Lazurnensky.ru

Обзорный аналитик
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

О порядке определения правилами благоустройства территорий муниципальных образований границ прилегающих территорий

Должна ли УО содержать земельный участок с неустановленными границами

Управляющую компанию обвинили в том, что она не очистила прилегающую к дому территорию от порубочных остатков деревьев и кустарников. Было вынесено предписание и назначен штраф 30 000 рублей. Три суда нашли это решение верным, а ВС РФ указал, что компания не обязана содержать землю, не находящуюся в собственности жителей МКД.

ГЕОРГИЕВКА

08.10.2012г. 105

от___________________№________

Об утверждении порядка определения границ прилегающих территорий

В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 01.01.2001г. № 000–ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», подпунктом «г» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 01.01.2001г. № 000, пунктом 3.6.1. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённых постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 01.01.2001г. № 000, Правилами благоустройства, организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории сельского поселения Георгиевка, утверждённых решением Собрания представителей сельского поселения Георгиевка № 000 от 01.01.2001г., в целях установления границ территорий, непосредственно примыкающих к границам зданий, сооружений, ограждений, к строительным площадкам, объектам торговли, рекламы и иным объектам, находящимся в собственности, владении, объектам, принадлежащим юридическим или физическим лицам на правах аренды, подлежащих закреплению и последующей уборке, администрация сельского поселения Георгиевка постановляет:

1. Утвердить Порядок определения границ прилегающих территорий в целях организации их благоустройства, уборки и санитарного содержания согласно приложению № 1 к настоящему постановлению.

2. Утвердить примерную форму соглашения о закреплении прилегающей территории согласно приложению № 2 к настоящему постановлению.

3. Специалисту администрации обеспечить заключение соглашений, указанных в п. 2. настоящего постановления с физическими и юридическими лицами в срок до 01.12.2012 года.

4. При проведении работ по благоустройству, уборке и санитарному содержанию прилегающей территории, юридическим и физическим лицам руководствоваться Правилами благоустройства, организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории сельского поселения Георгиевка, утверждённых решением Собрания представителей сельского поселения Георгиевка № 000 от 01.01.2001г.

5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.

6. Опубликовать постановление в «Георгиевском вестнике».

Глава администрации

сельского поселения Колесник

Приложение к постановлению администрации сельского поселения Георгиевка № 000 от 01.01.2001г.

ПОРЯДОК

определения границ прилегающих территорий

в целях организации их благоустройства,

санитарного содержания и уборки

1. Порядок разработан в целях установления границ территорий, непосредственно примыкающих к границам зданий, сооружений, ограждений, к строительным площадкам, объектам торговли, рекламы и иным объектам, находящимся в собственности, владении, объектам, принадлежащим юридическим или физическим лицам на правах аренды, подлежащих закреплению и последующей уборке в соответствии с Правилами благоустройства, организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории сельского поселения Георгиевка, утверждённых решением Собрания представителей сельского поселения Георгиевка № 000 от 01.01.2001г. (далее – прилегающих территорий).

2. Размер подлежащих благоустройству земельных участков определяется на основании документов, подтверждающих право собственности, владения, пользования земельным участком, а также размером прилегающей территории.

3. Границы прилегающей территории определяются:

для мест производства земляных, дорожно-ремонтных работ, работ по ремонту инженерных сетей и коммуникаций, фасадов и иных элементов строений, зданий и сооружений, установке средств стабильного территориального размещения — в радиусе 5 метров от объекта производства работ;

для строительных площадок — не менее 15 метров от ограждения стройки по всему периметру;

для объектов временной уличной торговли, в том числе торговых павильонов, торговых комплексов, палаток, киосков — в радиусе не менее 10 метров от объекта торговли;

для территории хозяйствующих субъектов — в радиусе не менее 5 метров от границы территории хозяйствующего субъекта. Под хозяйствующим субъектом понимается индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход. Под территорией хозяйствующего субъекта понимается часть территории, имеющая площадь, границы, местоположение, правовой статус, целевое назначение, находящаяся в собственности, владении или пользовании хозяйствующего субъекта;

для территории частного домовладения со стороны дорог, улиц (переулков, проходов, проездов) — в радиусе не менее 5 метров;

для многоквартирного дома — земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства, иными объектами, предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

В случае если не проведен кадастровый учет земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, то в границы прилегающих территорий включаются земельные участки от фасада многоквартирного дома до середины санитарных и противопожарных разрывов с соседними зданиями, а в случае отсутствия соседних зданий — до 15 метров.

4. При перекрытии (пересечении) площадей территорий, определенных в соответствии с пунктом 3 настоящего Порядка, границы прилегающих территорий устанавливаются на равном удалении от объектов.

Приложение к постановлению администрации сельского поселения Георгиевка № 000 от 01.01.2001г.

о закреплении прилегающей территории

в целях организации ее благоустройства, содержания и уборки

Администрация сельского поселения Георгиевка муниципального района Кинельский Самарской области, _________________________________________________________________, действующего на основании Устава, именуемая в дальнейшем Уполномоченный орган, с одной стороны, и _______________________________________________________________________________,

(наименование юридического, физического лица)

в лице _________________________________________________________________________,

действующего на основании ______________________________________________________,

именуемое в дальнейшем Заявитель, с другой стороны, заключили настоящее соглашение о нижеследующем:

1. ПРЕДМЕТ СОГЛАШЕНИЯ

Уполномоченный орган закрепляет за Заявителем территорию площадью _______

прилегающую к ____________________________________________________________,

расположенному по адресу: ________________________________________________,

принадлежащему Заявителю на праве ________________________________________,

(указать вид права)

согласно схеме (описанию), являющейся неотъемлемой частью настоящего соглашения, а Заявитель осуществляет благоустройство, санитарное содержание и уборку указанной территории в соответствии с Правилами благоустройства, организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории сельского поселения Георгиевка.

2. ПРАВА и ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

2.1. Уполномоченный орган обязуется:

2.1.1. Закрепить территорию, указанную в п.1 настоящего соглашения, за Заявителем.

2.1.2. Рассматривать вопросы о предоставлении земельных участков, необходимых Заявителю для реконструкции (капитального ремонта) существующих строений и нового строительства, с учетом исполнения условий настоящего соглашения.

2.1.3. Прочие условия ________________________________________________.

2.2. Заявитель обязуется:

2.2.1. Организовать благоустройство, осуществлять контроль за санитарным состоянием закрепленной за ним прилегающей территории.

2.2.3. По мере необходимости организовывать и осуществлять ремонт и окраску фасадов зданий (строений), находящихся в его собственности (пользовании), содержать их в надлежащем состоянии.

2.2.4. Прочие условия ________________________________________________.

2.3. Заявитель вправе самостоятельно либо с привлечением специализированных организаций осуществлять деятельность по организации благоустройства прилегающей территории в соответствии с действующим законодательством

3. РАССМОТРЕНИЕ СПОРОВ

Споры, возникающие при исполнении настоящего соглашения, разрешаются по взаимному согласию сторон в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

4. СРОК ДЕЙСТВИЯ СОГЛАШЕНИЯ

Настоящее соглашение вступает в силу с момента его подписания и действует до прекращения прав Заявителя на _____________________ (наименование объекта).

5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

5.1. Изменение либо расторжение настоящего соглашения производится по письменному согласию сторон. При не достижении согласия сторон изменение и расторжение соглашения осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

5.2. Настоящее соглашение составлено в 2 экземплярах, имеющих равную юридическую силу, один хранится у Заявителя, второй – у Уполномоченного органа.

5.3. Закрепление прилегающей территории является бесплатным. Закрепление территории не влечет перехода каких-либо прав на указанную территорию к заявителю от органов местного самоуправления.

Споры о праве на придомовую территорию

Новый всплеск интереса к вопросу о правах жильцов многоквартирных домов (далее – МКД) на придомовую территорию вызвало апелляционное определение Московского городского суда от 14 июля 2020 г. по делу № 33-24329/2020. Жители района «Останкино» г. Москвы обратились с исковым заявлением к Департаменту городского имущества г. Москвы и Казенному предприятию г. Москвы «Управление гражданского строительства» о частичном оспаривании договора безвозмездного пользования земельным участком площадью 8600 кв. м., предоставленным для строительства гимназии (снос и новое строительство) в рамках программы реновации.

Читать еще:  Что такое право постоянного бессрочного пользования земельным участком и как его получить?

Суд первой инстанции отказал гражданам в удовлетворении иска по той причине, что земельный участок под домом не сформирован, на кадастровый учет не поставлен и находится в собственности города. Следовательно, он не относится к общему имуществу МКД, поэтому его жильцы лишены возможности владеть и пользоваться участком.

С этими выводами не согласился Мосгорсуд, указав, что Департамент городского имущества г. Москвы как представитель органа государственной власти по распоряжению имуществом столицы не вправе распоряжаться землей, предоставленной под строительство и эксплуатацию МКД, в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под указанным многоквартирным домом. В свою очередь, истцы как собственники помещений в МКД вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими МКД, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме, – т.е. в тех границах, в которых придомовая территория была ранее в установленном законом порядке определена до ее образования в результате межевания.

Отсутствие кадастрового учета земельных участков под МКД – частое явление, встречающееся повсеместно. Это обусловлено тем, что массовое жилищное строительство проводилось еще в советские годы, а системы кадастрового учета и госрегистрации прав на недвижимое имущество были введены только к концу 90-х гг. ХХ в. Таким образом, в сведениях ЕГРН в настоящее время содержится информация лишь о тех земельных участках, которые были образованы после создания указанной системы.

Новых домов эта проблема практически не касается, так как после вступления в силу Жилищного кодекса РФ (1 марта 2005 г.) 1 дом нельзя ввести в эксплуатацию, если участок под ним не сформирован (не поставлен на государственный кадастровый учет) 2 .

Отметим, что выводы Мосгорсуда не являются принципиально новыми, а лишь повторяют изложенную в п. 68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. № 10/22 (ред. от 23 июня 2015 г.) «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» позицию, следование которой, кстати, является для нижестоящих судов обязательным. Решения с аналогичной правовой позицией принимались и ранее. 3

Особенно часто споры о правомерности установления границ земельных участков, образующих придомовую территорию, а также о праве распоряжения ими публично-правовыми образованиями (городом федерального значения, муниципалитетом) возникают в случае проведения строительства по программе «Реновация» в Москве.

Такие споры можно разделить на четыре большие категории:

  • о праве распоряжаться придомовой территорией МКД;
  • об отказе публично-правового образования (города федерального значения, муниципального образования, в чью компетенцию входит соответствующий вопрос) обеспечить формирование земельного участка, на котором расположен МКД;
  • об отказе публично-правового образования выполнить работы, необходимые для формирования участка;
  • о границах участков, предназначенных для размещения МКД.

Для ответа на вопрос о том, как избежать указанных проблем, следует сначала определиться, о каком участке и какой придомовой территории идет речь.

Что понимается под земельным участком жилого дома и придомовой территорией

Это земельный участок, на котором расположен МКД с элементами озеленения и благоустройства, а также размещены иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты (п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ). Границы и размер (площадь) участка, на котором расположен дом, определяются органами государственной власти или местного самоуправления в соответствии с их компетенцией, а также требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Отметим, что в случае формирования земельного участка под МКД вероятно определение его границ в соответствии с фактически сложившимся землепользованием. Об этом ранее высказалась Судебная коллегия по административным делам ВС РФ в Кассационном определении от 27 мая 2020 г. № 89-КАД20-1-К7. При этом важное значение имеет срок фактического землепользования территорией, на которой расположен МКД 4 .

В соответствии с судебной практикой образуемый под домом земельный участок должен включать: объекты благоустройства дворовой территории, газгольдер, хозяйственную площадку для сушки белья, почтовые ящики, детскую и спортивную площадки, озеленение 5 .

Для обоснования границ формируемого участка жильцы МКД могут опираться на Методические рекомендации по проведению работ по формированию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, утвержденные Приказом Минстроя России от 7 марта 2019 г. № 153/пр, а также Методические указания по расчету нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах, утвержденные Приказом Минземстроя РФ от 26 августа 1998 г. № 59. Согласно судебной практике кондоминиум является гарантией прав собственников на приобретение земельного участка, занятого домом.

Если границы участка под МКД не сформированы…

Основываясь на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, Конституционный Суд РФ в Постановлении от 28 мая 2010 г. № 12-П (далее – Постановление КС № 12-П) указал, что для обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в таких домах в ЖК РФ закреплено общее правило о принадлежности участка собственникам помещений в расположенном на нем доме (ч. 1 и 2 ст. 36 Кодекса). При этом во Вводном законе определены специальные порядок и условия перехода такого участка в общую долевую собственность собственников помещений в МКД, который на нем расположен.

В соответствии с указанным порядком переход земельного участка в общую долевую собственность связан с завершением процесса его формирования и проведения государственного кадастрового учета. При этом каких-либо актов госорганов или органов местного самоуправления о предоставлении земельного участка или о возникновении права собственности, как и госрегистрации права общей долевой собственности на участок в ЕГРН не требуется.

Если участок не сформирован и не поставлен на кадастровый учет, земля под МКД является собственностью соответствующего публично-правового образования. В свою очередь, собственники помещений в доме вправе владеть и пользоваться данным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации МКД, а также объектов, входящих в состав общего имущества. При определении пределов правомочий собственников помещений в МКД по владению и пользованию указанным участком необходимо руководствоваться ч. 1 ст. 36 ЖК РФ.

Таким образом, если участок под жилым домом не поставлен на кадастровый учет, это не лишает собственников помещений в нем права использовать придомовую территорию, в том числе под установку ограждений и шлагбаумов (Апелляционное определение ВС Республики Башкортостан от 21 июня 2016 г. по делу № 33 11827/2016).

С момента формирования участка и его кадастрового учета земельный участок, на котором расположены МКД и иные входящие в его состав объекты недвижимости, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в МКД (ч. 5 ст. 16 Вводного закона).

Согласно ст. 305 ГК РФ в указанных случаях собственники помещений как законные владельцы земельного участка, на котором расположен дом и который необходим для его эксплуатации, имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав владения и (или) пользования данным участком, в том числе от его собственника. Они вправе также оспорить в судебном порядке с учетом подведомственности дел по правилам гл. 25 ГПК РФ или гл. 24 АПК РФ действия (бездействие) органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен жилой дом, разработке документации по планировке территории (ст. 45 и 46 Градостроительного кодекса РФ), а также предшествующие распоряжению участком действия – в частности, решения о предоставлении участка для строительства, о проведении торгов по продаже участка или права на заключение договора его аренды и т.д.

Читать еще:  Важный вопрос: можно ли строить на землях сельскохозяйственного назначения? Разбираемся в нюансах

Если в результате таких действий госоргана у третьих лиц возникло право на земельный участок, необходимый для эксплуатации МКД, собственники помещений в доме могут обратиться в суд с иском об оспаривании соответствующего права третьих лиц или об установлении границ участка.

Формирование участка под МКД

Позиция, изложенная в Постановлении КС № 12-П, состоит в том, что для бесплатного перехода земельного участка, на котором расположены МКД и иные входящие в его состав объекты недвижимости, в общую долевую собственность собственников помещений необходимо и достаточно формирования данного участка органами государственной власти или местного самоуправления в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, а также постановки участка на кадастровый учет — при том, что ни специального решения органов публичной власти о предоставлении участка, ни госрегистрации права общей долевой собственности на него в ЕГРН не требуется.

Согласно подп. 4 п. 3 ст. 11.3 ЗК РФ исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного МКД (Письмо Росреестра от 11 апреля 2018 г. № 14-03826-ГЕ/18 «О возможности образования земельного участка» вместе с Письмом Минэкономразвития России от 6 марта 2018 г. № Д23и-1133).

В иных случаях образование участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения участка (участков) на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания.

При этом границы участков под МКД должны учитывать земли общего пользования и не должны их пересекать. Исходя из п. 12 ст. 85 ЗК РФ территориями общего пользования являются участки, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, которые могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. В противном случае такой проект межевания может быть оспорен (см., например, Кассационное определение ВС от 22 мая 2019 г. № 67-КА19-1).

Следует также обратить особое внимание на необходимость соблюдения всех предусмотренных законодательством процедур, направленных на формирование участка под МКД. Кроме того, должны быть проведены полное обследование, а также объективная и всесторонняя оценка квартала с точки зрения обеспечения нормативной достаточности, функциональной целостности и допустимости планировочной обособленности выделяемых участков, а проект межевания территории, в соответствии с которым образуется участок, должен пройти публичные слушания (Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 6 августа 2019 г. № 5-КГ19-140).

Вместе с тем обращение любого собственника помещений в МКД в госорганы с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен дом, должно рассматриваться как основание для формирования участка и его кадастрового учета, что не отменяет необходимости формирования и кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция (Постановление КС № 12-П).

Поскольку формирование участков, на которых расположены МКД, относится к области публичных правоотношений, госорганы, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования участка имеются все предусмотренные законом основания (апелляционное определение Мосгорсуда от 28 мая 2019 г. по делу № 33а-2886; кассационное определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 5 февраля 2020 г. № 88а-1594/2020).

Указанные действия (бездействие) госоргана могут быть оспорены собственниками помещений. Конкретная процедура оспаривания будет зависеть от способа управления МКД (ТСЖ, управляющая компания и др.).

1 Статья 1 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее – Вводный закон).

2 Часть 6 ст. 16 Вводного закона.

3 Апелляционное определение Московского областного суда от 6 апреля 2015 г. по делу № 33-7685/2015, 33-7992/2015; Определение ВАС РФ от 19 апреля 2012 г. № ВАС-4716/12 по делу № А04-1618/2011.

4 Определение ВАС РФ от 1 октября 2012 г. № ВАС-12039/12 по делу № А66-10449/2010.

5 Определение ВАС РФ от 19 апреля 2012 г. № ВАС-4716/12 по делу № А04-1618/2011.

— обеспечение наличия на территории площадки контейнеров и (или) бункеров для сбора твердых бытовых, крупногабаритных и строительных отходов.

9. Пункт 8, пункт 9 статьи 33 изложить в следующей редакции:

«8. Владельцы нестационарных торговых объектов обязаны соблюдать санитарные правила на предоставленной территории. С этой целью владельцы этих сооружений вправе заключать с ближайшими учреждениями и предприятиями обслуживания договоры на пользование туалетами, если в непосредственной близости отсутствуют стационарные или биотуалеты, а также договоры с местными службами жилищно-коммунального хозяйства на уборку территории и вывоз твердых бытовых отходов и тары.

9. Не допускается осуществлять складирование товара, упаковок, мусора на элементах благоустройства, крышах нестационарных торговых объектов.».

Распоряжение придомовой территорией

Прилегающая к многовартирному дому территория — это общая собственность всех владельцев квартир. Если дом находится в муниципальной собственности, то и ПТ принадлежит муниципалитету.

Специфика общей собственности состоит в том, что человек может распоряжаться своей долей только с согласия всех владельцев.

Дворовые территории многоквартирных домов нельзя разделить на части, пропорциональные долям владельцев квартир.

ПТ могут быть только в общей собственности. Это означает, что продать свою долю в общей собственности можно, только продав свою квартиру.

Кому принадлежит

Придомовые территории принадлежат владельцам квартир. Это может быть совокупность физических лиц, организация или муниципалитет. Принадлежность определяется в том случае, если ПТ существует как участок, имеющий кадастровый паспорт и номер.

Все дома, построенные в последние 15 лет, имеют территории, обозначенные в документах и на местности. Иногда по периметру такой территории устанавливают забор.

Старые постройки могут не иметь своей территории.

Происходит это по двум причинам. Во-первых, при плотной застройке такая территория почти равна периметру строения. Во-вторых, во время преобладания госсобственности на недвижимость потребности в выделении ПТ не возникало, поскольку управленческие функции были сконцентрированы в одном центре.

Возможна ли приватизация

Переход ПТ в частную собственность возможен только при условии наличия такой собственности на жилую недвижимость. Однако в наше время возможна ситуация, когда все квартиры находятся в частной собственности, а придомовая земля принадлежит муниципалитету. В этом случае алгоритм действий следующий.

  1. В Росреестре проверяется вся документация на земельный участок данного дома. Если ПТ не имеет собственного паспорта и номера, то придется нанимать землеустроителей, которые должны провести оформление придомовой территории.
  2. После того как ПД станет юридическим фактом, необходимо собрать общее собрание жильцов. Решение собрания имеет юридическую силу в том случае, если за данное решение проголосовало не менее 2/3 жильцов.
  3. После вынесения решения собрания документы для приватизации подаются в Росреестр и в местную администрацию.

Это общая схема действий. Детали и нюансы зависят от ситуации.

Кто обслуживает

ПТ обслуживает тот, кому она принадлежит. Это может быть муниципалитет, юрлицо или владельцы квартир.

На практике обслуживание проводится той управляющей компанией, с которой собственник заключает договор. Если земля находится в долевой собственности, то договор заключается по результатам общего собрания.

В договоре перечисляются все работы, которые подрядчик должен проводить за плату. Договор заключается на проведение работ по:

  • озеленению;
  • уборке;
  • возведению детских площадок;
  • ремонту дорог и тротуаров в пределах данного участка.

Часть работ можно не включать в длящийся договор, а делать самим в рамках разовых мероприятий. Если в пределах ПТ есть объекты, находящиеся в муниципальной или ведомственной собственности, то решать вопросы обслуживания придется на основе договора с владельцами.

Как оградить

Некоторые дома, вводимые сейчас в эксплуатацию, сразу обеспечиваются огороженным двором. Забор может стоять по периметру или внутри ПТ. Он не может располагаться за пределами придомового земельного участка.

Ограждения могут быть двух типов — целевые и сплошные. В первом случае огораживаются только отдельные объекты.

Сплошное ограждение перекрывает доступ на всю ПТ. В этом случае необходимо устанавливать охраняемый шлагбаум для того, чтобы пропускать автомобили экстренных служб и владельцев квартир.

Читать еще:  Земля сельхозназначения: виды разрешенного использования в 2021 году

Нормативная база

Термин «благоустройство участка» был внесен в законодательную базу относительно недавно. Речь идет о Федеральном законе №131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Один из его пунктов упоминает о мероприятиях, которые проводятся со следующими целями:

  • содержание территорий в надлежащем состоянии с учетом различных норм;
  • повышение комфорта проживания;
  • размещение объектов и сооружений на местности в соответствии с проектом.

В список облагораживаемых объектов входят: муниципальные и частные дворы, кварталы, площадки и прочие участки.

Внимания также заслуживает приказ №613 от Министерства регионального развития России, утверждение которого состоялось 27.12.2013. В нём перечислены базовые правила ухода за прилегающими территориями. Так, в одном из пунктов указано, что благоустройство территории — это работы, которые проводятся для реализации следующих задач:

  • надлежащая подготовка инженерных систем;
  • планирование освещения;
  • установка архитектурных форм и монументов на территории;
  • установление безопасности и проведение мероприятий по озеленению.

Благоустройство территории выполняется с использованием различных элементов, к которым принадлежат растительность, малые архитектурные формы, временные и капитальные постройки, элементы декора, а также информационные и рекламные стенды.

Как рассчитываются её размеры согласно СНИП?

По общепринятому стандарту площадь придомовой территории рассчитывается, исходя из формулы: Sтер=Sж*Уп, где Sтер — площадь придомовой территории, Sж — суммарная площадь всех жилых помещений дома, а Уп — удельная величина земельной доли. Все нормативы придомовой территории многоквартирного дома отражены в СНИП, то есть из правил нормирования строительства. Величина двора многоквартирного жилого помещения зависит от многих факторов — количества этажей в здании, количества квартир и других факторов, а также от того, в каком году дом принят в эксплуатацию.

О том, сколько метров от дома и забора считается придомовая территория многоквартирного дома, как определяется размер и площадь, читайте тут.

Конкретных норм, регламентирующие точный размер придомовой территории, отсутствует. В среднем для многоквартирного дома приравнивается 3-6 метров (может быть и больше).

Согласно ст. 36 ЖК РФ, в состав придомовой территории входят:

  • отмостки (водонепроницаемые покрытия, расположенные вокруг здания);
  • проезд, тротуар, полоса озеленения вдоль дома, а также та, которая расположена возле фасада без входов (ее предназначение – обеспечение проезда пожарных машин);
  • детские игровые, спортивные площадки, а также те пешеходные дорожки (тропинки), которые соединяют данные объекты друг с другом;
  • площадки, на которых расположены мусоросборники;
  • участки земли под нежилыми хозяйственными зданиями и сооружениями;
  • парковки, на которых стоят машины жильцов многоквартирного дома;
  • выезды, въезды подземных гаражей и автомобильных стоянок.

Права жильцов при приемке выполненных работ в соответствии с Программой

Как уже отмечалось выше, инициатива о включении двора в Проект «Формирование комфортной городской среды» исходит от жильцов данного дома. Порядок их действий следующий:

  1. Проверка на сайте городской администрации списков дворов, включенных в местный проект на текущий год.
  2. При отсутствии территории в списках необходимо объединиться с жильцами всех жилых зданий, которые расположены на совместной придомовой территории, в общем дворе.
  3. Выяснение вопроса, каковы условия по участию в проекте в конкретном населенном пункте.
  4. Определение перечня работ, относящихся к минимальным и дополнительным мероприятиям по благоустройству двора.
  5. Проведение общего собрания жильцов и голосования. Причем собрание должно быть проведено в очной форме, а голосование может происходить заочно. Инициативная группа посещает жильцов в квартирах и изучает их мнение. Обсуждаются и принимаются вопросы по подаче заявки на участие в программе, разработке проекта благоустройства, выборов инициативной группы и полномочного представителя от коллектива жильцов.
  6. Подача заявки (пакета документов) в администрацию населенного пункта.
  7. Контроль за соблюдением технологии ремонтных, ландшафтных, монтажных работ. Подписание акта приема выполненных работ.

Полномочный представитель от коллектива жильцов постоянно общается с прорабом, контролирует ход выполнения и объем запланированных работ. По их окончании создается комиссия для приема работы и оценки ее качества. В комиссию входят представители администрации населенного пункта и инициативной группы граждан, проживающих во дворе.

В случае, если какие-либо запланированные мероприятия не проведены или качество работ не устраивает жильцов, они имеют право не подписывать акт, не давать согласия на приемку работ. При несогласии с решением жильцов, граждане имеют право подать жалобу на подрядчика в городскую администрацию или в Министерство строительства РФ.

После окончания срока действия Федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» дворы, в которых проведено благоустройство в соответствии с данной программой, будут передаваться на баланс жильцов.

Мероприятия по благоустройству придомовой территории

Как уже говорилось выше, на придомовой территории могут находиться всевозможные постройки и сооружения, необходимые при эксплуатации дома жильцами. Чаще всего, к таким постройкам и сооружениям относятся хозяйственные площадки для сушки белья, чистки одежды, ковров и предметов домашнего обихода; площадки для отдыха взрослых; детские игровые и спортивные площадки с озеленением и необходимым оборудованием малых архитектурных форм для летнего и зимнего отдыха детей. Таким образом, мероприятия по благоустройству и содержанию придомовой территории включают в себя не только работы по санитарной уборке земельного участка, считающегося придомовой территорией, но и иные работы по содержанию и ремонту объектов, расположенных на данной территории.

Необходимо заметить, что придомовая территория домов с формой управления ТСЖ может использоваться ТСЖ по своему усмотрению – это право ТСЖ, которое может быть им реализовано или нет, по своему усмотрению. Например, ТСЖ имеет право построить на ней детские площадки, разбить клумбы, огородить ее забором, благоустроить иным образом и т. д. Но даже если ТСЖ не будет производить на своей придомовой территории таких мероприятий, то все равно оно обязано содержать свою территорию в чистоте и порядке.

Уборкой придомовой территории занимается либо управляющая компания, либо, по договору с жильцами дома, соответствующая организация. Жильцы дома, вправе определять периодичность, объем оказания услуг данных организаций по содержанию и благоустройству придомовой территории, а так же проверять качество таких работ.

Кто ответственный за благоустройство?

Ответственность за исполнение норм, правил и требований по обустройству придомовой территории возлагается на собственника жилья (прямо или опосредованно – т.е. через договор с Управляющей компанией).

Если земля принадлежит муниципалитету, то за благоустройство отвечают представители местной Администрации. Если придомовая зона относится к частной собственности, ответственность несут жильцы. Однако в этом случае собственники, как правило, передают (делегируют) свои полномочия определенному юридическому лицу: Управляющей компании, ТСЖ или Домовому комитету (ответственные лица назначаются из числа собственников).

Современный город – город в котором хочется жить и работать! Житель судит о городе и его комфорте из окна своей квартиры. В современном дворе учитываются интересы всех жителей. Обустройство придомовой участка предполагает выделение функциональных зон: места для парковки, игровая площадка, уличные тренажеры, площадка для выгула собак, зона отдыха и многое другое… сегодня все зависит от инициативы собственников.

Стандартпарк уделяет особое значение благоустройству и организации городских и частных пространств, создавая уникальный облик наших дворов, скверов, набережных и улиц. Мы готовы осуществить поставку высококачественной продукции, которая позволит придать придомовой зоне эстетичный и неповторимый вид.

Возможно Вас заинтересует:

Инженеры Стандартпарк подготовят для Вас бесплатное техническое решение согласно всем пожеланиям по Вашему участку и расчетом материалов. Скачайте примеры проектных решений здесь!

Проектная служба Стандартпарк предлагает техническое решение проблемы отвода поверхностных стоков, подтопления фундамента, расчета бытовой канализации. Индивидуальный подход в проектировании вашего участка.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector