Lazurnensky.ru

Обзорный аналитик
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Статья 170 ЖК РФ. Фонд капитального ремонта и способы формирования данного фонда

Фонд капитального ремонта и способы его формирования

Капитальный ремонт рано или поздно требуется каждому многоквартирному дому. А вот на какие средства он проводится, как и где можно откладывать на него деньги, какие работы проводятся в рамках капремонта, знают не все. Сегодня поговорим об этом.

Как осуществляется контроль за расходованием средств Фонда капитального ремонта

Губин Виталий

Исходя из многочисленных обращений граждан, очень часто собственники помещений задают вопрос: Как и кем осуществляется контроль за расходованием средств Фонда капитального ремонта многоквартирных домов, формируемый на специальном счету владельцев спецсчета: управляющей организации или товарищества собственников жилья. Этот вопрос мы и рассмотрим подробно в настоящей статье на примере Амурской области.

Что такое капитальный ремонт

Капитальный ремонт – это замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов (п. 14.1 ст. 1 ГрК РФ) от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ

Согласно пунктам 5.1 и 5.2 ВСН 58-88(р) Капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта: улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории.

На капитальный ремонт должны ставиться, как правило, здание (объект) в целом или его часть (секция, несколько секций). При необходимости может производиться капитальный ремонт отдельных элементов здания или объекта, а также внешнего благоустройства.

Средства фонда капитального ремонта – целевые

Прежде всего, необходимо отметить главное – средства фонда капитального ремонта многоквартирного дома являются целевыми и могут использоваться только для:

  • оплаты услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
  • разработки проектной документации (в случае, если подготовка проектной документации необходима в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности);
  • оплаты услуг по строительному контролю;
  • погашения кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты указанных услуг, работ, а также для уплаты процентов за пользование такими кредитами, займами, оплаты расходов на получение гарантий и поручительств по таким кредитам, займам.

При этом за счет средств фонда капитального ремонта в пределах суммы, сформированной исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, могут осуществляться финансирование только работ, предусмотренных частью 1 статьи 166 настоящего Кодекса, и работ, предусмотренных нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, погашение кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты данных работ, и уплата процентов за пользование этими кредитами, займами (ч. 1 ст. 174 ЖК РФ).

Частью 1 статьи 166 ЖК РФ установлен перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, а именно:

  • ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;
  • ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт;
  • ремонт крыши;
  • ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;
  • ремонт фасада;
  • ремонт фундамента многоквартирного дома.

Т.е. средства фонда капитального ремонта не могут быть потрачены на иные цели, кроме как указанные выше. Расходование средств фонда на содержание и текущий ремонт общего имущества недопустимо. Например, вне зависимости от косметического состояния подъездов, их ремонт за счет средств фонда капитального ремонта не может быть проведен.

Государственный и муниципальный контроль за расходованием средств Фонда капитального ремонта

В целях недопущения нецелевого использования денежных средств собственников, государством установлен достаточно жесткий контроль за расходованием средств Фонда капитального ремонта как региональным оператором, так и владельцем специального счета (управляющие организации, ТСЖ, ЖСК, ЖК и иные специализированные жилищные кооперативы).

Так, в соответствии с ч. 3 ст. 172 ЖК РФ, владелец специального счета обязан представлять в орган государственного жилищного надзора в порядке и в сроки, которые установлены законом субъекта Российской Федерации:

  • сведения о размере средств, начисленных в качестве взносов на капитальный ремонт;
  • сведения о размере средств, поступивших в качестве взносов на капитальный ремонт;
  • сведения о размере израсходованных средств на капитальный ремонт со специального счета;
  • сведения о размере остатка средств на специальном счете;
  • сведения о заключении договора займа и (или) кредитного договора на проведение капитального ремонта с приложением заверенных копий таких договоров.

Согласно п. 3 ст. 8 Закона Амурской области от 08 июля 2013 года № 200-ОЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Амурской области» владелец специального счета обязан представлять в орган жилищного надзора:

  • ежеквартально, в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, сведения о размере средств, начисленных в качестве взносов на капитальный ремонт, о размере средств, поступивших в качестве взносов на капитальный ремонт, о размере израсходованных средств на капитальный ремонт со специального счета по форме, установленной органом жилищного надзора;
  • ежегодно, в срок не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным, сведения о размере остатка средств на специальном счете, о заключении договора займа и (или) кредитного договора на проведение капитального ремонта с приложением заверенных копий таких договоров по форме, установленной органом жилищного надзора.

Можно было бы сказать, что предоставление отчетов всего лишь «бюрократическая проволочка», не имеющая какой-либо эффективности, поскольку объем сведений, вносимых в отчеты, напрямую зависит от усмотрения владельца специального счета. Однако это не так.

Орган государственного или муниципального жилищного надзора в порядке ст. 20 Жилищного кодекса РФ по заявлению заинтересованного лица вправе провести выездную документарную проверку, в ходе которой вправе истребовать и проверить всю документацию, касаемую проведения владельцем специального счета капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, в том числе:

  • наличие протокола общего собрания собственников об утверждении сроков и видов капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома и его стоимость;
  • наличие сметных расчетов на производство работ и выполнение услуг;
  • наличие и условия договоров с подрядными организациями;
  • порядок и полнота взаиморасчетов с подрядными организациями;
  • фактическое соответствие выполненных работ и услуг по капитальному ремонту их сметному объему;
  • качество выполненных работ и оказанных услуг по капитальному ремонту.

В Амурской области в соответствии с постановлением Правительства Амурской области от 23 января 2014 года № 24 Государственный контроль за расходованием средств Фонда капитального ремонта осуществляется государственной жилищной инспекцией Амурской области в отношении регионального оператора – некоммерческой организации “Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области”, владельцев специальных счетов при проведении проверок в рамках государственного жилищного надзора.

По другим субъектам Российской Федерации также утверждены свои Порядки осуществления контроля, с которыми возможно ознакомиться пройдя по ссылке.

Контроль за расходованием средств Фонда капитального ремонта собственниками помещений многоквартирного дома

Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. При этом, собственники помещений в многоквартирном доме в любое время вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по предложению лица, осуществляющего управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, регионального оператора либо по собственной инициативе (ч.ч. 1 и 2 ст. 189 ЖК РФ).

Капитальный ремонт и решение всех вопросов о его проведении в соответствии с ч. 2 ст. 44 Жилищного кодекса РФ относится к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Следует отметить, что жилищным кодексом ни один орган управления юридических лиц, созданных по инициативе собственников (ТСЖ, ЖСК, ЖК иной специализированный кооператив) такими правами не наделен. Т.е. ни органы управления, ни члены жилищных объединений на их общем собрании не вправе решать вопросы, отнесенные к компетенции общего собрания собственников помещений.

Кроме того, ч. 1 ст. 177 Жилищного кодекса РФ, установлен исчерпывающий перечень операций по специальному счету. А в соответствии с частью 3 этой же статьи операции по перечислению со специального счета денежных средств могут осуществляться банком по указанию владельца специального счета в адрес лиц, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, при предоставлении следующих документов:

  • протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий решение такого собрания об оказании услуг и (или) о выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
  • договор об оказании услуг и (или) о выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предусматривающий в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами;
  • акт приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по договору, указанному в пункте 2 настоящей части. Такой акт приемки не предоставляется в случае осуществления операции по выплате аванса на оказание услуг и (или) выполнение работ в размере не более чем тридцать процентов от стоимости таких услуг и (или) работ по договору, указанному в пункте 2 настоящей части.

Т.е. во всяком случае списание средств фонда капитального ремонта со специального счета производится на основании протокола общего собрания собственников помещений.

Изложенное все выше позволяет сделать вывод о том, что осуществлять действенный контроль за расходованием средств Фонда капитального ремонта можно и нужно, как самостоятельно, так и с привлечением органов государственного или муниципального жилищного надзора.

Но это один этап контроля, другой: Контроль качества произведенного капитального ремонта, мы рассмотрим позже в следующих статьях.

Кто должен платить

Все владельцы многоквартирных домов обязаны уплачивать взносы ежемесячно на основании полученных квитанций. Средства принимает специализированный Фонд, который впоследствии перечислит их подрядчикам. По каждому субъекту региональный оператор создал сайт, на котором можно ознакомиться с аукционами, отчетами.

Другим способом формирования фонда является перечисление на специальный счет МКД.

Для жителей регионов

ВАЖНО! Субъекты РФ в нормативных актах самостоятельно определяют, сколько будет стоить капремонт одного квадратного метра в соответствии с регламентом, установленным правительством РФ.

Размер платежа рассчитывается исходя из тарифа и площади квартиры. Стоимость капремонта 1 квадратного метра, официально установленная в регионе, умножается на количество квадратных метров квартиры, в которой проживает гражданин.

Льготы

Закон предусматривает категории лиц (льготников), которые оплачивают ремонт частично в связи со сложной жизненной ситуацией:

  • инвалиды I и II группы, представители детей-инвалидов;
  • малообеспеченные граждане;
  • ветераны труда и участники ВОВ;
  • многодетные;
  • одинокие пенсионеры.

ВАЖНО! Льготные категории граждан должны быть предусмотрены в Постановлении правительства субъекта.

На рассмотрении находится новый законопроект, который освободит полностью от уплаты взносов неработающих пенсионеров старше 70 лет и инвалидов I и II группы.

4 частые ошибки при изменении способа формирования фонда капремонта (переходе на спецсчёт)

Ошибка 1. Забыть вынести на голосование обязательные вопросы.

Решение общего собрания собственников о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете должно содержать также решение

  • о выборе лица, уполномоченного на оказание услуг по представлению платежных документов, в том числе с использованием системы, на уплату взносов на капремонт на специальный счет,
  • об определении порядка представления платежных документов и
  • о размере расходов, связанных с представлением платежных документов, об определении условий оплаты этих услуг.

При этом выбор уполномоченного лица, указанного в настоящем пункте, осуществляется по согласованию с ним (ч. 3.1 ст. 175 ЖК РФ). На практике эти вопросы решаются совместно с будущим владельцем спецсчёта. Встречаются самые разные решения: начиная с того, что расходы на платежки уже заложены в статье расходов на управление, и дополнительных затрат для жителей не возникнет, и заканчивая разными процентами в пользу управляющей компании.

Эта ошибка на практике приводит к таким делам:

Дело № А82 – 11230/2019

ТСЖ из Ярославля обратилось в суд с иском к региональному оператору. Оно просило признать незаконным его отказ в принятии пакета документов по изменению способа формирования капремонта, а также обязать перечислить деньги на спецсчёт.

Суд отказал в удовлетворении требований из-за следующих нарушений:

  • решения о выборе лица, выставляющего платёжки, порядке их представления, размер расходов на квитанции и условия их оплаты приняты на заседании правления, а не на общем собрании собственников;
  • к протоколу общего собрания не подшиты обязательные приложения – реестр вручения уведомлений о собрании и список присутствующих.
Читать еще:  Что такое тахограф и кому он нужен?

Дело № А23 – 7270/2017

Товариществу из Калуги лишь через суд удалось заставить регионального оператора перечислить деньги. Товарищество направило оператору уведомление об изменении способа формирования фонда капремонта с копией уведомления об открытии спецсчёта и протоколом собрания.

Региональный оператор указал, что протокол не содержит реестр регистрации собственников, участвующих в общем собрании, поэтому «невозможно определить, являются ли результаты голосования легитимными». Также оператор потребовал у товарищества копию устава и реестр собственников. Позже он уведомил ТСН, что протокол не оформлен в соответствии с действующим законодательством, в связи с чем, по его мнению, решение о формировании фонда капремонта на спецсчёте не вступило в силу. Соответственно, оператор деньги не перевёл, продолжил направлять жителям квитанции.

Товарищество обратилось за помощью в суд. Он обязал требовательного регионального оператора перечислить деньги и передать ТСН все имеющиеся документы и информацию, связанную с формированием фонда капремонта.

Региональный оператор пробовал обжаловать решение суда, указывая, что в протоколе собрания нет решений по вопросам, связанным с выставлением платёжных документов. Также он ссылался на то, что по информации органа жилищного надзора, сведения о спецсчёте ТСН не внесены в реестр специальных счетов.

Суд оставил жалобу регионального оператора без удовлетворения:

  • «само по себе отсутствие сведений о спецсчёте ТСН в реестре специальных счетов органа жилищного надзора не позволяет сделать вывод о том, что решение общего собрания не было реализовано».
  • с момента изменения способа формирования фонда капремонта, все собственники добросовестно оплачивают взносы на спецсчёт, о чем региональному оператору было известно, однако, никаких претензий в адрес ТСН и собственников он не направлял, в суд о взыскании якобы имеющейся задолженности не обращался.

Ошибка 2. Забыть, что решение о переходе на спецсчёт вступает в силу не моментально.

Согласно ч. 5 ст. 173 ЖК РФ, решение о прекращении формирования фонда капремонта на счёте регионального оператора и накоплении денег на спецсчёте вступает в силу через один год после уведомления оператора о принятом решении, если региональные власти не утвердили срок покороче.

Дело № А14 – 11810/2018

Суд оценивал законность требований жилищной инспекции Воронежской области прекратить сбор средств до вступления решения общего собрания в силу и вернуть уже уплаченные жителями деньги. Требование о прекращении досрочного сбора взносов суд посчитал законным, ведь принятие платежей до вступления решения собственников в силу противоречит закону.

Однако товариществу разрешили не возвращать деньги жителям: теоретически их можно было бы перечислить региональному оператору, но при вступлении в силу решения об изменении способа формирования ФКР деньги всё равно в итоге окажутся на счёте у ТСЖ.

Дело № А35 – 6101/2018

Жилищный кооператив из Курской области и региональный оператор обратились в суд с требованиями друг к другу о взыскании денег, параллельно собранных с жителей. Победил оператор.

В этом доме было проведено два собрания. Первое собрание о выборе способа формирования ФКР прошло с опозданием на год, а повторное голосование провели позже уже об изменении способа. Однако оно в силу жилищного законодательства не вступило в силу моментально. Тем не менее, кооператив сразу стал собирать деньги с жителей.

Кроме этого нарушения суд отметил, что право собственников на выбор способа формирования фонда капремонта в установленный жилищным законодательством срок реализовано не было, а более поздние решения об изменении способа формирования фонда капремонта жители приняли с нарушениями статьи 173 ЖК РФ, сам протокол имеет пороки в оформлении. С кооператива взыскали в пользу оператора собранные с жителей 1,3 млн. рублей. Верховный Суд РФ в определении от 19.11.2019 № 310-ЭС19 – 20637 поддержал такое решение.

Ошибка 3. Выбрать не тот банк.

Нельзя выбрать любой, так как к банкам установлены специальные требования, которым они должны соответствовать (ч. 2 ст. 176 ЖК РФ). Если жители хотят выбрать какой-то малоизвестный банк, то стоит проверить его наличие в списке на сайте Центробанка РФ. Этот список называется: «Информация о кредитных организациях, которые соответствуют требованиям части 2 статьи 176 ЖК РФ».

Дело № А57 – 10466/2018

ТСЖ из Саратовской области оспаривало в суде бездействие жилищной инспекции, выразившееся в невключении сведений о товариществе в реестр уведомлений о выбранном собственниками способе формирования фонда капремонта, реестр специальных счетов. Ему отказали, так как выбранный собственниками банк был исключен из списка кредитных организаций, соответствующих требованиям ч. 2 ст. 176 ЖК РФ. Суды посчитали решение собственников об изменении способа формирования ФКР нереализованным.

Ошибка 4. Выбрать не того владельца спецсчёта.

Владельцем специального счета может быть (ч. 2 и 3 ст. 175 ЖК РФ):

  • ТСЖ, осуществляющее управление домом;
  • осуществляющий управление домом жилищный кооператив;
  • управляющая организация, осуществляющая управление домом на основании договора управления;
  • региональный оператор.

Здесь нет совета дома или его председателя. Также нет председателя правления ТСЖ, кооператива, директора управляющей организации (как отдельных должностных лиц), чужой управляющей организации или соседнего ТСЖ. Однако у собственников периодически возникает желание выбрать владельцем спецсчета кого-то необычного.

Я купил квартиру на «вторичке», а у предыдущего владельца есть задолженность по взносам за капремонт. Что будет в этом случае?

Начисленные долги в полном объеме по умолчанию переходят к новому собственнику, условно говоря, они закреплены за жильем (п.3 ст.158 ЖК РФ). Отказаться от этого долга новый собственник не может, нужно будет расплачиваться. Покупая квартиру, проверять наличие долгов по капремонту надо самостоятельно. Например, запросив соответствующие квитанции у продавца, также можно обратиться за справкой в УК.

Можно попробовать сделать так, чтобы продавец квартиры вернул вам деньги. Но тут надо будет доказывать, что он намеренно обманул вас, к примеру, подделал квитанции и показал их в ходе сделки. В любом случае, придется сначала расквитаться с задолженностью, а после уже требовать возмещения в судебном порядке. При этом нет гарантии, что процесс выиграете вы, сумев вернуть судебные расходы.

Фонд капитального ремонта на счёте регионального оператора

Региональным оператором капитального ремонта считается созданное в форме фонда юридическое лицо, которое занимается организацией и проведением капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома. Регионального оператора формирует субъект РФ, на территории которого нужно осуществлять деятельность. Если вы не знаете, какой региональный оператор работает в вашем регионе, информацию можно найти в ГИС ЖКХ.

Функции регионального оператора регулируются ст. 180 ЖК РФ. Так, он:

  • собирает взносы на капитальный ремонт;
  • открывает специальные счета;
  • совершает операции по специальным счетам;
  • выступает техническим заказчиком работ по капремонту;
  • финансирует расходы;
  • взаимодействует с местными властями.

Перечень обязанностей регоператоров представлен в ч. 2 ст. 182 ЖК РФ.

Отметим, что регионального оператора в качестве способа формирования фонда капитального ремонта лучше выбрать собственникам помещений в домах, которым проведение капремонта понадобится в ближайшее время. На специальном счёте деньги на все необходимые работы собственники скопить не успеют, а регоператору необходимую сумму можно будет возвращать постепенно после проведения капремонта.

Если собственники помещений в МКД приняли решение об изменении способа формирования фонда капитального ремонта, региональный оператор передаёт новому владельцу спецсчёта все имеющиеся у него сведения, связанные с формированием фонда (ч. 7 ст. 173 ЖК РФ).

Капитальный ремонт МКД: как выбрать банк для размещения средств
6267

Что говорит закон?

ФЗ о капремонте многоквартирных домов 271

Принятие Государственной Думой данного Федерального закона стало началом для создания правовой основы для осуществления во всех субъектах нашей страны механизмов проведения капремонта.

Основным нововведением в данном акте стало возложение обязанностей по финансированию данных работ на собственников помещений в многоквартирном доме.

Так, статья 170 данного закона говорит о том, что фонд капремонта образуют взносы от собственников, соразмерные размеру недвижимости. К сожалению, закон не предусматривает поправок, касающихся ответственности за не произведение капремонта для собственников и для государственных органов. А ведь более половины жилого фонда нашей страны нуждается в проведении работ.

Немаловажно, что внесенные поправки в статью 166 теперь наконец то прояснили ситуацию в плане того, какие конкретно работы входят в капремонт. Жильцы могут ознакомиться с перечнем и самостоятельно проверить, насколько качественно проведены ремонтные работы. А если не платить за капитальный ремонт по 271 закону? Несмотря на все вышеперечисленное, ответственность за содержание жилья многоквартирного дома лежит на собственниках в соответствии со статьей 158 Жилищного кодекса.

Капремонт по ФЗ 185

ФЗ 185 о капитальном ремонте многоквартирных домов от 21 июля 2007 года рассказывает о том, как именно формируется фонд капитального ремонта, каким образом он открывается, а также каким структурам можно доверить данное действие.

Данный нормативный акт – своеобразное пособие для собственников жилья в многоквартирном доме, которое подскажет, как действовать после сдачи дома при открытии фонда на капремонт. Жильцам полезно знать не только как образуется данный фонд, но и каким конкретным образом проводятся проверки и отчетность по потраченным средствам ( статья 12, 13 закона).

Статья 13. Аудит Фонда

  1. Ведение бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности Фонда подлежит ежегодной обязательной аудиторской проверке.
  2. Ежегодно для проведения обязательного аудита ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности Фонда наблюдательный совет Фонда утверждает отобранную на конкурсной основе аудиторскую организацию и размер ее вознаграждения.
  3. Наблюдательный совет Фонда вправе принимать решения о проведении внеочередных аудиторских проверок ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности Фонда.

Кроме того, жильцам важно знать, что если они стоят в очереди на получение капремонта в своем доме, то они могут рассчитывать на дотации со стороны государства. Действует ряд государственных и региональных программ, которые помогают гражданам получить дополнительные средства для модернизации помещений. В данном нормативном акте, а именно, статьях 17 – 20 рассказывается о характере дотаций, а также о способе их получения.

Капитальный ремонт по 44 ФЗ

Федеральный закон под номером 44 от 5 апреля 2013 года считается главным нормативным актом в сфере государственных контрактов и закупок.

Именно там назначаются тендеры и предлагают свои услуги поставщики различных материалов и услуг.

Многие государственные организации, в том числе администрации и управляющие компании, сформированные товариществом собственников жилья, прибегают к данному закону с целью проведения работ по капремонту наиболее выгодным образом.

Данный нормативный акт рассказывает о том, как стать участником закупок, как формировать тендеры, выбирать поставщиков и каким требованиям должны отвечать ваши заказы. Также данный закон рассказывает нюансах осуществления различных видов закупок ( статья 108 закона).

Как потратить средства капитального ремонта?

С момента внедрения в России в 2014 году новой системы организации проведения капитального ремонта многоквартирных домов, тема капитального ремонта остаётся одной из самых дискутируемых. Причина этого кроется в том, что данный вопрос непосредственно затрагивает интересы огромной части населения нашей страны, которую составляют собственники квартир, на чьи плечи теперь возложено бремя расходов по надлежащему содержанию многоквартирного дома (в т. ч. его капитальный ремонт).

По замыслу законодателей, новая система капитального ремонта призвана обеспечить безопасность и комфортность проживания граждан, поддерживая достойный уровень эксплуатационных характеристик многоквартирных домов, а главное — гарантировано получить капитальный ремонт дома не позже сроков, установленных региональной программой.

1. Понятие капитального ремонта

Особенностям осуществления капитального ремонта посвящен Раздел IX «Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» Жилищного Кодекса РФ (далее — ЖК РФ), который регулирует отношения, возникающие на всех его стадиях — от формирования фонда капитального ремонта, его целей и порядка уплаты взносов до окончания работ по капитальному ремонту.

Капитальный ремонт зданий — замена или восстановление отдельных частей или целых конструкций (за исключением полной замены основных конструкций, срок которых определяет срок службы многоквартирного дома в целом) и инженерно-технического оборудования зданий в связи с их физическим износом и разрушением, а также проведение работ по повышению уровня внутреннего благоустройства.

2. Взносы на капитальный ремонт и формирование фонда капитального ремонта

Взносы на капитальный ремонт обязаны ежемесячно уплачивать собственники помещений в многоквартирном доме (МКД). Обязанность по уплате ежемесячных взносов на капитальный ремонт наступает с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме вне зависимости от вида помещения (ст. 156, 169, 171 ЖК РФ).

Важно! В случае, если собственники не используют свои помещения, они всё равно не освобождаются от уплаты взносов на капитальный ремонт.

Размер платы за капитальный ремонт рассчитывается исходя из установленных тарифов в регионе для каждого муниципального района и площади помещения. Однако стоит отметить, что размер взноса за капитальный ремонт может превышать установленные тарифы, если собственниками помещений в МКД будет принято соответствующее решение.

Читать еще:  Статья 39. Содержание общего имущества в многоквартирном доме

Взносы на капитальный ремонт аккумулируются в фонде капитального ремонта (далее – Фонд), формирование которого может производиться 2-мя способами (ст. 170 ЖК РФ):

Способ 1. Накопление взносов на капитальный ремонт на специальном счете одного МКД.

«Плюсы» этого способа:
  • свобода выбора компании подрядчика на выполнение ремонтных работ;
  • возможность проведения выборочного капитального ремонта дома ранее срока, установленного программой, при наличии накопленных денежных средств;
  • возможность использовать поручительство регионального оператора при кредитовании ТСЖ в банке для осуществления капитального ремонта при нехватке средств.
«Минусы» этого способа:
  • открытие, ведение, обслуживание (в т.ч. финансовое) и отчётность по счёту осуществляет ТСЖ, то есть фактически собственники помещений МКД;
  • начисление платежей и их сбор ведётся ТСЖ самостоятельно;
  • ответственность за качество, объёмы и сроки выполнения капитальных работ несут собственники МКД;
  • в случае недобора денежных средств на капитальный ремонт собственники обязаны выбрать источники финансирования: кредитование, дополнительные взносы или переход на счёт регионального оператора.

Способ 2. Накопление взносов на капитальный ремонт на счете регионального оператора – так называемый «общий котел».

«Плюсы» этого способа:
  • региональный оператор сам открывает счета отдельно на каждый дом;
  • ремонт домов осуществляется на конкурсной основе (через торги);
  • региональный оператор несёт ответственность за качество, объёмы и сроки выполнения работ по капитальному ремонту;
  • региональный оператор осуществляет контроль за своевременным внесением взносов собственником помещения;
  • отсутствие необходимости в кредитовании собственников в случае недобора денежных средств на необходимый объём работ – «заём у регионального оператора» (за счёт больших оборотных средств этого фонда нужные средства выделяются, а их возмещение происходит собственниками постепенно, со временем);
  • региональный оператор осуществляет содержание счёта в банке за свой счёт;
  • региональный оператор предоставляет отчётность о состоянии счёта в орган жилищного надзора.
«Минусы» этого способа:
  • долгий переход на отдельный специальный счёт МКД, в случае принятия решения о переходе (2 года);
  • отсутствие у регионального оператора эффективных рычагов воздействия на неплательщиков и, как следствие, нехватка средств из-за задолженностей;
  • строгое следование региональной программе капитального ремонта, в которых периодичность осуществления капитального ремонта составляет 1 раз в 20–30 лет, что вызывает недоверие со стороны граждан.

3. Цели расходования и порядок использования средств фонда капитального ремонта

Средства из Фонда можно потратить исключительно на цели, определенные законодателем, которые подразделяются на (ст. 166, 174 ЖК РФ):

  • обязательные для всех субъектов Российской Федерации (ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт; ремонт крыши; ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в МКД; ремонт фасада; ремонт фундамента МКД);
  • дополнительные, определяемые каждым субъектом Российской Федерации самостоятельно в региональных программах капитального ремонта услуги и работы по утеплению фасада; переустройство невентилируемой крыши на вентилируемую; устройство выходов на кровлю; установка автоматизированных информационно-измерительных систем учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг; установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа). Перечень дополнительных целей является открытым и может быть дополнен и иными видами услуг и работ;
  • любые услуги и (или) работы, финансирование которых осуществляется из средств, сформированных за счет превышения взносов за капитальный ремонт по сравнению с установленными тарифами.

Если фонд капитального ремонта формируется на специальном счете, то использовать средства Фонда можно в отношении того МКД, собственники помещений которого перечисляют взносы на этот счет (глава 16 ЖК РФ).

Решение о проведении капитального ремонта и об использовании средств Фонда принимает общее собрание собственников помещений в МКД.

На собрании необходимо:

а) принять решение о проведении капитального ремонта;

б) утвердить перечень работ по капитальному ремонту;

в) утвердить подрядную организацию6;

г) утвердить смету расходов на капитальный ремонт;

д) утвердить сроки проведения ремонтных работ;

е) определить источники финансирования капитального ремонта (накопленные средства, дополнительные взносы или кредит в банке);

ж) выбрать лицо, которое от имени всех собственников помещений в МКД уполномочено участвовать в приемке выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе подписывать соответствующие акты.

Проголосовать «за» по вопросу проведения и финансирования капитального ремонта должны не менее 2/3 голосов от общего числа голосов собственников помещений в МКД.

Собственники помещений в МКД вправе принять решение использовать средства со специального счета на капитальный ремонт в любое время, если на специальном счете достаточно средств для проведения капитального ремонта.

Для обращения в банк, который перечисляет денежные средства по указанию владельца специального счета, необходимо представить следующие документы:

  • протокол общего собрания собственников помещений, который содержит решение об оказании услуг или о выполнении работ по капитальному ремонту;
  • договор об оказании услуг и (или) о выполнении работ по капитальному ремонту;
  • акт приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ.

Владелец специального счета может оплатить аванс за работы, но не более чем 30% от стоимости услуг и работ по капитальному ремонту по договору. В этом случае акт в банк не прилагается.

Оплату по договорам об оказании услуг и выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД разрешено производить только в безналичной форме – путем перечисления денежных средств.

Собственники должны организовать капремонт не позднее сроков, определенных региональной программой. При недостаточности денежных средств на общем собрании должно быть принято решение об увеличении ежемесячного взноса на капитальный ремонт.

Процедура осуществления капремонта за счет средств, накопленных на счете регионального оператора, несколько иная (глава 17 ЖК РФ).

Региональная программа определяет сроки капитального ремонта для всех МКД, если они не признаны аварийными и подлежащими сносу. Региональная программа обновляется по мере изменения технического состояния жилищного фонда и сравнения фактического состояния с нормативными показателями.

Решением общего собрания собственников помещений в МКД о проведении капремонта общего имущества в МКД должны быть определены или утверждены (ст. 189 ЖК РФ):

1) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту;

2) предельно допустимая стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту исходя из предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД;

3) лицо, которое от имени всех собственников помещений в МКД уполномочено участвовать в приемке оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе подписывать соответствующие акты.

При проведении капремонта региональный оператор:

  • подготавливает и направляет собственникам помещений в МКД предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг, работ, их стоимости;
  • обеспечивает подготовку задания на выполнение работ и, если необходимо, подготовку проектной документации;
  • привлекает для выполнения работ по капремонту подрядные организации, заключает с ними от своего имени соответствующие договоры;
  • контролирует качество и сроки выполнения работ подрядными организациями, а также осуществляет приемку выполненных работ;
  • несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее проведение капремонта, а также неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по проведению капремонта подрядными организациями, привлечёнными оператором.

Капитальный ремонт проводится в случаях, когда конструкции или оборудование дома изношены, неисправны, повреждены, не соответствуют требованиям безопасности и их необходимо восстановить или заменить (разд. 2 Методических рекомендаций, утв. Приказом Минстроя России от 07.09.2017 N 1202/пр).

Когда говорится о проведении капитального ремонта МКД, то имеются в виду мероприятия, касающиеся восстановления общей собственности. Особым вопросом всегда становится ремонт или замена лифта, потому что речь идет об очень дорогом оборудовании, на которое не всегда хватает накопленных домом денег.

Зачастую перед жильцами и УК встает вопрос о том, что же в первую очередь делать – ремонтировать текущую кровлю или ставить новый лифт, так как старый вышел из строя либо исчерпал срок нормативной эксплуатации. При сборе средств на выполнение капитального ремонта на счете регионального оператора чиновники сами определяют, когда жильцы смогут воспользоваться накопленными деньгами.

Потребность в капитальном ремонте жилых объектов регламентирована законодательно. Его нужно проводить для зданий при следующем износе: деревянные – от 65 процентов; каменные – от 30 до 70 процентов.

Источники финансирования капитального ремонта

Капитальный ремонт многоквартирного жилого дома финансируется за счет обязательных взносов собственников помещений (ч. 1 ст. 169, ч. 1 ст. 170 ЖК РФ).

При этом законом субъекта РФ может быть предусмотрена компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт следующим категориям граждан (ч. 2.1 ст. 169 ЖК РФ; ст. 1 Закона г. Москвы от 23.03.2016 N 10; п. 1.2 Порядка, утв. Постановлением Правительства Москвы от 05.04.2016 N 161-ПП):

  • одиноко проживающим неработающим собственникам жилых помещений, достигшим возраста 70 лет, — в размере 50 процентов, 80 лет — в размере 100 процентов;
  • проживающим в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста, собственникам жилых помещений, достигшим возраста 70 лет, — в размере 50 процентов, 80 лет — в размере 100 процентов.

Кроме того, инвалидам I и II группы, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт в размере не более 50 процентов указанного взноса (ч. 14 ст. 17 Закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ).

Минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта РФ. Собственники помещений могут принять решение об установлении взноса в размере, превышающем установленный минимальный размер (ч. 8.1, 8.2 ст. 156 ЖК РФ).

Собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта (ч. 3 ст. 170 ЖК РФ):

1. Перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет.

В этом случае решением общего собрания собственников помещений должен быть определен размер взносов (который не может быть меньше установленного минимального размера), владелец специального счета (например, ТСЖ или жилищный кооператив) и кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет (ч. 4 ст. 170 ЖК РФ);

2. Перечисление взносов на капитальный ремонт
на счет регионального оператора.

Региональный оператор создается на основании нормативно-правового акта субъекта РФ (ст. 167, гл. 17 ЖК РФ; ч. 1 ст. 17 Закона Московской области от 01.07.2013 N 66/2013-ОЗ).

Субъект РФ также утверждает региональную программу капитального ремонта, которая включает (ст. 168 ЖК РФ):

  • перечень всех многоквартирных домов на территории субъекта РФ за рядом исключений (например, домов, признанных в установленном порядке аварийными, подлежащими сносу или реконструкции);
  • перечень работ и услуг по капремонту общего имущества таких домов;
  • плановый период проведения капремонта по каждому виду работ и услуг (с учетом необходимости проведения ремонта двух и более внутридомовых инженерных систем, определяемой правовым актом субъекта РФ), который может быть определен указанием на календарный год либо на период, не превышающий трех календарных лет;
  • очередность проведения капитального ремонта.

Следует учитывать, что средства, перечисленные вами на счет регионального оператора, могут быть использованы на возвратной основе на капитальный ремонт общего имущества в других многоквартирных домах, собственники помещений в которых также перечисляют взносы на счет данного оператора (ч. 4 ст. 179 ЖК РФ).

Примечание. В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда РФ очередность ремонта определяется на основе объективных критериев, обеспечивающих первоочередное его проведение, в частности, в тех домах, проживание в которых опасно для жизни или здоровья граждан. При этом очередность проведения ремонта, а также неисполнение региональной программы, которая ее установила, могут быть оспорены (Постановление Конституционного Суда РФ от 12.04.2016 N 10-П).

Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в срок, установленный органом государственной власти субъекта РФ, но не менее чем в течение трех месяцев и не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта (ч. 5 ст. 170 ЖК РФ).

При этом собственники помещений в МКД обязаны уплачивать взносы на капитальный ремонт вне зависимости от того, был ли заключен договор о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта между собственником помещения в многоквартирном доме и региональным оператором (Письмо Минстроя России от 05.08.2015 N 24470-ОД/04).

Если до наступления установленного региональной программой срока капитального ремонта общего имущества в МКД были выполнены отдельные работы по такому ремонту и их оплата была осуществлена без использования бюджетных средств и средств регионального оператора, средства в размере стоимости этих работ (но не свыше предельной стоимости) засчитываются в установленном порядке в счет исполнения на будущий период обязательств по уплате взносов на капитальный ремонт (ч. 5 ст. 181 ЖК РФ; Постановление Правительства Москвы от 06.06.2016 N 306-ПП).

Читать еще:  Проконсультируйте пожалуйста: у меня квартира и в ней я занимаюсь коммерческой деятельностью.

Срок уплаты взносов на капитальный ремонт

Оплата расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме является обязанностью всех собственников помещений в доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе такого права к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт, за исключением случаев, когда предыдущим собственником помещения является РФ, субъект РФ или муниципальное образование (далее — публичное образование) (ч. 3 ст. 158 ЖК РФ).

Примечание. Если вы погасили (полностью или частично) задолженность по взносам на капитальный ремонт прежнего собственника — публичного образования, вы имеете право обратиться с заявлением о перерасчете и возврате уплаченных денежных средств или зачете их в счет будущих платежей (Письмо Минстроя России от 01.09.2017 N 31284-АЧ/06).

Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений по истечении срока, установленного законом субъекта РФ, составляющего не менее трех и не более восьми календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована региональная программа капитального ремонта, в которую включен дом (ч. 3 ст. 169 ЖК РФ).

Иные сроки установлены, если дом введен в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включен в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации. В этом случае обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений возникает по истечении срока, установленного органом государственной власти субъекта РФ, но не позднее чем в течение пяти лет с даты включения дома в региональную программу капитального ремонта (ч. 5.1 ст. 170 ЖК РФ).

Срок и порядок уведомления собственников помещений
о проведении капитального ремонта

Отметим, что подобные региональные программы в настоящее время утверждены не во всех субъектах РФ.

Если региональная программа в субъекте РФ утверждена, то не менее чем за полгода до наступления года, в течение которого должен быть проведен капремонт, лицо, осуществляющее управление домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества дома, либо региональный оператор представляют таким собственникам предложения о сроке начала капитального ремонта, перечне, объеме и стоимости работ, источниках финансирования капремонта.

В некоторых субъектах РФ может быть установлен иной срок представления собственникам помещений указанных предложений (ч. 3, 4 ст. 189 ЖК РФ).

Порядок принятия собственниками помещений решения
о проведении капитального ремонта

После получения указанных выше предложений собственники в течение трех месяцев должны рассмотреть их и принять на общем собрании решение о проведении капитального ремонта (ч. 4 ст. 189 ЖК РФ).

Решение должно быть принято большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 2 ст. 44, ч. 1 ст. 46 ЖК РФ).

На общем собрании собственники помещений должны определить или утвердить (ч. 5 и ч.5.1 ст. 189 ЖК РФ):

  • перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту;
  • предельно допустимая стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту;
  • сроки проведения капитального ремонта; (только для спецсчета)
  • источники финансирования капитального ремонта; (только для спецсчета)
  • лицо, которое от имени всех собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено участвовать в приемке оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе подписывать соответствующие акты.

Если собственники помещений, формирующие фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, не приняли решение о проведении капитального ремонта в течение трех месяцев с момента получения предложений, решение о проведении капитального ремонта принимает орган местного самоуправления, уведомив об этом собственников помещений (ч. 6 ст. 189 ЖК РФ).

Если фонд капитального ремонта формируется на специальном счете и капитальный ремонт не проведен в предусмотренные программой капитального ремонта сроки, а оказание услуг и (или) работ, предусмотренных региональной программой для этого дома, требуется, орган местного самоуправления в течение месяца со дня получения соответствующего уведомления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и направляет решение об этом владельцу специального счета (ч. 7 ст. 189 ЖК РФ).

В г. Москве решение о формировании фонда капитального ремонта принимается Департаментом капитального ремонта города Москвы (п. п. 4, 4.2.1 Положения, утв. Постановлением Правительства Москвы от 05.04.2011 N 104-ПП).

В случае возникновения аварии или иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера решение о проведении капитального ремонта (в объеме, необходимом для ликвидации последствий) принимается в порядке, установленном законодательством субъекта РФ. Например, в г. Москве указанное решение принимается Департаментом капитального ремонта не позднее следующего рабочего дня после получения информации о произошедшем событии от префектуры соответствующего административного округа (ч. 6 ст. 189 ЖК РФ; п. п. 1, 2, 3 Порядка, утв. Постановлением Правительства Москвы от 05.09.2017 N 630-ПП).

Работы, выполняемые в рамках капитального ремонта

Если фонд капитального ремонта сформирован исходя из минимального размера взносов, то за счет средств фонда финансируются следующие работы и (или) услуги по капитальному ремонту (ч. 1 ст. 166 ЖК РФ):

  1. ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;
  2. ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт;
  3. ремонт крыши;
  4. ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;
  5. ремонт фасада;
  6. ремонт фундамента многоквартирного дома.

Субъекты РФ вправе дополнить данный перечень услугами и (или) работами по утеплению фасада, переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройству выходов на кровлю, установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов и другими видами услуг и (или) работ (ч. 2 ст. 166 ЖК РФ; Перечень работ и (или) услуг по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на территории г. Москвы, утв. Постановлением Правительства Москвы от 29.12.2014 N 833-ПП).

Если собственниками принято решение об увеличенном размере взносов, то за счет превышения могут финансироваться любые иные работы по капитальному ремонту общего имущества дома (ч. 2, 3 ст. 166 ЖК РФ).

В порядке исключения нужно упомянуть о домах, которым государство обязано оказывать финансовую помощь в выполнении капитального ремонта. С конца 2017 года особый порядок предусматривается для МКД, которые нуждались в капремонте еще до того, как в них была приватизирована первая квартира. Таких домов в стране немного, но они есть, и их собственники могут рассчитывать на государственную помощь.

Источник: «Электронный журнал «Азбука права»

Порядок формирования и управления фондом

По общему правилу, контроль своевременности поступлений в фонд капремонта, и правильности их целевого расходования, осуществляет региональный оператор. В состав полномочий данного НКО входит:

  1. направление владельцам жилых помещений платежных документов о перечислении ежемесячных взносов, в том числе путем заключения договоров с управляющими компаниями;
  2. применение мер принудительного взыскания в отношении неплательщиков (для этого документы направляются в судебные учреждения и службу ФССП);
  3. размещение средств, поступающих на спецсчет, в различные финансовые инструменты для получения дохода (возможные направления инвестиции строго оговорены законодательством);
  4. выбор подрядных организаций для проведения капремонта и перечисление им средств фонда (допускается перечисление 30% от договора в виде аванса);
  5. применение штрафных санкций к недобросовестным подрядчикам путем взыскания в судебном порядке,и зачисление их на спецсчет.

Расходование средств фонда капремонта может осуществляться только на строго оговоренные цели – проведение ремонтно-восстановительных работ на многоквартирных зданиях. При этом федеральным и региональным законодательством регламентируются обязательные и дополнительные перечни указанных работ.

Расширение списка обязательных работ, которые могут быть оплачены за счет фонда капремонта, может осуществляться по решению региональных властей. Для этого может устанавливаться повышенный размер ежемесячных взносов с владельцев жилых помещений. Если формирование фонда капремонта происходит на спецсчете, открытом по решению владельцев жилья в многоквартирных домах, расширение перечня работ также будет происходить после одобрения на общем собрании.

Помимо управления фондом капремонта региональным оператором, законодательные акты допускают перевод всех поступающих средств наспец счет, открытый собственниками жилья. Для этого им нужно провести общее собрание и утвердить ряд юридически значимых решений:

  • о переходе на такой способ формирования фонда капитального ремонта;
  • о выборе кредитного учреждения, в котором будет открыт счет;
  • о размере ежемесячных перечислений (взносов), за счет которых будет формироваться фонд;
  • о порядке контроля своевременности перечисления взносов.

Обратите внимание! Изменить способ формирования фонда капремонта собственники могут только при полном погашении задолженности. После перехода на использование собственного спецсчета обязанность по взысканию задолженности с неплательщиков взносов будет возложена на совет жильцов, управляющую компанию или ТСЖ (выбор этих вариантов указывается в решении владельцев квартир).

Статья 170 ЖК РФ предусматривает важное правило формирования фонда капремонта – после достижения минимально необходимого размера денежных средств для проведения ремонтно-восстановительных работ жильцы могут принять решение о приостановке перечисления взносов. Это условие не будет распространяться на неплательщиков, которые обязаны в полном объеме исполнить свою обязанность.

Как вернуть деньги за капитальный ремонт?

Взносы за капитальный ремонт можно вернуть по статье 184 Жилищного кодекса РФ. В законе описываются конкретные случаи при котором возврат средств допустим, приводить их нет смысла они повторяются с вышеизложенным.

Так же возвращают потраченные деньги льготным категориям граждан.

Льготы по оплате капитального ремонта пенсионерам

Расходы по этому пункту рассчитываются в зависимости от квадратных метров занимаемой жилой площади и составляют порой значительную сумму. Особенно для граждан пожилого возраста, когда основным доходом является только пенсия.

Требование предоставления льготы на оплату капитального ремонта со стороны пенсионеров вполне понятно. Но предоставлена она законодательством далеко не всем лицам, достигшим пенсионного возраста.

Статья 169 Жилищного кодекса определяет ряд условий, соответствие которым даст возможность предоставления компенсации понесенных расходов за капремонт. Только выполнение всех условий сразу предоставит это право:

  • достижение возраста 70 лет и старше;
  • квартира должна находиться в собственности пенсионера;
  • он должен проживать там один;
  • являться неработающим.

Семья пожилых неработающих пенсионеров старше 70 лет также имеет право на получение компенсации.

В сумме льгота будет предоставлена:

  • в размере 50% от рассчитанной платы при достижении 70 лет;
  • в полном размере 100% при достижении 80 лет.

Чтобы получить компенсацию:

  1. Нужно ежемесячно оплачивать квитанцию.
  2. Написать заявление в органе соцзащиты или МФЦ на возврат средств. Потребуются документы:
  • паспорт;
  • СНИЛС;
  • выписка из лицевого счета;
  • выписка из ЕГРН или свидетельство;
  • документ доказывающий статус безработного (копия трудовой книжки и т.д.);
  • реквизиты счета в банке;
  • квитанции об оплате.

Возврат средств поступит на счет в начале месяца после обращения (например, если 11.09 написали, то 1.10 получите деньги).

При расчете компенсации учитываются:

  • минимальный тариф на один кв. метр;
  • нормативная площадь жилья (отличается в зависимости от региона);
  • процент выплат 50 или 100.

Для г. Новосибирска минимальные взносы на 1 кв.м. для шестиэтажного дома и выше составляет 6,45 руб. Площадь квартиры на одиноко проживающего по социальному нормативу 33 кв.м.

Сумма компенсации в месяц составит: 33 × 6,45 × 50% = 106,43 рубля. (если 100%, то 212,85)

Льготы инвалидам

Инвалиды являются федеральными льготниками по оплате всех коммунальных услуг. Эта норма закреплена в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в РФ».

Рассчитывается компенсации исходя из минимального размера взноса на каждый квадратный метр общей площади жилого помещения, который установлен нормативными актами субъекта Российской Федерации.

В статье 17 указанного закона определено, что компенсация по уплате взносов за капремонт может быть предоставлена не более 50 процентов для следующих категорий:

  • инвалидов I и II группы,
  • детям-инвалидам и граждан, имеющих детей-инвалидов.

Льготы ветеранам труда

Лицам, имеющим статус ветеран труда, также предоставляется льгота по капремонту, в том числе и нетрудоспособным членам семьи, находящимся на их иждивении. Она составляет половину суммы взноса из расчета минимального размера по региональному закону и с учетом площади жилья, занимаемого гражданином и его семьей.

Существуют определенные нормы площади, которые установлены:

  • проживающему одному не более 33 кв.м.,
  • семье из двух человек – 42 кв.м.,
  • семье из трех и более человек – 18 кв.м. на каждого.

Если общая площадь жилища оказывается больше этих норм, то компенсация предоставляется только на них, а свыше ложится на плечи собственника.

Рассмотрев предоставленные документы, орган соц. защиты принимает решение о компенсации и возвращает ранее уплаченные взносы в срок до 60 дней с того дня, когда гражданин обратился. Средства зачисляются тем способом, который будет указан в заявлении.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector