Освещение придомовой территории многоквартирного дома: закон 2021 год
Окружающая территория представляет собой пространство вокруг жилых зданий (административных комплексов, частных и общественных зданий). Прилегающая к дому территория называется придомовая.
Она включает в себя все земельные участки возле дома (как частные, так и многоквартирные), регулируемые правом собственности или пользования участком и предназначенные для обслуживания дома, а именно:
- Земля под зданием.
- Переходы и тротуары, детские площадки, газоны и цветники.
- Площадки для отдыха и спорта.
- Стоянки для автомобилей.
- Основания для хозяйственных нужд.
Зная, что такое территория дома и каковы его границы, жильцы могут защитить себя от незаконных построек внутри своего двора (киосков, прилавков).
У таких территорий обязательно должны быть разграничены участки. Для таких случаев применяется геодезия. Геодезия (геодезия) — это метод установления границ участка земли геодезическими методами. Он включает в себя комплекс работ по определению и закреплению границ местности и ее территории. Понимание того, что такое землеустройство, потребуется при легализации документов на земельный участок.
Подобные участки в обязательном порядке должны освещаться в темное время суток. Установкой, обслуживанием приборов освещения занимаются специальные уполномоченные коммунальные компании. По закону отсутствие освещенности возле домов создает опасность для взрослых и детей.
Требования к организации освещения двора
Такие требования содержатся в ЖК РФ, а также иных правовых источниках:
- Федеральный закон №131-ФЗ.
- Постановление Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491.
- Письмо Минстроя России от 18.09.2017 № 33418-АЧ/04.
У организации обязательно должны присутствовать документы о государственной регистрации коммерческой деятельности, а также лицензия. Компания обязательно должна делать обязательные перечисления в соответствующий бюджет во избежание наложения санкций и прекращения деятельности на определенный срок.
Номер бизнес-лицензии требуется для многих предприятий, прежде чем они начнут работу. Другие могут обойтись только с налоговым идентификационным номером. Это зависит от города, субъекта РФ, где он сформирован и работает, а также от типа бизнеса.
При определении того, требуется ли предприятию лицензия или идентификационный номер налогоплательщика, играют роль несколько факторов. Во многих случаях может понадобиться и то и другое. Ознакомление с этим требованием является лишь одним из многих шагов, которые должен предпринять предприниматель при открытии бизнеса.
Если организация попадает в конкретную отрасль, она имеет федеральные лицензионные требования в дополнение к требованиям субъекта РФ.
Наказания варьируются от налогов и сборов до захвата и закрытия бизнеса. Многие организации пропускают ту или иную лицензию. Например, многие местные предприятия подают заявки на государственную регистрацию, но не могут зарегистрировать страну и могут получать налоговые уведомления с штрафами за неуплаченные налоги. Те, кто не соблюдает федеральные стандарты, могут закрыть бизнес с возможностью столкнуться с уголовными и гражданскими исками.
Компанию, зарегистрированную в законном порядке, не сложно проверить с помощью электронных систем или при обращении в государственный орган (налоговые службы, Роспортебнадзор).
В своей деятельности такие конторы должны руководствоваться исключительно источниками российского права. Государство накладывает следующие требования для освещения придомовой территории многоквартирного дома:
- Каждый подъезд здания должен быть оснащен хотя бы 1 фонарем.
- Близлежащие дороги, тропы и въезды на территорию также должны освещаться в пределах установленных норм (стиль и форму приборов вправе выбирать коммунальная организация).
- С помощью столбов с фонарями необходимо создавать освещение для детских площадок, стоянок для ТС и тротуаров.
Включение/выключение приборов освещения входит в обязанности сотрудников уполномоченных организаций (поставщиков услуги). Также в обязательные требования для компаний входит обязательное взаимодействие с местными государственными и муниципальными органами.
В обязанности входит рассмотрение письменной корреспонденции, получение различных разъяснений и выполнение просьб. Также организации заключают договоры на оказание услуг. При наличии лицензии компании имеют право участвовать в закупках и торгах.
Предоставлением подобных услуг зачастую занимаются ООО (общества с ограниченной ответственностью) и АО (акционерные общества). Их качеством всегда интересуются контролирующие службы в РФ – Роспотребнадзор, жилищные инспекции, муниципалитет, правоохранительные органы, прокуратура.
Законодательное регулирование вопроса
Обязательно должно быть отведено пространство под:
декоративные клумбы;
- места отдыха (скамейки, беседки);
- игровые зоны для детей;
- автомобильную парковку;
- место для сбора мусора;
- веревки для сушки белья и пр.
Причем все это не должно мешать свободному перемещению пешеходов и беспрепятственному проезду автотранспорта. Все должно быть размещено и установлено согласно требованиям безопасности и прочим нормам.
В соответствии с Жилищным кодексом РФ от 1 марта 2005 года, придомовая территория разбита на равные доли между всеми собственниками жилых помещений данного здания. Это значит, что она является объектом долевой собственности для каждого владельца квартиры в этом доме. В связи с этим они обязаны сформировать прилегающий участок земли, облагородить его, следить за порядком на образованном участке в соответствии с принятыми законом нормами. Перед тем, как начинать осуществлять все эти действия, необходимо поставить участок на кадастровый учет.
Данное правило касается домов, которые были построены до 1 марта 2005 года. Многоквартирные жилые здания, введенные в эксплуатацию после указанной даты, освобождаются от данной процедуры. Дело в том, что придомовая территория формируется еще на этапе подготовки к строительству, когда только готовится земля для застройки. Тогда доля прилегающего земельного участка становится автоматически собственностью владельца приобретенной квартиры.
Обычно территория, прилегающая к многоквартирному дому, уже включена в стоимость объекта недвижимости. Она, что примечательно, облагается налогом, а он в свою очередь делится в равной пропорции между всеми жильцами. Величина данной налоговой выплаты напрямую зависит от количества занятых в доме квартир и общей площади каждой. Вся справочная информация, касающаяся границ и площади территории, назначения участка и прочих параметров, содержится в кадастровом паспорте объекта недвижимости.
Исходя из определения долевой собственности, из прилегающего к многоквартирному дому участка не может быть выделена определенная часть. К примеру, жители одного из подъездов решили присвоить себе одну из клумб и беседку по центру двора. Эти действия неправомерны, жильцы не могут ограничивать других собственников в действиях по отношению к общим владениям.
Обязаны ли собственники оплачивать освещение во дворах?
Несколько вариантов трактовки ФЗ и ЖК РФ на просторах Интернета
Один из темных дворов в Орске,
Обязаны ли собственники оплачивать освещение во дворах многоквартирных домов (МКД)? Этот вопрос в Орске остро стоит уже несколько месяцев, после принятия депутатами новых Правил благоустройства города.
Напомним, администрация города настаивает на том, что это ответственность жильцов (касаемо тех территорий, которые относятся к МКД по кадастру). Горожане и некоторые управляющие компании с этим не согласны. В результате в отдельных дворах Орска света не было несколько месяцев, споры дошли до судов, но единого ответа так и не было найдено.
Если пробежаться по просторам Интернета, можно понять, что это проблема не только Орска. При этом можно найти несколько трактовок и выводов, которые эксперты и юристы делают, опираясь на федеральные законы и Жилищный кодекс Российской Федерации.
Позиция 1: «Платить жильцы не должны»
В начале ноября жительница Орска получила ответ от Государственной жилищной инспекции по Оренбургской области. В нем указывалось, что отнесение на собственников расходов на содержание придомовой территории, в том числе опор освещения и оплату электроэнергии, связанной с освещением такой придомовой территории, неправомерно . Ссылались специалисты ГЖИ на положения ЖК РФ, в частности, на то, что к общему имуществу собственников помещений в МКД (за которое в дальнейшем будут возложены обязанности на собственников) относятся объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства конкретного дома. При этом они должны быть расположены на земельном участке такого дома согласно кадастровому учету.
В самом же ЖК РФ прописана следующая формулировка п. 4 статьи 36:
— земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Позиция 2: «Платить жильцы должны»
Прогулявшись по просторам сети Интернет, мы обнаружили и другие трактовки вышеуказанной ситуации.
Например, на «Информационном портале Екатеринбурга» приводится комментарий заместителя главы администрации города по вопросам ЖКХ Владимира Гейко. Он рассказывает о порядке оплаты расходов на уличное освещение на территориях МКД (публикация 2017 года).
Согласно ему, «в правилах содержания общего имущества МКД, утвержденных постановлением правительства РФ № 491 сказано, что собственники обязаны содержать принадлежащее им общее имущество… На основании 131-го Федерального закона органы местного самоуправления организовывают тепло-водо-энергоснабжение потребителей, но не снабжают и не оплачивают эти ресурсы».
При этом, перечень объектов, относящихся к общему имуществу, не является исчерпывающим. Главный критерий отнесения имущества к общему, указывает Владимир Гейко, – обслуживание более одного помещения в многоквартирном доме.
В итоге делается вывод о том, что элементы освещения (опоры, осветительные приборы и электрические кабели), расположенные на земельном участке МКД, также входят в состав общего имущества. Их надлежащая эксплуатация должна обеспечиваться на основании решения общего собрания собственников помещений организаций, осуществляющей управление МКД.
Вывод: организовать энергоснабжение, в том числе и дворов, должен муниципалитет, но эксплуатировать их должна УК по решению общего собрания жильцов.
Позиция 3: «Делают одни, но платят жильцы»
Позиция, которая приводится на портале «Живем в России», во многом схожа с предыдущей. Однако в своей публикации автор приводит конкретные нормы закона. Ссылаясь на ФЗ № 131 он говорит, что все улицы, дороги, аллеи и дворы находятся под покровительством органов местного самоуправления. Однако последние (дворы) не являются территориями общего пользования, а попадают в категорию придомовой территории.
В публикации также говорится, что если верить статье 162 УК РФ, то жильцами дома заключается договор с определенной организацией. В нем прописываются ее обязанности, которыми являются различные услуги по обслуживанию имущества, принадлежащего дому. Но эти услуги, соответственно, оказываются не просто так. Их необходимо оплачивать.
Таким образом, делается вывод о том, что оплата за поддержание уличных фонарей в рабочем состоянии включается в ежемесячные квитанции, которые приходят жильцам. При этом речь, по всей видимости, идет еще и о содержании этих фонарей, а не только потребленной электроэнергии.
Однозначного ответа нет?
Принять какую-либо конкретную позицию, конечно, можно. Однако прийти к однозначному мнению затруднительно.
Ведь даже на одном из порталов «юридической социальной сети» на два практически одинаковых вопроса юристами даются совершенно противоположенные ответы.
Вопросы: «Должны ли собственники МКД оплачивать освещение придомовой территории. На основании какого НПА?» и «Кто несет расходы за придомовое освещение?»
«Нет. Это обязанность Управы, Управляющей компании или Жилищника, но явно не жильцов. Пишите заявление в Управляющую компанию и администрацию вашего города, если вдруг заставляют платить»
«Собственники многоквартирного дома. Это входит в общее имущество в соотв. С постановлением правительства от 13 августа 2006 г. N 491 ЖК РФ, Статья 39. Содержание общего имущества в многоквартирном доме 1. Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме».
Благоустройство дворовой территории
Предлагаем изучить, какие принципы благоустройства дворовой территории выделяет Минстрой РФ. Прежде всего ведомство отмечает, что все дворы России объединяет ряд проблем:
- нет чётких границ между общегородской территорией и двором,
- не хватает парковочных мест,
- не настроено освещение,
- не развита инфраструктура для разных групп пользователей,
- не предусмотрены площадки для выгула домашних животных,
- климатический дискомфорт.
Выделяют шесть типов дворов: с исторической, низкоэтажной, среднеэтажной, среднеэтажной микрорайонной, высокоэтажной микрорайонной и современной высокоэтажной застройкой.
Если вы озабочены благоустройством дворовой территории, то Минстрой РФ рекомендует начать с разграничения частного и общественного пространства двора. Это необходимо для обеспечения комфорта и безопасности различных групп населения.
Для этого необходимо обозначить вход во двор: поставить элементы навигации, фонари. Сформировать периметр двора, причём не обязательно с помощью забора, лучше всего – насадить зелёное ограждение. После – организовать основные и второстепенные проезды, обустроить входы в подъезды: построить пандусы, велопарковки и т.д.
Следующий шаг для формирования комфортной дворовой территории – обустройство парковок. Минстрой РФ рекомендует организовать плоскостную парковку для жильцов дома и линейные – для гостей. Количество парковочных мест рекомендуется обсуждать вместе с собственниками. Обязательно необходимо предусмотреть парковочные места для инвалидов.
Для улучшения освещения дворов нужно установить дополнительные фонари:
- у входа в дом (5–7 метров),
- на детских и спортивных площадках (7–9 метров),
- у проездов (7 метров).
Первая группа пользователей, о которой стоит проявить заботу – дети. Для их разностороннего развития необходимо организовать детские площадки, которые отвечали бы потребностям разных возрастных групп: 0–3 года, 3–7 лет, 7–12 и 12–15 лет.
На детских площадках должны быть установлены:
- урны,
- информационный стенд,
- живая изгородь,
- мягкие покрытия,
- места для сидения,
- навес,
- настольные игры,
- тематические игровые комплексы,
- элементы для активных игр и т.д.
Площадки для взрослых должны быть ориентированы как на занятия спортом, так и на спокойный отдых – включать места для уличных тренажёров, настольного тенниса, настольных игр.
Обустройство площадок для выгула домашних животных должно повысить санитарное состояние территории и безопасность для жильцов. Такие площадки могут быть неогороженными и огороженными.
На неогороженной площадке необходимо установить информационный стенд, урны, места для сидения и мягкое покрытие. На огороженных – дополнительно поставить калитку.
Конкретных норм, регламентирующие точный размер придомовой территории, отсутствует. В среднем для многоквартирного дома приравнивается 3-6 метров (может быть и больше).
Согласно ст. 36 ЖК РФ, в состав придомовой территории входят:
- отмостки (водонепроницаемые покрытия, расположенные вокруг здания);
- проезд, тротуар, полоса озеленения вдоль дома, а также та, которая расположена возле фасада без входов (ее предназначение – обеспечение проезда пожарных машин);
- детские игровые, спортивные площадки, а также те пешеходные дорожки (тропинки), которые соединяют данные объекты друг с другом;
- площадки, на которых расположены мусоросборники;
- участки земли под нежилыми хозяйственными зданиями и сооружениями;
- парковки, на которых стоят машины жильцов многоквартирного дома;
- выезды, въезды подземных гаражей и автомобильных стоянок.
За чей счет должно производиться?
В соответствии с Жилищным кодексом все расходы на содержание общего имущества дома делятся между собственниками пропорционально площади их квартир, а так как придомовая территория относится к совместному имуществу, то и оплата за уличный свет ложится на плечи собственников (о том, что входит в правила содержания придомовых территорий многоквартирных жилых домов, читайте здесь). Расходы на уличное освещение высчитываются по общедомовому счетчику и ежемесячно включаются в квитанции жильцов дома.
Возвращаться домой в темное время суток куда приятнее и безопаснее по освещенному двору, нежели добираться до собственной квартиры в потемках, вздрагивая от каждого шороха. Отсутствие света во дворе является поводом для обращения в управляющую компанию или администрацию.
Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:
Освещение придомовой территории
Прежде чем разбираться, каким нормам должно отвечать освещение придомовой территории и двора многоквартирного дома, нужно разобраться, что входит в это понятие — «придомовая территория». Согласно законодательству это:
- земельный участок, на котором построен дом, его размеры определяются по кадастру;
- элементы благоустройства (сюда входят, в том числе, и светильники);
- объекты, предназначенные для эксплуатации дома (тепловые пункты, трансформаторные, детские и спортивные площадки, автопарковки).
Непосредственно освещение двора многоквартирного дома может осуществляться тремя способами:
- Фонарь под козырьком над дверью в подъезд. Это удобно, потому что можно взять маломощную лампу, света много не потребуется. Недостаток заключается в том, что освещён будет лишь небольшой участок перед дверью.
- Фонарь над козырьком подъезда. Целесообразно взять лампу со световым потоком не меньше 3500 Лм и круговой силой света. Размещают на высоте 5 метров под углом 25 градусов к горизонту. Но, несмотря на то что таким образом освещается весь двор, область рядом с дверью остаётся в темноте.
- Совмещение двух предыдущих вариантов. Наиболее оптимальный способ освещения двора, но он расходует много электроэнергии.
Для освещения прилегающей территории также разработаны нормативы, которые представлены в таблице:
Территория | Нормы освещённости, Лк |
Прогулочные дорожки | 1 |
Автостоянки | 2 |
Площадка перед мусоросборником | 2 |
Внутренние хозяйственные и пожарные проезды | 2 |
Тротуары возле подъездов | 2 |
Велосипедные дорожки | 4 |
Спортивные площадки | 10 |
Детские площадки | 10 |
Некоторые жильцы настаивают на установке осветительных приборов с датчиком движения с целью экономии электроэнергии. Такие светильники имеет смысл ставить внутри подъездов, тогда как на улицах они будут работать не совсем корректно. На улице датчик может срабатывать от движения животного, и свет будет включаться тогда, когда этого не требуется.
Кто принимает жалобы
Если были замечена неисправность системы освещения дома и прилегающей к нему территории (например, нет ночью и вечером света, один фонарь неисправен и т.д.), необходимо обращаться в соответствующее учреждение с жалобой или заявлением.
Правильная подсветка двора
Но, поскольку не всегда понятно, куда идти, то нужно обратиться в свое отделение ЖКХ с целью выяснения более детальной информации об ответственных.
Обратите внимание! Каждый житель любого населенного пункта имеет право на знание того, как происходит расходование бюджета, какие средства выделяются на поддержку уличного освещения домов и прилежащих в ним территорий и другие моменты, связанные с такой подсветкой.
Чтобы изменить ситуацию, когда нет во дворе света, нужно проделать следующие манипуляции:
- написать заявление в письменной форме;
- обратиться с ним в местный орган исполнительной власти.
После этих действий организация, которая приняла заявление, должна проделать ряд соответствующих действий в зависимости от причины подачи документа жителем района:
- отправить ремонтную бригаду для выяснения причины появления той или иной ситуации (нет света, различные поломки системы);
- в указанные местным органом исполнительной власти сроки должны произвестись ремонтные работы по устранению выявленных нарушений.
Если же данная организация не проводит вышеописанные манипуляции, тогда она должна отвечать на следующие вопросы:
- кто заведует обслуживание освещения на указанной территории;
- кто выступает в роли заказчика по заключенному договору обслуживания системы освещения;
- за какой организацией закреплено обслуживание подсветки в конкретном месте.
Эта информация позволит грамотно и правильно составить жалобу и подать ее в нужную организацию. Если же реакция на подданную жалобу не последовала, тогда необходимо ее подавать уже в вышестоящий орган исполнительной власти.
Правила монтажа электросчетчиков
Непременно для правильного расчета платы за электричество, необходимого для освещения территории рядом с домом, устанавливаются приборы учета.
Они позволяют решить множество задач:
- рассчитывается общий расход электричества, необходимого для нужд всего строения;
- обеспечивается эффективнее освещение тротуаров, площадок, подъездов и лифтов при их наличии;
- определяется средний расход электричества определенным домом;
- выявляются разные несанкционированные подключения к сети.
Использование земельного участка при доме
Ограничивать доступ к территории вокруг дома ее собственники права не имеют, как и чинить любые препятствия для обслуживания инженерных коммуникаций и обустройства участка. У них есть возможность передавать часть площади в аренду, размещать на ней рекламные щиты, оборудовать платную стоянку. Вырученные деньги можно использовать для общедомовых потребностей: ремонта дома, частичной оплаты коммунальных услуг и т.п.
Судьба придомовой территории многоквартирного дома – строительство детских и спортивных площадок, высадка деревьев, обустройство парковок и установка ограждающих столбиков – решается только на общем собрании владельцев жилья. Так же коллективно распределяется и полученная прибыль. Для того, чтобы решение было правомочным, участвовать в голосовании должна половина всех проживающих в доме, пропорционально по каждой квартире. Если после установки ограждения на участке нарушаются права людей, проживающих в соседних домах, то согласно решению суда на придомовую территорию может быть наложен сервитут. После таких мер (если нет иного прохода) соседи получают свое законное право свободно перемещаться по вашему земельному участку.
Организация дворового освещения и модели светильников
Для освещения двора используют фонарные столбы и светильники, в том числе настенные (для входной группы) и прожекторы. Осветительные приборы должны обладать высокой степенью защиты IP, быть оборудованными антивандальной системой, которая предотвратит повреждения при несанкционированном воздействии. Для дворового освещения многоквартирного дома подойдут следующие модели светильников:
- LGT-Street-Solar-55. Уличный светодиодный светильник с габаритной яркостью, соответствующей строгим требованиям ГОСТ 54350-2011. Имеет небольшой вес (1,7 кг), низкую парусность (стойкость к ветровым нагрузкам), широкий диапазон рабочих температур — от –40 до +50 °C. При мощности 56 Вт обеспечивает световой поток 6800-7560 Лм, что означает высокую светоотдачу — не ниже 120 Лм/Вт.