Lazurnensky.ru

Обзорный аналитик
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Положение о проявлении должной осмотрительности при выборе контрагентов: скачать образец

Отчет о должной осмотрительности: собираем доказательства благонадежности контрагента в одном документе

Презумпция невиновности при выборе контрагента не действует. Согласно существующей нормативной базы, компании обязаны развернуто доказать, что их будущий контрагент благонадежен и никак себя не запятнал. Чтобы не попасть впросак, а точнее – не попасть на деньги в виде доначисленных налогов, нужны таланты Шерлока Холмса. Причем, доказательств благонадежности контрагента требуется все больше и больше — впору детективов нанимать… Однако можно решить эту задачу и более оптимально – воспользоваться умным сервисом, который возьмет на себя функции детектива: проверит контрагента по всем необходимым параметрам и сведет информацию в отчет. Подробности – в нашей статье.

Понятие «должная осмотрительность» законодательно не определено. Синонимом должной осмотрительности является осмотрительность разумная, достаточная. Нет не только определения должной осмотрительности, но и четкого понимания, какие меры осмотрительности при выборе контрагента являются достаточными. Существует множество приказов, писем, постановлений, в которых даются рекомендации, указывается на документы, источники, способы проверки будущих контрагентов.

В Приказе ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» сформулированы ключевые признаки недобросовестного контрагента:

  • нет информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ,
  • не было личных контактов руководителей или уполномоченных лиц компании-контрагента и руководителя или уполномоченных должностных лиц компании-заказчика при обсуждении условий сделки и при подписании договора,
  • нет подтверждения «на бумаге» полномочий руководителя компании-контрагента или представителя контрагента, а также копий документов, удостоверяющих их личности,
  • нет данных о фактическом местонахождении контрагента, а также о месте его складских, производственных, торговых площадок,
  • контрагент прописан по месту «массовой» регистрации,
  • не указаны публичные источники информации о контрагенте (реклама в СМИ, сайт, отзывы клиентов и партнеров и др). Косвенным доказательством недобросовестности контрагента будет наличие данной информации у конкурентов, особенно у тех, кто предлагает более низкую цену за товар или услугу.

В Письме Минфина России от 10.04.2009 N 03-02-07/1-177 перечислены действия, свидетельствующие о проявлении должной осмотрительности при выборе контрагента:

  • проверить наличие данных о контрагенте в ЕГРЮЛ,
  • запросить у контрагента копию свидетельства о постановке на учет в ИФНС,
  • получить письменное подтверждение полномочий сотрудника, подписывающего документы от имени контрагента,
  • мониторить сведения о контрагенте из открытых источников информации: СМИ, интернет-ресурсов и т.п.

С июля 2017 года в НК (налоговый кодекс, статья 102) были внесены изменения, касающиеся режима налоговой тайны: с существенной части информации, предоставляемой налогоплательщиками в ФНС, был снят гриф налоговой тайны.

В письме ФНС № АС-4-2/8872 от 12.05.2017 г. указано, что с 2017 года налоговой тайной не являются:

  • данные о среднесписочной численности работников,
  • данные об уплаченных организацией суммах налогов и сборов,
  • данные о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам,
  • данные о суммах доходов и расходов по материалам бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Налоговики напрямую указали в письме, что снятие режима налоговой тайны на часть информации дает налогоплательщикам дополнительную возможность оценить риски при выборе контрагента.

Методика проверки контрагентов

Процесс отбора из списка потенциальных поставщиков и исполнителей работ должен быть закреплен за одним или несколькими должностными лицами. Этот блок функциональных обязанностей рекомендуется зафиксировать в их должностных инструкциях. Ответственные работники при выявлении недобросовестных субъектов предпринимательства должны использовать методику, которую описывает локальный регламент проверки контрагентов (образец разрабатывается предприятиями самостоятельно).

На первом этапе взаимодействия с потенциальным контрагентом рекомендуется запросить у него стандартный комплект справок, выписок, свидетельств и других документов, позволяющих убедиться в реальности предприятия.

Документы для проверки контрагента:

  • копии свидетельств о регистрации и о постановке на налоговый учет;
  • устав;
  • выписка из базы данных ЕГРЮЛ;
  • справка, подтверждающая отсутствие долгов перед бюджетом по налоговым обязательствам.

При необходимости проанализировать текущее финансовое положение субъекта предпринимательства можно запросить информацию о численности персонала, стоимости основных или оборотных активов, опыте работы в конкретной рыночной нише. Допускается вариант с изучением последней бухгалтерской отчетности. Отказать в этом вопросе контрагент не может – отчетные документы законодательно отнесены в группу публичных сведений.

На следующих этапах помощь оказывает Федеральная налоговая служба – проверка контрагента будет производиться через подачу письменного запроса в контролирующий орган с целью получения достоверных сведений об интересующем предприятии. Подтвердить официальность статуса контрагента можно и на сайте ФНС. Возможности электронных сервисов сайта:

  • получение информации об организации из ЕГРЮЛ с учетом последних изменений;
  • проверка контрагента на банкротство;
  • в режиме онлайн можно узнать, не начата ли процедура ликвидации или реорганизации, не был ли руководитель фирмы дисквалифицирован за правонарушения.

Предоставляет все указанные сведения налоговая служба, проверка контрагента через электронные или письменные запросы в ФНС бесплатна. Сервисом сайта ФНС можно воспользоваться по адресу https://egrul.nalog.ru/ . База ресурса ежедневно обновляется, в ней находится основная информация о контрагенте в статусе юридического лица или ИП. Проверка контрагента по наименованию на сайте может быть заменена поиском по номеру ИНН или ОГРН.

Рекомендуется ознакомиться и с содержанием актуальной картотеки арбитражных судебных разбирательств (на официальном сайте ВАС ). Это позволит быстро уточнить, не является ли фирма участником судебной тяжбы. Информацию о действующих исполнительных производствах можно получить из поискового сервиса на сайте ФССП.

Добросовестность контрагента можно перепроверить по лицензионным документам. Для этого надо воспользоваться поиском по реестру лицензий на сайте соответствующего ведомства.

Наличие полномочий у должностного лица со стороны контрагента по ведению переговоров и заключению сделок определяется несколькими способами:

  • в уставных документах указывается период актуальности прав назначенного руководителя по визированию документации;
  • в уставе может быть прописан пункт, запрещающий руководителю подписывать договоры по сделкам, стоимость которых превышает определенный учредителями денежный порог.

Дополнительной мерой подстраховки от споров с контролирующими органами может стать оформление акта выезда к потенциальному поставщику. Документ подтверждает реальность пребывания предприятия по адресу, прописанному в документах. Если компания участвует в электронных торгах на аукционе, то при ценовом демпинге нормы Закона о госконтрактах № 44-ФЗ от 05.04.2013 г. предписывают поставщику предъявить контракт на закупку товара и письмо о добросовестности контрагента. Последний документ составляется в произвольной форме.

Читать еще:  Правомерно ли включать в расходы при УСН возвращаемые при покупке суммы НДС?

Зачем надо проверять поставщика до сделки?

На мой взгляд, осторожность в выборе поставщика, осуществленная до начала взаимоотношений помогает минимизировать:

  1. Банковские риски;
  2. Налоговые риски;
  3. Предпринимательские риски.

Банковские риски связаны с возможностью получения «Отказов в проведении операций». Если поставщик не является благонадежным с точки зрения банков, то, совершая для него платеж, вполне реально получить запись в «черном списке» N 639-П. Это плохо сказывается на бизнесе, так как приводит к дополнительным потерям и блокировкам банковских счетов.

Налоговые риски связаны с тем, что совершая операции с неблагонадежным партнером можно лишиться и расходов, уменьшающих налоговую базу и НДС. Кроме того, придется заплатить пени и штрафы. В случае невозможности погасить свои налоговые обязательства возможно привлечение к субсидиарной ответственности.

Предпринимательские риски всегда связаны с тем, что доверяя тому, кто этого доверия не заслуживает, можно лишиться имущества. Оценивая возможность заключения контракта, нужно обратить внимание на платежеспособность претендента, и возможность выполнить свои обязательства по договору.
Многих из вышеперечисленных рисков есть возможность избежать, если ответственно выбирать того с кем вести бизнес. Прекрасные ценовые качества сделки – это не главный признак благополучной сделки. Надо думать о ее дальнейших последствиях и понимать все риски.

Должная осмотрительность: как действовать?

Налогоплательщик самостоятельно может оценить риски организации с помощью ряда критериев из Концепции системы планирования выездных налоговых проверок. Тревожными сигналами будут служить:

  • значительное снижение уровня налоговой нагрузки по хозяйствующим субъектам в какой-либо определенной отрасли
  • отражение убытков в отчетности за предыдущие отчетные периоды
  • указание в отчетности внушительных сумм налоговых вычетов за какой-либо период

В отношении должной осмотрительности важно помнить о главном положении, касающемся осуществления деятельности. Звучит оно следующим образом: «Если Вы не предпринимаете никаких действий для предотвращения негативных последствий – Вы не проявляете должную осмотрительность.»

Так, к выбору компании-партнера следует подходить очень внимательно. Не пренебрегайте проверкой учредительных документов организации и детально изучайте всю информацию о потенциальном или существующем контрагенте.

Если собирать и анализировать информацию о компаниях из открытых и общедоступных источников вручную, то потребуется много времени. С помощью сервиса Контур.Фокус это можно сделать за несколько минут. Он автоматически выявляет информацию, которая требует подробного изучения.

Регламент проверки контрагентов. Чем поможет?

Представим ситуацию, когда у компании есть четко приведенный порядок анализа кандидата перед заключением договора. Сотрудники следуют внутренним требованиям и отсекают многие опасные варианты на корню. Например, заключая договор на переработку продукции, вам предлагают прекрасную цену, но, по факту первичной проверки выясняется, что у переработчика нет

  1. требуемых производственных мощностей;
  2. человеческих ресурсов;
  3. нужного кода ОКВЭД для совершения операции.

Скорее всего, такой кандидат вряд ли справится с возложенной на него задачей. Возможно, требуется продолжить дальнейший поиск того, кто будет соответствовать всем необходимым условиям.

Какие документы запросить, чтобы проявить должную осмотрительность

Минимальный пакет документов, который нужно получить у контрагента, должен выглядеть так:

  1. Выписка из ЕГРЮЛ.
  2. Устав.
  3. Копия ИНН.
  4. Документ, который подтверждает полномочия лица, подписывающего документы.

Эти документы подтвердят существование и правоспособность организации, но данные нужно будет сверить с информацией из открытых источников.

В зависимости от ситуации, может понадобиться информация:

  • О выданных лицензиях, если деятельность контрагента лицензируется. Вы можете и самостоятельно проверить наличие действующих лицензий в открытых источниках. Список ресурсов для проверки доступен по этой ссылке.
  • О членстве в СРО. Информация о членах саморегулируемых организаций есть на сайтах этих организаций. Общий список СРО и их сайтов есть здесь .
  • О среднесписочной численности. Это поможет убедиться, что у контрагента есть персонал для осуществления сделки.
  • Бухгалтерская отчетность с отметкой налоговой инспекции. По ней можно увидеть, ведет ли компания хозяйственную деятельность, и оценить финансовую устойчивость.
  • Информация о наличии других ресурсов (оборудования, производственных мощностей, транспорта и т.д.) для выполнения сделки, или информация об этих ресурсах и субподрядчика, который будет исполнять сделку.

Со вступлением в силу Федерального закона от 01.05.2016 № 134-ФЗ не считаются налоговой тайной сведения: о среднесписочной численности, об уплаченных налогах, о налоговых нарушениях и задолженностях, штрафах, доходах и расходах по данным отчетов.

Ответ для банка о причинах выбора контрагента

Близким по содержанию окажется и ответ банку, запрашивающему информацию в рамках требований закона № 115-ФЗ. В дополнение к обоснованию выбора определенного контрагента здесь может потребоваться еще и аргументация условий заключения конкретной сделки.

Поскольку банкам грозит достаточно серьезная ответственность за непринятие мер по противодействию легализации доходов, получаемых преступным путем, они могут ориентироваться на любые (не только приведенные в числе обязательных) признаки, делающие сделку подозрительной (Методические рекомендации, прилагаемые к письму Банка России от 13.07.2005 № 99-Т). По этой причине запрос от банка может поступить в отношении любой сделки с любым из контрагентов и потребовать максимально полного документального обоснования.

Игнорировать запрос кредитной организации о предоставлении документов не стоит. Это может стать для банка основанием для непроведения вызвавшей у него сомнение операции (п. 11 ст. 7 закона № 115-ФЗ).

Существует ли единый регламент проверки контрагента?

Закон не содержит единой формы регламента, поэтому он разрабатывается каждой организацией самостоятельно. В регламенте целесообразно указывать лиц, ответственных за проведение проверки. При этом порядок проверки контрагента при заключении договора, указанный в регламенте, вовсе не обязательно должен быть одинаков для всех контрагентов. Можно, в частности, установить разные процедуры:

  • для компаний, длительный срок существующих на рынке, и новичков (если в первом случае нет риска партнерства с фирмой-однодневкой, то во втором он присутствует в полной мере);
  • организаций, с которыми компания планирует работать впервые, и тех, с кем сотрудничество возобновляется после длительного перерыва (во втором случае у организатора проверки должна сохраниться ранее предоставленная информация о потенциальном контрагенте, в первом же сбор сведений и документов нужно начинать с нуля);
  • партнеров по сделкам разной стоимости (по незначительным сделкам стоимость риска ниже).

Организация вправе выбрать и иные критерии для градации или вовсе установить единый порядок для проверки всех контрагентов.

Как доказать налоговым органам свою добросовестность при выборе контрагента

При рассмотрении налоговым органом вопроса о возврате налога из бюджета будет рассматриваться целый комплекс аспектов, включая выявление недостатков у контрагента (зарегистрирован ли контрагент в ЕГРЮЛ, не массовый ли у него адрес регистрации, реален ли учредитель, ведет ли организация реальную деятельность и т. д).

Обязанность проверять контрагента на законодательном уровне не установлена, однако проявление должностной осмотрительности важно. Это вытекает из положений ст. 54.1 НК РФ, Письма ФНС России от 31.07.2017 № ЕД-4-9/22123@.

Читать еще:  Статья 419 НК РФ. Плательщики страховых взносов (действующая редакция)

Судебная практика также исходит из того, что налогоплательщику необходимо приводить доводы в обоснование выбора контрагента. По условиям делового оборота при осуществлении выбора контрагента оцениваются не только условия сделки и их коммерческая привлекательность, но и деловая репутация, платежеспособность контрагента, риск неисполнения обязательств и предоставления обеспечения их исполнения, наличие у контрагента необходимых ресурсов и опыта работы (Определение ВС РФ от 15.01.2018 по делу № А67-4506/2016).

Признаки недобросовестного контрагента

  • отсутствие записи о контрагенте в ЕГРЮЛ (Письмо Минфина России от 16.04.2010 № 03-02-08/25);
  • учредитель, участник или руководитель являются массовыми (письма Минфина России от 17.12.2014 № 03-02-07/1/65228, от 22.10.2020 № 03-12-13/91957);
  • юридический адрес компании является массовым (Письмо ФНС России от 24.07.2015 № ЕД-4-2/13005@);
  • отсутствие расходов на ведение финансово-хозяйственной деятельности;
  • отсутствие трудовых ресурсов;
  • отсутствие основных средств;
  • отсутствие складских помещений, если есть такая производственная необходимость.

Указанный перечень не является исчерпывающим. В каждом конкретном случае перечень оснований, по которым налоговый орган может усомниться в добросовестности вашего выбора контрагента, может отличаться в зависимости от специфики деятельности, например. При этом объем собранных сведений и тщательность проверки контрагента должны быть таковы, чтобы в дальнейшем налогоплательщику нельзя было вменить в вину, что на момент заключения контракта имелись доступные, но не использованные компанией меры.

Этапы проверки контрагента

Минфин считает, что в целях проявления должной осмотрительности налогоплательщик вправе самостоятельно определять способы выявления неблагонадежных контрагентов и на основании полученных сведений принимать решение о целесообразности заключения договоров с конкретным контрагентом (Письмо Минфина от 23.12.2016 № 03-01-10/77642).

Кроме того, Минфин отмечает, что следует тщательно оценивать риски заключения сделки с контрагентом при одновременном наличии следующих признаков (Письмо Минфина от 22.10.2020 № 03-12-13/91957):

  • полномочия единоличного исполнительного органа документально не могут быть подтверждены;
  • отсутствие информации о фактическом месте нахождения контрагента, его производственных или торговых площадей;
  • имеются сомнения в возможности реального выполнения контрагентом условий договора.

Итак, разберем примерные этапы проверки контрагента.

  1. Запрашиваем у контрагента копии следующих документов:
  • лицензии (если деятельность подлежит лицензированию);
  • доказательства наличия полномочий на подписание документов (если подписывает не генеральный директор);
  • устава;
  • одобрения сделки (если совершаемая сделка этого требует);
  • бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату;
  • паспорта генерального директора.
  1. Получение информации о контрагенте через сеть Интернет, СМИ:
  • сайт контрагента;
  • рекламные объявления;
  • отзывы клиентов.
  1. Проверка через государственные сервисы:
  • www.egrul.ru – скачиваем выписку в отношении контрагента;
  • service.nalog.ru/zd.do – проверка исполнения контрагентом налоговых обязательств и факта сдачи отчетности;
  • nalog.ru/opendata/7707329152-taxoffence – информация о привлечении контрагента к налоговым правонарушениям;
  • nalog.ru/opendata/7707329152-snr – применение контрагентом специального режима;
  • service.nalog.ru/svl.do – не заявлял ли директор о недостоверности сведений о нем;
  • pb.nalog.ru – сервис «Прозрачный бизнес» – комплексная информация о контрагенте;
  • vestnik-gosreg.ru/publ/fz83 – наличие (отсутствие) публикаций о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ (проведении реорганизации);
  • www.kad.arbitr.ru – судебные споры с участием контрагента;
  • www.fssprus.ru – наличие исполнительных производств в отношении контрагента;
  • http://reestr-dover.ru – проверка актуальности нотариальной доверенности, на основании которой представитель подписывал документы;
  • www.fsrar.ru/licens/reestr – проверка наличия у контрагента необходимой лицензии;
  • http://сервисы.гувм.мвд.рф/info –service.htm?did=2000 – проверка действительности российского паспорта гражданина РФ;
  • www.fedresurs.ru – наличие (отсутствие) публикаций о намерении кредиторов обратиться с заявлением о признании контрагента несостоятельным (банкротом).

Кроме того, компания может использовать одну из имеющихся информационно-поисковых баз данных, в которых содержится сводная информация о контрагенте (например, СПАРК, СБИС) (постановления 10 ААС от 11.03.2020 по делу № А41-108989/2017, АС Северо-Кавказского округа от 09.09.2019 по делу № А18-1861/2018, 11 ААС от 19.09.2018 по делу № А72-13818/2017, 16 ААС от 23.06.2020 по делу № А15-4532/2018). Такие комплексные системы также позволяют оперативно установить аффилированность компаний между собой, получить краткий экспресс-анализ о финансовом состоянии контрагента.

Каждая компания вправе дополнительно создать регламентированную процедуру отбора поставщиков и следовать утвержденной процедуре. Суды также склоняются к тому, что корпоративная процедура выбора контрагента является дополнительным доказательством добросовестности налогоплательщика и проявлением должной осмотрительности (постановления АС Восточно-Сибирского округа от 24.03.2017 по делу № А19-2223/2016, АС Центрального округа от 01.02.2018 по делу № А36-2336/2016, АС Уральского округа от 28.06.2018 по делу № А71-10166/2017).

Также рекомендуется создать папку «Проверка контрагента» и сохранять в нее все документы, связанные с проверкой контрагента: выписку из ЕГРЮЛ, документы, полученные от контрагента, Print Screen информации из сети Интернет в отношении контрагента (Письмо ФНС от 23.03.2017 № ЕД-5-9/547@). Для систематизации информации лучше всего создать карточку проверки контрагента.

Пример карточки проверки контрагента

Наименование контрагента

ОГРН/ИНН

0000000000000/0000000000

Последствия непроявления осмотрительности при выборе партнера

Непринятие предпринимателями во внимание критериев для выбора партнера, рассмотренных в предыдущем разделе, суды квалифицируют как отсутствие должной осмотрительности, что приводит:

  • к доначислению НДС, наложению штрафов, а также отказу в возмещении данного налога (постановление АС УО от 04.12.2017 № Ф09-7384/17 по делу № 13184/2016);
  • доначислению налога на прибыль, наложению штрафов и пеней (определение ВС РФ от 05.10.2017 № 305-КГ17-14454 по делу № А40-166489/2016);
  • привлечению директора предприятия-банкрота к субсидиарной ответственности по долгам юрлица (постановление АС УО от 13.07.2016 № Ф09-7106/16 по делу № А07-11965/2014; подробнее о субсидиарной ответственности при банкротстве юрлица читайте в нашей статье Привлечение к субсидиарной ответственности при банкротстве).

Кроме того, до наступления вышеперечисленных последствий неосмотрительность в выборе контрагента может привести:

  • к приобретению некачественной продукции;
  • нарушению сроков поставки товаров;
  • неполучению или несвоевременному получению денежных средств за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги и т. д.

О том, какие действия необходимо предпринять, чтобы рассмотренные последствия не наступили, читайте далее.

Этапы проверки контрагентов

Практика показывает, что целесообразно проводить такую проверку в несколько этапов:

Читать еще:  Какую отчетность сдают МП с правом вести бухучет упрощенным способом

1 этап. Запросить у компании заверенные копии учредительных документов

Как правило, это стандартный пакет, в который входят:

  • свидетельства ОГРН и ИНН;
  • действующая редакция устава;
  • документы, подтверждающие полномочия руководителя: решение или протокол о назначении, приказ о вступлении генерального директора в должность, приказ о продлении его полномочий;
  • выписка из ЕГРЮЛ;
  • лицензии, допуски СРО, если компания ведет регулируемые виды деятельности;
  • доверенность на представителя, если он подписывает договор.

Стоит отметить, что любая фирма может самостоятельно получить сведения из ЕГРЮЛ на своего контрагента через сайт ФНС России.

Дополнительно к указанному списку документов организация может запросить у своего потенциального партнера:

  • бухгалтерскую и финансовую отчетность за последний год,
  • копию банковской карточки с образцами подписей и оттиском печати.

Данные документы в случае спора с налоговым органом усилят позицию компании, ее доводы о проявлении должной осмотрительности.

2 этап. Проверить компанию через специальные сервисы

Большинство таких сервисов предоставляет ФНС России. Это, к примеру, реестры адресов массовой регистрации, дисквалифицированных лиц, сведений о лицах, в отношении которых суд установил факт невозможности участия в организации.

Проверить контрагента можно через «Вестник государственной регистрации». В нем размещаются сведения о предстоящем исключении недействующих юрлиц из госреестра.

Можно воспользоваться сайтами судов, ФССП, Федресурсом, где отражены юридически значимые сведения о фактах деятельности компаний и ИП, информация о банкротствах, а также реестром недобросовестных поставщиков.

Практика судов подтверждает, что проверка контрагента через официальный сайт ФНС России доказывает должную осмотрительность налогоплательщика (например, Постановление АС Северо-Кавказского округа от 23 августа 2017 года № Ф 08-5352/2017).

Следует отметить, что на 1 августа 2018 года запланировано начало работы сервиса ФНС России «Прозрачный бизнес». Данный сервис станет еще одним инструментом проверки контрагентов. С помощью этого сервиса организации узнают суммы недоимок и задолженности своих контрагентов по пеням и штрафам, получат данные о налоговых правонарушениях, среднесписочной численности их сотрудников.

3 этап. Проанализировать информацию о компании, размещенную в интернете, проверить ее деловую репутацию.

Решая вопрос о начале сотрудничества с новой организацией, целесообразно посмотреть ее официальный сайт, рекламу, получить отзывы и рекомендательные письма от ее партнеров. В том числе полезно изучить информацию о наличии опыта выполнения аналогичных договоров, проверить деловую репутацию и платежеспособность контрагента (Постановления 9 ААС от 21 мая 2018 года № 09 АП-18025/2018, АС Западно-Сибирского округа от 15 марта 2018 № Ф 04-281/2018).

Все действия лучше зафиксировать документально. Например, сделать скриншоты интернет-страниц официального сайта, указав даты, когда проводился мониторинг.

4 этап. Воспользоваться специальными программами

Плюсы такой проверки – оперативность и наглядность информации о контрагенте, которая представлена в виде единого отчета. Специальные программы дополнительно показывают связи компаний, их руководителей, что также является безусловным плюсом.

Правомерность проверки будущих бизнес-партнеров именно таким способом подтверждают суды: постановления 16 ААС от 25 апреля 2018 года № 16 АП-989/2018, 15 ААС от 6 июля 2017 года № 15 АП-2456/2017.

5 этап. Получить дополнительные сведения о компании-контрагенте

Налоговые органы и суды, обнаружив у организации признаки фирмы-однодневки, проверяют наличие у нее трудовых и материальных ресурсов, подтверждающих, что компания реально существует и может выполнить собственными силами свои обязательства по сделке.

Если вы хотите подтвердить, что при выборе контрагента проявили должную осмотрительность, то целесообразно запросить у потенциального партнера:

  • справки о численности сотрудников для подтверждения трудовых ресурсов;
  • копии договоров аренды;
  • свидетельства о собственности;
  • выписку из ЕГРН для подтверждения материальных ресурсов.

Если такие документы от контрагента получить не удалось, а позже выяснилось, что он не имеет необходимых ресурсов, добросовестный налогоплательщик может привести следующий действенный аргумент в свою пользу: отсутствие у предприятия собственных производственных, кадровых ресурсов само по себе не свидетельствует о фиктивном характере операций. В таком случае у организации остается возможность привлекать необходимые мощности от сторонних компаний.

В отсутствие иных доказательств необоснованная налоговая выгода судом не подтверждается (постановление 9 ААС от 21 марта 2018 года № 09 АП-7457/2018).

Практика показывает, что контролеры, выявляя технические компании, проводят обследование юридических адресов, чтобы подтвердить отсутствие офиса фирмы по адресу регистрации.

Поэтому при посещении офиса контрагента целесообразно сделать фотографии его внутренних помещений и вывесок, где были бы видны наименование организации и другие идентифицирующие ее признаки, а также фото бизнес-центра, в котором расположен офис.

В случае спора главный довод налогоплательщика – это факт расположения компании по указанному адресу в период действия договора. Весомость такого аргумента подтверждается в постановлении 12 ААС от 17 августа 2017 № 12 АП-8472/2017.

6 этап. Проанализировать товарный рынок и коммерческие предложения на нем

В письме от 23 марта 2017 года № ЕД-5-9/547@ ФНС России подчеркнула, что проявление должной осмотрительности при выборе контрагента докажут документы, подтверждающие результаты мониторинга налогоплательщиком соответствующего товарного рынка, оценку потенциальных партнеров, обоснование выбора конкретной организации.

Поэтому принимая решение о сотрудничестве, целесообразно исследовать товарный рынок, ценовые предложения на нем. А результаты такого анализа зафиксировать в письменной форме. Это подтвердит экономическую целесообразность принятого решения о сотрудничестве с конкретной фирмой.

Как правило, налоговые органы анализируют порядок выбора контрагентов, которым пользовался налогоплательщик, оценивают коммерческую привлекательность заключаемых сделок.

7 этап. Сформировать итоговый отчет о проверке контрагента

Главное правило при подтверждении вашей должной осмотрительности – это документальная фиксация всех действий по проверке потенциального контрагента.

Нормативных требований к оформлению результатов проверки фирм нет. Какие документы вправе требовать контрагент при заключении договора, описано выше.

Как оформить отчет о проведении проверки?

В глазах налоговиков плюсом вашей организации будут наличие:

  • локального акта, регулирующего вопросы проверки контрагентов,
  • утвержденной формы документального оформления итогов проверки.

Например, это может быть отчет о проверке контрагента. Результаты проверки можно отразить в юридическом заключении с выводом о целесообразности и безопасности дальнейшего сотрудничества с определенной организацией и оценкой возможных рисков.

Приложением к отчету о проверке или юридическому заключению являются все составленные и полученные в ходе проверки документы, скриншоты, фотографии, деловая переписка сторон, подтверждение личных контактов с сотрудниками фирмы-контрагента.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector