Lazurnensky.ru

Обзорный аналитик
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА МАЛОИМУЩИХ ГРАЖДАН НА СОЦИАЛЬНУЮ ЗАЩИТУ В УСЛОВИЯХ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ

Меры социальной поддержки граждан: кто может рассчитывать на помощь

Кто может рассчитывать на помощь? – вопрос не простой и неоднозначный. Очень часто человек, попав в сложную жизненную ситуацию, опускает руки, ведь ему кажется, что он лишен поддержки и никому не нужен. На самом деле, как правило, дела обстоят вовсе не так плохо. Кроме того, что есть небезразличные люди готовы оказать помощь, есть еще и определенные меры социальной поддержки граждан, предусмотренные законом и обязательные к выполнению. Безусловно, социальные стандарты в нашей стране далеки от идеала, но на некоторую поддержку со стороны государства люди, оказавшиеся в беде, все-таки могут рассчитывать.

Категории населения, которые считаются малоимущими

Существует по закону установленный и закреплённый перечень лиц, которые относятся к категории малоимущих (социально уязвимых). Список состоит из следующих представителей:

  • участников ВОВ и лиц, получивших инвалидность;
  • лиц, положение которых приравнивается к статусу участников ВОВ или инвалидов;
  • тех, за кем закреплена I или II группа по инвалидности;
  • детей-инвалидов и семей, воспитывающих их;
  • лиц, перенёсших тяжелые заболевания, список которых официально утверждён правительством РК;
  • пенсионеров;
  • детей-сирот и лишённых родительской опеки в возрасте до 18 или до 29 лет;
  • потерпевших экологические бедствия;
  • этническим казахам-переселенцам;
  • семьям, получившим статус многодетных;
  • семьям воинских и государственных служащих, погибших «при исполнении».

Такая социальная программа по получению доступного жилья рассчитывается и на неполные семьи, где детей воспитывает мать-одиночка или отец.

Как оформить статус малоимущей семьи

Статус малоимущих семей определяют и предоставляют социальные органы местного значения. Они же занимаются предоставлением тех или иных льгот. Чтобы соцзащита начала заниматься определением статуса семьи, достаточно заявления одного из ее членов.


Он же должен предоставить вместе с заявлением следующие документы:

  • паспорт гражданина Российской Федерации (каждого);
  • для лиц, не достигших 14 лет – свидетельство о рождении;
  • для трудоустроенных граждан – трудовая книжка;
  • для временно нетрудоустроенных – выписка из Центра занятости;
  • брачное свидетельство;
  • для трудоспособных человек, справки 2-НДФЛ;
  • выписка из жилищной организации по составу семьи;
  • документы о, находящемся в собственности, имуществе;
  • документы из банковских организаций о хранящихся средствах.

При наличии какого-либо родственника, местонахождение которого установить не удается, а соответственно и получить информацию о его доходах тоже, необходимо наличие справки от соответствующих органов (дается при возбуждении ОВД дела о розыске необходимого представителя семьи).

Государственные органы принимают решение о придании семьи статуса малоимущей в течение десяти дней. Действие длится три месяца, после чего, при необходимости продления, процедура оформления всей документации и прочего повторяется.

Виды социальной помощи

Для малоимущих семей устанавливаются разные виды помощи:

  • денежные выплаты (социальные пособия, субсидии и другие выплаты);
  • натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).

Кроме того определенные льготы полагаются детям из малоимущих семей.

В каждом регионе устанавливается свой перечень льгот, но обычно это:

  • бесплатное питание в школе;
  • компенсация на покупку школьной формы и принадлежностей;
  • льготный проезд на транспорте;
  • бесплатная молочная кухня для детей до 3-х лет;
  • льготы на оплату детских садов.

Размер социальной помощи определяется органами государственной власти субъектов РФ.

Вас может заинтересовать ментальная карта «Как получить субсидию на оплату коммунальных услуг?», где указано какие документы надо собрать и как рассчитывается размер субсидии

Или узнайте ЗДЕСЬ как получить пособие по беременности и родам

Федеральный закон «О государственной социальной помощи»

Данный нормативный акт является определяющим в сфере расчета и порядка предоставления тех или иных видов социальной помощи и социальных гарантий для малоимущих семей. Он не только перечисляет, какие именно виды социальной помощи могут быть доступны малоимущим семьям, но также и предоставляет подробную информацию о том, каким образом должны быть разграничены полномочия федерального и регионального уровней власти, а также каким образом следует использовать функциональные возможности муниципалитетов при определении возможностей малоимущих семей на получение тех или иных видов помощи.

Так как нередко граждане, которые подают заявление на предоставление различного рода социальной помощи, не имеют право на ее предоставление, данный Федеральный закон сформировал перечень обязательных положений, по которым может быть сформулирован мотивированный отказ в предоставлении такого вида помощи, а также перечень оснований, с помощью использования которых может быть уменьшен размер предоставляемой социальной помощи разным категориям граждан, в том числе малоимущим.

Социальная помощь семьям, которые имеют признанный с юридической точки зрения статус малоимущих семей, всегда предоставляется от имени государства. Видов такой помощи может быть большое количество, а главное назначение любого вида предоставления помощи – повышение уровня материального благосостояния такой семьи. Особое внимание при оказании социальной помощи государство направляет на малоимущие семьи, которые воспитывают детей.

Отдельного внимания со стороны государства всегда заслуживает предоставление адресной социальной помощи, которая рассчитана на то, чтобы стать разовой мерой поддержки семьям, которые оказались в тяжелой жизненной ситуации. Такие семьи для подтверждения права на получение адресной социальной помощи должны подтвердить, что в конкретный момент времени оказались в трудной жизненной ситуации. В противном случае, руководствуясь положениями статьи 9 Федерального закона «О государственной социальной помощи», органы социальной защиты населения вправе отказать в предоставлении любого вида социальной помощи.

Как получить финансовую поддержку?

Программа «Социальный контракт» предусматривает четыре основные направления:

  • трудоустройство;
  • прохождение профессионального обучения дополнительного профессионального образования;
  • ведение личного подсобного хозяйства;
  • осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности или самозанятости.

Подходящее направление могут выбрать сами граждане. Чтобы получить финансовую помощь необходимо:

  • подать заявление в органы социальной защиты;
  • указать сведения о получаемых за предыдущие три месяца доходах.

Рассмотрим виды ежемесячных начислений.

Пособие малоимущим до 1,5 лет.

Выплачивается ежемесячно до достижения ребенком полутора лет.

Зависит от региона.

Пособие до 3 лет малоимущим.

Читать еще:  Меры социальной поддержки и льготы в Москве в 2021 году

Начисляется в течение 3 лет с момента рождения ребенка.

Определяется на региональном уровне.

Размер среднедушевого дохода не превышает величину регионального прожиточного минимума на душу населения за II квартал предшествующего года

Определяется на региональном уровне и рассчитывается из учета ПМ.

Если у родителей появляется третий ребенок.

Определяется на региональном уровне и рассчитывается из учета ПМ.

Выплаты за второго малыша.

Начисляются из средств материнского капитала. Их можно получать в первые полтора года после появления ребенка.

Размер равен ПМ, установленному в регионе.

Долговременное ежемесячное пособие на ребенка малоимущим семьям.

Платится до совершеннолетия.

Сумма зависит от региона и множества других факторов.

Как видно из таблицы, величина выплаты определяется на региональном уровне исходя из прожиточного минимума. Чем больше ПМ, тем выше пособие.

Важно! Нельзя получать на одного ребенка одновременно ежемесячное пособие на ребенка малообеспеченным семьям и ежемесячную денежную выплату на ребенка 3-7 лет.

Матери-одиночке не положены какие-либо отдельные выплаты кроме компенсации на питание после родов, если она ей была назначена медучреждением. Одинокая мать получает такую же финансовую поддержку, как и женщины, воспитывающие детей в полной семье. Однако в некоторых регионах этой категории лиц предусмотрена расширенная помощь.

Причины отказа в признании семьи малоимущей

Важно помнить, что такими вопросами ведают субъекты РФ, с соблюдением законодательства Российской Федерации. Следовательно, размер пособия в Москве и Новосибирске будет разниться. Это объясняется разной величиной прожиточного минимума, который в столице, что логично, на порядок выше. Основания для признания семьи малоимущей или для отказа в таковом, — едины на территории всей страны. В их числе:

  • Предоставление неполных или подложных данных о доходах, составе семьи, имущественной массе, и всей остальной информации, необходимой для принятия органами соцзащиты решения.
  • Несоответствие текущего материального положения основаниям для признания семьи малоимущей.
  • Несоблюдение основных требований — гражданство РФ, наличие обязательных документов.
  • Получение на момент подачи заявления социальной помощи аналогичного вида.
  • Незаконное нахождение на территории субъекта РФ.

Это наиболее частые основания для отказа в признании семьи малоимущей. Льготы и пособия малообеспеченным семьям бывают единовременными и периодическими. Выплачивается пособие до тех пор, пока полностью не отпадут основания для назначения такового.

Об авторе

Анатолий Дарчиев — высшее экономическое образование по специальности «Финансы и кредит» и высшее юридическое образование по направлению «Уголовное право и криминология» в Российском Государственном Социальном Университете (РГСУ). Более 7 лет проработал в Сбербанке России и Кредит Европа Банке. Является финансовым советником крупных финансовых и консалтинговых организаций. Занимается повышением финансовой грамотности посетителей сервиса Бробанк. Аналитик и эксперт по банковской деятельности. [email protected]

Эта статья полезная? ДаНет

Помогите нам узнать насколько эта статья помогла вам. Если чего-то не хватает или информация не точная, пожалуйста, сообщите об этом ниже в комментариях или напишите нам на почту

Виды материальной помощи для малоимущих

Источник затрат на выплаты для малоимущих граждан в текущем году – это, в первую очередь, федеральная казна. Еще властями регионов в самостоятельном порядке принимается решение о перечислении денежных сумм из регионального бюджета. Материальная помощь российского правительства и муниципальных органов может быть представлена следующими формами:

  • Выплатами в форме денег. Такие начисления обладают целевым назначением, платят их, как правило, на детей (до достижения ими определенного возраста).
  • Натуральной помощью. Выдаются продовольственные продукты, одежда, обувь, иные необходимые предметы, медикаменты, топливо.
  • Увеличением компенсационной суммы за расходы по оплате коммунальных услуг.
  • Выдачей льгот по обеспечению жилым помещением.
  • Предоставлением преференций разным наименее защищенным слоям населения.
  • Участками земли.

Малоимущие лица получают следующую помощь:

Выплаты на малышей до их совершеннолетия

Они выплачиваются: один раз, каждый месяц, на ребенка от рождения до трех лет, на ребенка от полутора до трех лет, до наступления 18-ти летнего возраста. На сумму выплаты влияет местное законодательство. Если в регионе невысокий уровень рождаемости, малоимущая семья с несколькими детьми может рассчитывать на получение единоразовой выплаты за каждого ребенка. Мать и отец получают каждый месяц пособие на 3-го малыша, пока ему не исполнится три года. Сумму рассчитывают, исходя из показателей прожиточного регионального минимума.

Пособия, носящие социальный характер

Рассматриваемая нами категория семей в 2018 году может оформить единовременные выплаты по причине болезни, несчастного случая. Сумма составляет от 15 000 до 30 000 рублей.

Послабления медицинского характера

Малышам до 6-ти лет медикаменты и услуги докторов оказываются на бесплатной основе. Если на то имеются показания, ребенок может один раз в год съездить на лечение в пансионат.

Точечная поддержка

Ее получают семьи проходящего военную службу гражданина, многодетные, родители – одиночки, беременные женщины в форме зачисления выплат.

Материальная поддержка ученикам и студентам

Ученикам выдают две формы – школьную и для занятий физкультурой. Также предоставляется бесплатное питание (двухразовое), льгота (50%) стоимости проезда в общественном транспорте. Еще они могут один раз в месяц бесплатно ходить на выставки в музеи.

Если речь идет о студенте из малоимущей семьи, он может получать специальную стипендию до достижения им 20-летнего возраста (если у его матери либо отца есть первая группа инвалидности, и ребенком был набран проходной минимум по итогам сдачи ЕГЭ).

Для заключения социального контракта нужно обратиться в органы соцзащиты и указать сведения о доходах, полученных за три предыдущих месяца. Если они окажутся ниже прожиточного минимума, семья может претендовать на получение этого вида соцпомощи.

Кроме того, необходимо предъявить документы, удостоверяющие личность, справки о составе семьи и имуществе. Также заявление можно подать с помощью портала госуслуг.

Фото: портал мэра и правительства Москвы/Владимир Новиков

Обеспечение малоимущих жильем по договорам социального найма. Вопрос-ответ

Губин Виталий

Вопрос:

Подскажите пожалуйста. У нас в Циолковском опять разрешили соцнайм. В очереди я стою с апреля 2017 г. как малоимущая. В этом году поменяли в городке прожиточный минимум на более меньший, нужно ли опять доказывать, что я малоимущая? А если теперь немалоимущая- добавили пенсию на 500 руб, то меня выкинут с очереди. Циолковский закрытый городок. Соцнайм был приостановлен в 2016 г. В Этом году выбраны новые депутаты и они приостановление сняли. Проживаю в служебной квартире городка. Когда соцнайм разрешают, то служебные квартиры разрешают переоформлять на договор соцнайма. В 2017 году я подала на жилищную комиссию документы на переоформление, так, как вышла малоимущей за год. Они увеличили прожиточный минимум в 2017 г. для жителей городка, и я вышла малоимущей. Меня поставили на очередь. в 2018 г. они опять уменьшили прожиточный минимум, и я стала не малоимущей, но в очереди уже стояла.

Читать еще:  Положена ли компенсация при увольнении сотруднику на испытательном сроке?

Ответ:

Одним из способов обеспечения конституционного права на жилище является предоставление государством малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье, жилых помещений бесплатно или за доступную плату (ч. 3 ст. 40 Конституции РФ). Такие граждане могут рассчитывать на получение жилья из муниципального жилищного фонда по договорам социального найма (ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ). Разумеется, не каждый человек, считающий себя малоимущим и нуждающимся в жилье, является таковым по закону. Кроме того, даже при соблюдении, на первый взгляд, всех предусмотренных законодательством условий гражданину может быть отказано в предоставлении жилья по договору социального найма.

Верховный суд РФ, проанализировав судебную практику за 2013-2014 годы по делам, связанным со снятием малоимущих граждан с учета в качестве нуждающихся в жилье, которое предоставляется по договорам социального найма, установил, что иногда органы местного самоуправления принимают соответствующие решения по не предусмотренным законом основаниям (обзор судебной практики, утв. Президиумом ВС РФ 23 декабря 2015 г.).

Рассмотрим, в каких случаях граждане безоговорочно утрачивают право на получения жилья по договору социального найма, а когда за него можно и нужно побороться.

Условия предоставления жилых помещений по договорам социального найма

Одно из главных условий обеспечения малоимущих жильем – признание статуса гражданина . Такой статус присваивается ему по решению органа местного самоуправления, которое выносится с учетом дохода каждого члена семьи этого гражданина и стоимости имущества, находящегося в их собственности и подлежащего налогообложению (ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ). Кроме того, для получения жилья по договору социального найма гражданин должен состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса РФ).

Порядок учета граждан, нуждающихся в жилье, определяется каждым субъектом РФ самостоятельно (ч. 7 ст. 52 Жилищного кодекса РФ). Также на региональном уровне должны быть установлены правила определения доходов и стоимости имущества граждан, претендующих на получение статуса малоимущих (п. 3, п. 7 ст. 13 Жилищного кодекса РФ). А непосредственно ведение учета и определение указанных показателей относится уже к полномочиям органов местного самоуправления (п. 2-3 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ).

Нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, могут быть признаны, в частности, граждане, которые не имеют жилья в собственности, не нанимают его по договору социального найма или договору найма жилых помещений жилищного фонда социального использования жилья, и члены их семей (п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ).

Еще одна категория нуждающихся в жилье – собственники и наниматели жилых помещений и члены их семей, если площадь этих помещений, которая приходится на каждого члена семьи, меньше учетной нормы (п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ).

Учетная норма устанавливается органами местного самоуправления (ч. 5 ст. 50 Жилищного кодекса РФ), но, как правило, на практике ее показатель переносится в акты муниципалитетов из региональных законов о порядке учета граждан, нуждающихся в жилье.

Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях происходит либо при получении ими жилья по договорам социального найма, либо при выявлении оснований для снятия их с учета (ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ). При этом решения органов местного самоуправления о снятии с учета можно обжаловать в судебном порядке.

Основания снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях

Жилищным кодексом РФ предусмотрено шесть оснований снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ):

  • подача заявления о снятии с учета;
  • утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма (утрата статуса малоимущего или нуждающегося в жилье);
  • выезд на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
  • получение бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
  • предоставление земельного участка для строительства жилого дома. Однако граждане с тремя и более детьми не могут быть сняты с учета по этому основанию;
  • выявление в представленных в орган местного самоуправления документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия гражданина на учет, а также выявление неправомерных действий должностных лиц данного органа при решении вопроса о его принятии на учет.

Как установил ВС РФ, наиболее распространенной причиной снятия с учета является утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма. Это происходит в случае, когда гражданин перестает быть малоимущим, например в связи с увеличением дохода, или утрачивает статус нуждающегося в жилье – в результате, к примеру, увеличения размера общей площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи (если кто-то из членов семьи получил по наследству другое жилье или переехал, либо в случае смерти члена семьи).

Важно, что если для возникновения права на получение жилого помещения по договору социального найма гражданин должен быть и малоимущим, и нуждающимся в жилье, то для снятия с учета достаточно утраты хотя бы одного из этих статусов. Так, районный суд согласился с решением администрации сельсовета о снятии с учета в апреле 2014 года гражданки Л. и ее дочери, принятых на учет в декабре 2011 года, по причине изменения их доходов. Несмотря на то что жилищные условия Л. и ее дочери за указанный период не изменились, в ходе судебного разбирательства было выявлено, что по состоянию на 2013 год их доходы превысили установленный в соответствующем муниципальном образовании минимальный уровень, при котором граждане признаются малоимущими с целью предоставления жилых помещений по договорам социального найма. Суд апелляционной инстанции оставил решение районного суда без изменения (по материалам судебной практики Нижегородского областного суда).

Читать еще:  Документы в Пенсионный Фонд для материнского капитала в 2021 году

Также необходимо помнить, что статус малоимущего и нуждающегося в жилом помещении должен быть официально оформлен в виде соответствующего решения органа местного самоуправления. Причем последний при принятии такого решения должен обращать внимание не только на положения Жилищного кодекса РФ, но и на законодательство конкретного региона, определяющее порядок ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, подчеркнул ВС РФ. Так, например, соответствующим Законом Сахалинской области от 1 декабря 2005 года № 87-ЗО установлено, что одним из обязательных документов, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, является решение органа местного самоуправления о признании гражданина малоимущим, принимаемое не иначе как по его заявлению. Именно тот факт, что гражданин Ш. не обращался в орган местного самоуправления с заявлением о признании его малоимущим и решение по данному вопросу уполномоченным органом, соответственно, не принималось, суд признал постановку его на учет ошибочной, а снятие с учета – законным. В результате в удовлетворении требования гражданина Ш. о восстановлении его на учете было отказано (по материалам судебной практики Сахалинского областного суда).

Основания для отмены решений органов местного самоуправления о снятии граждан с учета

Несмотря на то что перечень оснований для снятия граждан с учета, закрепленный в ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, является закрытым, при установлении этих оснований на практике возникает ряд проблем, на которые обратил внимание Верховный суд РФ. Например, иногда органы местного самоуправления расширительно толкуют нормы указанной статьи. Так, гражданка К. была снята с учета после предоставления ей земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства. Закон предусматривает снятие гражданина с учета в связи с предоставлением участка, но только в случае, когда он предоставляется для строительства жилого дома. Однако в деле К. никакой постройки не было – соответствующий договор аренды участка не предусматривал право на строительство каких-либо объектов на нем. Поэтому суд, рассматривавший заявление прокурора в защиту жилищных прав К., постановил, что решение администрации сельского поселения о снятии с учета К. неправомерно (по материалам судебной практики Томского областного суда).

Не могут быть сняты с учета также граждане, которые приобрели или получили в собственность жилые помещения, если они непригодны для проживания. Так, по решению суда на учете в качестве нуждающегося в жилье был восстановлен гражданин Т., причиной снятия с учета которого послужило наследование им половины дома его матери, признанного непригодным для проживания (по материалам судебной практики Верховного Суда Республики Марий Эл).

Еще один случай, когда гражданин не может быть снят с учета, – при изменении муниципалитетом учетной нормы площади жилья уже после постановки граждан на учет. К такому выводу пришел суд, рассматривая иск гражданки Ш. Изначально она была поставлена на учет как нуждающаяся в жилье в связи с тем, что обеспеченность членов ее семьи общей площадью жилого помещения была меньше учетной нормы, которая равнялась на тот момент 15 кв. м на человека. А площадь квартиры, в которой Ш. проживала с сыном и матерью, составляла 37,3 кв. м. (то есть на каждого члена семьи приходилось менее 12,4 кв. м) Впоследствии администрация соответствующего городского округа снизила учетную норму до 10 кв. м общей площади на одного человека. Почти через полтора года после этого члены семьи Ш. были сняты с учета в связи с тем, что приходящаяся на каждого площадь жилья превышала учетную норму. Граждане действительно не могут быть приняты на учет, если обеспечены жильем сверх учетной нормы. Но в рассматриваемом случае превышения учетной нормы на момент решения вопроса о признании Ш. и ее семьи нуждающимися в жилом помещении не было. Рассматривая данное дело, суд подчеркнул, что со дня постановки на учет и до принятия решения о снятии с него улучшения жилищных условий семьи Ш. не произошло, а значит основания для получения жилого помещения на условиях договора социального найма не утрачены (по материалам судебной практики Свердловского областного суда).

Интересное уточнение касается тех граждан, которые были приняты на учет в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма до начала действия Жилищного кодекса РФ, то есть до 1 марта 2005 года. Для них предусмотрены такие же основания снятия с учета, как и для тех, кто был поставлен на учет после указанной даты, с одним исключением (ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ “О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации“). Эти граждане не могут быть сняты с учета по той причине, что не являются малоимущими. ВС РФ объясняет данный вывод тем, что действовавшие до 1 марта 2005 года нормы такого условия для постановки на учет не предусматривали – достаточно было признания гражданина нуждающимся в жилье.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector