Lazurnensky.ru

Обзорный аналитик
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Статья 60 ЖК РФ. Договор социального найма жилого помещения

Попытаемся понять, что же такое социальный найм жилья. Согласно законодательству, под действие муниципальной программы подпадают льготные категории граждан. Фактически, получаемая квартира относится к собственности государства, предоставлена нанимателю в аренду. Владелец жилья имеет право зарегистрироваться в жилище сам, а также прописать в нем своих родственников.

В основе отношений – договор займа, заключаемый между нанимателем и государством. Сроки действия договорных отношений не ограничены временем. Получение жилья происходит по очереди.

Глава 10. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ И ПОЛЬЗОВАНИЕ ИМИ

Статья 99. Основания предоставления специализированных жилых помещений

1. Специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.

2. Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.

Статья 100. Договор найма специализированного жилого помещения

1. По договору найма специализированного жилого помещения одна сторона — собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне — гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.

2. Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения.

3. В договоре найма специализированного жилого помещения определяются предмет договора, права и обязанности сторон по пользованию специализированным жилым помещением.

4. Наниматель специализированного жилого помещения не вправе осуществлять обмен занимаемого жилого помещения, а также передавать его в поднаем.

5. К пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные статьей 65, частями 3 и 4 статьи 67 и статьей 69 настоящего Кодекса, за исключением пользования служебными жилыми помещениями, к пользованию которыми по договорам найма таких помещений применяются правила, предусмотренные частями 2 — 4 статьи 31, статьей 65 и частями 3 и 4 статьи 67 настоящего Кодекса, если иное не установлено другими федеральными законами.

6. В договоре найма специализированного жилого помещения указываются члены семьи нанимателя.

7. Договор найма специализированного жилого помещения заключается в письменной форме.

8. Типовые договоры найма специализированных жилых помещений утверждаются Правительством Российской Федерации.

Статья 101. Расторжение договора найма специализированного жилого помещения

1. Договор найма специализированного жилого помещения может быть расторгнут в любое время по соглашению сторон.

2. Наниматель специализированного жилого помещения в любое время может расторгнуть договор найма специализированного жилого помещения.

3. Договор найма специализированного жилого помещения, за исключением договора найма специализированного жилого помещения, предусмотренного статьей 98.1 настоящего Кодекса, может быть расторгнут в судебном порядке по требованию наймодателя при неисполнении нанимателем и проживающими совместно с ним членами его семьи обязательств по договору найма специализированного жилого помещения, а также в иных предусмотренных статьей 83 настоящего Кодекса случаях.

4. Договор найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, может быть расторгнут в судебном порядке по требованию наймодателя при неисполнении нанимателем и проживающими совместно с ним членами его семьи обязательств по договору найма специализированного жилого помещения, а также в случае:

1) невнесения нанимателем платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение более одного года и отсутствия соглашения по погашению образовавшейся задолженности по оплате жилых помещений и (или) коммунальных услуг;

2) разрушения или систематического повреждения жилого помещения нанимателем или проживающими совместно с ним членами его семьи;

3) систематического нарушения прав и законных интересов соседей, которое делает невозможным совместное проживание в одном жилом помещении;

4) использования жилого помещения не по назначению.

Статья 102. Прекращение договора найма специализированного жилого помещения

1. Договор найма специализированного жилого помещения прекращается в связи с утратой (разрушением) такого жилого помещения или по иным предусмотренным настоящим Кодексом основаниям.

2. Переход права собственности на служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии, а также передача такого жилого помещения в хозяйственное ведение или оперативное управление другому юридическому лицу влечет за собой прекращение договора найма такого жилого помещения, за исключением случаев, если новый собственник такого жилого помещения или юридическое лицо, которому передано такое жилое помещение, является стороной трудового договора с работником — нанимателем такого жилого помещения.

Статья 103. Выселение граждан из специализированных жилых помещений

1. В случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.

2. Не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:

1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;

2) пенсионеры по старости;

3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;

4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы, семьи, имеющие в своем составе детей-инвалидов, инвалидов с детства.

3. Гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, предоставляются другие жилые помещения, которые должны находиться в черте соответствующего населенного пункта.

4. Выселение граждан из служебных жилых помещений или жилых помещений в общежитиях с предоставлением других жилых помещений в случае, предусмотренном частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса, осуществляется прежним собственником или юридическим лицом, передающими соответствующие жилые помещения.

5. При расторжении с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, договора найма специализированного жилого помещения по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 101 настоящего Кодекса, они и проживающие совместно с ними члены их семей подлежат выселению с предоставлением в границах соответствующего населенного пункта другого благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, размер которого соответствует размеру жилого помещения, установленному для вселения граждан в общежитие.

Статья 104. Предоставление служебных жилых помещений

1. Служебные жилые помещения предоставляются гражданам в виде жилого дома, отдельной квартиры.

2. Категории граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения, устанавливаются:

1) органом государственной власти Российской Федерации — в жилищном фонде Российской Федерации;

2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации — в жилищном фонде субъекта Российской Федерации;

3) органом местного самоуправления — в муниципальном жилищном фонде.

3. Договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

Статья 105. Предоставление жилых помещений в общежитиях

1. Жилые помещения в общежитиях предоставляются из расчета не менее шести квадратных метров жилой площади на одного человека.

2. Договор найма жилого помещения в общежитии заключается на период трудовых отношений, прохождения службы или обучения. Прекращение трудовых отношений, обучения, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма жилого помещения в общежитии.

Статья 106. Предоставление жилых помещений маневренного фонда

1. Жилые помещения маневренного фонда предоставляются из расчета не менее чем шесть квадратных метров жилой площади на одного человека.

2. Договор найма жилого помещения маневренного фонда заключается на период:

1) до завершения капитального ремонта или реконструкции дома (при заключении такого договора с гражданами, указанными в пункте 1 статьи 95 настоящего Кодекса);

2) до завершения расчетов с гражданами, утратившими жилые помещения в результате обращения взыскания на них, после продажи жилых помещений, на которые было обращено взыскание (при заключении такого договора с гражданами, указанными в пункте 2 статьи 95 настоящего Кодекса);

3) до завершения расчетов с гражданами, единственное жилое помещение которых стало непригодным для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств, в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, другими федеральными законами, либо до предоставления им жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом (при заключении такого договора с гражданами, указанными в пункте 3 статьи 95 настоящего Кодекса);

3.1) до завершения расчетов с гражданами, указанными в пункте 3.1 статьи 95 настоящего Кодекса, либо до предоставления им жилых помещений, но не более чем на два года;

4) установленный законодательством (при заключении такого договора с гражданами, указанными в пункте 4 статьи 95 настоящего Кодекса).

3. Истечение периода, на который заключен договор найма жилого помещения маневренного фонда, является основанием прекращения данного договора.

Статья 107. Предоставление жилых помещений в домах системы социального обслуживания граждан

Порядок, условия предоставления жилых помещений в домах системы социального обслуживания граждан и пользования такими жилыми помещениями устанавливаются федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации.

Статья 108. Предоставление жилых помещений фондов для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами

Порядок предоставления жилых помещений фондов для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, устанавливается федеральными законами.

Статья 109. Предоставление жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан

Предоставление жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан по договорам безвозмездного пользования осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации.

Статья 109.1. Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

1. Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

2. Жилые помещения, предназначенные для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.

3. В жилые помещения, предоставленные детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений, могут быть вселены их несовершеннолетние дети и супруг (супруга). Указанные лица включаются в договор найма специализированного жилого помещения.

4. В случае смерти лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, договор социального найма в отношении данного жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.

Москва, Кремль
29 декабря 2004 года
N 188-ФЗ

Кaк пoлyчить квapтиpy пo дoгoвopy coциaльнoгo нaймa

Ecть пpocтoй aлгopитм, кaк пoлyчить квapтиpy пo дoгoвopy coциaльнoгo нaймa. Oн дeлитcя нa 8 шaгoв.

Шaг №1: oбpaщeниe в жилищный oтдeл мyниципaлитeтa

Oбpaтитecь в мecтный opгaн влacти, кoнкpeтнo — в жилищный oтдeл, и yтoчнитe cпиcoк дoкyмeнтoв, нeoбxoдимый для пoдaчи зaявлeния. Пaкeтoм дoкyмeнтoв вы дoлжны дoкaзaть, чтo нyждaeтecь в coциaльнoм жильe. Cтaндapтный пepeчeнь дoкyмeнтoв включaeт:

дoкyмeнты, пoдтвepждaющиe личнocть — oбщeгpaждaнcкий пacпopт Poccийcкoй Фeдepaции;

кoпии дoкyмeнтoв, пoдтвepждaющиe личнocти вcex члeнoв ceмьи — cyпpyгoв, дeтeй, poдитeлeй, ecли oни пpoживaют вмecтe c вaми: для дeтeй млaдшe 14 лeт — cвидeтeльcтвa o poждeнии, для лиц cтapшe 14 лeт — пacпopт;

выпиcкy из дoмoвoй книги пo мecтy peгиcтpaции вcex члeнoв ceмьи;

cпpaвкa o нeимeнии y вcex члeнoв ceмьи жилья — ee нyжнo взять в Pocpeecтpe;

cпpaвкa o дoxoдax для вcex тpyдoycтpoeнныx члeнoв ceмьи;

дoкyмeнты, пoдтвepждaющиe тo, чтo вы мoжeтe пpeтeндoвaть нa выдaчy coциaльнoгo жилья — нaпpимep, cпpaвкa oб инвaлиднocти, дoкyмeнты, пoдтвepждaющиe aвapийнoe cocтoяниe жилья.

B paзныx peгиoнax cпиcoк дoкyмeнтoв мoжeт вapьиpoвaтьcя. Утoчнитe пepeчeнь в мecтнoм oтдeлeнии влacти.

Шaг №2: oжидaйтe peшeния влacти

3aпoлнитe зaявлeниe, пpилoжитe к нeмy нeoбxoдимыe дoкyмeнты и oжидaйтe peшeния opгaнoв влacти. Cpoк paccмoтpeния oбpaщeния — нe бoльшe мecяцa. B тeчeниe мecяцa вaм oткaжyт в пocтaнoвкe нa yчeт кaк нyждaющeгocя в жильe или пpимyт зaявлeниe. Oбычнo o peшeнии yвeдoмляют пиcьмoм, нo в pядe peгиoнoв мoгyт cвязaтьcя c зaявитeлeм дpyгими cпocoбaми.

Шaг №3: вcтaньтe нa yчeт, пoлyчитe мecтo в oчepeди

Пocлe oдoбpeния вaшeгo зaявлeния мecтный opгaн влacти выдacт зaключeниe, в кoтopoм пocтaнoвит пpизнaть вac нyждaющимcя в жильe. Пocлe этoгo нyжнo вcтaть нa yчeт и пoлyчить cвoe мecтo в oчepeди — дeлaть этo тoжe нyжнo в мecтнoм opгaнe влacти.

Читать еще:  Примерная форма договора на техническое обслуживание нежилого помещения

Ecли вы oтнocитecь к cтaндapтнoй кaтeгopии гpaждaн, кoтopым пoлoжeнo coциaльнoe жильe, нo нeт ocнoвaний для внeoчepeднoгo пoлyчeния квapтиpы, вы бyдeтe cтoять в oбщeй oчepeди. Для тex, ктo пpeтeндyeт нa внeoчepeднoe пoлyчeниe нeдвижимocти, ecть oтдeльнaя oчepeдь.

Шaг №4: oжидaйтe cвoeй oчepeди

B тeopии тe, ктo дoлжeн пoлyчaть жильe внe oчepeди, пoлyчaют eгo cpaзy. Нa пpaктикe ecть oтдeльнaя oчepeдь для ниx, и кoличecтвo чeлoвeк в нeй кoлeблeтcя oт 10 дo 1000 в зaвиcимocти oт peгиoнa. Cpoки выдaчи coциaльнoгo жилья зaвиcят oт финaнcиpoвaния — чeм бoльшe финaнcиpoвaния выдeляют, тeм быcтpee пpoдвигaeтcя oчepeдь.

Чaщe вceгo пpиxoдитcя cтoять в oчepeди минимyм 2–3 гoдa, чтoбы пoлyчить нeдвижимocть в coциaльный нaйм. Ecли пoдoйдeт вaшa oчepeдь, вac yвeдoмят oб этoм.

Шaг №5: пoлyчитe пиcьмeннoe peшeниe o пpeдocтaвлeнии жилья

B yвeдoмлeнии oбычнo yкaзывaют дaтy или пepиoд, в тeчeниe кoтopoгo нyжнo пoлyчить дoкyмeнты. Пpидитe в мecтный opгaн влacти, пpeдocтaвьтe нeoбxoдимыe дoкyмeнты и пoлyчитe пиcьмeннoe peшeниe o пpeдocтaвлeнии жилья. Oнo пoнaдoбитcя для oфopмлeния дoгoвopa apeнды.

Шaг №6: пoдaйтe нyжныe дoкyмeнты для зaключeния дoгoвopa

Нa этoм этaпe нyжнo пpoдyблиpoвaть пaкeт дoкyмeнтoв, кoтopый вы пpeдocтaвляли paнee — пacпopт гpaждaнинa Poccийcкoй Фeдepaции, yдocтoвepeния личнocти члeнoв ceмьи и дpyгиe. Утoчнитe пoлный пepeчeнь в мecтнoм oтдeлeнии влacти — oн мoжeт oтличaтьcя в зaвиcимocти oт peгиoнa и ycлoвий пpeдocтaвлeния жилья в coциaльный нaйм.

Шaг №7: зaключитe дoгoвop

Пoдпишитe дoгoвop o coциaльнoм нaймe. Bнимaтeльнo пpoчитaйтe eгo ycлoвия, пocтaвьтe пoдпиcь и pacшифpoвкy — фaмилию c инициaлaми. Пpocлeдитe, чтoбы пpeдcтaвитeль влacти тoжe пocтaвил cвoю пoдпиcь и гocyдapcтвeннyю пeчaть.

Шaг №8: вceлитecь в жильe и пocтaвьтe нeдвижимocть нa peгиcтpaциoнный yчeт

Oбpaтитecь в Pocpeecтp, чтoбы зaкpeпить зa coбoй пpaвo пpoживaния нa apeндyeмoй тeppитopии. Гocyдapcтвeнный opгaн зapeгиcтpиpyeт дoгoвop apeнды, a вы пoлyчитe пpaвa пoльзoвaния нeдвижимым имyщecтвoм.

Как получить жилье в соцнаем

  • Сперва необходимо встать на жилучет, то есть получить статус нуждающегося в улучшении жилищных условий. В каждом регионе бланки для заявления о постановке на учет разные, их можно найти на сайтах органов власти, МФЦ или на сайте госуслуг. В заявлении должны стоять подписи всех членов семьи. В некоторых субъектах, например в Москве, заявление заполняется непосредственно при подаче.
  • Собрать остальные бумаги. К заявлению нужно приложить все документы, подтверждающие право на жилье по соцнайму: справки о доходах, свидетельствующие о малообеспеченности, документ об аварийности жилья, медицинские бумаги с диагнозом родственника с тяжелым заболеванием и т. д.
  • Подать заявление через МФЦ или региональный орган, отвечающий за жилучет. Они тоже везде разные. Например, в Москве этим занимается Департамент городского имущества, в Тульской области — региональное Министерство строительства и ЖКХ, а в Дагестане — районные администрации.
  • Дождаться ответа через властей — в течение месяца они должны уведомить, поставлена ли семья на жилищный учет. Отказ можно обжаловать в суде.
  • Дождаться своей очереди на жилье. Чаще всего это занимает годы.
  • Ожидая своей очереди, нужно уведомлять жилищные органы о любых событиях — изменениях зарплаты, переменах в составе семьи.
  • Получить жилье. В некоторых регионах людям предоставляют выбор из нескольких вариантов, в других — нет.

Изменения

Жизненные обстоятельства изменчивы. Кто-то вступает в брак, на свет появляется ребёнок, а кто-то умирает. Возникающие перемены требуют адаптации граждан к новым сопутствующим ситуациям, внося дополнительные коррективы в уже имеющиеся документы, или заменяя их на другие, более актуальные. Это касается в первую очередь права пользования жильём, которое допускается только при надлежащем оформлении документации.

Достаточно внести соответствующие пункты вместо старых, утративших актуальность. Но в этом случае обязательно согласие всех членов семьи.

Основания для внесения изменений согласно букве закона

Законодательство представило перечень причин, которые выступают основанием для внесения изменений в договор социального найма (ДСН). К числу оснований по нормам ст. 82 ЖК РФ относятся:

  1. Требование лиц, объединившихся в одну семью, предъявленное официально по месту заключения договора (в жилищный отдел муниципалитета).
  2. Решение суда о внесении изменений по требованию членов семьи, если ответственный наниматель отказался от добровольного внесения изменений.
  3. Передача оперативного управления по решению ответственного нанимателя.

Статья 82 ЖК РФ. Изменение договора социального найма жилого помещения

  1. Граждане, проживающие в одной квартире, пользующиеся в ней жилыми помещениями на основании отдельных договоров социального найма и объединившиеся в одну семью, вправе требовать заключения с кем-либо из них одного договора социального найма всех занимаемых ими жилых помещений.
  2. Дееспособный член семьи нанимателя с согласия остальных членов своей семьи и наймодателя вправе требовать признания себя нанимателем по ранее заключенному договору социального найма вместо первоначального нанимателя. Такое же право принадлежит в случае смерти нанимателя любому дееспособному члену семьи умершего нанимателя.

Другие нормы Жилищного кодекса оглашают нижеследующее:

  • выбытие одного или нескольких членов семьи, согласно ст. 69;
  • прибавление новых членов семьи (ст. 70);
  • оформление перепланировки (ст. 26);
  • получение освободившейся жилплощади в коммуналке (ст. 59).

Внесение изменений – правовой прецедент, который совершается по установленному алгоритму.

Пошаговая инструкция

В перечисленных законодательством случаях, для внесения изменений достаточно составить приложение к основному документу, чтобы его юридическая сила не утрачивалась. Во внесении дополнительных пунктов взамен старых участвуют обе стороны ДСН. Поэтому в администрацию следует подать заявление через МФЦ о составлении дополнительного соглашения о внесении изменений.

Алгоритм подачи документов следующий:

  1. Подойти в МФЦ по месту жительства с пакетом документов.
  2. Взять в терминале талон на обслуживание с номером электронной очереди.
  3. По электронной очереди подойти к окну оператора и предъявить принесённую документацию.
  4. После проверки документов – составить заявление в администрацию.

Здесь обязательно указывается:

  1. реквизиты ДСН;
  2. причины, по которым вносятся изменения;
  3. пункты, которые утратили актуальность;
  4. новые пункты, которые вносят взамен старых.
  • Скачать бланк заявления на перезаключение договора социального найма
  • Скачать образец заявления на перезаключение договора социального найма

К заявлению прилагается паспорт с пропиской, экземпляр ДСН и документация, которая констатирует наличие изменений. Например, свидетельство о браке, рождении ребёнка, разводе, смерти нанимателя или члена семьи. Документы следует предъявить оригиналом и копиёй. После удостоверения оператором, оригиналы будут возвращён, а заявитель получит расписку.

Принятая документация вместе с заявлением передаётся в Департамент жилищной политики администрации, где будет подготовлено приложение о внесении изменений. Оно поступит в МФЦ, о чём заявитель будет оповещён по электронной почте или по телефону. Документ может быть получен только заявителем по расписке с предъявлением паспорта, он подписывается получателем в присутствии оператора.

Если в населённом пункте отсутствует МФЦ, ответственному нанимателю следует обратиться непосредственно в местный исполком и составить дополнительное соглашение с главой местной администрации или иным уполномоченным лицом.

КС разъяснил порядок обеспечения жильем недееспособных граждан

1 февраля Конституционный Суд вынес Постановление № 3-П по делу о проверке конституционности п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса и ч. 3 ст. 17 Закона о социальной защите инвалидов в РФ. Согласно первой норме, жилые помещения по договорам социального найма вне очереди предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами ряда хронических заболеваний. Исходя из второй нормы, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством РФ.

Отказ в предоставлении инвалиду жилья повышенной площади для проживания с ней опекунов

Как следует из материалов дела, жительница Астрахани К. является инвалидом I группы по зрению с детства и нуждается в постоянном постороннем уходе. Кроме того, она страдает тяжелой формой хронического заболевания, при которой невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. В 2011 г. К. признана недееспособной, а в 2012 г. ее мать – гражданка Г. – назначена опекуном.

С 2012 г. Г., ее муж В. и дочь К. (семья из трех человек) состоят на учете в качестве нуждающихся в жилье, предоставляемом по договору социального найма из муниципального жилищного фонда. При этом К. также включена в список лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний и состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В августе 2013 г. суд удовлетворил иск прокурора, поданный в интересах семьи, обязав администрацию Астрахани предоставить ей вне очереди благоустроенное жилье по договору социального найма с учетом дополнительной жилой площади, предусмотренной для инвалидов. Тем не менее апелляция отменила решение и вынесла новый судебный акт, согласно которому администрация обязана предоставить по договору социального найма благоустроенное жилое помещение только К. как лицу, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, указанного в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса перечне.

После принятия Конституционным Судом Постановления от 22 января 2018 г. № 4-П, которым был выявлен конституционно-правовой смысл п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса, Г. обратилась в суд с иском к органу местного самоуправления о предоставлении дочери во внеочередном порядке жилья по договору социального найма с учетом дополнительной площади, необходимой для совместного проживания с ней родителей. Тем не менее суды отказали в удовлетворении заявления со ссылкой на то, что родители инвалида не обладают самостоятельным правом на получение жилого помещения по договору соцнайма вне очереди, а их право проживать с дочерью в жилье, которое будет ей предоставлено во исполнение ранее принятого судебного постановления, не оспаривается. В дальнейшем кассационные инстанции, включая Верховный Суд, отказались рассматривать кассационную жалобу заявительницы.

Конституционный Суд подчеркнул, что необходимо учитывать все обстоятельства

В жалобе в Конституционный Суд Г. указала на несоответствие п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса и ч. 3 ст. 17 Закона о социальной защите инвалидов в РФ Основному Закону государства. По ее мнению, спорные нормы лишают совершеннолетних граждан-инвалидов, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, при которой невозможно совместное проживание с ними в одной квартире, и нуждающихся в круглосуточном уходе и постоянной опеке, права на дополнительную жилую площадь в случае постановки их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 г., а также ущемляют права опекунов таких граждан.

Изучив материалы дела, Конституционный Суд отметил, что предметом рассмотрения будет п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК постольку, поскольку в системе действующего правового регулирования он определяет основания и условия предоставления жилого помещения по договору социального найма гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, указанного в правительственном перечне соответствующих заболеваний (в том числе инвалиду, когда такое лицо признано недееспособным, имеет назначенного ему опекуна и нуждается в постоянном постороннем уходе).

Высшая судебная инстанция пояснила, что граждане, страдающие тяжелой формой хронических заболеваний и признанные судом недееспособными, тем более могут нуждаться в соответствующем уходе с постоянным присутствием опекуна, не считая случаев, когда они помещены под надзор в образовательные, медицинские или социальные организации. На это указывает и закрепление в ч. 4 ст. 16 Закона об опеке и попечительстве возможности опекуна безвозмездно пользоваться жилым помещением, принадлежащим подопечному, в соответствующем порядке при удаленности его места жительства от места жительства подопечного, а также при наличии других исключительных обстоятельств.

В связи с этим КС счел, что предоставление жилого помещения в порядке, предусмотренном п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, в расчете лишь на самого гражданина, страдающего тяжелой формой хронического заболевания из числа указанных в перечне, предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 этого Кодекса, когда он признан недееспособным и нуждается по состоянию здоровья в постоянном уходе, который осуществляет опекун, способно привести к нарушению ряда конституционных установлений и правовых позиций. При этом Суд отметил, что сказанное, однако, не предрешает обязательного получения недееспособным совершеннолетним гражданином, страдающим заболеванием указанной категории, жилого помещения на таких условиях, когда и его опекуну было бы обеспечено право социального найма того же помещения при соблюдении нормы предоставления в отношении их обоих.

«Так, если сам опекун не принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, то, по общему правилу, другое жилое помещение не может быть ему предоставлено на условиях социального найма даже для проживания вместе с подопечным. Более того, не исключено, что при определенных жилищных условиях опекуна подопечный, который является членом его семьи, может проживать и в его жилище. Предоставление жилого помещения гражданину, страдающему тяжелой формой соответствующего хронического заболевания и признанному недееспособным, в размере, превышающем соответствующую норму в расчете на одно лицо, возможно при неодинаковых условиях и с разными правовыми последствиями, с тем чтобы обеспечить проживание такого гражданина вместе с его опекуном», – отмечено в постановлении КС РФ.

В исключительных ситуациях, если предоставление жилья с превышением нормы предоставления не более чем в два раза, с тем чтобы опекун осуществлял постоянный уход за подопечным без вселения в жилое помещение или, напротив, в качестве члена семьи нанимателя, невозможно (в частности, в связи с отсутствием помещений подходящего размера) и если опекун недееспособного гражданина, страдающего тяжелой формой соответствующего хронического заболевания, является членом его семьи (супругом или близким родственником), осуществляющим за подопечным постоянный уход, и принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, подопечному нельзя отказать в обеспечении жильем вне очереди на основании оспариваемой нормы только в силу того, что его опекун сам не относится к лицам, обеспечиваемым жильем по договору социального найма вне очереди. «Конституционно значимым целям отвечало бы предоставление жилого помещения по договору социального найма такому гражданину и опекуну, в том числе с учетом положений ст. 58 ЖК РФ. В этом случае, поскольку жилое помещение предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в соответствующем перечне, также возможно превышение нормы предоставления на одного человека, но не более чем в два раза (ч. 2 данной статьи)», – подчеркнул Суд.

Читать еще:  Единая дежурная диспетчерская служба муниципального образования ( ЕДДС )

Таким образом, отметил КС, п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, на основании которого гражданам, страдающим тяжелыми формами ряда хронических заболеваний, предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма, обязывает правоприменительные органы учитывать все заслуживающие внимания обстоятельства. Это означает, что спорный пункт предполагает принятие решения о предоставлении вне очереди жилого помещения недееспособному гражданину-инвалиду, страдающему соответствующим хроническим заболеванием и нуждающемуся по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе. При этом должна учитываться площадь, которая была бы достаточна, чтобы обеспечить такому лицу, помимо отдельного проживания, возможность получать такой уход и должное содействие в удовлетворении особых его потребностей, когда требуется постоянное нахождение с ним в предоставляемом ему жилье опекуна или проживание с ним супруга или близкого родственника в качестве члена семьи нанимателя.

«Если же предоставление жилого помещения гражданину, страдающему тяжелой формой соответствующего хронического заболевания, на таких условиях невозможно, реализация им права на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма возможна в рамках предоставления жилого помещения по договору социального найма ему и его принятому на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий опекуну – члену его семьи по смыслу семейного законодательства (супругу или близкому родственнику), осуществляющему за ним постоянный уход», – отмечено в постановлении Суда. Таким образом, КС РФ счел, что спорный пункт соответствует Конституции, и распорядился пересмотреть судебные акты по делу граждан Г. и К.

Эксперты оценили выводы КС

Адвокат АП г. Москвы Анна Минушкина отметила, что жилищное законодательство с принятием ЖК РФ в 2005 г. значительно сократило количество категорий граждан, имеющих право на внеочередное улучшение жилищных условий. «Сейчас подлежат улучшению во внеочередном порядке жилищные условия исключительно граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, установленных законодательством. При этом, согласно законодательству, подлежат улучшению жилищные условия только самого гражданина, имеющего хроническое заболевание, и исключается улучшение жилищных условий во внеочередном порядке членам его семьи, также состоящим на жилищном учете», – пояснила она.

По словам эксперта, на практике очень часто и остро встает вопрос о нарушении прав людей, имеющих заболевание, поскольку по факту улучшают жилищные условия исключительно им, и они вынуждены проживать без членов семьи. «В настоящее время мы также представляем интересы лица, имеющего заболевание, позволяющее лицу вне очереди улучшить жилищные условия. Местные органы улучшают ему одному жилищные условия, хотя члены его семьи также состоят на жилищном учете. При этом нашего доверителя переселяют от членов его семьи на значительное расстояние. Наша позиция сводится к тому, что доверителю в связи с заболеванием необходим посторонний уход», – рассказала Анна Минушкина.

По ее мнению, постановление КС РФ является логичным продолжением целей социальной политики, которая обязывает принимать меры по обеспечению благополучия граждан, их социальной защищенности. «Исходя их указанного смысла, при улучшении жилищных условий гражданам, имеющим заболевание, предусмотренное перечнем, подлежат также улучшению и жилищные условия опекуну указанного лица, который также состоит на жилищном учете, а при наличии нескольких лиц, осуществляющих уход за недееспособным лицом, необходимо улучшать жилищные условия одновременно также и членам семьи», – резюмировала эксперт.

Партнер юридической фирмы Law & Commerce Offer Антон Алексеев полагает, что Конституционный Суд, как и в большинстве случаев при рассмотрении жалоб, касающихся социальной сферы, постарался найти баланс между интересами гражданина, имеющего право на социальную защиту со стороны государства, и интересами самого государства.

«С одной стороны, КС указал, что гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, должно быть предоставлено вне очереди жилое помещение по договору социального найма с учетом обеспечения отдельного проживания в таком помещении как его самого, так и его опекуна для того, чтобы опекун мог надлежащим образом обеспечивать уход и должное содействие в удовлетворении особых потребностей подопечного. При этом Суд делает оговорку о том, что такая возможность может быть предоставлена тогда, когда опекун и подопечный состоят в близких родственных отношениях в соответствии с семейным законодательством. С другой стороны, он говорит, что площадь жилого помещения, предоставляемого во внеочередном порядке гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, не должна превышать норму предоставления более чем в два раза», – отметил эксперт.

Антон Алексеев полагает, что Конституционный Суд сделал важный вывод о том, что предоставление гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, жилого помещения для отдельного проживания без учета площади для проживания с ним опекуна, являющегося близким родственником и членом семьи, является нарушением прав самого подопечного и препятствует исполнению опекунами обязанностей, возложенных на них законом. «Однако Суд также указал, что внеочередное предоставление лицу, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, жилого помещения с учетом площади, необходимой для проживания с ним членов его семьи (включая опекуна), должно осуществляться, исходя из обстоятельств конкретного дела и при наличии у публичного образования возможности предоставления жилого помещения соответствующей площади. Последнее обстоятельство на практике может лишить все выводы КС РФ правовой ценности при рассмотрении подобных споров в суде», – подчеркнул юрист.

Согласно части 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, включает в себя:

  1. плату за пользование жилым помещением (плата за наем);
  2. плату за содержание жилого помещения;
  3. плату за коммунальные услуги.

Таким образом, плата за жилое помещение и коммунальные услуги по договору соцнайма — это не только «традиционные» плата за содержание жилого помещения и плата за коммунальные услуги, но и собственно плата за наем, ведь договор социального найма не является безвозмездным (пункт 5 части 3 статьи 67 ЖК РФ, абзац 3 статьи 678 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Наниматели жилых помещений по договору социального найма вносят плату за пользование жилым помещением (плату за наем) наймодателю этого жилого помещения (часть 3 статьи 155 ЖК РФ). Плата же за содержание жилого помещения, а также плата за коммунальные услуги вносится нанимателем управляющей организации (часть 4 статьи 155 ЖК РФ).

В рассматриваемой ситуации образовалась излишне уплаченная сумма (переплата) платы за наем (пользование) жилого помещения по договору социального найма (наниматель, приватизировавший квартиру, переплатил наймодателю плату за наем).

Если наймодатель продолжал начислять плату за наем жилого помещения в отсутствие на то законных оснований, требование о возврате переплаты является требованием о взыскании неосновательного обогащении (статья 1102 ГК РФ).

По общему правилу срок исковой давности — три года с момента, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (пункт 1 статьи 196, пункт 1 статьи 200 ГК РФ).

Никакого иного (специального — сокращенного или более длительного) срока исковой давности по требованию о взыскании неосновательного обогащения не предусмотрено. Если неосновательное обогащение состоит из нескольких платежей, то срок нужно исчислять отдельно по каждому из них (Решение ВАС РФ от 13.03.2012 N ВАС-15916/10). В результате может оказаться, что по некоторым платежам срок давности истек, а по остальным еще сохраняется шанс на их взыскание. Если платежи осуществлялись истцом ежемесячно, момент, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, определяется датой внесения соответствующего платежа (Определение Верховного Суда РФ от 14.11.2019 N 308-ЭС19-10020 по делу N А53-21901/2017).

Следовательно, если с момента внесения части платежей за наем жилого помещения по договору социального найма наймодателю уже прошло более трех лет (они были совершены ранее), по данной части переплаты срок исковой давности уже истек.

Данный вывод подтверждается судебной практикой (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 15.06.2020 N Ф09-2831/20 по делу N А60-12814/2019, Определением Верховного Суда РФ от 11.09.2020 N 309-ЭС20-11602 отказано в передаче дела N А60-12814/2019 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления).

По обстоятельствам данного спора УК (истец) пыталась взыскать с администрации-ответчика (выступающей от лица муниципального образования — собственника жилых помещений, переданных по договорам найма жилых помещений физическим лицам) неосновательное обогащение в виде переплаты платежей за наем помещений муниципального фонда. УК указала, что с течением времени жильцы (наниматели) приобретали право собственности на указанные жилые помещения, ранее принадлежавшие МО. Однако, по утверждению УК, ни собственники, ни ответчик своевременно не представили информацию истцу о переходе права собственности. В результате, истец продолжал начислять, а собственники продолжали оплачивать в пользу ответчика плату за наем жилого помещения без законных на то оснований. По состоянию на 01.03.2019, в пользу жильцов, оформивших право собственности на жилые помещения, ранее принадлежавшие ответчику, был произведен перерасчет с учетом переплаты за наем социального жилья.

Удовлетворяя исковые требования частично за период с 01.02.2016, суд исходил из обоснованности материально-правовых требований к ответчику, однако согласился с заявлением ответчика об истечении срока исковой давности, признав, что трехлетний срок исковой давности, установленный статьей 196 ГК РФ, с учетом нормы пункта 3 статьи 202 ГК РФ следует считать не ранее февраля 2016 года (в отношении платежей, имевших место до февраля 2016 года, истцом срок пропущен).

Кроме того, в соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 41 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации то 27.06.2017 N 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», к спорам, связанным с оплатой гражданами жилого помещения и коммунальных услуг, применяется общий трехлетний срок исковой давности, исчисляемый со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (статьи 196, 200 ГК РФ). Срок исковой давности по требованиям о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг исчисляется отдельно по каждому ежемесячному платежу (часть 1 статьи 155 ЖК РФ и пункт 2 статьи 200 ГК РФ).

Поэтому применительно к рассматриваемой ситуации, полагаем, Администратор доходов бюджета по услуге «Социальный наем» вправе осуществить частичный возврат переплаты, с учетом трехлетнего срока исковой давности; поскольку перерасчет был произведен в 2020 году, правомерно исчислять срок исковой давности с данного момента.

Служба поддержки пользователей систем «Кодекс»/»Техэксперт»
Эксперт Лисицкая Ольга Сергеевна

Данная консультация бесплатно предоставлена пользователю профессиональной справочной системы «Кодекс: Помощник бухгалтера» в рамках стандарта обслуживания.

Настоящий материал является ответом на частный запрос и может утратить свою актуальность в связи с изменением законодательства.

Как доказать возникновение права социального найма?

Для определения доказательной базы, позволяющей признать лицо нуждающимся в жилье по договору соцнайма необходимо прежде всего доказать, что лицо является малоимущим или является гражданином, определенной законом категории, которое нуждается в жилье по соответствующему договору. В качестве таких доказательств могут являться справки о доходах, копии трудовой книжки, трудового договора, выписки из ЕГРН об отсутствии прав на недвижимое имущество, в том числе, на жилье, медицинские документы о заболевании и т.д.

Перечень документов всегда можно уточнить в уполномоченном органе. Кроме того, отдельные документы можно не предоставлять, если орган может их получить в порядке межведомственного взаимодействия.

Муниципальный наем это

При найме жилых помещений, находящихся в частной собственности, одна из сторон в лице собственника жилого помещения или его представителя наймодатель обязуется предоставить другой стороне нанимателю жилое помещение по договору найма за плату во владение и пользование для проживания в нем. В государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения.

Правовые аспекты, возникающие при найме жилых помещений, регламентируются в России гл. Муниципалитет наделен правом предоставления гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования на основании пункта 14 статьи Данный договор является консенсуальным , двустороннеобязывающим, как правило, возмездным исключение могут составлять договоры социального найма , как правило, срочным.

Договор найма жилого помещения заключается в письменной форме [6]. Типовой договор найма жилья предполагает достижения согласия по всем существенным условиям договора объект, срок, цена. Остальные условия не относятся к существенным и включаются в договор по заявлению одной из сторон.

Объектом договора может являться изолированное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания квартира, жилой дом, часть квартиры или жилого дома [7]. В данном разделе даются характеристики объекта найма и состояние санитарно-технического оборудования. В интересах нанимателя проверить наличие свидетельства о праве собственности, которое подтверждают договор приватизации, купли-продажи, дарения, завещание. Именно собственник имеет право сдавать жилплощадь.

Если У собственника недвижимого имущества отсутствует возможность непосредственно лично заключить договор или в иных ситуациях, то от его имени и в его интересах вправе заключить договор иное лицо, которое уполномочено доверенностью. Если сдаваемое внаем помещение состоит в долевой собственности, необходимо, чтобы все они поставили подписи под договором найма. Когда их присутствие нельзя обеспечить, при заключении договора представляется нотариально оформленное согласие всех сособственников на сдачу помещения внаем.

Наниматель должен понимать, что если жилище ему сдает не уполномоченное на это лицо, то договор найма не может быть исполнен и занятие помещения незаконно. Помимо подтверждения права собственности, наймодатель должен гарантировать, что до заключения соглашения объект никому не был продан, передан, заложен, обременен другими договорами найма, в споре или под арестом не состоит, а также не отягощен другими обязательствами по отношению к третьим лицам.

Если совместно с нанимателем в жилом помещении будут проживать третьи лица, то сведения о них необходимо также вписать в договор. Согласно этому разделу наниматель обязуется своевременно вносить плату за пользование помещением необходимо указать пени за каждый день просрочки платежа , использовать объект по назначению, обеспечивать сохранность помещения и находящегося в нём имущества.

Читать еще:  Можно ли зарегистрировать дом на участке без межевания

Если произошло повреждение помещения по вине нанимателя, то он должен устранить его за свой счет. Кроме того, временный жилец не имеет права производить перепланировку жилья, не получив на это разрешение наймодателя.

Запрещается сдача объекта в поднаем без предварительного письменного согласия собственника жилплощади. По истечении срока договора наниматель обязуется освободить объект и вернуть имущество наймодателю в исправном состоянии с учетом естественного износа. Прежде чем снять квартиру, её необходимо тщательно осмотреть, а затем совместно с представителем агентства необходимо тщательно проверить документы собственника квартиры, подтверждающие право собственности в отношении объекта.

При найме квартиры заключается двусторонний договор найма между наймодателем арендодателем и нанимателем арендатором. При этом приоритет россиянами отдается частному рынку аренды.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии , проверенной 20 мая ; проверки требуют 2 правки. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов. Том 3: Обязательственное право: учеб.

Спрос на недвижимость: Отраслевой обзор. Подчалина, О. Гражданско-правовые договоры. Категории : Договоры Жилищное право. Скрытая категория: Википедия:Глобализировать. Пространства имён Статья Обсуждение. Добавить ссылки.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА

8 800 350 84 37

Решением Окуловского районного суда Новгородской области от 6 ноября 2007 года исковые требования заявителя были удовлетворены, однако определением судебной коллегии по гражданским делам Новгородского областного суда от 12 декабря 2007 года это решение было отменено и вынесено новое — об отказе в удовлетворении требования заявителя. Суд кассационной инстанции исходил из того, что пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации распространяется на граждан, занимающих жилые помещения по договорам социального найма, а также занимающих жилые помещения иных форм собственности при условии, что на момент возникновения чрезвычайных обстоятельств они состояли на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Определением Верховного Суда Российской Федерации от 14 апреля 2008 года Р.В. Алексееву отказано в передаче жалобы для рассмотрения судом надзорной инстанции.

По мнению заявителя, оспариваемое им законоположение противоречит Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 1) и 40 (части 1 и 3), в той мере, в какой оно с учетом смысла, придаваемого ему правоприменительной практикой, допускает предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежат ремонту или реконструкции, только если они до наступления обстоятельств, послуживших причиной утраты жилого помещения, состояли на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Конституционный Суд РФ пришел к следующим выводам:

«Пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не исключает возможность предоставления жилых помещений малоимущим гражданам, как лишившимся своих жилых помещений в результате пожара, по договорам социального найма во внеочередном порядке, если на момент утраты жилища они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении. Конституционно-правовой смысл указанного законоположения, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации в настоящем Определении, является общеобязательным и исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике».

При этом в мотивировочной части Определения от 05.03.2009 N 376-О-ПКС РФ КС РФ указал следующее.

Из конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула; статья 2; статья 21, часть 1, Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких, в частности, находящихся вне сферы их контроля обстоятельств, как пожар, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.

Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) — при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

При этом федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.

При этом ни из статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ни из каких-либо других его положений не следует, что обязательным условием внеочередного предоставления жилья гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, является нахождение гражданина на учете в момент возникновения обстоятельств, обусловивших непригодность жилого помещения для проживания. Закрепление такого условия применительно к ситуациям непредвиденной утраты пригодного для проживания жилого помещения противоречило бы принципам равенства и справедливости как конституционным критериям правомерного регулирования прав и свобод человека и гражданина, поскольку означало бы предъявление гражданам, относящимся к данной категории нуждающихся в жилье (к которой относится и заявитель), объективно невыполнимых требований для целей реализации их права на жилище и тем самым ставило бы их в положение объекта государственно-властной деятельности.

Таким образом, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не исключает возможность предоставления жилых помещений малоимущим гражданам, лишившимся жилища в результате пожара, по договорам социального найма во внеочередном порядке, если на момент утраты жилища они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.

Жилье взамен непригодного может быть предоставлено
вне очереди, но только лишь нуждающимся малоимущим гражданам

Однако, напомним, что предоставление гражданам (жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат) жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке, возможно только при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса РФ, т.е. жилье предоставляется малоимущим гражданам, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях).

Согласно части 2 статьи 49 ЖК РФ, малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Согласно части 1 статьи 52 ЖК РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

В Определении от 3 ноября 2009 года № 1368-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб граждан Артюкиной М. В., Кошолкиной М. В., Федотова С. В., Федотовой Л. С., Фисунова В. И., Честных В. И. И Шарковой А. В. На нарушение их конституционных прав частью 3 статьи 6, частью 2 статьи 57 и частью 1 статьи 89 Жилищного кодекса РФ » Конституционный Суд РФ также указал следующее:

«. Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет. Причем при предоставлении жилых помещений принимаются во внимание требования части 1 статьи 58 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающей возможность заселения одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, только с их согласия, и части 6 статьи 57 данного Кодекса, по смыслу которой комната по договору социального найма может быть предоставлена только в случае ее освобождения в коммунальной квартире.

Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) — при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Такое законодательное регулирование, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 5 марта 2009 года N 376-О-П, согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище».

Кому по закону нельзя приватизировать жилье

Есть ряд граждан, которым запрещено переоформлять муниципальное жилье в свою собственность. Если они даже и напишут такое заявление, они получат отказ в приватизации. Если же такая сделка и будет оформлена, то такую сделку можно будет оспорить в суде. Вот список лиц, которые не могут принимать участие в приватизации:

— те, у кого не заключен договор социального найма жилья;

— не имеют регистрации в квартире;

— живут здесь не меньше года;

— создающие беспокойства и неудобства другим жильцам;

— уже имеют в собственности одну квартиру.

Стоит заметить, что если гражданин выписался из квартиры муниципалитета до момента приватизации, то он не сможет принять участие в данном деле. У него остается лишь право прописаться в другом месте, потом ему необходимо прожить там необходимое время и только потом попробовать приватизировать жилье.

Возможно, ли принять участие в приватизации еще раз

Согласно законодательству, а именно статье 11 ФЗ №1541 гражданин имеет права участвовать в приватизации жилья всего единожды за всю жизнь . Порядок приватизации квартиры не предполагает в последующем случае получить жилье безвозмездно. Те, кто все же захочет это сделать должен будет выкупить его у государства.

Так все же можно ли еще раз воспользоваться бесплатным правом на приватизацию? Повторно принять участие в приватизации возможно лишь тем, кто на момент предыдущего раза был в возрасте от 0 до 18, т.е. те дети смогут еще раз участвовать в данной процедуре после того как станут совершеннолетними (после 18 лет ). И в этот раз не надо привлекать ни опеку, ни родителей.

Второй раз подразумевает признание предыдущей приватизации недействительной . Сделать это возможно только через суд, предоставив весомые доказательства. Все будет зависеть от решения суда, если он признает сей факт, тогда сделка будет аннулирована, если нет, то больше ни о какой бесплатной приватизации речь быть не может. В случае аннулирования жилье возвращается муниципалитету, после чего все участники смогут воспользоваться юридическими услугами по приватизаци и и заново вернуть свое право на бесплатную приватизацию квартиры.

Что можно делать с жильем после приватизации

После того как недвижимое имущество становится собственностью гражданина он вправе распоряжаться им на свое усмотрение:

Выполнять дальнейшие распоряжения по поводу жилья. После того как имущество становится собственностью гражданина он может его продать, сдать в аренду, заложить, завещать или подарить, чего он не мог сделать пока квартира принадлежала муниципалитету.

Делать перепланировку . Став владельцем объекта недвижимости гражданин сможет сделать там перепланировку, т.е. произвести ремонтные работы, объединить некоторые комнаты, разъединить ванную и туалет, если в этом есть необходимость. Однако первоначально ему следует посетить БТИ, где он согласует планируемые изменения.

Прописывать или выписывать жильцов . После получения свидетельства о праве собственности хозяин квартиры может сам решать, кого прописать, а кого наоборот выписать со своей жилплощади. Раньше пока квартира была собственностью муниципалитета для того чтобы это сделать необходимо было для начала получить разрешение от администрации.

Оставлять имущество в залог . Для получения крупной суммы в банке необходимы поручители либо залог в виде недвижимого имущества. Банк охотней пойдет на встречу, если в качестве залога будет выступать доля квартиры. Самое главное, чтобы сумма залога превышала ссуду хотя бы на пять процентов согласно пункту 1 статьи 54.1 ФЗ. Благодаря ему можно получить ипотеку на квартиру в новостройке.

Помимо прав на собственность у владельца квартиры появляются еще и обязанности. В данном случае это оплата коммунальных услуг, взносы на капитальный ремонт, налог на имуществе и т.д. У него появляются те платежи, которых у него не было, пока квартира была оформлена по договору найма. Но все равно приватизированное жилье – это очень выгодное вложение, которое дает много новых возможностей с недвижимостью.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector