Lazurnensky.ru

Обзорный аналитик
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Статья 168. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах

С какого времени вступил в силу закон о капитальном ремонте

(в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 417-ФЗ, от 29.06.2015 N 176-ФЗ)

  1. Рекомендуемые статьи
  2. МКД в программах капитального ремонта Российской Федерации
  3. Что включает в себя капитальный ремонт?
  4. Действие нормативной базы
  5. Формула для расчета пени за просрочку оплаты жилищно-коммунальных услуг
  6. Что входит в капитальный ремонт многоквартирного дома — официальный сайт фонда
  7. Закон о капитальном ремонте многоквартирных домов
  8. Кто оплачивает?
  9. Жилищно-коммунальное хозяйство

Капремонт: очередь на проведение

Прежде чем говорить об очерёдности осуществления капитальных ремонтных работ МКД, желательно коснуться основ Федерального законодательства (ФЗ), регламентирующих этот вопрос.

№/№Законодательная базаРасшифровка
1.ЖК РФ ст. № 166Перечисляются ремонтные работы, производимые в рамках капремонта
2.ЖК РФ ст. № 154Говорится о том, что финансовые затраты по капремонту обязаны нести собственники квартир
3.ЖК РФ ст. № 182Говорится о том, что ответственность за капремонт возложена на плечи оператора регионального уровня

Очерёдность осуществления капремонта МКД должна устанавливаться программой регионального уровня.

Очерёдность напрямую зависит от того, насколько дом обветшал и нуждается в ремонтных работах. По закону, очерёдность устанавливается на период, сроком в тридцать лет.

Программы регионального уровня содержат следующую информацию:

  1. Список МКД, которые входят в число аварийных и имеют больше двух квартир.
  2. Перечень требуемых работ.
  • Календарное время старта.

С целью поддержания информационной базы в актуальном виде, закон требует проведения регулярных технических осмотров, для наблюдения за «самочувствием» МКД. Так, обновление сведений в базе осуществляется в ежегодном режиме.

На основании информации, полученной от УК (либо ТСЖ), принимается решение проводить, либо не проводить, капремонт каждого конкретного МКД. В этом вопросе принимаются в учёт отклонения «состояния здоровья» МКД от установленных Жилищным кодексом строительных нормативов.

Устанавливая очерёдность, региональные программы учитывают следующую информацию:

  1. Временной срок эксплуатации жилых многоквартирных домов.
  2. Календарное время проведения последнего капремонта.
  3. Наличие наполненности общедомовой «копилки» на капитальные нужды.
  4. Уровень изношенности дома.
  5. Метраж дома.
  6. Объём капитальный трудовых вложений, которые необходимы каждому конкретному зданию.

Каждый желающий может получить интересующие сведения обо всём, что касается проведения капремонта в доме, зайдя на «территорию» официального Правительственного портала (www.reformagkh.ru). Там можно ознакомиться с утверждёнными планами, координацией которых занимается ведомство Государственного Жилищного Надзора.

Как узнать сроки проведения капремонта и конкретные работы

Узнать, что и когда будут ремонтировать, проще всего на сайте «Реформа ЖКХ». Для этого введите свой адрес в строку поиска на главной странице. Если ваш дом есть в системе, вы увидите результаты поиска.

Нажмите на адрес — появятся сведения о доме: общая площадь, год ввода в эксплуатацию, серия и тип постройки здания, количество этажей и т. п. Там же будет вкладка «Капитальный ремонт МКД». Если перейдете на нее, увидите информацию о фонде капремонта: способ формирования, размер взноса, общую сумму собранных денег на капремонт, остаток фонда и т. п.

Слева на странице появится раздел «Работы (услуги)». Зайдите в него, чтобы узнать, какие части дома и в какие сроки собираются отремонтировать, а какие работы уже провели.

В разделе две вкладки: «По конструктивам» и «По годам». Вы пишете, что в вашем доме течет крыша. Чтобы узнать, когда ее залатают, перейдите во вкладку «По конструктивам», слева выберите «Предстоящие работы (услуги)» и нажмите на строку «Крыша» — там будет вся информация.

А чтобы узнать, какого ремонта ждать в конкретном году, перейдите во вкладку «По годам».

27 декабря 2013, пятница

ПРАВИТЕЛЬСТВО КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Постановление

Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края, на период с 2014 по 2043 годы

В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, статьей 103 Устава Красноярского края, статьей 11 Закона Красноярского края от 27.06.2013 № 4-1451 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края» ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края, на период с 2014 по 2043 годы согласно приложению.

2. Опубликовать постановление в газете «Наш Красноярский край» и на «Официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края» (http://www.zakon.krskstate.ru/).

3. Постановление вступает в силу с 1 января 2014 года, но не ранее чем через 10 дней после его официального опубликования.

Первый заместитель
Губернатора края –
председатель
Правительства края
В.П. Томенко

Приложения

ФорматДокументДата публикации
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края, на период с 2014 по 2043 годы (210KB)10.02.2014
Документ в графическом формате (часть 1) стр.1-100 (65346KB)10.02.2014
Документ в графическом формате (часть 2 стр.101-200 (58941KB)10.02.2014
Документ в графическом формате (часть 3) стр.201-300 (61934KB)10.02.2014
Документ в графическом формате (часть 4) стр.301-400 (60805KB)10.02.2014
Документ в графическом формате (часть 5) стр.401-500 (59015KB)10.02.2014
Документ в графическом формате (часть 6) стр.501-569 (40783KB)10.02.2014

Документ опубликован: 10.02.2014, Официальный интернет-портал правовой информации Красноярского края,

Стоит ли переживать, что деньги идут в кассу всего города, а не конкретно одного дома?

Многих жильцов волнует и возмущает тот факт, что приходится платить взносы, которые будут расходоваться на ремонтные работы других домов, включенных в региональную программу капитального ремонта. Однако, нет смысла переживать, так как в любом случае организация устанавливает ориентировочные сроки ремонта каждого дома.

Об этом можно узнать на официальном сайте Фонда, либо на портале государственных услуг, нажав на специальную вкладку «Квартира, ЖКУ». Там есть необходимая информация по каждому номеру дома поэтому рано или поздно региональный капитальный ремонт будет проведен в любом жилом комплексе.

В первую очередь капремонт региональный оператор проводит в старых домах, поэтому Фонд изначально включает их в специальную региональную программу капитального ремонта, дом в программе может оказаться и раньше, если он сильно изношен и нуждается в совершенствовании эксплуатационных характеристик, в этом случае всегда можно обратиться в Фонд, как лично, так и с помощью управляющей компании (об очереди на капитальный ремонт читайте тут).

Если нет доверия к региональному оператору, то в любой момент можно открыть специальный счет согласно ст.173 ЖК РФ. В данном случае все денежные средства будут поступать на определенный депозит конкретного дома, то есть другие жилые дома никак не смогут претендовать на накопленные денежные средства, расположенные на специальном счете. Однако, в любом случае решение о проведении капремонта принимает только Фонд поэтому жильцы не смогут свободно распоряжаться деньгами и решать ремонтные вопросы.

Как оплачивать взносы на капремонт?

Если ваш дом внесен в региональную программу капремонта, и между Московским Областным информационно-расчетным центром (МосОблЕИРЦ) и вашей управляющей компанией заключен договор на организацию расчетов, то строка «взнос на капитальный ремонт» будет включена в единый ежемесячный платежный документ (ЕПД) наряду с оплатой за ЖКУ.

Если вышеуказанный договор отсутствует, то жители дома один раз в три месяца получают отдельную квитанцию (на бумажном носителе в почтовой ящик), где указывается строка «взнос на капитальный ремонт». Оплату при этом можно осуществлять ежемесячно по указанным в квитанции реквизитам и номеру своего лицевого счета одним из следующих способов:

  • в «Личном кабинете» на сайте МосОблЕИРЦ;
  • в клиентских офисах МосОблЕИРЦ;
  • через платежные сервисы Сбербанка;
  • через «Почту России».

У собственников также есть возможность совершать оплату на счет Фонда капитального ремонта, необходимые для этого реквизиты можно узнать на его официальном сайте в разделе «Контакты».

МосОблЕИРЦ уточняет, что в случае оплаты через банковские организации/онлайн-сервисы в разделе «Назначение платежа» необходимо указать: ФИО плательщика (собственника) полностью и адрес объекта собственности.

Функции регионального оператора капитального ремонта

Регоператоры капремонта выполняют функцию коммуникатора между владельцами жилых помещений, подрядчиками и властями. Их задачи:

  • создание счетов, в том числе специальных, для аккумуляции взносов;
  • взыскание задолженностей с собственников площадей в зданиях, фонд капремонта которых сформирован на спецсчете оператора;
  • организация работ в сроки, установленные региональной программой: проведение тендеров на поставки материалов и проведение работ, составление смет и другой документации, контроль за процессом вплоть до подписания документов о приемке;
  • финансирование расходов и, при необходимости, привлечение дополнительных средств на проведение капремонта, в том числе из местного или федерального бюджета;
  • взаимодействие с органами власти по вопросам, связанным с капремонтом жилья.

Обязанности регоператора капремонта

Региональные оператора капитального ремонта отвечают за весь процесс, начиная от соблюдения сроков для каждого элемента жилого помещения и уведомления Государственной жилищной инспекции и жильцов МКД о сроках проведения ремонта и заканчивая предоставлением гарантии его качества. Они же ответственны за за исполнение подрядчиками своих обязанностей и условий договора и за устранение недостатков, выявленных в течение 5 лет после капремонта.

Как формируется фонд и куда направляют средства

Регоператор формирует фонд капитального ремонта дома (ФКР). Средства в него поступают из платежей в счете за коммунальные услуги, пени за несвоевременные выплаты, и процентов, которые начисляет банк. Дополнительные источники финансирования – это средства ТСЖ от ведения хозяйственной деятельности и доходов от сдачи общего имущества в аренду.

Минимальные тарифы на капремонт устанавливает субъект Федерации, на территории которого работает регоператор или органы самоуправления. Дополнительные сборы возможны по решению собрания собственников. Если к моменту начала работ необходимая сумма не собрана, оператор обращается за субсидией в органы местной власти или кредитом.

Средства из ФКР, согласно ст. 166 ЖК РФ, могут быть потрачены на сам капитальный ремонт в МКД, погашение задолженностей, кредитов и займов за выполненные работы и предоставленные услуги. Регион может расширить список целевого использования средств, включив в него, например, утепление фасада, реконструкцию крыши, установку общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов.

Как заключить договор

Заключение соглашения с регоператором происходит путем подписания договора, основанием для которого служит протокол общего собрания собственников. Если такого документа нет, соглашение заключается с уполномоченными представителями управляющей организации – ТСЖ, УК или другими органами.

Читать еще:  Жалоба на управляющую компанию в прокуратуру: пошаговая инструкция

Могут ли собственники МКД выбрать подрядчика для капремонта?

Могут ли собственники дома самостоятельно выбрать подрядчика для проведения капремонта?

На вопрос:

Могут ли жильцы многоквартирного дома, приняв решение о производстве капремонта, определив необходимые виды работ и их стоимость, самостоятельно определить организацию-подрядчика для выполнения этих работ? При любом способе формирования капремонта: на счете регионального оператора, на спецсчете.

Сообщаю:

Для ответа на вопрос были использованы следующие документы и нормативно-правовые акты:

  1. Жилищный кодекс Российской Федерации;
  2. Градостроительный кодекс Российской Федерации;
  3. Приказ Минстроя России от 07.09.2016 N 624;
  4. Письмо Минстроя России от 08.06.2016 N 17636-ЕС/04;
  5. Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 12 апреля 2016 г. № 10-П «По делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы»;
  6. Постановление Правительства РФ от 01.07.2016 № 615 об утверждении Положения о привлечении специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
  7. Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» от 21.07.2007 N 185-ФЗ (последняя редакция);
  8. Решение Арбитражного суда города Москвы от 19.12.2016 г. по делу № А40-208019/2016;
  9. Постановление Десятого Арбитражного Апелляционного суда от 08.08.2016 г. по делу № А41-12104/2016;
  10. Решение Арбитражного суда Московской области от 09.06.2016 г. по делу № А41-12100/2016.

Исходя из представленной информации, сообщаю следующее:

Способ выбора подрядной организации напрямую зависит от способа формирования фонда капитального ремонта. Два основных варианта: открытие специального счета многоквартирного дома (далее МКД) или услуги регионального оператора. Таким образом, собственники определяют не только способ формирования фонда капитального ремонта, но и ответственность за его своевременное проведение, целевое расходование средств и качество работ. Рассмотрим обе ситуации более подробно:

1. Формирование фонда капитального ремонта на специальном счете.

В данном случае следует понимать, что прямыми заказчиками работ выступают собственники МКД, поэтому и выбор подрядной организации для проведения капитального ремонта они осуществляют самостоятельно. Такой подход подтверждается Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 12 апреля 2016 г. № 10-П, в котором указано, что «порядок решения вопросов, связанных с организацией проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, включая поиск подрядчиков (исполнителей), подготовку технического задания на оказание необходимых услуг и (или) выполнение работ, осуществление контроля за ходом капитального ремонта, определяется собственниками помещений в этом доме».

В зависимости от способа управления МКД (жилищный кооператив, товарищество собственников жилья, управляющая организация) между собственниками и подрядной организацией в качестве посредника будет выступать юридическое лицо, управляющее МКД (ст.161 ЖК РФ), поскольку именно на нем лежит обязанность по оказанию всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме. Таким образом, управляющая организация несет на себе функции «технического заказчика». Стоит отдельно отметить, что «техническим заказчиком» могут также быть отдельное физическое лицо, действующее на профессиональной основе, и специализированная организация, привлеченные решением общего собрания собственников МКД (п.22 ст.1 Градостроительного Кодекса РФ).

Договоры с подрядными организациями будут заключаться от имени «технического заказчика», который будет не только контролировать проведение работ, но и в случае их несоответствия заявленному качеству, обращаться в суд (Постановление Десятого Арбитражного Апелляционного суда от 08.08.2016 г. по делу № А41-12104/2016, Решение Арбитражного суда Московской области от 09.06.2016 г. по делу № А41-12100/2016).

Выбор подрядной организации может быть оформлен решением общего собрания либо его осуществляет специально созданная комиссия, куда в обязательном порядке войдут представители собственников жилья, представители технического заказчика и представители управляющей организации (при несовпадении двух последних). Критерии отбора при желании собственников можно утвердить на общем собрании. В таком случае необходимо составить протокол, который будет определять основные требования к подрядной организации, например членство в СРО, хорошая репутация и наиболее выгодная цена.

Более того, стоит отдельно отметить распространенное заблуждение, когда считается, что выбор подрядной организации это обязанность управляющей компании, но возможно так полагать только в том случае, если собственники жилья специальным решением общего собрания делегировали свои полномочия управляющей компании. При отсутствии надлежаще оформленного согласия выбор подрядной организации право и обязанность собственников (Письмо Минстроя России от 08.06.2016 N 17636-ЕС/04, Решение Арбитражного суда города Москвы от 19.12.2016 г. по делу № А40-208019/2016).

Условия договора с подрядными организациями, осуществляющими оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в том числе условия о стоимости таких услуг и (или) работ, гарантийном сроке, иных существенных условиях, в случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, также должны утверждаться решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с компетенцией такого собрания, установленной п.1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ.

При этом нужно отметить, что расходование средств со специального счета будет возможно только после подписания акта выполненных работ, что значительно усложняет выбор подрядной организации, поскольку более предпочтительна авансовая система расчетов.

Таким образом, при формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, способ выбора подрядной организации напрямую зависит от собственников жилья, это может быть прямое указание на заключение договора с конкретным подрядчиком, принятое на общем собрании, либо выбор подрядной организации на конкурсной основе

2. Формирование фонда капитального ремонта у регионального оператора.

В данном случае решение о проведении капитального ремонта, сроках, выбор подрядной организации и контроль качества осуществляют представители регионального оператора. Регламент отбора подрядных организаций определен Постановлением Правительства РФ от 01.07.2016 № 615 и предусматривает проведение электронного аукциона. Контролирует процедуру в Москве Государственная жилищная инспекция города Москвы (Мосжилинспекция). Региональный оператор формирует комиссию по рассмотрению заявок, при этом не менее 1/3 членов комиссии по предварительному отбору от ее общего численного состава должны являться представителями регионального оператора.

Остальные члены комиссии это:

а) представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственного за реализацию региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в случае, если указанный орган не уполномочен субъектом Российской Федерации на ведение реестра квалицированных подрядных организаций;

б) представители органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих функции по формированию и реализации государственной политики в области государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в случае проведения предварительного отбора на право участия в электронных аукционах в отношении общего имущества в многоквартирных домах, являющихся объектами культурного наследия, выявленными объектами культурного наследия;

в) уполномоченный представитель общественного совета по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, созданного в субъекте Российской Федерации;

г) представители иных общественных организаций.

Таким образом, можно сделать вывод, что в данном случае собственники жилья не могут влиять на выбор подрядной организации.

Договора на проведение работ по капитальному ремонту заключаются от имени регионального оператора. Ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта привлеченными подрядными организациями лежит также на региональном операторе (статья 182 ЖК РФ).

За неисполнение или ненадлежащее исполнение региональным оператором обязательств субъект РФ несет субсидиарную ответственность перед собственниками.

Резюме:

Способ выбора подрядной организации напрямую зависит от способа формирования фонда капитального ремонта.

При формировании средств на специальном счете решение о выборе подрядной организации принимают собственники жилья. В данном случае допустима и конкурсная основа, и выбор конкретного подрядчика на общем собрании. Единственное, на что стоит обратить особое внимание, это обязательное членство подрядной организации в СРО при заключении договора на сумму более 3 млн рублей (подп. «б» п. 8 ст. 1 Закона № 372-ФЗ). Проверить членство подрядной организации в СРО можно на сайте Ростехнадзора.

При формировании фонда капитального ремонта у регионального оператора решение о выборе подрядной организации принимается уполномоченной комиссией по итогам электронного аукциона.

Полезная консультация? Поделитесь в соцсетях!

Статья 168. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах

В соответствии с требованиями ст. 167 Жилищного кодекса РФ закон содержит порядок проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов, порядок подготовки и утверждения региональной программы капитального ремонта, порядок предоставления владельцем специального счета сведений, порядок выплаты средств фонда капитального ремонта, порядок осуществления контроля за целевым расходованием средств.

Законом предусматривается создание единого регионального оператора.

Утверждена обязанность органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, органов исполнительной власти и Правительства области по мониторингу технического состояния многоквартирных домов и формированию региональной программы капитального ремонта, сроком на 30 лет.

В соответствии с установленными сроками, региональная программа сформирована и утверждена постановлением Правительства Оренбургской области от 30 декабря 2013 года № 1263-пп «Об утверждении региональной программы «Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области, в 2014-2043 годах» (с изменениями от 20.06.2014 № 403-пп, от 16.12.2014 № 974-пп), в которую включено 9,9 тысяч многоквартирных домов, общей площадью 26,4 млн. кв. метров.

Также сформирован краткосрочный план реализации региональной программы «Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области, в 2014-2043 годах» на 2014-2016 годы (утвержден постановлением Правительства Оренбургской области от 20.06.2014 № 404-п, с изменениями от 16.12.2014 № 973-п), в рамках которого планируется отремонтировать 217 многоквартирных домов.

Обязанность собственников жилых помещений по уплате ежемесячных взносов на капитальный ремонт наступает по истечении восьми месяцев, после утверждения региональной программы.

Собственникам помещений предоставляется возможность выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта своего дома:

перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет, открытый в уполномоченном банке для данного дома, и соответственно, накапливать средства самостоятельно;

перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора, т.е. участвовать в «котловом» способе накопления средств, и соответственно, получить возможность проведения ремонтных работ в более ранние сроки.

Собранные средства могут использоваться только на проведение работ по капитальному ремонту.

В обоих случаях решение о формировании фонда капитального ремонта, о проведении капитального ремонта, видах ремонта принимается решением общего собрания собственников.

Читать еще:  Как узнать выписался ли человек из квартиры онлайн

Контроль за проведением ремонта будет осуществляться собственниками помещений, органами местного самоуправления и другими уполномоченными органами.

Что такое капитальный ремонт?

Решение проблемы восстановления жилищного фонда является одной из важнейших задач реформирования в жилищно-коммунальном хозяйстве.

Все объекты общего имущества многоквартирного дома и их части в процессе эксплуатации подвергаются износу вследствие естественного старения материалов, из которых они из­готовлены, силовых нагрузок, либо влияния природно­-климатических факторов, условий использова­ния и уровня надлежащего их содержания.

Восстановление жилищного фонда происходит за счёт проведения капитального и текущего ремонта. Многие наши жители неправильно трактуют эти два понятия и не разделяют их.

Основное отличие текущего ремонта от капитального заключается в виде и характере выполняемых работ.

Капитальный ремонт — замена или восстанов­ление отдельных частей или целых конструкций, инженерно-технического оборудования дома для устранения их физического износа или разрушения, функционального износа и проведения работ по повышению уровня внутреннего благоустройства, то есть про­ведение модернизации дома.

Текущий ремонт — это ремонт, выполняемый в плановом порядке с целью восстановления исправности или работоспособности строительных конструкций, частичного восстановления его ресурса с заменой или восстановлением его составных частей ограниченной номенклатуры, установленной нормативной и технической документацией. Например, частичный ремонт штукатурки в подъезде.

Капитальный ремонт проводится при 45-50 процентном износе конструкций и элементов жилых домов. Для этого необходимо наличие подробной информации о степени износа всех конструкций и систем многоквартирного дома по результатам обследования, которое проводится управляющей организацией, с приложением соответствующих актов о состоянии инженерного оборудования (лифт, электроснабжение) специализированных организаций.

Перечень некоторых видов работ по капитальному ремонту многоквартирных домов:

ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;

ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости ремонта лифтовых шахт;

ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах;

утепление и ремонт фасадов.

Согласно ст. 44 Жилищного кодекса РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится принятие решений о ремонте общего имущества в многоквартирном доме.

Кто должен платить за капремонт многоквартирных домов?

До вступления в силу Жилищного Кодекса РФ вопросами капитального ремонта многоквартирных домов занимались органы местного самоуправления. Но с 1 марта 2005 года производство капитального ремонта многоквартирного дома возлагается на собственников жилья.

В соответствии со ст. 158 Жилищного кодекса РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества соразмерно своей доли в праве общей собственности на это имущество.

Проводить капитальный ремонт необходимо, ведь каждый из нас хочет жить в благоустроенном, теплом и уютном доме. Многие дома в нашем городе уже отремонтированы, результаты проведенных работ, безусловно, положительные. Думать о своем будущем и будущем своих детей и внуков нужно уже сегодня.

Для эффективной работы новой системы финансирования требуется объединение усилий органов местного самоуправления, специалистов организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами и собственников жилых помещений по инвентаризации жилого фонда, составлению актов технического состояния домов, определению необходимости проведения капитального ремонта и видов работ.

КС разъяснил, кто несет бремя ответственности за капремонт домов, где приватизирована часть квартир

12 марта Конституционный Суд РФ вынес Определение № 557-О/2019 по запросу о проверке конституционности положения ч. 1 ст. 190.1 «Особенности организации капитального ремонта многоквартирных домов, в которых требовалось проведение капитального ремонта на дату приватизации первого жилого помещения» ЖК РФ, с которым в КС обратилась группа депутатов Госдумы. По их мнению, оспариваемая норма противоречит Конституции РФ, допуская уменьшение объема публично-правовых обязательств в отношении граждан, приватизировавших квартиры в домах, требовавших на момент приватизации проведения капремонта.

Позиция заявителей

Так, условие о том, что бывший наймодатель (уполномоченный орган государственной власти или местного самоуправления) проводит капремонт в доме, включенном в перспективный и (или) годовой план, только на дату приватизации первого жилого помещения в нем, исключает обязанность государства проводить такой ремонт, если он потребовался на момент приватизации второй и последующих квартир. По мнению заявителей, это не только уменьшает объем публично-правовых обязательств, установленных ст. 16 Закона о приватизации жилищного фонда, но и порождает неравенство между собственниками, приватизировавшими свои квартиры до и после приватизации первого жилого помещения в таком доме.

Депутаты также отметили, что до внесения поправок в ст. 16 Закона обязанность бывших наймодателей по проведению капремонта не зависела от даты приватизации первой квартиры в доме. При этом из буквального толкования нормы следовало, что соответствующие публично-правовые обязательства возникали не в отношении дома, а в отношении каждого гражданина, имеющего право пользования жильем на условиях социального найма, притом что на момент приватизации такого жилого помещения дому требовался капремонт.

Между тем предусмотренный законодательством механизм, состоящий в том, что после утверждения региональной программы капремонта все собственники включенных в нее домов несут расходы на оплату соответствующих взносов, предполагает освобождение публично-правовых образований от обязательств по проведению капремонта перед лицами, приватизировавшими квартиры в домах, нуждающихся в нем, но не требовавших его проведения на момент приватизации первой квартиры.

КС не нашел неопределенности в оспариваемой норме

Отказывая в принятии жалобы к рассмотрению, Конституционный Суд указал, что, устанавливая порядок приватизации государственного и муниципального жилищного фонда, законодатель учитывал его реальное техническое состояние.

В первоначальной редакции ст. 16 Закона о приватизации он предусмотрел, что приватизация квартир в домах, требующих капремонта, осуществляется, как правило, после проведения последнего наймодателем, а при согласии граждан за непроизведенный ремонт может выплачиваться компенсация. Обязанность последующих капремонтов несут уже собственники жилья, в том числе граждане (Постановление КС от 12 апреля 2016 г. № 10-П, Определения от 19 октября 2010 г. № 1334-О-О, от 14 июля 2011 г. № 886-О-О и от 1 марта 2012 г. № 389-О-О).

Таким образом, подчеркивается в определении, сохранение за бывшими наймодателями обязанности по проведению капремонта нуждавшихся в нем домов является предусмотренным законом исключением из общего правила о несении собственником бремени содержания принадлежащего ему имущества.

КС отметил, что в соответствии с оспариваемой нормой возложение обязанности по проведению капремонта на орган государственной власти или местного самоуправления возможно лишь в том случае, если до даты приватизации первой квартиры дом был включен в перспективный и (или) годовой план, однако капремонт проведен не был, а также при условии, что капремонт общего имущества после даты приватизации первой квартиры до даты включения дома в региональную программу по капремонту не проводился за счет бюджетных средств.

Таким образом, с момента приватизации первой квартиры в таком доме соответствующее публично-правовое образование перестает единолично нести бремя его содержания – последующие расходы возлагаются на него соразмерно доле в праве общей собственности на общее имущество.

При этом Суд подчеркнул, что процесс приватизации, начавшийся в 90-е гг. ХХ в., не ограничен определенным сроком и продолжается в настоящее время, естественный износ многоквартирных домов не приостанавливается и не прекращается, а необходимость проведения работ по их капремонту возникает неоднократно. Исходя из этого, сохранение обязанности за бывшим наймодателем по проведению капремонта домов, ранее входивших в государственный или муниципальный жилищный фонд, не должно трактоваться как возложение на него обязанности по капремонтам, потребность в которых будет возникать вплоть до завершения приватизации всех помещений в доме. При этом собственники приватизированных квартир в таких домах не освобождаются от расходов на содержание общего имущества, включая взносы на капремонт.

Иное, как указано в документе, приводило бы к неправомерному перераспределению бремени содержания общего имущества, нарушало баланс публичных и частных интересов, а также конституционных принципов равенства, справедливости и соразмерности. Кроме того, это могло бы повлечь неосновательное обогащение собственников помещений, при приватизации которых нуждаемость в работах по капремонту отсутствовала.

Разграничение обязанности бывшего наймодателя по проведению капремонта нуждающихся домов и возлагаемого на собственников помещений бремени содержания общего имущества позволяет также определить объем соответствующих бюджетных средств. При этом, подчеркнул КС, публичная обязанность бывшего наймодателя по проведению капремонта не может рассматриваться как вновь возникающая по отношению к каждому новому собственнику в доме, нуждающемся в капремонте на момент приватизации соответствующей квартиры.

Эксперты по-разному оценили позицию Суда

Адвокат АП Московской области Татьяна Серегина поддержала позицию КС. «Определение можно назвать социально ориентированным, – пояснила она «АГ». – Суд справедливо обратил внимание на недопустимость неосновательного обогащения собственника каждого последующего помещения, при приватизации которого нуждаемость дома в работах по капремонту отсутствовала».

Как отметила эксперт, Конституционный Суд разъяснил, что введение оспариваемой нормы ЖК было продиктовано судебной практикой и исполнено последним с целью упорядочивания проведения капремонта именно в тех случаях, когда он изначально не был проведен (в период приватизации), либо не в полном объеме, – разумеется, с учетом условий, необходимых для его проведения.

Адвокат добавила, что определение содержит принципиально новый подход к выявлению понятия нуждаемости дома в проведении капремонта. Кроме того, Суд впервые упорядочил проведение капремонта многоквартирных домов, в которых он требовался ранее. «Определение сейчас является основным источником, разъясняющим положения ст. 190.1 ЖК», – подчеркнула она.

По мнению Татьяны Серегиной, хотя оспариваемая норма направлена на перспективное регулирование отношений по проведению капремонта в многоквартирном доме, в ее основу положен ретроспективный подход, поскольку все основные моменты обозначаются в прошлом. «Успешное сочетание двух подходов позволяет комплексно регулировать общественные отношения в данной сфере», – полагает она.

Адвокат АК № 22 «Гражданские компенсации» Нижегородской областной коллегии адвокатов Александр Немов считает правовую позицию КС противоречивой. Он пояснил, что КС, с одной стороны, справедливо указал, что ответственность за содержание многоквартирного дома, в том числе по проведению капремонта, до первого факта приватизации помещения должен нести прежний наймодатель: «Данная позиция логична, так как весьма несправедливо перекладывать на плечи новых собственников результат длительного бездействия прежнего владельца, который не осуществлял надлежащего содержания общего имущества дома».

Читать еще:  Новые правила постановки на учет автомобилей в 2021 году

С другой стороны, отметил адвокат, позиция о том, что новый собственник все равно обязан уплачивать взносы на капремонт, в том числе в связи с тем, что «естественный износ многоквартирных домов не приостанавливается и не прекращается», представляется неубедительной. «Ссылка на нормы об обязательности оплаты налогов и сборов сомнительна, – полагает Александр Немов, – так как сам КС указывал, что взнос на капремонт не является аналогом обязательных платежей и налогов. Суд не пояснил, на что будут направлены средства, собираемые собственниками уже после проведения ремонта прежним наймодателем в рамках текущей программы».

По мнению адвоката, логичнее было бы временно освободить новых собственников от уплаты взносов – как минимум до проведения капремонта прежним владельцем, – и КС в данном вопросе защитил публичный интерес. «Определение закрывает спор о взносах на капремонт при досрочном осуществлении работ за счет бюджета, что упрощает жизнь региональным операторам», – резюмировал Александр Немов.

Партнер, руководитель практики Группы правовых компаний «ИНТЕЛЛЕКТ-С» Александр Латыев отметил, что КС, формально уклонившись от разрешения вопроса о конституционности оспариваемых положений, все-таки ответил на запрос депутатов, недвусмысленно указав, что считает спорную норму соответствующей Конституции. «Статья 190.1 появилась в ЖК только в 2017 г. и определяет, что в отношении домов, решение о включении которых в план капремонта было принято до приватизации первого помещения, обязанность прежнего собственника-наймодателя по проведению капитального ремонта сохраняется, а если такая необходимость возникла уже после приватизации хотя бы одного помещения, ремонт должен производиться за счет самих собственников», – пояснил он.

По мнению эксперта, КС справедливо указал, что приватизация жилья в России продолжается по сей день: «Так что связывать момент, с которым прекращается обязанность прежнего собственника по проведению капремонта, с приватизацией последнего помещения в доме, – как, видимо, предлагали заявители, – означает фактически увековечивать эту обязанность».

С другой стороны, отметил Александр Латыев, нельзя не признать чрезвычайной произвольности момента, установленного оспариваемой нормой: приватизация первого помещения не зависит от волеизъявления других собственников помещений в том же доме, которых может быть несравнимо больше, чем тех, кто приватизировал свои помещения. «Приватизация жилья в России представляла собой ярчайший пример несправедливого и во многом случайного распределения государственной (в основном) собственности между гражданами, – пояснил он. – Те, кто получил хорошее жилье, пока оно строилось за общенародные деньги, смог бесплатно его приватизировать. Те же, кто по различным причинам не успел этого сделать, вынуждены были довольствоваться тем, что осталось, – комнатами в коммуналках, общежитиях, помещениями в аварийных домах. Можно долго обсуждать предпосылки того, почему кому-то повезло, а кому-то нет, но задачей жилищной приватизации являлось создать класс собственников здесь и сейчас, для решения которой, наверное, не было лучшего инструмента, чем такая – пусть и несправедливая – приватизация».

Оспариваемая норма, полагает эксперт, поддерживает эту несправедливость: «Если кому-то не повезло жить в доме, требовавшем капремонта, но в котором кто-то из соседей поторопился приватизировать квартиру, то надеяться на ремонт за счет государства ему уже не стоит. Притом что дом, возможно, был построен очень давно, и львиная доля его износа пришлась на время, когда частной собственности на квартиры не существовало. Учет периода накопления износа игнорируется указанной статьей ЖК».

По мнению Александра Латыева, урегулировать ситуацию можно было бы значительно тоньше и справедливее, но для этого следовало полностью изменить отношение к такому ремонту: вместо понимания его как публично-правовой обязанности прежнего нанимателя стоило вспомнить, что ранее КС в Постановлении № 10-П указал, что взносы за капремонт есть проявление частно-правового бремени собственника, предусмотренного ст. 210 ГК.

«Если так, стоило бы признать, что поскольку в части помещений, которые не приватизированы до сих пор, обязанность вносить взносы на ремонт по-прежнему возложена на публичного собственника, то и в отношении ранее приватизированных помещений следует применять те же подходы: публичный прежний собственник должен нести расходы на капремонт исходя из того, сколько времени в его собственности оставались помещения в конкретном доме», – указал эксперт.

Такое решение, считает Александр Латыев, было бы несравнимо сложнее и требовало индивидуального подхода к каждому случаю. «Однако не секрет, что универсальные абстрактные решения, как в ст. 190.1 ЖК, как правило, простые, но от того же грубы и зачастую несправедливы, – подытожил он. – Чему отдать приоритет – простоте или справедливости, – предлагали ответить Суду. Он же уклонился от ответа, но ясно дал понять, что здесь ему ближе простота».

Статья 168. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах

В соответствии с требованиями ст. 167 Жилищного кодекса РФ закон содержит порядок проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов, порядок подготовки и утверждения региональной программы капитального ремонта, порядок предоставления владельцем специального счета сведений, порядок выплаты средств фонда капитального ремонта, порядок осуществления контроля за целевым расходованием средств.

Законом предусматривается создание единого регионального оператора.

Утверждена обязанность органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, органов исполнительной власти и Правительства области по мониторингу технического состояния многоквартирных домов и формированию региональной программы капитального ремонта, сроком на 30 лет.

В соответствии с установленными сроками, региональная программа сформирована и утверждена постановлением Правительства Оренбургской области от 30 декабря 2013 года № 1263-пп «Об утверждении региональной программы «Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области, в 2014-2043 годах» (с изменениями от 20.06.2014 № 403-пп, от 16.12.2014 № 974-пп), в которую включено 9,9 тысяч многоквартирных домов, общей площадью 26,4 млн. кв. метров.

Также сформирован краткосрочный план реализации региональной программы «Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Оренбургской области, в 2014-2043 годах» на 2014-2016 годы (утвержден постановлением Правительства Оренбургской области от 20.06.2014 № 404-п, с изменениями от 16.12.2014 № 973-п), в рамках которого планируется отремонтировать 217 многоквартирных домов.

Обязанность собственников жилых помещений по уплате ежемесячных взносов на капитальный ремонт наступает по истечении восьми месяцев, после утверждения региональной программы.

Собственникам помещений предоставляется возможность выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта своего дома:

перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет, открытый в уполномоченном банке для данного дома, и соответственно, накапливать средства самостоятельно;

перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора, т.е. участвовать в «котловом» способе накопления средств, и соответственно, получить возможность проведения ремонтных работ в более ранние сроки.

Собранные средства могут использоваться только на проведение работ по капитальному ремонту.

В обоих случаях решение о формировании фонда капитального ремонта, о проведении капитального ремонта, видах ремонта принимается решением общего собрания собственников.

Контроль за проведением ремонта будет осуществляться собственниками помещений, органами местного самоуправления и другими уполномоченными органами.

Что такое капитальный ремонт?

Решение проблемы восстановления жилищного фонда является одной из важнейших задач реформирования в жилищно-коммунальном хозяйстве.

Все объекты общего имущества многоквартирного дома и их части в процессе эксплуатации подвергаются износу вследствие естественного старения материалов, из которых они из­готовлены, силовых нагрузок, либо влияния природно­-климатических факторов, условий использова­ния и уровня надлежащего их содержания.

Восстановление жилищного фонда происходит за счёт проведения капитального и текущего ремонта. Многие наши жители неправильно трактуют эти два понятия и не разделяют их.

Основное отличие текущего ремонта от капитального заключается в виде и характере выполняемых работ.

Капитальный ремонт — замена или восстанов­ление отдельных частей или целых конструкций, инженерно-технического оборудования дома для устранения их физического износа или разрушения, функционального износа и проведения работ по повышению уровня внутреннего благоустройства, то есть про­ведение модернизации дома.

Текущий ремонт — это ремонт, выполняемый в плановом порядке с целью восстановления исправности или работоспособности строительных конструкций, частичного восстановления его ресурса с заменой или восстановлением его составных частей ограниченной номенклатуры, установленной нормативной и технической документацией. Например, частичный ремонт штукатурки в подъезде.

Капитальный ремонт проводится при 45-50 процентном износе конструкций и элементов жилых домов. Для этого необходимо наличие подробной информации о степени износа всех конструкций и систем многоквартирного дома по результатам обследования, которое проводится управляющей организацией, с приложением соответствующих актов о состоянии инженерного оборудования (лифт, электроснабжение) специализированных организаций.

Перечень некоторых видов работ по капитальному ремонту многоквартирных домов:

ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;

ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости ремонта лифтовых шахт;

ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах;

утепление и ремонт фасадов.

Согласно ст. 44 Жилищного кодекса РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится принятие решений о ремонте общего имущества в многоквартирном доме.

Кто должен платить за капремонт многоквартирных домов?

До вступления в силу Жилищного Кодекса РФ вопросами капитального ремонта многоквартирных домов занимались органы местного самоуправления. Но с 1 марта 2005 года производство капитального ремонта многоквартирного дома возлагается на собственников жилья.

В соответствии со ст. 158 Жилищного кодекса РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества соразмерно своей доли в праве общей собственности на это имущество.

Проводить капитальный ремонт необходимо, ведь каждый из нас хочет жить в благоустроенном, теплом и уютном доме. Многие дома в нашем городе уже отремонтированы, результаты проведенных работ, безусловно, положительные. Думать о своем будущем и будущем своих детей и внуков нужно уже сегодня.

Для эффективной работы новой системы финансирования требуется объединение усилий органов местного самоуправления, специалистов организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами и собственников жилых помещений по инвентаризации жилого фонда, составлению актов технического состояния домов, определению необходимости проведения капитального ремонта и видов работ.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector