н. Все счета плана использовать не обязательно. Каждая компания обязана утвердить рабочий план счетов (п. 4 ПБУ 1/2008). Создавать свой собственный план счетов нужно на основании учетной политики для целей бухучета и с учетом специфики деятельности.
В плане счетов есть основные счета и субсчета к ним, которые помогают уточнить суть отраженной операции. В рабочий план включайте только те счета, которые будете использовать на практике. Если вы хотите добавить в рабочий план счет, который не предусмотрен приказом Минфина, его нужно предварительно согласовать с Министерством. Выбрать виды субсчетов и глубину аналитики можно самостоятельно.
Небольшим компаниям советуем воспользоваться планом счетов в сервисе Контур.Бухгалтерия.
02.01 Амортизация основных средств
02.02 Амортизация доходных вложений в материальные ценности
08.1 Приобретение земельных участков
08.2 Приобретение объектов природопользования
08.3 Строительство объектов основных средств
08.4 Приобретение объектов основных средств
08.5 Приобретение нематериальных активов
08.6 Перевод молодняка в основное стадо
08.7 Приобретение взрослых животных
08.8 Выполнение НИОКР
10.1 Сырье и материалы
10.2 Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали
10. 4 Тара и тарные материалы
10.5 Запасные части
10. 6 Прочие материалы
10. 7 Материалы, переданные в переработку на сторону
10. 8 Строительные материалы
10.9 . Инвентарь и хозяйственные принадлежности
10. 10 Специальная оснастка и специальная одежда на складе
10. 11 Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации
19.1 НДС при приобретении ОС
19.2 НДС по приобретенным НМА
19.3 НДС по приобретенным МПЗ
41.1 Товары на складах
41.2 Товары в розничной торговле
41.3 Тара под товаром и порожняя
41.4 Покупные изделия
50.1 Касса организации
50.2 Операционная касса
50.3 Денежные документы
55.2 Чековые книжки
55.4 Электронные деньги
58.1 Паи и акции
58.2 Долговые ценные бумаги
58.3 Предоставленные займы
58.4 Вклады по договору простого товарищества
79.1 Расчеты по выделенному имуществу
79. 2 Расчеты по текущим операциям
79. 3 Расчеты по договору доверительного управления имуществом
В Инструкции по применению плана счетов есть характеристики каждого счета, а также корреспонденции счетов между собой.
Структура плана счетов бюджетного учета
План счетов бюджетного учета разработан для сопоставления данных бюджетов различных организаций, входящих в бюджетную сферу.
Образец плана счетов бюджетного учета государственного учреждения можно скачать по ссылке. В нем перечислены все используемые счета, в том числе и забалансовые. В таблице представлена информация о том, в каком виде учреждения используются разные счета — в казенном, бюджетном или автономном:
Новый бюджетный план счетов содержит около двух тысяч синтетических счетов учета. Для потребностей собственного учета государственное (муниципальное) предприятие разрабатывает на основе утвержденного собственный ПС, в который входят только счета, необходимые данной организации.
Номер счета бюджетного ПС состоит из 26 разрядов, структура счета описана в таблице:
Таким образом, в код плана счетов интегрирован код бюджетной классификации. Это позволяет вести учет по определенным видам активов и создавать информационную базу для формирования необходимой отчетности в соответствии с действующим законодательством и требованиями МСФО.
Типовой счетный План содержит 99 счетов бухучета, однако заняты только 62 номера, остальные номера свободны и могут быть задействованы организацией для создания новых счетов, необходимых для отражения особенностей деятельности конкретной компании.
По типу учитываемых объектов и операций все счета типового Плана делятся на активные, пассивные и активно-пассивные.
Активные отражают учет активов, пассивные — учет пассивов, активно-пассивные — учитывают и те, и другие.
У каждого счета есть наименование и номер. Номера у балансовых — двухзначные, у забалансовых — трехзначные.
Все счета в типовом счетном Плане называются синтетическими первого порядка, для более детализированного учета можно открывать к ним субсчета второго порядка. План содержит рекомендации по их открытию.
Если нужен еще более точный учет, к субсчетам открываются аналитические счета.
Небольшим предприятиям обычно достаточно синтетического учета первого порядка, крупным необходим более подробный учет, поэтому они также используют субсчета второго порядка и аналитический учет.
В целом типовой План позволяет ускорить работу бухгалтера. Так как счета имеют номер, то в процессе учета и составлении проводок можно не использовать наименования, а указывать только номера, понятные всем.
Хозяйственная операция — Поступление наличной оплаты от покупателя.
Данная операция учитывается в бухучете с помощью проводки: Дебет счета 50 «Касса» — Кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Можно указать ее кратко без наименований: Дебет 50 — Кредит 62, такая запись также будет всем понятна.
Ниже представлена таблица, в которой содержатся все счета типового Плана с указанием номера, наименования, деления на активные, пассивные и активно-пассивные, а также указаны субсчета, которые могут быть открыты в соответствии с рекомендациями типового Плана.
Скачать в word
Скачать типовой План счетов (таблица с субсчетами) — word.
Скачать инструкцию к Плану счетов — word.
Как запомнить и быстро выучить?
Один из возможных, но не самых лучших способов запоминания бухгалтерских счетов — это зубрить наизусть номер и название, не разбираясь в назначении и особенностях применения.
Удобнее и быстрее можно запомнить счета бухучета, применяя их на практике в различных задачах, разбираясь с порядком их применения.
Для учета операций необходимо составлять проводки, для этого придется постоянно определять корреспондирующие счета, выбирая их из Плана. Вновь и вновь обращаясь к Плану происходит постепенное запоминание.
Нет необходимо специально заучивать номера и названия, лучший способ — это решать задачи по бухучету на составление проводок.
Также нужно понимать, что все счета бухгалтеру могут и не понадобиться. На практике формируется Рабочий План из тех номеров, которые нужны для ведения бухгалтерского учета. Производственные предприятия используют один набор счетов, торговые — другой. Крупные предприятия ведут более детальный учет, а небольшие компании могут упрощать бухучет, обобщая данные.
Структура плана счетов бюджетной сферы
Структура бюджетного плана представлена следующими разделами:
Раздел плана счетов
Код счета бухгалтерского учета, пример
Раздел «Нефинансовые активы» отражает информацию обо всех внеоборотных активах экономического субъекта. В раздел включают учет следующих объектов:
- основные средства (здания, машины, транспорт, оборудование);
- нематериальные активы (разработки, результаты НИОКР);
- амортизационные отчисления (используется для отражения износа ОС и НМА);
- непроизводственные активы (недра, земельные участки, иное);
- материальные запасы (продукты питания, ГСМ, сырье, запасы);
- вложения в нефинансовые активы (вложения в ОС, НМА, МЗ);
- имущество казны (специальный счет для отражения активов, составляющих государственную казну);
- затраты экономического субъекта на основной вид деятельности (изготовление продукции, оказание услуг, выполнение работ, согласно государственному и(или) муниципальному заданию);
- нефинансовые активы в пути (ОС, МЗ, находящиеся в пути).
0 101 05 000 «Транспортные средства» — формирование информации о первоначальной стоимости автотранспортных средств, находящихся в собственности (оперативном управлении) предприятия.
0 108 51 000 «Недвижимое имущество, составляющее казну» — отражает первоначальную стоимость недвижимости, находящейся в казне. По такому имуществу амортизация не начисляется. Также по активам, находящимся в казне, не предусмотрено выделение особо ценного и иного имущества.
Раздел «Финансовые активы» аккумулирует сведения обо всех оборотных активах учреждения. Под оборотными активами понимаются не только денежные средства, находящиеся в кассе и на расчетных счетах учреждения, но и вложения в финансовые активы, авансы и дебиторская задолженность.
Раздел включает следующие группы:
0 201 11 000 «Денежные средства на счетах учреждения» — раскрывает информацию о наличии финансов на расчетных счетах, открытых в органе, осуществляющем кассовое обслуживание субъекта (в рублях и иностранной валюте).
0 205 31 000 «Расчеты по доходам от оказания платных услуг (работ)». По нему начисляются доходы от оказания предпринимательской и иной, приносящей доход, деятельности.
Раздел «Обязательства» раскрывает данные о принятых обязательствах:
0 302 11 000 «Расчеты по заработной плате» — отражает сумму начисленной заработной платы в пользу работников, трудящихся по трудовому договору.
0 302 21 000 «Расчеты по услугам связи» — отражает кредиторскую задолженность, возникшую по договорам предоставления услуг связи.
0 303 01 000 «Расчеты по налогу на доходы физических лиц» — фиксирует данные о произведенных удержаниях налога с заработной платы сотрудников организации и с иных налогооблагаемых доходов.
Специальный раздел «Финансовый результат» используется для отражения доходов и расходов по результатам деятельности экономического субъекта за определенный период. Предусмотрена детализация по временным промежуткам. Сведения группируются по результатам текущего периода, прошлых лет и будущих периодов.
0 401 10 000 «Доходы текущего периода» — используется для начисления доходов учреждения, причитающихся в текущем финансовом году.
0 401 28 000 «Расходы финансового года, предшествующего отчетному году» — раскрывает информацию о понесенных расходах прошлого периода.
Регистры раздела «Санкционирование расходов» раскрывают учетную информацию по:
0 501 11 000 «Доведенные ЛБО» — отражает сумму доведенных лимитов бюджетных обязательств в рамках текущего финансового года.
Инструкция по применению ПС
В Приложении 2 Закона № 174н обозначена Инструкция по использованию Плана счетов. Она определяет систему отображения имущества, долгов и событий хозяйственной жизни учреждения.
Бюджетные организации руководствуются Инструкцией по использованию Единого Плана счетов и данной Инструкцией.
В Инструкции классифицируются более подробно:
- счета;
- разделяются на синтетические и аналитические;
- комментируются корреспонденции счетов по основным событиям.
За неимением в текущей Инструкции подходящей проводки, организация имеет все основания выработать свою, при соглашении ненарушения закона.
Единый план счетов бухгалтерского учета для ГУП и МУП
Государственные и муниципальные учреждения применяют единый план счетов, утвержденный приказом Минфина России приказом Минфина России от 01.12.10 № 157н . Он не похож на ПСБУ для коммерческих компаний. Счета бюджетного учета 2021 имеют другую структуру. Использовать их следует иначе, нежели в «обычной» бухгалтерии (подробнее см. «Бюджетный учет: чем бухучет «бюджетников» отличается от «коммерческого» бухучета»).
Бухгалтеру, который решил сменить сферу деятельности и перейти в бюджетную организацию, стоит порекомендовать пользоваться специализированной программой для ведения бюджетного учета. Это позволит ему быстрее разобраться в различиях и легче освоить бухучет в новой сфере.
Бесплатно скачать полнофункциональную демо-версию «Контур-Бухгалтерия Бюджет»
Методические рекомендации Минфина по применению нового порядка КОСГУ
- по уплате страховых премий (страховых взносов) по договорам страхования, заключенным со страховыми организациями (подстатья 227 «Страхование»);
- по приобретению услуг, работ, осуществляемых для целей капитальных вложений, таких как разработка проектной и сметной документации для строительства, реконструкции объектов нефинансовых активов, экспертиза проектной документации, пусконаладочные работы и аналогичные (подстатья 228 «Услуги, работы для целей капитальных вложений»).
Детализация ст. 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» и 440 «Уменьшение стоимости материальных запасов» подстатьями, отражающими увеличение или уменьшение стоимости материальных запасов по объектам. Например, к подстатье 341 «Увеличение стоимости лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях» КОСГУ относится приобретение антибиотиков, лекарственных препаратов, аптечек и санитарных сумок для оказания первой помощи и т. п. В перечне подстатей ст. 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» выделяется подстатья 349 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения». На нее относится приобретение тех материальных запасов, которые в 2020 г. отражаются по подстатьям 223, 226, 296, таких как:
План счетов для бюджетников
Для организаций бюджетной сферы законодатели предусмотрели отдельные правила ведения бухгалтерского учета. Ключевые аспекты закреплены в инструкции по бухучету № 157н. Помимо основных правил, в бюджетной деятельности имеется дополнительная детализация по типам государственных и муниципальных учреждений. Единый план счетов бюджетного учета 2021 года применяется по типам учреждений:
- приказ Минфина РФ № 162н от 06.12.2010 (в ред. от 28.12.2018) — для казенных учреждений, внебюджетных фондов и органов власти;
- приказ № 174н от 16.12.2010 (в ред. от 28.12.2018) — для бюджетных учреждений;
- приказ № 183н от 23.12.2010 (в ред. от 27.07.2018) — для автономных учреждений.
Основная структура ПСБУ едина для всех типов государственных и муниципальных компаний. Действующий план для бюджетников состоит из следующих разделов:
- Нефинансовые активы. Включают: основные средства и амортизационные отчисления по ним, материальные запасы и сырье, объекты нематериальных активов, вложения в нефинансовые активы (вложения в ОС и капстроительство).
- Финансовые активы — это денежные средства компании (наличные, на расчетных счетах), дебиторская задолженность, авансы поставщикам, подрядчикам или персоналу по заработной плате, вложения в финансовые активы.
- Обязательства. Кредиторская задолженность по расчетам с поставщиками, по заработной плате и налогам, по полученным кредитам и прочие аналогичные обязательства.
- Финансовые результаты. В этом разделе отражаются результаты финансовой деятельности субъекта. То есть здесь аккумулируются не только текущие доходы и расходы, но и аналогичные показатели будущих и предшествующих периодов.
- Санкционирование расходов. Раздел для отражения лимитов бюджетных обязательств, принятых денежных обязательств по контрактам, договорам и аналогичной информации.
- Забалансовые счета. Их используют для отражения информации об отдельных видах собственности и обязательств госучреждения.
Действующая таблица ЕПСБУ для бюджетников:
Новый план счетов бухгалтерского учета в бюджетных организациях
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 16 декабря 2010 года N 174н
Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению
(с изменениями на 28 декабря 2018 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Минфина России от 31 декабря 2015 года N 227н (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 20.02.2016) (о порядке вступления в силу см. пункт 2 приказа Минфина России от 31 декабря 2015 года N 227н);
приказом Минфина России от 16 ноября 2016 года N 209н (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 19.12.2016, N 0001201612190019) (о порядке применения см. пункт 8 приказа Минфина России от 16 ноября 2016 года N 209н);
приказом Минфина России от 29 ноября 2017 года N 212н (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 26.12.2017, N 0001201712260077);
приказом Минфина России от 31 марта 2018 года N 66н (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 27.04.2018, N 0001201804270020) (о порядке применения см. пункт 2 приказа Минфина России от 31 марта 2018 года N 66н);
приказом Минфина России от 28 декабря 2018 года N 299н (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.01.2019, N 0001201901300025) (о порядке применения см. пункт 2 приказа Минфина России от 28 декабря 2018 года N 299н).
____________________________________________________________________
На основании статьи 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3823; 2005, N 1, ст.8; 2006, N 1, ст.8; 2007, N 18, ст.2117; N 45, ст.5424), пунктов 4 и 5 постановления Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2004 года N 185 “Вопросы Министерства финансов Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 15, ст.1478; N 49, ст.4908; 2007, N 45, ст.5491; N 5, ст.411) и в целях нормативно-правового регулирования в сфере ведения бухгалтерского учета государственными (муниципальными) бюджетными учреждениями, в отношении которых в соответствии с положениями частей 15 и 16 статьи 33 Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 19, ст.2291) органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления принято решение о предоставлении им субсидий из соответствующего бюджета в соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – бюджетные учреждения),
(Преамбула в редакции, введенной в действие со 2 марта 2016 года приказом Минфина России от 31 декабря 2015 года N 227н, применяется государственными (муниципальными) бюджетными учреждениями при формировании показателей объектов учета на 1 января 2016 года и при формировании учетной политики, начиная с 2016 года.
1. Утвердить План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений согласно приложению N 1 к настоящему приказу.
2. Утвердить Инструкцию по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений согласно приложению N 2 к настоящему приказу.
Положения Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений в части первичных учетных документов применяются в соответствии с учетной политикой субъекта учета и положениями приказа Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2015 года N 52н “Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению” (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 2 июня 2015 года, регистрационный номер 37519; официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 8 июня 2015 года).
(Абзац дополнительно включен со 2 марта 2016 года приказом Минфина России от 31 декабря 2015 года N 227н, применяется государственными (муниципальными) бюджетными учреждениями при формировании показателей объектов учета на 1 января 2016 года и при формировании учетной политики, начиная с 2016 года)
3. Настоящий приказ применяется при формировании учетной политики бюджетного учреждения, начиная с 2011 года.
Заместитель
Председателя Правительства
Российской Федерации –
Министр финансов
Российской Федерации
А.Кудрин
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
2 февраря 2011 года,
регистрационный N 19669
Приложение N 1. План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений
Приложение N 1
к приказу
Министерства финансов
Российской Федерации
“Об утверждении Плана счетов
бухгалтерского учета
бюджетных учреждений
и Инструкции по его применению”
от 16 декабря 2010 года N 174н
(В редакции,
введенной в действие
с 10 февраля 2020 года
приказом Минфина России
от 28 декабря 2018 года N 299н,
применяется при формировании
учетной политики и показателей
бухгалтерского учета, начиная с 2020 года. –
См. предыдущую редакцию)
План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений
Бесплатная консультация юриста по телефону:
Нормативная база
В соответствии с законодательством РФ существует регулирование, состоящее из четырех уровней:
Уровень 1. Источниками регулирования становятся государственная дума, лицо, занимающее пост президента, правительство РФ. Документы — №402-ФЗ, указы президента и правительства.
- Уровень 2. Контролируется Минфином РФ и иными участниками исполнительной власти. Представляет Положения, в которых регламентируются правила ведения бухгалтерского учета обычных объектов и отдельных.
- Уровень 3. Регулируется также, как и уровень 2. Нормативные акты – методические пособия по бухучету и план счетов с инструкцией.
- Уровень 4. Аппарат управления компанией. Документ, осуществляющий регулирование – составленная и утвержденная учетная политика фирмы.
Порядок перехода на новые правила
В Приказе об изменении Инструкции указано только то, что новые правила нужно применять при формировании отчетности на 1 января 2021 г. Полагаем, проводки надо отразить в учете в один день с заключительными операциями.
Автор: Инна Хлевняк,
главный бухгалтер-консультант бюджетного направления Линии консультаций «ГЭНДАЛЬФ»