Lazurnensky.ru

Обзорный аналитик
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Переход на налоговый мониторинг: требования и рекомендации от ФНС

Чем выгодно добровольно раскрывать свои карты налоговикам:

  • компании, которой нечего скрывать, больше доверяют государственные органы и партнёры;
  • в период действия налогового мониторинга не будут проводиться камеральные и выездные проверки. Есть исключения — проверки могут проводить при возмещении НДС или акциза, уменьшении суммы налога к уплате или увеличении убытка по сравнению с предыдущей декларацией, досрочном прекращении мониторинга, предоставлении декларации позже 1 июля года, следующего за контролируемым годом;
  • в процессе мониторинга организация может сразу узнать о найденных ошибках и противоречиях и урегулировать эти вопросы без штрафов;
  • если есть сомнения в правильности начисления или уплаты налогов, можно проконсультироваться с инспекторами и получить их мотивированное мнение. Причём если компания сделает что-то на основе мотивированного мнения и это приведёт к нарушениям, оштрафовать её за это уже не смогут, если мотивированное мнение составлялось не на основании искажённых данных.

Если организация, участвующая в мониторинге не представит в срок декларации, ответственность будет та же, что и для всех остальных.

К недостаткам можно отнести постоянный налоговый контроль со стороны ИФНС, риск утечки конфиденциальной информации и большие требования к системе внутреннего контроля в организации.

Налоговый мониторинг

1 января 2015 года вступили в силу изменения в Налоговом кодексе РФ, в соответствии с которыми был введен институт налогового мониторинга.

Налоговый мониторинг — это новая форма контроля за корректностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов и сборов, которая имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционными формами контроля:

  • освобождение от камеральных и выездных налоговых проверок (за исключением отдельных случаев, предусмотренных законодательством о налогах и сборах) и, соответственно, затрат, связанных с их администрированием;
  • сокращение срока проведения налоговой проверки до года и 9 месяцев при глубине налоговой проверки в один календарный год;
  • снижение объема контрольных мероприятий и количества проверяемых первичных документов;
  • возможность получения мотивированных мнений по сложным вопросам;
  • информационный обмен с налоговым органом в режиме реального времени;
  • признание компании добросовестным и надежным налогоплательщиком;
  • добровольное участие.

Нормативные правовые акты:

  • Налоговый кодекс Российской Федерации (раздел V.2 «Налоговый контроль в форме налогового мониторинга»).
  • Приказ ФНС России от 21 апреля 2017 года № ММВ-7-15/323@ «Об утверждении форм документов, используемых при проведении налогового мониторинга, и требований к ним».
  • Приказ ФНС России от 16 июня 2017 года № ММВ-7-15/509@ «Об утверждении Требований к организации системы внутреннего контроля».

Условия вступления в режим налогового мониторинга:

1. Соблюдение формальных критериев:

  • налоги (НДС, акцизы, налог на прибыль, НДПИ) ≥ 300 млн руб.;
  • доходы ≥ 3 млрд руб.;
  • совокупная стоимость активов ≥ 3 млрд руб.

2. Подача в налоговый орган следующих документов до 1 июля:

  • регламент информационного взаимодействия;
  • информация об организациях и физических лицах, которые прямо и/или косвенно участвуют в организации, представляющей заявление о проведении налогового мониторинга, и доля такого участия составляет более 25%;
  • учетная политика для целей налогообложения организации, действующая в календарном году, в котором представлено заявление о проведении налогового мониторинга;
  • внутренние документы, регламентирующие систему внутреннего контроля организации, в частности:
    • реестр рисков организации, идентифицируемые в целях осуществления налогового мониторинга;
    • реестр контрольных процедур организации, осуществляемые в целях осуществления налогового мониторинга;
    • отчет об анализе контрольных процедур организации, осуществляемых в целях осуществления налогового мониторинга;
    • матрица рисков и контрольных процедур организации;
    • результаты выполнения контрольных процедур организации, осуществляемых в целях осуществления налогового мониторинга;
    • оценка уровня организации системы внутреннего контроля организации;
    • мероприятия по совершенствованию системы внутреннего контроля организации.
  • иные документы, необходимые для вступления в налоговый мониторинг.

Наши услуги

  • Диагностика текущего состояния организации на соответствие требованиям по участию в налоговом мониторинге, в том числе в части:
    • экономической и практической целесообразности;
    • выявления открытых налоговых позиций и налоговых рисков;
    • оценки бизнес-процессов;
    • оценки зрелости системы внутреннего контроля;
    • анализа и оценки информационной среды.
  • Подготовка рекомендаций по соблюдению всех условий вступления в налоговый мониторинг, в том числе:
    • формулирование рекомендаций по совершенствованию системы внутреннего контроля (порядок выявления, оценки и документирование рисков в рамках бизнес-процессов, выявление и документирование контрольных процедур, оценка полноты использования автоматического функционала ERP-систем и т. д.);
    • разработка поэтапного плана вступления в налоговый мониторинг, в том числе разработка шагов по автоматизации обмена информацией в целях осуществления налогового мониторинга.
  • Построение/доработка бизнес-процессов, методологии и ИТ-платформы для достижения целевого уровня зрелости системы внутреннего контроля, а также эффективного обмена информацией с налоговым органом.
  • Подготовка и/или сопровождение при подготовке полного пакета документов для вступления в налоговый мониторинг.
  • Разработка или методологическая поддержка при разработке функционально-технических требований, включая:
    • требования для выбранной компанией ИТ-платформы в целях информационного взаимодействия с налоговым органом;
    • требования к степени раскрытия информации для выбранной компанией ИТ-платформы (в части строк декларации/регистра и т. д.);
    • требования по автоматизации системы внутреннего контроля.
  • Налоговый скрининг контрагентов

Налоговый скрининг контрагентов

Экспертный опыт «Делойта»

Мы обладаем уникальным опытом выполнения проектов по подготовке и сопровождению участия крупнейших компаний в режиме налогового мониторинга, а также опытом реализации долгосрочных проектов внедрения системы внутреннего контроля, в частности:

  • мы имеем опыт реализации проектов для крупнейших российских компаний горно-металлургической, нефтегазовой, нефтехимической и атомной отраслей промышленности, телекоммуникационного, FMCG- и IT-секторов;
  • мы успешно реализуем структурно сложные проекты длительного цикла в области внедрения и актуализации работы службы внутреннего контроля и процессного управления, требующие вовлечения большого количества бизнес-владельцев, имеющих различные цели.

Мы обладаем многолетним опытом реализации проектов разработки и совершенствования методологии налогового учета и проектов анализа налоговых рисков, что позволяет нам осуществлять комплексную экспертизу на этапах планирования, внедрения и реализации налогового мониторинга, в частности:

  • мы анализируем работу налоговой службы компании;
  • мы проводим унификацию методологии налогового учета для групп компаний;
  • мы разрабатываем и дорабатываем методологию налогового учета при внедрении новых ERP-систем и технологических решений (например, системы электронного документооборота);
  • мы занимаемся выявлением налоговых рисков, способных повлиять на успешное прохождение налогового мониторинга, и даем рекомендации по их снижению.

Наша команда состоит из опытных специалистов в области налогового мониторинга, налогообложения и права, а также экспертов в области управления рисками.

Опыт работы налоговых специалистов включает работу в ФНС России. Навыки экспертов «Делойта» подтверждаются международными сертификатами, в том числе ACCA, членством в налоговых комитетах крупных бизнес-ассоциаций и т. д.

Критерии для перехода на налоговый мониторинг

Действующая редакция п. 3 ст. 105.26 НК РФ устанавливает суммовые критерии организаций, которые имеют право обратиться с заявлением о проведении налогового мониторинга. С 1 июля 2021 года критерии будут скорректированы в сторону уменьшения.

Значение показателя до 1 июля 2021 года

Изменения с 1 июля 2021 года

совокупная сумма налогов (НДС, акцизов, налога на прибыль организаций и НДПИ), подлежащих уплате в бюджетную систему РФ за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, без учета налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза

не менее 300 млн рублей

не менее 100 млн рублей

· в сумме будет учитываться также налог на доходы физических лиц

· исключаются налоги, подлежащие к уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу не только Таможенного союза, но и всего ЕАЭС

суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга

Читать еще:  Срок давности по ндс для юридических лиц 2021 год

не менее 3 млрд рублей

не менее 1 млрд рублей

совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга

не менее 3 млрд рублей

не менее 1 млрд рублей

Таким образом, применять налоговый мониторинг могут только крупные налогоплательщики. Однако, согласно Концепции развития налогового мониторинга, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 21.02.2020 года №381-р, перечень потенциальных участников налогового мониторинга планируют расширять до 3879 организаций к 2022 году и до 7827 – к 2024 году. Кроме того, Распоряжением установлен и минимальный процент налогоплательщиков, в отношении которых проводится налоговый мониторинг – не менее 20% в год.

NFP оказывает услуги по подготовке компаний к проведению налогового мониторинга в разрезе следующих направлений как по отдельности, так и в рамках единого проекта:

Налоговый учёт

Рис.1 Основные типы данных, представляемых в налоговые органы в целях налогового мониторинга

В рамках данного блока мы:

  • выполним анализ локальной нормативной документации, в частности, учётной политики в области налогообложения и сформулируем конкретные рекомендации по её совершенствованию;
  • разработаем альбом типовых хозяйственных операций;
  • подготовим требования к составу и взаимосвязи данных регистров бухгалтерского и налогового учета и проверим их выполнение;
  • опишем правила заполнения показателей налоговой отчетности и способы их раскрытия до уровня регистров;
  • создадим регламент взаимодействия подразделений компании при отражении хозяйственных операций в налоговом учёте и подготовке налоговых деклараций.

NFP выполняет проекты по автоматизации налогового и бухгалтерского учета на базе продуктов «1С:Управление Холдингом» , «1С:ERP» , «1С:Бухгалтерия КОРП МСФО» .

Взаимодействие с налоговым органом

Чтобы общаться с ФНС по-новому, разрешены три способа организации удалённого доступа налогового инспектора к данным компании:

  1. подключение непосредственно к учётной системе компании;
  2. подготовка витрины упорядоченных данных;
  3. обмен электронными документами и запросами по каналам связи ТКС.

В рамках работ по автоматизации выбранного способа взаимодействия мы поможем настроить рабочее место налогового органа со следующим функционалом:

  • расшифровка строк налоговых деклараций до записей специализированных регистров и расчётных форм;
  • настройка прозрачного механизма сверки расшифрованных данных первичных документов с итоговыми суммами;
  • подготовка запросов и получение разъяснений по алгоритмам формирования налоговых показателей в согласованных форматах;
  • выгрузка образов первичных документов из используемой в компании системы электронного документооборота;
  • внедрение контрольных процедур в шаги процессов расчёта налоговых баз, заполнения форм отчётности и раскрытий информации;
  • отправка отчётности по каналам оператора ЭДО;
  • построение прочих произвольных аналитических отчётов.

Наша компания автоматизирует процессы взаимодействия сотрудников компании с налоговыми органами на базе продуктов «1С:Налоговый мониторинг», «1С:Управление Холдингом» и «1С:Управление Холдингом. ERP», а также разрабатывает BI-решения , приспособленные для нужд конкретных проектов.

Хотите получить профессиональный взгляд на реализацию требований ФНС в решениях 1С? Запросите у нас демонстрацию функционала «1С:Налоговый мониторинг»

Внутренний налоговый контроль

Для крупных компаний или холдинговых объединений с большими оборотами, реализацией и получаемой прибылью постановка системы внутреннего налогового контроля зачастую требует больших затрат.

  • анализ организационных и методических принципов построения налогового учёта;
  • анализ выполняемых в компании процессов идентификации и управления налоговыми рисками;
  • оценку системности ведения бухгалтерского и налогового учёта и качества представляемых в налоговых декларациях данных;
  • формализацию и регламентацию контрольных процедур по каждому виду налога, сбора и обязательного платежа, являющемуся предметом налогового мониторинга;
  • разработку пакета проверочных таблиц и аналитических отчётов для внутренних налоговых аудиторов.

Предпроектное обследование

Для оценки уровня готовности компании к вступлению в программу налогового мониторинга и уточнения возможных сроков по доведению учётных и контрольных систем компании до такого состояния NFP рекомендует Вашей компании провести предпроектное обследование.

Анализ текущего состояния компании в среднем занимает 2 недели.

Предпроектное аналитическое обследование нацелено на то, чтобы:

  • выявить наиболее серьёзные «болевые точки» компании;
  • сформулировать бизнес-требования компании к автоматизированной системе налогового мониторинга (удалённому рабочему месту налогового инспектора);
  • собрать объём информации, достаточный для разработки дорожной карты и оценки стоимости работ основного проекта с учётом особенностей функционирования конкретной компании.

Итоги обследования:

  • проведена серия встреч и тестирований уровня зрелости бухгалтерских, налоговых и контрольных служб компании;
  • рассчитан интегральный показатель уровня готовности компании к будущему основному проекту;
  • подготовлены рекомендации по выбору предпочтительного способа взаимодействия с налоговым органом и варианта его автоматизации;
  • разработаны дорожная карта и дана предварительная оценка бюджета основного проекта.

В результате обследования процесс оценки предстоящих работ по основному проекту становится более прозрачным и увеличивается уверенность принимающих решения лиц этой компании в отсутствии скрытых переплат из-за общепринятой на рынке консультационных услуг стандартизации оценочных процессов.

Конь первый уже в работе – налоговый мониторинг

Новая форма контроля и взаимодействия заменит традиционные проверки – у ФНС будет удалённый доступ к информационным системам налогоплательщика, его бухгалтерской и налоговой отчётности. Такое сотрудничество с проверяющим ведомством позволит предотвращать спорные ситуации ещё в момент планирования операций и сделок (ст. 105.26 НК РФ).

Согласно информации Федеральной налоговой службы, несколько десятков крупных компаний уже стали участниками налогового мониторинга. Среди них «Роснефть», «Газпромнефть», «Лукойл», «Аэрофлот», «Мегафон», МТС, Wildberries.

«Система классического налогового контроля при общении с крупнейшими налогоплательщиками не оправдывает себя, её нужно менять, – заявляет руководитель ФНС России Даниил Егоров. – Налоговый мониторинг – именно та модель, которую мы предлагаем».

По словам нового руководителя службы, работа в системе налогового мониторинга – это новый уровень контроля бизнеса. В том числе благодаря открытому диалогу и мероприятиям по предотвращению ошибок и спорных ситуаций.

Периоды и налоги, которые вошли в налоговый мониторинг:

  • один календарный год;
  • все налоги, сборы и страховые взносы.

Критерии отбора участников налогового мониторинга:

  • сумма начисленных налогов – более 300 млн руб.;
  • объём полученных доходов – от 3 млрд руб.;
  • стоимость активов – свыше 3 млрд рублей.

По запросу организации-участника проверяющий орган предоставляет мотивированное мнение, насколько правильно компания отразила сделку и её результат с точки зрения налогового законодательства. Такие рекомендации также формируются по инициативе ФНС, если нарушение обнаружено им самостоятельно. Если компания с позицией налоговой службы не согласна, проводится взаимосогласительная процедура, которая длится один месяц.

При этом налоговый мониторинг предусматривает работу с электронными документами.

Как устроен новый механизм контроля? Рассмотрим на простом примере.

Каждый день вы решаете задания по математике. В конце дня в 18.00 вы оставляете тетрадь на большом столе в гостиной. В 19.00 за него садится ваша мама и проверяет выполненное задание. Если есть замечания – она оставит примечания на полях или позовёт и обратит внимание на ошибки. Если возникли трудности с решением сложной задачи – вы можете обсудить её вместе. Но если вдруг вы не согласны с замечаниями – обосновываете свою позицию и приходите к общему мнению.

Преимущества этого способа взаимодействия с ФНС:

  • отсутствуют камеральные и выездные проверки (с определёнными исключениями);
  • период проведения проверки короче (один год вместо трёх лет);
  • участникам не начисляют штрафы и пени;
  • у компаний есть возможность получить мотивированное мнение по сложным вопросам.

Минфин заманивает российские компании в режим налогового мониторинга снижением порогов

  • Эта система предупреждения нарушений выгодна обеим сторонам
  • Налоговый мониторинг полезен, но стоит дорого

Налоговый мониторинг был введен для того, чтобы обеспечить прозрачность в информационном взаимодействии между налогоплательщиками и фискальными органами. Суть в том, что последние получают доступ к налоговому и бухгалтерскому учету компании, и происходит это в режиме реального времени.

Читать еще:  Как временно приостановить работу ИП и можно ли это сделать онлайн

Компании в обмен на такую открытость получают преимущество – отсутствие камеральных и выездных налоговых проверок. При этом за налоговым органом остается право контроля полноты и своевременности исчисления и внесения обязательных платежей.

Предполагается, что в будущем данная форма взаимодействия полностью заменит традиционные формы контроля. Однако первоначальные условия для участия в программе налогового мониторинга были завышены, и большинство компаний даже при желании не могли стать участниками. По этой причине Минфин предложил снизить требования к годовому обороту и активам потенциальных участников системы до 1 млрд руб., а сумму уплаченных ими налогов за год – до 100 млн руб. Соответствующий проект был размещен на сайте regulation.gov.ru.

Основной плюс процедуры в сокращении количества мероприятий налогового контроля и отсутствии проверок в отношении компании – участника. Кроме того, участник может обратиться в фискальный орган с запросом о предоставлении мотивированного мнения, если возникнут вопросы относительно правильности расчетов и уплаты налогов по совершенной или планируемой сделке. Таким образом, компания запрашивает помощь у налогового органа по соответствующему запросу. Если же компания окажется несогласна с мнением инспекции, она может запросить проведение взаимосогласительной процедуры.

К негативным моментам использования налогового мониторинга можно отнести то, что закон не определяет конкретные виды налогов и сборов, в отношении которых он применим. Если подразумеваются все виды, то необходимо отследить практику реализации мониторинга с учетом различных отчетных и налоговых периодов по разным налогам и сборам, а также с учетом процедуры возмещения НДС из бюджета. Также до сих пор не определен объем и периодичность раскрытия данных учета налоговым органам.

Более того, участие в программе – это не страховка от проведения проверок. Они возможны, например, если не выполнено мотивированное мнение или к возмещению из бюджета предъявлен налог, а его сумма к уплате уточнена. Данная проверка может оказаться более рискованной, потому что ФНС уже обладает полной информацией о деятельности организации – налогоплательщика, которая была предоставлена в рамках налогового мониторинга.

Эта система предупреждения нарушений выгодна обеим сторонам

Трансформация ведения бизнеса, расширение взаимодействия путем электронного документооборота способствует развитию инновационной формы налогового контроля – налогового мониторинга, отмечает Гульнара Ручкина, декан юридического факультета Финансового университета при Правительстве.

По мнению эксперта, такая форма взаимодействия выгодна обеим сторонам: для налоговых органов – это система предупреждения возможных нарушений, для налогоплательщиков – возможность оперативно согласовать с налоговым органом позицию по налогообложению планируемых и совершенных операций.

Плюс для последних заключается в предупреждении рисков совершения ошибок и допущения неточностей при исчислении налогов и сборов, а также в сокращении негативных последствий (штрафов и пени). К тому же налогоплательщикам не придется затрачивать ресурсы на прежний объем подготовки к предоставлению документов и переживать из-за утомительных камеральных и выездных проверок.

По мнению Гульнары Ручкиной, налоговый мониторинг в целом для налогоплательщиков является выгодной формой взаимодействия с налоговым органом, но существует реальный риск получения мотивировочных мнений без учета интересов налогоплательщика.

Налоговый мониторинг полезен, но стоит дорого

Екатерина Романова, партнер по налогообложению и международному праву юридической фирмы «Консулс», считает, что однозначно невозможно оценить – выгоден ли налоговый мониторинг.

Помимо отсутствия проверок компании к плюсам процедуры спикер отнесла возможность планирования налоговых платежей, ведь налоговые органы не могут после окончания налогового периода доначислить налог сверх уже уплаченной суммы в ходе проверки. Таким образом, процедура налогового мониторинга не позволяет налоговым органам самостоятельно списывать налоговую задолженность, а также штрафы и пени с налогоплательщика.

Так, риск выездной налоговой проверки со всеми вытекающими последствиями в виде штрафов, пени и недоимок сохраняется. У налогоплательщика останется только два варианта: либо соглашаться со всеми мотивированными мнениями налоговых органов, либо попасть под проверку.

К минусам Екатерина Романова также отнесла высокую стоимость подготовки ИТ-систем и бизнес-процессов для соответствия их требованиям налогового мониторинга: средние затраты при переходе на налоговый мониторинг начинаются от 3,5-6 млн руб., достигают сотен и более.

В отдаленной перспективе подключение организаций к налоговому мониторингу организаций может позволить полностью отказаться от отчетности, сдачи деклараций – налоги будут выставляться по факту проверок, считает Александра Обрывко, члена Ассоциации юристов России.

Налоговый мониторинг может положительно повлиять на деятельность крупных налогоплательщиков. Однако большинство организаций, скорее всего, будут дожидаться момента, когда появится сформированная судебная практика по спорным вопросам, возникающим в ходе применения налогового мониторинга, чтобы минимизировать риски использования новой формы налогового контроля.

Причины для отказа

В некоторых случаях после подачи заявления в инспекцию ФНС компания может получить отказ в проведении налогового мониторинга. Причинами для отказа могут служить:

  1. Представлен неполный пакет необходимых для заключения соглашения документов.
  2. Несоответствие показателей деятельности компании установленным требованиям в части полученных доходов, имеющихся в распоряжении активов или уплаченных в казну налогов.
  3. Несоответствие представленного регламента требованиям налоговой инспекции.

Не всегда у организации есть возможность предоставить документы и пояснения в установленный ИФНС срок. В таких ситуациях предприятие формирует уведомление и направляет его в инспекцию. Сделать это необходимо не позже дня, следующего за датой получения запроса.

В уведомлении указываются:

  1. Причины, по которым организация не может предоставить запрашиваемые сведения.
  2. Срок, в течение которого предприятие сможет их направить.

На основании извещения ИФНС или продлевает период, или выносит решение об отказе в продлении срока.

Необходимо сказать, что инспекция не вправе запрашивать сведения и документы, ранее представленные плательщиком в виде копий, заверенных надлежащим образом.

В 2021 году ФНС может обойти мораторий на законном основании

Государственной думой был принят Федеральный Закон N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Он одобрен Советом Федерации 24 июля 2020 года. Вступил в силу 1.07.2021 года.

Данный закон вводит новые формы внеплановых налоговых проверок, согласно которым налоговые инспекторы вправе проверять бизнес.

Контрольная закупка — создание ситуации для сделки — для оценки обязательных требований при продаже. Проводится без предварительного уведомления.

Мониторинговая сделка — сделка с последующим направлением товаров или услуг на экспертизу на соответствие их (приобретенных товаров или услуг) требуемому качеству. Также проводится без предварительного уведомления.

Выборочный контроль — отбор проб образцов продукции с целью определения соответствия продукции качеству. Проводится только по предварительному согласованию с прокуратурой (исключения — поручение Президента, требование прокурора, окончание сроков об устранении предварительно выявленного нарушения, наступление события из программы проверок и если есть сведения об угрозе охраняемым законом ценностям).

Инспекционный визит — осмотр предприятия без предварительного уведомления владельца (представителя бизнеса). Также проводится по согласованию с прокуратурой (исключения — те же, что и в пункте про выборочный контроль).

Рейдовый осмотр — мероприятие по оценке соблюдения обязательных требований по использованию (эксплуатации) объектов контроля, которыми владеют несколько лиц, осуществления деятельности или совершения действий контролируемых лиц на определенной территории.

Документарная проверка — проверка документов контролируемых лиц, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документов, используемых при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований контрольного органа.

Выездная проверка — мероприятие по проверке соблюдения обязательных требований и оценке качества выполнения этих требований.

Читать еще:  С 2021 года изменится форма уведомления о контролируемых сделках

Наблюдение за соблюдением обязательных требований — анализ данных об объектах контроля, имеющихся у контрольного (надзорного) органа, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах.

Выездное обследование — визуальная оценка соблюдения контролируемым лицом обязательных требований. Проводится без информирования о процедуре.

Также вводятся так называемые “профилактические мероприятия”:

информирование — размещение соответствующих сведений на официальном сайте контрольного (надзорного) органа, в СМИ, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах и в иных формах;

обобщение правоприменительной практики — подготовка доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики контрольного органа;

меры стимулирования добросовестности — мероприятия по нематериальному поощрению добросовестных контролируемых лиц. Подробная информация — на сайте контрольного органа;

объявление предостережения — объявление контрольным органом предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и предложение мер по обеспечению соблюдения обязательных требований;

консультирование — бесплатные разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля, муниципального контроля;

самообследование — самостоятельная оценка соответствия обязательным требованиям законодательства;

профилактический визит — беседа по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.

Порядок проведения данных мероприятий также обозначен в соответствующем федеральном законе.

С 01.07.2021 завершит свое действие последнее из временных освобождение от применения онлайн-ККТ, которым пользовались не имеющие работников ИП, продающие товары собственного изготовления, работы, услуги. Они должны установить и зарегистрировать ККТ к этой дате (см. нашу Инструкцию), если не подпадают под общие случаи освобождения от касс, которые есть в законе № 54-ФЗ.

Полный список таких случаев освобождения с комментариями и ссылками на разъяснения чиновников вы найдете в КонсультантПлюс. Пробный доступ к системе можно получить бесплатно.

Подводные камни при смене адреса и ИФНС

  • Потеря документов

Это наиболее часто встречающаяся проблема при переезде из одной ИФНС в другую. При передаче дел из старой налоговой инспекции в новую часть документов может бесследно исчезнуть. Решение подобной проблемы, как правило, заключается в подаче жалобы как на старую ИФНС, так и на новую. Однако все негативные последствия при утере документов налогоплательщик почувствует на себе (например, инкассо).

  • Обязательная сверка и погашение задолженности

Смена юридического адреса ООО со сменой налоговой инспекции нередко влечет за собой обязательную сверку по налогам. Сверка с ИФНС, как правило, заканчивается выплатой задолженности перед бюджетом.

  • «Двойные» налоги

Нередко возникают ситуации, при которых организации начисляются платежи, как новой ИФНС, так и старой.

  • Переезд на «нехорошую квартиру»

Неприятная ситуация может возникнуть при переезде на адрес, который был предоставлен в качестве «юридического», но не «фактического». Иначе говоря, адрес только в документах. Многие юридические компании предоставляют такую услугу как подбор и предоставление юридических адресов. В таком случае нужно быть уверенным в том, что рано или поздно такой адрес не станет адресом массовой регистрации с вытекающими из этого последствиями.

  • Включение в список претендентов на выездную проверку

После переезда в компанию может прийти выездная проверка (см. упоминание о миграции как об одном из видов риска по концепции, одобренной приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@). Хотя она не гарантирована и во многом зависит от загруженности инспекции и официальной выручки налогоплательщика – чем она больше, тем выше вероятность доначислений и проверки.

Сама смена юридического адреса не является основанием для налоговой проверки. Проверка может быть, а может и не быть. Все будет зависеть от того, насколько добросовестный налогоплательщик.

Новая ИФНС придет с выездной – взыскать старый должок

Цель налоговиков – проверить правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. При смене юр. адреса «старая» ИФНС передает акт расчетов по налогам и сборам в новую ИФНС. Таким образом, вся информация о задолженности и переплате по налогам и сборам передается в инспекцию, к которой относится организация. Новая ИФНС после получения регистрационных документов о смене юридического адреса обязана на следующий день направить запрос в старую налоговую по поводу наличия незаконченных камеральных или выездных проверок в отношении переехавшей компании с целью выяснить, не планируют ли проверяющие доначислить налоги, отказать в возмещении НДС, нет ли неисполненных налогоплательщиком требований о предоставлении документов и т.д.

Если указанные обстоятельства подтверждаются, то организация 100% попадет в план выездных налоговых проверок уже в новой ИФНС. Потому, нельзя использовать смену юридического адреса и с целью ухода от налоговых проверок. Проверку проведет новая налоговая, а компания получит статус «подозрительной».

  • Сложности при регистрации в новой инспекции

По закону новая инспекция обязана принять налогоплательщика в свои объятия. Но по жизни ИФНС может ощутимо потрепать нервы руководству компании. Например, инспекторы могут заявить, что сомневаются в достоверности адреса и на месяц приостановят регистрацию. За этот месяц налоговики свяжутся с собственником помещений, выяснят, кто там еще работает, находится ли там офис вашей компании и т.д. Если выяснится что адрес, по которому собирается прописаться компания, является массовым, или, к примеру, по спорному адресу с вами соседствуют множество фиктивных компаний – ИФНС откажется принять у себя такого «постояльца», то есть откажет в регистрации. С налоговиками может согласиться и суд (см., например, постановление АС Поволжского округа от 31.08.17 № Ф06-23538/2017).

  • Руководителя компании-«мигранта» налоговики возьмут на заметку

Уже появляются судебные дела, где налоговики отказались регистрировать фирму, поскольку ее руководитель или учредитель неоднократно участвовали в реорганизации других юрлиц (в том числе в присоединении – способе миграции). Суд инспекция проиграла (см. постановления АС Дальневосточного округа от 20.09.17 №Ф03-3383/2017). Но в любом случае компания потеряла время и деньги. Так что один из подводных камней – руководитель переезжающей компании попадает в черный список тех, кого лучше не назначать директором других предприятий и не выдвигать учредителем.

  • Риск не переехать на новый адрес даже с действующим договором аренды и реальным адресом места нахождения

Возникают ситуации, когда налоговые инспекции отказываются принимать организации в свою подведомственность. Дело в том, что налоговые инспекции обязали всех собственников нежилых помещений подавать в инспекцию списки компаний-арендаторов. Причины такого контроля логичны, нужно отследить и систематизировать поток миграции компаний из одной ИФНС в другую. С 2016 года система автоматического контроля НДС позволяет ФНС анализировать книгу продаж арендодателей и самостоятельно формировать базу данных юридических лиц, арендующих помещение по адресу, указанному в ЕГРЮЛ. Потому, если вдруг собственник помещения «забыл» указать информацию о юридическом лице, арендующем у него помещение в списке компаний-арендаторов, ИФНС откажет в регистрации таких изменений.

  • Миграция между налоговыми может испортить отношения с контрагентами

Если ИФНС в судебных спорах будет заявлять о признаках недобросовестности мигрирующей фирмы, очевидно, что потенциальные партнеры воздержатся от взаимодействия с такой «засветившейся» компанией.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector