Статья 162 ЖК РФ. Договор управления многоквартирным домом
Законодательством определено несколько форм управления многоквартирным домом (ч. 2 ст. 161 ЖК):
- непосредственно собственниками дома (если количество квартир в нем не превышает тридцати);
- товариществом собственников жилья либо кооперативом (жилищным или иным специализированным);
- управляющей компанией.
Управляющая компания является коммерческой коммунальной организацией, выполняющей функции по содержанию жилищного фонда в нормативном состоянии. Общим собранием собственников помещений в доме определяется способ управления МКД и, в случае выбора УК, с ней заключается договор управления. В самом договоре прописываются обязанности управляющей компании в соответствии со ст. 161 и 162 ЖК:
Выполнение работ и оказание услуг, связанных с управлением домом:
- прием, хранение и предоставление необходимой технической документации на многоквартирный дом;
- сбор, хранение и поддержание в актуальном состоянии реестра владельцев помещений в доме, предоставление информации о них в определенных случаях по запросу;
- планирование мероприятий по содержанию и ремонту общего имущества МКД и согласование их с жильцами на общем собрании;
- подготовка документации для проведения общего собрания собственников;
- организационные мероприятия по выполнению работ и оказанию услуг, согласованных с жильцами дома;
- организация расчетов за коммунальные услуги и ремонт общего имущества с оформлением квитанций, их рассылкой собственникам, а также информирование об изменении тарифов платы за коммунальные ресурсы и жилое помещение.
Выполнение работ с целью поддержания жилищного фонда в надлежащем состоянии, осуществление ремонтных работ общего имущества МКД:
- периодический осмотр видимых частей конструкций дома;
- проверка кровли, ее своевременный ремонт, очистка от снега и наледи;
- работы, направленные на содержание в надлежащем виде фасада, лестниц, внутренней отделки, окон, дверей, полов (периодическая проверка, своевременный ремонт, проведение уборки);
- проверка исправности и своевременная замена неисправных общедомовых приборов учета ресурсов, техническое обслуживание инженерных сетей, ремонт общего имущества МКД;
- проверка и проведение работ по устранению неисправностей в вентиляционных системах дома;
- работы по содержанию придомовой территории, мест накопления твердых бытовых отходов;
- обустройство доступности входа в МКД для маломобильных групп населения.
Постоянное и качественное предоставление коммунальных услуг собственникам или пользователям помещений, расположенных в доме, а также содержание инженерных сетей в готовности предоставить коммунальные услуги:
- поставляемый потребителям коммунальный ресурс должен соответствовать необходимому объему и качеству;
- обязанность заключать с организациями-поставщиками ресурсов договора на их приобретение;
- снимать ежемесячно показания с общедомового прибора учета (при его наличии) и по требованию предоставлять информацию потребителю;
- если на общем собрании владельцев помещений в доме принято решение об установке общедомового прибора учета, то УК должно в трехмесячный срок обеспечить его установку и ввод в эксплуатацию.
Информирование собственников помещений о своей деятельности:
- путем размещения в ГИС ЖКХ;
- ответом на запрос граждан;
- в форме ежегодного отчета перед собственниками в течение первого квартала текущего года за предыдущий календарный год.
А так же иная деятельность по управлению МКД.
Обязательное условие № 5: «Предоставление отчета о деятельности»
Почему нужно исправить. УО обязана разместить отчет о выполнении договора управления в ГИС ЖКХ (ч. 11 ст. 162 ЖК). Другой способ представления отчета можно прописать в договоре управления МКД.
Как исправить. Когда будете обновлять свой договор управления, воспользуйтесь этим и предложите форму отчета и способ его представления.
Укажите в своем договоре, что если собственники помещений не направят в адрес УО письменные мотивированные возражения в течение 15 дней с момента представления ею отчета о своей деятельности, этот отчет считается утвержденным без претензий и возражений (рисунок 4). Пример правильной формулировки
https://www.youtube.com/watch?v=fqCZN1ylU70 «Страшилка» для собственников
Порядок перехода на непосредственное управление МКД
Только после изучения всех положительных и отрицательных моментов, проведения всестороннего анализ, жильцы должны сделать осознанный выбор. Если он сделан в пользу такого способа управления многоквартирным домом, как непосредственное управление – следует ознакомиться с процедурой перехода на этот вариант.
Главная задача заключается в том, чтобы организовать всех владельцев жилья, убедить их в необходимости принимать участие в обустройстве общего имущества. Процедура перехода на непосредственное управление достаточно простая. Она происходит в 3 этапа. Рассмотрим алгоритм действий.
Это важно знать: Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами: как получить
Создание инициативной группы
Первый шаг – это поиск активных граждан, которые согласны потратить свое время ради общего дела. Чтобы в последующем было меньше разногласий, целесообразно выбрать делегатов от каждого подъезда. Чем больше наберется единомышленников, тем лучше. Важно найти энтузиастов, готовых взять на себя все организационные сложности.
Рекомендации для управляющей компании
1. В повестку дня общего собрания собственников помещений МКД включать вопрос следующего содержания:
Уполномочить председателя совета многоквартирного дома собственника ____ (ФИО), кв. № ___, документ о праве собственности на помещение ___ от «_» ___ ___г., код подразделения ___ от имени собственников помещений заключить (подписать) договор управления многоквартирным домом с приложениями к договору с управляющей компанией ___, адрес: ___, ОГРН ___, ИНН ___ на условиях, указанных в проекте договора, а также заключать все последующие дополнительные соглашения к договору управления многоквартирным домом с ___ (подп. 3 ч. 8 ст. 161.1 ЖК РФ).
2. В преамбуле договора управления МКД рекомендуем указывать, что стороной по договору выступают именно собственники помещений МКД, а не председатель совета дома.
3. Преамбулу договора управления МКД предлагаем изложить в следующей редакции: ___ (ОГРН ___, ИНН ___), именуемое в дальнейшем «Управляющая организация», в лице ___, действующего на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами № ___ от «_» ___ ___г. и Устава, с одной стороны, и Собственники помещений МКД по адресу: ___, в лице Председателя совета многоквартирного дома ___, ___ (ФИО), действующего на основании протокола общего собрания собственников помещений МКД № ___ от «_» ___ ___г., собственник жилого (или нежилого) помещения № ___ в многоквартирном доме, расположенном по адресу: ___ (далее — МКД). Сведения о документе, подтверждающем право собственности на помещение ___ от «_» ___ ___г., именуемые в дальнейшем «Собственники», с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем.
Заключение
Если проследить судебную практику за последний год, можно отметить, что суды все более детально рассматривают вопросы о возможности уполномочить собственника помещения в этом доме подписать от имени собственников помещений МКД договор управления с управляющей организацией.
Главное при подготовке повестки дня общего собрания собственников помещений МКД о выборе способа управления МКД (заключения договора управления МКД) и (или) внесении изменений в договор управления МКД — учитывать последние тенденции судебной практики.
юрист, генеральный директор ООО УК «ФЛЭТ» (Красноярск)
Подобраь комплект системы КонсультантПлюс вы можете на нашем сайте.
Законодательная база Российской Федерации
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Энциклопедия ипотеки
- Кодексы
- Законы
- Формы документов
- Бесплатная консультация
- Правовая энциклопедия
- Новости
- О проекте
Бесплатная консультация
Навигация
Федеральное законодательство
- Конституция
- Кодексы
- Законы
Действия
- Главная
- «ЖИЛИЩНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 28.12.2013 с изменениями, вступившими в силу с 30.12.2013)
Статья 162 Договор управления многоквартирным домом
1. Договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.
1.1. В случае, предусмотренном частью 13 статьи 161 настоящего Кодекса, с каждым лицом, принявшим от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещение в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, заключается договор управления многоквартирным домом. При этом такие лица выступают в качестве одной стороны заключаемого договора, если они составляют более чем пятьдесят процентов от их общего числа.
(в ред. Федерального закона от 05.04.2013 N 38-ФЗ)
2. По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
3. В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны:
1) состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома;
2) перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация;
3) порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы;
4) порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления.
4. Условия договора управления многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
5. Договор управления многоквартирным домом заключается:
(в ред. Федерального закона от 05.04.2013 N 38-ФЗ)
1) в случае, указанном в части 1 настоящей статьи, на срок не менее чем один год, но не более чем пять лет;
(в ред. Федерального закона от 05.04.2013 N 38-ФЗ)
2) в случаях, указанных в частях 4 и 13 статьи 161 настоящего Кодекса, на срок не менее чем один год, но не более чем три года;
(в ред. Федерального закона от 05.04.2013 N 38-ФЗ)
3) в случае, указанном в части 14 статьи 161 настоящего Кодекса, на срок не более чем три месяца.
(в ред. Федерального закона от 05.04.2013 N 38-ФЗ)
6. При отсутствии заявления одной из сторон о прекращении договора управления многоквартирным домом по окончании срока его действия такой договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, какие были предусмотрены таким договором.
7. Если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация обязана приступить к выполнению такого договора не позднее чем через тридцать дней со дня его подписания.
8. Изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
8.1. Собственники помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, предусмотренного частями 4 и 13 статьи 161 настоящего Кодекса, по истечении каждого последующего года со дня заключения указанного договора в случае, если до истечения срока действия такого договора общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о выборе или об изменении способа управления этим домом.
8.2. Собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.
9. Управление многоквартирным домом, который находится в собственности жилищного кооператива или в котором создано товарищество собственников жилья, осуществляется с учетом положений разделов V и VI настоящего Кодекса.
10. Управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.
11. Если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация ежегодно в течение первого квартала текущего года представляет собственникам помещений в многоквартирном доме отчет о выполнении договора управления за предыдущий год.
Pазъяснения
Управляющая компания плохо работает? Или вы начали подозревать, что ваши деньги уходят «не туда»? Или вашу УК просто решили обанкротить?
Ответ один — управляющую компанию необходимо менять!
Дополнение — в конце материала вы можете найти видео с семинара, где мы объяснили ряд тонкостей, связанных со сменой УК.
Шаг 1. Выбираем альтернативную управляющую компанию.
Посмотрите всевозможные рейтинги управляющих компаний (вот наш старый рейтинг, а вот рейтинг администрации города Красноярска, или вот рейтинг сайта «Реформа ЖКХ»). Съездите, посмотрите дворы. Пообщайтесь с жителями домов, которые обслуживают УК-кандидаты.
Если вы живете в городе Красноярск, то не лишним было бы посмотреть список нарушений найденных в домах УК-кандидата Службой строительного надзора и жилищного контроля.
Сделать это можно на карте нарушений (ссылка).
Обязательно обсудите вопрос смены УК с соседями. Съездите к руководству выбранной вами управляющей компании и обсудите все интересующие вас вопросы. Причем ехать надо как можно более крупной группой скептически настроенных граждан.
Шаг 2. Выбираем способ смены УК.
Жилищный кодекс не дает нам право просто так взять и сменить управляющую компанию. Существует ряд ограничений, и зная их вы можете сделать выбор каким способом вы будете менять управляющую компанию.
Основные способы смены УК:
1) Выбор новой управляющей организации по окончанию срока действия договора управления со старой УК.
2) Существенные нарушения договора управления старой управляющей организацией, дающие собственникам квартир право расторгнуть договор управления в одностороннем порядке (часть 8.2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ).
3) Лишение управляющей компании лицензии на право управления вашим домом согласно статьи 199 Жилищного кодекса РФ.
4) Расторжение договора по соглашению сторон, если старая УК согласна расторгнуть договор.
5) Смена способа управления многоквартирным жилым домом. Например, на общем собрании собственников вы принимаете решение о создании ТСЖ или ТСН, но в последствии товарищество не осуществляет управление многоквартирным жилым домом самостоятельно, а нанимает для этого управляющую компанию в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 137 Жилищного кодекса РФ.
Кстати, у такого способа есть один немаловажный плюс — если новая УК не оправдает ожиданий, то сменить ее можно будет проведя всего одно собрание правления ТСЖ, если это предусмотрено уставом товарищества.
Шаг 3. Проводим собрание собственников по смене управляющей компании в очно-заочной форме.
Прежде чем проводить собрание, внимательно изучаем договор управления со старой УК. Это позволит избежать множества ошибок.
1) Подготавливаем повестку собрания.
В повестку собрания необходимо включить вопросы о:
а) проведении собрания в форме очно-заочного голосования,
б) расторжении договора управления заключенного со старой управляющей организацией,
в) выборе способа управления и утверждения новой управляющей организации,
г) утверждении условий договора управления между собственниками и новой управляющей организацией, а также утверждении размера платы за содержание и текущий ремонт общедомового имущества,
д) сроках передачи технической документации (не позднее чем за 30 дней до прекращения действия договора управления со старой УК,рекомендуемый срок — 2-3 дня с момента проведения собрания) и накопленных средств от старой управляющей организации к новой (после расторжения договора управления),
Если старая УК утратила техническую документацию или ее часть, она обязана в течение трех месяцев за свой счет ее восстановить (п.21 Правил №416).
е) вопросы о порядке уведомления собственников о результатах собрания и месте хранения оригинала протокола собрания.
2) Не менее чем за 10 дней уведомляем всех собственников помещений в доме о проведении собрания.
Согласно жилищному кодексу, уведомлять необходимо заказным письмом или лично под роспись. Однако, если ранее на собрании собственников вы приняли решение о другом надлежащем способе уведомления, например вывешиванием объявлений на входах в подъезды, то вы можете воспользоваться этим способом.
Если вы не помните, чтобы принимали такое решение, посмотрите в действующем договоре управления и протоколах ранее прошедших собраний собственников. Во многих договорах присутствует такой пункт.
Не забываем вести реестр уведомлений ( образец реестра).
В реестре, если мы вручили уведомление собственнику лично, то он расписывается о получении уведомления сам. Если мы отправили уведомление заказным письмом, то мы делаем запись об этом с указанием номера почтового отправления. Если мы разместили (повесили) уведомление в установленном месте, то мы делаем запись об этом, и лицо разместившее уведомление, а также один — два свидетеля оставляют свои подписи.
Кроме того, с апреля 2016 года, обязательным приложением к протоколу собрания становится полный реестр собственников помещений в МКД (п.а п.19 по ссылке).
С 1 июля 2015 года упразднен реестр голосования собственников на очном голосовании. Все собственники, как проголосовавшие на очной части собрания, так и проголосовавшие на заочной части, заполняют один и тот же Бланк Решения.
Не обязательно, но крайне желательно вести реестр выдачи бланков собственникам.
4) Проводим заочную часть собрания в очно-заочной форме. Обходим собственников не присутствовавших на очном собрании.
Бланк Решения собственников используется все тот же.
5) Составляем протокол собрания.
Собственно, все понятно из образца протокола собрания.
6) Уведомляем собственников о результатах собрания.
Уведомление о результатах общего собрания собственников размещается не позднее чем через десять дней после завершения собрания в месте определенном решением общего собрания собственников помещений в данном доме и доступном для всех собственников помещений.
Кроме того, не забываем о том, что отныне мы обязаны направлять копию протокола собрания в действующую на момент проведения собрания управляющую организацию в течение все тех же десяти дней.
Шаг 4. Уведомляем старую управляющую организацию о том, что мы ее сменили.
В случае принятия собранием решения о смене способа управления многоквартирным домом, уполномоченное собранием лицо, в течение 5 рабочих дней направляет в адрес старой управляющей компании, а также в органы государственного жилищного надзора, органы муниципального жилищного контроля, уведомление о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения.
Указанное уведомление должно содержать наименование организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, ее адрес, а в случае непосредственного управления собственниками помещений в таком доме — сведения об одном из собственников, указанном в решении собрания о выборе способа управления многоквартирным домом (п.18 Правил №416).
Шаг 5. Заключаем договор управления с новой управляющей организацией.
Согласно части 1 статьи 162 Жилищного кодекса РФ, более 50% собственников помещений в многоквартирном жилом доме должны расписаться в договоре управления с новой управляющей организацией. Если собственники не произведут этого действия, то договор управления не считается заключенным, не смотря на решение общего собрания собственников.
Рекомендуем подписывать договор управления одновременно с проведением собрания в доме, так как собрать отдельно всех собственников зачастую проблематично.
После того как собрание будет проведено, составлен протокол собрания и подписан договор управления, новая управляющая организация должна будет обратиться с заявлением в орган государственного жилищного надзора, чтобы внести изменения в лицензию этой управляющей организации.
Если все документы будут в порядке, то изменения в лицензию вносятся в течение 10 рабочих дней с момента поступления заявления (п.4 Порядка, утвержденного приказом Министерства строительства и ЖКХ РФ от 25.12.2015 г. № 938/пр).
Шаг 6. С какого момента платить в новую УК?
В новую управляющую организацию вы начинаете платить только с того момента, когда органы Государственного жилищного надзора включат ваш дом в лицензию новой управляющей организации. Эти сведения легко проверить, так как органы ГЖН обязаны размещать их на своем сайте в сети Интернет.
Если у вас остались какие-то вопросы, пожалуйста оставьте их в комментариях к данному материалу.
Дмитрий Иванов для нкжкх.рф
Образцы документов подготовила: юрист МОД «Народный контроль в ЖКХ» Серафима Виноградова.
Также прочитайте:
Видеозапись первой части семинара «Как поменять УК?»:
Видеозапись второй части семинара «Как поменять УК?»:
Оставить комментарии к данному материалу вы можете на наших страницах в социальных сетях ВКонтакте, Facebook и Одноклассники.
Порядок перехода на непосредственное управление МКД
Как правило, все организационные моменты берет на себя инициативная группа особо активных владельцев помещений в МКД.
- Оповещение собственников о дате и месте проведения собрания. Обозначение цели.
- День собрания, голосование. Закрепление результатов в виде протокола. Выбор председателя, обсуждение насущных вопросов.
- В течение 5 дней после проведения собрания выбранный представитель направляет уведомление о принятом на собрании решении:
- Организации, которая ранее занималась управлением домом;
- В органы, уполномоченные на ведение муниципального жилищного контроля.
Уведомление также должно содержать сведения о представителе интересов собственников помещений МКД.
Управление МКД — согласованная деятельность собственников помещений по созданию и поддержанию благоприятных и безопасных условий проживания в этом доме, обеспечивающая надлежащее содержание ОИ, решение вопросов пользования этим имуществом, предоставление КУ гражданам, проживающим в этом доме. Управление домом осуществляется собственниками помещений самостоятельно или посредством выбора способа управления. Поэтому з аконодательством предусмотрены способы управления МКД, их всего три (ч. 2 ст. 161 Жилищного кодекса РФ, смотрите таблицу ниже):
- непосредственное управление собственниками помещений в МКД, количество квартир в котором составляет не более чем 30;
- управление ТСЖ либо специализированным потребительским кооперативом (ЖК, ЖСК);
- управление УО.
Таблица «Способы управления МКД»
Способы управления МКД | Основания для признания способа управления МКД реализованным | Нормативное обоснование |
Непосредственный способ управления | Большинство собственников в МКД заключили договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту ОИ с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности | Статья 164 ЖКРФ, абз. 2 пп. 2 п. 3 Правил проведения конкурса по отбору УО |
Управление УО | Собственники помещений в МКД, обладающие более чем 50% голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, заключили с избранной УО договор управления. |
Способы управления МКД — относится к компетенции общего собрания собственников помещений (далее — ОССП). Способ управления многоквартирным домом выбирается на ОССП и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение ОССП о выборе способа управления является обязательным для всех собственников в МКД (ч. 3 ст. 161 ЖК РФ).
Непосредственный способ управления
При этом способе управления ОССП выбирает организации для оказания услуг по содержанию и (или) для выполнения работ по ремонту ОИ. В качестве одной стороны заключаемых договоров выступают все или большинство собственников помещений в таком доме (ч. 1 ст. 164 ЖК РФ).
В отношениях с третьими лицами вправе действовать (ч. 3 ст. 164 ЖК РФ):
— один из собственников в доме, уполномоченный на эти действия решением ОССП;
— иное лицо, имеющее полномочие, удостоверенное доверенностью, выданной ему в письменной форме всеми или большинством собственников помещений в доме.
Обратите внимание: заключение договора управления МКД при непосредственном способе управления жилищным законодательством не предусмотрено.
При выборе непосредственного управления МКД целесообразно выбрать:
- подрядные организации;
- совет МКД или уполномоченное лицо, которое будет действовать от имени собственников и в их интересах.
Коммунальные услуги предоставляются непосредственно РСО. Договоры поставки КУ каждый собственник заключает от своего имени (ч. 2 ст. 164 ЖК РФ).
Услуга обращения с ТКО предоставляется региональным оператором по обращению с ТКО (ч. 11.1 ст. 161 ЖК РФ) по отдельному договору с каждым собственником.
В обязанности РСО не входит содержание внутридомовых инженерных коммуникаций. РСО отвечает за поставки КУ надлежащего качества до границ ОИ и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения МКД. Договором собственников с РСО может быть определена иная граница ответственности (ч. 15 ст.161 ЖК РФ).
Ответственность перед собственниками помещений в МКД за содержание ОИ и предоставление КУ несут организации, с которыми у них заключены договоры (ч. 2.1 ст. 161 ЖК РФ).
Содержание МКД должно обеспечиваться подрядчиком на уровне, необходимом для предоставления КУ (ч. 16 ст.161 ЖК РФ).
Качество выполнения работ и оказания услуг должно соответствовать:
- заключенным договорам;
- требованиям Правил содержания общего имущества и Правил предоставления коммунальных услуг.
Управление МКД товариществом собственников жилья
Согласно ч. 2 ст.161 ЖКРФ ТСЖ является одним из способов управления многоквартирным домом. Создание, структура и деятельность ТСЖ регламентируются разд. VI ЖК РФ.
Преимущества ТСН (ТСЖ) заключаются в следующем.
Члены правления, в том числе председатель, — собственники помещений в вашем доме, которым не безразлично, в каком состоянии находятся крыша, инженерные коммуникации, лифты и другое общее долевое имущество.
ТСЖ обязано представлять законные интересы собственников помещений в МКД (ст. 137 Жилищного кодекса). А это значит, что, организовав ТСЖ в своем доме, вы никогда не останетесь один на один с проблемами.
Любой член ТСЖ имеет право не только знать, куда и как расходуются его средства, но и влиять на этот процесс, обеспечивая необходимое ему качество жилищных услуг, а через правление ТСЖ — и коммунальных.
Создание ТСЖ обеспечит надлежащее качество предоставляемых жилищных услуг просто потому, что вы сами будете контролировать выполнение работ и расходование денежных средств.
ТСЖ дает возможность заработать дополнительные средства, которые пойдут на повышение качества жизни в доме. Дополнительные доходы в бюджет ТСЖ можно получить от сдачи в аренду ОИ, от дополнительно оказываемых услуг собственникам помещений (т.е. тех, которые не входят в список основных услуг, оказываемых товариществом своим членам без взимания дополнительной платы (установка входных дверей, проведение ремонтных работ в квартире и т.д.)).
Членство в ТСЖ формирует сознание активных собственников, а значит, жильцы будут бережнее относиться к своему дому.
Принимая общие решения, вы, наконец, познакомитесь со своими соседями. А это полезно, в том числе с точки зрения безопасности.
Если вы проживаете в новостройке, то грамотное управление ТСЖ позволит еще много лет не задумываться о КР, открыть спецсчет для накопления взносов на капремонт.
Членство в ТСЖ позволяет перейти от решения проблем обеспечения жизнедеятельности дома к задачам улучшения качества и комфорта проживания.
Главное преимущество ТСЖ — при правильном выборе правления ТСЖ вы не только сами решаете, сколько средств вы будете тратить на обслуживание своего дома, но также можете быть уверены, что эти средства пойдут на решение проблем именно вашего дома.
Управление МКД управляющей организацией
Способы управления МКД завершает управление УО (управляющей организацией).
Для признания способа управления МКД управляющей организацией необходимо соблюдение следующих условий:
- собственники приняли решение о выборе способа управления МКД — управление УО;
- выбрали конкретную управляющую организацию;
- утвердили на собрании проект договора управления (с существенными условиями);
- собственники, обладающие более чем 50% голосов от общего числа голосов собственников в данном доме, заключили с избранной УО договор управления МКД (ч. 1 ст. 162 ЖК РФ);
- в течение 30 дней УО приступила к исполнению обязательств, если иной срок не указан в договоре управления МКД (ч. 7 ст. 162 ЖК РФ).
УО — юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или ИП, которые осуществляют деятельность по управлению МКД на основании лицензии (ч. 4.2 ст. 20 Жилищного кодекса).
УО — коммерческая организация, главной целью которой является извлечение прибыли от оказания услуг и (или) выполнения работ при управлении МКД.
Про обязанности УО читайте в статье «Обязанности управляющей компании»
Существуют следующие особенности управления УО (ч. 6.2, 13 ст. 155, ч. 1 ст. 157, ч. 2.3, 10, 10.1, 11 ст. 161, ч. 7, 10, 11 ст. 162 ЖКРФ):
Во-первых, УО несет ответственность перед собственниками:
- за оказание услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание ОИ;
- за предоставление КУ в зависимости от уровня благоустройства дома.
Во-вторых, УО обязана приступить к выполнению договора управления не позднее чем через 30 дней со дня его подписания.
В-третьих, УО получает плату за предоставленные КУ и осуществляет расчеты с РСО за поставленные коммунальные ресурсы и водоотведение, с региональным оператором за оказание услуг по обращению с ТКО.
В-четвертых, УО вправе давать предложения ОСС по перечню работ и услуг (управление МКД, содержание, текущий и капитальный ремонт ОИ) и по размеру соответствующей платы.
В-пятых, УО обязана отчитываться перед собственниками о выполнении договора управления за предыдущий год ежегодно в течение первого квартала текущего года и размещать отчет в ГИС ЖКХ.
В-шестых, УО обязана размещать в ГИС ЖКХ информацию о деятельности по управлению МКД.
УО несет ответственность за выполнение всех работ и оказание услуг в соответствии с положениями действующего законодательства и условиями договора управления. УО вправе осуществлять работы своими силами или с привлечением подрядных организаций и не вправе отказываться от заключения договоров с РСО и региональным оператором по обращению с ТКО (ч. 12 ст.161 ЖК РФ).
УО по своему усмотрению привлекает подрядчиков для выполнения работ. Соответственно, собственники в МКД не наделены полномочиями по выбору подрядчиков и определению условий, на которых привлекается та или иная подрядная организация.
Управлять МКД может только одна УО (ч. 9 ст.161 ЖК РФ).
В последнее время появилась возможность перехода собственников помещений на прямые договоры с РСО.
Авторы: О.Е. Фролова, С.С. Сохранов, С.А. Яременко и др.
М.: Редакция «Российской газеты», 2017
Законодательная база Российской Федерации
Бесплатная горячая линия юридической помощи
- Энциклопедия ипотеки
- Кодексы
- Законы
- Формы документов
- Бесплатная консультация
- Правовая энциклопедия
- Новости
- О проекте
Бесплатная консультация
Навигация
Федеральное законодательство
- Конституция
- Кодексы
- Законы
Действия
- Главная
- «ЖИЛИЩНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 28.12.2013 с изменениями, вступившими в силу с 30.12.2013)
Статья 162 Договор управления многоквартирным домом
1. Договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.
1.1. В случае, предусмотренном частью 13 статьи 161 настоящего Кодекса, с каждым лицом, принявшим от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещение в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, заключается договор управления многоквартирным домом. При этом такие лица выступают в качестве одной стороны заключаемого договора, если они составляют более чем пятьдесят процентов от их общего числа.
(в ред. Федерального закона от 05.04.2013 N 38-ФЗ)
2. По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
3. В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны:
1) состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома;
2) перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация;
3) порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы;
4) порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления.
4. Условия договора управления многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
5. Договор управления многоквартирным домом заключается:
(в ред. Федерального закона от 05.04.2013 N 38-ФЗ)
1) в случае, указанном в части 1 настоящей статьи, на срок не менее чем один год, но не более чем пять лет;
(в ред. Федерального закона от 05.04.2013 N 38-ФЗ)
2) в случаях, указанных в частях 4 и 13 статьи 161 настоящего Кодекса, на срок не менее чем один год, но не более чем три года;
(в ред. Федерального закона от 05.04.2013 N 38-ФЗ)
3) в случае, указанном в части 14 статьи 161 настоящего Кодекса, на срок не более чем три месяца.
(в ред. Федерального закона от 05.04.2013 N 38-ФЗ)
6. При отсутствии заявления одной из сторон о прекращении договора управления многоквартирным домом по окончании срока его действия такой договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, какие были предусмотрены таким договором.
7. Если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация обязана приступить к выполнению такого договора не позднее чем через тридцать дней со дня его подписания.
8. Изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
8.1. Собственники помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, предусмотренного частями 4 и 13 статьи 161 настоящего Кодекса, по истечении каждого последующего года со дня заключения указанного договора в случае, если до истечения срока действия такого договора общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о выборе или об изменении способа управления этим домом.
8.2. Собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.
9. Управление многоквартирным домом, который находится в собственности жилищного кооператива или в котором создано товарищество собственников жилья, осуществляется с учетом положений разделов V и VI настоящего Кодекса.
10. Управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.
11. Если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация ежегодно в течение первого квартала текущего года представляет собственникам помещений в многоквартирном доме отчет о выполнении договора управления за предыдущий год.
Какой вариант предпочтительнее
Способ управления выбирается исходя из возможностей собственников к организации процесса. Если среди жильцов найдутся инициативные граждане, которые способны собственноручно создать товарищество, вести все вопросы, связанные с ЖКХ, то такой вариант индивидуального управления в качестве оптимального выбора исключать нельзя.
- более качественное обслуживание, чем при любом ином способе управления
- низкие сметы на эксплуатацию и ремонт
- высокая вовлеченность жильцов в процесс эксплуатации имущества
- при надлежащей настойчивости и расторопности председателя дом можно проводить по городским программам благоустройства и ремонтов.
- прозрачность финансового баланса дома и отчетность перед жильцами
- низкая компетентность штатных специалистов или их отсутствие
- отсутствие собственной материальной базы
- высокие расходы на аппарат управления
- низкая финансовая стабильность в случае ошибок в тарифообразовании
Передача дел в ведение УК — оптимальный вариант для управления крупным городским домом. Жителям не потребуется отвлекаться от собственных забот, регулярно участвовать в решении специфических вопросов. Это компетенция компании-управленца. Такой вариант признаётся удобным, необременительным для большинства владельцев квартир.
- высокая компетентность штатных специалистов
- финансовая устойчивость
- собственная материальная база
- высокая интегрированность с ресурсоснабжающими организациями
- высокие тарифы
- низкое качество обслуживания
- медленная реакция на изменения происходящие с домом
- более высокий уровень дебиторской задолженности по дому
- непрозрачность финансового баланса дома и неполная отчетность перед жильцами
Самоуправление МКД организуют редко. Это связано с низкой эффективностью такого типа распоряжения имуществом, высокой ответственностью, лежащей на самих владельцах помещений, отсутствием у собственников свободного времени. Все это не располагает к подобному выбору.
- нет расходов на управленческий аппарат
- техобслуживание и уборка дома может проводиться силами жильцов
- низкие сметы на выполнение всех работ
- каждый отвечает только за свои долги по коммунальным ресурсам
- очень низкая управляемость
- низкая компетенция жильцов в опросах ЖКХ
- невозможно использовать дотации Фонда содействия реформированию ЖКХ на капитальный ремонт
- нет единого ответственного по какому-либо из вопросов
Продление срока заочного голосования
Общее собрание собственников не набрало кворум в срок, указанный в извещении о проведении собрания. Можно ли продлить срок голосования и учесть решения собственников, полученные после первоначально озвученной в извещении даты?
Для ответа на вопрос были использованы следующие документы и нормативно-правовые акты:
- Жилищный кодекс Российской Федерации;
- Гражданский кодекс Российской Федерации;
- Приказ Минстроя России № 411/пр от 31.07.2014 г. «Об утверждении примерных условий договора управления многоквартирным домом и методических рекомендаций по порядку организации и проведению общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах»;
- Письмо Минстроя РФ от 28 августа 2015 г. N 27535-ОЛ/04;
- Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 25.12.2015 № 937/пр «Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка передачи копий решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор»;
- Информационное письмо ГУ МО «Государственная жилищная инспекция Московской области» № 08ТГ-55084 от 03.09.2016;
- Решение Перовского районного суда г. Москвы от 2 декабря 2014 г. по делу № 2-4682/2014;
- Решение Тушинского районного суда г. Москвы от 31 января 2014 г. по делу № 2-263/2014;
- Решение Никулинского районного суда г. Москвы от 18 июня 2015 г. по делу № 2-2829/2015;
- Апелляционное определение Московского городского суда от 28 августа 2012 г. по делу № 11-17414/2012;
- Апелляционное определение Московского областного суда от 13 октября 2014 г. по делу № 33-22611/2014.
Исходя из представленной информации, сообщаю следующее:
Решение общего собрания собственников жилья можно считать правомочным, если за него проголосовали более 50% представителей от общего числа собственников жилья (п.3 ст.45 ЖК РФ). Количество голосов считают исходя из размера права в общей долевой собственности каждой отдельной квартиры. Поэтому регистрация участников собрания осуществляется не только по количеству, но и по размеру их доли в праве собственности.
Для подсчета голосов и определения кворума может быть создана счетная комиссия, которая учитывает все данные из письменных решений участников до окончания голосования.
Необходимо учитывать, что состав кворума зависит от рода принимаемого решения. ЖК РФ подразделяет вопросы, поставленные на повестку общего собрания, на следующие категории:
- Решения, принимаемые простым большинством голосов собственников жилья, присутствующих на собрании (ч. 1 ст. 45 ЖК РФ, п. 3.2 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ, п. 3.3 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ, п. 3.4 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ, п. 3.5 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ, п. 4 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ, ч. 3 ст. 161 ЖК РФ, ч. 1 ст. 162 ЖК РФ, ст. 161.1 ЖК РФ, ч. 13 ст. 161.1 ЖК РФ, ч. 7 ст. 156 ЖК РФ, ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ, п. 4.1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ, ч. 1 ст. 164 ЖК РФ, ч. 3 ст. 164 ЖК РФ, ч. 4 ст. 46 ЖК РФ, ч. 12 ст. 161.1 ЖК РФ);
- Решения, принимаемые простым большинством голосов всех собственников жилья (ч. 2 ст. 135, ч. 1 ст. 136 ЖК РФ, ст. 140 ЖК РФ, ч. 2 ст. 141 ЖК РФ);
- Решения, принимаемые большинством голосов не менее двух третей от общего числа голосов собственников жилья (п. 1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ, п. 1.1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ, п. 1.2 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ, п. 2 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ, п. 3 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ, п. 3.1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ, п. 4.2 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ, п. 4.3 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ, п. 1 ч. 2 ст. 136 ЖК РФ, п. 2 ч. 2 ст. 136 ЖКРФ);
- Решения, принимаемые с участием всех собственников жилья (ч. 3 ст. 36 ЖК РФ, ч. 2 ст. 40 ЖК РФ)
В оповещении о проведении общего собрания собственников в очно-заочной форме должны быть указаны две даты: дата очного собрания и окончательная дата для приема заочных письменных решений собственников. Счетная комиссия в течение 10 дней с даты завершения приема голосов в заочной форме устанавливает наличие кворума и фиксирует принятое решение.
Нормами ЖК РФ не предусмотрено продление срока для голосования при проведении собрания собственников жилья при очно-заочной форме общего собрания. По смыслу продление срока голосования влечет за собой новую процедуру голосования, поэтому учесть ранее принятые голоса нельзя. Это может трактоваться как нарушение процедуры проведения общего собрания собственников МКД. Правильными действиями в данном случае будет составление протокола об отсутствии кворума и назначение новых сроков для заочного голосования собственников жилья по тем же вопросам.
Судебная практика по рассмотрению аналогичных ситуаций неоднозначна, но при этом стоит отметить явный перевес в сторону признания решений общего собрания собственников с нарушением процедуры проведения голосования в очно-заочной форме именно при продлении срока для заочной части недействительными. Поэтому не стоит принимать заведомо оспоримое решение, лучше обойтись новым голосованием в заочной форме.
Признавая изменение сроков проведения общего собрания в форме заочного голосования противоречащим требованиям Жилищного кодекса РФ, суды ссылаются на статью 45, хотя по смысловой нагрузке ни приведенная норма, ни другие статьи Жилищного кодекса РФ не содержат прямого запрета на продление первоначально установленного срока заочного голосования, если итоги голосования не подводились.
Согласно указаниям частями 4 и 5 ст. 45 ЖК РФ, лицо, по инициативе которого созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязано сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее чем за десять дней до даты его проведения, при этом в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть указаны в случае проведения собрания в форме заочного голосования дата окончания приема решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, и место или адрес, куда должны передаваться такие решения.
В соответствии с ч. 2 ст. 47 ЖК РФ, принявшими участие в общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, проводимом в форме заочного голосования (опросным путем), считаются собственники помещений в данном доме, решения которых получены до даты окончания их приема.
Согласно п. 8 приложения № 1 к приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 25.12.2015 № 937/пр «Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка передачи копий решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор» в качестве даты проведения общего собрания в случае, если оно продолжалось несколько дней, указывается дата начала и дата окончания общего собрания. Место и дата проведения общего собрания, указанные в протоколе, должны соответствовать адресу и дате, указанным в сообщении о проведении общего собрания.
В соответствии с разъяснениями ГУ МО «Государственная жилищная инспекция Московской области», изложенными в письме № 08ТГ-55084 от 03.09.2016, «процедура продления заочного голосования собственников помещений жилищным законодательством не предусмотрена».
Однако есть иная правовая позиция, когда разрешая спор о вероятном нарушении прав собственников вследствие такого продления голосования, суд руководствуется принципом разумности, исходя из баланса интересов обеих сторон. Продлевая срок окончания приема решений, инициаторы общего собрания руководствуются соображениями функционирования возглавляемого ими органа управления путем обеспечения кворума при заочном голосовании по основополагающим вопросам расходов и доходов, формирования органов управления, и т.д., без чего была бы не возможна его нормальная деятельность в наступившем году. Срок, на который было продлено голосование, должен быть разумным и соразмерным. Суды при этом учитывают, что само по себе такое продление сроков голосования не может напрямую повлиять на его результаты.
При этом основополагающим фактором в данном случае служит сохранение вопросов, поставленных на повестку дня при проведении очной части собрания. Любое даже незначительное изменение при продлении срока голосования влечет отмену принятого решения.
При принятии любого решения стоит учитывать, что исходя из положений ч. 6 ст. 46 ЖК РФ, собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Суд, с учетом всех обстоятельств дела, вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голосование указанного собственника не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и принятое решение не повлекло за собой причинение убытков указанному собственнику.
Резюме:
Законодательство не содержит прямого запрета на продление сроков для приема голосов при проведении очно-заочной формы общего собрания собственников, однако это дает основания для оспаривания принятого решения. Во избежание признания недействительными решений, принятых по итогам голосования с продлением первоначального срока, необходимо признать первоначальное голосование несостоявшимся и назначить новое с учетом срока, необходимого для подачи голосов, и требований по составу кворума.
Полезная консультация? Поделитесь в соцсетях!
Нужна юридическая помощь? Звоните +7(985)477-69-70