Lazurnensky.ru

Обзорный аналитик
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Контроль состава и свойств сточных вод 2021: изучаем новые правила

Нормативы допустимых сбросов ( НДС) в водные объекты — 2021

Разработка нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ (ЗВ) в водные объекты (за исключением радиоактивных веществ) проводится на основании приказа Минприроды России от 29.12.2020 № 1118.

Согласно указанного приказа величины НДС разрабатываются и утверждаются для действующих и проектируемых организаций-водопользователей.

Скачать и ознакомиться с приказом можно здесь:

Разработка НДС осуществляется в отношении ЗВ, характеризующих применяемые технологии и особенности производственного (технологического) процесса у водопользователя, в том числе указанных в отчете по ПЭК.

НДС устанавливаются расчетным путем исходя из:

  • нормативов качества воды водного объекта (постановление Правительства РФ от 13.02.2019 № 149);
  • фонового состояния водного объекта по ЗВ, характеризующим применяемые технологии и особенности производственного (технологического) процесса у водопользователя.

Состав производственных сточных вод

Рассматривают несколько вариантов классификаций. Признаком дифференцировки становятся источники, концентрация примесей, кислотность и токсическое воздействие.

Классифицирующий критерийВиды
Источник появления

1. Производственные, формирующиеся в результате технологических процессов, при добыче ресурсов. Отводят в канализацию промышленную или общесплавную.

2. Бытовые, возникающие в жилых домах и бытовых помещениях на территории заводов. Например, слив из душевых кабин, туалетов относится к бытовым даже при расположении на предприятии. Сток осуществляют в канализационную систему хозяйственно-бытовую или общесплавную.

· преобладание минеральных примесей;

· преимущественно органические компоненты;

· равное содержание примесей минерального и органического характера.

· свыше 30000 мг/л.

· минимально агрессивные: pH 8—9 – слабощелочные, pH 6—6,5 – слабокислые;

· выраженно агрессивные: pH>9 – сильнощелочные, pH Деление по содержанию и характеристике частиц

Выделяют несколько способов дифференцировки загрязняющих примесей в сточной воде. В одном случае их различают по содержанию основных компонентов (минеральные, органические или биологические), в другом – по характеру частиц. Во втором варианте получаются смеси, способные полностью раствориться в воде или образовать дисперсные растворы.

Биологические загрязнители зачастую выносят в отдельную группу, потому что они могут являться источником развития тяжелых заболеваний, распространяющихся инфекций. Попадают в стоки из жилых домов, предприятий (мясокомбинаты, скотобойни).

Растворимые

Если размер частиц в сточной воде не превышает 1,0 нм, то в воде такие загрязнители образуют однородную растворимую структуру.

Пены, суспензии и эмульсии

Если частицы попадают в диапазон от 0,1 мм до 0,1мкм, то образуются нерастворимые соединения по типу пены, суспензии или эмульсии.

Коллоидные

Коллоидными считаются промежуточные по степени растворимости растворы, где присутствуют частицы от 0,1 мкм до 1,0 нм.

Нерастворимые

Когда размер частиц в загрязнителях превышает 0,1 мм, то полного растворения в жидкостной среде не наступает. Такие смеси относятся к нерастворимым вариантам.

Изменения в «Декларации о свойствах и составе сточных вод» (с 3 июня 2020 г)

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 мая 2020 года № 728 «Об утверждении правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ» внесены изменения в Постановление Правительства РФ «Правила холодного водоснабжения и водоотведения» №644 от 29.07.2013 года, которое является основой для разработки «Декларации о свойствах и составе сточных вод».

Основные изменения в «Декларации о свойствах и составе сточных вод»

Основными изменениями являются:

1. Исключение полихлорированных бифенилов (сумма ПХБ) из перечня веществ, включаемых в Декларацию. Теперь ПХБ внесены в список запрещенных к сбросу веществ при превышении концентрации , указанной в Прил.4_1 Постановления Правительства РФ № 728 от 22.05.2020.

2. Изменился перечень летучих органических соединений (ЛОС), входящих в сумму ЛОС, указываемую в Декларации. Теперь это 9 веществ – толуол, бензол, ацетон, метанол, этанол, бутанол-1, бутанол-2, пропанол-1, пропанол-2

Таким образом, для общесплавных и хозбытовых выпусков перечень загрязняющих веществ составляет 30 показателей (а не 31 – как был раньше), для ливневых – 9 показателей (без изменения).

Сроки подачи Декларации на 2021 год

Сроки подачи Декларации на 2021 год остались без изменений — до 1 ноября 2020 г.

Изменения, введенные Постановлением Правительства РФ №728 от 22.05.2020, вступили в действие с 3 июня 2020года.

Стоимость на анализ сточных вод для оформления Декларации составляет:

Для общесплавных и хозбытовых выпусков на 30 показателей – 16 000 руб.

Для ливневых выпусков на 9 показателей – 3 000 руб.

Стоимость оформления Декларации составляет 15 000 руб.

Кто подает декларацию о составе и свойствах сточных вод?

К тем, на ком лежит обязанность подавать документ, относятся абоненты, которые:

  1. Эксплуатируют объекты с установленными нормативами допустимых сбросов;
  2. Самостоятельно выпускают сточные воды в центральную систему водоотведения (ЦСВ) в объемах, превышающих 30 кубических метров в сутки.

К таким субъектам не относятся:

  1. Абоненты, которые самостоятельно выпускают сточные воды в центральную систему водоотведения в объемах, не превышающих 30 кубических метров в сутки;
  2. Управляющие компании, товарищества собственников жилья и жилищные кооперативы, другие организации, которые на профессиональной основе занимаются управление многоквартирных домов;
  3. Владельцы или арендаторы, другие пользователи жилья в многоквартирных домах.

Указанные в декларации параметры обязательны для соблюдения абонентом. Срок действия документа – не менее года.

Первая подача декларации указывается в договоре, который субъект заключает для обеспечения водоотведения. Эта дата назначается не позднее шестимесячного срок после заключения этого соглашения. Впоследствии декларацию направляют не позднее 1 ноября.

При заключении этого договора в нем указываются следующие существенные условия, а именно порядок:

  1. Декларирования сточных вод с указанием их состава и свойств;
  2. Осуществления контроля за соблюдением нормативов допустимых сбросов, их предельных объемов, требований к их характеристикам.

Нарушение правил составления и подачи декларации станет основанием для привлечения к материальной ответственности. Порядок заполнения регламентирован п.128 указанного выше правительственного постановления.

Обоснование

Водоотведение с использованием централизованных систем водоотведения осуществляется на основании договора водоотведения (ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее — Закон N 416-ФЗ)).

По договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать нормативы состава сточных вод и требования к составу и свойствам сточных вод, производить организации оплату водоотведенич, оплату водоотведения, вносить плату за нарушение указанных нормативов и требований (ч. 1 ст. 14 Закона N 416-ФЗ в редакции Федерального закона от 29.07.2017 N 225-ФЗ).

Ст. ст. 30.1 — 30.3 Закона N 416-ФЗ регулируют обеспечение требований к составу сточных вод, сбрасываемых абонентами в централизованные системы водоотведения (канализации), исчисление платы за сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов состава сточных вод, взимание указанной платы с абонентов и контроль состава и свойств сточных вод абонента.

Если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием, в размере и порядке, установлеными правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством РФ (ч. 10 ст. 7 Закона N 416-ФЗ).

Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и ИП, осуществляющие на территории РФ хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее — лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории (абз. 1 п. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон N 7-ФЗ)).

Плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:

  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее — выбросы загрязняющих веществ);
  • сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее — сбросы загрязняющих веществ);
  • хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
  • Плату за сбросы в воду рассчитываются по каждому объекту НВОС, на который получено разрешение Росприроднадзора на сбросы.

Для расчета нужны (п. 2 ст. 16.2, п. 4 ст. 23 Закона N 7-ФЗ, п. п. 9, 10 Правил):

  • данные вашего внутреннего учета фактических выбросов или сбросов (п. п. 2, 3 ст. 67 Закона N 7-ФЗ);
  • нормативы и лимиты, установленные в разрешении;
  • ставки платы за выбросы в воздух или сбросы в воду. При расчете платы в отношении территорий и объектов, которые находятся под особой охраной, умножьте ставку на 2 (п. 2 Постановления Правительства от 13.09.2016 N 913, п. 17 Правил).

Плата рассчитывается отдельно по каждому вредному веществу, а затем результаты складываются.

Таким образом, абонент в том числе обязан вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов по объему сточных вод и нормативов состава сточных вод.

Организация водопроводно-канализационного хозяйства, в свою очередь, вправе взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему сточных вод, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения (пп. «ж» п. 35, пп. «г» п. 36 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 (далее — Правила N 644)).

Расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно:

  • по формулам, предусмотренным пунктами 120 и 123 настоящих Правил, на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных пунктом 120, абзацем восьмым пункта 123, пунктами 123(2), 123(4), 130 — 130(3) настоящих Правил, на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение;
  • по формуле, предусмотренной пунктом 123(4) настоящих Правил, при наличии условий, указанных в данном пункте.

Оплата производится абонентом на основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение, в течение 7 рабочих дней со дня выставления счета.

Отбор контрольных проб производится в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.05.2020 N 728.

Из изложенного следует, что отдельно вносить плату за НВОС организация не должна. Все платежи за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения включаются организацией, осуществляющей водоотведение в состав тарифа, либо предъявляются отдельно на основании проведенных проб. Если объем сброса не превышает норму, а вредные вещества отсутствуют, то платежи за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения вашей организации предъявляться не должны.

Г.П. Холодных
автор ответа, консультант Аскон по бухгалтерскому учету и налогообложению

Ответственность

При отсутствии на объекте регулярного контроля за характеристикой выпуска, отсутствии мероприятий по снижению уровня загрязнения, ответственность может налагаться согласно статьям 6.3 и 8.1 КоАП. Первая реализует ответственность за нарушения санитарного законодательства и санитарно-эпидемиологического благополучия населения, и может обернуться для предприятий штрафом в размере от 10 до 20 тысяч рублей или выразиться в виде временного приостановления деятельность. Вторая статья регламентирует нарушения природоохранного законодательства, и содержит сведения об ответственности в размере от 20 до 100 тысяч рублей.

Кроме того, нарушение правил сброса воды в водные объекты, может обернуться штрафом от 80 до 100 тысяч рублей или временным приостановлением деятельности на основании статьи 8.14 КоАП.

Нюансы

Раньше абоненты были поделены на тех, для чьих сбросов в центральную систему водоснабжения (ЦСВ) установлены нормы допустимого содержания загрязняющих веществ и т. п, и для которых такое не предусмотрено.

Теперь же подобного разделения нет – контролируется состав и свойства стоков всех без исключения абонентов, с нормативами и без таковых.

Отсутствует также специальная программа контроля, которая разрабатывалась по Правилам 2013 года и устанавливала норматив допустимых сбросов (НДС). Новые правила оглашают такие критерии соответствия стоков:

  • зафиксированные показатели;
  • и/или нормативы и требования к их составу и свойствам, установленных соответствующими Правилами.

Обновлены не только требования к отбору проб, но и введен так называемый визуальный контроль и его регламент. Изменены Правила взимания платы за сброс в канализацию стоков и загрязняющих вод, Правила холодного водоснабжения и водоотоведения.

Обзор методов

Для того чтобы правильно определить качество стоков, используют разные методы исследования.

Благодаря им оценивается экологическая и санитарная обстановка, а также подбирается соответствующая система очищения.

Сточные воды анализируют следующими методами.

  1. Химическим. В процессе работы химическим методом специалисты применяют объёмный и весовой способ. Помимо этого, специалисты пользуются коагуляцией, адсорбцией, ионным обменом, нейтрализацией. Благодаря таким исследованиям определяют показатели кислотности, токсичности, прозрачности и взвешенного осадка. Данные, полученные после проведения анализа, используют для установки нехватки кислорода.
  2. Микробиологическим анализом определяют присутствие и количественный состав бактерий в воде. Данный аналитический контроль основан на выявлении расширенного количества показателей, таких, как колиформные бактерии, колифаги, стрептококки, патогенные микроорганизмы.
  3. Токсикологическим. Этот метод позволяет определить безопасность сточных вод, а также наличие в них отравляющих элементов. Сравнительные исследования заключаются в выявлении воздействия жидкости на тип бактерий, которые были в неё помещены.
  4. Санитарно-гигиеническим способом исследования стоков считается их комплексный анализ на присутствие биологических, физико-химических, органических компонентов. Санитарно-химический метод довольно часто используется во время анализа сточных вод разного вида.
  5. Радиологическим методом определяют радиоактивность стоков. Обычно такие процедуры используют для исследования промышленных вод, ливневых стоков, которые несут смыв верхнего слоя грунта. В этом случае проверяются такие показатели, как альфа-излучение, бета – излучение и наличие радона.
  6. Хроматографическим. Это понятие подразумевает анализ стоков на наличие смесей с большим количеством компонентов. Благодаря этим процедурам можно выявить качество и количество органического вещества в воде, в том числе летучего углеводорода.

ВС указал, что водоканал обязан контролировать показания приборов учета, а не занимать пассивную позицию

Верховный Суд опубликовал Определение по делу № 310-ЭС20-13165, в котором ответил на вопрос, должна ли компания оплатить задолженность, возникшую из-за исправного прибора учета воды.

Обстоятельства спора

1 октября 2009 г. между АО «Тулагорводоканал» и АО «Тульский трикотаж» был заключен договор на отпуск воды и прием сточных вод, по условиям которого водоканал обязался отпускать абоненту питьевую воду из системы Тульского городского водопровода по III категории обеспеченности и принимать от абонента сточные воды в систему канализации, а абонент, в свою очередь, – своевременно и полностью оплачивать услуги водоканала в порядке и сроки, предусмотренные договором. При этом абонент обязался обеспечивать комплектность, целостность, сохранность и исправное состояние средств измерения, пломб на них и на обводных линиях, а также производить своевременный ремонт и госповерку приборов учета.

Согласно акту приемки водомерного узла для проведения финансовых расчетов за услуги водоснабжения и водоотведения от 4 октября 2005 г., составленному представителями водоканала и общества «Тульский трикотаж», на объекте абонента был установлен исправный водомер ВСКМ-40 с датой последней поверки 7 июня 2005 г. и показаниями на день приемки 11 куб. м, водомерное присоединение опломбировано.

18 июля 2018 г. при проведении представителями водоканала и общества обследования технического состояния узла учета холодной воды на объекте абонента было установлено, что межповерочный интервал прибора с показаниями на момент обследования 17 742 куб. м истек 1 июля 2011 г., о чем составлен акт, подписанный сторонами.

14 августа того же года прибор учета ВСКМ-40 был заменен счетчиком воды ВСКМ 90-40, о чем также составлен акт.

Ссылаясь на истечение межповерочного интервала прибора, водоканал произвел расчет объема поставленной обществу холодной воды и принятых сточных вод за период с 18 июля 2015 г. по 18 июля 2018 г., исходя из пропускной способности водопроводного ввода в точке подключения к централизованной системе водоснабжения 40 мм при его круглосуточном действии и скорости движения воды 1,2 м в секунду на основании подп. «б» п. 16 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 2013 г. № 776, стоимость которых с учетом ранее поступившей от общества платы за указанный период составила более 4,7 млн руб. В направленной абоненту 14 сентября 2018 г. претензии водоканал предложил оплатить задолженность в добровольном порядке.

По заказу общества-абонента ФГБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Тульской области» осуществило поверку счетчика воды ВСКМ 16-40, о чем 2 октября 2018 г. выдан соответствующий паспорт.

Поскольку общество не исполнило требование об оплате задолженности, водоканал обратился в Арбитражный суд Тульской области с иском о взыскании задолженности на сумму более 4,7 млн руб.

Удовлетворяя иск, суд руководствовался ст. 309, 310 и 548 ГК РФ, Законом об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ, Законом о водоснабжении и водоотведении, а также п. 14, 15, 16, 22, 23, 49 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 2013 г. № 776. Суд пришел к выводу об отсутствии оснований для освобождения общества от обязанности оплатить услуги водоканала, объем которых определен расчетным путем, в связи с истечением межповерочного интервала (МПИ) прибора учета, установленного на объекте ответчика.

Отклоняя ссылку ответчика на судебную практику, признающую опровержимость презумпции непригодности для коммерческого использования приборов учета с истекшим МПИ, суд указал, что приводимые ответчиком судебные акты приняты при иных фактических обстоятельствах спора, а выданный 2 октября 2018 г. ФБУ «Тульский ЦСМ» паспорт счетчика воды ВСКМ 16-40 не является надлежащим подтверждением исправности и коммерческой пригодности данного прибора учета. По мнению суда, поверка была проведена значительно позже составления акта от 18 июля 2018 г., а ее результаты неприменимы к периоду, предшествующему поверке.

Апелляция и кассация оставили решение первой инстанции в силе.

ВС не усмотрел оснований для довзыскания с абонента платы за холодное водоснабжение и водоотведение

Не согласившись с принятыми судебными актами, общество обратилось в Верховный Суд. ВС указал: судами правильно установлено, что по истечении срока поверки прибора учета он считается вышедшим из строя (неисправным) (подп. «ж» п. 49 Правил учета воды). Это, в свою очередь, является основанием для определения объема воды расчетным способом (метод учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения) через 60 дней со дня возникновения неисправности прибора учета (в том числе непроведения поверки по истечении межповерочного интервала) или демонтажа прибора учета до проведения его допуска к эксплуатации либо поверки без демонтажа прибора (подп. «б» п. 14, подп. «б» п. 16 Правил учета воды в действовавшей в спорном периоде редакции).

Вместе с тем, указал ВС, абонент, пропустивший дату очередной поверки, не лишен возможности представить доказательства, фактически опровергающие презумпцию технической и коммерческой непригодности прибора учета с истекшим МПИ, влекущую необходимость исчисления объема полученного ресурса расчетным путем, поскольку последующее признание такого прибора соответствующим метрологическим требованиям по смыслу п. 17 ст. 2 Закона об обеспечении единства измерений лишь подтверждает его соответствие указанным требованиям на весь период после окончания срока поверки. Достоверных оснований полагать, что в процессе эксплуатации прибора учета, представляющего собой техническое устройство, происходит улучшение его технических характеристик, влияющих на результат и показатели точности измерений, не имеется.

ВС посчитал, что поскольку обществом в течение разумного срока после получения претензии водоканала с требованием об оплате водопотребления за последние три года в объеме, исчисленном методом пропускной способности, счетчик воды ВСКМ-40 был представлен для поверки в ФБУ «Тульский ЦСМ», являющееся государственным региональным центром метрологии, установившее в соответствии с Законом об обеспечении единства измерений пригодность данного прибора для изменения объема воды, в подтверждение чего в паспорт средства измерений от 2 октября 2018 г. была внесена запись о поверке, заверенная подписью поверителя и знаком поверки, с указанием даты, такой паспорт является достаточным подтверждением технической исправности и коммерческой пригодности прибора в спорном периоде.

Верховный Суд принял во внимание, что при рассмотрении спора не было установлено, что в 2009–2018 гг. общество-абонент допускало искажения показаний прибора учета при передаче их водоканалу либо умышленно воспрепятствовало допуску его представителей к прибору, т.е. пропуск срока очередной поверки не был связан со злоупотреблением абонентом своими правами. ВС пришел к выводу, что при наличии паспорта от 2 октября 2018 г. с записью о проведенной ФБУ «Тульский ЦСМ» поверке отсутствовали основания для довзыскания с абонента платы за холодное водоснабжение и водоотведение за 2015–2018 г. сверх объемов, оплаченных обществом, исходя из показания прибора учета ВСКМ-40, в предусмотренном на случай неисправности прибора учета порядке (подп. «б» п. 14, подп. «б» п. 16 Правил учета воды).

«Кроме того, Судебная коллегия учитывает, что водоканал, осведомленный как о дате госповерки установленного у абонента прибора учета (2005 г.), так и о дате следующей поверки этого прибора (2011 г.), в течение длительного времени (до 2018 г.) не осуществлял проверку состояния приборов учета воды на объекте абонента, принимал от абонента без замечаний показания прибора учета, в том числе по истечении МПИ, т.е. не проявлял как профессиональный участник отношений по водоснабжению должной заботливости и осмотрительности в целях недопущения нарушений учета со стороны своего абонента», – отмечается в определении. При этом, указал ВС, последующие действия водоканала, впервые осуществившего проверку состояния приборов учета воды спустя 7 лет после истечения МПИ и потребовавшего оплатить объем водопотребления и водоотведения в объеме и порядке, предусмотренных на случай неисправности прибора учета, несмотря на наличие в выданном ФБУ «Тульский ЦСМ» паспорте средства измерений записи о поверке, не могут быть признаны добросовестными и, следовательно, не должны пользоваться защитой со стороны суда.

«Обобщая вышеприведенные выводы, Судебная коллегия подтверждает безусловную обязанность всех участников отношений по энергоснабжению соблюдать установленные законом и иными нормативными правовыми актами требования по монтажу и демонтажу, надлежащей эксплуатации, своевременной поверке и извещению о технической неисправности приборов (узлов) учета, содержание которых находится в ведении абонентов. Кроме того, признание за абонентом права на осуществление коммерческого учета потребляемого ресурса с использованием прибора с истекшим МПИ при условии последующей успешной поверки этого прибора не может служить основанием для освобождения такого абонента от ответственности (гражданской или административной) за пропуск срока очередной поверки, если соответствующие его действия (бездействие) подпадают под установленные законом основания для привлечения к такой ответственности», – подчеркивается в определении.

Верховный Суд отменил судебные акты нижестоящих инстанций и отказал в удовлетворении исковых требований водоканала.

Адвокаты прокомментировали выводы Суда

В комментарии «АГ» адвокат филиала № 49 Московской областной коллегии адвокатов Татьяна Саяпина отметила, что ВС наиболее комплексно исследовал фактические обстоятельства дела с учетом положений закона.

«По поводу признания Верховным Судом допустимости опровержения презумпции неисправности прибора учета с истекшим межповерочным интервалом, при условии последующего подтверждения в установленном порядке его пригодности для коммерческих измерений, считаю, что это не должно рассматриваться исключительно как вывод Суда. На этот счет необходимо ввести изменения в специальное законодательство в сфере ЖКХ», – считает адвокат. Она добавила, что рассматриваемая ситуация уже не первый раз доходит до Верховного Суда. «Возможно, на практике существуют и еще примеры, однако они не дошли до ВС и незаконно выполняются», – предположила Татьяна Саяпина.

Также адвокат отметила, что ссылки исключительно на судебную практику при принятии решений судами не являются основанием для отказа в удовлетворении иска. «Суд вынес определение на основании закона и фактических обстоятельств дела. Однако не исключено, что при дальнейшей подаче исковых заявлений стороны будут ссылаться на ранее обобщенную судебную практику. При этом опора преимущественно на судебную практику, а не закон, не является достаточным аргументом в пользу вынесения законного и обоснованного решения суда», – подчеркнула Татьяна Саяпина.

Партнер и руководитель практики «Трудовое право» фирмы INTELLECT Анна Устюшенко отметила, что, занимая позицию защиты потребителя, определение можно оценить только в позитивном ключе. Ценность данного определения, по ее мнению, не только в том, что ВС поддержал практику опровержения презумпции неисправности прибора учета, но и в том, что он явно указал на обязанность ресурсоснабжающей организации как профессионального участника отношений по водоснабжению занимать активную позицию по контролю средств измерений, находящихся у потребителей.

«Важно ли данное определение для применения по аналогии? Разумеется. Причем для любого вида ресурсов, необязательно только в вопросах водоснабжения. Ситуация с истечением МПИ систем или приборов учета является рядовой для энергоснабжения в целом. Однако это не означает, что Верховный Суд упростил алгоритм поведения потребителя до следующего: проверка – акт о безучетном потреблении – экспертиза ПУ – оспаривание акта. В конкретных делах судами будут учитываться все обстоятельства нарушения потребителем его обязанности по содержанию систем учета в порядке. Определение не позволяет уйти от ответственности недобросовестным потребителям, если речь идет о классическом безучетном потреблении, сопряженном с вмешательством в работу прибора учета, или невыполнении обязанности по допуску представителей РСО для контроля», – указала Анна Устюшенко.

Адвокат АК № 22 «Гражданские компенсации» Нижегородской областной коллегии адвокатов Александр Немов назвал определение неожиданным, поскольку вся судебная практика в подобных спорах строится, как правило, на формальном подходе. «Суды не пытаются даже выяснять детали спора, выясняя лишь основной предмет доказывания (пропущен ли срок поверки)», – пояснил он.

«Лично у меня давно вызывает вопросы поведение ресурсоснабжающих организаций, которые пользуются подобным формальным подходом судов и получают совершенно необъяснимые прибыли. В данном определении ВС требует доказывать не вероятность недостоверных показателей (отсутствие поверки), а реальные признаки нарушений в работе прибора учета. Тем самым поставщик освобожден от доказывания размера убытков, но сам факт требуется хотя бы косвенно обосновать», – заключил адвокат.

Правила отбора проб

Отбор проб производится в специальную емкость, которая должна соответствовать следующим требованиям:

  • обеспечение защиты пробы от смешивания или загрязнения посторонними веществами;
  • достаточный размер (емкость), пригодный для полноценного анализа;
  • устойчивость к перепадам температуры, непроницаемость для лучей света (или У/Ф лучей);
  • химическая нейтральность емкости и пробки;
  • возможность очистки внутренних стенок, допускается использование одноразовых резервуаров;
  • контейнеры для проб на паразитологические показатели должны плотно закрываться, переносить высокую температуру при стерилизации и не влиять на жизнедеятельность организмов, находящихся в пробе;
  • емкости для отбора проб должны перед каждым использованием тщательно очищаться и стерилизоваться.

Оптимальным вариантом считаются стеклянные затемненные емкости с крышками из жесткого пластика, снабженными нейтральными прокладками.

Самые волнующие вопросы о новых правилах поверки

Закон о новых правилах поверки счетчиков вызывает много вопросов со стороны владельцев приборов учета. Мы ответили на самые частые, которые нам поступают.

Каких счетчиков касаются новые правила?

Новые правила поверки счетчиков газа, воды и тепла касаются в первую очередь владельца дома, квартиры или другого помещения, а ответственность за приборы учета электроэнергии лежит на ее поставщике (с 1 июля 2020 года). В системе «АРШИН» фиксируются данные обо всех электросчетчиках.

В какое время мастер должен внести результаты поверки в электронную систему?

В соответствии с новыми правилами замены и поверки счетчиков ее результаты должны быть внесены в систему «АРШИН» в течение 60 календарных дней с момента проведения процедуры. Данный срок установлен для случаев, когда процедуре нужно подвергнуть большое количество приборов учета.

Владелец же может потребовать мастера внести запись о результатах на месте, т. е. в его присутствии. Перед началом сотрудничества стоит уточнить, возможно ли это. Для добросовестных компаний это не будет проблемой.

Должен ли мастер выписывать бумажные документы?

Как было сказано выше, отметка в техническом паспорте и свидетельство о поверке теперь необязательны. По окончании процедуры мастер должен выдать акт о выполненных работах. Он служит гарантией и доказательством в возможных спорах, если запись о поверке будет внесена в электронную систему позднее.

Как и где посмотреть результаты поверки?

Все данные о поверке вносятся в ФГИС «АРШИН» по адресу fgis.gost.ru. Войти в систему можно с использованием учетной записи на портале госуслуг. На сайте нужно перейти в раздел «Сведения о результатах поверки средств измерений». Введя заводской номер счетчика, легко найти результаты поверки.

Касаются ли новые правила «умных» счетчиков?

Да, касаются, поскольку измерительная часть «умных» приборов учета представлена традиционными электросчетчиками. По этой причине она тоже подлежит периодическим поверкам, в отличие от второй части – передающей.

ООО ЭМР осуществляет монтаж и программирование, а также поверку приборов учета разных производителей. По всем вопросам пишите в форме на сайте или звоните по контактному номеру.

голоса
Рейтинг статьи
Читать еще:  Сделки на рынке недвижимости – характеристика и особенности
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector