Фонд капитального ремонта и способы его формирования
♀️ Что такое Фонд капитального ремонта
ФКР — это специально формируемые средства, сосредоточенные в единой совокупности для осуществления в будущем мероприятий по восстановлению или замене изношенных конструкций, элементов, оборудования многоквартирных домов (МКД).
Регулируют накопление и направление расходования средств ФКР нормативно-правовые акты:
Формируется ФКР из следующих средств:
- ежемесячные взносы;
- пени за просрочку;
- прибыль от сдачи в аренду общедомовой собственности;
- доходы ТСЖ;
- банковские проценты, начисленные на средства ФКР.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-29-87 . Это быстро и бесплатно !
Способы формирования фонда
Имеется два основных варианта формирования фонда капремонта (часть 3 статьи 170 ЖК) — можно накапливать средства либо на специальном счёте, либо на счёте регионального оператора. Это определяется общим собранием собственников квартир дома. Решение считается принятым, если за него проголосовало более 50% от общего числа голосов.
При выборе спецсчёта, на общем собрании определяется размер ежемесячного взноса на капремонт. Однако величина взноса не должна быть ниже минимально установленного в регионе. Кроме того, выбирается владелец спецсчёта и банк, в котором будет открыт спецсчёт. Владельцем спецсчёта может быть ТСЖ, ЖСК, управляющая компания. А банк должен соответствовать определенным требованиям.
Можно работать и с региональным оператором капитального ремонта (РО). РО — это юридическое лицо, которое организует и проводит капитальные ремонты домов. РО создается администрацией того региона, на территории которого будет функционировать.
РО собирает взносы; открывает спецсчета и совершает операции по ним; является заказчиком и финансирует расходы по капремонту; взаимодействует с местными властями (статья 180 ЖК РФ). Полный перечень обязанностей РО приведен в части 2 статьи 182 ЖК РФ.
РО предпочтительней, если капремонт дома нужно провести в ближайшее время, а для накопления средств на спецсчете потребуется длительный срок. И очень возможно, что накопленных денег на спецсчете на все запланированные работы может не хватить. А РО может использовать средства других домов, которые потом можно будет возвратить за счет будущих взносов данного дома.
Контроль за фондом капремонта производится в соответствии со статьей 172 ЖК. И при выборе РО, и при спецсчете контролирующим органом фонда является региональный государственный жилищный надзор, который передает данные соответствующим региональным Министерствам и Департаментам.
Порядок формирования и управления фондом
По общему правилу, контроль своевременности поступлений в фонд капремонта, и правильности их целевого расходования, осуществляет региональный оператор. В состав полномочий данного НКО входит:
- направление владельцам жилых помещений платежных документов о перечислении ежемесячных взносов, в том числе путем заключения договоров с управляющими компаниями;
- применение мер принудительного взыскания в отношении неплательщиков (для этого документы направляются в судебные учреждения и службу ФССП);
- размещение средств, поступающих на спецсчет, в различные финансовые инструменты для получения дохода (возможные направления инвестиции строго оговорены законодательством);
- выбор подрядных организаций для проведения капремонта и перечисление им средств фонда (допускается перечисление 30% от договора в виде аванса);
- применение штрафных санкций к недобросовестным подрядчикам путем взыскания в судебном порядке,и зачисление их на спецсчет.
Расходование средств фонда капремонта может осуществляться только на строго оговоренные цели – проведение ремонтно-восстановительных работ на многоквартирных зданиях. При этом федеральным и региональным законодательством регламентируются обязательные и дополнительные перечни указанных работ.
Расширение списка обязательных работ, которые могут быть оплачены за счет фонда капремонта, может осуществляться по решению региональных властей. Для этого может устанавливаться повышенный размер ежемесячных взносов с владельцев жилых помещений. Если формирование фонда капремонта происходит на спецсчете, открытом по решению владельцев жилья в многоквартирных домах, расширение перечня работ также будет происходить после одобрения на общем собрании.
Помимо управления фондом капремонта региональным оператором, законодательные акты допускают перевод всех поступающих средств наспец счет, открытый собственниками жилья. Для этого им нужно провести общее собрание и утвердить ряд юридически значимых решений:
- о переходе на такой способ формирования фонда капитального ремонта;
- о выборе кредитного учреждения, в котором будет открыт счет;
- о размере ежемесячных перечислений (взносов), за счет которых будет формироваться фонд;
- о порядке контроля своевременности перечисления взносов.
Обратите внимание! Изменить способ формирования фонда капремонта собственники могут только при полном погашении задолженности. После перехода на использование собственного спецсчета обязанность по взысканию задолженности с неплательщиков взносов будет возложена на совет жильцов, управляющую компанию или ТСЖ (выбор этих вариантов указывается в решении владельцев квартир).
Статья 170 ЖК РФ предусматривает важное правило формирования фонда капремонта – после достижения минимально необходимого размера денежных средств для проведения ремонтно-восстановительных работ жильцы могут принять решение о приостановке перечисления взносов. Это условие не будет распространяться на неплательщиков, которые обязаны в полном объеме исполнить свою обязанность.
Источники формирования Фонда
Фонд аккумулируется из ежемесячных взносов, выплачиваемых жильцами. На их собрании может быть принято решение, что в него также добавляются средства, получаемые от сдачи в аренду общего имущества, технических помещений, мест размещения рекламы и пр.
В Фонд дополнительно входят:
- пени, уплаченные за просрочку взносов;
- проценты, которые начисляет банк за временное пользование денежными средствами, со счета Фонда;
- доходы с депозитов, если средства Фонда находились на них;
- кредиты или займы, которые были выданы на капремонт.
Средства на капремонт могут накапливаться не только на счету Фонда. Собранием владельцев помещений может быть утверждено создание отдельного счета дома, куда они будут перечислять взносы.
Специальный счет
Возможность создания специального счета оговорена в Законе «О внесении изменения в статью 75 Закона города Москвы. Он дает возможность совладельцам дома накапливать средства на капремонт на отдельном счете. Каждый счет должен открываться исключительно на 1 дом.
Открытие специального счета будет удобно владельцам, если они готовы самостоятельно:
- поставить взнос не менее 18,19 руб. за 1 кв. м.;
- определять перечень работ при капремонте;
- взять ответственность за распоряжение средствами Фонда;
- находить подрядчиков на выполнение работ;
- определять, как будут производиться начисления и доставляться квитанции;
- взаимодействовать с должниками.
4 частые ошибки при изменении способа формирования фонда капремонта (переходе на спецсчёт)
Ошибка 1. Забыть вынести на голосование обязательные вопросы.
Решение общего собрания собственников о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете должно содержать также решение
- о выборе лица, уполномоченного на оказание услуг по представлению платежных документов, в том числе с использованием системы, на уплату взносов на капремонт на специальный счет,
- об определении порядка представления платежных документов и
- о размере расходов, связанных с представлением платежных документов, об определении условий оплаты этих услуг.
При этом выбор уполномоченного лица, указанного в настоящем пункте, осуществляется по согласованию с ним (ч. 3.1 ст. 175 ЖК РФ). На практике эти вопросы решаются совместно с будущим владельцем спецсчёта. Встречаются самые разные решения: начиная с того, что расходы на платежки уже заложены в статье расходов на управление, и дополнительных затрат для жителей не возникнет, и заканчивая разными процентами в пользу управляющей компании.
Эта ошибка на практике приводит к таким делам:
Дело № А82 – 11230/2019
ТСЖ из Ярославля обратилось в суд с иском к региональному оператору. Оно просило признать незаконным его отказ в принятии пакета документов по изменению способа формирования капремонта, а также обязать перечислить деньги на спецсчёт.
Суд отказал в удовлетворении требований из-за следующих нарушений:
- решения о выборе лица, выставляющего платёжки, порядке их представления, размер расходов на квитанции и условия их оплаты приняты на заседании правления, а не на общем собрании собственников;
- к протоколу общего собрания не подшиты обязательные приложения – реестр вручения уведомлений о собрании и список присутствующих.
Дело № А23 – 7270/2017
Товариществу из Калуги лишь через суд удалось заставить регионального оператора перечислить деньги. Товарищество направило оператору уведомление об изменении способа формирования фонда капремонта с копией уведомления об открытии спецсчёта и протоколом собрания.
Региональный оператор указал, что протокол не содержит реестр регистрации собственников, участвующих в общем собрании, поэтому «невозможно определить, являются ли результаты голосования легитимными». Также оператор потребовал у товарищества копию устава и реестр собственников. Позже он уведомил ТСН, что протокол не оформлен в соответствии с действующим законодательством, в связи с чем, по его мнению, решение о формировании фонда капремонта на спецсчёте не вступило в силу. Соответственно, оператор деньги не перевёл, продолжил направлять жителям квитанции.
Товарищество обратилось за помощью в суд. Он обязал требовательного регионального оператора перечислить деньги и передать ТСН все имеющиеся документы и информацию, связанную с формированием фонда капремонта.
Региональный оператор пробовал обжаловать решение суда, указывая, что в протоколе собрания нет решений по вопросам, связанным с выставлением платёжных документов. Также он ссылался на то, что по информации органа жилищного надзора, сведения о спецсчёте ТСН не внесены в реестр специальных счетов.
Суд оставил жалобу регионального оператора без удовлетворения:
- «само по себе отсутствие сведений о спецсчёте ТСН в реестре специальных счетов органа жилищного надзора не позволяет сделать вывод о том, что решение общего собрания не было реализовано».
- с момента изменения способа формирования фонда капремонта, все собственники добросовестно оплачивают взносы на спецсчёт, о чем региональному оператору было известно, однако, никаких претензий в адрес ТСН и собственников он не направлял, в суд о взыскании якобы имеющейся задолженности не обращался.
Ошибка 2. Забыть, что решение о переходе на спецсчёт вступает в силу не моментально.
Согласно ч. 5 ст. 173 ЖК РФ, решение о прекращении формирования фонда капремонта на счёте регионального оператора и накоплении денег на спецсчёте вступает в силу через один год после уведомления оператора о принятом решении, если региональные власти не утвердили срок покороче.
Дело № А14 – 11810/2018
Суд оценивал законность требований жилищной инспекции Воронежской области прекратить сбор средств до вступления решения общего собрания в силу и вернуть уже уплаченные жителями деньги. Требование о прекращении досрочного сбора взносов суд посчитал законным, ведь принятие платежей до вступления решения собственников в силу противоречит закону.
Однако товариществу разрешили не возвращать деньги жителям: теоретически их можно было бы перечислить региональному оператору, но при вступлении в силу решения об изменении способа формирования ФКР деньги всё равно в итоге окажутся на счёте у ТСЖ.
Дело № А35 – 6101/2018
Жилищный кооператив из Курской области и региональный оператор обратились в суд с требованиями друг к другу о взыскании денег, параллельно собранных с жителей. Победил оператор.
В этом доме было проведено два собрания. Первое собрание о выборе способа формирования ФКР прошло с опозданием на год, а повторное голосование провели позже уже об изменении способа. Однако оно в силу жилищного законодательства не вступило в силу моментально. Тем не менее, кооператив сразу стал собирать деньги с жителей.
Кроме этого нарушения суд отметил, что право собственников на выбор способа формирования фонда капремонта в установленный жилищным законодательством срок реализовано не было, а более поздние решения об изменении способа формирования фонда капремонта жители приняли с нарушениями статьи 173 ЖК РФ, сам протокол имеет пороки в оформлении. С кооператива взыскали в пользу оператора собранные с жителей 1,3 млн. рублей. Верховный Суд РФ в определении от 19.11.2019 № 310-ЭС19 – 20637 поддержал такое решение.
Ошибка 3. Выбрать не тот банк.
Нельзя выбрать любой, так как к банкам установлены специальные требования, которым они должны соответствовать (ч. 2 ст. 176 ЖК РФ). Если жители хотят выбрать какой-то малоизвестный банк, то стоит проверить его наличие в списке на сайте Центробанка РФ. Этот список называется: «Информация о кредитных организациях, которые соответствуют требованиям части 2 статьи 176 ЖК РФ».
Дело № А57 – 10466/2018
ТСЖ из Саратовской области оспаривало в суде бездействие жилищной инспекции, выразившееся в невключении сведений о товариществе в реестр уведомлений о выбранном собственниками способе формирования фонда капремонта, реестр специальных счетов. Ему отказали, так как выбранный собственниками банк был исключен из списка кредитных организаций, соответствующих требованиям ч. 2 ст. 176 ЖК РФ. Суды посчитали решение собственников об изменении способа формирования ФКР нереализованным.
Ошибка 4. Выбрать не того владельца спецсчёта.
Владельцем специального счета может быть (ч. 2 и 3 ст. 175 ЖК РФ):
- ТСЖ, осуществляющее управление домом;
- осуществляющий управление домом жилищный кооператив;
- управляющая организация, осуществляющая управление домом на основании договора управления;
- региональный оператор.
Здесь нет совета дома или его председателя. Также нет председателя правления ТСЖ, кооператива, директора управляющей организации (как отдельных должностных лиц), чужой управляющей организации или соседнего ТСЖ. Однако у собственников периодически возникает желание выбрать владельцем спецсчета кого-то необычного.
Резюме
Чтобы ваш МКД был включён в список очерёдности на проведение капремонта, необходимо, дабы в доме была форма управления ТСЖ. Требуется провести несколько собраний в полном составе собственников жилья, с целью выявить именно тот спектр работ, который необходим конкретному дому, а также рассчитать стоимость работ.
Многоквартирный дом должна оценить специальная комиссия экспертов. Они смогут определить реальное «самочувствие» дома и выявить, нуждается ли он капремонте. Затем составляется смета работ. Она включает те деньги, которые государство выделяет на ремонтные действия, и собранные гражданами – собственниками в форме взносов.
Собственник МКД, при желании, может узнать необходимую информацию о программе капитального ремонта, обратившись к соответствующим электронным источникам. Некоторые списки МКД не входят в эту программу.
Пришла претензия из Фонда капитального ремонта: что делать?
Письма с требованиями заплатить за капремонт ждут всех неплательщиков. Но что делать, если регоператор не выполняет своих обязательств, а сумма долга все растет?
В первую очередь следует убедиться в законности присланных уведомлений. В них должна быть указана следующая информация:

Без данной информации письмо считается незаконным. Только уведомления, которые соответствуют вышеизложенным требованиям, правомерны.
Как узнать задолженность перед Фондом капитального ремонта
Следующим шагом является проверка правильности размера задолженности. Существует несколько способов узнать точный размер долга:

Решив не оплачивать долг перед ФКР, следует быть готовым к неблагоприятным последствиям:
- судебный иск и взыскание долга в принудительном порядке;
- арест недвижимости или выселение;
- наложение обременений на квартиру, препятствующих распоряжению имуществом (продажа, дарение и т.д.);
- штрафы.
Как грамотно ответить на претензию Фонда капитального ремонта
Письма от ФКР с требованиями заплатить долг считаются неправомерными, если организация не выполняет своих обязанностей, т.е. не проводит ремонт дома. Некачественно выполненные работы или их полное отсутствие дают повод направить в Фонд встречную претензию с требованием предоставления отчета о проделанных работах.
Если вы твердо решили больше не платить за капремонт, то следует расторгнуть договор с фондом. При этом не следует забывать, что уже образовавшийся долг никуда не денется.
При отказе от услуг ФКР вы не обязаны дальше оплачивать ненужные вам услуги, но погасить имеющуюся задолженность все же придется.
Встречная претензия отправляется непосредственно в свой Фонд капитального ремонта. В ней необходимо указать:

Встречная претензия может быть передана лично в офис ФКР или отправлена заказным письмом по почте.
Как региональный оператор может взыскать взнос?
Сумма взносов за капремонт обычно содержится в едином платежном документе и суммируется вместе с другими коммунальными платежами, но в некоторых регионах возможна выписка отдельных квитанций определенного образца, которые оплачивают жильцы. С типовым образцом квитанций можно ознакомиться на официальном сайте регионального оператора. Собственники производят оплату за капремонт в терминалах банка, на кассе у операциониста, либо с помощью интернета.
Фонд не имеет никаких полномочий взыскивать суммы за капремонт принудительно. В случае задолженности организация обычно высылает досудебные претензии, уведомления с просьбой произвести оплату. Если собственник и дальше ничего не оплачивает, то Фонд готовит документы в суд. Только после судебного разбирательства и вступления приговора в силу судебные приставы принудительно взыскивают задолженность.
О том, кому положена компенсация за капитальный ремонт, читайте тут.
Подводя итоги, необходимо сказать, что Фонд капремонта является реально действующей структурой, которая взыскивает денежные взносы за организацию проведения капремонта в жилых домах. Вся необходимая информация о таком Фонде содержится на официальном сайте. Организация начала функционировать не так давно поэтому о её эффективности говорить пока еще рано и преждевременно.
Как потратить средства капитального ремонта?
С момента внедрения в России в 2014 году новой системы организации проведения капитального ремонта многоквартирных домов, тема капитального ремонта остаётся одной из самых дискутируемых. Причина этого кроется в том, что данный вопрос непосредственно затрагивает интересы огромной части населения нашей страны, которую составляют собственники квартир, на чьи плечи теперь возложено бремя расходов по надлежащему содержанию многоквартирного дома (в т. ч. его капитальный ремонт).
По замыслу законодателей, новая система капитального ремонта призвана обеспечить безопасность и комфортность проживания граждан, поддерживая достойный уровень эксплуатационных характеристик многоквартирных домов, а главное — гарантировано получить капитальный ремонт дома не позже сроков, установленных региональной программой.
1. Понятие капитального ремонта
Особенностям осуществления капитального ремонта посвящен Раздел IX «Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» Жилищного Кодекса РФ (далее — ЖК РФ), который регулирует отношения, возникающие на всех его стадиях — от формирования фонда капитального ремонта, его целей и порядка уплаты взносов до окончания работ по капитальному ремонту.
Капитальный ремонт зданий — замена или восстановление отдельных частей или целых конструкций (за исключением полной замены основных конструкций, срок которых определяет срок службы многоквартирного дома в целом) и инженерно-технического оборудования зданий в связи с их физическим износом и разрушением, а также проведение работ по повышению уровня внутреннего благоустройства.
2. Взносы на капитальный ремонт и формирование фонда капитального ремонта
Взносы на капитальный ремонт обязаны ежемесячно уплачивать собственники помещений в многоквартирном доме (МКД). Обязанность по уплате ежемесячных взносов на капитальный ремонт наступает с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме вне зависимости от вида помещения (ст. 156, 169, 171 ЖК РФ).
Важно! В случае, если собственники не используют свои помещения, они всё равно не освобождаются от уплаты взносов на капитальный ремонт.
Размер платы за капитальный ремонт рассчитывается исходя из установленных тарифов в регионе для каждого муниципального района и площади помещения. Однако стоит отметить, что размер взноса за капитальный ремонт может превышать установленные тарифы, если собственниками помещений в МКД будет принято соответствующее решение.
Взносы на капитальный ремонт аккумулируются в фонде капитального ремонта (далее – Фонд), формирование которого может производиться 2-мя способами (ст. 170 ЖК РФ):
Способ 1. Накопление взносов на капитальный ремонт на специальном счете одного МКД.
«Плюсы» этого способа:
- свобода выбора компании подрядчика на выполнение ремонтных работ;
- возможность проведения выборочного капитального ремонта дома ранее срока, установленного программой, при наличии накопленных денежных средств;
- возможность использовать поручительство регионального оператора при кредитовании ТСЖ в банке для осуществления капитального ремонта при нехватке средств.
«Минусы» этого способа:
- открытие, ведение, обслуживание (в т.ч. финансовое) и отчётность по счёту осуществляет ТСЖ, то есть фактически собственники помещений МКД;
- начисление платежей и их сбор ведётся ТСЖ самостоятельно;
- ответственность за качество, объёмы и сроки выполнения капитальных работ несут собственники МКД;
- в случае недобора денежных средств на капитальный ремонт собственники обязаны выбрать источники финансирования: кредитование, дополнительные взносы или переход на счёт регионального оператора.
Способ 2. Накопление взносов на капитальный ремонт на счете регионального оператора – так называемый «общий котел».
«Плюсы» этого способа:
- региональный оператор сам открывает счета отдельно на каждый дом;
- ремонт домов осуществляется на конкурсной основе (через торги);
- региональный оператор несёт ответственность за качество, объёмы и сроки выполнения работ по капитальному ремонту;
- региональный оператор осуществляет контроль за своевременным внесением взносов собственником помещения;
- отсутствие необходимости в кредитовании собственников в случае недобора денежных средств на необходимый объём работ – «заём у регионального оператора» (за счёт больших оборотных средств этого фонда нужные средства выделяются, а их возмещение происходит собственниками постепенно, со временем);
- региональный оператор осуществляет содержание счёта в банке за свой счёт;
- региональный оператор предоставляет отчётность о состоянии счёта в орган жилищного надзора.
«Минусы» этого способа:
- долгий переход на отдельный специальный счёт МКД, в случае принятия решения о переходе (2 года);
- отсутствие у регионального оператора эффективных рычагов воздействия на неплательщиков и, как следствие, нехватка средств из-за задолженностей;
- строгое следование региональной программе капитального ремонта, в которых периодичность осуществления капитального ремонта составляет 1 раз в 20–30 лет, что вызывает недоверие со стороны граждан.
3. Цели расходования и порядок использования средств фонда капитального ремонта
Средства из Фонда можно потратить исключительно на цели, определенные законодателем, которые подразделяются на (ст. 166, 174 ЖК РФ):
- обязательные для всех субъектов Российской Федерации (ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт; ремонт крыши; ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в МКД; ремонт фасада; ремонт фундамента МКД);
- дополнительные, определяемые каждым субъектом Российской Федерации самостоятельно в региональных программах капитального ремонта услуги и работы по утеплению фасада; переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую; устройство выходов на кровлю; установка автоматизированных информационно-измерительных систем учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг; установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа). Перечень дополнительных целей является открытым и может быть дополнен и иными видами услуг и работ;
- любые услуги и (или) работы, финансирование которых осуществляется из средств, сформированных за счет превышения взносов за капитальный ремонт по сравнению с установленными тарифами.
Если фонд капитального ремонта формируется на специальном счете, то использовать средства Фонда можно в отношении того МКД, собственники помещений которого перечисляют взносы на этот счет (глава 16 ЖК РФ).
Решение о проведении капитального ремонта и об использовании средств Фонда принимает общее собрание собственников помещений в МКД.
На собрании необходимо:
а) принять решение о проведении капитального ремонта;
б) утвердить перечень работ по капитальному ремонту;
в) утвердить подрядную организацию6;
г) утвердить смету расходов на капитальный ремонт;
д) утвердить сроки проведения ремонтных работ;
е) определить источники финансирования капитального ремонта (накопленные средства, дополнительные взносы или кредит в банке);
ж) выбрать лицо, которое от имени всех собственников помещений в МКД уполномочено участвовать в приемке выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе подписывать соответствующие акты.
Проголосовать «за» по вопросу проведения и финансирования капитального ремонта должны не менее 2/3 голосов от общего числа голосов собственников помещений в МКД.
Собственники помещений в МКД вправе принять решение использовать средства со специального счета на капитальный ремонт в любое время, если на специальном счете достаточно средств для проведения капитального ремонта.
Для обращения в банк, который перечисляет денежные средства по указанию владельца специального счета, необходимо представить следующие документы:
- протокол общего собрания собственников помещений, который содержит решение об оказании услуг или о выполнении работ по капитальному ремонту;
- договор об оказании услуг и (или) о выполнении работ по капитальному ремонту;
- акт приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ.
Владелец специального счета может оплатить аванс за работы, но не более чем 30% от стоимости услуг и работ по капитальному ремонту по договору. В этом случае акт в банк не прилагается.
Оплату по договорам об оказании услуг и выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД разрешено производить только в безналичной форме – путем перечисления денежных средств.
Собственники должны организовать капремонт не позднее сроков, определенных региональной программой. При недостаточности денежных средств на общем собрании должно быть принято решение об увеличении ежемесячного взноса на капитальный ремонт.
Процедура осуществления капремонта за счет средств, накопленных на счете регионального оператора, несколько иная (глава 17 ЖК РФ).
Региональная программа определяет сроки капитального ремонта для всех МКД, если они не признаны аварийными и подлежащими сносу. Региональная программа обновляется по мере изменения технического состояния жилищного фонда и сравнения фактического состояния с нормативными показателями.
Решением общего собрания собственников помещений в МКД о проведении капремонта общего имущества в МКД должны быть определены или утверждены (ст. 189 ЖК РФ):
1) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту;
2) предельно допустимая стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту исходя из предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД;
3) лицо, которое от имени всех собственников помещений в МКД уполномочено участвовать в приемке оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе подписывать соответствующие акты.
При проведении капремонта региональный оператор:
- подготавливает и направляет собственникам помещений в МКД предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг, работ, их стоимости;
- обеспечивает подготовку задания на выполнение работ и, если необходимо, подготовку проектной документации;
- привлекает для выполнения работ по капремонту подрядные организации, заключает с ними от своего имени соответствующие договоры;
- контролирует качество и сроки выполнения работ подрядными организациями, а также осуществляет приемку выполненных работ;
- несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее проведение капремонта, а также неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по проведению капремонта подрядными организациями, привлечёнными оператором.
Обращения
Владельцы регулируют отношения с НКО фонд капитального ремонта МКД самостоятельно, через собрание всех жильцов. Управляющая компания не вправе вмешиваться в эти отношения. Это сделано специально, чтобы исключить злоупотребления сотрудниками ЖКХ.
По вопросам капремонта жильцам необходимо обращаться непосредственно в НКО фонд капитального ремонта МКД, причем делать важно в письменном виде. Все обращения регистрируются, срок ответа на них составляет 30 календарных дней.
Если ответа в это время не последовало, то собственники вправе жаловаться в инстанции:
- Муниципалитет. Он контролирует решения об очередности работ, расходы и действия подрядчиков.
- Региональному оператору капитального ремонта. Он регулирует тарифы, очередность проведения работ.
- Жилищную инспекцию. Она дополнительно контролирует качество работ по запросам и жалобам жильцов.
Местные власти активно подчеркивают тот факт, что мониторинг состояния дома, является прежде всего заботой жильцов. Они наделены существенными полномочиями и вправе распоряжаться ими, главное – делать это более активно.