Lazurnensky.ru

Обзорный аналитик
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Противопожарные расстояния между зданиями автостоянок и иными зданиями

Расстояние от стоянки до общественного здания: парковка автомобилей по нормам

Некоторые нормативные справочники были разработаны еще в советское время – СанПиН, СНиП (СП), но минимальное расстояние от парковки до общественного здания актуально и сейчас. Внести корректировку в стандарты градостроительства заставил рост количества автомобилей на стоянках во дворах, вокруг общественных строений и сооружений.

Расстояние от здания до парковки автомобилей предусмотрено нормами СНиП (СП) и СанПиН не только для удобства жителей, чтобы они свободно передвигались в зоне, предназначенной для прогулок, но и для противопожарной и санитарной защиты граждан.

Возведение зданий в черте населённых пунктов

Действующие требования определяют измерять противопожарное расстояние между жилыми домами, как дистанцию между стенами или выступающими конструктивными элементами строений.

Так расстояние между одноэтажными деревянными домами не должно превышать 15м, а между кирпичными менее 6м. 3 горючих жидкостей или 1000т каменного угля.

К основным требованиям, обеспечивающим противопожарную эксплуатацию зданий, относятся.

— Производственные и офисные многоэтажные здания должны быть оборудованы внешними лестничными маршами для эвакуации, с отдельным выходом на них с каждого этажа.

— Наличие в помещениях локальных средств тушения пожара и схем эвакуации.

— Монтаж автоматической системы пожаротушения, оборудованной звуковым оповещением, при этом, допустимо уменьшить расстояние между постройками на 50% от номинального показателя.

При специализированном хранении взрывоопасных и легковоспламеняющихся веществ, противопожарное расстояние увеличивается на 20%, от номинального показателя.

Огнестойкость строений

Требования ПБ распространяются на материалы, а также на конструктивные решения принимаемые при проектировании и возведении объектов.

Основным показателем, является огнестойкость – способность противостоять воспламенению, в течение определённого времени, выражается в часах.

Признаками превышения огнестойкости являются:

  • деформации и разрушения основных конструкций строения;
  • поверхностные деформации и трещины;
  • оплавление и обугливание материалов.

Детальные требования к огнестойкости определены в СНиП II-А.5-70 «Противопожарные нормы проектирования зданий и сооружений».

Документ дифференцирует материалы, применяемые при проведении строительных работ на:

  • несгораемые – «Н»;
  • трудно сгораемые – «Т»;
  • сгораемые – «С».

Также в нормах регламентировано применение материала, исходя из степени огнестойкости, в различных строительных работах.

Дополнительные меры обеспечения пожарной безопасности

Правилами ПБ предусмотрен комплекс мер обеспечивающих профилактику ситуации приводящих к возгоранию, среди которых:

  • регулярный периодический осмотр и обслуживание систем отопления – дымоходов, котлов и других газовых и электрических приборов для подогрева воды;
  • соблюдение требований по безопасному обустройству и эксплуатации электрических сетей;
  • разделение систем вентиляции и дымоудаления;
  • применение возле источников открытого огня напольных покрытий из негорючих материалов;
  • применение строительных и отделочных материалов имеющих сертификат ПБ;
  • обработка анитипирином деревянных конструкций и строительных элементов;
  • обустройство противопожарных выходов для каждого яруса в многоэтажных домах;
  • обеспечение свободного беспрепятственного подъезда спецтехники;

Объекты общественного использования – торговые и развлекательные центры, спортивные комплексы, концертные и конференцзалы, оборудуются автоматической системой оповещения на случай задымления или возгорания.

Определение расстояния между объектами

Безопасная дистанция между строениями определяется расчетным путём. При этом принимаются во внимание следующие факторы и показатели:

  • огнестойкость возводимого и соседних зданий;
  • пожароопасность, в случае необходимости взрывоопасность;
  • величину теплового излучения;
  • быстроту распространения пламени;
  • тип и назначение здания.

Например, при тепловом излучении 35кВт/м 2 , воспламеняются деревянные элементы конструкции и изделия.

Санкции за нарушение требований ПБ

Правительственное постановление №390 с изменениями от 20.09.2019г, «О противопожарном режиме». Правоприменение данного постановления показывает, что наиболее часто применяются следующие меры, направленные на выполнение установленных требований ПБ:

  • перенос или снос поостренного объекта;
  • демонтаж строящегося объекта;
  • устранение препятствия для свободного доступа к зданию спецтехники;
  • лишение права собственности на здание и/или земельный участок и другие.

Статья 20.4 КоАП предъявляет к нарушителям ПБ следующие санкции:

  • штраф от 10 до 15 тыс руб – для физических лиц;
  • штраф от 6 до 50 тыс руб — для предпринимателей или должностных лиц;
  • штраф от 15 тысяч до 1 млн руб – для юридических лиц.

При нарушении условий ПБ пострадали люди или нанесён значительный ущерб, виновные привлекаются к уголовной ответственности.
Наказание определено в УК РФ:

  • согласно Ст. 219 ч. 1 – виновному грозит штраф в сумме 80 тыс руб или равный сумме заработной плате за полугодовой период; тюремное заключение сроком до 3 лет; арест на 3 года или лишение права вести установленные законом виды деятельности в течение 3 лет.
  • согласно Ст. 219 ч. 2 – виновному грозит тюремное заключение до 5 лет или лишение права вести установленные законом виды деятельности в течение 3 лет.

Соблюдение требований ПБ при определении расстояния между зданиями и сооружениями на этапе проектирования – залог безопасной эксплуатации объектов в течении всего срока службы.

Пожарная безопасность закрытых паркингов и подземных автостоянок

Количество паркингов и автостоянок в нашей стране растет вместе с количеством автомобилей, поэтому задача обеспечения пожарной безопасности на этих объектах становится все более актуальной. При возникновении возгорания в салоне автомобиля, находящегося на парковке, пламя способно распространиться по салону за 8–10 минут, при этом, если не принять меры по ликвидации пожара, площадь возгорания начинает увеличиваться лавинообразно, за счет быстрого возгорания соседних автомобилей. А ведь на автостоянке в момент пожара могут находиться не только автомобили, но и владельцы, следовательно, возникает реальная угроза их здоровью и жизни.

Согласно постановлению Правительства РФ от 17 ноября 2001 года № 795 «Об утверждении правил оказания услуг автостоянок», и постановка, и хранение автомобиля на автостоянке должны производиться согласно противопожарным правилам, изложенным в законодательных актах РФ. Кроме того, статья 7 Федерального закона РФ от 17 декабря 1999 года № 212-ФЗ «О защите прав потребителей» гласит, что у каждого потребителя есть право на безопасность оказываемой услуги для его здоровья и жизни и отсутствия в результате ее оказания имущественного ущерба. Требования, обеспечивающие это право, устанавливаются законодательно.

Соответственно, требования к системам пожарной безопасности на любых автостоянках, включая закрытые и подземные, являются обязательными к выполнению и регламентируются несколькими документами:

· Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности, утвержденным Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ;

· Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, принятыми постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390;

· Сводом правил «СП 113.13330.2016. Стоянки автомобилей. Актуализированная редакция СНиП 21-02-99*»;

· Сводом правил «СП 154.13130.2013. Встроенные подземные автостоянки. Требования пожарной безопасности»;

· Сводом правил «СП 300.1325800.2017. Системы струйной вентиляции и дымоудаления подземных и крытых автостоянок. Правила проектирования»;

· Сводом правил «СП 5.13130.2009. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»;

· СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 года № 74;

· специализированными сводами правил.

В силу особенностей конструкции, к подземным автостоянкам и закрытым паркингам предъявляются и особые требования.

Требования к планировочным и конструктивным решениям паркингов

По степени опасности развития пожара Приложение Б СП 5.13130.2009 относит автомобильные стоянки и паркинги ко 2-й группе помещений. Эта степень определяется по двум параметрам:

· удельной пожарной нагрузке сгораемых материалов (для автомобильных стоянок 181–1400 МДж/м 2 ).

Согласно СП 113.13330.2016, допустимое число этажей на стоянках, степень огнестойкости конструкции и площадь отдельного пожарного отсека определяют, руководствуясь требованиями нормативных документов, при этом наземные стоянки автомобилей не могут иметь более 9 этажей, а подземные многоуровневые автостоянки — более 5. Во внутренней отделке автостоянок и паркингов следует использовать огнеупорные материалы.

В наземных закрытых паркингах возможно хранение автомобилей в индивидуальных боксах, разделенных огнестойкими перегородками (предел огнестойкости R45). Ворота в таких боксах допускается изготавливать в виде ограждения из металлической сетки, а если в боксах применяются установки объемного пожаротушения, то разрешается использование глухих ворот.

Что касается подземных стоянок, то в них разделение машиномест на отдельные боксы полностью запрещено. Для отдельно стоящих на незастроенной территории подземных стоянок, количество этажей в которых не превышает двух, необходимо наличие на каждом этаже самостоятельных въездов-выездов.

В последнее время широкое распространение получили подземные встроенные парковки, расположенные в зданиях самого различного назначения, включая жилые дома. По требованиям пожарной безопасности автостоянки могут быть встроены в здания I и II степеней огнестойкости классов C0 и C1. Поскольку возгорание на встроенных парковках без своевременно принятых мер может перекинуться на основное строение, к ним предъявляются особенно строгие требования пожарной безопасности.

Эвакуационные выходы и пути в паркингах

На каждом этаже закрытой или подземной автостоянки необходимо оборудовать от двух и более эвакуационных выходов. В одноэтажных подземных паркингах эвакуацию допустимо производить через лестничные клетки, также оборудованные прямым выходом с паркинга. Ширина лестниц, по которым может производиться эвакуация, должна превышать 1 метр.

Максимальное расстояние от самого дальнего места парковки автомобилей до эвакуационного выхода определяют по СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы».

Таблица 1. Допустимое расстояние от места парковки до ближайшего эвакуационного выхода

На всех подземных паркингах и закрытых наземных автостоянках должны иметься световые указатели эвакуационных и аварийных выходов и путей эвакуации. Все они, а также указатели мест расположения наружных пожарных гидрантов, огнетушителей, пожарных кранов подключаются к аварийному освещению. Знаки, указывающие направление движения, размещаются на входах, въездах на этажи, поворотах, выходах на лестницу. Знаки с указанием направления движения располагают в зоне свободной видимости из любого места на путях эвакуации.

Следует отметить, что безопасные расстояния между паркингами и зданиями, сооружениями, объектами отдыха регламентируются в том числе и нормами СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (см. табл. 2).

Таблица 2. Требования к минимальным расстояниям от открытых паркингов до зданий и территорий различного назначения

Системы противопожарного водоснабжения и тушения на закрытых автостоянках

Внутренний противопожарный водопровод на автостоянке должен соответствовать положениям свода правил «СП 10.13130.2009. Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности». При этом, по требованиям СП 113.13330.2016 для внутреннего пожаротушения закрытых стоянок число струй воды и ее расход на каждую из них определяется площадью защищаемого помещения. При объеме этого помещения от 0,5 м до 5000 м требуется две струи по 2,5 л/с, а при объеме защищаемого помещения более 5000 м — две струи по 5 л/с.

В одноэтажных и двухэтажных стоянках боксового типа, каждый бокс которых имеет собственный выезд, разрешено обходиться без противопожарного внутреннего водопровода. Противопожарный водопровод в подземных многоэтажных стоянках, включая и встроенные, должен иметь наружные патрубки, чтобы при необходимости к ним можно было подсоединить передвижную пожарную технику. Полы таких стоянок необходимо оснастить устройствами водоотведения в ливневую канализацию, а сам противопожарный водопровод должен быть выполнен отдельно от других внутренних водопроводных систем.

Если автомобили на стоянке хранятся в несколько ярусов, размещение установок автоматического пожаротушения проектируют так, чтобы обеспечивать тушение на каждом ярусе хранения.

Рис. 1. Система пожарной безопасности паркинга

Вентиляция и противодымная защита паркингов

Закрытые наземные паркинги и подземные автостоянки оборудуются системами противодымной вентиляции, которые должны эффективно удалять дым из помещений. В 2017 году был разработан и 22 февраля 2018 года введен в действие новый свод правил «СП 300.1325800.2017. Системы струйной вентиляции и дымоудаления подземных и крытых автостоянок. Правила проектирования», по которому должен составляться проект и изготавливаться система струйной и противодымной вентиляции именно на крытых и подземных автостоянках. Вентиляционная система автостоянки, согласно данному своду правил, должна состоять из трех частей:

1) приточно-вытяжной вентиляции;

2) противодымной вентиляции;

3) струйной вентиляции (см. рис. 1).

Приточно-вытяжная вентиляция отвечает за подачу в помещение стоянки свежего воздуха извне и удаления воздуха загрязненного. Она, свою очередь, состоит из двух систем: вытяжной вентиляции и приточной вентиляции.

В систему противодымной вентиляции входят вытяжная вентиляция с вентиляторами дымоудаления и приточная противодымная вентиляция с приточными вентиляторами. Побуждение тяги в системах должно быть механическим. Все вентиляторы системы дымоудаления должны эффективно и безаварийно работать 2 часа при температуре газов в помещении, равным 400 °С. Приточные вентиляторы устанавливают так, чтобы они были способны полноценно возмещать объем удаленных дымовых газов.

Читать еще:  Непринятие наследства и отказ от наследства — в чем разница

Схему и параметры вентиляционной системы выбирают на основе ее способности максимально быстро и безопасно обеспечить эвакуацию людей через свободные от дыма выходы, а также обеспечить параметры воздуха на стоянке, соответствующие требованиям ПДК СО (по ГОСТ 12.1.005-88) — около 70 мг/м 3 .

Проектирование и монтаж вентиляционной установки производится согласно требованиям отраслевых нормативных документов.

Пожарная безопасность электротехнических устройств на стоянках

Электротехнические устройства на автостоянках проектируют и монтируют согласно требованиям Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, утвержденного Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ и Правилами устройства электроустановок (ПУЭ).

В первую очередь надежным электроснабжением следует обеспечить электроустановки первой категории, применяемые в противопожарной защите: системы автоматического пожаротушения и сигнализации, системы оповещения, противодымной защиты и прочие. Ко второй категории относят электроприводы лифтов и прочих механизмов для перемещения автомобилей, аварийное освещение стоянок, а к третьей — все остальные потребители электроснабжения технологического оборудования автомобильных стоянок (пункт 6.4.2 СП 113.13330.2016).

В местах прохождения электропроводок инженерных систем и кабельных линий через строительные конструкции, имеющие нормируемый предел огнестойкости, необходимо предусмотреть кабельные проходки с соответствующим пределом огнестойкости.

Рис. 2-1. Спринклерная система пожаротушения в подземном паркинге

Системы автоматического пожаротушения и автоматической пожарной сигнализации

Требования к системам автоматического пожаротушения (АУПТ) и автоматической пожарной сигнализации (АУПС) изложены в «СП 5.13130.2009. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования».

АУПТ обязательна для закрытых наземных паркингов, имеющих два и более этажей. Кроме того, если автомобили расположены в индивидуальных боксах, подобными системами должны быть оснащены следующие одноэтажные наземные парковки:

· площадью от 7000 м 2 , I–III степени огнестойкости;

· площадью от 3600 м 2 , IV степени огнестойкости;

· площадью от 2000 м 2 , класса конструктивной пожарной опасности С1;

· площадью от 1000 м 2 , классов конструктивной пожарной опасности С2 и С3.

Подземные паркинги, включая встроенные, независимо от этажности стоянки и класса ее пожароопасности, оборудуют АУПТ. Тип огнетушащего вещества для автомобильных стоянок выбирают исходя из характеристик объекта пожаротушения и руководствуясь вышеупомянутым Сводом правил. Для автостоянок закрытого типа, как наземных, так и подземных, при температуре воздуха в них выше 0 °С обычно используют порошковые, аэрозольные или водяные системы пожаротушения (см. рис. 2-1 и 2-2).

Рис. 2-2. Спринклерная система пожаротушения в подземном паркинге

АУПС оснащают следующие объекты:

· одноэтажные закрытые наземные стоянки площадью менее 1000 м 2 или с количеством машиномест до 25 единиц;

· отдельные автомобильные боксы, в которых применяются самосрабатывающие модули пожаротушения.

В многоэтажных (не менее двух этажей) наземных закрытых стоянках, вмещающих до 100 автомобилей, должны быть установлены системы оповещения и управления эвакуацией людей (СОУЭ) первого типа, а на стоянках, вмещающих более 100 автомобилей — второго типа.
Подземные автомобильные паркинги вместимостью до 50 автомобилей оборудуются СОУЭ 2-го типа, от 50 до 200 — третьего типа, более 200 — четвертого типа.

Итак, выбор решения для пожаротушения автостоянки или паркинга зависит от их конструктивных особенностей, размера помещений, температурных условий. Работоспособность всех систем пожарной защиты ежегодно проверяется представителями Государственного пожарного надзора и сопровождается составлением соответствующего акта.

Обеспечить эту работоспособность на должном уровне под силу только специализированным компаниям. Альянс «Комплексная безопасность» возьмет на себя все работы по проектированию и оборудованию автоматизированными системами пожарной безопасности автомобильных стоянок любого типа под ключ. Обратившись в Альянс «Комплексная безопасность», вы также сможете заключить договор на сервисное обслуживание систем пожаротушения, пожарных сигнализаций и видеонаблюдения паркингов, и получить квалифицированные консультации по любым вопросам пожарной безопасности.

Классификация строительных ресурсов

Некоторых владельцев участка может неприятно поразить полученный штраф за то, что дом размещен слишком близко к соседнему участку. Особенно если у соседей напротив вроде бы такое же расстояние, а им даже замечание не сделали.

Нужно помнить, что противопожарное расстояние между строениями по пожарной безопасности неодинаковое по умолчанию, может быть шире или уже, а зависит это от использованных при возведении здания материалов. Если участок небольшой, уложиться в требования закона будет трудно. Сократить разрывы можно, если использовать материалы с максимально низкими характеристиками пожароопасности.

Всего существует 5 критериев, по которым оцениваются материалы с точки зрения их опасности во время огненных катастроф:

  • воспламеняемость;
  • горючесть;
  • способность к образованию дыма;
  • способность и скорость распространения пламени по внешней и внутренней поверхности;
  • токсичность.

Каждый из критериев имеет подпараметры, в которые уже сгруппированы конкретные виды строительных ресурсов.

Воспламеняемость сырья

Когда разрабатывают и готовят к выпуску на рынок новый вид строительного сырья, его обязательно тестируют. Методика проверки материалов на устойчивость к огню и способность воспламениться при нагреве описана в ГОСТ 30402 96. После тестирования материал относят к одной из подгрупп. Всего их пять:

  1. К группе A относятся кирпич, асбест, штукатура, керамическая плитка. Такие материалы считаются негорючими. Соответственно, если возвести кирпичный дом, то расстояние по пожарной безопасности между ним и другим зданиям может быть меньше. Эти же ресурсы рекомендуют использовать для строительства и отделки таких сооружений, как котельная или баня.
  2. К группе B (трудносгораемые) относят гипсокартонные и базальто-войлочные плиты, которые при производстве прошивают, а не скрепляют клеящими составами.

Гипсокартон имеет хорошую устойчивость к возгоранию

  • В группу C1 (плохосгораемые) входят войлок, некоторые виды древесины (например, бук и дуб), а также плиты на основе минеральной ваты или спрессованной смеси древесных стружек и полимерных составов. Стоит отметить, что войлок — это материал, который может на непродолжительный промежуток времени ограничить приток кислорода к очагу пожара, но в качестве изоляционного материала его использовать нельзя. Дубовые и буковые изделия плохо загораются, но горят долго, выделяют большое количество тепла, а потому не будут сдерживать распространение огня и усложнят тушение пожара.
  • В группу среднесгораемых материалов C2 включают практически все виды дерева, используемые при строительстве: пиния, сосна, лиственница и ель.
  • К легкосгораемому сырью (группа C3) относятся все ткани и тряпки из волокнистых материалов, пробковое покрытие, сырье с приставкой «поли» и «пено» (полистирол, пенопласт, полиэтилен и так далее), бумага и картон, битумные материалы и асфальт. Конструкции из сырья категории C3 необходимо тщательно оберегать даже от случайного попадания искр.
  • Горение в отсутствии источника огня

    После того как изделие из того или иного материала воспламенилось, источник нагрева может быть устранен. В зависимости от того, как поведет себя изделие в дальнейшем, материалу присваивают степень горючести. Градация оценок прописана в ГОСТ 12.1.044−89, всего их 4: сильно-, слабо-, нормально- и умеренно горючие.

    Ни в одном нормативном документе не содержится перечень материалов и их распределение по классам горючести. Это связано с тем, что свойства строительных материалов меняются в зависимости от обработки. Например, стол из ДСП считается умеренно горючим, обычную древесину можно отнести к нормально горючим материалам, но если дерево было пропитано антигорючей смесью, оно уже становится слабогорючим. Оценка по ГОСТ 12.1.044−89 указывается в сертификации на продукцию или сырье после прохождения товаром соответствующего испытания.

    Горючесть вещества не учитывается регламентом, так как её можно снизить с помощью специальной обработки материала

    Распространение пламени

    Если поджечь обычную деревянную доску, она продолжит гореть преимущество в очаге нагрева, медленно, плавно и практически равномерно обугливаясь как на поверхности, так и внутри. Однако некоторые материалы ведут себя иначе: возникшее в точке возгорания пламя мгновенно распространяется по всей поверхности листа или предмета.

    Скорость передвижения линии горения по внешним поверхностям проверяют по методике из ГОСТ Р 51032−97. По большей части проверке подвергают строительное сырье, которое используется для крыш и полов: мастики и мастичные покрытия, образцы кровельных и напольных покрытий.

    По результатам тестов материалу относят к одной из подгрупп:

    • РП1 — не распространяющие;
    • РП2 — слабораспространяющие;
    • РП3 — умеренно распространяющие;
    • РП4 — сильно распространяющие.

    Наиболее горючие материалы относят к подгруппе РП4

    Образование дыма и токсичных газов

    ГОСТ 12.1.044 классифицирует строительное сырье с точки зрения количества и плотности образующегося во время сжигания дыма, а также токсичности веществ, которые выделяются во время и после горения.

    Оценка способности к дымогенерации производится сжиганием материалов в прозрачной камере. С помощью специального оборудования измеряется плотность дыма, и образцу присваивается одна из категорий: от Д1 (малое дымообразование) до Д3 (высокое дымообразование).

    Токсичность определяется путем проведения лабораторных исследований. Здания, построенные с использованием высокотоксичных материалов, должны быть размещены на максимальном удалении от других сооружений.

    Образование токсичных испарений во время горения материала является важным критерием безопасности

    Пожарная безопасность закрытых паркингов и подземных автостоянок

    Количество паркингов и автостоянок в нашей стране растет вместе с количеством автомобилей, поэтому задача обеспечения пожарной безопасности на этих объектах становится все более актуальной. При возникновении возгорания в салоне автомобиля, находящегося на парковке, пламя способно распространиться по салону за 8–10 минут, при этом, если не принять меры по ликвидации пожара, площадь возгорания начинает увеличиваться лавинообразно, за счет быстрого возгорания соседних автомобилей. А ведь на автостоянке в момент пожара могут находиться не только автомобили, но и владельцы, следовательно, возникает реальная угроза их здоровью и жизни.

    Согласно постановлению Правительства РФ от 17 ноября 2001 года № 795 «Об утверждении правил оказания услуг автостоянок», и постановка, и хранение автомобиля на автостоянке должны производиться согласно противопожарным правилам, изложенным в законодательных актах РФ. Кроме того, статья 7 Федерального закона РФ от 17 декабря 1999 года № 212-ФЗ «О защите прав потребителей» гласит, что у каждого потребителя есть право на безопасность оказываемой услуги для его здоровья и жизни и отсутствия в результате ее оказания имущественного ущерба. Требования, обеспечивающие это право, устанавливаются законодательно.

    Соответственно, требования к системам пожарной безопасности на любых автостоянках, включая закрытые и подземные, являются обязательными к выполнению и регламентируются несколькими документами:

    · Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности, утвержденным Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ;

    · Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, принятыми постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390;

    · Сводом правил «СП 113.13330.2016. Стоянки автомобилей. Актуализированная редакция СНиП 21-02-99*»;

    · Сводом правил «СП 154.13130.2013. Встроенные подземные автостоянки. Требования пожарной безопасности»;

    · Сводом правил «СП 300.1325800.2017. Системы струйной вентиляции и дымоудаления подземных и крытых автостоянок. Правила проектирования»;

    · Сводом правил «СП 5.13130.2009. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»;

    · СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 года № 74;

    · специализированными сводами правил.

    В силу особенностей конструкции, к подземным автостоянкам и закрытым паркингам предъявляются и особые требования.

    Требования к планировочным и конструктивным решениям паркингов

    По степени опасности развития пожара Приложение Б СП 5.13130.2009 относит автомобильные стоянки и паркинги ко 2-й группе помещений. Эта степень определяется по двум параметрам:

    · удельной пожарной нагрузке сгораемых материалов (для автомобильных стоянок 181–1400 МДж/м 2 ).

    Согласно СП 113.13330.2016, допустимое число этажей на стоянках, степень огнестойкости конструкции и площадь отдельного пожарного отсека определяют, руководствуясь требованиями нормативных документов, при этом наземные стоянки автомобилей не могут иметь более 9 этажей, а подземные многоуровневые автостоянки — более 5. Во внутренней отделке автостоянок и паркингов следует использовать огнеупорные материалы.

    В наземных закрытых паркингах возможно хранение автомобилей в индивидуальных боксах, разделенных огнестойкими перегородками (предел огнестойкости R45). Ворота в таких боксах допускается изготавливать в виде ограждения из металлической сетки, а если в боксах применяются установки объемного пожаротушения, то разрешается использование глухих ворот.

    Что касается подземных стоянок, то в них разделение машиномест на отдельные боксы полностью запрещено. Для отдельно стоящих на незастроенной территории подземных стоянок, количество этажей в которых не превышает двух, необходимо наличие на каждом этаже самостоятельных въездов-выездов.

    В последнее время широкое распространение получили подземные встроенные парковки, расположенные в зданиях самого различного назначения, включая жилые дома. По требованиям пожарной безопасности автостоянки могут быть встроены в здания I и II степеней огнестойкости классов C0 и C1. Поскольку возгорание на встроенных парковках без своевременно принятых мер может перекинуться на основное строение, к ним предъявляются особенно строгие требования пожарной безопасности.

    Эвакуационные выходы и пути в паркингах

    На каждом этаже закрытой или подземной автостоянки необходимо оборудовать от двух и более эвакуационных выходов. В одноэтажных подземных паркингах эвакуацию допустимо производить через лестничные клетки, также оборудованные прямым выходом с паркинга. Ширина лестниц, по которым может производиться эвакуация, должна превышать 1 метр.

    Максимальное расстояние от самого дальнего места парковки автомобилей до эвакуационного выхода определяют по СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы».

    Таблица 1. Допустимое расстояние от места парковки до ближайшего эвакуационного выхода

    На всех подземных паркингах и закрытых наземных автостоянках должны иметься световые указатели эвакуационных и аварийных выходов и путей эвакуации. Все они, а также указатели мест расположения наружных пожарных гидрантов, огнетушителей, пожарных кранов подключаются к аварийному освещению. Знаки, указывающие направление движения, размещаются на входах, въездах на этажи, поворотах, выходах на лестницу. Знаки с указанием направления движения располагают в зоне свободной видимости из любого места на путях эвакуации.

    Следует отметить, что безопасные расстояния между паркингами и зданиями, сооружениями, объектами отдыха регламентируются в том числе и нормами СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (см. табл. 2).

    Таблица 2. Требования к минимальным расстояниям от открытых паркингов до зданий и территорий различного назначения

    Системы противопожарного водоснабжения и тушения на закрытых автостоянках

    Внутренний противопожарный водопровод на автостоянке должен соответствовать положениям свода правил «СП 10.13130.2009. Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности». При этом, по требованиям СП 113.13330.2016 для внутреннего пожаротушения закрытых стоянок число струй воды и ее расход на каждую из них определяется площадью защищаемого помещения. При объеме этого помещения от 0,5 м до 5000 м требуется две струи по 2,5 л/с, а при объеме защищаемого помещения более 5000 м — две струи по 5 л/с.

    В одноэтажных и двухэтажных стоянках боксового типа, каждый бокс которых имеет собственный выезд, разрешено обходиться без противопожарного внутреннего водопровода. Противопожарный водопровод в подземных многоэтажных стоянках, включая и встроенные, должен иметь наружные патрубки, чтобы при необходимости к ним можно было подсоединить передвижную пожарную технику. Полы таких стоянок необходимо оснастить устройствами водоотведения в ливневую канализацию, а сам противопожарный водопровод должен быть выполнен отдельно от других внутренних водопроводных систем.

    Если автомобили на стоянке хранятся в несколько ярусов, размещение установок автоматического пожаротушения проектируют так, чтобы обеспечивать тушение на каждом ярусе хранения.

    Рис. 1. Система пожарной безопасности паркинга

    Вентиляция и противодымная защита паркингов

    Закрытые наземные паркинги и подземные автостоянки оборудуются системами противодымной вентиляции, которые должны эффективно удалять дым из помещений. В 2017 году был разработан и 22 февраля 2018 года введен в действие новый свод правил «СП 300.1325800.2017. Системы струйной вентиляции и дымоудаления подземных и крытых автостоянок. Правила проектирования», по которому должен составляться проект и изготавливаться система струйной и противодымной вентиляции именно на крытых и подземных автостоянках. Вентиляционная система автостоянки, согласно данному своду правил, должна состоять из трех частей:

    1) приточно-вытяжной вентиляции;

    2) противодымной вентиляции;

    3) струйной вентиляции (см. рис. 1).

    Приточно-вытяжная вентиляция отвечает за подачу в помещение стоянки свежего воздуха извне и удаления воздуха загрязненного. Она, свою очередь, состоит из двух систем: вытяжной вентиляции и приточной вентиляции.

    В систему противодымной вентиляции входят вытяжная вентиляция с вентиляторами дымоудаления и приточная противодымная вентиляция с приточными вентиляторами. Побуждение тяги в системах должно быть механическим. Все вентиляторы системы дымоудаления должны эффективно и безаварийно работать 2 часа при температуре газов в помещении, равным 400 °С. Приточные вентиляторы устанавливают так, чтобы они были способны полноценно возмещать объем удаленных дымовых газов.

    Схему и параметры вентиляционной системы выбирают на основе ее способности максимально быстро и безопасно обеспечить эвакуацию людей через свободные от дыма выходы, а также обеспечить параметры воздуха на стоянке, соответствующие требованиям ПДК СО (по ГОСТ 12.1.005-88) — около 70 мг/м 3 .

    Проектирование и монтаж вентиляционной установки производится согласно требованиям отраслевых нормативных документов.

    Пожарная безопасность электротехнических устройств на стоянках

    Электротехнические устройства на автостоянках проектируют и монтируют согласно требованиям Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, утвержденного Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ и Правилами устройства электроустановок (ПУЭ).

    В первую очередь надежным электроснабжением следует обеспечить электроустановки первой категории, применяемые в противопожарной защите: системы автоматического пожаротушения и сигнализации, системы оповещения, противодымной защиты и прочие. Ко второй категории относят электроприводы лифтов и прочих механизмов для перемещения автомобилей, аварийное освещение стоянок, а к третьей — все остальные потребители электроснабжения технологического оборудования автомобильных стоянок (пункт 6.4.2 СП 113.13330.2016).

    В местах прохождения электропроводок инженерных систем и кабельных линий через строительные конструкции, имеющие нормируемый предел огнестойкости, необходимо предусмотреть кабельные проходки с соответствующим пределом огнестойкости.

    Рис. 2-1. Спринклерная система пожаротушения в подземном паркинге

    Системы автоматического пожаротушения и автоматической пожарной сигнализации

    Требования к системам автоматического пожаротушения (АУПТ) и автоматической пожарной сигнализации (АУПС) изложены в «СП 5.13130.2009. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования».

    АУПТ обязательна для закрытых наземных паркингов, имеющих два и более этажей. Кроме того, если автомобили расположены в индивидуальных боксах, подобными системами должны быть оснащены следующие одноэтажные наземные парковки:

    · площадью от 7000 м 2 , I–III степени огнестойкости;

    · площадью от 3600 м 2 , IV степени огнестойкости;

    · площадью от 2000 м 2 , класса конструктивной пожарной опасности С1;

    · площадью от 1000 м 2 , классов конструктивной пожарной опасности С2 и С3.

    Подземные паркинги, включая встроенные, независимо от этажности стоянки и класса ее пожароопасности, оборудуют АУПТ. Тип огнетушащего вещества для автомобильных стоянок выбирают исходя из характеристик объекта пожаротушения и руководствуясь вышеупомянутым Сводом правил. Для автостоянок закрытого типа, как наземных, так и подземных, при температуре воздуха в них выше 0 °С обычно используют порошковые, аэрозольные или водяные системы пожаротушения (см. рис. 2-1 и 2-2).

    Рис. 2-2. Спринклерная система пожаротушения в подземном паркинге

    АУПС оснащают следующие объекты:

    · одноэтажные закрытые наземные стоянки площадью менее 1000 м 2 или с количеством машиномест до 25 единиц;

    · отдельные автомобильные боксы, в которых применяются самосрабатывающие модули пожаротушения.

    В многоэтажных (не менее двух этажей) наземных закрытых стоянках, вмещающих до 100 автомобилей, должны быть установлены системы оповещения и управления эвакуацией людей (СОУЭ) первого типа, а на стоянках, вмещающих более 100 автомобилей — второго типа.
    Подземные автомобильные паркинги вместимостью до 50 автомобилей оборудуются СОУЭ 2-го типа, от 50 до 200 — третьего типа, более 200 — четвертого типа.

    Итак, выбор решения для пожаротушения автостоянки или паркинга зависит от их конструктивных особенностей, размера помещений, температурных условий. Работоспособность всех систем пожарной защиты ежегодно проверяется представителями Государственного пожарного надзора и сопровождается составлением соответствующего акта.

    Обеспечить эту работоспособность на должном уровне под силу только специализированным компаниям. Альянс «Комплексная безопасность» возьмет на себя все работы по проектированию и оборудованию автоматизированными системами пожарной безопасности автомобильных стоянок любого типа под ключ. Обратившись в Альянс «Комплексная безопасность», вы также сможете заключить договор на сервисное обслуживание систем пожаротушения, пожарных сигнализаций и видеонаблюдения паркингов, и получить квалифицированные консультации по любым вопросам пожарной безопасности.

    Тепловое излучение

    [rek_custom2]
    Тепловое излучение — самый опасный фактор распространения пожара на участки в сравнении с теми же горящими частицами, которые даже не учитываются из-за их несильной способности к зажиганию. При том, когда говорят о лесных пожарах, пожарах на складах с горючим, учитывают то, что горящие частицы переносятся на большие расстояния до предела. При подобных пожарах в радиусе до трехста метров разбрасываются искры и головни, при шторме на расстояния до километра.

    Также надо сказать о том, что на выбор противопожарных расстояний между зданиями, строениями, сооружениями и участками влияют установки автоматического тушения пожара (вернее, их наличие) и время, за которое до места пожара добирается первая пожарная бригада. Т.е. данные факторы оказывают существенное влияние на ход пожара между участками. Именно поэтому в нашей практике установления норм для противопожарных разрывов изначально учитывается время прибытия отрядов пожарных.

    К тому же сейчас нет никаких нормативов в пределах безопасности от пожаров, с помощью которых можно было бы рассчитать противопожарные расстояния между сооружениями, зданиями, а также строениями и участками и их пределы.

    Чем опасно близкое расстояние между домами

    Одной из главных опасностей распространения пожара являются искры. Они могут распространяться на довольно большие расстояния, особенно, это сильно проявляется при сильном ветре.

    При попадании на горючие поверхности соседних зданий и других объектов искры вызывают возгорания. Таким образом, получается быстрое распространение пожара.

    При сильном пожаре горящие части конструкции или другие предметы зачастую разлетаются под воздействием различных факторов и приводят к распространению огня.

    От конвективных потоков часто страдает пожарная безопасность между деревянными домами, когда не соблюден противопожарный разрыв.

    От инфракрасного излучения при сильном пожаре могут возгораться горючие материалы, находящиеся на некотором удалении от огня, но в достаточной близости. Поэтому и устанавливают минимумы для противопожарных зазоров между домами.

    Пожарные зазоры между зданиями

    Раньше сколько метров между домами по пожарной безопасности определял СНиП 2.07.01-89.

    Теперь все требования по пожаробезопасности сведены в один документ – Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 № 123-ФЗ.

    Расстояние между жилыми домами по пожарной безопасности определяется по минимальному зазору между внешними ограждающими или другими конструкциями.

    Если между строениями имеются выступающие элементы из огнеопасных веществ больше чем на один метр, то противопожарный зазор считается от них.

    Если в стенах между домами нет окон, и они не относятся к объектам 3-5 уровня пожаробезопасности, то пространство между зданиями разрешается уменьшить на 20%.

    В девятибалльных сейсмических районах противопожарный зазор жилых домов, а также между ними и общественными сооружениями 4-5 уровня стойкости к огню увеличивают на 20%.

    Просвет между зданиями 3-5 степени пожаробезопасности и любыми другими расположенными в береговой зоне 100 км необходимо увеличить на 25%, если регион относится к климатическому подрайону IБ, IГ, IIА и IIБ.

    Расстояние между деревянными домами по пожарной безопасности увеличивается на 50%, если они расположены в природных зонах IА, IБ, IГ, IД и IIА.

    Каркасно-щитовые двухэтажные строения 5 уровня пожаробезопасности и здания с кровлей из рубероида и подобных материалов располагаются на расстояниях, увеличенных на 20% сравнительно с нормативными.

    Объекты 1-2 уровня стойкости к огню можно располагать ближе 6 м, если у более высокого ограждающая поверхность, обращенная к соседнему дому, является противопожарной.

    Расстояние между частными домами по пожарной безопасности (одноквартирными или блокированными) расположенными на соседних участках должно быть более 15 м, если они относятся к 3-5 категории пожаробезопасности. Строения первого и второго уровня стойкости к огню можно строить на дистанции десять метров друг от друга.

    К жилым и хозяйственным объектам, расположенным на одном участке эти требования не предъявляются, если площадь застройки меньше 800 м2.

    К расстоянию между дачными домами по пожарной безопасности предъявляются такие же требования, как и частным зданиям.

    Границу застройки городских населенных пунктов от лесной зоны располагают на дистанции более 50 м. Для сельских поселений и садовых товариществ, противопожарный зазор предусматривается более 15 м. Для городской застройки с домами до двух этажей индивидуальной постройки разрешается уменьшить расстояние до границы леса, но не менее 15 м.

    Для киосков и павильонов имеются ограничения по количеству размещенных на определенной территории.

    Так объекты 1-3 класса огнестойкости можно группировать до 10 штук, а 4-5 степени до 6. Противопожарный зазор между павильонами не регламентируется.

    При определении допустимых противопожарных зазоров между домами нужно использовать норму для объекта с наименьшим уровнем стойкости к огню.

    Так, если рядом находятся дома с 1 и 5 уровнем пожароопасности, то применяется норматив для последнего.

    Пожарные зазоры автозаправочных станций

    Размер пространства для защиты от пожара между автозаправками и близлежащими объектами также устанавливаются «Техническим регламентом…» ст. 71. Но измерение зазора производится по-разному, зависит от противопожарных свойств сооружения.

    Если вблизи АЗС находятся общественные или жилые здания, расстояния измеряются от окон или дверей до стенок наружных резервуаров с горючим или вентиляционных труб, площадок с автоцистернами или помещений и объектов с топливом.

    Если рядом расположены ясли, детсады, школы, интернаты или частный сектор, то допустимый зазор начинают считать от границ участков этих объектов.

    При расположении автозаправочной станции в пределах населенного пункта общая емкость всех резервуаров с топливом не должна превышать 40 м3.

    Если АЗС установлена за границей городского или сельского поселения, то предельный объем горюче-смазочных материалов устанавливают в 60 м3.

    Если АЗС стоит рядом с лесными насаждениями из хвойных или смешанных пород, то территория между ними распахивается на ширину не менее 5 м или покрывается негорючими материалами, препятствующими распространению огню по поверхности. В этом случае минимальный противопожарный зазор уменьшается в два раза.

    Такие же требования предъявляются к автозаправочным станциям, расположенным вблизи сельскохозяйственных угодий (посевов пшеницы, хлопчатника и т. п.)

    АЗС независимо от места расположения должны находиться на расстоянии более 50 м от границ участков яслей, школ, интернатов, домов престарелых, больниц, спальных корпусов санаториев.

    Для АЗС с подземными емкостями для хранения бензина или дизеля расстояния до ближайших сооружений колеблются от 9 м до 25 м.

    Так лесопосадки из хвойных и смешанных пород должны располагаться на расстоянии более 25 м, лиственных – более 10 м, жилые и общественные здания – более 25 м, автостоянки – больше 15 м.

    Для автодорог в зависимости от их категории дистанция варьируется в пределах 9-12 м. Для первых трех типов предусмотрен зазор в 12 м, для четвертого и пятого в 9 м.

    Для АЗС с наружными резервуарами хранения горюче-смазочных материалов пожарные зазоры увеличены и зависят еще от объема емкостей. Так АЗС до 20 м3 располагается от жилищных и общественных комплексов в 40 м, мест нахождения больших количеств людей – 50 м, автостоянок – 20 м, лесопосадок лиственных пород – 12 м.

    Автозаправки объемом больше 20 м3 располагаются в 50 м, 50 м, 30 м, 15 м соответственно. Для хвойных лесных массивов норматив увеличивается в два с половиной раза сравнительно с лиственными для всех типов АЗС.

    От сооружений с присутствием вредных веществ 1 и 2 классов опасности АЗС должно находиться на дистанции 100 метров и больше.

    Заключение

    Система противопожарной безопасности состоит из нескольких уровней защиты.

    Это организационно-технические мероприятия, на законодательном уровне регламентируются правила пожарной безопасности объектов, определены нормы для проектировщиков и строителей.

    Для любого сельского или городского населенного пункта предусмотрены множество норм и требований, которые напрямую зависят от количества и этажности домов, их пожароопасности.

    Благодаря такой многоуровневой комплексной системе безопасности удается минимизировать число пожаров и их последствия.

    Видео: Расстояние до забора от построек по ГОСТу

    Что такое противопожарный разрыв

    Противопожарный разрыв — это определённое специальными нормами безопасное расстояние между конструкциями различной направленности. Их обустройство и размеры следует учитывать при строительстве ещё на стадии проектирования. Основное предназначение противопожарных разрывов состоит в недопущении распространения огня между соседними зданиями. Также они создаются для беспрепятственного проезда и маневрирования спецтехники.

    Огнестойкость зданий

    Ключевым фактором, который влияет на противопожарное расстояние, является предел огнестойкости сооружения. Показатель огнестойкости любого строения характеризуется неизменяемостью его геометрических форм во время пожара, то есть сохранение целостности здания и его конструкционных элементов: несущих стен, крыши и пр., чем меньше этот показатель, тем большая вероятность разрушения и распространения огня на соседние строения, поэтому и расстояние будет увеличиваться.

    Уровень стойкости к огню зависит от того, из каких материалов сооружение. Различают следующие степени:

    I – сооружения, которые возведены с использованием природных или искусственных камней или железобетонных несущих конструкций, негорючих плит и листов в качестве кровельного и облицовочного материала;

    II – те же материалы что и в п. I, но для несущих стен и межэтажных перекрытий допускается применение менее огнестойкого материала — незащищенных металлических профилей;

    III – в дополнение к указанным материалам допускается применение деревянных элементов в строительных конструкциях разного типа в качестве внутренних перекрытий. При условии их оштукатуривания или облицовки трудногорючими плитными и листовыми элементами. К элементам кровли предъявляются дополнительные требования — пропитка антипиренами повышающими огнестойкость древесины.

    IIIа – сооружения, имеющие металлический каркас из незащищенного прокатного профиля и металлические листовые ограждающие элементы;

    IIIб – каркасное сооружение, возведенное из дерева. Вся древесина, используемая в строительстве, независимо несущая или ограждающая конструкция, прошла специальную подготовку и антипиреновую пропитку.

    IV – деревянное сооружение из древесины не прошедшей специальную обработку, но защищенную огнеупорными листовыми материалами в качестве внешней облицовки.

    IVа – одноэтажные каркасные здания из незащищенных металлических несущих конструкций и профилированных, листовых ограждающих элементов. но с горючим утеплителем между ними.

    V– к этой категории относятся все остальные здания к которым не предъявляются особые требования относительно сопротивления возгоранию и распространению пожара.

    Виды автостоянок

    По определению СП 113.13330.2016, автостоянками, называемыми также парковками, паркингами, гаражами-стоянками, считают строительные объекты, а также их выделенные части, пожарные отсеки, помещения; или оборудованные открытые площадки, что специально предназначены для хранения легковых автомашин, микроавтобусов, других видов транспорта с мотором/двигателем – мотороллеров, мотоциклов, мотоколясок, мопедов, скутеров.

    Следует отметить, что велосипеды, за возможность невозбранного хранения которых на автостоянках, в зданиях паркингов, наравне с вышеперечисленными транспортными средствами, ратуют многие граждане-владельцы, в этот нормативно утвержденный список не попали.

    Согласно указаниям свода правил хранение легковых автомашин, другого личного транспорта на автостоянках, в паркингах, на закрепленных за каждым владельцем местах, может быть постоянным, длительностью больше 12 часов; или временным – на стоянках общественного, платного пользования.

    Среди многообразия разновидностей стоянок для хранения автомобилей выделяют три основных вида, включающих все типы, зависящие от места размещения, обустройства, строительного исполнения, способов заезда, расстановки личного транспорта.

    Открытые

    Стоянки открытого типа для временной парковки, длительного хранения легкового автотранспорта бывают следующих типов:

    • Внутри дворовыми – для жителей многоквартирных зданий, гостей, посетителей.
    • Общественными, расположенными в административной, общественно-деловой части населенного пункта.
    • Объектовыми, обустраиваемыми для хранения легкового автотранспорта работников производственных предприятий, складских комплексов.
    • Перехватывающими – для временного размещения автомобилей граждан, следующих в центры крупных городов, что обустраивают вблизи станций метрополитена, железной дороги, остановок наземного городского электротранспорта.

    Открытые автостоянки, паркинги также могут быть:

    • Платными, обустроенными, постоянно обслуживаемыми организациями, оказывающими такой вид услуг населению, или общественными – бесплатными.
    • Охраняемыми и без организации охраны.
    • Имеющими ограждение для ограничения свободного доступа помимо ворот, калиток, как правило, в виде легко просматриваемых металлических конструкций, сеток, или без него.
    • Обвалованными – наземными или заглубленными автостоянками с обвалованием грунтом, выступающим больше чем на 50% от уровня земли.
    • Открытыми стоянками, обустраиваемыми на эксплуатируемых кровлях строительных объектов, без установки навесов.

    Кроме того, СП 113.13330, к наземным стоянкам открытого типа относит автостоянки, размещаемые в строительных объектах, в которых не меньше 50% поверхности наружного ограждения на любом этаже/ярусе составляют открытые проемы, без какого-либо заполнения, а остальное – парапеты.

    А также, как в гаражах автопредприятий, гаражах-стоянках организаций, на территории открытых стоянок допускается размещение постов технического сервиса, текущего ремонта легковых автомобилей.

    Пожарная безопасность открытых автостоянок в основном обеспечивается:

    • Наличием, не захламлением, запретом хранения сгораемых материалов, своевременной уборкой растительного мусора в противопожарных разрывах до жилых, общественных, производственных строительных объектов.
    • Обеспечением сквозных основных поездов по территории, в том числе для свободного следования, подъезда автотехники пожарных подразделений к месту возгорания.
    • Строгим соблюдением противопожарного режима, в том числе категорическим запретом курения, сливо-наливных операций с горючими жидкостями.
    • Регулярным обходом территории на охраняемых автостоянках.
    • Обязательным оборудованием территории автостоянок переносными, передвижными огнетушителями, с организацией хранения в холодный период в отапливаемых помещениях.

    Подземные

    Такими стоянками считают строительные объекты, в которых все этажи имеют отметку пола помещений для расстановки, хранения легкового автотранспорта больше, чем на 50% высоты, ниже планировки отметки земли вокруг сооружения.

    Подземные паркинги строятся как одно-, так многоэтажными, в зависимости от потребностей населения, рельефа местности, качества геологических пород, наличия грунтовых вод в местах возведения.

    Существуют как традиционные подземные автостоянки, где владельцы легкового транспорта сами маневрируют, размещают машины на выделенных местах, так и автоматизированные, полумеханизированные паркинги, в которых транспортировка осуществляется водителем с помощью устройств, механизмов, или вовсе без его участия.

    Подземная парковка Фотограф: Jaymantri

    В подземных паркингах допускается:

    • Манежное хранение автомашин, когда они размещаются в общем помещении, имея свободный выезд на внутренний проезд каждого этажа.
    • Боксовое хранение легковых автомашин, когда они находятся в отдельных боксах, обеспеченных выездом наружу, во внутренний проезд.

    Боксовое хранение, с разделением машиномест даже противопожарными перегородками, не допускается требованиями пункта 5.2.6 СП 154.13130.2013 во встроенных подземных автостоянках.

    Допустимо устройство сетчатого ограждения, выполняемого из негорючих материалов, веществ, чтобы выделять места постоянного хранения автомобилей.

    Пожарная опасность подземного паркинга обусловлена как высоким уровнем пожарной нагрузки на единицу площади, так и коротким периодом заполнения токсичными летучими продуктами горения всех помещений, что снижает вероятность безопасной эвакуации людей, находящихся на этажах, сильно затрудняет разведку места возникновения очага возгорания, тушение пожара.

    Для успешного преодоления этих серьезных проблем подземные паркинги для размещения личного автотранспорта должны в обязательном порядке оборудоваться стационарными системами пожаротушения, дымоудаления, оповещения людей.

    Встроенные

    Такие автостоянки, что встраиваются или пристраиваются к строительным объектам другого функционального назначения могут быть как подземными, так и надземными сооружениями.

    Требования пожарной безопасности к таким автостоянкам специфические, довольно жесткие как в части проектных решений по строительным конструкциям, объему, планировкам, так и к инженерным системам таких объектов.

    Это не удивительно, так как встроенно-пристроенные автостоянки являются частью жилых многоквартирных домов, общественных объектов с массовым нахождением покупателей, посетителей.

    Дополнительные средства устранения пожароопасных ситуаций

    Требования безопасности противопожарных разрывов между зданиями и сооружениями предусматривает применение дополнительных мер и средств в случае необходимости. К их числу относят:

    1. Противопожарные стены. Их еще называют брандмауэры. Их можно устанавливать между зданиями или внутри помещения, для разграничения противопожарных отсеков. Они должны быть на всю высоту здания. С их помощью можно уменьшить расстояние между сооружениями.
    2. Противопожарные перекрытия. Обеспечивают предупреждение распространения огня вертикально. Хорошо подходят для многоэтажных строений.
    3. Легко сбрасываемые конструкции. Позволяют снижать нагрузку на ограждающую конструкцию. Применяют для тех сооружений, где есть вероятность возникновения взрыва.
    4. Огнепреградители. Предотвращают прохождение пламени. Используются в трубопроводах горючих газов, в резервуарах с горючими жидкостями.
    5. Быстродействующие отсекатели. Имеют вид заслонок и задвижек. Устанавливаются для предотвращения распространения огня по трубопроводам.
    6. Противодымная защита зданий. Ее еще называют системой дымоудаления. Она облегчает эвакуацию людей и позволяет без помех устранять пожары.
    голоса
    Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector