Lazurnensky.ru

Обзорный аналитик
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Передача муниципального имущества в государственную собственность и наоборот

Приватизация государственного и муниципального имущества

Впервые приватизация или передача собственности государства в руки физических и юридических лиц в России стала осуществляться в начале 90-х годов.

Большая часть значимого имущества, являющегося собственностью Российской Федерации, была передана сразу после распада СССР.

Сейчас данный процесс всё ещё продолжается, но уже не в таких масштабах, так как объектов для этого осталось немного.

В узком понимании в то время приватизация коснулась всех граждан России, жилые помещения которых были муниципальной собственностью. Все желающие получили возможность приватизировать жильё, в котором они были прописаны, и стать собственниками.

В более широком смысле под приватизацией законодатели подразумевали передачу в частную собственность предприятий, нежилого фонда, объектов культуры, культовых сооружений, земельных участков, акций предприятий, природных ресурсов, а не только жилья.

Законом предусматривалась приватизация любого имущества, кроме того, которым может владеть исключительно государство, например, предприятия военной промышленности.

Что такое приватизация и её типы

В статье 1 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ даётся общее понятие приватизации государственного и муниципального имущества как передача его на возмездной основе частным лицам, а в других статьях этого закона разъясняется, какими способами она может осуществляться.

В законе чётко обозначены покупатели и продавцы такого имущества. Купить его может любое частное или юридическое лицо, за некоторым исключением, а в качестве продавца выступает Правительство РФ в союзе с Федеральными агентствами по управлению имуществом.

Передачей же муниципальной собственности занимаются органы местной власти самостоятельно в соответствии с законом.

Имущество носит названия «государственное» и «муниципальное» в зависимости от того, кто владел им до проведения процедуры приватизации. Отчуждение имущества государства и муниципалитетов закон определяет только на платной основе (в денежном выражении или передачей акций ОАО, куда вносится имущество).

И лишь приватизация жилья с начала действия закона и до настоящего времени бесплатна для граждан, которые проживают в нём (с 01.03.2017 г. станет платной).

К платной передаче собственности относятся:

1) Приватизация земельного участка. Проводится на платной основе для всех лиц, за исключением тех, которые ранее владели участком в результате наследования или бессрочного пользования.

2) Приватизация предприятий, объектов нежилого фонда, акций, иного имущества.

Осуществляется только за плату, иногда чисто символическую. Получить их могут физические лица и организации с участием частного капитала.

Способы приватизации

Приватизировать государственную или муниципальную собственность можно только способами, предусмотренными в статье 13 ФЗ-178 от 2001 года (с редакцией её некоторых пунктов в 2011 и 2015 годах).

Согласно этой статье получить имущество государства или муниципалитета в частное владение можно в результате:

  • акционирования (реорганизации) унитарных предприятий в ОАО (открытое акционерное общество);
  • реорганизации их без акционирования в ООО;
  • продажи собственности, акций государства или муниципалитета на аукционе;
  • внесения такого имущества в качестве вклада в уставной капитал ОАО;
  • продажи в результате биржевых торгов;
  • аукционной продажи акций ОАО на специализированном рынке, торгующем ценными бумагами;
  • продажи имущества без объявления цены (применяют такой способ в случае несостоявшегося или сорванного аукциона);
  • продажи государственного, муниципального имущества на конкурсной основе;
  • имущественного вклада в создаваемые ОАО стратегического назначения (например, ВГТРК, заводы, выпускающие военную продукцию);
  • продажи акций акционерного общества по итогам доверительного управления;
  • продажи собственности через публичные предложения.

С начала действия Федерального закона №178 в 2001 году все перечисленные способы приватизации начали активно применяться. Органами власти может выбираться любой из них в зависимости от конкретных обстоятельств.

Порядок приватизации собственности государства и муниципалитетов

Согласно законодательным нормам приватизируется собственность федерального и местного самоуправления в следующем порядке:

1) Разрабатывается план приватизации.

Это самый сложный этап, который требует составления программы действий или прогнозного плана. Его разработка возложена на Федеральное агентство по управлению имуществом. Составляется программа с учётом предложений владеющих этим имуществом государственных органов и муниципальных властей.

В программе даётся список всей собственности (предприятия, акции и т.д.), характеристики объектов, намеченных к приватизации, и сроки передачи их в частную собственность. Имущество муниципалитетов передаётся решением местных органов власти согласно нормам, действующим в данном округе.

2) Принимается решение по имущественной приватизации.

Окончательное решение по планируемым к передаче в частную собственность объектам принимается Правительством после рассмотрения прогнозного плана. Делается это на каждый предстоящий финансовый год.

В решении должна быть указана такая информация о приватизируемом имуществе:

  • его наименование и характеристики:
  • выбранный способ приватизации;
  • начальная стоимость имущества (если нет другого решения Правительства РФ);
  • период рассрочки платежа (если она предоставляется покупателю);
  • другие сведения, требуемые для приватизации.

3) Осуществляется приватизация в соответствии с законодательством России.

Особенности приватизации муниципального имущества

Существуют некоторые особенности в передаче муниципального имущества. Самым распространённым её видом является приватизация жилья, которой занимаются именно муниципальные органы власти.

Существуют и жилые помещения (квартиры, комнаты), которые принадлежат государственным предприятиям, но их количество незначительно, да и получить их частным лицам сложно.

Прежде всего, многие из них по закону не подлежат приватизации. В частности, не могут их оформить на себя офицеры, проживающие в военных городках. В некоторых случаях, оговоренных в законе, они (по причине инвалидности, болезни во время службы) или члены семей (в случае их смерти) могут продолжать там жить, но без права собственности на жильё.

Муниципальная собственность, в отличие от государственной, имеет гораздо меньшую цену приватизируемого имущества. Поэтому её обычно продают с аукциона. Земельные участки, предназначенные для ведения на них сельскохозяйственных работ, обычно находятся в собственности местной исполнительной власти.

Процедура приватизации такой земли проводится на основании нормативных актов, которые приняты муниципалитетом. А в основном приватизация имущества государства и муниципальных органов осуществляется по одним и тем же правилам, прописанным в законе ФЗ-178.

На нашем сайте вы можете задать абсолютно любой интересующий вас вопрос юристу или адвокату независимо от тематики и сложности обращения. Объединив юристов-профессионалов, оказывающих бесплатные юридические консультации, и людей, которые ищут ответы на вопросы правовой тематики, мы стали незаменимым помощником для тысяч людей по всей стране. Онлайн юридическая консультация – это удобный способ получить необходимую информацию по всем юридическим вопросам и практические советы по их решению.

В силу положений части I статьи 48 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантирована квалифицированная юридическая помощь. Все юридические консультации проводятся в рамках Федерального закона №324 от 21 ноября 2011 года «О бесплатной юридической помощи».

В нормативных актах четко прописаны категории физических и юридических лиц, имеющих право на осуществление процедуры, и перечислены объекты муниципальной собственности, которые могут перейти в частную на законных основаниях.

Рассмотрим субъектный и объектный состав данных правоотношений в таблице.

У кого есть правоЧто могут приватизировать
Граждане и индивидуальные предпринимателиЗемлю, жилые и нежилые объекты недвижимости
Юридические лицаЗемельные участки, жилую и нежилую недвижимость
Федеральные и муниципальные объединенияОбъекты, которые относятся к государственному резервному фонду (хозпостройки, религиозные и культурные объекты, образовательные учреждения и прочее)

Для чего нужна приватизация имущества

С помощью приватизации своего имущества государство решало более важные вопросы по регулированию доли и степени влияния частного сектора в экономике всей страны.

Приватизационные мероприятия позволяли сменить собственников, полностью или частично владеющих имуществом из муниципалитета или от государства. Это помогает решать более важные вопросы в развитии и усилении конкурентноспособности российской экономики, улучшая показатели эффективного использования имущественных ресурсов страны.

Значение приватизации гораздо шире простого перевода госсобственности в частные руки. С ее помощью решаются вопросы:

    повышения эффективности работы или использования объектов; снижение зависимости от бюджета страны; увеличение поступлений в бюджет муниципалитета или государства в виде налогов и иных отчислений; ликвидация долговых обязательств за счет покупателей; работа по снижению доли монополий; стимулирование рынка кредитования.
  • Как приватизировать квартиру бесплатно: пошаговый алгоритм

Куда обратиться для отчуждения недвижимости?

Заявление и необходимые для процедуры документы, как правило, представляются в тот же муниципальный орган, в котором ранее квартира оформлялась в собственность.

Срок рассмотрения заявления в исполнительном органе власти составляет не более месяца, после чего должен быть подписан договор передачи квартиры в муниципальную собственность, и на основании решения муниципалитета заключен с гражданами договор социального найма.

Это важно знать: Порядок выделения земельного участка из муниципальной собственности

Порядок приватизации государственного и муниципального имущества

Итак, каков порядок и условия приватизации муниципальной собственности? Закон конкретно регламентирует порядок отчуждения гос. объектов в правомочие собственности обычных граждан, особенности приватизации. Правила планирования приватизации довольно просты.

Так, чтобы такое отчуждение было полностью законным, людям и организациям необходимо осуществить действия в следующем порядке:

  • обозначение конкретного объекта недвижимости и установление формы владения для него;
  • установление основания для бесплатной приватизации, если такое есть;
  • подача заявление в уполномоченное учреждение, в управлении которого находиться объект;
  • получение одобрения соответствующего органа;
  • сбор документации для участия в процедуре;
  • участие в процедуре;
  • получение соответствующего соглашения с гос. учреждением;
  • регистрации правомочия собственности в регистрирующем госоргане.

Каждое из вышеуказанных действий включает в себя проведение целого комплекса мероприятий, которые занимают определённое время. Не стоит надеяться на быстрое решение проблемы. Как правило, когда происходит приватизация жилых помещений муниципального жилищного фонда, то уходит полгода времени, а иногда ещё больше. Особенности приватизации заключаются в отчуждении объектов во владение обычных граждан.

Особенности приватизации таковы, что для начала необходимо определиться с объектом, что необходимо будет отчуждать от государства.

Основание устанавливается лишь в тех случаях, когда объект недвижимости находится во владении соответствующих лиц. В таком случае основание владения также является необходимым обстоятельством для осуществления процедуры.

После выдачи предварительного одобрения инициаторы процедуры приступают к оформлению документации, требуемой для приватизации.

Учет имущества в безвозмездном пользовании

Договор ссуды

По договору безвозмездного пользования (ссуды) одна сторона (ссудодатель) передает вещь во временное пользование другой (ссудополучателю), которая обязана впоследствии ее вернуть. Самый важный признак ссуды – то, что пользование вещью именно безвозмездно (п. 1 ст. 689 ГК РФ). В договоре должно содержаться прямое и однозначное указание на такой характер отношений.

Это самостоятельный вид договора, отношения по которому регулируются отдельной гл. 36 ГК РФ. Одновременно в силу п. 2 ст. 689 ГК РФ к договору ссуды применяются правила, предусмотренные отдельными статьями гл. 34 «Аренда» ГК РФ, а именно:

• объектом договора могут быть непотребляемые вещи, то есть такое имущество, которое в процессе использования не теряет своих натуральных свойств: земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи (ст. 607 ГК РФ);

• договор заключается на срок, им определенный (п. 1 ст. 610 ГК РФ);

• произведенные ссудополучателем отделимые улучшения имущества, полученного в безвозмездное пользование, являются его собственностью, если иное

не предусмотрено договором (п. 1 ст. 623 ГК РФ);

• стоимость неотделимых улучшений безвозмездно полученного имущества, произведенных ссудополучателем без согласия ссудодателя, возмещению не подлежит, если иное не предусмотрено законом (п. 3 ст. 623 ГК РФ).

Когда нужна госрегистрация

В пункте 2 ст. 689 ГК РФ нет ссылки на правила п. 2 ст. 609 ГК РФ, устанавливающие обязанность государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества. В статье 131 ГК РФ в перечне прав на недвижимость, подлежащих регистрации, права ссудополучателя на временное безвозмездное пользование не названы.

Таким образом, если организация получила по договору ссуды в безвозмездное пользование объект недвижимости на срок более года, договор не подлежит государственной регистрации. Это обусловлено тем, что такая регистрация не предусмотрена ни гл. 36 ГК РФ, ни Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Из указанного правила есть исключения. Государственной регистрации подлежат:

• договор безвозмездного пользования (ссуды) объектом культурного наследия (п. 2 ст. 609, п. 3 ст. 689 ГК РФ, п. 1, 9 ст. 51 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ);

• договор безвозмездного пользования земельным участком, заключенный на один год и более.

Это следует из п. 2 ст. 26 ЗК РФ. Право передачи вещи в безвозмездное пользование принадлежит ее собственнику и иным лицам, управомоченным на это законом или собственником (п. 1 ст. 690 ГК РФ). При этом коммерческая организация не вправе передавать имущество в безвозмездное пользование лицу, являющемуся ее учредителем, участником, руководителем, членом ее органов управления или контроля (п. 2 ст. 690 ГК РФ).

Заключение договора

Договор должен быть заключен в простой письменной форме (п. 1 ст. 161 ГК РФ).

Отметим, что договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение в требуемой форме по всем его существенным условиям. Таковыми являются:

• условия о предмете договора;

• условия, которые в законе или иных правовых актах определены как существенные или необходимые для договоров данного вида;

• все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (п. 1 ст. 432 ГК РФ).

Без них договор будет считаться незаключенным. Существенными условиями являются данные, которые позволяют определенно установить передаваемое по договору ссуды имущество (п. 2 ст. 689, п. 3 ст. 607 ГК РФ). Не является существенным условие о сроке договора ссуды. При отсутствии такого условия договор считается заключенным на неопределенный срок (п. 2 ст. 689, п. 2 ст. 610 ГК РФ).

Важные детали:

• ссудополучатель обязан поддерживать вещь, полученную в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, производить капитальный и текущий ремонт, нести все расходы на ее содержание, если иное не предусмотрено договором (ст. 695 ГК РФ);

• произведенные ссудополучателем отделимые улучшения в полученное имущество являются его собственностью, если иное не предусмотрено договором (п. 2 ст. 689 ГК РФ).

Если арендатор произвел за счет собственных средств с согласия арендодателя улучшения арендованного имущества, неотделимые без вреда для имущества, арендатор имеет право после прекращения договора на возмещение стоимости этих улучшений, если иное не предусмотрено договором (п. 2 ст. 623 ГК РФ). Полагаем, что данная норма о возмещении стоимости неотделимых улучшений может применяться к отношениям по безвозмездному пользованию имуществом.

В то же время стоимость неотделимых улучшений, произведенных ссудополучателем без согласия ссудодателя, не возмещается, если иное не предусмотрено законом (п. 2 ст. 689, п. 3 ст. 623 ГК РФ).

Оформить передачу имущества в безвозмездное пользование можно актом приема-передачи. В нем указывается кто, кому и какое имущество передает, приводится описание состояние имущества на момент передачи. В акте перечисляют документы и принадлежности, которые передаются вместе с вещью (п. 2 ст. 691 ГК РФ). Функции акта приема-передачи может выполнять и договор ссуды, если вещь передается при его заключении. В этом случае в договоре следует указать, что его подписание подтверждает прием и передачу имущества.

Такой договор можно расторгнуть в случаях, предусмотренных законом или договором. Например, если ссудополучатель существенно ухудшил состояние вещи или ссудодатель не предупредил о правах третьих лиц на нее при заключении договора (п. 1, 2 ст. 698 ГК РФ).

Учет доходов ссудополучателем

В целях исчисления налога на прибыль получение имущества в безвозмездное пользование является безвозмездным получением имущественного права, а полученная организацией экономическая выгода от безвозмездного пользования квалифицируется как внереализационный доход (п. 8 ст. 250 НК РФ, Письмо Минфина России от 27.08.2019 № 03-03-07/65526, п. 2 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 № 98).

В течение срока действия договора ссуды ссудополучатель должен исчислять доход исходя из рыночных цен на аренду идентичного имущества. Делать это можно на последнее число каждого месяца (п. 8 ч. 2 ст. 250, подп. 3 п. 4 ст. 271 НК РФ, п. 2 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 № 98, письма Минфина России от 27.08.2019 № 03-03-07/65526, от 17.12.2018 № 03-03-06/3/91535, от 14.06.2017 № 03-03-07/36870). Информация о ценах должна быть подтверждена налогоплательщиком – получателем имущества (работ, услуг) документально или путем проведения независимой оценки.

Исключение – случаи, указанные в ст. 251 НК РФ «Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы».

Льготой могут воспользоваться унитарные предприятия, образовательные учреждения и некоммерческие организации.

Унитарные предприятия. Их деятельность регулируется ст. 214, 294 и 295 ГК РФ и Федеральным законом от 14.11.02 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту федерации или муниципальному образованию и закрепляется за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения во владение, пользование и распоряжение. Необходимо отметить, что освобождение унитарного предприятия от платы за пользование переданным имуществом влечет за собой сохранение денежных средств данным предприятием. В указанном случае это может быть равнозначно их получению (Информационное письмо Президиума ВАС РФ № 98, письма ФНС России от 20.03.2015 № ГД-4-3/4430@, Минфина России от 25.02.15 № 03-03-05/9332).

Образовательные учреждения. При определении базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, безвозмездно полученного государственными и муниципальными образовательными учреждениями на ведение основных видов деятельности, а также в виде имущества, безвозмездно полученного организациями, занимающимися образовательной деятельностью, являющимися некоммерческими организациями, на осуществление образовательной деятельности (подп. 22 п. 1 ст. 251 НК РФ). Несмотря на то что в данной норме говорится об освобождении от обложения налогом только доходов в виде безвозмездно полученного имущества, а о безвозмездно полученных имущественных правах в ней ничего не говорится, полагаем, что подход контролирующих органов, обозначенный в предыдущем разделе, можно распространить и на указанную ситуацию. Поскольку сохранение денежных средств при освобождении от платы за пользование имуществом, безвозмездно полученным государственными и муниципальными образовательными учреждениями на ведение основных видов деятельности, может быть приравнено к их получению, данные доходы не учитываются на основании подп. 22 п. 1 ст. 251 НК РФ.

Некоммерческие организации. Имущественные права в виде права безвозмездного пользования государственным и муниципальным имуществом, полученные по решениям органов государственной власти и органов местного самоуправления некоммерческими организациями на ведение ими уставной деятельности, относятся к целевым поступлениям, которые также не учитываются при определении базы по налогу на прибыль (подп. 16 п. 2 ст. 251 НК РФ). При этом необходимо учитывать, что право безвозмездного пользования государственным и муниципальным имуществом должно быть получено некоммерческими организациями безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления. Таким образом, не признается доходом некоммерческой организации полученное ею на ведение своей уставной деятельности право безвозмездного пользования государственным или муниципальным имуществом, если такое право было передано соответствующим решением органа государственной власти или органа местного самоуправления, в котором указано целевое назначение передаваемого имущества (Письмо Минфина России от 10.04.2018 № 03-03-06/3/23640). Норма не применяется в отношении государственного и муниципального имущества, не закрепленного за государственными или муниципальными предприятиями в хозяйственное ведение или оперативное управление.

Если имущество получено в безвозмездное пользование от учредителя

Согласно подп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ не учитываются в целях налогообложения прибыли доходы в виде имущества, полученного российской организацией безвозмездно от:

• организации, если уставный капитал получающей (передающей) стороны более чем на 50% состоит из вклада передающей (получающей) организации;

• физического лица, если уставный капитал получающей стороны более чем на 50% состоит из вклада (доли) этого физического лица.

При этом из налоговой базы исключается только имущество, полученное от участников организации, владеющих более чем 50% долей в уставном капитале. Позиция Минфина России заключается в том, что передача имущественных прав под действие подп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ не подпадает (Письмо от 05.04.2019 № 03-03-06/1/23924). Иными словами, организации, получившие по договору ссуды имущество от своих учредителей (акционеров), независимо от размера их доли в уставном капитале должны доход от безвозмездного пользования имуществом включить в состав внереализационных доходов.

Расходы ссудополучателя

Нужно обратить внимание на текст договора ссуды. Дело в том, что ст. 695 ГК РФ, возлагая на ссудополучателя обязанности по поддержанию полученной вещи в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, а также по несению всех расходов на ее содержание, содержит оговорку, допускающую установление иного порядка распределения этих расходов непосредственно в договоре. Так что, прежде чем проводить ремонт или включать в расходы затраты на страховку, нужно убедиться, что договором соответствующие обязанности не переложены на ссудодателя.

Ссудополучатель получает право учитывать в расходах суммы, истраченные на содержание полученного имущества, включая затраты на его ремонт, страхование и т. п., если, конечно, полученное имущество используется при осуществлении деятельности, направленной на получение дохода (подп. 2 п. 1 ст. 253, ст. 260 НК РФ).

Налоговый учет у ссудодателя

Передача имущества в безвозмездное пользование независимо от его вида признается объектом обложения НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ, Письмо Минфина России от 23.10.2018 № 03-07-11/75858, Постановление АС Дальневосточного округа от 15.05.2019 по делу № А51-16899/2018). Ссудодатель, передавая имущество в пользование ссудополучателю, уплачивает этот налог в бюджет. База по НДС может быть определена равной стоимости аренды аналогичного основного средства (п. 1 ст. 105.3, п. 2 ст. 154 НК РФ). Счет-фактуру следует составить в одном экземпляре, ведь получатель имущества не может принять НДС к вычету.

Следует отметить, что не облагается НДС оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям (подп. 5 п. 2 ст. 146 НК РФ).

НДС, начисляемый в связи с передачей имущества в безвозмездное пользование, для целей исчисления налога на прибыль в расходах учесть нельзя (п. 16 ст. 270 НК РФ). При передаче имущества в безвозмездное пользование налогооблагаемого дохода

Основные средства, переданные в безвозмездное пользование, следует исключать из состава амортизируемого имущества (кроме основных средств, переданных в безвозмездное пользование органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, в случаях, если эта обязанность установлена законодательством РФ) (п. 3 ст. 256 НК РФ). Ссудодатель не начисляет амортизацию начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошла передача основного средства в безвозмездное пользование (п. 2 ст. 322, п. 6 ст. 259.1 НК РФ).

Возобновить начисление амортизации в порядке, применявшемся до передачи имущества в безвозмездное пользование, ссудодатель может начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором основное средство возвращено ссудо-получателем (п. 2 ст. 322, п. 7 ст. 259.1 НК РФ).

Ограничение прав

Ограничивает право ОУ только собственник и закон. По обязательствам казенных предприятий предусмотрена субсидиарная форма ответственности. Недвижимость находиться под обременением. Без разрешения государственных органов реализовать дома, здания, цеха и другие помещения будет невозможно. Существуют также ограничения на распоряжение особо ценным имуществом субъектом права ОУ.

Списание оборудования осуществляется с согласия собственника. Не может казенное предприятие также менять целевое назначение объектов без согласования. Оно обязано отчитывается перед государством об использовании всех активов и исполнении решений.

После прекращения права ОУ нужно будет передать все по акту приема-передачи в надлежащем состоянии с учетом естественного износа. Если активам был нанесен ущерб, то он подлежит возмещению в судебном порядке.

ВАЖНО! Доходы, полученные казенными предприятиями, а также изъятое у них имущество или излишки, поступают в государственный бюджет.

Государство наделяет казенные предприятия и учреждения правом оперативного управления. Закон предусматривает ограниченные возможности по распоряжению активами, однако у субъектов достаточно прав для организации производственной деятельности для достижения целей, поставленных перед ними уставом.

Кто имеет право на приватизацию жилья

Все жильцы, зарегистрированные в квартире, вправе подавать документы на приватизацию. Не всегда зарегистрированные в квартире граждане и наниматели по договору – одни и те же лица.

Часть из них могла выписаться из квартиры, а часть – зарегистрироваться с разрешения администрации. При этом не нужно изменять договор соцнайма, если состав прописанных жильцов изменился.

Лицо, выписавшееся из квартиры, предоставленной по договору соцнайма, не вправе участвовать в приватизации этой квартиры.

Исключение касается ранее выписанных из квартиры несовершеннолетних граждан до 18 лет. Они могут претендовать на долю в квартире в рамках приватизации.

Что требуется для участия в торгах

Итак, если вы решили по участвовать в аукционе по продаже государственного и муниципального имущества вам необходимо подготовить ряд документов и выполнить некоторые операции. Рассмотрим их по порядку.

  1. Подать заявку на участие в торгах государственного или муниципального. Заявка имеет стандартную форму, форму для ее написания следует взять у организаторов аукциона.
  2. Внести предварительный взнос, размер которого составляет 20% от первоначальной цены. Делается это для подтверждения намерений претендента. Факт оплаты подтверждается наличием квитанции.
  3. Предоставить перечень документов, которые требует организатор (документ подтверждающий личность, бланки о платежеспособности организации и т.д.).

Претендент может быть не допущен к участию в торгах по продаже государственного или муниципального имущества. Послужить такому решению могут следующие объективные основания:

  • представлен не весь перечень документов, которые организатор указал в информационном сообщении;
  • поданные документ выполнены не по форме, которая предусматривается действующим законодательством;
  • подача заявки осуществлена лицом, которое не имеет полномочий представлять конкретную организацию;
  • нет информационных данных о внесении предварительного взноса на счет организаторов аукциона.

Если одно из перечисленных оснований имеет место быть, то организаторы имеют полное право отказать претенденту. На практике, организаторы часто делают предупреждение перед тем, как переходить к более решительным действиям.

Другие способы реализации муниципальных прав собственника

Законодательно (№178 ФЗ, действующий с 21 декабря 2001 года) закреплены и другие варианты оформления приватизационной процедуры:

  • Изменение организационной формы предприятия с унитарным характером пользования оборотных средств.
  • Торговля имуществом и правами собственности на него на специализированном аукционе или путем проведения конкурсных мероприятий.
  • Продажа прав собственника без указания цены или при помощи публичных оферт.
  • Внесение имущественных прав в капиталы коммерческих предприятий.
  • Отчуждение акций, принадлежащих России, ее субъектам или муниципалитетам через доверительного управляющего.

Имущественные комплексы предприятий унитарного типа преобразуются в предпринимательские общества. Если имущества достаточно для формирования акционерного общества, то госпредприятие оформляется по этому типу коммерческой организации. Если по итогам приватизации такого размера капитала достичь не удается, формируется общество с ограниченной ответственностью.

Запрещается передавать права собственности на госимущество гражданам и субъектам коммерческой деятельности способами непредусмотренными в законе.

Если вам незаконно отказали в участии на торгах, или вы столкнулись с нарушением правил проведения аукциона и его отдельных мероприятий, то обращение за юридической помощью на сайт 33urista.ru – способ защитить свои права на приватизацию. Сотрудники портала 33urista.ru – адвокаты с опытом работы в области передачи имущества от государства и муниципалитета. Они расскажут вам:

Кто вправе выкупить недвижимость или имущественные комплексы в частное владение.

Как устанавливаются виды продаваемых предметов и цена на них.

В каком порядке, и в какой срок уведомляются покупатели.

Как правильно оформляются результаты торгов.

Как обжаловать действие госорганов, уполномоченных на их проведение.

Консультация проходит в онлайн-режиме, поэтому не придется тратить время на поиски юридической конторы. Мы ответим на любые вопросы, поможем защитить законные интересы при желании купить недвижимости у государства. Сайт 33urista.ru работает, чтобы вам было удобно. Если что-то не понятно, можете задать вопрос нашим специалистам в специальной форме на сайте.

    Несмотря на то, что мы постоянно работаем над актуальностью представленной информации на сайте, она может устаревать из-за частых изменений в законодательстве РФ. Каждый конкретный случай индивидуален и зависит от многих факторов. Только профессиональные знания и юридическая практика гарантируют решение возникшей проблемы.

Мы готовы помочь даже в самой сложной ситуации! Консультация бесплатная!
Задайте свой вопрос юристу прямо сейчас!

Особенности контракта о передачи в пользование третьим лицам ОИМД

Указанное соглашение относится к непоименованным договорам, так как оно отдельно не оговорено в законодательных актах РФ. Но судебная практика распространила на него по аналогии положения о договоре аренды, в том числе вопросы государственной регистрации.

Контракт должен быть заключен в письменной форме.

Для договора аренды существенными являются следующие условия (то что стороны должны обязательно оговорить в соглашении):

Стороной такого договора, предоставляющей имущество в пользование, признаются все собственники ОИМД, которые образуют множественность лиц в соответствии с действующим законодательством, от которых выступает уполномоченное ими лицо.

Перед заключением соглашения необходимо проверить полномочия подписанта арендатора.

Это можно осуществить:

Если контрагентом выступает физическое лицо, то необходимо проверить его дееспособность (запросив у подписанта справку из уполномоченных органов о его психическом состоянии, проверить информацию о том, не было ли принято в отношении данного лица судебного решения о лишении его дееспособности полностью или в части).

Если контрагентом выступает юридическое лицо, то необходимо:

— проверить его учредительные документы на предмет отсутствия ограничений на заключении договора (в случае их наличия получить при подписании договора все необходимые одобрения соответствующих органов юридического лица и т.п.).

— проверить полномочия генерального директора (не истекли ли его полномочия, не установленны ли какие-либо ограничения в его деятельности и т.п.).

Также необходимо просмотреть информацию о юридическом лице в Едином государственном реестре юридических лиц – из которого можно получить данные о генеральном директоре, учредителях, статусе лица (не находится ли лицо в статусе реорганизации или ликвидации).

Если уполномоченное лицо действует от лица-контрагента по доверенности, то необходимо проверить наличие соответствующих полномочий, проверить не была ли отозвана доверенность на основании которой действует данное лицо (в настоящий момент указанную информацию можно проверить на сайте нотариальной палаты РФ).

На сайте Верховного суда РФ и Высшего Арбитражного суда РФ можно уточнить информацию о наличии судебных споров с данным лицом, проверить предмет и основания споров, не ведется ли в отношении данного лица процедура банкротства.

— предмет соглашения

В контракте очень важно подробно произвести описание предмета договора, а именно что будет сдаваться в пользование лицу, указать технические характеристики предмета, его размеры, расположение в МКД и т.д.

Особо стоит оговорить про описание в договоре предмета, если им выступает помещение или его часть, которое относится к МКД.

При заключении контракта на целое помещение, которое учтено в кадастре недвижимости сторонам для описания предмета договора будет достаточно дополнить вышеуказанные условия кадастровым номером помещения.

Если предметом договора выступает часть помещения, то в настоящий момент еще действует позиция согласно которой надлежащим описанием предмета будет приложение к договору графической схемы части помещения (т.е. стороны маркером на схеме из тех или кадастрового паспорта обводят то, что будет составлять предмет договора), без постановки сдаваемой части на кадастровый учет.

Важно отметить, что в случае, если стороны заключили договор и стали его исполнять, то в последующем признать договор недействительным по причине недостаточного описания предмета договора будет крайне сложно, так как в настоящий момент судебная практика активно развивает институт добросовестного поведения, который запрещает недобросовестной стороне злоупотреблять предоставленным ему правом, в данном случае производить оспаривание договора по причине недостаточного описания предмета договора.

— Срок договора

Стороны могут согласовать любой срок пользования переданным имуществом, если он не ограничен законодателем.

При этом важно отметить, что в случае сдачи в аренду помещения или его части на срок более чем 11 месяцев договор будет подлежать гос. регистрации.

— Плата за пользование.

В данном разделе следует указать:

  • размер платы
  • период
  • способ оплаты

— Иные условия контракта

Учитывая вышеуказанные рекомендации хотелось бы обратить внимание, чтобы в договоре стороны подробно оговорили вопросы ответственности, способы расторжения договора, обсудили распределение затрат на ремонт сдаваемого имущества и т.д.

Не стоит изобретать велосипед и делать договор с чистого листа, в свободных источниках достаточное количество образцов договором, необходимо их просто скачать и внимательно заполнить, опираясь на вышеуказанные рекомендации.*

*Вышеуказанные рекомендации описаны лишь для наиболее часто встречающихся ситуаций, поэтому перед заключением договора следует более подробно изучить судебную практику (в которой будут рассмотрены наиболее спорные вопросы, возникающие между лицами по аналогичным взаимоотношениям), разъяснения законодательства уполномоченными органами.

Чем более подробно будут оговорены в договоре условия взаимодействия сторон в той или иной ситуации, тем проще будет сторонам действовать в последующем.

Описывайте договор простыми формулировками, избегайте двусмысленности их трактования.

К договору также должен быть составлен акт приема-передачи имущества, в котором стороны должны зафиксировать факт передачи имущества, состояние передаваемого имущества и т.п.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Читать еще:  Предоставление налоговых льгот ветеранам боевых действий в 2021 году
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты