Lazurnensky.ru

Обзорный аналитик
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Предпроверочный анализ — инструмент, повышающий эффективность выездных проверок

Одним из самых эффективных методов налогового контроля безусловно является выездная налоговая проверка. Упоминание о ней даже у самых «закаленных» бухгалтеров вызывает некоторое беспокойство, а иные и вовсе на грани паники.

А так ли страшен черт, как его малюют? Чтобы дать ответ на этот вопрос, прежде всего необходимо знать, каков порядок проведения выездной налоговой проверки и какие при этом существуют у фирм права и обязанности. Также неплохо будет узнать некоторые процессуальные моменты и какое значение они могут иметь в перспективе.

Бытует мнение, что названия фирм, включенных в план проверки, можно заранее посмотреть на сайте ФНС. Но это не так. Список кандидатов – это документ сугубо для служебного пользования, и публикации он не подлежит.

В последнее время высшее руководство налоговой службы постоянно отмечает снижение количества выездных налоговых проверок. Вместе с тем их качество и эффективность растут. С чем это связано? Прежде всего с теми мерами, которые предпринимаются налоговым ведомством, и постоянным совершенствованием как законодательства, так и методов контроля.

Так, для повышения эффективности проведения контрольных мероприятий была разработана Концепция системы планирования выездных налоговых проверок (утв. приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@). Целью данной концепции является создание единой системы планирования выездных налоговых проверок, повышение дисциплины и грамотности налогоплательщиков, а также совершенствование организации работы налоговых органов.

Отбор налогоплательщиков

Представляет из себя сбор информации. Результатом отбора является решение проводить или не проводить в отношении налогоплательщика предпроверочный анализ. Ключевую роль на данном этапе играют сведения полученные из внешних и внутренних источников информации.

К первой категории в том числе относится информация:

полученная от иных контролирующих (правоохранительных) органов;

общедоступная информация из интернета;

жалобы физических и юридических лиц.

Внутренние источники информации — это специализированные информационные ресурсы (ИР), автоматизированные системы контроля (АСК) и программные комплексы (ПК/ПИК), находящиеся в пользовании сотрудников ФНС. Их перечень впечатляет. Мы насчитали десятки таких помощников, предоставляющих инспекторам на местах огромный объём информации. Например:

ИР «Сведения о доходах ФЛ» позволяет проверяющим получить сведения о доходах конкретных физических лиц, в том числе чтобы установить их реальное место работы;

ИР «Допросы и осмотры» предоставляет информацию обо всех поручениях провести допрос, о проведенных допросах и осмотрах или о невозможности их проведения;

ПИК «Таможня-Ф» — предоставляет данные об экспорте и импорте;

ИР «Ограничения» -содержит перечень объектов недвижимости, в отношении которых собственниками в налоговый орган поданы заявления о запрете на регистрацию в их помещениях юридических лиц;

ППО «Анализ на основе среднеотраслевых индикаторов» — автоматически формирует информацию по всем налогоплательщикам отрасли за 3 года и проводить анализ уровня уплаты налогов в увязке с результатами финансово-хозяйственной деятельности конкретной организации. Задача — выявить уровень отклонений и отнести в определённую группу риска.

Как вы понимаете, этот список можно продолжать. Однако, ФНС в своих рекомендациях прямо указывает, что на этапе отбора налогоплательщиков приоритетом обладают программные комплексы АСК «НДС-2» и «ППА-отбор». Первый позволяет выявлять расхождения в налоговых декларациях по НДС. Второй, на основе 12 критериев Концепции системы планирования ВНП, выстраивает рейтинг налогоплательщиков по убыванию от наиболее рисковых к наименее рисковым.

Принципы работы этих роботов широко известны, кроме того ранее мы уже рассматривали их в другой статье, поэтому сейчас подробно останавливаться на них не будем.

Помимо сбора информации, налоговый орган оценивает поведение налогоплательщика в ретроспективе. В частности, информацию об уточнениях налоговых обязательств в результате направления требований о представлении письменных пояснений или вызове в инспекцию.

В целом, в своих рекомендациях, ФНС акцентирует внимание на том, что приоритетными для включения в проект Плана ВНП являются налогоплательщики, обладающими максимальными рисками совершения правонарушений. Соответственно, эта же категория налогоплательщиков является первыми кандидатами на проведение в отношении них предпроверочного анализа.

Тайны предпроверочных мероприятий налогового органа

Александр Тарасов — управляющий партнер и генеральный директор юридической компании «АВТ Консалтинг»

Секреты предпроверочного анализа хранятся в специальных отделах территориальных налоговых инспекций и управлений ФНС России по субъектам РФ. Алгоритм действий сотрудников этих отделов в законе четко не прописан. При выборе претендентов на выездную налоговую проверку они в большей степени руководствуются внутренними регламентами, программным обеспечением ФНС России и отработанной практикой поиска проблемных налогоплательщиков.

От результата предпроверочного анализа зависит налоговая безопасность компании. Так как если проверку назначат, то «негласный» план доначислений будет известен заранее. Поэтому одним из способов минимизации налоговых рисков является создание условий, при которых компания по результатам предпроверочного анализа в план выездных налоговых проверок не попадет. Чтобы это сработало, достаточно заранее предпринять некоторые меры безопасности.

Предпроверочные мероприятия сейчас в почете

Именно предварительный анализ финансово-хозяйственной деятельности компании повышает качество и результативность налоговых проверок. Так, за 2015 и 2016 годы качество налоговых проверок существенно возросло. Глава ФНС России Михаил Мишустин с 2014 года выделяет среди прочих цель по повышению эффективности системы налогового администрирования. Руководство налоговой службы уже отмечает, что снижение количества и повышение качества проводимых налоговых проверок дает свои плоды («Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов»). По официальным данным ФНС России, количество выездных проверок снизилось на 10% (14,6 в 2015 году и 13,1 в 2016 году). Число камеральных проверок выросло на 3% (16617,3 в 2015 году и 17156,5 в 2016 году).

В 2016 году сумма дополнительных начислений по камеральным проверкам по сравнению с предыдущим годом увеличилась на 87% (33549,8 тыс. руб. в 2015 году и 62320,3 тыс. руб. в 2016 году). Из них 74% налоговых доначислений. По выездным проверкам картина такова — количество проверок уменьшилось примерно на 10%. А сумма начислений выросла почти на 33% (140404,2 тыс. руб. в 2015 году и 184377, 3 в 2016 году).

Учитывая такие тенденции и планы ФНС России, возражать по поводу сути нарушений нужно основательно. Для этого в первую очередь важно знать, на основании какой информации и по каким критериям налоговики будут искать нарушителей, а также кого включат в ежеквартальный план выездных проверок.

Действия налоговых разведчиков помогают сформировать предварительные суммы доначислений

Самая главная тайна предпроверочных мероприятий налоговиков кроется в сумме — сколько по итогам их проведения будет доначислено компании предварительно. То есть когда инспекторы приходят в офис с проверкой, они уже знают, на какую сумму у компании есть нарушения. В каждом субъекте РФ «свой» негласный план доначислений. Например, в Москве сейчас эта сумма составляет около 10 млн рублей. В Московской области — примерно 4 млн рублей. Именно таких результатов ждет руководство налоговых служб от сотрудников территориальных инспекций. И компаниям нужно быть к этому готовым.

Как сейчас налоговики анализируют финансово-хозяйственную деятельность

Основной алгоритм сотрудников предпроверочного анализа сводится к хорошо всем известным и общедоступным критериям оценки рисков. Так, по результатам предварительного анализа компанию обвинят в связях с однодневками, если у нее нет:

  • личных контактов руководства компании-контрагента;
  • документов, подтверждающих полномочия руководителя компании-контрагента, копии его паспорта;
  • сведений о том, как нашли партнера (интернет, знакомства);
  • информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ.

Минусом для компании будет, если сотрудники предпроверочного анализа установят следующие факты:

  • контрагент с признаками однодневки выступает в роли посредника;
  • условия договоров отличаются от обычаев делового оборота (длительные отсрочки платежа, поставка крупных партий товаров без предоплаты или гарантии оплаты);
  • есть доказательства, что контрагент не мог исполнить договор с учетом времени, необходимого на доставку или производство товара, выполнение работ или оказание услуг;
  • товар приобретался через посредников товаров, которые традиционно производятся физлицами, не являющимися ИП (сельхозпродукция, вторичное сырье, продукция промысла);
  • существует рост задолженности плательщика (или его контрагента) на фоне продолжения поставки в адрес должника крупных партий товаров или существенных объемов работ (услуг);
  • контрагент выпускает или продает векселя, ликвидность которых не очевидна или не исследована, а также выдает или получает займы без обеспечения;
  • присутствует существенная доля расходов по сделке с «проблемными» контрагентами в общей сумме затрат налогоплательщика (при этом спорная сделки экономически нецелесообразна).
Читать еще:  Все подробности об 1-НДФЛ: инструкция по заполнению регистра и оформлению справки

Анализ бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках — действенный способ обнаружить в учете схемы

Практика показывает, что в последнее время инспекторы все чаще исследуют данные бухгалтерской отчетности. Это помогает им собрать доказательства отсутствия реальности взаимоотношений. В поле пристального внимания проверяющих — бухгалтерский баланс (разделы: основные средства; оборотные активы; дебиторская задолженность), отчет о прибылях и убытках (разделы: выручка; управленческие расходы; себестоимость продаж) и отчет о движении денежных средств (разделы: денежные потоки от текущих операций; арендные платежи; платежи поставщикам за сырье, материалы, работы, услуги).

Вот пример, как налоговики «по-своему» читают бухгалтерскую отчетность с целью выявления претендентов для включения в план выездных налоговых проверок.

Основные средства — 0 руб.

Оборотные активы — 0 руб.

Нулевой показатель данного раздела свидетельствует об отсутствии у предприятия активов, необходимых для ведения соответствующей финансово-хозяйственной деятельности.

Налогоплательщик, проводя по состоянию на последнюю дату отчетного (налогового) периода инвентаризацию, по ее итогам должен определить сумму дебиторской задолженности и отразить ее на счетах бухгалтерского учета.

Выручка — 100 000 руб.

Управленческие расходы — 0 руб.

Нулевой показатель в графе «Управленческие расходы» свидетельствует об отсутствии расходов, связанных с содержанием административно-управленческого аппарата, содержанием общехозяйственного персонала и др.

Денежные потоки от текущих операций — 500 000 руб. (прочие поступления) в том числе от продажи продукции, товаров, работ и услуг — 0 руб.

Арендные платежи, лицензионные платежи, роялти, комиссионные и иные аналогичные платежи — 0 руб.

Нулевой показатель свидетельствует о том, что спорный поставщик не осуществлял арендных платежей: за офисное помещение, оборудование, транспорт и др.

По мнению налоговиков, нулевые показатели бухгалтерской отчетности свидетельствует об отсутствии реальной хозяйственной деятельности экономического субъекта. Логично, ведь, к примеру, компания, осуществляющая реализацию приобретенных товаров, должна отразить в бухгалтерском учете их себестоимость (форма 1), а в отчете о движении денежных средств (форма 4) должна быть отражена выручка, полученная от их реализации (конечно, при условии их оплаты покупателем). В декларации по налогу на прибыль подлежат отражению прямые расходы, относящиеся к реализованным товарам; стоимость реализованных товаров; выручка от реализации покупных товаров. Разделы бухгалтерской и налоговой отчетности, имеющие нулевые показатели, свидетельствуют о том, что хозяйствующий субъект не приобретал имущество (товар) и не реализовывал его третьим лицам. Позицию налоговых органов поддерживают и суды.

Что ФНС России сейчас рекомендует делать сотрудникам предпроверочного анализа

Такие рекомендации налоговое ведомство дает во внутренних ДСП (документах для служебного пользования). Они рассылаются нижестоящим налоговым органам и активно применяются в работе.

В недавнем ДСП одного из региональных ведомств в рамках предпроверочного анализа рекомендовано делать следующее. Во-первых, заранее оценивать достаточность доказательств — чтобы их хватило для опровержения реальности или обвинений в связях с однодневками. Не ограничиваться стандартными признаками, а проявлять больше творчества и устанавливать причинно-следственные связи. Во-вторых, заранее проверять не только налогоплательщика «в разработке», но и его контрагентов. Как они сдают отчетность, сколько у них сотрудников, по какому адресу располагаются и т.п. В-третьих, уже в рамках предварительного анализа обратить внимание на перемещение товара, если есть подозрения в том, что он фиктивный. Продумать, какие доказательства подкрепят соответствующие доводы. В-четвертых, сотрудникам предпроверочного анализа рекомендовано не замыкаться на отчетности налогоплательщиков, а активнее использовать другие источники для получения сведений, которые могут доказать налоговые нарушения. В частности, интернет-сайты контрагентов, банки, справочные системы, базы госорганов и т.п.

Избегайте попадания в «черный список» СУР АСК НДС-2

Помимо стандартного способа поиска компаний с высоким налоговым риском на основе предпроверочного анализа, у налоговиков появился новый действенный инструмент. В 2016 году в инспекциях появилась СУР АСК НДС-2 (автоматическая система контроля налога на добавленную стоимость в версии № 2). СУР — система управления рисками.

Этот программный комплекс в автоматическом режиме анализирует информацию в отчетности налогоплательщика и сопоставляет ее со сведениями, предоставленными контрагентами и посредниками. В единой системе содержится информация от налогоплательщиков, налоговых агентов и иных лиц, ведущих журналы учета счетов-фактур. Теперь инспекторы могут в автоматическом режиме проследить всю цепочку реализации товаров, работ и услуг и отследить возникновение базы по НДС.

В соответствии с СУР АСК НДС-2 все налогоплательщики делятся на три категории:

  1. Налогоплательщики, которые работают только в соответствии с законом. У них никаких проблем с контрагентами, с оформлением счетов-фактур и уплатой НДС.
  2. Налогоплательщики, которые в целом работают легально, но у них есть разрывы в отчетности и неточности в документах.
  3. Налогоплательщики, которые обладают признаками несамостоятельного и недобросовестного юридического лица.

Вот так налоговики теперь группируют всех плательщиков НДС. Соответственно, третья группа компаний с высоким налоговым риском привлечет внимание налоговиков. Но организации из второй группы также могут попасть в список претендентов на проверку. Так как часто эти налогоплательщики связаны с третьей группой.

При этом если уровень риска «СУР АСК НДС-2» не соответствует уровню риска «АСК НДС», то для оценки налогоплательщика будут использовать уровень риска новой «СУР АСК НДС-2».

Чтобы не попасть в «черный список» этой программы, компании целесообразно предпринять следующие действия:

  1. Проверить, есть ли у нее документы о правоспособности юридических лиц (своих контрагентов) и правомочности лиц на подписание документов. В ином случае эти бумаги нужно запросить.
  2. Выяснить, отражены ли в отчетности контрагента основные средства, нематериальные активы и иные активы, наличие которых обусловлено условиями сделок.
  3. Сверить документы по сделке с аналогичными бумагами партнера. Особое внимание уделите обязательным реквизитам счетов-фактур. Подпишите акты сверки.
  4. Посмотрите интернет-сайт партнера. Сделайте скриншот страницы. Поищите отзывы об организации в интернете на других сайтах. Практика показывает, что скрины таких страниц часто срабатывают в пользу налогоплательщиков еще на этапе подачи возражений на акт проверки.
  5. Убедитесь, что у контрагента на самом деле есть офис или склад. Сделайте фотографии, сохраните заявки на пропуск в эти помещения при визите к партнеру.
  6. Проверьте, не судится ли ваш контрагент. Для этого зайдите в справочную систему или на сайт http://www.arbitr.ru/ в картотеку арбитражных дел. Введите наименование юрлица в поисковую строку и просмотрите судебные дела.

Такие меры позволят избежать несоответствий в налоговой отчетности. А также оперативно представить пояснения в случае предъявления претензий со стороны проверяющих — и тем самым избежать попадания в план выездных проверок.

Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»

Какие есть критерии риска

Выше мы упоминали критерии риска совершения налоговых правонарушений. Его понятие раскрыто в концепции планирования выездных налоговых проверок, которую разработала ФНС для своих работников.

В концепции перечислены 12 ситуаций. Если компания подходит под одну из них, она обязательно попадет в поле зрения налоговой.

Читать еще:  Основные отличия унифицированных форм № КС-11 и КС-14

Когда и кому грозит налоговая проверка

СитуацияЧто означаетКого касается
Низкая налоговая нагрузкаФНС на основе данных Росстата посчитала, сколько примерно налогов обязаны платить компании в разных отраслях. Например, для тех, кто занимается строительством, налоговая нагрузка составляет 11,9% от оборота. Если по декларации инспектор видит, что строительная компания платит меньше 12% от оборота, это может послужить сигналом для проведения проверкиВсех организаций и ИП
Постоянные убыткиНалоговики считают, что если компания в течение двух и больше лет приносит только убытки, то продолжать деятельность подозрительно. Скорее всего, она скрывает доходыВсех организаций и ИП
Значительная сумма вычета по НДСЕсли компания хочет вернуть 89% уплаченного НДС или даже больше — есть вероятность, что по этой схеме фирма уклоняется от уплаты НДСОрганизаций и ИП на ОСНО
Расходы растут быстрее доходовНалоговую смутит опережающий рост расходов над доходами. Например, если расходы выросли в 2 раза, а выручка не измениласьОрганизаций и ИП на ОСНО, на УСН с объектом «Доходы минус расходы»
Низкая зарплата работниковРосстат дает информацию о средней зарплате по отраслям в регионе. Если компании платят своим работникам меньше средней зарплаты, это привлечет вниманиеВсех организаций и ИП
Неоднократное приближение к предельным значениям (менее 5%)Чтобы применять налоговые спецрежимы, компании и ИП обязаны соблюдать некоторые ограничения.
Например, на патенте нельзя нанимать больше 15 человек. Если в компании постоянно меняется число работников — то 13, то 14 — налоговая может заподозрить занижение показателей, чтобы компания не потеряла право на использование спецрежима
Организаций и ИП на УСН, а также ИП на ПСН или НПД
Расходы почти равны доходамЕсли предприниматель заявляет, что у него расходы почти такие же, как и доходы. А если к тому же ИП оформляет вычет НДФЛ 83% и больше, налоговая заподозрит неладноеИП на ОСНО
Работа построена на сотрудничестве с посредникамиНалоговая посчитает сомнительной деятельность фирмы, если она работает только с посредниками через цепочку контрагентов. Например, закупает сырье и материалы не напрямую у поставщика, а через нескольких посредников, в результате чего цена значительно возрастает в сравнении со среднерыночнойВсех организаций и ИП
Компания не предоставляет документы или пояснения по запросу налоговойЕсли налоговая потребовала объяснить ошибки или противоречия в декларациях, а компания это проигнорировала, ФНС устроит выездную проверкуВсех организаций и ИП
«Миграция» между налоговыми органамиКомпании, которые с момента регистрации 2 раза или больше снялись с учета в одной ИФНС и встали на учет в другой, также привлекут внимание инспекторовВсех организаций
Низкий уровень рентабельностиРентабельность продаж и активов по отраслям перечислена в той же концепции. Если по данным бухгалтерского учета выходит, что рентабельность компании меньше на 10% от нормы, налоговые инспекторы, возможно, приедут с проверкой.Организаций на ОСНО
Деятельность с высоким налоговым рискомЭто касается работы с фирмами-однодневками. Если компания выберет недобросовестного контрагента, налоговая заподозрит в необоснованном получении налоговой выгодыВсех организаций и ИП

Выводы

Инспекция уже на несколько шагов впереди налогоплательщика, когда направляет ему решение о проведении выездной проверки . К этому моменту налоговая уже собрала массу информации в рамках предпроверочного анализа.

Проводя этот анализ, инспекция собирает комплексную информацию , которая поможет ей обосновать доначисления.

К моменту выхода на выездную инспекция уже знает, какие именно мероприятия налогового контроля она будет проводить : какие документы и по каким контрагентам исследовать, кого и по каким вопросам допрашивать. Вы чувствуете, насколько инспекция впереди компании?

Лучший вариант для компании, которая получила решение о проведении выездной проверки — сразу же обратиться в «Налоговые адвокаты» . Так поступил директор компании и сохранил 79 млн руб . Так же поступил директор другой компании, и мы успели подготовиться .

— Адвокат адвокатской палаты г. Москвы, Реестровый номер 77/9869; Руководитель адвокатской коллегии «Налоговые адвокаты»;

  • Анализ судебной практики
  • Должная осмотрительность
  • Допросы в ФНС и полиции
  • Дробление бизнеса
  • Индивидуальные предприниматели
  • Как применяется статья 54.1 НК
  • Кейсы
  • На заметку бизнесу
  • Налоговые проверки
  • Налоговые схемы и последствия их применения
  • Налоговый контроль
  • Субсидиарная ответственность

Минфин подсказал, как не платить, если слетел с патента

Не убрали из офиса лишний компьютер? Заплатите 80 млн руб

Как «отбить» доначисления? Самый полный в Рунете список аргументов против инспекции. Первая часть

Как рентабельность вашей компании может повлечь выездную налоговую проверку?

Определение ВС РФ по делу № А40-203647/2015: двойного взыскания налогов больше не будет

Как отразить обвинения в обнале и нереальности работ? 9 аргументов из практики

Напишите нам письмо

Адвокатская защита руководителейПодготовка к допросуПомощь при налоговых проверкахПомощь при уголовном преследованииПри запросе документов из органов полицииНаши публикацииДополнительные услугиАбонентское обслуживание

Подпишитесь на новости

Присоединяйтесь к нам

Thank you! Your submission has been received!

Oops! Something went wrong while submitting the form

Thank you! Your submission has been received!

Oops! Something went wrong while submitting the form

Выводы или «есть и хорошие новости…»

Сейчас у ФНС есть возможности собрать огромное количество информации о компании, её контрагентах, сделках, платежах, руководителях, учредителях, членах их семей и движении имущества. Поэтому, когда ФНС проводит выездную проверку, её цель – закрепить доказательную базу, которая уже давно была собрана.

Проверка раз в три года — просто миф. Причем очень старый. Весь комплекс камеральных мероприятий (и предпроверочного анализа и камеральных проверок) направлен на скорость. На скорость реакции ФНС относительно возможных налоговых нарушений со стороны налогоплательщиков.

Чем крупнее бизнес, тем он привлекательнее для ФНС с точки зрения доначислений. С большого и взять можно много. Поэтому можно рассмотреть вариант дробления бизнеса, чтобы стать малым в глазах налоговой. Но к дроблению надо подходить очень, очень аккуратно; оптимизация налогов не может быть самостоятельной целью дробления бизнеса. Мы писали о печальном случае, как компании доначислили более 200 млн рублей из-за дробления.

Если по результатам предпроверочного анализа выяснится, что взыскать с компании, взаимосвязанных компаний, контролирующих лиц и членов их семей нечего, то вероятность выездной проверки падает. ФНС нужно взыскать, а не просто доначислить.

Таким образом, рекомендуем вам «раствориться» среди налогоплательщиков и не привлекать к себе излишнего внимания. Также заранее обеспокоиться по поводу своих личных активов, что бы они не пошли на погашение долгов компании. Обращайтесь к нам за услугой “Сопровождение налоговых проверок”

Консалтинговая группа «Капитал» предлагает комплекс услуг по защите интересов вашего бизнеса в Федеральной налоговой службе России. Сделать заявку на услуги по защите интересов вашего бизнеса в Федеральной налоговой службе России просто позвоните нам по телефону +7 (342) 215-73-00, отправьте письмо на электронную почту audit@capital-cg.ru или приезжайте в офис по адресу; г. Пермь, ул. Сибирская, д. 32.

Ищете опытных юристов в Перми? Обращайтесь к профессионалам!

Как попасть на ВНП?

Система достаточно простая. Изначально для того, чтобы начать ВНП, формируется план выездных налоговых проверок. Каждая организация, включенная в план ВНП, согласуется с руководством управления ФНС по субъекту РФ. Для согласования о включении организации в план ВНП территориальный налоговый орган проводит проверку, так сказать предварительную и обобщенную.

Отдел, который этим занимается называется Отдел предпроверочного анализа. Данный отдел проводит мероприятия налогового контроля вне рамок налоговой проверки. Поэтому, если в формулировке полученного запроса, требования, встречной проверки, вызова на допрос и др. Вы видите, что там указано «вне рамок налоговой проверки», — это 100% предпроверочный анализ. Значит, Ваша организация по каким-либо параметрам попала в отобранный самим отделом список, и теперь сотрудники этого отдела отрабатывают по Вашей организации мероприятия для установления целесообразности или нецелесообразности проведения в отношении организации выездной налоговой проверки.

Предпроверочный анализ

Выездная налоговая проверка начинается задолго до того момента, когда налоговики постучали к вам в дверь. Перед тем как открыть проверку в той или иной организации, проделывается огромный объем работы. А именно, проводится предпроверочный анализ финансово-хозяйственной деятельности фирмы и ее контрагентов. Анализируется вся информация, которой располагает инспекция, как внутренняя, так и внешняя.

Внутреннюю информацию инспекторы получают самостоятельно, в процессе деятельности. Это могут быть и результаты ранее проводимых камеральных проверок, и проверки отдела оперативного контроля, и, наконец, декларации по налогам самой организации. Внешние источники информации – это, как правило, различные контролирующие госорганы и правоохранительные органы, с которыми есть соглашения об обмене информацией.

Так, еще на стадии сбора информации инспекторы могут направить запрос в банк о движении денег по расчетным счетам организации. Обычно из выписки становится понятно, по каким контрагентам стоит сделать встречные проверки, а какие могут быть аффилированными лицами. А уж если кто-то из партнеров имеет признаки «однодневки», то вероятность «встречать гостей» возрастает в разы.

Приоритет на включение в план проверок имеют те организации, по которым у налоговиков есть информация об участии их в схемах ухода от налогообложения или схемах необоснованной минимизации обязательств.

Но это далеко не все источники. Довольно часто налоговики используют информацию из неофициальных источников. Это, например, могут быть уволенные недовольные сотрудники компании, а иногда и конкуренты фирмы. Также интерес представляет общедоступная информация, размещенная на интернет-ресурсах или средствах массовой информации.

На основании полученных результатов уже идет отбор кандидатов на включение в план проверки, который налоговики утверждают в вышестоящем налоговом органе.

На что же опираются налоговики, когда решают: включить фирму в план проверки или нет? Прежде всего это критерии риска, которые прописаны в Концепции системы планирования выездных налоговых проверок.

Отметим, что Концепция – это документ, где изложен общий подход к проведению налогового контроля. И единая, открытая и понятная для налогоплательщиков и налоговых органов система планирования выездных проверок базируется на определенных принципах, к которым относятся:

  • режим наибольшего благоприятствования для добросовестных налогоплательщиков; – своевременность реагирования на признаки возможного совершения налоговых правонарушений;
  • неотвратимость наказания в случае выявления нарушений;
  • обоснованность выбора объектов проверки.

Первый из приведенных принципов реализован в Концепции следующим образом. Критерии риска, изложенные в документе, являются по определению общедоступными. Поэтому все организации могут самостоятельно оценить результаты своей финансово-хозяйственной деятельности и определить, насколько вероятно включение их в план проверки. Кроме этого, подтвердить добросовестные намерения и снизить риск быть включенным в кандидаты на визит налоговиков могут те организации, которые самостоятельно исправят допущенные ошибки, исключат из деятельности операции с высокими налоговыми рисками и уточнят обязательства.

Еще одним из инструментов предпроверочного анализа можно назвать специальную базу данных «Взаимозависимые лица». С помощью этой базы наглядно, в виде схемы, отображаются все аффилированные лица с интересующей организацией. Также там указаны все фирмы, которые так или иначе связаны с компанией. При этом схема содержит информацию о размерах уставных капиталов, долях участия в них, степени родства и подчиненности учредителей – физических лиц, а также информацию о руководителях фирм, их смене и изменении состава участников взаимозависимых организаций.

ВНИМАНИЕ! Если вас не должны проверять, но включили в план — подайте заявление

Подготовьте следующие документы:

Заявление об исключении из плана проверок (форма по ссылке).

Если у вас ООО, сделайте копию бухгалтерской отчётности.

Если вы ИП, подготовьте копию отчета по УСН или НДФЛ.

Для организаций всех форм, нужна копия отчета для налоговой о численности персонала.

Эти документы подавайте в орган, который назначил проверку — информацию смотрите в плане проверок.

В течение 10 дней примут решение об отмене вашей проверки и до 2021 года включать вас в план больше не должны.

Несмотря на мораторий, государственный контроль в 2021 году будет осуществляться. Каким образом? Читайте далее.

Критерий № 7. Молчание в ответ на запросы ИФНС

Если в рамках камеральной налоговой проверки инспекторы находят несоответствия либо ошибки в данных декларации, они уведомлением просят у компании пояснения. После получения уведомления надо исправить ошибки (если они есть) и представить в инспекцию письменные пояснения. Либо (если ошибок нет) дать письменные разъяснения своей позиции. Запрос ИФНС, оставшийся без ответа, может вызвать подозрения в реальности существования компании.

Конечно, это далеко не исчерпывающий список оснований для выездной проверки. В этой статье приводятся только самые очевидные причины. Дополнительную информацию вы можете найти на сайте ФНС, в разделе Концепция системы планирования выездных налоговых проверок .

Отдельно хочу заметить, что налоговым рискам компаний, находящихся у нас на бухгалтерском обслуживании, мы уделяем самое пристальное внимание, чтобы не давать ИФНС поводов для налоговой проверки.

В частности, в обязательном порядке:

  • отслеживаем отклонения показателей компании от среднеотраслевых; советуем, что предпринять;
  • анализируем хозяйственные договоры клиентов, рекомендуем им более безопасные (с точки зрения налогов) формулировки;
  • мониторим запросы от ИФНС через электронную систему сдачи отчетности и оперативно на них реагируем

Причем все это делается не просто по личному желанию бухгалтера, а является стандартом обслуживания и закреплено в регламенте (соблюдение которого контролируется внутренней группой контроля).

Встречные проверки. Предпроверочный анализ ФНС

Преподаватель Первого дома Консалтинга «Что делать Консалт».

• Имеет опыт работы в налоговой службе более 15-ти лет, а также многолетний опыт преподавательской деятельности.

• Закончил Луганский институт внутренних дел по специальности «юрист» и Восточный университет по специальности «бухучёт и аудит».
По мнению Михаила, одним из главных залогов успеха при общении с Клиентами являются умение выстраивать диалог с ними, потому что монолог зачастую мешает донести необходимую информацию. Стремится не навязывать свою позицию, а приводить аргументы, которые позволят Клиенту самостоятельно проанализировать информацию и сделать правильный выбор. В этом случае общение становится более лёгким и плодотворным.

Программа мероприятия

Преподаватели

Преподаватель Первого дома Консалтинга «Что делать Консалт».

• Имеет опыт работы в налоговой службе более 15-ти лет, а также многолетний опыт преподавательской деятельности.

• Закончил Луганский институт внутренних дел по специальности «юрист» и Восточный университет по специальности «бухучёт и аудит».
По мнению Михаила, одним из главных залогов успеха при общении с Клиентами являются умение выстраивать диалог с ними, потому что монолог зачастую мешает донести необходимую информацию. Стремится не навязывать свою позицию, а приводить аргументы, которые позволят Клиенту самостоятельно проанализировать информацию и сделать правильный выбор. В этом случае общение становится более лёгким и плодотворным.

Программа мероприятия

Понятие, цель и основания для проведения встречной проверки.
Предпроверочный анализ.
Выбор жертвы для проведения налоговой проверки.
Порядок и сроки подготовки документов.
Отсрочка предоставления документов (информации).
Ответственность за отказ предоставить документы (информацию) или несвоевременное их предоставление.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector