Lazurnensky.ru

Обзорный аналитик
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Социальная норма потребления электроэнергии. Порядок применения, кем устанавливается, когда вступает в силу

Что такое социальная норма потребления электроэнергии? Это фиксированный объем потребления электричества, который используется для расчета платы за услугу. Устанавливается для всех слоев населения одинаковым, и применяется только для коммунальных и бытовых нужд.

В настоящее время все граждане РФ оплачивают электроэнергию по одинаковым тарифам, в независимости от уровня потребления.

Льготные тарифы для малообеспеченных семей или для сельской местности рассчитываются по ставкам ниже себестоимости. Однако обеспеченные люди, потребляющие электричество в повышенном объеме, производят оплату по тем же тарифам. В итоге государство помогает зажиточным гражданам больше, чем малообеспеченным группам лиц.

Социальная норма позволит более справедливо распределить нагрузку, аналогично прогрессивной налоговой шкале, где бедные платят меньше, чем богатые. Поэтому социальную норму потребления можно считать государственной поддержкой социально уязвимых групп.

Такой подход поможет справедливо распределить финансовое бремя, чтобы высокие ставки юридических лиц не оплачивались за счет низких тарифов для физических лиц.

Суть реформы заключается в следующем:

  1. Определение объема потребления электричества, удовлетворяющее потребности жильцов.
  2. Установление стоимости электроэнергии немного ниже, чем до введения соц. нормы, и заметно выше, если потребление электричества идет сверх объема.

Правительство хочет стимулировать граждан к экономии энергоресурсов, и заставить платить намного дороже тех, кто потребляет электричество больше социальной нормы. Цели преследуются разные, начиная от энергосбережения до сокращения дотирования цен за счет продажи электроэнергии промышленникам по более высокой цене.

Проводимый в регионах эксперимент предполагал социальную норму электричества на одного человека, а в 2021 году она уже будет установлена из расчета подключения на одну квартиру.

Соц. норма на электроэнергию влияет только на оплату и не ограничивает объем потребления. Согласно статистическим данным, размер социальной нормы потребления в 2021 году 300 кВт*ч в месяц превышает средний уровень, составляющий 225кВт/ч на точку подключения.

Определение понятий

Приведем ряд терминов, которые характеризуют эту услугу и связаны с ней:

1. Электроэнергия – это тот объем ресурса, который поступает в общую сеть и доходит до потребителя.

2. Социальный норматив потребления – установленная законодательством величина потребления электроэнергии из расчета на одного человека. Применяется в следующих случаях:

  • не установлен индивидуальный прибор учета;
  • показания счетчика переданы позднее установленного срока;
  • счетчик вышел из строя или преднамеренно испорчен.

3. Киловатт час – количество потребляемой бытовыми осветительными и иными приборами энергии.

4. Базовый тариф – суммарное выражение стоимости единицы электроэнергии для квартир и домов, оборудованных газовыми плитами и центральным отоплением.

Норма в текущем году

В 2019 году планировалось установить социальную норму в размере 300 кВт/ч во всех регионах страны. Причем установить ее на жилое помещение, а не на человека, проживающего в нем, как сейчас. Идея эта принадлежит Минэкономразвития России.

Также было предложено платить ввести три тарифа:

  • базовый, самый низкий (за использование до 300 кВт/ч);
  • повышенный (300-500 кВт/ч);
  • экономически обоснованный, самый высокий (от 500 кВт/ч).

Сотрудники министерства также предложили к 2033 году отменить льготы по оплате электроэнергии для обладателей электроплит, а также для жителей сельской местности.

Однако 23 января 2019 года представитель Дмитрия Козака, заместителя председателя Правительства России, заявил, что вопрос о введении социальной нормы потребления электричества откладывается на неопределенный срок.

Уже можно с уверенностью сказать, что в 2020 году социальная норма потребления электроэнергии для граждан РФ введена не будет.

Почему нужна социальная норма на электричество?

Причинами введения социальной нормы потребления электроэнергии называли то, что:

  1. Все граждане оплачивают электроэнергию по одинаковым ставкам, независимо от уровня потребления. Эти ставки ниже себестоимости, особенно льготные тарифы (для сельской местности и т.д.). Между тем, есть обеспеченные граждане, которые потребляют больше электричества, а оплату производят по таким же ставкам. Получается, что им государство помогает больше, чем малообеспеченным слоям населения. Социальная норма должна помочь распределить нагрузку более справедливо, по аналогии с прогрессивной шкалой налогообложения, когда богатые платят больше, чем бедные. По сути, социальная норма потребления электроэнергии – это мера поддержки социально уязвимых групп.
  2. Социальная норма на электричество должна была помочь обеспечить справедливое распределение финансового бремени, уменьшить т.н. «перекрестное субсидирование», когда низкие тарифы для физлиц оплачиваются за счет высоких тарифов для юрлиц.

Обратите внимание! Экспериментом в регионах вводилась соц.норма электроэнергии на человека, планировалось, что социальная норма на электричество будет установлена в расчете на точку подключения (на квартиру).

Важно! Социальная норма на электричество не означает ограничение объема потребления. Она влияет только на оплату.

Кем именно устанавливается социальная норма потребления электроэнергии, читайте в материале КонсультантПлюс. ОФормить бесплатный двухдневный доступ к системе К+ можно здесь.

Социальные нормы потребления электроэнергии: что планируют власти и как это скажется на потребителях?

Уже летом будущего года во всех российских регионах планируется ввести социальную норму потребления электроэнергию. План в целом вроде бы как правительством одобрен, конкретные детали профильные министерства должны подготовить к середине января 2019 года. О чем идет речь, и к чему готовится потребителям?

Что такое социальная норма потребления электроэнергии?

Для начала разберемся, что такое «социальная норма потребления» электроэнергии в текущем виде.

В подробностях тема раскрыта постановлением правительства РФ №614 от 22.06.2013 с длинным зубодробительным названием «О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности ) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности )». Ознакомиться с актуальной и полной версией документа можно по этой ссылке — http://base.garant.ru/70422296/.

Читать еще:  8 часто задаваемых вопросы при создании ТСЖ (ТСН).

Если же говорить коротко, то суть дела заключается в следующем:

— определяется объем ежемесячного потребления электроэнергии, за счет которого могут быть удовлетворены основные потребности жильцов квартиры (частного дома)

— на этот объем устанавливается цена на электроэнергию чуть ниже, чем действующая до введения социальной нормы. А сверх этого объем – заметно выше.

Таким образом, государство надеется стимулировать население к экономии энергоресурсов. А тех, кто потребляет больше соц. нормы и свое потребление сокращать не намерен, заставить платить за свет сильно дороже, на уровне мелких коммерческих потребителей.

Цели при этом декларируются разные – от энергосбережения до сокращения «перекрестного финансирования» (под этим термином понимается дотирование цен на электроэнергию для населения за счет продажи энергии промышленным потребителям по более высокой цене).

В настоящее время такая схема оплаты электроэнергии действует в восьми российских регионах. Вот их список:

  • Нижегородская область
  • Ростовская область
  • Владимирская область
  • Орловская область
  • Красноярский край
  • Забайкальский край
  • Республика Крым
  • Севастополь

И тут надо сказать о главной проблеме, связанной с введением «социальной нормы» – сложности и запутанности ее реализации.

Дело в том, что сегодня социальная норма рассчитывается не просто на квартиру (частный дом), а с учетом количества проживающих, количества комнат, наличия электрической плиты и еще ряда обстоятельств.

Проясним на примере Нижегородской области. Здесь базовая социальная норма установлена в 103 кВт.ч., она действует для гражданина, проживающего в одиночку в однокомнатной квартире, оборудованной газовой плитой. Если в однокомнатной квартире проживают двое, то соц. норма на двоих составит 169 кВт.ч. А если речь идет о трех жильцах – уже 218 кВт.ч. И так далее.

Социальная норма в Нижегородской области так же зависит от количества комнат в квартире. В однокомнатной квартире с одним проживающим норма составляет, как уже говорилось 103 кВт.ч, в двухкомнатной с одним жильцом – 133 кВт.ч., в трешке – 150 кВт.ч.

В других регионах, где действует социальная норма условия немного другие. Отличается количество кВт.ч., входящих в социальную норму. Есть разница так же в порядке расчета. Например, не во всех регионах учитывается количество комнат в квартире. Кое-где отдельным образом прописан порядок расчета соц. нормы для частных домов.

В общем, чтобы корректно рассчитать объем потребления в пределах социальной норме и сверх нее, энергетикам приходится использовать массу дополнительной информации о потребителях. О количестве прописанных, о количестве комнат… Зачастую данные эти не являются достоверными и актуальными. И на этой почве возникает масса сложностей.

Запутанным делом все это представляется и со стороны потребителя. Особенно если речь идет о расчетах по двухзонному (день /ночь) или трехзонному (пик /полупик/ночь) тарифах. Для каждой из этих «зон » суток утверждается своя пара тарифов в пределах и сверх социальной нормы. И чтобы понять, какая часть, скажем, дневного потребления укладывается в социальную норму, а какая – идет свыше, и как все это правильно посчитать, приходится изрядно поломать голову. И без калькулятора тут точно не обойтись.

Все эти сложности стали очевидны практически сразу после первой попытки введения социальной нормы потребления, которая была предпринята правительством в 2013 году. Тогда было решено «обкатать » новую схему расчета на пилотных регионах. Опыт «пилотов » оказался не слишком удачным, дело застопорилось. Решение вопроса о введении соц. нормы отдали на откуп региональным властям. Те, видя проблемы с администрированием расчетов, решили, чтобы не нервировать людей лишний раз, новшества не вводить.

Отдельная история приключилась с Крымом и Севастополем, двумя регионами, вошедшими в состав РФ в 2014 году. Здесь действовала украинская система тарифов на электроэнергию с градацией стоимости электричества в зависимости от объема потребления. «Социальная норма», введенная в этих регионах, по сути, эту практику продолжила.

Таково положение дел к настоящему моменту. Теперь о перспективах.

Социальная норма потребления электроэнергии: что предлагает правительство на этот раз?

Сразу оговоримся, что о планах правительства нам известно лишь из публикаций СМИ, которые ссылаются на некий протокол совещания правительства, в котором обсуждалась возможность внедрения социальной нормы. И вроде бы было принято положительное решение. И хотя в целом информация затем официально подтверждена, текст того самого протокола, так и не был опубликован.

Как нет до сих пор в отрытом доступе и предложений правительства по изменению в конкретных нормативных документах.

Тем не менее, основные факты, ставшие к настоящему времени известными, таковы:

— новую схему оплаты власти просят называть не «социальными нормами», а «градацией потребителей»

— норма потребления будет рассчитываться не в отношении одного жильца, а относительно «точки присоединения» (квартиры или частного дома)

— объем электроэнергии, который население сможет потреблять по самой льготной цене предлагается установить в 300 кВт.ч.

— планируется так же ввести дополнительную группу потребителей от 300 до 500 кВт.ч в месяц, которые будут платить за электричество по «более высокой цене» и группу потребителей свыше 500 кВт.ч, которых переведут на «экономически обоснованную» цену, близкую к коммерческим потребителям.

Кроме введения нормы потребления, власти так же предполагают сократить количество групп потребителей, приравненных к населению (сейчас это гаражные и садоводческие кооперативы, например). А так же ликвидировать льготы для жителей сельских населенных пунктов и жильцов городских квартир (частных домов) с электроплитами (электроотоплением ). Они сейчас платят за свет с 30% скидкой.

Конкретных ставок новых тарифов пока не называют. По словам вице-премьера Дмитрия Жукова, который курирует это направление, цифры должны появиться к 15 января 2019 года. А заработать новые тарифы должны с 1 июля 2019 года.

Читать еще:  Как вынести границы земельного участка в натуру: особенности и порядок

Планы по социальной норме: чего конкретно ждать потребителю?

Прежде всего, не ясно: все-таки, вступит или не вступит все вышеописанное в силу? В глазах большинства населения введение нормы потребления будет выглядеть лишь очередным повышением платы за коммунальные услуги. Пойдут ли на это власти после истории с повышением пенсионного возраста и другими скандалами последнего времени? Не очевидно.

Но если все предложения по социальной норме все-таки будут введены в действия, важными представляется следующее.

Первое. Прежде всего, от новаций пострадают собственники частных домов с электроотоплением. Их потребление точно превосходит те самые 300 кВт.ч. в месяц, да и 500 кВт.ч. – тоже. Насколько большим будет повышение?

Давайте посмотрим: тариф на электроэнергию в Московской области для сельского населения составляет 3,71 кВт.ч, для городского населения в домах с газовыми плитами – 5,29 руб за кВт.ч. А для мелких коммерческих потребителей (с выделенной электрической мощность до 150 кВ, расчет только за электроэнергию без учета потребляемой мощности, напряжение – 0,4 кВ) – 5,95 руб за кВт.ч (включая НДС).

Это и есть, видимо, потолок возможного повышения цены на электроэнергию для крупных бытовых потребителей. И если сейчас владелец дома площадью в 150 кв. метров платит за электроэнергию на отопление зимой 12-15 тысяч рублей в месяц, то предлагаемые новшества могут эту сумму увеличить до 20 тысяч.

Второе. Большинство потребителей, скорее всего, уложатся в норму потребления в 300 кВт.ч. В крайнем случае, незначительно его превысят. Можно исходить из того, что на кошельках собственников обычной квартиры без теплых электрических полов и другое энергоемкого оборудования, введение соц. нормативо серьезным образом не скажется. Другое дело, что новации неизбежно усложняет для частных лиц расчеты за электроэнергию.

Первые 300 кВт.ч. в месяц рассчитывается по одному тарифу, «излишки » — по другом. А если в квартире стоит счетчик, который раздельно учитывается потребление электроэнергии днем и ночью? Тогда расчет производится уже по четырем тарифам. И чтобы правильно посчитать сумму к оплате придется еще вычислить какая часть дневного (отдельно ) и ночного (отдельно ) потребления вошла в социальную норму, а какая – нет.

Результат: проверить те счета, которые приходят от энергосбыта собственнику квартиры будет, мягко говоря, непросто.

И третье. Главный вопрос – зачем все это? Если речь идет о повышении тарифа на электроэнергию для населения с тем, чтобы вывести цены на уровень коммерческих потребителей, то введение социальной нормы (дифференциации потребление) выглядит логично. Это первый этап на пути к тому, чтобы заставить население платить за свет по рыночной цене.

О справедливости такого подхода, конечно же можно поспорить. Но если дело обстоит именно так, то эта цель должна быть официально заявлена. А так же объяснено, в каких объемах и каким группам населения будут выплачиваться пособия на компенсацию непосильных расходов на электроснабжение.

Но ничего такого не говорится. Более того, есть ощущение, что сегодня введение социальной нормы, как и четыре года назад – часть чиновничьей игры, когда важен не результат, а шумное действо. Из той же серии, что отмена зимнего времени или ввод обязательного знака «шипованная резина» на автомобилях. Поговорят, пошумят, да и забудут.

А людям с этими трехэтажными тарифами, выросшими из социальной нормы, придется жить.

Кто и как устанавливает нормативы потребления

Норматив – это средний показатель потребления коммунальной услуги на одного человека. Расчёт нормативов потребления делается согласно постановлению Правительства РФ от 23.05.2006 № 306, постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 и принятым на региональном уровне нормативным актам.

Нормативы потребления КУ утверждают органы власти каждого субъекта РФ (п. 3 ПП РФ от 23.05.2006 № 306). Нормативы устанавливаются для ресурса:

  • потреблённого на содержание общего имущества многоквартирного дома;
  • потреблённого в помещениях собственников;
  • используемого для содержания земельного участка и надворных построек (п. 10 ПП РФ № 306).

Нормативы потребления коммунальных услуг в помещениях собственников устанавливаются на три года и в этот период не подлежат пересмотру (п. 14 ПП РФ № 306). Нормативы, установленные для содержания общего имущества собственников МКД, могут быть пересмотрены, если изменилась степень энергоэффективности дома, был проведён капитальный ремонт и т.д. (п. 16 ПП РФ № 306).

При определении нормативов для разных коммунальных услуг на региональном уровне учитываются разные характеристики дома:

  • этажность постройки, вид системы теплоснабжения и др. – для ГВС, ХВС;
  • количество комнат в квартире, площадь дома – для энергоснабжения;
  • состояние внутридомовых инженерных сетей – для газоснабжения;
  • объём жилых помещений, площадь всех окон, материалы, из которых сделаны стены и крыша – для отопления.

Износ внутридомовых инженерных систем учитывается при определении нормативов для всех коммунальных услуг (п. 4 ПП РФ № 306).

Согласно п. п. 42, 60 ПП РФ № 354, норматив применяется для расчёта объёма потреблённого ресурса в следующих случаях:

  • при отсутствии ИПУ и технической возможности его установки;
  • при непередаче показаний установленного ИПУ более трёх расчётных периодов подряд;
  • при выходе ИПУ из строя или в случае отказа в допуске исполнителя КУ в помещение для проверки счётчика – по истечении трёх расчётных периодов с момента установления указанных фактов, с применением повышающего коэффициента.

Если индивидуальные приборы учёта есть

При наличии такого прибора расчёты предполагают такую схему:

  • Использование тарифа в пределах нормы, если потребление её не превысило.
  • Если есть превышение – к оставшейся части потребления применяют повышенные цены.
Читать еще:  Квартира в собственность: как ее оформить супружеской паре

Если допустимо применять так называемые дифференцированные тарифы по времени суток – то именно на эти положения и опираются при расчётах.

Зачем нужен норматив потребления электроэнергии

Необходимость наличия счетчика обусловлена несколькими причинами. С одной стороны – правильный подсчет использованных киловатт света позволяет провайдерам услуг регулировать справедливую цену на электроэнергию с учетом износа коммуникаций и сопутствующих затрат компании. А для граждан, проживающих в помещении, это возможность платить только за то количество электрического тока, которое было использовано за отчетный период.

Использование нормативов потребления электроэнергии на человека (без счетчика) целесообразно в следующих ситуациях:

  • поломка прибора;
  • данный счетчик используется, но показания абонентом направляются с опозданием;
  • умышленная порча устройства;
  • отсутствие узла учета;
  • прибор установлен, но надлежащим образом не зарегистрирован.

Фиксированные нормы потребления позволяют:

  • точно устанавливать расход ресурсов;
  • социальным группам – экономить на оплате;
  • удерживать цены на электроэнергию без их регулярного повышения.

На территории каждого субъекта Федерации действуют свои нормы, которые считаются, исходя из возможностей регионального бюджета и политики провайдеров услуг.

Установленные показатели и факторы, влияющие на величину норматива

Учитывая условия расчёта нормативов, потребителю выгоднее расплачиваться за использованную электроэнергию по показаниям установленного счётчика. В этом случае оплата производится за фактически израсходованные ресурсы, без переплаты с учётом заложенных в методике расчёта повышающих коэффициентов.

Однако установка электросчётчиков возможна не для всех потребителей в связи с отсутствием технической возможности по причине изношенности основных фондов жилых зданий и неудовлетворительного состояния сетей. Иногда потребители не желают добровольно устанавливать индивидуальные приборы учёта.

В данной ситуации оплата производится по расчётным нормативам, зависящим от следующих факторов:

  • жилой и нежилой площади квартиры;
  • числа прописанных на жилплощади;
  • принадлежности жилья к многоквартирным или частным домам;
  • использования электрической печи для приготовления пищи;
  • способа отопления;
  • нахождении жилья в городе или сельской местности.

Указанные нормативы рассчитаны опытным путём на основе фактически замеренных показателей для групп потребителей разбитых на категории, в целом по стране. Региональным властям дано право корректировать нормативы в соответствии с местными условиями, накладывающими отпечаток на себестоимость поставки энергоресурсов. Однако отклонение в большую сторону от федеральных норм не должно превышать 40%.

Предельные ежемесячные нормы на одного человека, утверждённые в регионах, в зависимости от использования газо- или электроплиты, соответственно, составляют (в кВт*ч):

  • для одиноких граждан, проживающих в однокомнатной квартире – от 81 до 185 или от 108 до 263;
  • семей, проживающих в аналогичных условиях – от 28 до 63 или от 37 до 89.

Нормы рассчитываются с учётом следующих дополнительных обстоятельств:

  • жителям сельской местности показатели назначаются выше на 90 кВт*ч, в связи с необходимостью использования энергоресурсов в приусадебном хозяйстве;
  • одинокие пенсионеры при отсутствии электросчётчика, не установленного по уважительным причинам, не зависящим от потребителя, оплачивают электроэнергию по социальному нормативу, назначенному по минимальному лимиту потребления;
  • для дачного домовладения при наличии централизованного электроснабжения без установленного индивидуального прибора учёта размер платы назначается по нормативам на одного человека.

Детальнее о величине установленных нормативов изложено в постановлениях местных органов власти.

Правовая база

Законодательные акты по вопросам, связанным с установлением и применением нормативов потребления электричества, следующие:

  • Федеральный закон № 614 «О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии»;
  • ФЗ № 35 «Об электроэнергетике»;
  • ФЗ № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
  • региональные нормативные акты, устанавливающие норматив ресурса, приходящегося на одного проживающего в жилом помещении и правила применения социальной нормы.

Следует отметить, что государство обращает внимание граждан на экономию природных ресурсов, поэтому принимает меры к тому, чтобы в домах устанавливались приборы учета. Чтобы стимулировать население, приходится применять повышающие коэффициенты при расчете платы за электроэнергию. Тогда попросту становится невыгодно платить больше, чем фактически расходуется. А реальный расход можно определить лишь по индивидуальным приборам учета.

Для нежилых объектов

Потребители электроэнергии в нежилых помещениях многоквартирных домов вносят оплату за услуги так же, как и собственники жилых помещений.

Размер оплаты зависит от группы, к которой можно отнести пользователя:

  • Если это население и приравненные к нему категории, использующие ресурс на коммунальные бытовые нужды, оплата производится по регулируемым ценам и тарифам.
  • В остальных случаях потребители платят за электричество по свободным, не регулируемым ценам, которые выше тарифов для населения.

В приложении 1 Постановления Правительства РФ № 1178 от 29.12.2011 приведён перечень потребителей, относящихся к группе «население». Данный термин касается:

  • исполнителей коммунальных услуг и наймодателей, предоставляющих жилище гражданам (социальное и другое жилье);
  • СНТ, дачных и огороднических участков некоммерческих объединений;
  • юрлиц, приобретающих электроэнергию для содержания осуждённых;
  • потребителей, расходующих электроэнергию на коммунальные и бытовые нужды военных поселений;
  • религиозных организаций, содержащихся за счет пожертвований прихожан;
  • энергосбытовых компаний, приобретающих ресурс для населения на коммунально-бытовые нужды;
  • некоммерческих объединений граждан, приобретающих электричество для содержания нежилых помещений, не связанных с коммерческой деятельностью (сараи, гаражи, погребы, котельные).

Если нежилое помещение или территория используется для коммерческой деятельности и предполагается получение дополнительного дохода, применяют свободные цены для групп категории «прочие потребители».

К данной категории можно отнести фирмы-подрядчики, занимающиеся устройством строительных площадок и подключением силового электрического оборудования, без которого невозможна организация работ.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector