Lazurnensky.ru

Обзорный аналитик
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Экологический налог может закрепиться главой в НК РФ

Налоговый кодекс опять поправился (1 часть)

Представляем Вашему вниманию масштабные законодательные инициативы, которые предполагают неналоговые платежи закрепить в виде отдельных глав в Налоговом кодексе РФ.

Рассматриваемый нами законопроект имеет благие цели – установить единообразие применения неналоговых платежей и их эффективного администрирования. При этом законотворцы ссылаются на международный опыт в соответствующих сферах деятельности. В ряде стран платежи за загрязнение окружающей среды взимаются в виде налогового платежа.

Проанализируем новые планируемые главы. По замыслу Минфина РФ «обросший» пятью новыми главами Налоговый кодекс РФ будет действовать в 2021 году (ранее был запланирован срок – 2020 год).

Раздел про федеральные налоги пополнят четырьмя главами:

глава 25.5 -«Экологический налог»;

глава 25.6- «Утилизационный сбор»;

глава 25.7 — «Сбор за пользование автомобильными дорогами федерального значения»;

глава 25.8 — «Налог на операторов сети связи общего пользования».

Раздел о местных налогах пополнят главой 33.1 — «Гостиничный сбор».

Кто налогоплательщик

Новый экологический налог, который планируется ввести с 1 января 2020 года, коснется всех организаций, ИП и физлиц, которые своей деятельностью негативно воздействуют на окружающую среду.

Если говорить об отходах (за исключением твердых коммунальных отходов), то налогоплательщики — организации и физлица, в результате деятельности которых возникают отходы.

Что касаться твердых коммунальных отходов, то налогоплательщики — региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с такими отходами.

Проект федерального закона четко определяет те организации и физлица, которые не являются налогоплательщиками:

  • ведут деятельность исключительно на объектах IV категории. В этом случае у них на руках должно быть свидетельство о постановке на учет, подтверждающее данную категорию.
  • осуществляют деятельность, в результате которой образуются только твердые коммунальные отходы.

Постановка на учет в качестве налогоплательщика экологического налога по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, происходит в течение 30 дней с момента постановки на госучет.

Что облагается

Экологический налог, по сути, заменяет действующие платежи за сбросы, выбросы загрязняющих веществ, захоронение отходов и другие виды вредного воздействия на окружающую среду.

Объектом налогообложения признаются виды воздействия на окружающую среду, такие как выброс в атмосферный воздух веществ от стационарных источников, сброс веществ в водные объекты и образование отходов производства и потребления.

Налоговой базой признается масса выбросов и сбросов веществ в атмосферный воздух и водные объекты от стационарных источников загрязнения, масса образованных отходов производства и потребления.

С чего рассчитывается база для начисления экологического налога?

На каждом субъекте хозяйственной деятельности ведется подсчет объемов выбросов, которые загрязняют окружающую среду, а также образуемых и размещенных отходов. Данные заносятся в соответствующие журналы строгой отчетности. Именно эти объемы загрязняющих отходов и станут базой, с которой будут рассчитываться и удерживаться фискальные платежи.

При этом из объема образуемых отходов будет вычитаться та масса, которая отправлена на переработку и утилизацию. Это дает возможность субъектам хозяйственной деятельности снижать налогооблагаемую базу за счет оперативной утилизации вредных отходов и выбросов.

Кроме того, следует учитывать, что ставки экологического налога существенно выросли, если сравнивать их с экологическим сбором. Например, для диоксинов они составляют 13,4 млрд р. на 1 тонну.

Уже в 2021 году ставки для экологического налогообложения будут регулярно корректироваться. Их будут умножать на коэффициент, который учитывает изменение потребительской стоимости товаров в стране.

Также применяется и коэффициент 2 при расчете суммы фискального сбора, если деятельность предприятия осуществляется на охраняемой законом территории. Изменяется коэффициент и в случае принятия предприятия мер по снижению загрязнений окружающей среды. По мнению Законодателя, это будет стимулировать ускорение внедрения очистных технологий.

Экологический налог может закрепиться главой в НК РФ

НК РФ может пополниться новой главой, посвященной экологическому налогу. Об этом сообщил в своем письме заместитель министра финансов Илья Трунин президенту ЦРС Павлу Кадочникову. С документом была ознакомлена газета «Известия». Этот налог, возможно, придет на замену экологическому сбору. Как говорит Минфин, размер налогового бремени на предпринимательство и других граждан не увеличится. Но потенциальные плательщики этого налога — предприниматели — считают, что данный вопрос необходимо продумать досконально.

В настоящее время экологический сбор — это неналоговый платеж, находится в ведении Росприроднадзора. Для систематизации таких сборов и было решено включить платеж в Налоговый кодекс, как сообщил Минфин.

Сумму рассчитывают по специальной формуле. Масса продукции, подлежащей утилизации, умножается на ставку и норматив утилизации. Каждая категория товаров имеет свои ставки и норматив. Они закреплены постановлением правительства. Часть категорий могут иметь нулевой норматив, и в результате производитель ничего платить не будет.

К сведению! Экологический сбор — сбор за утилизацию некоторых категорий продукции. Его платят те предприниматели и компании, которые производят или импортируют продукцию, но не утилизируют ее самостоятельно.

Деятельность Министерства финансов по систематизации платежей неналогового типа ведется с начала прошлого года. Платежи налогового типа было решено внести в НК РФ. По поводу неналоговых вопрос еще решается. Может быть, это будет отдельный закон, где будут прописаны индексации, требования и т.д.

Читать еще:  Как выполняется округление данных в форме 1-Т «Отчет по труду»?

Вопрос о трансформации экологического сбора в налог будет еще обсуждаться, заявил А. Калинин, глава бизнес-объединения «Опора России». Также он предположил, что эти изменения повлекут за собой более жесткое регулирование данных платежей.

Глава другого союза предпринимателей — А. Шохин — тоже предположил в интервью «Известиям», что если данные сбор занесут в Налоговый кодекс, то в дальнейшем за неуплату может наступить уголовная ответственность. Кроме того, Шохин отметил, что предпринимателям будет лучше, если сборы будет регулировать какой-нибудь закон, а не Налоговый кодекс.

Как сообщили пресс-службы Минэкономразвития и Минприроды, обсуждаемый законопроект даже еще не поступил к ним на согласование.

На сегодняшний день различные ведомства имеют право самостоятельно вводить новые сборы и индексировать их. В будущем, если часть сборов будет внесена в НК РФ, менять положения, связанные с платежами, можно будет только посредством внесения поправок в законодательные акты. Однако включение части налоговых платежей в НК РФ сделает предпринимателей ответственнее, поскольку наказание за неуплату будет гораздо строже.

Но ведь в некоторых регионах не нужно платить отдельные виды налогов. Это законно?

Это законно. В некоторых регионах отдельные виды налогов не платят. Но это не отмена налога, а прекращение взимания. То есть в каком-то регионе его разрешают не платить.

Отменить налог может только налоговый кодекс. Налоги, перечисленные в статьях 13, 14 и 15 НК , действуют и их надо платить, пока их из этих статей не исключат.

Но налоговый кодекс может прекратить взимание налога или дать регионам полномочия решать, будут ли там платить единый налог на вмененный доход и можно ли работать на патенте. Так, например, обстоит дело с налогом на имущество физических лиц и организаций, транспортным и земельным налогом. Регионы и муниципальные образования сами решают, как с ними быть, и могут устанавливать ставки. Но это право им предоставил налоговый кодекс.

Какая ответственность ожидает нарушителей

Если плательщик экосбора не отчитается в срок, либо представит недостоверные сведения, его могут привлечь к административной ответственности на основании статьи 8.5 КоАП РФ. Данная норма подразумевает штраф за сокрытие или искажение экологической информации: для должностных лиц и предпринимателей — от 3 до 6 тысяч рублей, для юридических лиц — от 20 до 80 тысяч рублей.

Кроме того, существует и другая, более общая, норма — статья 19.7 КоАП РФ. Она подразумевает санкцию за непредставление или несвоевременное представление сведений государственным контролирующим органам, а также за искажение таких сведений. Это может быть предупреждение, либо штраф в размере от 300 до 500 рублей для должностных лиц и ИП, и в размере от 3 до 5 тысяч рублей для организаций. Неуплата или неполная уплата экологического сбора приведет к следующим последствиям. Сначала Росприроднадзор выставит требование о погашении задолженности. А по истечении 30 календарных дней сумма сбора будет взыскана в судебном порядке (п. 25 правил взимания экосбора). Штраф за неуплату экологического сбора в настоящее время не установлен.

Разновидности эконалогов

Расчет экологических налогов осуществляется с учетом их разновидностей. Классифицируются сборы по использованию природных объектов. Так, к категории экологических налогов относятся:

  • транспортный налог (использование транспортных средств наносит вред окружающей среде);
  • налог на полезные ископаемые (оплачивается при добыче исчерпаемых природных ресурсов);
  • водный налог (уплачивается структурами, осуществляющими водозабор, использующими природные водоемы);
  • сбор за использование объектов животного мира (компенсирует урон природе, нанесенный охотой, ловлей ценных пород рыбы, ракообразных и т.п.).

Также к числу экологических может быть отнесен земельный налог. Он предусматривает компенсацию за нанесение вреда поверхностным почвам при размещении на объектах различных построек. Сумма налога определяется НК РФ.

Налоговые ставки

Ставки налогов регламентированы действующим налоговым кодексом. Так, по экологическому налогу за использование объектов животного мира они рассчитываются за одно животное или тонну биоресурса. Платежи по налогу делятся на разовые и периодические.

Водный налог предусматривает широкий диапазон ставок. Расчетной единицей является 1000 кубометров воды. Налог на добычу ископаемых рассчитывается за тонну. Транспортный налог рассчитывается с учетом количества лошадиных сил для единицы техники. Земельный налог определяется по категории земель. Он включает два предела ставок.

Экологические сборы, не являющиеся налогами (в частности, на размещение отходов, организацию сброса отравляющих веществ и т.п.), рассчитываются иначе. Как правило, ставка при этом не используется. Актуальными являются нормативные значения воздействия. Таковые устанавливаются Правительством РФ. С учетом территории и вида воздействия применяются корректирующие коэффициенты.

Экологические налоги подлежат обязательной уплате, как и другие федеральные и региональные сборы (на прибыль организации, НДС и т.п.). Задолженность традиционно влечет за собой штрафные санкции. Их виды и финансовые эквиваленты могут быть разными.

Уплата эконалогов

Уплачивать налоги и экологический сбор должны юридические лица, использующие соответствующие ресурсы и получающие прибыль от определенных видов деятельности. Следует отметить, что обязанность уплаты экологического сбора (за утилизацию утративших потребительские свойства товаров) возлагается на производителей и импортеров. Свои нюансы имеет уплата экологических налогов на арендованных территориях. Обязательства плательщика закрепляется в договоре аренды. Грамотно составленный документ исключает риск возникновения споров на предмет того, кому рассчитываться по обязательствам – арендодателю или арендатору.

Читать еще:  Срок предоставления документов для валютного контроля в 2021 году

Порядок исчисления и уплаты налогов регламентирован НК РФ. Им же предусмотрен в ряде случаев возврат налога. Какие плательщики могут на это рассчитывать?

Получить консультацию на предмет оптимизации экологических налогов и сборов вы можете в компании «Консалтинг Премиум».

Многочисленные поправки в НК РФ

1. Общепит с 2022 г. будет освобожден от уплаты НДС и получит льготу по страховым взносам

Речь об анонсированном Президентом РФ в ходе пленарного заседания ПМЭФ пилотном проекте, запуск которого предопределен тем, что «сейчас компании, которые работают на упрощённом режиме налогообложения, обязаны перейти на общий налоговый режим, если преодолевают планку по количеству персонала, по объёму выручки. Конечно, это означает дополнительную фискальную нагрузку на бизнес, и часто этот фактор сдерживает рост бизнеса, вынуждает идти на разного рода ухищрения вроде искусственного дробления компаний» [2].

В этой связи п. 3 ст. 149 НК РФ будет дополнен подп. 38, устанавливающим освобождение от НДС операций оказания услуг общественного питания через объекты общественного питания (рестораны, кафе, бары и др.) и вне таковых по выбранному заказчиком месту (выездное обслуживание).

Под освобождение не будет подпадать реализация продукции общественного питания:

  • отделами кулинарии организаций и ИП розничной торговли;
  • организациями и ИП, которые осуществляют заготовочную и иную аналогичную деятельность, организациям и ИП, оказывающим услуги общественного питания, подпадающие под освобождение, либо занимающимся розничной торговлей.

Для применения освобождения от НДС необходимо соблюсти общие условия (определяются по данным календарного года, предшествующего году применения освобождения)[3] :

  • доход не более 2 млрд руб.,
  • удельный вес доходов от реализации услуг общественного питания в общей сумме доходов не менее 70%,
  • среднемесячный размер выплат в пользу физических лиц не ниже среднемесячной заработной платы по субъекту РФ (по классу 56 «Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков» раздела I «Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания» ОКВЭД).

Если организация или ИП созданы (зарегистрированы) в течение года, то они будут вправе применять освобождение:

  • с налогового периода создания (регистрации) – без ограничений по доходам и размеру среднемесячных выплат физическим лицам (если создание (регистрация) произойдут в 2022-2023 гг.);
  • с налогового периода, следующего за периодом создания (регистрации) при соблюдении условия о размере среднемесячных выплат физическим лицам (при регистрации в 2024 г. и позднее).

Занятые в сфере общепита организации и ИП (с основным видом деятельности по ОКВЭД из класса 56 «Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков» раздела I «Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания») со среднесписочной численностью до 1 500 человек [4] получат льготу по страховым взносам – тариф составит 15% (10% на ОПС и 5% на ОМС).

2. Расширение перечня оснований возникновения статуса налогового агента по НДС

Поправки призваны облегчить условия ведения бизнеса в России иностранным организациям, состоящим на учете только в связи с наличием счета в российском банке, имущества [6] или обособленного подразделения, которое не участвует в реализации товаров (работ, услуг) [7]. Если же реализация будет происходить при участии расположенного на территории России обособленного подразделения иностранной организации, то у последнего возникнет обязанность уплатить НДС в бюджет самостоятельно.

3. Восстановление и вычет НДС при передаче имущества в доверительное управление

Установленный п. 3 ст. 170 НК РФ перечень случаев, когда налогоплательщик обязан восстановить ранее принятый к вычету НДС, исчерпывающий и расширительному толкованию не подлежит [8].
Передача имущества в доверительное управление в числе таких случаев в настоящее время не указана. Несмотря на это, ФНС и Минфин России полагают, что передающий в доверительное управление имущество налогоплательщик обязан восстановить ранее принятый к вычету НДС [9]. Основания для столь расширительного толкования нормы без анализируемых поправок представляются спорными.

4. Изменения по налогу на прибыль организаций

Минфин России в последних разъяснениях указывал, что положения п. 2 ст. 257 НК РФ распространяются и на модернизацию (реконструкцию и пр.) полностью самортизированных основных средств [10]. Теперь данное положение закреплено нормативно.
  • если в результате реконструкции, модернизации или технического перевооружения объекта основных средств срок полезного использования не увеличился, налогоплательщик должен будет применять норму амортизации, определенную исходя из срока полезного использования, первоначально установленного для этого объекта основных средств (новая редакция абз. 3 п. 1 ст. 258 НК РФ).

4.2. Расширяется перечень расходов на НИОКР (п. 2 ст. 262 НК РФ): к таковым будут отнесены затраты на приобретение исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, программы для ЭВМ и базы данных, топологии интегральных микросхем, прав использования указанных результатов интеллектуальной деятельности по лицензионному договору.

Читать еще:  Фиксированные взносы с доходов ИП в 2021 году

Главное условие – чтобы приобретенные права использовались исключительно в научных исследованиях и (или) опытно-конструкторских разработках.

4.3. Налогоплательщики, обладающие исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, зарегистрированные в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности, при предоставлении по лицензионному договору прав их использования третьим лицам смогут претендовать на пониженную ставку по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет субъекта РФ, в отношении прибыли, полученной от указанной деятельности (п. 1.8-3 ст. 284 НК РФ).

Виды результатов интеллектуальной деятельности, прибыль от предоставления прав использования которых может облагаться по пониженной налоговой ставке, размер ставки, дополнительные условия ее применения будут определяться законом субъекта РФ.

Поправка внесена на стадии второго чтения, поэтому в пояснительной записке отсутствует обоснование целей, которые законодатель преследует, вводя данную льготу. Основные параметры льготы устанавливаются на уровне субъектов РФ, поэтому на данном этапе неизвестно, какую именно деятельность будут стимулировать региональные власти.

5. Изменения в части имущественных налогов

Транспортный налог
5.1. Получает разрешение на нормативном уровне давняя проблема, когда у налогоплательщика по каким-то причинам транспортное средство принудительно изъято (например, на основании постановления пристава), а налоговый орган продолжает исчислять транспортный налог.

Исчисление налога в таких ситуациях будет прекращается с 1-го числа месяца, в котором транспортное средство принудительно изъято. Налогоплательщику для этого необходимо представить в любой налоговый орган заявление о прекращении исчисления налога и приложить к нему подтверждающие изъятие документы (при их отсутствии налоговый орган будет запрашивать документы у компетентных органов самостоятельно).

5.2. Исключается возможность вручения сообщения об исчисленном налоге руководителю организации (представителю) лично под расписку (п. 5 ст. 363 НК РФ).

У налогоплательщика-организации появится возможность самостоятельно получить сообщение об исчисленной сумме налога в любом налоговом органе на основании соответствующего заявления, форма, формат и порядок представления которого будут утверждены ФНС России.

Новшество заслуживает внимания и, возможно, кому-то упростит порядок получения сообщения об исчисленном налоге. Но, представляется, что в подавляющем большинстве случаев налогоплательщики будут взаимодействовать с налоговым органом, который исчисляет налог и составляет соответствующее сообщение.

Налог на имущество организаций
5.3. В отношении прекративших существование в связи с гибелью или уничтожением объектов исчисление налога будет прекращаться с 1-го числа месяца гибели или уничтожения на основании заявления, которое можно представить в любой налоговый орган. Процедура рассмотрения заявления будет аналогична закрепленной в п. 3.1 ст. 362 НК РФ применительно к объектам налогообложения по транспортному налогу.

5.4. Налогоплательщики – российские организации освобождаются от обязанности включать в декларацию сведения об объектах, по которым налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Если у налогоплательщика имеются только такие объекты, то декларацию можно будет не подавать.

Сообщение об исчисленных суммах налога будут направляться в порядке и сроки, аналогичные установленным в п. 4-7 ст. 363 НК РФ применительно к транспортному налогу.

Законодатель снижает административную нагрузку на организации – изменения являются логическим продолжением отмененной с 2021 г. обязанности представлять налоговые декларации по транспортному и земельному налогам.

О чем подумать, что сделать

Вносимые Федеральным законом от 02.07.2021 № 305-ФЗ поправки затрагивают различные аспекты хозяйственной деятельности налогоплательщиков. Рекомендуем компаниям провести оценку их влияния на текущие процессы.

Отрасли

  • Авиация и аэропорты
  • Автомобильная промышленность
  • Банки и финансовые институты
  • Государственный сектор
  • Грузоперевозки и логистика
  • Добыча и природные ресурсы
  • ЖКХ
  • Интернет и информация
  • Инфраструктура
  • Машиностроение
  • Медицина и фармацевтика
  • Металлургия
  • Некоммерческие организации
  • Пищевая промышленность
  • Розничная торговля
  • Сельское хозяйство
  • Спорт
  • Страхование
  • Телекоммуникации, медиа и технологии
  • Транспорт
  • Туризм, гостиничный бизнес и индустрия развлечений
  • Частные и венчурные инвестиции
  • Экология и обращение с отходами
  • Энергетика и атомная промышленность

Расчет современного транспортного налога

Собираемый с автолюбителей налог находится в ведении муниципальной власти. В общероссийском масштабе размер транспортного сбора вычисляют по следующему принципу:

  • 2,5 рубля за лошадиную силу – при мощности мотора, не превышающей 100 л.с.;
  • 3,5 рубля – с двигателей до 150 л.с.;
  • 5 рублей – за машины до 200 л.с.;
  • 7,5 рублей – за транспорт до 250 л.с.;
  • 15 рублей стоят оставшиеся автомобили.

Указанные значения меняются по постановлениям власти в регионе. Благодаря этому в зависимости от места регистрации транспорта размер налога на равнозначные машины отличается в 3 раза. Если местных установок нет, применяются обозначенные в списке федеральные расценки.

За физических лиц налог рассчитывает ФНС и отправляет им соответствующие уведомления. Происходит это раз в год. Часть граждан подсчитывают сбор самостоятельно, воспользовавшись специальным калькулятором на сайте Налоговой службы.

Нет сомнений – введение экологического налога ударит по автолюбителям. Их вынуждают покупать новые машины, стоящие намного дороже подержанных. Остается только копить деньги или платить долгосрочный кредит государству в виде повышенного сбора за личный автомобиль.

Чем заменить транспортный налог

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector