Lazurnensky.ru

Обзорный аналитик
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

С 2021 года изменится форма уведомления о контролируемых сделках

Пережив март, апрель – годовую и квартальную отчетность, мы с нетерпением ждем мая – долгожданного отдыха, праздников, тепла. Но в конце месяца некоторые бухгалтеры должны встрепенуться и подать уведомление о контролируемых сделках. Срок его сдачи в этом году – 21 мая.

Как понять, относитесь ли вы к организациям, которые должны подавать данное уведомление? Сразу оговорюсь, подача уведомления обязанность обоюдная – его отправляют в ИФНС оба участника сделки.

Начнем с истоков: критерии отнесения сделок к контролируемым описаны в статье 105.14. НК РФ. Список критериев несколько больше, чем мы рассмотрим в нашем выпуске, в котором сделан упор на самые часто встречающиеся варианты. Опустим такие специфические виды деятельности, как работа со Сколково, добыча нефти в новом морском месторождении и другие.

Основными критериями являются:

  • сделки между взаимозависимыми лицами (кого к ним причисляют, опишем ниже);
  • реализация товара взаимозависимыми лицами через посредника, который не вкладывает какие-либо значительные трудозатраты в перепродажу товара (сделано для того, чтобы связанные лица не уходили от контроля при помощи третьего участника);
  • внешнеторговые сделки более 60 млн руб. по продаже нефти, ее производных, а также еще некоторых специфических товаров, описанных в п. 5 той же статьи (сделки с представительствами этих фирм, находящимися на территории РФ, также относятся к контролируемым);
  • сделки на сумму более 60 млн руб. с участие резидентов офшорных зон.

Признаки взаимозависимости описаны в п. 2 ст. 105.1 НК РФ, основные среди которых:

  • доля участия юридического или физлица в уставном капитале организации более 25% (список участников можно посмотреть, сформировав ОСВ по 80 счету);
  • между физлицами существуют близкородственные связи.

Но даже если ваши организации взаимозависимы, это не означает, что вам однозначно придется отчитываться перед контролирующими органами. Это обязанность возникнет в следующих случаях (полный перечень указан в п. 2 ст. 105.14 НК РФ):

  • сумма выручки за год превысила 1 млрд руб.;
  • сделки суммой более 60 млн руб., где одна из сторон является плательщиком налога на добычу полезных ископаемых;
  • сделки суммой более 100 млн руб., где одна из сторон применяет режимы ЕСХН и ЕНВД.

Каковы основные критерии контролируемых сделок в 2020 — 2021 годах

Контролируемые сделки подлежат проверке ФНС на предмет наличия или отсутствия намерений участников соответствующих сделок уклониться от налогов (уменьшить их) посредством необоснованных манипуляций с ценами на товары и услуги, являющиеся предметом заключения соглашений. Так, уменьшив цену в контракте, плательщик может снизить налоговую базу, а увеличив — повысить базу для исчисления вычетов по НДС и завышения расходов. Данные действия — противозаконны.

Контролируемыми в общем случае считаются сделки между взаимозависимыми лицами и сделки, приравненные к таковым (п. 1 ст. 105.14 НК РФ). При этом к зависимым в целях определения контролируемости сделок относятся фирмы, соответствующие критериям, указанным в ст. 105.1 НК РФ, а для целей признания сделок между ними контролируемыми ст. 105.14 НК РФ установлены определенные критерии. Спектр данных критериев весьма широкий. Далее в специальных разделах статьи мы рассмотрим их сущность подробнее.

Приравниваться к контролируемым могут сделки, в которых участвуют «ненужные» посредники, сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли и некоторые другие. Кроме того, суд может признать сделку контролируемой по заявлению ФНС (п. 10 ст. 105.14 НК РФ).

Субъектами контролируемых сделок в различных сочетаниях могут быть взаимозависимые или приравненные к таковым:

  • налоговые резиденты и нерезиденты РФ;
  • российские фирмы;
  • иностранные фирмы.

Стоит отметить, что субъектами контроля со стороны ФНС (на предмет тех же нарушений, о которых мы сказали в начале статьи) могут быть, теоретически, не только взаимозависимые, но и любые другие лица, давшие повод налоговикам обратить на себя внимание, — например, осуществив необоснованное занижение или завышение цен в контрактах (письмо ФНС от 02.11.2012 № ЕД-4-3/18615). Однако суды относятся к проверкам ФНС лиц, не являющихся зависимыми, не слишком лояльно (решение ВС РФ от 01.02.2016 № АКПИ15-1383).

Проверьте, правильно ли вы определили критерии контролируемых сделок с помощью Готового решения от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Контролируемые сделки по новым правилам

Старший юрист-консультант компании «Что делать Консалт»

Закон № 302-ФЗ от 03.08.2018 внёс поправки в статью 105.14 НК РФ, которые уточняют порядок признания внутрироссийской сделки контролируемой. Старший юрист-консультант Николай Шамин ответил на самые актуальные вопросы по этой теме.

Какие сделки считались контролируемыми раньше?

Согласно устаревшей редакции контролируемыми называли сделки:

  • с российским взаимозависимым лицом, если годовая сумма доходов по сделкам больше 1 млрд руб. (Письмо Минфина России от 06.07.2017 № 03-12-11/1/42985);
  • с взаимозависимым лицом на УСН, если годовая сумма доходов по сделкам больше 60 млн руб.;
  • с взаимозависимым лицом – плательщиком ЕСХН или ЕНВД, если годовая сумма доходов по сделкам больше 100 млн руб.;
  • с офшорными компаниями, если годовая сумма доходов по сделкам больше 60 млн руб.;
  • с взаимозависимым лицом – иностранной организацией, в том числе офшорной компанией, или нерезидентом независимо от суммы (письма Минфина России от 10.05.2016 № 03-01-18/28673, ФНС России от 17.08.2017 № ЗН-4-17/16223@);
  • импорт и экспорт нефти, нефтепродуктов, цветных и драгоценных металлов, если годовая сумма доходов по сделкам с одним лицом больше 60 млн руб. (Письмо Минфина России от 10.02.2014 № 03-01-18/5229).

Что изменилось?

Изменился порядок признания внутрироссийской сделки контролируемой, а именно:

  • скорректирован перечень оснований, одними из которых указаны применение разных ставок по налогу на прибыль и освобождение одного из субъектов от уплаты налога на прибыль;
  • для всех внутрироссийских сделок установлен единый порог по сумме доходов для признания их контролируемыми – 1 млрд руб. (ранее для отдельных сделок он составлял 60 млн и 100 млн руб.);
  • введён суммовой порог по выручке для отнесения сделок с иностранными взаимозависимыми лицами к категории контролируемых – 60 млн руб.

Указанные изменения выводят ряд сделок из категории контролируемых (например, если сделка не отвечает признакам п. 2 ст. 105.14 НК РФ, она не контролируется, даже если доходы по ней превышают 1 млрд руб., или если обе стороны сделки применяют стандартную ставку по налогу на прибыль, то сделки между ними признаваться контролируемыми не будут).

Сумма доходов по таким сделкам за календарный год определяется путём сложения сумм полученных доходов по таким сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год с учётом порядка признания доходов, установленных главой 25 НК РФ (п. 9 ст. 105.14 НК РФ). При этом при определении суммы доходов по сделкам за календарный год учитываются доходы в виде процентов, полученных по договору займа (например, Письмо Минфина России от 23.05.2012 № 03-01-18/4-67).

Далее рассмотрим особенности определения контролируемых сделок между российскими контрагентами и иностранными партнёрами.

Внутрироссийские сделки будут контролироваться при одновременном соблюдении двух критериев:

  • если сумма доходов по таким сделкам за соответствующий календарный год превышает 1 млрд руб.;
  • если сделки удовлетворяют условиям, указанным в пункте 2 статьи 105.14 НК РФ.

В то же время в список условий, указанных в пункте 2 статьи 105.14 НК РФ, добавлены следующие пункты:

  • если стороны применяют разные ставки по налогу на прибыль от деятельности, в рамках которой заключена сделка;
  • если доходы (расходы) по сделке учитываются при определении налоговой базы по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.

Обращаем внимание

Если одна из сторон сделки освобождена от обязанностей плательщика налога на прибыль организаций или стороны применяют разные ставки налога на прибыль к прибыли от деятельности, сделка будет признана контролируемой[1]. Например, поскольку участник специальной экономической зоны (СЭЗ) в соответствии с подпунктом 1.7 статьи 284 НК РФ применяет по своим сделкам пониженную ставку налога на прибыль, сделка с взаимозависимым лицом, которое не является участником специальной экономической зоны (СЭЗ), будет признана контролируемой.

Читать еще:  Как разработать и утвердить план мероприятий по охране труда

Более того, контролируемой сделка теперь может стать, даже если обе её стороны – участники специальной экономической зоны (СЭЗ). Ведь они могли получить этот статус в разное время. Значит, у одного из них может уже истечь трёхлетний срок, в течение которого он имел право применять ставку налога на прибыль 2 % по платежам в региональный бюджет. То есть он перейдёт на ставку 6 %, чем будет отличаться от своего контрагента, у которого названный трёхлетний срок ещё не истёк.

Ещё одним важным нововведением в НК РФ является изменение контроля в отношении операций с посредниками и иностранными компаниями, а именно при работе с данной категорией лиц сделка может быть признана контролируемой. В соответствии с пунктом 1 статьи 105.14 НК РФ операции через посредников, не являющихся взаимозависимыми, а также сделки со взаимозависимыми иностранными лицами будут признаны контролируемыми, если доходы по ним за год превышают 60 млн руб. Необходимо отметить, что ранее сделки с иностранными контрагентами подлежали обязательному контролю независимо от суммы контракта.

Сделки, в которых участвуют невзаимозависимые посредники, признаются контролируемыми, если:

  • фактические стороны осуществляемой сделки через посредников – взаимозависимые лица (пп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ);
  • посредники участвуют в сделке формально, не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов для организации перепродажи (пп. 2 п. 1 ст. 105.14 НК РФ);
  • превышен суммовой порог в размере 60 млн руб. (п. 3 ст. 105.14 НК РФ).

Какие сделки не признаются контролируемыми?

Не признаются контролируемыми следующие сделки (вне зависимости от того, удовлетворяют ли сделки условиям, предусмотренным п. п. 1-3 ст. 105.14 НК РФ):

1) сторонами которых являются участники одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков, образованной в соответствии с НК РФ (за исключением сделок, предметом которых является добытое полезное ископаемое, признаваемое объектом налогообложения НДПИ, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах, а также сделок, доходы (расходы) по которым учитываются при определении налоговой базы по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья);

2) сторонами которых являются лица, удовлетворяющие одновременно следующим требованиям:

  • указанные лица зарегистрированы в одном субъекте РФ;
  • указанные лица не имеют обособленных подразделений на территориях других субъектов РФ, а также за пределами РФ;
  • указанные лица не уплачивают налог на прибыль организаций в бюджеты других субъектов РФ;
  • указанные лица не имеют убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие налоговые периоды), принимаемых при исчислении налога на прибыль организаций;
  • отсутствуют обстоятельства для признания совершаемых такими лицами сделок контролируемыми в соответствии с подпунктами 2-7 пункта 2 статьи 105.14 НК РФ;

3) сделки между налогоплательщиками, указанными в пункте 1 статьи 275.2 НК РФ, совершаемые ими при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, в отношении одного и того же месторождения (участка недр до выделения на соответствующем участке недр первого нового морского месторождения углеводородного сырья);

4) межбанковские кредиты (депозиты) со сроком до семи календарных дней (включительно);

5) в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом от 19.07.1998 № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами»;

6) сделки по предоставлению поручительств (гарантий) в случае, если все стороны такой сделки являются российскими организациями, не являющимися банками;

7) сделки по предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами, местом регистрации либо местом жительства всех сторон и выгодоприобретателей по которым является Российская Федерация.

Определение цены контракта

Трансфертное ценообразование – установление в сделках между взаимозависимыми лицами цен, отличных от рыночных. Правила трансфертного ценообразования регулируются разделом V.1 НК РФ.

Признание цен рыночными для целей налогообложения осуществляется в соответствии с разделом V.1 кодекса, в том числе с применением методов, указанных в пункте 1 статьи 105.7 кодекса, посредством сопоставления сделок между взаимозависимыми лицами со сделками, сторонами которых не являются взаимозависимые лица.

При определении доходов (расходов), полученных в результате сделок между взаимозависимыми лицами, разделом V.1 НК РФ предусмотрено применение общепринятого в мировой практике принципа «вытянутой руки» («справедливой цены»), закрепленного пунктом 1 статьи 105.3 кодекса (Письмо от 28.08.2018 № 03-12-11/1/61211)

Налогоплательщики в рамках гражданско-правовых отношений при заключении сделок между взаимозависимыми лицами не обязаны руководствоваться в вопросах ценообразования положениями Налогового кодекса РФ (Письмо от 13.12.2018 № 03-12-11/1/9081).

Расчёт цены может осуществляется в соответствии с формулой, определённой в договоре. Изменение цены, обусловленное применением такой формулы, не может признаваться изменением условий сделки (договора). Такая позиция высказана и в Письме Минфина России от 17.07.2013 № 03-01-18/27879.

Контроль ценообразования сделок

Соответствие цены контролируемых сделок проверяет ФНС России. Оно не может выступать предметом выездных и камеральных проверок, проводимых нижестоящими налоговыми инспекциями. В то же время представители территориальных ИФНС вправе применять методы определения доходов (выручки, прибыли), предусмотренные главой 14.3 НК РФ, если использование рыночных цен предусмотрено соответствующими нормами глав 21, 23, 25 НК РФ.

ФНС России в своём Письме от 16.09.2014 № ЕД-4-2/18674@ разъясняет полномочия ФНС России и территориальных налоговых органов в сфере контроля ценообразования по сделкам между взаимозависимыми лицами, не признаваемым контролируемыми согласно статье 105.14 НК РФ, а именно:

  • проверка соответствия цен в контролируемых сделках осуществляется непосредственно ФНС России;
  • проверка цен в сделках между взаимозависимыми лицами, но которые не признаются контролируемыми, может проводиться территориальными налоговыми органами в ходе камеральной или выездной налоговой проверки, в случае занижения цен, что приводит к получению необоснованной налоговой выгоды (ст. 105.3 НК РФ, письма Минфина России от 25.02.2016 № 03-01-11/10321, ФНС от 27.11.2017 № ЕД-4-13/23938@, Обзор ВС РФ от 16.02.2017).

При проверке контролёры в первую очередь применяют метод сопоставимых рыночных цен, посредством сопоставления сделок между взаимозависимыми лицами со сделками, сторонами которых не являются взаимозависимые лица. Если этот метод невозможен, применяют другие (п. п. 1-3 ст. 105.7 НК РФ, Письмо Минфина России от 28.11.2018 № 03-12-12/1/85982, Письмо Минфина России от 13.12.2018 № 03-12-11/1/90817). При этом налоговый орган должен обосновать невозможность применения того или иного метода:

  • метод цены последующей реализации;
  • затратный;
  • сопоставимой рентабельности;
  • распределения прибыли.

В то же время НДС, налог на прибыль, НДПИ, НДФЛ, заниженные из-за трансфертных цен, контролёры могут доначислить с пенями и штрафами (п. 4 ст. 105.3, ст. 129.3 НК РФ, Письмо ФНС России от 02.11.2012 № ЕД-4-3/18615).

Обращаем внимание

Появилось мнение суда: цена по неконтролируемым сделкам может быть проверена только при многократном отклонении от рыночного уровня (цены по сделкам с невзаимозависимыми контрагентами). Отклонение цен по спорным сделкам в диапазоне от 11 до 52 % по сравнению с ценами на аналогичный товар по сделкам предпринимателя с третьими лицами не является многократным. Более того, при определении размера отклонений не учитывается сопоставимость сделок, выбранных для сравнения (в т. ч. по критерию объёма поставок) (см. Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 29.03.2018 № 303-КГ17-19327).

В случаях, не предусмотренных разделом V.1 НК РФ, налоговые органы не вправе оспаривать цену товаров (работ, услуг), указанную сторонами сделки и учтённую при налогообложении. Несоответствие применённой налогоплательщиком цены рыночному уровню не свидетельствует о получении необоснованной налоговой выгоды (п. 3 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением отдельных положений разд. V.1 и ст. 269 Налогового кодекса Российской Федерации, утверждённого Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017).

Уведомление за 2018 год нужно подать по новой форме

В 2019 году налогоплательщик должен уведомить ИФНС о сделках, которые признавались контролируемыми в 2018 году.

Читать еще:  Заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога, образец заполнения для налоговой

За 2018 год уведомления подаются по новой форме (Приказ ФНС России от 07.05.2018 № ММВ-7-13/249@).

Срок сдачи уведомлений за 2018 год – не позднее 20 мая. Уточнённые уведомления за прошлые годы сдаются по прежней форме (Письмо ФНС России от 25.10.2018 № ЕД-3-13/7636@).

Итак, законодатель уточнил критерии определения контролируемых сделок. Во- первых, установлен порог суммы сделки с иностранным взаимозависимым лицом и сделки через посредника. Во-вторых, применение самостоятельного суммового критерия в 1 млрд руб. теперь недостаточно для признания сделки контролируемой. Для этого необходимо наличие одного из критериев пункта 2 статьи 105.14 НК РФ. Благодаря этому налоговые органы сфокусируют своё внимание на крупных сделках, имеющих важное значение для бюджетной системы. Кроме того, ряд налогоплательщиков будет освобождён от обязанности составления и направления уведомлений в налоговые органы по небольшим сделкам, что не исключает контроля за ценообразованием.

Уведомление о контролируемых сделках: образец заполнения

Сведения в уведомительном документе могут быть представлены в разрезе каждой сделки или по группам однородных операций. В бланке обязательно надо указать год, в котором были совершены рассматриваемые операции, предметы договорных отношений и ключевые сведения об участниках соглашений, указываются и суммы доходов и расходов по описываемым сделкам.

Форма уведомления о контролируемых сделках в 2018 году была изменена налоговиками. По итогам текущего года надо будет отчитываться по новому шаблону. Бланк документа приведен в Приказе ФНС от 07.05.2018 г. № ММВ-7-13/249@.

В форму уведомления о контролируемых сделках за 2018 год были внесены следующие изменения:

в разделе 1Б цену по сделке можно вводить не только в национальной валюте, но и в иностранной, итоговая сумма указывается в рублевом эквиваленте;

обновлены коды в уведомлении о контролируемых сделках – появилось поле для обозначения шифров валют;

в отношении заимствованных денежных средств, денег на банковских вкладах необходимо отражать величину годовой процентной ставки.

По новым правилам заполнение уведомления о контролируемых сделках не является обязательным для посредников (комиссионеров, агентов), если осуществленные операции относятся к посредническим договорам, когда сделка совершена ими от своего имени. В ситуации, когда посредник был уполномочен действовать от своего имени по поручению заказчика, уведомление о контролируемых сделках 2018 подается принципалом (комитентом, заказчиком услуги). Для идентификации таких сделок предусмотрены:

поле 2 в разделе 1А;

поле 3 в разделах 2, 3.

Правила заполнения

Порядок заполнения уведомления о контролируемых сделках (приложение № 3 к приказу № ММВ-7-13/249@) предполагает, что все строки бланка должны содержать информацию. Если в отдельных ячейках нет числовых или текстовых данных, ставится прочерк. Внесенные сведения нельзя перечеркивать или исправлять при помощи канцелярских корректирующих средств. Налоговый инспектор не примет к рассмотрению уведомление о контролируемых сделках (2018), если оно распечатано с двух сторон листа — разрешена только односторонняя печать.

При оформлении титульной страницы вводятся регистрационные данные (ИНН/КПП) налогоплательщика, обозначается номер корректировки, год, за который подготовлена информация, обозначается код ОКТМО и соответствующий налоговый орган. Наименование предприятия указывается полностью без сокращений. В нижнем блоке первой страницы отражаются сведения о том, кто подает уведомления о контролируемых сделках – сам налогоплательщик (код 1) или уполномоченный им представитель (код 2).

Следующая страница уведомительного бланка отведена для отражения данных о физическом лице, если уведомление представляется гражданином (не ИП). Но этот лист должен заполняться только в том случае, если у такого налогоплательщика отсутствует код ИНН.

Пример заполнения уведомления о контролируемых сделках применительно к разделу 1А должен быть оформлен по следующим правилам:

при помощи кодов выделяются сделки с участием комиссионеров;

обозначается вид взаимозависимости сторон (п. 2);

соответствующими кодами (п.п. 3.1-3.3) отражаются основания для отнесения сделки к разряду контролируемых;

фиксируются сведения о сделке (товар, услуга и др.), количественный состав участников договора и сумма доходов, расходов (подразделы 4 и 5 раздела 1А).

Все необходимые коды, применяемые для отражения данных в уведомлении, приведены в приложениях 1-3 к Порядку заполнения.

В разделе 1Б уточняются данные по предмету соглашения. Если операция относится к внешнеэкономической деятельности, необходимо указать код по ТН ВЭД. Приводятся сведения о стране регистрации участников сделки, единицах измерения предмета договора, стоимости услуги или товара.

В раздел 2 вносится информация о второй стороне сделки – регистрационные данные и наименование. Если взаимозависимое лицо является иностранной компанией, надо указать наименование в русской и латинской транскрипции и заполнить поля 4.6 – 4.8.

Какие налоги присутствуют в 2020 году

Достаточно часто представители предпринимательской сферы нашей страны задаются вопросом того, все ли налоги могут попадать под контроль налоговиков? В 2020 году законодательство включает в себя ограниченный список налогов. Их полнота исчислений может контролироваться:

  1. Налогом с прибыли, которая была получена организацией.
  2. Налогом на доходы физлиц, который был уплачен от доходов, полученных предпринимательством или предоставлением частных услуг.
  3. НДПИ. В данном случае в качестве предмета сделки выступают добытые ископаемые. При их добыче налогообложение осуществляется по ставке, которая измеряется в процентах.
  4. Налог на добавленную стоимость. НДС используется если один из участников сделки, не является плательщиком НДС или по определенным причинам освобожден от их уплаты.

Кто должен представлять уведомление

Сведения в отношении совершенных налогоплательщиками в календарном году контролируемых сделок указываются в уведомлениях о контролируемых сделках, направляемых налогоплательщиком в налоговый орган по месту его нахождения (месту его жительства) в срок не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки.

Налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших налогоплательщиков, представляют указанные уведомления в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Неправомерное непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, совершенных в календарном году, или представление налогоплательщиком в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, содержащего недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб.

По выбору налогоплательщиков уведомления о контролируемых сделках могут представляться в налоговый орган по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронном виде.

Форма (форматы) уведомления о контролируемых сделках, а также порядок заполнения формы и порядок представления уведомления о контролируемых сделках в электронном виде утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Минфином России.

Форма уведомления должна быть утверждена ФНС России.

В случае обнаружения неполноты сведений, неточностей либо ошибок в заполнении представленного уведомления о контролируемых сделках налогоплательщик вправе направить уточненное уведомление.

1. Календарный год, за который представляются сведения о совершенных налогоплательщиком контролируемых сделках.

2. Предметы сделок.

3. Сведения об участниках сделок:

полное наименование организации, ИНН (в случае, если организация состоит на учете в налоговых органах в РФ);

фамилия, имя, отчество ИП и его ИНН;

фамилия, имя, отчество и гражданство физического лица, не являющегося ИП.

4. Сумма полученных доходов и сумма произведенных расходов (понесенных убытков) по контролируемым сделкам с выделением сумм доходов (расходов) по сделкам, цены которых подлежат регулированию.

Налогоплательщики, совершавшие в 2016 году сделки, признаваемые согласно главе 14.4 НК РФ контролируемыми, обязаны представить в налоговые органы уведомление о таких сделках (п. 1 ст. 105.16 НК РФ).

На основании информации, содержащейся в уведомлении, налоговые органы вправе проверить полноту исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.

Уведомление обязана представлять каждая сторона сделки, в том числе применяющая срецрежимы (УСН, ЕСХН, ЕНВД) (пп. 3-4 п. 2 ст. 105.14 НК РФ).

Если спецрежимы применяют обе стороны сделки, то такие сделки не контролируются (пп. 3, 4 п. 2 ст. 105.14 НК РФ).

Читать еще:  Образец договора беспроцентного займа от учредителя и организацией

Форма и порядок заполнения уведомления о контролируемых сделках утверждены приказом ФНС России от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524@. Уведомление о контролируемых сделках за 2016 год следует представлять не позднее 22.05.2017 (п. 2 ст. 105.16 НК РФ).

Итоги

Законодательство РФ определяет широкий круг потенциальных субъектов контролируемых сделок. Ими могут быть как российские, так и зарубежные фирмы, работающие в РФ. В большинстве случаев они будут взаимозависимыми с партнерами по сделкам или будут иметь статус приравненных к взаимозависимым с ними. До 20 мая года, следующего за отчетным, налогоплательщики должны отчитываться перед ФНС по контролируемым сделкам.

  • Налоговый кодекс РФ
  • приказ ФНС от 26.07.2019 № ММВ-7-13/[email protected]

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Какие сделки не относятся к контролируемым

Из перечня контролируемых исключены следующие виды сделок:

  1. Заключенные между участниками одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков (кроме сделок, на основании которых уплачивается НДПИ по ставке, выраженной в процентах).
  2. Участники которых соответствуют всем нижеперечисленным условиям:
    • Имеют место регистрации на территории одного субъекта РФ.
    • У них отсутствуют обособленные подразделения в иных субъектах РФ либо за рубежом.
    • Данные участники не платят налог на прибыль организаций в бюджеты иных субъектов РФ.
    • Данные участники не имеют отрицательных финансовых показателей, учитываемых при расчете налога на прибыль организаций.
    • Нет иных условий для признания заключаемых данными участниками сделок контролируемыми согласно подп. 2–7 п. 2 ст. 105.14 НК РФ.
  3. Договоры между лицами, заключаемые в рамках добычи углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, в отношении одного и того же месторождения.
  4. Кредитные (депозитные) договоры, заключаемые между кредитными организациями на период до 7 календарных дней (включительно).
  5. Договоры в области военно-технического взаимодействия РФ с зарубежными странами.
  6. Договоры по предоставлению поручительств (гарантий) между отечественными организациями, не имеющими статуса банков, а также договоры беспроцентного займа между взаимозависимыми лицами, зарегистрированными на территории РФ.
  7. Уступка прав банком другому банку в рамаках предупреждения банкротства банка или во исполнение акта Правительтсва РФ.

Таким образом, в зависимости от вида сделки, налогоплательщика и общего дохода по соответствующей сделке (сделкам) за календарный год договор, заключенный между взаимозависимыми лицами или приравненный к нему, признается контролируемой сделкой в целях налогообложения. Законом также предусмотрены случаи, когда сделка, имеющая признаки контролируемой, таковой не является.

Пример XML-файла Уведомления о контролируемых сделках 2020 и XSD-файл схемы данных

Нормативная база

Приказ ФНС России от 07.05.2018 N ММВ-7-13/249@ (в редакции Приказа ФНС России от 26.07.2019 N ММВ-7-13/380@)

Пример XML-файла для электронной отправки Уведомления о контролируемых сделках за 2019 год

Далее вы можете скачать в zip-архиве подготовленный нами пример XML-файла для электронной отправки Уведомления о контролируемых сделках за 2019 год:

XSD-схема данных для Уведомления о контролируемых сделках за 2019 год

Далее вы можете скачать в zip-архиве файл схемы данных XSD для Уведомления о контролируемых сделках 2019:

Проверяйте ваши XML-файлы в нашем

Это проверка всех актуальных XML-форматов для налоговой и ЭДО с автоопределением типа документа

Это быстро, наглядно и конфиденциально

Если вам нужна помощь с настройкой передачи ваших данных в форматы XML/чтения данных из форматов XML — обращайтесь, всегда сможем помочь.

Мы имеем опыт преобразования различных данных в форматы XML с 2014 года, в том числе средствами Excel. У нас есть собственная разработка — Excel-плагин (библиотека функций) для работы с форматами XML, который позволяет быстро настраивать форматы XML, а также обеспечивать актуализацию настроенных XML-форматов.

Что еще изменилось в правилах контроля за расчетами

Поправки коснулись зачисления и списания денег для лизинговых платежей от 600 000 Р : они попали под обязательный контроль. Аналогично — с операциями иностранных структур, если они работают не дольше трех месяцев и раньше движений по счету не было.

Формулировки о контроле операций, связанных с азартными играми, стали конкретнее, но такие выплаты и раньше были под наблюдением.

При выплате участнику лотереи выигрыша на сумму до 15 000 Р не нужно проверять паспорт.

Под контроль попали страховые выплаты юрлицам — для физлиц так было и раньше. Росфинмониторинг будет получать информацию о выплатах по страхованию на случай смерти, дожития, пенсионному страхованию или полисам с периодическими выплатами.

Лимит операций по второму и последующему зачислению денег на счета для гособоронзаказа уменьшен с 50 000 000 до 10 000 000 Р . При первом зачислении пороговое значение так и осталось равным 600 000 Р .

Перечень изменений в оформлении с 1 июля 2021

Изменения условно подразделяются на 2 группы:

  1. Поправки, касающиеся всех налогоплательщиков, составляющих счета-фактуры в процессе своей деятельности.
  2. Изменения, затрагивающие только тех налогоплательщиков, которые осуществляют продажу прослеживаемых товаров.

Изменения в новом бланке для всех лиц:

  1. Появилась строка 5а, предназначенной для отображения номера и даты соответствующего отгрузочного документа (например, накладной). Если в С/Ф фиксируются сведения о нескольких отгрузках одновременно, номера/даты соответствующих отгрузочных документов (накладных) перечисляются через точку с запятой в данной строке.
  2. Расширилась графа 1, относящаяся к табличной части новой формы. В данной графе будет отображаться порядковый номер вносимой записи товаров. При этом в графе 1а фиксируются товарные наименования, а в графе 1б – специальные коды, которые присваиваются данным товарам.
  3. Изменилось название графы 11. В ней отражается РНПТ. Если ввозимая продукция не является прослеживаемой, в указанной графе отражают регистрационный номер соответствующей декларации на товары.

Изменения в новой формы для лиц, осуществляющих продажу прослеживаемых товаров:

  1. В графе 11, изменившей свое наименование, следует отражать соответствующий РНПТ для партии прослеживаемых товаров.
  2. Появилась графа 12. Она используется для отражения кода единицы измерения прослеживаемого товара.
  3. Появилась графа 12а. Она применяется для указания соответствующего условного обозначения, присвоенного единице измерения конкретного товара по системе ОКЕИ.
  4. Появилась графа 13. Она предназначена для отражения количества товара, исчисляемого в надлежащей единице изменения, применяемой для целей прослеживаемости.

Кроме того, в новой форме для вышеперечисленных граф 11-13 к одной строке можно формировать определенное количество подстрок. Такая опция пригодится, если товары, которые прослеживаются, имеют одинаковые название/цену/единицу измерения, но различающиеся РНПТ.

Когда и как заполняется

Счета-фактуры формируются, если продаются товары (услуги), относящиеся к объектам налогообложения НДС. Соответствующие правила четко регламентируются п. 3 ст. 169 Налогового кодекса РФ, а некоторые исключения оговорены содержанием ст. 149 НК РФ. С 1 июля 2021 года СФ обязательно оформляются при продаже прослеживаемых товаров.

Законом № 371-ФЗ от 09.11.2020 оговорено, что продавцы прослеживаемых товаров составляют необходимые с/ф только в электронном виде. Бумажный носитель разрешено использовать, если прослеживаемая продукция продается обычному гражданину или самозанятому (плательщику НПД), реализуется в порядке реэкспорта, а также в тех случаях, когда данная продукция вывозится из России в прочие страны, участвующие в ЕАЭС.

Таким образом, новая форма будет включать с 01.07.2021 такие строки:

  • 1 – идентифицирующие реквизиты с/ф (его номер/дата).
  • 2/2а/2б – сведения о продавце (наименование, адрес, реквизиты).
  • 3/4 – информация об отправителе/получателе груза.
  • 5/5а – реквизиты платежного/отгрузочного документа.
  • 6/6а/6б – информация о покупателе (название юрлица, адрес, его ИНН/КПП).
  • 7 – обозначение/код используемой валюты.
  • 8 – информация о госконтракте (если заключался).

Табличная часть новой формы содержит такие сведения:

  1. Номер записи / название / код проданного товара.
  2. Сведения о единице измерения.
  3. Количество/цена проданного товара.
  4. Стоимость.
  5. Наличие/сумма акциза.
  6. Ставка/сумма НДС.
  7. Стоимость, включающая НДС.
  8. Данные страны-изготовителя.
  9. РНПТ.
  10. Единица измерения (если прослеживаемая продукция).
  11. Количество продукции (если она прослеживаемая).

Графы 12/12а/13 подлежат заполнению лишь только в тех случаях, когда реализованный товар относится к категории прослеживаемых.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты