Lazurnensky.ru

Обзорный аналитик
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Статья 161 НК РФ. Особенности определения налоговой базы налоговыми агентами

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная горячая линия юридической помощи

  • Энциклопедия ипотеки
  • Кодексы
  • Законы
  • Формы документов
  • Бесплатная консультация
  • Правовая энциклопедия
  • Новости
  • О проекте
Бесплатная консультация
Навигация
Федеральное законодательство
  • Конституция
  • Кодексы
  • Законы

Действия

  • Главная
  • «НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 28.12.2013 с изменениями, вступившими в силу с 30.01.2014)

Статья 161. Особенности определения налоговой базы налоговыми агентами

1. При реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками — иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога.

Налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации с учетом настоящей главы.

2. Налоговая база, указанная в пункте 1 настоящей статьи, определяется налоговыми агентами. При этом налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у указанных в пункте 1 настоящей статьи иностранных лиц. Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные настоящей главой.

3. При предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

При реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога. При этом налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации (передаче) указанного имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

4. При реализации на территории Российской Федерации конфискованного имущества, имущества, реализуемого по решению суда (за исключением реализации, предусмотренной пунктом 4.1 настоящей статьи), бесхозяйных ценностей, кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, перешедших по праву наследования государству, налоговая база определяется исходя из цены реализуемого имущества (ценностей), определяемой с учетом положений статьи 105.3 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров). В этом случае налоговыми агентами признаются органы, организации или индивидуальные предприниматели, уполномоченные осуществлять реализацию указанного имущества.

4.1. При реализации на территории Российской Федерации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации банкротами, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этого имущества с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждой операции по реализации указанного имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели указанного имущества и (или) имущественных прав, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

5. При реализации товаров, передаче имущественных прав, выполнении работ, оказании услуг на территории Российской Федерации иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговыми агентами признаются состоящие на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность с участием в расчетах на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров с указанными иностранными лицами. В этом случае налоговая база определяется налоговым агентом как стоимость таких товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них суммы налога.

6. В случае, если в течение сорока пяти календарных дней с момента перехода права собственности на судно от налогоплательщика к заказчику регистрация судна в Российском международном реестре судов не осуществлена, налоговая база определяется налоговым агентом как стоимость, по которой это судно было реализовано заказчику, с учетом налога.

При этом налоговым агентом является лицо, в собственности которого находится судно по истечении сорока пяти календарных дней с момента такого перехода права собственности.

Налоговый агент обязан исчислить по налоговой ставке, предусмотренной пунктом 3 статьи 164 настоящего Кодекса, соответствующую сумму налога и перечислить ее в бюджет.

7. В целях настоящей статьи не признаются налоговыми агентами приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги), имущественные права для целей организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи организации, являющиеся иностранными организаторами XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», иностранными маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета, в том числе официальными вещательными компаниями, в соответствии со статьей 3.1 указанного Федерального закона, и филиалы, представительства в Российской Федерации иностранных организаций, являющихся маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета, в том числе официальными вещательными компаниями, в соответствии со статьей 3.1 указанного Федерального закона.

К вопросу об обязанности налогового агента (по НДС) исчислять и перечислять НДС при покупке муниципального имущества (Определение КС РФ от 29.09.2011 № 1042-О-О) (+ текст)

29 сентября 2011 года Конституционный Суд РФ принял Определение № 1042-О-О по вопросу обязанности налогового агента по НДС – покупателя муниципального имущества исчислить и уплатить этот налог в бюджет.

Судебные акты арбитражных судов по делу: здесь.

Фабула: Налогоплательщик выкупал арендуемое муниципальное имущество, оценка которого была определена без НДС, в результате чего у него как у налогового агента возникла обязанность увеличить стоимость этого имущества на сумму НДС и перечислить данный налог в бюджет.

Вопрос: Соответствует ли Конституции РФ абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ об обязанности покупателя государственного или муниципального имущества определить расчетным методом сумму НДС с его реализации и уплатить этот налог в бюджет?

Налогоплательщик: Не соответствует, поскольку эта норма допускает увеличение стоимости приобретаемого муниципального имущества на сумму НДС и обязывает покупателя, как налогового агента по договору, исчислять НДС сверх цены реализации имущества, что приводит к завышению его стоимости.

Конституционный Суд: Соответствует, поскольку непосредственно из данной нормы, а также иных оспариваемых положений НК РФ не следует, что возложение на налоговых агентов обязанности по удержанию и перечислению в бюджет суммы НДС приводит к увеличению стоимости приобретаемого имущества на сумму данного налога.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 сентября 2011 года № 1042-О-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ
ГРАЖДАНИНА НИГМЕТОВА ДМИТРИЯ ГАДИЛОВИЧА
НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ
ПОЛОЖЕНИЯМИ СТАТЬИ 3 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
«О ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И
МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА», СТАТЬИ 3
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ОБ ОСОБЕННОСТЯХ
ОТЧУЖДЕНИЯ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА,
НАХОДЯЩЕГОСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ
СУБЪЕКТОВ РФ ИЛИ
В МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ И АРЕНДУЕМОГО
СУБЪЕКТАМИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА,
И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»,
СТАТЬИ 2 ГК РФ, СТАТЕЙ 24 И 161 НК РФ

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина Д.Г. Нигметова к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин Д.Г. Нигметов оспаривает конституционность следующих положений:
статьи 3 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», предусматривающей, что к отношениям по отчуждению государственного и муниципального имущества, не урегулированным данным Федеральным законом, применяются нормы гражданского законодательства (пункт 4);
статьи 3 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», устанавливающей преимущественное право субъектов малого и среднего предпринимательства на приобретение арендуемого имущества;
статьи 2 ГК Российской Федерации, согласно которой к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством (пункт 3);
статьи 24 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющей понятие налогового агента, их права и обязанности;
статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающей особенности определения налоговой базы налоговыми агентами при реализации государственного и муниципального имущества (абзац второй пункт 3).
Как следует из представленных материалов, арбитражный суд отказал заявителю в удовлетворении требований к Департаменту муниципального имущества администрации города Волгограда по иску о признании недействительными некоторых положений договора купли-продажи объекта муниципального имущества в части порядка формирования цены. Суд исходил из того, что рыночная стоимость недвижимого имущества, указанная в договоре, согласно отчету независимого оценщика обоснованно не включает налог на добавленную стоимость, в связи с чем покупатель, выступая в качестве налогового агента, должен дополнительно начислить к цене продажи недвижимого имущества налог на добавленную стоимость и перечислить его в бюджет.
По мнению Д.Г. Нигметова, оспариваемые им законоположения допускают увеличение стоимости приобретаемого муниципального имущества на сумму налога на добавленную стоимость и обязывают покупателя, как налогового агента по договору, исчислять налог на добавленную стоимость сверх цены реализации имущества, что приводит к завышению его стоимости. Заявитель считает, что оспариваемые законоположения приводят к нарушению его прав, закрепленных статьями 7, 8, 15, 17, 18, 34, 35 и 57 Конституции Российской Федерации.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные Д.Г. Нигметовым материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
2.1. Федеральный закон «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регулирует отношения, возникающие в связи с отчуждением из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, в том числе особенности участия указанных субъектов в приватизации арендуемого имущества (статья 1). При этом в качестве одной из дополнительных гарантий, предоставляемых субъектам малого и среднего предпринимательства, данный Федеральный закон предусматривает преимущественное право на приобретение арендуемого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком (статья 3).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, цель названного Федерального закона состоит в оказании адресной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства посредством установления для них временной преференции в связи с их участием в приватизации (определения от 17 декабря 2009 года N 1656-О-О, от 24 февраля 2011 года N 214-О-О и др.).
Положения Федерального закона «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в силу части 3 статьи 1 применяются в системной связи с нормами Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества», сфера действия которого, в свою очередь, определена статьей 3 данного Федерального закона, предусматривающей применение норм гражданского законодательства в отношениях по отчуждению государственного и муниципального имущества (пункт 4).
Таким образом, оспариваемые законоположения, рассматриваемые в системе действующего правового регулирования, будучи направленными на развитие предпринимательской деятельности, не могут расцениваться как нарушающие конституционные права и свободы заявителя.
2.2. Конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы имеет публично-правовой характер, что обусловлено публично-правовой природой государства и государственной власти; требование налогового органа и налоговое обязательство налогоплательщика следует не из договора, а из закона; спор по поводу невыполнения налогового обязательства находится в рамках публичного, а не гражданского права (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17 декабря 1996 года N 20-П).
С учетом этого положение пункта 3 статьи 2 ГК Российской Федерации, не допускающее применение норм гражданского законодательства к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, не может рассматриваться как не имеющее конституционно-правовых оснований и нарушающее какие-либо конституционные права заявителя. Следовательно, жалоба Д.Г. Нигметова в данной части не может быть признана допустимой по смыслу статей 96 и 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации».
Что касается положений статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации, то она возлагает на покупателей государственного и муниципального имущества обязанность исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых продавцу доходов и уплатить в бюджет сумму налога на добавленную стоимость. При этом налоговая база определяется как сумма дохода от реализации указанного имущества с учетом налога на добавленную стоимость (абзац второй пункта 3).
Непосредственно из данной правовой нормы, а также иных оспариваемых положений Налогового кодекса Российской Федерации не следует, что возложение на налоговых агентов обязанности по удержанию и перечислению в бюджет суммы налога на добавленную стоимость приводит к увеличению стоимости приобретаемого имущества на сумму данного налога. Таким образом, нет оснований полагать, что указанные законоположения сами по себе нарушают конституционные права и свободы заявителя с учетом изложенных им аспектов.
Проверка же законности и обоснованности принятых по делу заявителя судебных актов, основанных на отчете независимого оценщика об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества, не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации (статья 125 Конституции Российской Федерации и статья 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»).
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации

Читать еще:  Акт дефектации сплит системы образец. Акт дефектации: образец и бланк

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Нигметова Дмитрия Гадиловича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН

Общие вопросы

Повторный запрос документов ИФНС

В действующей редакции пункта 5 статьи 93 Кодекса есть норма, запрещающая налоговикам запрашивать повторно те документы, которые ранее предоставлялись налогоплательщиками. С 3 сентября 2018 года этот запрет будет отменен. Иначе говоря, специалисты ИФНС смогут потребовать на проверку документы повторно.

За налогоплательщиком останется право не представлять такие документы, однако об этом нужно своевременно уведомить ИФНС. В уведомлении следует указать, что запрашиваемые документы представлялись в инспекцию (в какую именно), а также привести параметры документа, по которому они передавались или к которому прилагались. С уведомлением нужно уложиться в срок, который указан в требовании их представить.

Однако если инспекторы затребуют подлинники документов, которые уже подавались в ИФНС и были возвращены налогоплательщику, то отказаться от их представления последний не сможет. То же самое относится и к документам, утраченным специалистами ИФНС из-за воздействия обстоятельств непреодолимой силы. Придется подавать запрашиваемые бумаги вновь.

Оформление результатов дополнительных контрольных мероприятий

Также с 3 сентября будет изменена статья 101 НК РФ, а именно добавлен пункт 6.2 и подкорректирован пункт 6.1. Эти нормы затрагивают результаты мероприятий дополнительного налогового контроля.

В рамках проверки может потребоваться истребование документов, экспертиза, вызов свидетеля на допрос. Подобные мероприятия назначаются по решению руководителя инспекции, в котором указывается сроки их проведения. В этой части никаких изменений не произошло.

Поправки затронули результаты таких проверок, а точнее, их оформление. Раньше по этому поводу в Налоговом кодексе ничего сказано не было. А вот с 3 сентября 2018 года вступит в силу норма следующего содержания: результаты упомянутых мероприятий должны быть оформлены документом «дополнение к акту налоговой проверки». Он должен быть составлен в течение 15 дней после того, как мероприятие проведено. В документе инспекторы должны отразить даты начала и окончания проведения, описание сути мероприятия, а также собранные в его ходе доказательства.

Дополнение к акту, а вместе с ним и полученные материалы, передаются налогоплательщику в течение 5 рабочих дней. Если проверяемый субъект не согласен с выводами, изложенными в документе, у него будет 15 рабочих дней для письменного возражения. Напомни, что пока на возражение дается 10 рабочих дней со дня окончания срока мероприятия.

Приведенные выше изменения вступит в силу 3 сентября 2018 года и будут применяться в отношении решений по проверкам, завершенным после этой даты.

Увеличение срока на предоставление документов по сделке

Как известно, затребовать документы налоговики могут не только в ходе проверки. Такое случается, например, когда они собирают сведения о какой-то определенной операции. 3 сентября 2018 года вступит в силу новая редакция пункта 5 статьи 93.1. На предоставление документов будет отводиться 10 рабочих дней с момента получения требования, а не 5, как раньше. Если ответить налоговикам нечего — нет запрашиваемой информации или документов — в тот же срок нужно об этом сообщить.

Новый срок не распространяется на предоставление документов и сведений, поступивших в ходе «встречной» проверки. Как и прежде, такие требования должны быть удовлетворены в течение 5 рабочих дней.

Изменения по контролируемым сделкам

В статью105.14 НК РФ, посвященную контролируемым сделкам, будет внесено несколько изменений:

  1. Появится новый критерий отнесения сделки к контролируемым. Это применение сторонами в отношении доходов от такой сделки разных ставок по налогу на прибыль. Исключение составляют ставки, по которым облагаются дивиденды, отдельные видов долговых обязательств, а также доходы иностранных организаций, действующих в России без представительств.
  2. Иначе излагается критерий, касающийся освобождения от налога на прибыль. В новой редакции он звучит так: одна из сторон сделки освобождена от обязанностей налогоплательщика по налогу на прибыль. Ранее сделка считалась контролируемой, если одна сторона освобождена от налога или применяет нулевую ставку, а другая нет.
  3. Упраздняется один из критериев отнесения сделки к контролируемым. А именно то обстоятельство, что одна из сторон является резидентом особой экономической зоны или участником регионального инвестпроекта.
  4. Меняется стоимость контролируемых сделок. Признать сделку контролируемой можно будет лишь в том случае, если она удовлетворяет какому-нибудь критерию и доход ее участников превышает 1 млрд рублей в год. Иначе говоря, если один из критериев исполняется, но цена сделки ниже, контролируемой она не является. В старой редакции превышение ценового порога в 1 млрд рублей являлось самостоятельным критерием отнесения сделки к контролируемым.Внесено изменение и в части стоимости и для сделок, приравненных к операциям между взаимозависимыми лицами. Подразумеваются сделки с участием третьих лиц, которые являются номинальными — не берут на себя никаких рисков, не осуществляют функций, не используют активов. Такая сделка будет считаться контролируемой при условии, что сумма доходов участников от нее превысит 60 млн рублей в год.

Эти изменения будут учитываться при определении налоговой базы за 2019 год и далее. При этом неважно, когда именно стороны заключили договор.

Консолидированные группы налогоплательщиков исчезнут

Вскоре не станет такого объединения, как консолидированная группа налогоплательщиков. Полностью от него отказаться решено к 2023 году. Группы, которые были созданы в 2018 году, будут считаться незарегистрированными. Те же КГН, которые сформировались до начала текущего года, будут действовать лишь до конца 2022 года.

Многочисленные поправки в НК РФ

1. Общепит с 2022 г. будет освобожден от уплаты НДС и получит льготу по страховым взносам

Речь об анонсированном Президентом РФ в ходе пленарного заседания ПМЭФ пилотном проекте, запуск которого предопределен тем, что «сейчас компании, которые работают на упрощённом режиме налогообложения, обязаны перейти на общий налоговый режим, если преодолевают планку по количеству персонала, по объёму выручки. Конечно, это означает дополнительную фискальную нагрузку на бизнес, и часто этот фактор сдерживает рост бизнеса, вынуждает идти на разного рода ухищрения вроде искусственного дробления компаний» [2].

В этой связи п. 3 ст. 149 НК РФ будет дополнен подп. 38, устанавливающим освобождение от НДС операций оказания услуг общественного питания через объекты общественного питания (рестораны, кафе, бары и др.) и вне таковых по выбранному заказчиком месту (выездное обслуживание).

Под освобождение не будет подпадать реализация продукции общественного питания:

  • отделами кулинарии организаций и ИП розничной торговли;
  • организациями и ИП, которые осуществляют заготовочную и иную аналогичную деятельность, организациям и ИП, оказывающим услуги общественного питания, подпадающие под освобождение, либо занимающимся розничной торговлей.

Для применения освобождения от НДС необходимо соблюсти общие условия (определяются по данным календарного года, предшествующего году применения освобождения)[3] :

  • доход не более 2 млрд руб.,
  • удельный вес доходов от реализации услуг общественного питания в общей сумме доходов не менее 70%,
  • среднемесячный размер выплат в пользу физических лиц не ниже среднемесячной заработной платы по субъекту РФ (по классу 56 «Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков» раздела I «Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания» ОКВЭД).

Если организация или ИП созданы (зарегистрированы) в течение года, то они будут вправе применять освобождение:

  • с налогового периода создания (регистрации) – без ограничений по доходам и размеру среднемесячных выплат физическим лицам (если создание (регистрация) произойдут в 2022-2023 гг.);
  • с налогового периода, следующего за периодом создания (регистрации) при соблюдении условия о размере среднемесячных выплат физическим лицам (при регистрации в 2024 г. и позднее).

Занятые в сфере общепита организации и ИП (с основным видом деятельности по ОКВЭД из класса 56 «Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков» раздела I «Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания») со среднесписочной численностью до 1 500 человек [4] получат льготу по страховым взносам – тариф составит 15% (10% на ОПС и 5% на ОМС).

2. Расширение перечня оснований возникновения статуса налогового агента по НДС

Поправки призваны облегчить условия ведения бизнеса в России иностранным организациям, состоящим на учете только в связи с наличием счета в российском банке, имущества [6] или обособленного подразделения, которое не участвует в реализации товаров (работ, услуг) [7]. Если же реализация будет происходить при участии расположенного на территории России обособленного подразделения иностранной организации, то у последнего возникнет обязанность уплатить НДС в бюджет самостоятельно.

3. Восстановление и вычет НДС при передаче имущества в доверительное управление

Установленный п. 3 ст. 170 НК РФ перечень случаев, когда налогоплательщик обязан восстановить ранее принятый к вычету НДС, исчерпывающий и расширительному толкованию не подлежит [8].
Передача имущества в доверительное управление в числе таких случаев в настоящее время не указана. Несмотря на это, ФНС и Минфин России полагают, что передающий в доверительное управление имущество налогоплательщик обязан восстановить ранее принятый к вычету НДС [9]. Основания для столь расширительного толкования нормы без анализируемых поправок представляются спорными.

4. Изменения по налогу на прибыль организаций

Минфин России в последних разъяснениях указывал, что положения п. 2 ст. 257 НК РФ распространяются и на модернизацию (реконструкцию и пр.) полностью самортизированных основных средств [10]. Теперь данное положение закреплено нормативно.
  • если в результате реконструкции, модернизации или технического перевооружения объекта основных средств срок полезного использования не увеличился, налогоплательщик должен будет применять норму амортизации, определенную исходя из срока полезного использования, первоначально установленного для этого объекта основных средств (новая редакция абз. 3 п. 1 ст. 258 НК РФ).

4.2. Расширяется перечень расходов на НИОКР (п. 2 ст. 262 НК РФ): к таковым будут отнесены затраты на приобретение исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, программы для ЭВМ и базы данных, топологии интегральных микросхем, прав использования указанных результатов интеллектуальной деятельности по лицензионному договору.

Главное условие – чтобы приобретенные права использовались исключительно в научных исследованиях и (или) опытно-конструкторских разработках.

4.3. Налогоплательщики, обладающие исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, зарегистрированные в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности, при предоставлении по лицензионному договору прав их использования третьим лицам смогут претендовать на пониженную ставку по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет субъекта РФ, в отношении прибыли, полученной от указанной деятельности (п. 1.8-3 ст. 284 НК РФ).

Виды результатов интеллектуальной деятельности, прибыль от предоставления прав использования которых может облагаться по пониженной налоговой ставке, размер ставки, дополнительные условия ее применения будут определяться законом субъекта РФ.

Поправка внесена на стадии второго чтения, поэтому в пояснительной записке отсутствует обоснование целей, которые законодатель преследует, вводя данную льготу. Основные параметры льготы устанавливаются на уровне субъектов РФ, поэтому на данном этапе неизвестно, какую именно деятельность будут стимулировать региональные власти.

5. Изменения в части имущественных налогов

Транспортный налог
5.1. Получает разрешение на нормативном уровне давняя проблема, когда у налогоплательщика по каким-то причинам транспортное средство принудительно изъято (например, на основании постановления пристава), а налоговый орган продолжает исчислять транспортный налог.

Исчисление налога в таких ситуациях будет прекращается с 1-го числа месяца, в котором транспортное средство принудительно изъято. Налогоплательщику для этого необходимо представить в любой налоговый орган заявление о прекращении исчисления налога и приложить к нему подтверждающие изъятие документы (при их отсутствии налоговый орган будет запрашивать документы у компетентных органов самостоятельно).

5.2. Исключается возможность вручения сообщения об исчисленном налоге руководителю организации (представителю) лично под расписку (п. 5 ст. 363 НК РФ).

У налогоплательщика-организации появится возможность самостоятельно получить сообщение об исчисленной сумме налога в любом налоговом органе на основании соответствующего заявления, форма, формат и порядок представления которого будут утверждены ФНС России.

Новшество заслуживает внимания и, возможно, кому-то упростит порядок получения сообщения об исчисленном налоге. Но, представляется, что в подавляющем большинстве случаев налогоплательщики будут взаимодействовать с налоговым органом, который исчисляет налог и составляет соответствующее сообщение.

Налог на имущество организаций
5.3. В отношении прекративших существование в связи с гибелью или уничтожением объектов исчисление налога будет прекращаться с 1-го числа месяца гибели или уничтожения на основании заявления, которое можно представить в любой налоговый орган. Процедура рассмотрения заявления будет аналогична закрепленной в п. 3.1 ст. 362 НК РФ применительно к объектам налогообложения по транспортному налогу.

5.4. Налогоплательщики – российские организации освобождаются от обязанности включать в декларацию сведения об объектах, по которым налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Если у налогоплательщика имеются только такие объекты, то декларацию можно будет не подавать.

Сообщение об исчисленных суммах налога будут направляться в порядке и сроки, аналогичные установленным в п. 4-7 ст. 363 НК РФ применительно к транспортному налогу.

Читать еще:  Информационный ресурс АСК НДС-2 выявит в цепочке контрагентов фирмы –«однодневки»
Законодатель снижает административную нагрузку на организации – изменения являются логическим продолжением отмененной с 2021 г. обязанности представлять налоговые декларации по транспортному и земельному налогам.

О чем подумать, что сделать

Вносимые Федеральным законом от 02.07.2021 № 305-ФЗ поправки затрагивают различные аспекты хозяйственной деятельности налогоплательщиков. Рекомендуем компаниям провести оценку их влияния на текущие процессы.

Как облагаются НДС электронные услуги иностранных компаний?

Ведущий консультант по вопросам бухгалтерского учёта и налогообложения

Сегодня услуги, оказываемые иностранными контрагентами, заказывает большинство российских компаний. Кто уплачивает НДС при таком сотрудничестве, есть ли право у иностранных контрагентов на использование льготы и как облагаются НДС услуги Google, Apple, Zoom – читайте в статье Татьяны Исайкиной, эксперта по вопросам бухгалтерского учёта и налогообложения.

Всё более широкое распространение получают услуги, оказываемые иностранными контрагентами через интернет. Такие услуги принято называть электронными. Российские компании и ИП, которые покупают электронные услуги у иностранных продавцов, не должны платить НДС. Это правило действует с 1 января 2019 года.

Налогоплательщиками НДС признаются, в частности, иностранные организации (п. 2 ст. 11, п. 1 ст. 143 НК РФ)[1]. Реализация работ, услуг на территории РФ, а также передача имущественных прав признаются объектом налогообложения НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ)[2]. Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения НДС установлен статьёй 148 НК РФ[3].

В пункте 1 статьи 174.2 НК РФ[4] перечислены услуги, оказываемые в электронной форме. К ним относятся интернет-услуги, предоставление прав на использование программ для ЭВМ, баз данных через сеть «Интернет», в том числе путём предоставления удалённого доступа к ним, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности.

Соответственно, с учётом положений пункта 1 статьи 174.2, подпункта 4 пункта 1 статьи 148 НК РФ[5] услуга в электронной форме оказывается иностранной организацией на территории РФ. Поэтому при оказании указанных услуг у иностранной организации возникает объект налогообложения НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

С 01.01.2019 обязанность по исчислению НДС возложена на иностранную организацию, оказывающую электронные услуги, независимо от того, кто является покупателем: физическое лицо, ИП или юридическое лицо. Российские организации — непосредственные покупатели таких услуг теперь не признаются налоговыми агентами (п. 3 ст. 174.2 НК РФ, письма Минфина России от 24.10.2018 № 03-07-08/76139, от 13.09.2018 № 03-07-05/65680, от 03.09.2018 № 03-07-08/62624, ФНС России от 29.05.2019 № СД-4-3/10374@)[6].

Иностранная организация, оказывающая услуги в электронной форме, указанные в пункте 1 статьи 174.2 НК РФ, местом реализации которых признаётся территория РФ, подлежит постановке на учёт в налоговом органе на основании пункта 4.6 статьи 83 НК РФ[7]. Об этом также говорится в Письме Минфина России от 28.03.2019 № 03-07-08/21484[8]. Постановка на учёт иностранной организации, оказывающей услуги в электронной форме, местом реализации которых признаётся территория РФ, и осуществляющей расчёты непосредственно с покупателями этих услуг, производится налоговым органом на основании заявления о постановке на учёт.

Налог определяют как соответствующую расчётной ставке в размере 16,67 % — процентная доля налоговой базы (п. 5 ст. 174.2 НК РФ[9]).

Таким образом, российские компании не должны исполнять обязанности налогового агента.

В рамках оказания электронных услуг может быть предусмотрен расширенный перечень услуг, которые оказывает иностранная компания. Например, установлена единая цена за комплекс услуг, которые невозможно отделить от услуг в электронной форме. В этом случае налоговики пришли к выводу, что если условиями договора на оказание комплекса услуг, включающих как услуги в электронной форме, так и иную реализацию на территории РФ, при этом «иная реализация» является сопутствующей по отношению к основным услугам, то по такой «иной реализации» допустимо исчислять и уплачивать НДС в порядке, установленном статьёй 174.2 НК РФ (Письмо ФНС России от 29.05.2019 № СД-4-3/10374@).

Кто уплачивает НДС и порядок применения вычета

Согласно Письму Минфина России от 24.10.2018 № 03-07-08/76139, если иностранная организация, реализующая услуги в электронной форме, не встала на налоговый учёт в России, ответственность за неуплату НДС несёт данная иностранная организация. Отметим, что налоговый орган не имеет права требовать от российского покупателя электронных услуг уплаты НДС за иностранного контрагента по причине того, что последний не встал на налоговый учёт в РФ.

Вместе с тем если российская организация добровольно изъявит желание заплатить налог за своего иностранного контрагента, то налоговая инспекция не будет оспаривать право этой российской организации заявить уплаченную в бюджет сумму налога к вычету (либо включить её в расходы). Кроме того, в этом случае российские налоговые органы не будут иметь никаких претензий к иностранному контрагенту (в части повторной уплаты налога) (Письмо ФНС России от 24.04.2019 № СД-4-3/7937[10]). Если покупатель действует по старым правилам, то иностранная организация (в том числе иностранная организация-посредник) должна представить нулевую декларацию по НДС. Это верно, если она не проводила других операций, которые нужно отражать в отчётности.

Следует отметить, что такая позиция ФНС России о добровольной уплате НДС в качестве налогового агента российской организацией не согласуется с положениями пунктов 1 и 2 статьи 161 НК РФ[11].

Кроме того, в случае самостоятельной уплаты НДС в бюджет российской организацией в качестве налогового агента при приобретении электронных услуг у иностранной компании, не состоящей на налоговом учёте в Российской Федерации, не соблюдается обязательное условие, установленное пунктом 2.1 статьи 171 НК РФ[12] для применения вычета по НДС, ввиду отсутствия в договоре и (или) расчётном документе указания сведений об ИНН и КПП иностранного поставщика.

При этом позднее Минфин России высказался, что в настоящее время при оказании иностранной организацией услуг в электронной форме исчисление и уплата НДС российской организацией в отношении данных услуг в качестве налогового агента НК РФ не предусмотрены (Письмо Минфина России от 10.04.2020 № 03-07-14/28744[13]).

Ранее Минфином России неоднократно давались разъяснения, в которых при решении вопроса о применении НДС при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме рекомендовано руководствоваться указанным Письмом ФНС России № СД-4-3/7937@, размещённым на официальном сайте ФНС России в сети «Интернет» (письма Минфина России от 17.07.2019 № 03-07-08/53049, от 13.06.2019 № 03-07-08/43050[14]).

Таким образом, если иностранная организация встанет на учёт в налоговых органах, то российская организация-покупатель сможет принять к вычету НДС.

Если иностранная организация не встанет на учёт в налоговых органах, а российская организация-покупатель самостоятельно уплатит НДС в бюджет, то с учётом разъяснений Минфина России это может повлечь налоговые риски для российской организаций в виде отказа в вычете.

В общем же случае для принятия к вычету НДС при приобретении услуг в электронной форме у иностранной организации в книге покупок регистрируется договор или расчётный документ, в которых указаны ИНН и КПП иностранной организации, и сумма НДС. Также указываются реквизиты документа о перечислении оплаты иностранной организации.

Это означает, что теперь, покупая электронные услуги у иностранных компаний, у российских покупателей появится право на вычет этого НДС по-прежнему без счёта-фактуры от иностранной компании (Письмо Минфина России от 13.04.2020 № 03-07-08/29267[15]).

О применении льготы

Ранее иностранные компании, как и российские, пользовались льготой, предусмотренной в подпункте 26 пункта 2 статьи 149 НК РФ[16], — услуги по предоставлению иностранной организацией прав на использование программ для электронных вычислительных машин через сеть «Интернет» на основании лицензионного договора освобождались от обложения НДС.

С 2021 года данной преференцией пользуются только российские компании. Федеральным законом от 31.07.2020 № 265-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»[17] в подпункт 26 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации[18] внесены изменения, согласно которым с 1 января 2021 года освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость применяется в отношении услуг по передаче исключительных прав на программы для электронных вычислительных машин и базы данных, включённые в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, прав на использование таких программ и баз данных (включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности), в том числе путём предоставления удалённого доступа к ним через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».

Интересные примеры по электронным услугам

К числу услуг в электронной форме среди прочего отнесено оказание через сеть «Интернет» услуг по предоставлению технических, организационных, информационных и иных возможностей, осуществляемых с использованием информационных технологий и систем, для установления контактов и заключения сделок между продавцами и покупателями. Именно за такие услуги Google и Apple взимают с разработчиков комиссию при продаже их приложений через свои площадки.

В число услуг в электронной форме на основании статьи 174.2 НК РФ, помимо прочего, попали следующие операции с резидентами России:

  • предоставление прав на использование программ для электронных вычислительных машин (включая компьютерные игры), баз данных через сеть «Интернет», в том числе путём предоставления удалённого доступа к ним, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности[19];
  • оказание через сеть «Интернет» услуг по предоставлению технических, организационных, информационных и иных возможностей, осуществляемых с использованием информационных технологий и систем, для установления контактов и заключения сделок между продавцами и покупателями (включая предоставление торговой площадки, функционирующей в сети «Интернет» в режиме реального времени, на которой потенциальные покупатели предлагают свою цену посредством автоматизированной процедуры и стороны извещаются о продаже путём отправляемого автоматически создаваемого сообщения)[20].

Первое относится к продаже приложений разработчика через iTunes, второе – к оказанию разработчиком услуг по продаже таких приложений указанным способом. Теперь при реализации приложений пользователям на территории России Apple действует в качестве комиссионера и отвечает за сбор и уплату НДС в России. Поэтому разработчики не несут налоговой ответственности за уплату НДС со стоимости продаж приложений через iTunes. Это обязанность Apple, которую компания признаёт и выполняет.

С 2019 года иностранные организации при продаже услуг в электронной форме российским лицам (неважно — физическим, юридическим или ИП) должны самостоятельно платить НДС. Поэтому при покупке услуг в электронной форме у Google или Apple российские организации и предприниматели освобождаются от обязанностей налогового агента и не уплачивают НДС.

Поскольку услуги по организации продаж приложений через iTunes отнесены к услугам в электронной форме, Apple должен платить НДС с суммы комиссионного вознаграждения. Однако Apple может уплатить НДС только с продаж услуг в пользу разработчиков — физических лиц без статуса ИП. В остальных случаях компания это не делает, поскольку не имеет на территории России представительства.

И здесь вступают в действие положения о налоговом агенте, установленные пунктом 2 статьи 161 НК РФ. Российские организации и ИП, приобретающие услуги в электронной форме у иностранной организации, не состоящей на учёте в России, обязаны исчислять и уплачивать НДС со стоимости таких услуг. Другими словами, разработчики ИП и организации должны удержать из комиссионного вознаграждения Apple российский НДС при его выплате в пользу Apple.

Очень популярной в последнее время как для компаний, так и для физических лиц стала программа Zoom для проведения онлайн-конференций. Отметим, что даже если оплата за пользование программой прошла через сотрудника компании, то в данной ситуации ни сотрудник, ни компания не являются налоговыми агентами по НДС. Проведение платежа за Zoom через корпоративную платёжную карту означает, что сотрудник действовал в интересах организации в рамках уполномоченного на совершение корпоративных расчётов в соответствии с должностными обязанностями, что исключает его собственный посреднический интерес.

Превращайте ваших подписчиков в клиентов

Используйте инструменты Taplink и увеличивайте ваши продажи через Instagram

Instagram позволяет разместить лишь одну кликабельную ссылку в описание профиля, но зачастую этого недостаточно.

С помощью Taplink вы сможете разместить любое количество ссылок на страницы ваших товаров и услуг, акции и спецпредложения, мессенджеры для связи в один клик, аккаунты в соцсетях и многое другое.

Мессенджеры — самый удобный, современный и распространенный способ связи.

Создайте умные ссылки на мессенджеры, позволяющие начать диалог с вами в один клик, и получайте больше обращений и заявок от своих подписчиков.

Правильная ссылка открывается в приложении, а не в браузере!

Люди, перешедшие по обычным ссылкам, не смогут подписаться или написать вам, потому что в браузере Instagram они не авторизованы в других социальных сетях!

Сделанные в Taplink ссылки откроют приложение требуемой социальной сети, где и будет показана ваша страница. Люди смогут написать вам, подписаться и поставить лайк без дополнительных действий.

Судебная практика

С чего началось разбирательство

В суд г. Курска обратилась налоговая служба с иском о взыскании с гражданки Чистяковой задолженности, пеней и штрафов за недоуплаченные, по ее мнению, налоги на доходы физических лиц (НДФЛ).

Общая сумма, истребуемая налоговой, составила 1,044 миллиона рублей. Налоговая заявила, что в процессе проведения камеральной проверки налоговой декларации за 2017 год гражданка Чистякова неправомерно уменьшила налогооблагаемую базу после продажи квартиры на сумму фактических расходов, когда приобретала данную квартиру.

Дело в том, что 27 апреля 2018 года данная гражданка подала в налоговую инспекцию декларацию по налогу НДФЛ. В ней она отразила соответствующую сумму налога, подлежащую уплате — порядка 854 тысяч рублей. Которую и уплатила 23 июля 2018 года.

Однако после проведенной проверки ФНС посчитала, что налоговая база занижена. Поскольку гражданка применила налоговый вычет при продаже квартиры в размере средств, потраченных когда-то на покупку данного жилья. А применять этот вычет она не могла по причине того, что продажа квартиры являлась объектом предпринимательской деятельности. Что не попадает под налоговый вычет для физических лиц.

Решением ФНС от 4 декабря 2018 года Чистякова была привлечена к ответственности «за совершение налогового правонарушения» с выплатой недостающих, по мнению налоговой, сумм в бюджет.

Гражданка обжаловала решение местного отделения налоговой службы в вышестоящий орган. Однако для себя положительного решения не получила.

Читать еще:  Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками

Тогда Чистякова обратилась в суд с тем, чтобы отменить решение ФНС.

Позиции нижестоящих судов

Но сначала районный, а потом и Курский областной суд поддержал требования ФНС. И постановил взыскать с Чистяковой требуемую сумму в бюджет.

Кассация, поданная в Первый кассационный суд общей юрисдикции также ничего не дала — гражданка должна была выплатить всю начисленную налоговой службой сумму.

Основанием к принятию такого решения являлась статья 220 Налогового Кодекса. Которая в подпункте 1 пункта 1 разрешает получить физлицам вычет при продаже недвижимости. Однако данным вычетом нельзя воспользоваться, если проданное имущество использовалось в предпринимательской деятельности (подпункт 4 пункта 2 статьи 220 НК).

ФНС посчитала, что Чистякова занималась предпринимательской деятельностью по продаже недвижимости. И именно по этому основанию не могла воспользоваться налоговым вычетом и уменьшить налоговую базу.

В частности, налоговая посчитала, что гражданка ранее уже продавала имеющуюся у нее недвижимость в 2013, 2014, 2016 и в 2017 годах. А это свидетельствует о том, что сделки были направлены на получение прибыли, были систематическими, носили однородный характер, а срок владения недвижимостью составлял 2-6 месяцев. Также указывалось и на то, что в проданной квартире Чистякова не проживала.

Пояснения Чистяковой, что средства от продажи шли на личные и семейные нужды не были приняты во внимание.

⚖️ Решение Верховного Суда

Однако Верховный Суд, рассмотрев все обстоятельства, установил, что ранее принятые судебные решения должны быть отменены. И вот почему.

Во-первых, само понятие предпринимательской деятельности подразумевает систематическое извлечение прибыли от такой деятельности (статья 2 ГК). Но факт совершения гражданином сделок на возмездной основе не является сам по себе достаточным для признания человека предпринимателем.

Во-вторых, предпринимательская деятельность сопряжена с различными хозяйственными рисками (статья 2 ГК). Риски — это вероятность возникновения событий, из-за которых осуществление предпринимательской деятельности станет невозможным. Однако продавец квартиры не осуществляет на свой риск какой-либо предпринимательской деятельности.

В-третьих, собственник жилья вправе по своему усмотрению распоряжаться своим имуществом (пункт 1 и 2 статьи 209 ГК). В том числе продавать. А это значит, что продажа квартиры сама по себе является только реализацией принадлежащих гражданину прав, но никак не предпринимательской деятельностью.

Однако в материалах отсутствовали документы по сделкам, на которые ссылается ФНС. А предыдущими судами не дана оценка систематичности сделок с учетом приобретения недвижимого имущества в различные налоговые периоды, характера и назначения объектов недвижимости.

Также судами не дана оценка допустимости единого подхода при отнесении к предпринимательской деятельности сделок, ранее проданной недвижимости и проданной позже квартиры.

В-четвертых, то что гражданин не проживает в квартире, не свидетельствует о том, что данная недвижимость используется в предпринимательской деятельности. Поскольку законодательство не запрещает гражданам иметь несколько жилых помещений в собственности.

Таким образом, само по себе непроживание Чистяковой в проданной квартире не может являться фактом использования квартиры в целях предпринимательства. Данный факт должен быть установлен отдельно. Однако этого сделано не было.

Верховный Суд также напомнил, что доказывать обстоятельства, послужившие основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, должен истец, то есть ФНС (часть 4 статьи 289 КАС). Однако и этого сделано не было. В итоге Верховный Суд отменил решения предыдущих судов.

Можно ли учесть в составе производственных расходов затраты на столовую для рабочих?

Лишь в том случае, если столовая находится на территории предприятия и обслуживает только работников этого предприятия – сообщается в письме Минфина от 17.10.2018 г. N 03-03-06/1/74674. Тогда для целей налога на прибыль содержание столовой можно отнести к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, в соответствии с пп. 48 п. 1 статьи 264 НК («расходы, связанные с содержанием помещений объектов общественного питания, обслуживающих трудовые коллективы»).

Если же столовая числится на балансе организации, но при этом обслуживает и сторонних посетителей, налоговую базу по этому виду деятельности следует определять отдельно в соответствии со статьей 275.1 НК, считает Минфин. Эта статья относится к деятельности, связанной с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств.

Продажа имущества, учтенного с «входным» НДС

Если вы купили оборудование, чтобы использовать в своей работе, но потом решили продать, то вы не принимали НДС к вычету и учли имущество по стоимости с «входным» НДС.

В этом и аналогичных случаях базу определяйте по формуле (п. 3 ст. 154 НК РФ):

НБ = Цена реализации с НДС и акцизами — Стоимость покупки имущества или остаточная стоимость по балансу (с НДС)

Момент определения — день получения предоплаты и день отгрузки.

Проверка контрагентов и налоговая реконструкция: ФНС России рассказала, как работает ст. 54.1 НК РФ

Само по себе нарушение контрагентом налогоплательщика налогового законодательства – еще не повод для доначислений. Налогоплательщик в определенных случаях может рассчитывать на вычеты по НДС и учет расходов, даже если в цепочке сделок участвует «техническая компания». Эти и другие подходы сформулировала ФНС России в новом Письме о практике применения ст. 54.1 НК РФ. Как теперь будут проводить налоговые проверки по этой статье? Что нужно скорректировать компаниям в работе с контрагентами?

Рассказывает:

Гузель Валеева,

старший партнёр Юридической компании АНП Зенит, автор телеграм-канала НалогPRO

Н овые разъяснения ФНС России – это большой прорыв для налогоплательщиков. На 26 страницах представлены подробные рекомендации налоговым органам, как раскручивать и доказывать в суде незаконные схемы. Причем в этот раз уклон разъяснений явно в пользу налогоплательщиков.

Юристы уже отмечают положительные подвижки на местах после выхода Письма. Кстати, на сайте ФНС России можно сообщить, если ваша налоговая придерживается иного подхода.

Как работает ст. 54.1 НК РФ

Cт. 54.1 о пределах осуществления налогоплательщиками прав при исчислении налогов появилась в НК РФ больше трех лет назад. Ее цель — бороться с налоговыми злоупотреблениями.

Эта норма закрепляет три базовых правила:

  • нельзя искажать сведения о фактах (хозяйственной деятельности, об объектах налогообложения и др.);
  • при совершении сделки нельзя преследовать только налоговую цель (уменьшение налоговой обязанности);
  • нельзя подменять исполнителей по договору.
ПРИМЕРЫ

Налоговики будут применять ст. 54.1 НК РФ, в частности, когда:

  • здание построено и эксплуатируется, но владелец не отражает его в учете, экономя тем самым на налоге на имущество;
  • импортер продукции искажает ее характеристики, чтобы не платить акцизы;
  • налогоплательщик занижает физические показатели – например, площадь торгового зала (актуально для патента );
  • собственники бизнеса искусственно его дробят, чтобы уложиться в лимиты по спецрежимам.

При этом ошибки в учете (в том числе методологические, правовые – неверная квалификация операций и оценка налоговых последствий) под действие ст. 54.1 НК РФ не попадают.

Все операции и сделки налогоплательщиков проверяющие будут последовательно тестировать на:

  • реальность,
  • исполнение обязательств надлежащим лицом,
  • отсутствие искажений,
  • наличие иной, отличной от экономии на налогах, деловой цели.

Соответственно, если налоговый орган докажет, что операции в принципе не было, то дальше разбираться не будет.

Контрагенты налогоплательщика

НК РФ требует, чтобы обязательства перед налогоплательщиком исполняло именно то лицо, которое является его контрагентом по договору (подп. 2 п. 2 ст. 54.1).

Большая часть нового Письма ФНС России посвящена проблеме «технических» компаний (однодневки, недобросовестные контрагенты), которые в действительности не выполняют обязательства по сделкам. Уже не первый год эта категория споров удерживает первенство в судах.

ФНС России подчеркивает, что формализм в этом вопросе недопустим – налоговики должны оценивать действия самого налогоплательщика. Само по себе нарушение контрагентом налогоплательщика налогового законодательства, подписание документов неустановленным лицом либо лицом, отказавшимся от своей причастности к контрагенту, – еще не повод для доначислений.

Налоговый орган должен не просто установить «технический» характер контрагента, а доказать, что налогоплательщик преследовал цель неправомерного уменьшения налоговой обязанности. По крайней мере, что он знал или должен был знать о техническом характере контрагента. Например, налогоплательщик знал реального исполнителя – вел с ним переговоры, согласовывал условия, гарантии и т.д.

ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ

В одном деле налоговый орган доказал, что компания закупала молоко не у формальных контрагентов, а напрямую у фермеров, которые не являлись плательщиками НДС:

  • количество и качество товара представители налогоплательщика согласовывали с фермерами по телефону;
  • вся приемка молока шла без участия «технического» поставщика (вскрытие пломб на молокоцистернах, составление актов расхождения по количеству и качеству, расчет зачетного веса);
  • представители покупателя забирали товарно-транспортные накладные и ветеринарные свидетельства непосредственно у сельхозпроизводителей.

Постановление АС Западно-Сибирского округа от 09.07.2020 по делу № А27-17275/2019

На подконтрольность контрагента налогоплательщику указывают, в частности:

  • обналичивание средств контрагента налогоплательщиком или связанными с ним лицами;
  • использование средств со счетов контрагента на нужды налогоплательщика;
  • совпадение IP-адресов;
  • обнаружение печатей и документов контрагента у налогоплательщика и пр.
ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ

В одном деле налоговый орган снял вычеты по НДС несмотря на реальность поставки и то обстоятельство, что непосредственный поставщик (контрагент 1 звена) был компанией далеко не технической (со штатом, ресурсами и пр.). Налоговики доказали, что часть оплаты по цепочке сделок вернулась самому налогоплательщику, но уже в виде займов.

Определение ВС РФ от 25.01.2021 № 309-ЭС20-17277 по делу № А76-2493/2017

Налоговая реконструкция

В 2020 году разразилась настоящая борьба между проверяющими и налогоплательщиками за налоговую реконструкцию по ст. 54.1 НК РФ.

Что такое налоговая реконструкция? Это определение действительных налоговых обязательств налогоплательщика. Налоговый орган должен стремиться не максимально доначислить, а посчитать, сколько бы компания уплатила без схем и злоупотреблений.

Этот подход (по крайней мере в части расходов по налогу на прибыль) был изложен в решениях высших судебных инстанций до появления ст. 54.1 НК РФ (Постановление Президиума ВАС РФ от 03.07.2012 по делу № А71-13079/2010-А17).

С появлением ст. 54.1 НК РФ налоговые органы отказались от наработанной практики по принципу «новая норма – новые правила». Налоговики стали массово отказывать не только в вычетах по НДС, но и в учете расходов, несмотря на реальность сделки. А если прибавить сюда штраф 40% от налога и пени, то в некоторых случаях размер доначислений достигал до 80% от цены сделки (письма ФНС России от 31.10.2017 № ЕД-4-9/22123@, от 16.08.2017 № СА-4-7/16152@).

В новом Письме ФНС России скорректировала такой жесткий подход и предложила следующий алгоритм.

Ситуация № 1: «техническая компания» своя для налогоплательщика (п. 10 – п. 12 Письма):

    если налогоплательщик раскрывает реального исполнителя и параметры сделки (на этапе проверки или с возражениями на акт), он может рассчитывать на вычеты по НДС и учет расходов;

Аналогичный подход применяется, если установлено, что компания все делала сама — силами штатных и привлеченных работников, в том числе неофициальных.

Ситуация № 2: налогоплательщик не причастен к «технической компании» (п. 17 и п. 20 Письма):

    если налогоплательщик проявил коммерческую осмотрительность и доказал, что не знал и не должен был знать о «технической компании», он вправе учесть расходы и вычеты полностью;

Обратите внимание: этот алгоритм применяется, только если сделки реальные.

Коммерческая осмотрительность

Времена, когда в подтверждение должной осмотрительности в суде можно было представить выписку из ЕГРЮЛ на контрагента и выиграть дело, давно прошли. Сегодня проверка контрагентов похожа на целое расследование.

И хотя в самой ст. 54.1 НК РФ законодатель не упомянул должную осмотрительность, проверять контрагентов все равно нужно.

Это подтверждает ФНС России. В новом Письме она ввела понятие «коммерческая осмотрительность» и перечислила 16 направлений для анализа.

Не в пользу компании сыграют следующие обстоятельства:

  • компания не знает, где находится контрагент, его производственные, торговые и иные площади;
  • у компании нет копий документов по производственным мощностям контрагента, его работникам, лицензиям, разрешениям, участии в СРО;
  • компания не может объяснить, как и почему выбрала контрагента;
  • представители компании не помнят, с кем контактировали при заключении договора и в ходе его исполнения;
  • компания не анализировала сведения о контрагенте, в том числе через сервис Прозрачный бизнес – о численности сотрудников, уплаченных налогах и пр.;
  • в интернете нет информации о контрагенте;
  • у контрагента нет рекламы в СМИ, сайта, рекомендаций партнёров;
  • нет согласия учредителя на сделку;
  • компания не проводила тендер либо провела его формально;
  • сделка противоречит бизнес-стратегии компании (непрофильная, сверхрисковая);
  • в договоре предусмотрены нетипичные условия (длительные отсрочки в платежах, поставка крупных партий товара без обеспечения, слишком большие штрафы);
  • манипулирование ценами;
  • отсутствие низовых документов, присущих сделке (например, акта о передаче стройплощадки в договоре подряда);
  • противоречия и ошибки в документах;
  • отсутствие оплаты или оплата неликвидным векселем, переуступкой прав требования к неплатежеспособному лицу;
  • компания не взыскивает задолженность и продолжает работать с контрагентом несмотря на неисполнение обязательств.

Глубина проверки не должна быть одинаковой для всех контрагентов, например, для поставщика канцелярских товаров и сложного дорогостоящего оборудования (Определение от 14.05.2020 № 307-ЭС19-27597 по делу № А42-7695/2017).

В какой срок налоговый агент может заявить НДС к вычету

Вычет НДС, уплаченный налоговым агентом, можно заявить в квартале, в котором выполнены все перечисленные ранее условия. Если налоговый агент обнаружил, что не указал вычет в декларации за соответствующий период, он может подать «уточненку». Это право сохраняется за ним в течение трех лет со дня окончания квартала, в котором можно было возместить НДС (письмо Минфина от 07.07.2016 № 03-07-08/39963).

И это не зависит от степени сложности условий и формальных процедур, которые необходимо соблюсти

Вычет НДС налогового агента предполагает углубленную камеральную проверку в условиях и без того ужесточившегося налогового контроля.

Однако гарантированный порядок в вашей «первичке», соблюдение средних налоговых показателей по вашей отрасли не оставят налоговикам поводов для придирок. Кроме того, наши специалисты знают, как эффективно и безопасно снизить налоговую нагрузку с помощью легальных способов налоговой оптимизации.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector