Lazurnensky.ru

Обзорный аналитик
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Субъекты и объекты права частной собственности на землю

Понятие и особенности субъектов и объектов права собственности на землю

Право собственности на любой вид недвижимости, в том числе и на земельный участок, подразумевает наличие минимум двух сторон — субъекта и объекта данного права.

Данные стороны неразрывно связаны между собой и характеризуются рядом определенных, свойственных только им особенностей. Далее будут более подробно рассмотрены эти особенности, а также требования, которые предъявляются в отношении субъекта и объекта права собственности на земельный участок.

  • Законодательное регулирование
  • Субъект
    • Физические лица
    • Юридические лица
  • Объект

Законодательное регулирование

Под правом собственности на землю понимается возможность для его собственника владеть, а также всячески пользоваться и распоряжаться данным видом имущества.

Как следует из определения, право собственности включает в себя три составляющие:

  • владение (подразумевает возможность фактического обладания участком путем установления на нем межевых знаков, охраной от посягательств со стороны третьих лиц, учета на балансе предприятия, государственной регистрации права в реестре и т. п.);
  • пользование (допускает возможность нахождения на участке, получения с его помощью доходов и различных благ, осуществления хозяйственной деятельности и т. д.);
  • распоряжение (предоставляет обладателю возможность передавать землю третьим лицам, сдавать ее в аренду, возводить на ней строения и т. п.).

При этом действия собственника в отношении участка не должны:

  • противоречить требованиям законодательных и нормативно-правовых актов;
  • нарушать законные права и интересы третьих лиц;
  • наносить ущерб или какой-либо вред окружающей среде.


Право собственности именно на земельный участок имеет определенные отличительные особенности по сравнению с другими объектами недвижимости, что связано, в первую очередь, со специфичностью самого объекта права (то есть земли).
Поскольку правильное использование участка напрямую влияет на состояние почвы, экологии и т. п. факторы, в отношении земельных наделов осуществляется более жесткое законодательное регулирование.

Так, в ст. 42 ЗК РФ установлены различные обязанности и ограничения, которые могут накладываться как на права собственника, так и непосредственно на сам объект недвижимости.

Стоит отметить, что данные ограничения могут носить как постоянный (например, необходимость осуществления охранных мероприятий), так и временный (обязанность использовать землю в соответствии с ее целевым назначением) характер.

Объекты

Также как определение понятия субъектов, законодательство дает четкое описание объектов, в отношении которых первые могут получить статус собственника. Полный регламент и четкое описание дает п. 3, ст. 6 ЗК РФ.

Понятие

Объектом владения является недвижимый земельный участок, обладающий всеми необходимыми характеристиками поверхностного слоя, позволяющими определить его как индивидуальную конкретную вещь.

Данная пространственная единица должна обладать установленными площадью и местоположением. В качестве объекта может выступать как целый участок, так и его доля.

В отличие от субъектов, объекты пассивные участники процесса.

Какими признаками обладают?

Использовать участок можно только при наличии соответствующих признаков.

В частности, к ним имеют отношение следующие характеристики:

  • целевое назначение, установленное законодательными нормами, в рамках которого субъект вправе использовать полученную во владения площадь;
  • разрешение, устанавливающее порядок и условия применения территории с учетом целевого назначения, существующих условий и ограничений;
  • индивидуализация, которая наделяет участок такими характеристиками как кадастровый номер, установленная площадь, местоположение, четкие границы, разрешение и целевое назначение.

Кроме этого, участок должен быть оборотоспособным, то есть не изъятым государством из оборота, делимым, обладать проверенной кадастровой стоимостью и иметь качественные характеристики.

Важно! В отдельных случаях, регламентированных законом земельная площадь может быть изъятой и неделимой.

Также она может не иметь и прочих конкретных характеристик, при этом у собственника возникают проблемы в распоряжении и владении. Например, трудности с продажей, дарением или арендой.

Поэтому собственник рано или поздно будет обязан заняться установлением статуса, границ и прочих характеристик надела.

Обязанности собственника

Возникновение прав на что-либо влечет за собой и появление обязанностей, невыполнение которых может повлечь административную и уголовную ответственность.

К обязанностям владельца земельного участка следует отнести:

  • Необходимость следить за состоянием своего участка, ухаживать за ним и сохранить положительные качества, не допустив возникновения отрицательных.
  • Обеспечить сохранность установленных государством знаков.
  • Если на территории расположены важные объекты природопользования или архитектурные памятники, они должны быть сохранены в неизменном виде.
  • Обязанностью владельца участка является уплата налогов за пользование землей в пользу государства.
  • Нужно соблюдать правила противопожарной безопасности, а так же не допустить нарушения установленных экологических норм.
  • Возможные цели использования участка могут быть ограничены, действовать в дозволенных рамках – также обязанность хозяина участка.
  • Не каждый участок может стать частной собственностью.
  • Практически не ограничено оформление в частные владения территорий, целевым назначением которых является сельское хозяйство.
  • Земли с жилыми строениями, садовыми участками беспрепятственно могут стать собственностью в чьих-то руках.

Те участки, которые оказались изъятыми из оборота, ни при каких условиях не должны становиться частным владением. К ним можно отнести: заповедные зоны, территории, обозначенные для пользования Вооруженными силами России, а так же места расположения объектов ФСБ, органов гос. охраны, а также кладбища и другие государственно важные объекты.

Также следует отметить существование земель, право частного владения, на которые не запрещено совсем, но существенно ограничено:

  1. территории земельного фонда, места, где находятся важные исторические объекты, государственные водные объекты, участки,
  2. использованные в целях организации общественного транспорта, а также иные земли, участвующие в организации и формировании важных государственных и социальных нужд.

Нельзя приватизировать земли, экологическая ситуация на которых неудовлетворительна и может оказаться опасной для проживания.

Основания возникновения данного права

Это обычно происходит в результате каких-либо сделок, оформленных в соответствии с установленными требованиями. Это купля-продажа, ипотека, дарение, мена, наследование. Кроме этих случаев, возможно возникновение такого права на землю, находящуюся в собственности государства или муниципальной собственности (приватизация).

Прекращается право частной собственности в предусмотренных законом случаях либо добровольно (допустим, продажа земельного участка, дарение) либо принудительно (например, на земельный участок обращено взыскание по имеющимся у должника обязательствам).

Как возникновение права собственности, так и прекращение такового, равно как и какие-либо изменения в данном праве обязательно должны быть соответствующим образом зарегистрированы с выдачей специального документа – свидетельства о государственной регистрации. Именно с момента государственной регистрации и начинает действовать право собственности в данном случае.

Плюсы и минусы

К преимуществам такой формы собственности относятся:

  1. Защита от мошеннических действий. Ни квартиру, ни участок земли, которые переданы гражданину государством по договору аренды, непросто перевести в частную собственность. Это отпугивает мошенников, поскольку заниматься такими объектами становится не выгодно и даже опасно.
  2. Не нужно платить ежегодный налог. Арендатор оплачивает только сумму, выставленную по договору, а уплата налогов в бюджет – обязанность собственника. Наниматель жилья не принимает участие в финансовых расчетах.
  3. Утрата имущества влечет за собой замену. Это значит, что при наступлении неких форс-мажорных обстоятельств (вследствие пожара, наводнения, аварийного состояния) государственное жилье может быть утрачено, но взамен гражданину обязаны предоставить другое жилье.
  4. Возможность улучшить условия проживания. При увеличении семьи и несоответствии санитарных норм жилплощади на одного человека государство обязано предоставить жилье, большее по размерам.

К минусам публичной формы собственности отнесем:

  1. Невозможность совершать любые сделки с недвижимостью, поскольку не являетесь собственником. Ее нельзя подарить, поменять, продать и прочее.
  2. Существует риск лишиться объекта недвижимости. Наниматель обязан неукоснительно соблюдать все нормы и требования, которые предъявляет государство к пользованию имуществом. При нарушении их гражданину грозит выселение без предоставления другого взамен.
Читать еще:  Какой ширины должны быть подъездные пути вдоль пятиэтажного дома к подъездам жильцов.

Распоряжение государственной и частной собственностью в этом существенно отличаются. Все моменты относительно федерального или муниципального имущества диктуют соответствующие законодательные акты. Частным же имуществом гражданин распоряжается самостоятельно в полном объеме и в рамках установленных норм.

Общие особенности вещных правовых норм

Что необходимо знать хозяину земли, как действующему, так и потенциальному, независимо от типа землепользования:

  • Собственником может быть только правоспособный и дееспособный гражданин. Законодательством допускаются случаи, когда в интересах владельца действуют его доверенные представители и опекуны.
  • При совершении сделок ЗУ и постройки на нем, в том числе, капитальные, рассматриваются как одно целое. В договоре они подробно описываются отдельно друг от друга, но передаются новому пользователю или хозяину, как один объект. Нельзя продать дом без надела, на котором он расположен, и наоборот. Аналогично касается дарения и наследства.
  • В частное владение можно получить далеко не каждый участок. Невозможно купить охраняемые земли, наделы в заповедниках, лесных и стратегических зонах.
  • ЗУ, не оформленные в индивидуальное пользование и не являющиеся собственностью муниципалитета, автоматически переходят государству.

Правомочия собственника зависят от вида земельного права. Его общие обязанности устанавливаются законом:

  • Эксплуатировать ЗУ строго в соответствии с земельной категорией и видом разрешенного использования. При необходимости можно обратиться за сменой ВРИ в уполномоченную службу.
  • Уплачивать земельный налог или арендную плату. В случае с наследуемым владением прямым собственником является муниципалитет, поэтому владелец может только использовать надел в личных нуждах.
  • Поддерживать территорию в надлежащем виде, предотвращать ее запустение, для сельскохозяйственных земель – своевременно вносить удобрения, орошать.
  • Не загрязнять окружающую среду, утилизировать мусор и прочие отходы в строго отведенных для этого местах.
  • Не нарушать права соседей.

Виды муниципальной собственности

На сегодняшний день земли муниципальной собственности классифицируют в следующем порядке:

  • Закрытые – для того, чтобы попасть на эти участки нужно иметь специальный пропуск. Обычно это здания оборонного или стратегического характера, а также здания органов властей.
  • Публичные – это участки, которые находятся в общем доступе каждому гражданину. Дороги, парки, скверы – это публичные земли.
  • Нераспределённые – это участки земли, которые предназначены для сдачи в аренду или передачи в собственность гражданам;
  • Предоставленные – земли, которые раньше использовались властями, а на сегодняшний день передаются в право собственности частным лицам.

ВС разъяснил тонкости разграничения государственной собственности на землю

17 декабря Верховный Суд РФ вынес Определение № 307-ЭС19-13722 по спору о регистрации права государственной собственности на земельный участок, переданный в бессрочное пользование учреждению МЧС России в 2010 г.

Управлению Росимущества не удалось зарегистрировать право собственности РФ на участок

В декабре 2010 г. администрация Кирилловского муниципального района Вологодской области предоставила ФГКУ «Северо-Западный региональный поисково-спасательный отряд МЧС России» земельный участок в селе Горицы для размещения спасательного поста. При этом право государственной собственности на указанный участок земли не было разграничено. Учреждение МЧС зарегистрировало право постоянного (бессрочного) пользования на полученный участок в установленном порядке, получив соответствующее свидетельство о государственной регистрации права.

Спустя семь с половиной лет Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Мурманской области и Республике Карелия обратилось в Управление Росреестра по Вологодской области с заявлением о государственной регистрации права федеральной собственности на данный участок.

21 мая 2018 г. регистрирующий орган вынес решение о приостановлении госрегистрации права федеральной собственности на данный участок. Он отметил, что с заявлением о госрегистрации обратилось ненадлежащее лицо в связи с отсутствием у него полномочий на представление интересов в отношении расположенных на территории Вологодской области объектов недвижимости. Управление Росреестра также сочло, что заявитель не представил документы, необходимые для осуществления государственной регистрации права, так как в рассматриваемом случае у РФ отсутствовали основания возникновения права собственности на спорный участок. По мнению регистрирующего органа, предоставление земельного участка учреждению МЧС на праве постоянного (бессрочного) пользования после 1 июля 2006 г. не влечет разграничение права государственной собственности на него в пользу РФ по основаниям, предусмотренным ст. 3.1 Закона о введении в действие Земельного кодекса РФ.

Первые две инстанции удовлетворили заявление Росимущества

Впоследствии заявитель оспорил в арбитражном суде решение о приостановлении регистрации права собственности Российской Федерации на спорный участок, обосновав требования тем, что такое решение не соответствует закону и нарушает права и законные интересы государства.

Арбитражный суд удовлетворил заявление, впоследствии апелляция поддержала это решение. Обе инстанции сочли, что спорный земельный участок, государственная собственность на который не была разграничена, был предоставлен учреждению МЧС России на праве постоянного (бессрочного) пользования. Следовательно, в соответствии с критериями разграничения государственной собственности на землю, установленными п. 1 ст. 3.1 Закона о введении в действие ЗК РФ, он относится к федеральной собственности.

Суды указали, что из содержания норм земельного законодательства не следует, что применение критериев разграничения возможно только к отношениям, возникшим до 1 июля 2006 г. (с момента вступления в силу статьи 3.1 закона). Иное толкование, отметили они, означало бы невозможность дальнейшего разграничения государственной собственности на землю в отношении тех участков, которые на момент введения в действие вышеуказанной нормы не подпали под установленные ею критерии, что противоречит самому принципу разграничения госсобственности на землю.

Обе инстанции добавили, что Управление Росимущества уполномочено представлять интересы РФ при проведении государственной регистрации прав в отношении имущества учреждения МЧС России, зарегистрированного на территории Мурманской области, независимо от места нахождения соответствующего имущества, в том числе на территории Вологодской области. Поскольку заявитель представил все необходимые документы, у регистрирующего органа не имелось законных оснований для приостановления государственной регистрации права.

Кассация отменила решения нижестоящих судов, отказав в удовлетворении требований

В дальнейшем окружной суд отменил судебные акты нижестоящих инстанций и отказал в удовлетворении требований заявителя. При этом он согласился с правомерностью вывода о том, что Управление Росимущества, осуществляющее полномочия собственника в отношении федеральных учреждений, зарегистрированных на территории субъектов РФ, в которых данный территориальный орган осуществляет свою деятельность, наделено полномочиями на подачу заявлений о регистрации прав на находящееся в границах иных регионов имущество, принадлежащее и учреждению МЧС. Вместе с тем суд округа счел, что нижестоящие суды неправильно применили нормы материального права, регламентирующие порядок разграничения прав на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена.

Кассация заключила, что публичные земельные участки, которые на момент вступления в силу ст. 3.1 Закона о введении в действие ЗК РФ не были переданы соответствующим организациям или не были заняты объектами недвижимости, находящимися в собственности публично-правовых образований, относятся к земельным участкам, право государственной собственности на которые не разграничено. Следовательно, передача администрацией, не уполномоченной в силу п. 2 ст. 16 Земельного кодекса на издание актов о разграничении государственной собственности на землю, учреждению МЧС спорного земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования не могла повлечь разграничение государственной собственности на данный участок и приобретение соответствующего права РФ.

Кассация добавила, что Управление Росимущества при обращении с заявлением о государственной регистрации права собственности РФ не доказало, что спорный земельный участок относится к федеральной собственности, поэтому регистрирующий орган обоснованно отказал в регистрации таких прав.

ВС РФ не согласился с выводами окружного суда

Со ссылкой на ряд нарушений норм материального права заявитель обратился с кассационной жалобой в Верховный Суд, который, изучив материалы дела № А13-8951/2018, отменил постановление окружного суда и оставил в силе судебные акты первой и второй инстанций.

Читать еще:  Присвоение адреса объекту: правила, подача заявки и документов

ВС напомнил, что по смыслу ст. 17–19 ЗК РФ одним из оснований возникновения права собственности того или иного публично-правового образования является разграничение государственной собственности на землю. При этом закрепленные законодателем критерии для разграничения публичной земли прежде всего касаются участков земли, на которых расположены объекты недвижимости или которые по своему назначению необходимы органам власти того или иного уровня, а также поименованным в законе лицам в целях выполнения ими своих функций.

Верховный Суд пояснил, что в случае обоснованной необходимости орган власти, уполномоченный распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляет соответствующий участок госоргану, его территориальному органу, учреждению, казенному предприятию для использования в установленных целях. «Такое предоставление является основанием для разграничения права и последующей регистрации права собственности соответствующего публично-правового образования. При этом уполномоченный орган, осуществляя предоставление земельного участка на соответствующем праве, не может действовать произвольно, в своих (или иных) интересах без обоснования необходимости такого предоставления (например, в отсутствие подтверждения необходимости предоставления конкретного участка документами территориального планирования, программами развития той или иной области). Так, орган местного самоуправления, осуществляющий распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые на разграничена, расположенными в границах соответствующего муниципального образования, не вправе принять решение о закреплении на праве постоянного (бессрочного) пользования такого участка земли за иным органом местного самоуправления или муниципальным учреждением только с целью последующего разграничения права собственности на этот участок в пользу муниципального образования», – отмечено в определении.

В этой связи ВС согласился с выводом судов первой и второй инстанций о том, что предоставление администрацией в 2010 г. земельного участка учреждению МЧС России, которое находится в компетенции органа госвласти, повлекло разграничение государственной собственности на данный участок по правилам ст. 3.1 Закона № 137-ФЗ и приобретение соответствующего права РФ. При этом Суд добавил, что для государственной регистрации права собственности РФ, ее субъекта или муниципального образования в отношении участка земли правоустанавливающие документы не понадобятся, если соответствующе право было зарегистрировано в ЕГРН.

Верховный Суд отметил, что поскольку право постоянного (бессрочного) пользования на спорный земельный участок зарегистрировано в ЕГРН в установленном порядке и с заявлением о государственной регистрации права федеральной собственности на него Управление Росимущества представило все необходимые документы, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что у Управления Росреестра не имелось предусмотренных законом оснований для приостановления государственной регистрации права.

Эксперты «АГ» прокомментировали определение Суда

Ведущий юрист Содружества земельных юристов Никита Семякин полагает, что определение ВС представляет определенный интерес в сфере разграничения госсобственности на землю. «Суды всех инстанций верно определили, что поскольку земельный участок был передан Учреждению, созданному федеральным органом, правомочия собственника такого земельного участка переходят к Управлению Росимущества, – отметил он. – Вместе с тем суд кассационной инстанции ошибочно отметил, что подлежащая применению ст. 3.1 Закона № 137-ФЗ распространяется на земельные участки и объекты недвижимости, имущественные отношения на которые оформлены по состоянию на дату введения указанной нормы».

Эксперт отметил, что указанная статья распространяется и на отношения, которые возникли после ее введения. «Основной сложностью при разрешении спора, на мой взгляд, явилось то, что правоприменительная практика практически не имеет прецедентов разграничения права собственности между муниципальным и федеральным уровнем на основании предоставления земельного участка администрацией. Однако исходя из норм действующего законодательства следует, что поскольку земельный участок передан учреждению МЧС России, созданному и полностью подконтрольному федеральному органу, то полномочия по распоряжению таким земельным участком переходят к Росимуществу как специальному органу, уполномоченному на управление имуществом, относящимся к ведению федеральных органов», – пояснил Никита Семякин.

Он добавил, что несмотря на то, что администрация не была уполномочена на издание актов о разграничении госсобственности на землю, при текущих обстоятельствах разграничение происходит на основании передачи земельного участка фактически федеральному органу государственной власти. «Возможно, после этого определения ВС РФ сформируется судебная и правоприменительная практика разграничения госсобственности на основании передачи земельных участков учреждениям, подконтрольным федеральным органам власти», – предположил юрист.

Адвокат, партнер АБ «КРП» Виктор Глушаков пояснил, что по логике кассации, если на момент вступления в законную силу нормы ст. 3.1 Закона о введении в действие ЗК РФ, земельный участок не обладал признаками, необходимыми для разграничения права государственной собственности, то появление этих признаков после вступления в силу указанной нормы не изменит статус земельного участка. «Суд округа посчитал, что заявителем в регистрирующий орган должны были быть представлены документы, подтверждающие соблюдение условий для разграничения права государственной собственности до вступления вышеуказанной нормы права. Очевидно, что в отсутствие положений закона, запрещающих применять правовую норму на будущие отношения, она подлежит применению, о чем и говорит Верховный Суд», – отметил эксперт.

По его мнению, как правило, подобные оговорки содержатся в тексте закона. «Закрепляя признаки, свидетельствующие о наличии того или иного правового статуса, законодатель автоматически распространяет их действие на все отношения, в том числе будущие. Оговорка о невозможности применения нормы должна быть описана в норме аналогично обратной силе закона или ультраактивности закона, так как она не является правовой конструкцией», – подытожил Виктор Глушаков.

Кaтeгopии зeмeль пo зeмeльнoмy кoдeкcy PФ

Teppитopии нaceлeнныx пyнктoв. Oтвeдeны для cтpoитeльcтвa жилыx дoмoв, oбъeктoв инфpacтpyктypы и пyтeй cooбщeния мeждy ними. Пpeднaзнaчeны для плaнoвoй зacтpoйки, cтpoитeльcтвa индивидyaльнoгo жилья и вeдeния пoдcoбнoгo xoзяйcтвa. Кpoмe жилыx oбъeктoв в cocтaв нaceлeннoгo пyнктa мoгyт вxoдит oбщecтвeннo-дeлoвыe, пpoизвoдcтвeнныe, peкpeaциoнныe зoны, инжeнepнo-тpaнcпopтнaя инфpacтpyктypa.

Ceльcкoxoзяйcтвeннoгo нaзнaчeния. Teppитopии зa пpeдeлaми нaceлeнныx пyнктoв, кoтopыe иcпoльзyютcя для пpoизвoдcтвa ceльcкoxoзяйcтвeннoй пpoдyкции: выpaщивaния, xpaнeния c/x и кopмoвыx кyльтyp, coдepжaния и выпaca c/г живoтныx и птицы. К ним oтнocят вcпoмoгaтeльныe oбъeкты: дopoги и кoммyникaции в paмкax oднoгo xoзяйcтвa, вoдoeмы, кoтopыe иcпoльзyют для пoливa, элeвaтopы, coopyжeния для пepвичнoй пepepaбoтки c/x пpoдyкции, зaщитныe нacaждeния вoкpyг пoлeй.

3eмли пpoмышлeннocти и cпeциaльнoгo нaзнaчeния. Oтвeдeны для cтpoитeльcтвa и paбoты пpeдпpиятий пpoмышлeннoгo кoмплeкca: фaбpик, зaвoдoв, энepгocтaнций, тpaнcпopтa, cвязи, paдиo, тeлeвидeния, oбъeктoв кocмичecкoй пpoгpaммы и oбopoны. Cтeпeнь дoпycтимoгo зaгpязнeния тaкиx зeмeль и пopядoк выбpoca oтxoдoв пpeдпpиятий жecткo кoнтpoлиpyeтcя opгaнaми нaдзopa.

Ocoбo oxpaняeмыe пpиpoдныe тeppитopии. 3aпoвeдники, нaциoнaльныe пapки, зaкaзники. Нaxoдятcя в coбcтвeннocти Poccийcкoй Фeдepaции и peгиoнaльнoгo мyниципaлитeтa. Oтличaютcя ocoбыми пpиpoдными, эcтeтичecкими, иcтopикo-кyльтypными и нayчными xapaктepиcтикaми. Нa тeppитopии пpиpoдooxpaнныx oбъeктoв зaпpeщeны вce виды пpoизвoдcтвa. Cтpoитeльcтвo жилыx здaний дoпycкaeтcя c paзpeшeния кoнтpoлиpyющиx opгaнoв.

Лecнoгo фoндa . Учacтки, кoтopыe пoкpыты лecнoй pacтитeльнocтью, a тaкжe пpoceки, лecныe дopoги и зaбoлoчeнныe мecтнocти в чepтe лeca. Иcпoльзyютcя для вeдeтcя лecнoгo xoзяйcтвa, кoтopoe чaщe вceгo зaключaeтcя в лecoycтpoитeльнoм зoниpoвaнии.

3eмли лecнoгo фoндa зaнимaют нaибoльшyю чacть тeppитopии Poccии — oкoлo 65% или 1122,3 миллиoнoв гeктap. Для cpaвнeния, зeмли ceльcкoxoзяйcтвeннoгo нaзнaчeния, кoтopыe нaxoдятcя нa втopoм мecтe, зaнимaют чyть бoльшe 22% или 386,5 миллиoнoв гeктap. Oбщaя плoщaдь нaceлeнныx пyнктoв Poccии, включaя гopoдa, пoceлки и дepeвни, cocтaвляeт лишь 1,2% вcex зeмeль.

Boднoгo фoндa . Teppитopии, кoтopыe зaняты вoдными oбъeктaми, a тaкжe пpибpeжныe зoны вoдoeмoв. Cюдa oтнocят yчacтки пoд пpиpoдными и иcкyccтвeнными вoдoeмaми, лeдникaми, гидpoтexничecкими coopyжeниями и oбъeктaми вoднoгo xoзяйcтвa.

Читать еще:  Как оформить временную регистрацию по месту жительства через МФЦ?

Гocyдapcтвeннoгo зaпaca . Bключeны yчacтки, кoтopыe нe oтнocятcя ни к oднoй из пepeчиcлeнныx кaтeгopий. 3eмeльный peзepв cтpaны.

Интepecнo! B мecтax тpaдициoннoгo пpoживaния кopeнныx мaлoчиcлeнныx нapoднocтeй, кoтopыe вxoдят в cocтaв Poccийcкoй Фeдepaции, мoгyт дeйcтвoвaть ocoбыe пpaвилa экcплyaтaции зeмeль. Taкaя вoзмoжнocть пpeдycмoтpeнa нa зaкoнoдaтeльнoм ypoвнe для coxpaнeния yклaдa жизни этничecкиx oбщин.

Чтoбы yзнaть, к кaкoй кaтeгopии oтнocитcя тoт или инoй yчacтoк, иcпoльзyйтe кaтaлoг нa caйтe Pocpeecтpa.

ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. Экономика 3.3. Собственность.

3.3. Собственность.

План.

  • Сущность понятия «собственность».
  • Субъекты и объекты собственности.
  • Формы собственности.
  • Формы собственности в РФ.
  • Экономическое и юридическое содержание собственности.
  • Право собственности.
  • Конституция РФ о собственности в РФ.

Собственность – отношения между людьми по поводу принадлежности материальных благ, отношение лица к принадлежащей ему вещи как своей.

Субъекты собственности (кто владеет), физические и юридические лица:

  • отдельная личность
  • группы (объединения):

— трудовой коллектив предприятия

— общественные организации (партии, профсоюзы и пр.)

  • государство
  • органы местного самоуправления

Объекты собственности (чем владеют):

факторы производства и готовая продукция:

  • земля, земельные участки, площади, угодья;
  • природные богатства;
  • производственные фонды;
  • здания социально-культурного назначения;
  • материально-имущественные ценности;
  • рабочая сила;
  • деньги, валюта, ценные бумаги;
  • духовные, интеллектуальные и информационные ресурсы и продукты.

Словарик.

Валюта – денежная единица того или иного государства (рубль, доллар)

Ценная бумага – документ, удостоверяющий имущественные права.

Акция – ценная бумага, выпускаемая акционерным обществом и дающая право её владельцу на получение части прибыли.

Облигация – ценная бумага на предъявителя, выпускаемая государственным или общественным учреждением, по которой её владелец получает ежегодный доход или участвует в розыгрыше денежных сумм на протяжении всего срока её действия.

Имущественные отношения — это отношения между людьми, возникающие по поводу имущества; в основе таких отношений лежит право на собственность.

Формы собственности и их разновидности.

Общая собственность – характеризуется совместным присвоением средств и результатов производства:

  • первобытнообщинная
  • семейная
  • государственная
  • коллективная

Частная собственность – форма собственности, при которой правом владения, пользования и распоряжения обладает отдельный индивид.

У собственника появляется личная материальная заинтересованность в сохранении и приумножении принадлежащей ему собственности.

Частная собственность обеспечивает экономическую свободу, независимость экономического поведения и ответственность собственника. Собственник может сам трудиться, а может привлекать и наёмный труд. В любом случае он отвечает за деятельность своего предприятия всем своим имуществом.

Частная собственность может принадлежать физическим и юридическим лицам.

Разновидности частной собственности:

  • трудовая (собственность трудящихся: крестьян, ремесленников и других лиц, живущих своим рудом).
  • нетрудовая (собственность рабовладельцев, феодалов, частнокапиталистическая собственность).

Смешанная собственность – сочетает черты общей и частной собственности:

  • акционерные компании (общества, корпорации)
  • кооперативные предприятия
  • совместные предприятия

Формы собственности в РФ.

Частная собственность – собственность граждан и юридических лиц:

  • предметы, удовлетворяющие личные потребности (дама, дачи, автомобили и др.);
  • денежные средства (акции, облигации);
  • здания, транспорт и пр.

Г осударственная собственност ь — принадлежит либо Российской Федерации (федеральная собственность), либо субъектам Российской Федерации (собственность субъектов РФ) — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономным областям, автономным округам. Только в федеральной собственности могут быть:

  • ресурсы континентального шельфа (части подводной окраины материков, прилегающей к берегам суши),
  • территориальных вод, морской экологической зоны РФ,
  • природные парки,
  • объекты историко-культурного и природного наследия,
  • художественные ценности,
  • учреждения культуры и другие объекты общественного значения,
  • государственная казна, золотой запас,
  • имущество Вооружённых сил, различных учреждений, финансирование которых осуществляется из федерального бюджета России.

Муниципальная собственность — это имущество, принадлежащее городским и сельским поселениям, другим муниципальным образованиям, от имени которых права собственника осуществляют органы местного самоуправления (здания, магазины, предприятия общественного питания и др.).

Иные формы собственности — собственность религиозных и общественных организаций, коллективная, акционерная собственность.

Частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности равноправны в РФ.

ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ.

Понятие собственности имеет два аспекта — экономический и юридический.

Собственность как экономическая категория отражает отношения между людьми по поводу владения, присвоения, распределения и использования объектов собственности. При этом первостепенное значение имеет форма собственности на средства производства (землю, орудия и предметы труда). Способ присвоения средств производства определяет характер производственных отношений.

Собственность как юридическая категория понимается как принадлежность материальных ценностей, денежных средств определённым лицам — собственникам; юридическое содержание собственности раскрывается через совокупность правомочий её субъектов: через владение, пользование и распоряжение.

Право собственности – это совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих отношения по поводу принадлежности материальных благ (объективное право), это право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом в пределах установленных законом норм.

Владение – возможность удерживать вещь у себя, это фактическое обладание имуществом и удержание его в собственном владении. Без этого права все остальные права собственности не могут быть реализованы.

Пользование – извлечение из вещи полезных свойств, возможность эксплуатации имущества, извлечения из него полезных свойств и (или) получения от него доходов.

Распоряжение – возможность определять юридическую судьбу вещи, возможность собственника по своему усмотрению и в своих интересах совершать действия, определяющие юридическую судьбу имущества. Это право определяет возможность реально распоряжаться объектами собственности. В практической деятельности существуют такие виды распоряжений как продажа; дарение; обмен; передача по наследству; сдача в аренду; залог и др.

Способы приобретения собственности.

  • Изготовление вещи для себя с соблюдением закона.
  • Использование плодов, продукции, доходов, полученных в результате использования имущества (например, на дачном участке).
  • Получение по наследству в соответствии с завещанием или законом имущество, принадлежавшее умершему.
  • Приобретение имущества, покупка его у другого лица, а также в результате обмена, получение вещи в подарок или на основании иной сделки, согласно которой имущество одного лица переходит к другому.
  • Приобретение в законном порядке право собственности на имущество, не имеющее собственника.
  • Вступление в жилищный, жилищно-строительный, дачный, гаражный или иной потребительский кооператив, внесение своего пай- взноса.

Виды изменения прав собственности:

  • Национализация – передача различных форм собственности государству
  • Социализация – передача частной собственности в собственность коллективов
  • Приватизация – передача государственной собственности в частные руки (акционирование, продажа государственного имущества по конкурсу, аукционная продажа).

Права собственности прекращаются при:

  • отчуждении собственником своего имущества другим лицам;
  • отказе собственника от права собственности;
  • гибели или уничтожения имущества.

Из Конституции РФ

Из статьи 8

В РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности

Из статьи 9

Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Из статьи 35

  • Право частной собственности охраняется законом
  • Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами
  • Никто не может быть лишён своего имущества иначе как по решению суда
  • Право наследования гарантируется

Из статьи 35

  • Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю
  • Владение, пользование и распоряжение землёй и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector