Lazurnensky.ru

Обзорный аналитик
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Муниципальная собственность на землю — Земельное право (Меденцов А.С.)

Часто около дома может располагаться надел, который отнесен к числу невостребованных. Стоит указать, что к данной разновидности могут относить только такие наделы, которые обладают статусом сельскохозяйственного назначения. Указанная разновидность участков не делится на отдельные местности. Это говорит о том, что земля становится собственностью нескольких граждан. К примеру, если участок расположен под гаражом. Стоит принимать во внимание положения закона, принятого на федеральном уровне под №101. В данном акте отражается, что к числу невостребованных земель относятся земли с/х назначения. При этом должны быть соблюдены определенные основания.

В том числе:
  • использование участка около частного дома или в другой местности не происходило на протяжении последнего трехлетия;
  • земли не передавались на условиях аренды за последние три года;
  • надел рассматривается как имущество выморочного типа;
  • в реестрах нет сведения относительно собственников такой территории.

ВНИМАНИЕ. При рассмотрении данного вопроса нужно понимать, что является выморочным имуществом. Таковым считается надел, собственники которого скончались. При этом нет законных правопреемников. Кроме того, может произойти и так, то граждане отказались от принятия наследственной массы.

Виды муниципальной собственности

На сегодняшний день земли муниципальной собственности классифицируют в следующем порядке:

  • Закрытые – для того, чтобы попасть на эти участки нужно иметь специальный пропуск. Обычно это здания оборонного или стратегического характера, а также здания органов властей.
  • Публичные – это участки, которые находятся в общем доступе каждому гражданину. Дороги, парки, скверы – это публичные земли.
  • Нераспределённые – это участки земли, которые предназначены для сдачи в аренду или передачи в собственность гражданам;
  • Предоставленные – земли, которые раньше использовались властями, а на сегодняшний день передаются в право собственности частным лицам.

Правовое регулирование вопроса

Порядок приватизации земельных участков, находящихся под частными домами, регламентируется несколькими федеральными законодательными актами. В качестве базовых можно выделить четыре из них:

  • Земельный кодекс РФ . Принят после подписания №136-ФЗ, датированного 25 октября 2001 года. Актуальная редакция введена в действие 28 августа 2020 года;
  • №178-ФЗ (датируется 21 декабря 2001 года). Определяет правила проведения приватизации на территории РФ. Сегодня действует версия Федерального закона от 31 июля 2020 года;
  • №93-ФЗ (датируется 30 июня 2006 года). Устанавливается порядок дачной амнистии;
  • №218-ФЗ (датируется 13 июля 2015 года). Регламентируется процедуру госрегистрации объектов недвижимости. Актуальный вариант ФЗ также принят 31 июля 2020 года.

Что делать?

Выход для пайщиков есть один: как можно быстрее организовываться и выделять долю в натуре, ставить её на кадастровый учёт, регистрировать в Росреестре право собственности. Пока не поздно.

Крепко задуматься о своём будущем стоит и сельхозтоваропроизводителям, которые обрабатывают не отмежеванные ещё поля. На месте таких аграриев я бы донесла до реальных, живых пайщиков опасность потерять землю и призвала бы их выделять участки в счёт своих долей. В противном случае земля станет государственной — и может быть сдана в аренду или продана другому сельхозпроизводителю.

Минсельхоз пишет, что по состоянию на 1 января 2016 года общая площадь невостребованных земельных долей составила 16,8 млн. га. С учётом земельных долей, чьи хозяева до сих пор не провели межевание не выделили землю в натуре, эта площадь может быть значительно больше.

Причины возможного отказа

Решение о возможности бесплатно приватизировать землю принимается на муниципальном уровне. В числе наиболее частых причин для отказа в проведении мероприятия необходимо отметить такие:

  • участок не принадлежит муниципалитету. Это означает, что земля выведена из оборота в резерв или передана конкретному ведомству, например, ФСБ или Минобороны;
  • приватизация проводится повторно. В подобной ситуации требуется восстановить документы на право собственности, которое были оформлены в первый раз;
  • отсутствуют необходимые документы. Перечень приводится ниже;
  • земля не подлежит отчуждению в собственность, так как относится к лесному или водному фонду, парковой или природоохранной зоне, месту общественного пользования и т.д.

Отказ в приватизации земли должен быть аргументирован. Обращение к квалифицированному юристу позволит определить его законность, а при необходимости – оспорить в суде.

Кто имеет право получить участок на неопределенное время (бессрочно)

В постоянное (бессрочное) пользование или аренду на неопределенное время имеют право оформлять государственные и муниципальные учреждения, органы местной власти, граждане и юридические лица. Закон позволяет такие участки пользователям в первую очередь покупать в личную собственность. На время аренды запрещено менять целевое назначение земли, продавать, делить, передавать в пользование наследникам и т. д.

Право бесплатного оформления участка земли в бессрочное пользование дается только один раз, попытки местных органов ввести дополнительные сборы и платежи незаконны и могут оспариваться в судебном порядке. Получить право на бессрочную аренду можно на бесплатной основе или путем его приобретения на специальном аукционе. Победитель торгов получает от местной администрации право аренды без срока окончания, оно касается не только земли, но и всех зданий и сооружений, имеющихся на ней на момент окончания торгов.

Алгоритм предоставления в постоянное (бессрочное) пользование федеральных земельных участков

Государственные нормативные акты регламентируют порядок предоставления земельных участков. Процесс состоит из следующих этапов.

1. Подготовительный. Если необходимо образовывать новый участок для передачи, то готовится схема его расположения и утверждается проект межевания с учетом границ выделенной земли.
2. Подача заявления. Юридическое или физическое лицо подает письменное заявление с просьбой о заключении договора данного земельного участка. Если на участке есть капитальное здание или иное сооружение, то с заявлением обращается владелец такой недвижимости.
3. Производство заинтересованным лицом необходимых работ, связанных с кадастровым оформлением новых границ участка, постановка на учет.
4. Заключение договора аренды не бессрочное пользование с владельцем земельного участка.

Такой принцип предоставления земельных участков не зависит от фактического адреса регистрации получателя участка в аренду.

Особенности наследства и приватизации

Важно помнить, что законодательство не дает определения бессрочной аренды с правом наследия. Свой алгоритм существует только у земель, предоставленных в право пожизненного владения с возможностью наследия. Если земля выделялась под ведение личного подсобного хозяйства, строительства, садоводства, то наследники имеют право подавать заявление и на регистрацию такой земли в личную собственность на основании пункта 9.1 ст. 3 ФЗ № 137-ФЗ. От местных властей не требуется принятия отдельного решения, все происходит в автоматическом режиме.

Если необходимо приватизировать участок земли, находящийся в аренде на неопределенный срок, то алгоритм изменения собственника прописан в ЗК РФ. Окончательное решение принимается местными исполнительными органами государственной власти или местного самоуправления, имеющими право принимать такие решения (ст. 9–11 ЗК РФ).

Проблемы законодательства

Действующие нормативные акты имеют несколько определений земельных участков, но отдавать предпочтение одному из них неправильно. Для обязательного применения необходимо брать специальные нормы земельного законодательства, а определения гражданского права использовать субсидиарно. Следует иметь в виду положения ст. 3 ГК РФ, которая делает приоритетным регулирование актов гражданских отношений на федеральном уровне.

Суть любой аренды – получение пользовательского эффекта, в связи с чем в договоре должно четко прописываться цель данного юридического действия. Это требования пока не указывается в документах, но проблему стороны могут устранить самостоятельно во время согласования конкретных условий документа. Отдельно рассматривается вопрос заключения договоров аренды без указания сроков. Но понятие «бессрочной» аренды противоречит природе коммерческих отношений, подходить к заключению таких договоров следует очень внимательно и при возможности в кратчайшие сроки изменять условия пользования земельными участками.

Читать еще:  Сколько должно быть расстояние от дома забора соседей: нормы 2021 года

Еще одна проблема – различные перечни оснований для прекращения договора аренды в земельном и гражданском законодательстве. Все спорные вопросы необходимо решать в судебном порядке, результат рассмотрения зависит не только от обоснованности данного иска, но и от квалификации судьи. Такое положение существенно увеличивает роль человеческого фактора и создает трудности обеим сторонам.

Вопросы и ответы

Где можно получить информацию о свободных землях? Каждый субъект федерации создает собственные органы и базы, ведущие учет свободных земель в регионе. Но в большинстве случаев этими делами занимаются местные отделы федеральных земельных фондов. Информация может предоставляться в письменной или электронной форме, оба документа имеют одинаковую юридическую силу.

Как принять участие в торгах участками земли? Все владельцы в обязательном порядке размещают условия и время проведения торгов по выделению земельных участков в аренду на официальном сайте РФ www.torgi.gov.ru. Кроме того, сведения публикуются в официальных средствах СМИ местного самоуправления.

Когда можно взять землю без торгов? Условия прописаны в ст. 39.18 ЗК РФ. К соискателям относятся граждане, желающие получить землю для ведения личного или фермерского хозяйства, но при отсутствии заявлений на эти земли от других претендентов.

Что дешевле, аренда или собственность на землю? Надо помнить, что собственники платят установленные государством и органами местного самоуправления налоги, а арендаторы оплачивают арендную плату в соответствии с условиями договора. Размеры арендной платы зависят от характеристик участка: вида целевого назначения, расположения, физических свойств и т. д. Общая сумма определяется площадью и ставками за единицу с учетом местных коэффициентов. Как правило, размеры арендной платы выше земельного налога.

Когда наступает право льготной покупки арендованных участков? ФЗ №159 от 22. 08. 2008 года устанавливает, что арендаторы получают индивидуальные льготы при выполнении следующих условий: недвижимость была во временном владении не менее четырех лет, не было задержек с арендной платой, участок земли не имеет ограничений по использованию.

Заключение

В связи с тем, что количество споров между сторонами аренды земли с неопределенным сроком постоянно увеличивалось, по всем таким делам было сделано специальное определение Верховного Суда РФ №310-ЭС19-2506. Существующие положения Гражданского кодекса РФ дают возможность каждой из сторон договора об аренде земли на неопределенное время прекратить юридические отношения в любое время, достаточно предупредить арендатора за один месяц (владельцев земли и иной недвижимости за три месяца). Такая норма считается универсальной и не зависит ни от каких индивидуальных обстоятельств.

Верховный Суд РФ подтвердил это положение своим определением. Это значит, что даже если арендатор посадил на земле различные с/х растения (сады, зерновые или пропашные культуры), построил здания и сооружения, то после прекращения договора аренды без объяснения причин он лишается не только права аренды, но и всех построек и неотделимых улучшений. Теперь попытки обжаловать такие решения обречены на неудачу. Об этом следует всегда помнить перед заключением договора аренды на неопределенный срок.

Оформление в собственность — пошаговая инструкция

Следует отметить, что поправки в земельное законодательство с введением главы IV позволяют перераспределить к своим участкам земли муниципального или государственного фонда при соблюдении ряда условий и на основании соглашения между сторонами. Таким образом, узаконить самозахваченную землю вполне возможно. Но речь идет не об огромных территориях, а только о небольших участках, чтобы в результате получился надел до установленных предельных размеров.

Пошагово процедуру узаконивания земельной прирезки можно обозначить следующим алгоритмом:

1. Установить собственника – правообладателя захваченной земли.

Существует несколько способов:

  1. Бесплатный — не требующим финансовых вложений, является получение информации на публичной кадастровой карте.
  2. Платный — заказать выписку из ЕГРН.
  3. Запрос в муниципальные органы.

Далее в зависимости от формы собственности ситуация разрешаются в следующем порядке:

  • в случае принадлежности участка в муниципальной и государственной собственности необходимо направить заявление в администрацию о предоставлении его в собственность. Тогда орган власти обязан соблюсти всю процедуру, включающую объявление о проведении аукциона, его проведение, заключение договора и выкуп имущества.
  • если, участок в частной собственности. Тогда возможно сделать попытки разыскать хозяина и выкупить бесхозную землю.
  • сложнее обстоят дела, когда эта территория еще не прошла государственную регистрацию, т.е. собственник не определен. В этом случае следует обратиться в администрацию по месту нахождения земли, чтобы инициировать процедуру межевания и поставить ее на кадастровый учет. Затем возможно заключить с администрацией договор аренды и впоследствии выкупить надел.

2. Межевание границ увеличенного на захваченную территорию участка и получение кадастровой выписки.

Предварительно потребуется согласовать границы с соседями и убедиться, что они не будут препятствовать процедуре межевания.

3. Регистрация права собственности на вновь образованный участок.

Все данные о сформированных правах на недвижимость находятся в Едином реестре, который ведет Росреестр.

Выписка выдается на основании следующих документов:

  • удостоверение личности гражданина;
  • документы на право распоряжения, владения и пользования участком;
  • межевой и геодезический план;
  • документ об оплате госпошлины.

Регистратор принимает документы в обработку, а на руки заявителю выдает расписку о принятии и назначает дату получения выписки. Результатом государственной регистрации является выписка из ЕГРН с именем собственника в соответствующей графе.

ВС разъяснил тонкости разграничения государственной собственности на землю

17 декабря Верховный Суд РФ вынес Определение № 307-ЭС19-13722 по спору о регистрации права государственной собственности на земельный участок, переданный в бессрочное пользование учреждению МЧС России в 2010 г.

Управлению Росимущества не удалось зарегистрировать право собственности РФ на участок

В декабре 2010 г. администрация Кирилловского муниципального района Вологодской области предоставила ФГКУ «Северо-Западный региональный поисково-спасательный отряд МЧС России» земельный участок в селе Горицы для размещения спасательного поста. При этом право государственной собственности на указанный участок земли не было разграничено. Учреждение МЧС зарегистрировало право постоянного (бессрочного) пользования на полученный участок в установленном порядке, получив соответствующее свидетельство о государственной регистрации права.

Спустя семь с половиной лет Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия обратилось в Управление Росреестра по Вологодской области с заявлением о государственной регистрации права федеральной собственности на данный участок.

21 мая 2018 г. регистрирующий орган вынес решение о приостановлении госрегистрации права федеральной собственности на данный участок. Он отметил, что с заявлением о госрегистрации обратилось ненадлежащее лицо в связи с отсутствием у него полномочий на представление интересов в отношении расположенных на территории Вологодской области объектов недвижимости. Управление Росреестра также сочло, что заявитель не представил документы, необходимые для осуществления государственной регистрации права, так как в рассматриваемом случае у РФ отсутствовали основания возникновения права собственности на спорный участок. По мнению регистрирующего органа, предоставление земельного участка учреждению МЧС на праве постоянного (бессрочного) пользования после 1 июля 2006 г. не влечет разграничение права государственной собственности на него в пользу РФ по основаниям, предусмотренным ст. 3.1 Закона о введении в действие Земельного кодекса РФ.

Первые две инстанции удовлетворили заявление Росимущества

Впоследствии заявитель оспорил в арбитражном суде решение о приостановлении регистрации права собственности Российской Федерации на спорный участок, обосновав требования тем, что такое решение не соответствует закону и нарушает права и законные интересы государства.

Арбитражный суд удовлетворил заявление, впоследствии апелляция поддержала это решение. Обе инстанции сочли, что спорный земельный участок, государственная собственность на который не была разграничена, был предоставлен учреждению МЧС России на праве постоянного (бессрочного) пользования. Следовательно, в соответствии с критериями разграничения государственной собственности на землю, установленными п. 1 ст. 3.1 Закона о введении в действие ЗК РФ, он относится к федеральной собственности.

Читать еще:  Что такое право постоянного бессрочного пользования земельным участком и как его получить?

Суды указали, что из содержания норм земельного законодательства не следует, что применение критериев разграничения возможно только к отношениям, возникшим до 1 июля 2006 г. (с момента вступления в силу статьи 3.1 закона). Иное толкование, отметили они, означало бы невозможность дальнейшего разграничения государственной собственности на землю в отношении тех участков, которые на момент введения в действие вышеуказанной нормы не подпали под установленные ею критерии, что противоречит самому принципу разграничения госсобственности на землю.

Обе инстанции добавили, что Управление Росимущества уполномочено представлять интересы РФ при проведении государственной регистрации прав в отношении имущества учреждения МЧС России, зарегистрированного на территории Мурманской области, независимо от места нахождения соответствующего имущества, в том числе на территории Вологодской области. Поскольку заявитель представил все необходимые документы, у регистрирующего органа не имелось законных оснований для приостановления государственной регистрации права.

Кассация отменила решения нижестоящих судов, отказав в удовлетворении требований

В дальнейшем окружной суд отменил судебные акты нижестоящих инстанций и отказал в удовлетворении требований заявителя. При этом он согласился с правомерностью вывода о том, что Управление Росимущества, осуществляющее полномочия собственника в отношении федеральных учреждений, зарегистрированных на территории субъектов РФ, в которых данный территориальный орган осуществляет свою деятельность, наделено полномочиями на подачу заявлений о регистрации прав на находящееся в границах иных регионов имущество, принадлежащее и учреждению МЧС. Вместе с тем суд округа счел, что нижестоящие суды неправильно применили нормы материального права, регламентирующие порядок разграничения прав на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена.

Кассация заключила, что публичные земельные участки, которые на момент вступления в силу ст. 3.1 Закона о введении в действие ЗК РФ не были переданы соответствующим организациям или не были заняты объектами недвижимости, находящимися в собственности публично-правовых образований, относятся к земельным участкам, право государственной собственности на которые не разграничено. Следовательно, передача администрацией, не уполномоченной в силу п. 2 ст. 16 Земельного кодекса на издание актов о разграничении государственной собственности на землю, учреждению МЧС спорного земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования не могла повлечь разграничение государственной собственности на данный участок и приобретение соответствующего права РФ.

Кассация добавила, что Управление Росимущества при обращении с заявлением о государственной регистрации права собственности РФ не доказало, что спорный земельный участок относится к федеральной собственности, поэтому регистрирующий орган обоснованно отказал в регистрации таких прав.

ВС РФ не согласился с выводами окружного суда

Со ссылкой на ряд нарушений норм материального права заявитель обратился с кассационной жалобой в Верховный Суд, который, изучив материалы дела № А13-8951/2018, отменил постановление окружного суда и оставил в силе судебные акты первой и второй инстанций.

ВС напомнил, что по смыслу ст. 17–19 ЗК РФ одним из оснований возникновения права собственности того или иного публично-правового образования является разграничение государственной собственности на землю. При этом закрепленные законодателем критерии для разграничения публичной земли прежде всего касаются участков земли, на которых расположены объекты недвижимости или которые по своему назначению необходимы органам власти того или иного уровня, а также поименованным в законе лицам в целях выполнения ими своих функций.

Верховный Суд пояснил, что в случае обоснованной необходимости орган власти, уполномоченный распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляет соответствующий участок госоргану, его территориальному органу, учреждению, казенному предприятию для использования в установленных целях. «Такое предоставление является основанием для разграничения права и последующей регистрации права собственности соответствующего публично-правового образования. При этом уполномоченный орган, осуществляя предоставление земельного участка на соответствующем праве, не может действовать произвольно, в своих (или иных) интересах без обоснования необходимости такого предоставления (например, в отсутствие подтверждения необходимости предоставления конкретного участка документами территориального планирования, программами развития той или иной области). Так, орган местного самоуправления, осуществляющий распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые на разграничена, расположенными в границах соответствующего муниципального образования, не вправе принять решение о закреплении на праве постоянного (бессрочного) пользования такого участка земли за иным органом местного самоуправления или муниципальным учреждением только с целью последующего разграничения права собственности на этот участок в пользу муниципального образования», – отмечено в определении.

В этой связи ВС согласился с выводом судов первой и второй инстанций о том, что предоставление администрацией в 2010 г. земельного участка учреждению МЧС России, которое находится в компетенции органа госвласти, повлекло разграничение государственной собственности на данный участок по правилам ст. 3.1 Закона № 137-ФЗ и приобретение соответствующего права РФ. При этом Суд добавил, что для государственной регистрации права собственности РФ, ее субъекта или муниципального образования в отношении участка земли правоустанавливающие документы не понадобятся, если соответствующе право было зарегистрировано в ЕГРН.

Верховный Суд отметил, что поскольку право постоянного (бессрочного) пользования на спорный земельный участок зарегистрировано в ЕГРН в установленном порядке и с заявлением о государственной регистрации права федеральной собственности на него Управление Росимущества представило все необходимые документы, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что у Управления Росреестра не имелось предусмотренных законом оснований для приостановления государственной регистрации права.

Эксперты «АГ» прокомментировали определение Суда

Ведущий юрист Содружества земельных юристов Никита Семякин полагает, что определение ВС представляет определенный интерес в сфере разграничения госсобственности на землю. «Суды всех инстанций верно определили, что поскольку земельный участок был передан Учреждению, созданному федеральным органом, правомочия собственника такого земельного участка переходят к Управлению Росимущества, – отметил он. – Вместе с тем суд кассационной инстанции ошибочно отметил, что подлежащая применению ст. 3.1 Закона № 137-ФЗ распространяется на земельные участки и объекты недвижимости, имущественные отношения на которые оформлены по состоянию на дату введения указанной нормы».

Эксперт отметил, что указанная статья распространяется и на отношения, которые возникли после ее введения. «Основной сложностью при разрешении спора, на мой взгляд, явилось то, что правоприменительная практика практически не имеет прецедентов разграничения права собственности между муниципальным и федеральным уровнем на основании предоставления земельного участка администрацией. Однако исходя из норм действующего законодательства следует, что поскольку земельный участок передан учреждению МЧС России, созданному и полностью подконтрольному федеральному органу, то полномочия по распоряжению таким земельным участком переходят к Росимуществу как специальному органу, уполномоченному на управление имуществом, относящимся к ведению федеральных органов», – пояснил Никита Семякин.

Он добавил, что несмотря на то, что администрация не была уполномочена на издание актов о разграничении госсобственности на землю, при текущих обстоятельствах разграничение происходит на основании передачи земельного участка фактически федеральному органу государственной власти. «Возможно, после этого определения ВС РФ сформируется судебная и правоприменительная практика разграничения госсобственности на основании передачи земельных участков учреждениям, подконтрольным федеральным органам власти», – предположил юрист.

Адвокат, партнер АБ «КРП» Виктор Глушаков пояснил, что по логике кассации, если на момент вступления в законную силу нормы ст. 3.1 Закона о введении в действие ЗК РФ, земельный участок не обладал признаками, необходимыми для разграничения права государственной собственности, то появление этих признаков после вступления в силу указанной нормы не изменит статус земельного участка. «Суд округа посчитал, что заявителем в регистрирующий орган должны были быть представлены документы, подтверждающие соблюдение условий для разграничения права государственной собственности до вступления вышеуказанной нормы права. Очевидно, что в отсутствие положений закона, запрещающих применять правовую норму на будущие отношения, она подлежит применению, о чем и говорит Верховный Суд», – отметил эксперт.

Читать еще:  Переоформление земли в собственность: алгоритм и пошаговая инструкция

По его мнению, как правило, подобные оговорки содержатся в тексте закона. «Закрепляя признаки, свидетельствующие о наличии того или иного правового статуса, законодатель автоматически распространяет их действие на все отношения, в том числе будущие. Оговорка о невозможности применения нормы должна быть описана в норме аналогично обратной силе закона или ультраактивности закона, так как она не является правовой конструкцией», – подытожил Виктор Глушаков.

Каковы принципы регулирования отношений

За принципы принимаются главные идеи ЗК РФ, которые регулируют земельно-имущественные отношения. Каждый из них отвечает законодательным нормам и призван обеспечить контроль над единой политикой в данной сфере. Данные принципы следующие:

  • все земельные операции должны проводиться с учётом понимания, что земля — основа существования природы, самого человека и экономики, кроме того, это отдельный объект имущественных отношений;
  • перед началом строительства на участке, необходимо обеспечить максимальное сохранение земли, как объекта природы и средства сельского хозяйства;
  • в процессе использования земли необходимо сохранять благоприятные условия для проживания на ней человека;
  • общественные организации, а также любой гражданин РФ должен иметь доступ к подготовке решений относительно земельных операций;
  • земля неотделима от объектов недвижимости, расположенных на ней;
  • обеспечение сохранности земли, относящейся к ценной категории (например, заповедников);
  • права на землю должны быть разделены между федеральными, региональными и муниципальными органами власти;
  • передача земли физическому или юридическому лицу осуществляется на платной основе (кроме исключений, указанных в законодательстве);
  • правила и процесс использования земель должны быть установлены с учётом интересов всего общества;
  • земля делится на категории использования (строительство, ведение сельского хозяйства и т.д.).

Все эти принципы должны неукоснительно соблюдаться на всех этапах использования земельных ресурсов.

Каковы особенности управления такими отношениями

Спецификой управления данным видом отношений является:

  • ключевая роль государства в установлении правил проведения любых земельных операций, получении прав на наделы и определения их как личного недвижимого имущества;
  • возможность распоряжения наделами, являющимися государственной собственностью.

Существует три уровня управления:

  • федеральный;
  • региональный;
  • муниципальный.

На каждом из них предполагается составление и принятие нормативных актов либо актов по распоряжению отдельными наделами. У органов каждого уровня есть собственные полномочия. Также каждый из них может выступать в роли стороны земельных отношений, что не предполагает определённого статуса.

Участниками земельного рынка выступают собственники земли и те, кто желает её получить, а также лица, решающие вопросы различного характера из данной отрасли. Их роли выполняют юристы, сотрудники агентств недвижимости, кадастровые инженеры, а также профессионалы в других отраслях, необходимость в которых возникает в конкретных сделках. При этом контроль над совершением любых земельных операций остаётся за государством.

Позиция суда

По мнению суда, доводы прокурора, защищающего интересы неопределенного круга лиц, основаны на верном токовании положений материального права.

В соответствии со ст. 8 135-ФЗ от 29.07.1998 г., при продаже государственной или муниципальной собственности ее стоимость должна быть определена в рамках оценки.

При этом, оценка стоимости не нужна в случаях, когда стоимость установлена нормативно-правовыми документами.

Согласно закону об особенностях регулирования земельных отношений на территории Калининградской области, при подписании договора купли-продажи по государственным земельным участкам их стоимость определяется в размере, соразмерном рыночной стоимости за участок, свободный от каких-либо построек, если такой договор заключается по решению соответствующего ведомства. Рыночная стоимость земель устанавливается исходя из положений законодательства РФ в сфере оценочной деятельности.

Согласно материалам дела, 29.06.2012 г. администрация Гурьевского района и ответчик К. заключили договор аренды участка земли для целей индивидуального строительства последним. Затем ответчик обратился с заявлением в администрацию о расторжении арендного договора и предоставлении указанного земельного участка ему в постоянное владение.

В печатном издании «Наше время» было опубликовано объявление о намерении предоставить участок в собственность и приеме заявлений на его выделение. 29.10.2012 г. администрация Гурьевского района на основании заявления К. и оценки стоимости, проведенной оценочной компанией, приняла постановление. Согласно документу, арендный договор с К. расторгается и участок переходит в его собственность. Об этом свидетельствует договор, подписанный сторонами.

Ст. 28 Земельного кодекса предусмотрено, что государственные и муниципальные земли предоставляются в собственность за определенную плату. Таким образом, администрация могла рассчитать стоимость подлежащего передаче объекта в собственность ответчика К., принимая во внимание расчеты независимого оценщика.

Согласно приложенным к делу документам следует, что при передаче во владение ответчику К. участка стоимость выкупа установлена администрацией с учетом подготовленного Отчета об оценке. Оценку заказывал непосредственно ответчик, и стоимость участка по ней составила 9 тысяч рублей. Следовательно, говорить о том, что оценка проведена независимой стороной, нет оснований. 15.01.2015 г. на спорный участок было зарегистрировано право собственности с внесением в ЕГРН.

Для внесения ясности в дело прокуратурой Гурьевского района был направлен запрос о проведении оценки стоимости земли в данную оценочную компанию. Руководство фирмы представило в адрес зампрокурора Гурьевского района письменное заверение, что никаких работ по оценке стоимости земель в Калининградской области компанией не проводилось. Дополнительно 19.10.2016 г. судом в указанной компании была уточнена информация о проведенной ранее оценки, в результате получен отрицательный ответ. Документы, подтверждающие проведение оценки земельного участка, к делу не прилагаются.

Суд также запрашивал оценку состояния земельного участка, принадлежащего ответчику К. Согласно описанию, оформленному ревизионным управлением, участок не ухожен, имеет многолетние заросли, обводнен, следов строительства на нем не имеется и он не используется в соответствии с назначением.

Также суд запросил в кадастровом ведомстве справку об участке. Согласно документу, кадастровая стоимость объекта, включенного в государственный кадастр недвижимости, на 01.10.2012 г. составляет 233 000 рублей.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, а также то, что К. не смог привести доказательства того, что выкупная стоимость участка в размере 9 тысяч рублей равнозначна его рыночной стоимости, Суд решил, что выкуп ответчиком К. участка был осуществлен без учета его рыночной стоимости. Из-за этого возникла ситуация, нарушающая права муниципалитета на получение доходов от реализации объекта, которые могли бы быть использованы для нужд муниципального образования, населения городского округа за счет средств муниципального бюджета. Положениями ст. 166 ГК установлено, что сделка признается ничтожной, если она нарушает интересы других лиц. В данном случае нарушены права населения муниципального образования.

Суд правомерно удовлетворил заявление прокурора, признав договор передачи земли в собственность недействительным и указав на перечисленные последствия недействительности.

Порядок оформления договора переуступки права аренды земельного участка

Сама сделка может быть как обычной, так и заверена с помощью услуг нотариуса. К ней подшиваются экземпляр первоначального договора аренды, а также графическая схема земельного участка. Если есть письменное согласие от арендодателя, то оно также прикладывается.

Новый пользователь должен понимать последствия заключения договора перенайма. В частности, он обязан будет платить арендную плату и использовать землю по её целевому назначению (то есть под застройку). Кроме того, к следующему арендатору перейдут и все другие обязательства, прописанные в договоре аренды.

Договор переуступки права аренды земельного участка

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector