Lazurnensky.ru

Обзорный аналитик
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

ВС указал, что срок назначения повторной выездной налоговой проверки должен быть разумным

Разумный срок повторной выездной налоговой проверки. Новые вводные от Президиума ВС РФ

В обзоре Президиума ВС РФ от 14.11.2018 г. обобщены судебные акты, посвященные вопросам исчисления налогов, налоговому администрированию.

Налогоплательщикам небезынтересно будет изучить решения высших судей по ключевым вопросам применения законодательства о налогах и сборах, поскольку нижестоящие суды будут ориентироваться на приведенные подходы.

Сразу отметим, что высшие судьи по всем трем рассматриваемым налоговым спорам, вынесли решения в пользу компаний.

Крупнейшие налогоплательщики

В законодательстве установлены критерии для крупнейших налогоплательщиков, по которым их признают таковыми (приказ ФНС от 16.05.2007 № ММ-3-06/308@). Критерии включают в себя:

  • показатели финансово-экономической деятельности за отчетный год из бухгалтерской и налоговой отчетности компании;
  • признаки взаимозависимости и влияния налогоплательщика на экономические результаты деятельности взаимозависимых лиц;
  • наличие специального разрешения (лицензии) на право ведения юрлицом определенного вида деятельности, к примеру, производства лекарственных средств (ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ (ред. от 27.12.2018));
  • проведение налогового мониторинга.

Статус крупнейших налогоплательщиков федерального уровня, которые подлежат налоговому администрированию в межрегиональных инспекциях по крупнейшим налогоплательщикам, присваивают компаниям, у которых суммарный объем полученных доходов за год (за любой год из предшествующих трех лет, не считая последнего отчетного года) превысил 35 млрд рублей (подп. 1, 8 Критериев). Величина доходов определяется по данным Отчета о финансовых результатах.

К крупнейшим налогоплательщикам независимо от дохода могут быть отнесены:

  • кредитная организация;
  • страховая и перестраховочная организация;
  • общество взаимного страхования;
  • страховой брокер;
  • профессиональный участник рынка ценных бумаг;
  • негосударственный пенсионный фонд.

Если объем полученных за год доходов компании находится в пределах от 10 до 35 млрд рублей, то ее относят к крупнейшим налогоплательщикам регионального уровня, т. е. она подлежит налоговому администрированию в межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам (п. 6 Критериев).

Обратите внимание, что организации, которые применяют специальные налоговые режимы, не признаются крупнейшими налогоплательщиками. Компании (за исключением кредитных), в отношении которых арбитражным судом принято решение о признании должника банкротом и введена процедура конкурсного производства, перестают относиться к категории крупнейших налогоплательщиков (п. 9 Критериев).

Продление срока выездной проверки

ФНС России в письме от 25.07.2013 № АС-4-2/13622 (п. 4.1) указала, что продлевать срок проведения выездной проверки можно, и не раз. Однако для этого нужны веские основания, которые приведены в приложении 4 к приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@.

Для каких выездных налоговых проверок предусмотрены специальные сроки пояснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ и переодите к Готовому решению бесплатно.

Кроме того, Налоговый кодекс не устанавливает ограничений по мероприятиям, проводимым в период, на который проверка продлена. Потому налоговые органы активно пользуются возможностью по приостановке выездных проверок. Именно такой вывод делают авторы письма ИФНС России по г. Москве от 21.02.2008 № 16-27.

Для проведения выездной налоговой проверки ООО «Омега» вначале предусматривался 2-месячный срок. Однако после начального изучения материалов решением руководства инспекции срок продлен до 4 месяцев. Но далее оказалось, что нужны сведения от контрагентов. Налоговый орган по прошествии 3,5 месяца проверки приостановил ее. С точки зрения законности действия ИФНС сомнений не вызывают.

Вместе с тем налоговые органы не всегда имеют право на продление. Это следующие случаи:

  • Если проводится самостоятельная налоговая проверка филиалов или представительств. Для них установлен срок в 1 один месяц, и исключений п. 7 ст. 89 НК РФ не предусматривает.
  • Если проводится проверка консолидированной группы налогоплательщиков. Для них этот срок, согласно п. 5 ст. 89.1 НК РФ, должен составлять не более 2 месяцев. Увеличиваться он может на столько месяцев, сколько налогоплательщиков входит в группу, не считая ответственного участника. Но в любом случае общий срок не должен быть более 1 года.

ФНС России в письме от 25.07.2013 № АС-4-2/13622 (п. 4.1) проанализировала данную норму и указала, что срок проверки для КГН установлен изначально и не может быть продлен.

Чтобы эти бедствия не постигли вас и ваш бизнес, обратитесь за следующими услугами налоговых адвокатов:

— Адвокат адвокатской палаты г. Москвы, Реестровый номер 77/9869; Руководитель адвокатской коллегии «Налоговые адвокаты»;

  • Анализ судебной практики
  • Должная осмотрительность
  • Допросы в ФНС и полиции
  • Дробление бизнеса
  • Индивидуальные предприниматели
  • Как применяется статья 54.1 НК
  • Кейсы
  • На заметку бизнесу
  • Налоговые проверки
  • Налоговые схемы и последствия их применения
  • Налоговый контроль
  • Субсидиарная ответственность

Умное досудебное обжалование решения инспекции в УФНС может дать компании преимущества, о которых почти никто не знает

Как внедрение коммерческой тайны поможет законно отказать в запросе на предоставление документов. Анализ судебной практики

Возражения на акт выездной и камеральной проверки: образец из практики, сроки, что написать в возражениях

Выездные налоговые проверки: основания, порядок и «любимые» мероприятия ФНС

Читать еще:  Как правильно отправить трудовую книжку по почте уволенному сотруднику

Мы «отбили» доначисления на 78,9 млн руб

Статья 51 Конституции на допросе в ФНС — спасение или ловушка?

Напишите нам письмо

Адвокатская защита руководителейПодготовка к допросуПомощь при налоговых проверкахПомощь при уголовном преследованииПри запросе документов из органов полицииНаши публикацииДополнительные услугиАбонентское обслуживание

Подпишитесь на новости

Присоединяйтесь к нам

Thank you! Your submission has been received!

Oops! Something went wrong while submitting the form

Thank you! Your submission has been received!

Oops! Something went wrong while submitting the form

Помощь в приостановлении налоговой проверки в Екатеринбурге

Действия должностных лиц по приостановлению проверки не всегда соответствует нормам НК РФ. При нарушении прав проверяемого лица мы рекомендуем обращаться к нашему налоговому адвокату. Его опыт ведения подобных дел поможет выработать стратегию защиты нарушенного права.

Автор статьи:

© адвокат, управляющий партнер АБ “Кацайлиди и партнеры”

Дополнительная информация по теме:

Наш адвокат по налоговым спорам в Екатеринбурге поможет отложить налоговую проверку, а также будет сопровождать Вас на всех ее этапах: профессионально, на выгодных условиях и в срок. Звоните уже сейчас и записывайтесь на консультацию!

Наш адвокат по налогам и вопросам легализации доходов разъяснит, как избежать блокировки расчетного счета юридического лица, поможет обжаловать решение банка о блокировке: профессионально, на выгодно согласованных условиях и в срок. Звоните!

Налоговый адвокат нашего бюро поможет оспорить налог на имущество физических лиц: профессионально, на выгодных условиях сотрудничества с Вами и в срок.

Наш адвокат окажет Вам профессиональные услуги по налоговому консультированию, как через личную встречу в офисе АБ “Кацайлиди и партнеры”, так и дистанционно по телефону. Читайте подробнее наше предложение на сайте

Наш адвокат поможет оспорить отказ в выплате налогового вычета: профессионально, выгодно и в кротчайший срок.

Наш налоговый адвокат поможет в Вам в процедуре повторной налоговой проверки в Екатеринбурге: профессионально, на выгодных условиях и в срок. Звоните и получите консультацию уже сегодня!

Как списать задолженность по налогам и сборам? Читайте в нашей новой статье на сайте АБ “Кацайлиди и партнеры”. Наш адвокат по налоговым делам окажет Вам профессиональную помощь! Записывайтесь на консультацию прямо сейчас!

Наш адвокат по налоговым делам в Екатеринбурге поможет в споре с ИФНС по необоснованной налоговой выгоде: профессионально, на выгодной основе и в срок. Звоните и записывайтесь на консультацию уже сегодня!

Наш адвокат по самозанятым поможет в вопросах регистрации, споров, вопросах налогообложения: профессионально, на выгодных условиях и в срок. Звоните!

Наш налоговый адвокат в Екатеринбурге разъяснит не только про освобождение от налогов выплат волонтерам, но и ответит на иные вопросы. Читайте подробнее на сайте АБ “Кацайлиди и партнеры”, а также звоните нам уже сегодня

Повторный характер выездной проверки не влияет на порядок ее проведения и составление результатов.

Решения по первичной и повторной проверкам могут не совпадать. Ведь в результате ПВНП налоговики обнаруживают правонарушения, которые не выявлялись ранее. Тогда они могут определить размер недоимки, которая возникает из-за нарушений, и начислить на нее пени. Но выписать штрафы за вновь выявленные правонарушения налоговая служба не может. За исключением случаев, когда в ходе ПВНП инспекторы обнаружат, что результаты предыдущей проверки были сфальсифицированы по сговору предприятия с проверяющими. Тогда организации предъявят не только пени и недоимку, но и штрафные санкции (абз. 7 п. 10 ст. 89 Налогового кодекса РФ).

Повторная камеральная налоговая проверка

После подачи уточненной декларации, налоговый орган вправе провести полную проверку по ней. Проводится она в общем порядке камеральной проверки на основании ст. 88 НК РФ.

  • Проверка проводится в налоговом органе на основании декларации и документации налогоплательщика.
  • Налоговый орган может использовать документацию о деятельности налогоплательщика, которой располагает.
  • Разрешение руководителя налогового органа на проведение проверки не требуется. Должностные лица ИФНС действуют в соответствии с должностными обязанности.
  • Срок проведения проверки – 3 месяца с даты представления в ИФНС декларации.
  • Проверка прекращается, если во время нее организацией подана новая уточненная декларация. В этом случае начинается новая проверка, при этом могут быть использована полученная ранее от налогоплательщика документация.
  • В ходе проверки налоговая может заявить требование о предоставлении документов, которое обязательно к исполнению в течение 5 дней
  • Основания для заявления требования: ошибки, противоречия, несоответствия в документации; уменьшение суммы налога в «уточненке»; заявленная сумма убытка; получение налоговых льгот.
  • Дополнительные документы, не предусмотренные порядком (ст. 88 НК РФ) налоговый орган требовать не может.

Верховный суд разъяснил, с какого момента исчисляется срок давности привлечения к ответственности за неуплату налога

Срок давности привлечения к ответственности на основании статьи 122 НК РФ за неуплату налога исчисляется со следующего дня после окончания налогового периода, в котором следовало уплатить налог. Правомерность такого подхода подтвердил Верховный суд в определении от 10.02.15 № 2-КГ14-3.

Читать еще:  Бухгалтерские кварталы по месяцам. Квартал это сколько месяцев

Суть спора

Согласно статье 113 НК РФ, налогоплательщика нельзя привлечь к ответственности на основании статьи 122 НК РФ за неуплату (неполную уплату) налога, если со дня, следующего после окончания соответствующего налогового периода, в котором было совершено правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности прошло более трех лет. В Налоговом кодексе не уточняется, что следует считать налоговым периодом, в течение которого было совершено правонарушение. В связи с этим между налогоплательщиками и инспекциями зачастую возникают споры о том, с какого момента исчисляется срок давности привлечения к налоговой ответственности.

Аргументы налогоплательщика

С подобной проблемой столкнулась компания из Вологодской области. Инспекторы оштрафовали организацию за неуплату НДС за I квартал 2010 года. Соответствующее решение было вынесено 19 июня 2013 года.

Организация платить недоимку отказалась, заявив, что срок давности необходимо исчислять с даты истечения срока на уплату налога. Аргументы следующие. Поскольку НДС подлежал уплате до 20.04.10, то срок привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения истек 20.04.13. Таким образом, решение о привлечении к ответственности от 19.06.13 вынесено после истечения трехлетнего срока давности привлечения к ответственности.

Решение суда

Суды первой и апелляционной инстанций поддержали налогоплательщика. Но суд кассационной инстанции и Верховный суд признали, что оспариваемое решение инспекции вынесено в пределах трехлетнего срока. Обоснование следующее.

Исчисление налоговой базы и суммы налога осуществляется налогоплательщиком после окончания того налогового периода, по итогам которого уплачивается налог. Соответственно, срок давности, определенный статьей 113 Налогового кодекса, исчисляется в таком случае со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено правонарушение в виде неуплаты или неполной уплаты налога.

В рассматриваемом случае налог нужно было уплатить не позднее 20 апреля 2010 г., то есть во втором квартале 2010 года. Поскольку эта обязанность не была исполнена, срок давности привлечения к ответственности исчисляется со следующего дня после окончания второго квартала, то есть с 1 июля 2010 г., и истекал 1 июля 2013 года. Следовательно, в описанном случае срок давности для привлечения к ответственности пропущен не был.

Комментарий редакции

Аналогичные разъяснения о порядке исчисления срока давности приведены также в пункте 15 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 № 57 и в письме ФНС России от 22.08.14 № СА-4-7/16692. При этом чиновники ФНС уточнили, что указанный способ определения срока давности не зависит от продолжительности налогового периода (года или квартала). К примеру, если будет занижена сумма налога на прибыль за 2014 год, то срок давности надо отсчитывать с 1 января 2016 года, поскольку срок уплаты налога на прибыль за 2014 год — 30 марта 2015 года (также см. «Обзорное письмо ФНС по применению первой части НК РФ: какие выводы пригодятся бухгалтеру»).

Приостановка

Помимо продления проверки, налоговый орган может принять решение о ее приостановке. Такое право дает пункт 9 статьи 89 НК РФ. Это распространяется и на проверки основной организации, и на проверки подразделений. Приостановка означает, что ВНП прерывается на определенный срок, а после возобновляется вновь. Например, проверка проводилась в течение одного месяца. Далее принято решение о приостановке на 15 дней. Спустя 15 дней, проверка продолжается, при этом у специалистов ФНС есть еще один месяц до ее окончания.

Что могут и не могут делать инспекторы во время приостановки? Ответ содержится в пункте 9 статьи 89 НК РФ и поясняется в письмах ФНС от 21.11.2013 № ЕД-3-2/4395@ и от 25.07.2013 № АС-4-2/13622. Инспектор должны освободить территорию налогоплательщика, вернуть ему все оригиналы документов, кроме изъятых при выемке, а также перестать требовать представления новых документов. ФНС уточняет, что на период приостановки инспекторам запрещается производить выемку документов и предметов, осмотр, инвентаризацию, изучение документов на территории налогоплательщика.

Вместе с тем инспекторы вправе производить во время приостановки действия, которые не связаны с нахождением на территории проверяемого субъекта. Минфин считает, что противоречия Налоговому кодексу в этом нет (письмо от 05.05.2011 № 03-02-07/1-156). Например, инспекторы могут рассылать запросы третьим лицам о предоставлении информации по проверяемому налогоплательщику.

Нередко во время приостановки инспектора практикуют допрос свидетелей. Однако законно это или нет — вопрос спорный. Подобные действия становятся объектом жалоб со стороны проверяемых налогоплательщиков.

В 2021 году ФНС может обойти мораторий на законном основании

Государственной думой был принят Федеральный Закон N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Он одобрен Советом Федерации 24 июля 2020 года. Вступил в силу 1.07.2021 года.

Данный закон вводит новые формы внеплановых налоговых проверок, согласно которым налоговые инспекторы вправе проверять бизнес.

Читать еще:  Срок проведения выездной налоговой проверки в 2021 году

Контрольная закупка — создание ситуации для сделки — для оценки обязательных требований при продаже. Проводится без предварительного уведомления.

Мониторинговая сделка — сделка с последующим направлением товаров или услуг на экспертизу на соответствие их (приобретенных товаров или услуг) требуемому качеству. Также проводится без предварительного уведомления.

Выборочный контроль — отбор проб образцов продукции с целью определения соответствия продукции качеству. Проводится только по предварительному согласованию с прокуратурой (исключения — поручение Президента, требование прокурора, окончание сроков об устранении предварительно выявленного нарушения, наступление события из программы проверок и если есть сведения об угрозе охраняемым законом ценностям).

Инспекционный визит — осмотр предприятия без предварительного уведомления владельца (представителя бизнеса). Также проводится по согласованию с прокуратурой (исключения — те же, что и в пункте про выборочный контроль).

Рейдовый осмотр — мероприятие по оценке соблюдения обязательных требований по использованию (эксплуатации) объектов контроля, которыми владеют несколько лиц, осуществления деятельности или совершения действий контролируемых лиц на определенной территории.

Документарная проверка — проверка документов контролируемых лиц, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документов, используемых при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований контрольного органа.

Выездная проверка — мероприятие по проверке соблюдения обязательных требований и оценке качества выполнения этих требований.

Наблюдение за соблюдением обязательных требований — анализ данных об объектах контроля, имеющихся у контрольного (надзорного) органа, в том числе данных, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах.

Выездное обследование — визуальная оценка соблюдения контролируемым лицом обязательных требований. Проводится без информирования о процедуре.

Также вводятся так называемые “профилактические мероприятия”:

информирование — размещение соответствующих сведений на официальном сайте контрольного (надзорного) органа, в СМИ, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах и в иных формах;

обобщение правоприменительной практики — подготовка доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики контрольного органа;

меры стимулирования добросовестности — мероприятия по нематериальному поощрению добросовестных контролируемых лиц. Подробная информация — на сайте контрольного органа;

объявление предостережения — объявление контрольным органом предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и предложение мер по обеспечению соблюдения обязательных требований;

консультирование — бесплатные разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля, муниципального контроля;

самообследование — самостоятельная оценка соответствия обязательным требованиям законодательства;

профилактический визит — беседа по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности либо к принадлежащим ему объектам контроля, их соответствии критериям риска, основаниях и о рекомендуемых способах снижения категории риска, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных мероприятий, проводимых в отношении объекта контроля исходя из его отнесения к соответствующей категории риска.

Порядок проведения данных мероприятий также обозначен в соответствующем федеральном законе.

Содержание акта

Акт выездной налоговой проверки содержит описание проверяемых объектов, выявленные нарушения и выводы.

Условно документ разделяется на 3 части: вводную, основную и итоговую. В водной части приводится следующая информация:

  • дата и номер акта;
  • реквизиты проверяемого субъекта;
  • данные решения о проверке;
  • проверяемые периоды;
  • налоги и взносы, в отношении которых производилась проверка;
  • даты начала и окончания проверки;
  • проводимые мероприятия.

В основной части акта описываются налоговые правонарушения, совершенные плательщиком. При этом инспекторы руководствуются положениями НК РФ и прочих нормативных актов. Приводится подробная информация о каждом выявленном случае, включая вид налога, период возникновения недоимки, причины появления, рассчитанные к доначислению суммы. Если правонарушения отсутствуют, то и об этом делается соответствующая пометка в акте.

Заключительная часть акта содержит сведения об итоговых заключениях инспекторов по результатам проверки. Обычно в этих абзацах прописывается формулировка налогового нарушения, рассчитывается сумма недоимки, штрафов, пеней. Также указываются сроки уплаты образовавшейся задолженности.

Формирование акта сопровождается информацией о налоговых инспекторах, ответственных за проведение проверки. Также в документе должна присутствовать подпись доверенного лица от проверяемого субъекта. В качестве доказательств о сделанных инспекторами выводах к акту могут прилагаться дополнительные материалы, включая копии допроса свидетелей, экспертные заключения, ответы от контрагентов на поступившие запросы.

После получения акта проверки налогоплательщики могут предоставить свои возражения в случае несогласия с итоговыми выводами. Допускается приводить дополнительные факты, излагать собственные заключения на основании проведенной работы.

Срок подачи возражений строго регламентируется. Выразить несогласие с итоговыми выводами рекомендуется не позднее месяца с момента получения документа. Если речь идет о дополнениях к акту, то в течение 15 дней.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector