Кто такой диспетчер транспортного отдела — все о профессии
Пример должностной инструкции диспетчера автомобильного транспорта
Транспортный диспетчер играет роль связующего звена в работе транспортной компании. Основная масса работы связана с распределением транспорта по заявкам, а также решением вопросов и проблем, возникающих в ходе движения транспортных средств. Основным организационным документом, регламентирующим работу транспортного диспетчера, является его должностная инструкция.
В рамках штатного расписания диспетчер входит в категорию специалистов. На должность его назначает директор компании своим приказом. Прочие моменты работы диспетчера транспортной компании определены в должностной инструкции, представленной ниже.
Кто такой диспетчер?
Диспетчер – это служащий, контролирующий график движения транспортных средств. Главная задача этого сотрудника заключается в координации взаимодействия автомобильного и городского наземного транспорта, а также в обеспечении бесперебойного трафика.
Без усилий этих специалистов увеличилось бы количество аварий, дорожных пробок и иных экстренных ситуаций, вплоть до полной остановки движения всего транспортного потока. Несмотря на то, что один диспетчер не может отвечать и за автомобильный, и за городской наземный, и за электрический, и за подземный транспорт, он должен быть осведомлен о деталях функционирования всех ТС.
Чтобы стать достойным диспетчером, мало обладать глубокими профессиональными навыками и знаниями, нужно также уметь просчитывать риски, поэтому сотрудник этого профиля должен быть:
- Ответственным;
- Легко обучаемым;
- Стрессоустойчивым;
- Эффективным в условиях повышенных нагрузок;
- Сдержанным.
Места работы
Диспетчер может работать на различных предприятиях, а именно:
- правоохранительные органы;
- пожарная служба;
- служба скорой медицинской помощи;
- пассажирские и грузовые автоперевозки;
- железнодорожный транспорт;
- авиатранспорт;
- водный транспорт;
- производственные предприятия;
- обслуживающие организации;
- учебные заведения.
Знаете ли вы? В аэропортах есть несколько диспетчеров и каждый решает отдельную задачу. При этом у каждого есть своё название. Так, диспетчер «руления» отвечает за движение по аэродрому, «старта и посадки» — за взлёт и посадку, «круга» — за полёт в радиусе 50 км.
Условия труда диспетчеров
Если говорить о том, в каких условиях работают диспетчеры, то чаще всего это отдельное помещение с компьютером и средствами связи. Альтернативный вариант – call-центр, или диспетчерская вышка (для авиадиспетчеров).
По большей части диспетчеры работают в команде, сменами по 12 часов. Монотонное сидение за монитором и бесконечная обработка заявок крайне утомительны. Поэтому диспетчер имеет право делать в течение смены технические перерывы до 15 минут: подышать свежим воздухом, выпить кофе, размяться.
Особенно это актуально для диспетчеров авиационной службы. Они обязаны отдыхать каждые два часа рабочего времени, чтобы не ошибиться и не допустить воздушного инцидента.
Источник фото: Racool_studio/freepik
Требования к личности специальности
Любая профессия имеет ряд требований к личности человека, благодаря которым обеспечен успех в труде.
Здесь расскажем, каким должен быть диспетчер:
- Обладать высоким уровнем ответственности;
- Иметь хорошее здоровье;
- Отсутствие проблем в работе мозговой деятельности является одним из самых главных условий;
- Чистая грамотная речь;
- Умение работать в условиях многозадачности;
- Быть внимательным даже к мелочам;
- Умение организовать работу нескольких подсистем;
- Умение сглаживать конфликты;
- Иметь отличную реакцию и уметь быстро реагировать на внештатные ситуации.
Права диспетчера на автотранспорте
Должностные инструкции диспетчера автотранспорта дают ряд прав, которые должны соблюдаться законодательством, руководством и сотрудниками. К ним относят:
- участие в решении вопросов, касающихся должностных обязанностей диспетчера, участие в совещаниях по улучшению качества работы организации, предложение своих идей;
- получение необходимой информации, показателей и документов, необходимых в работе;
- указание и инструктирование водителей, распределение заданий по перевозкам;
- проведение проверок качества исполненной работы и выполнение данных ранее указаний.
Перспективы, карьерный рост
Если деятельность ведется в организации, добиться высот по профессии не получиться. Разве только повышения заработной платы. Карьерный рост здесь отсутствует.
Удаленная работа на ИП также не перспектив-ная. Вот если организовать собственную диспетчерскую службу и выйти на междуна-родных перевозчиков, можно получать достойную оплату.
Но, требуется официальное оформление и прохождение переподготовки для увеличения уровня знаний. Работодатели на предприятиях не спешат повышать оклад, и так будет долго.
Особенности работы диспетчера
Диспетчер грузовых перевозок — это посредник между владельцем груза (заказчиком) и и транспортной компанией. В его обязанности входит организация (правильная) всего процесса перевозки груза. Диспетчер должен не только объединить в единую цепь заказчика и перевозчика, но и определить все нюансы доставки продукции, оформить все документы, сообщить перевозчику пункт загрузки и выгрузки, способ выполнения работ, а также особенности груза. Заказчику диспетчер должен предоставить всю информацию о транспортном средстве и водителе, а также заключить официальный договор на перевозку. Нередко диспетчера именуют экспедитором или логистом.
Суть работы диспетчера
Его работа сводится к поиску загрузок на автомобиль. При этом, в зависимости от размаха, диспетчер может работать как только с отечественными заказчиками или перевозчиками, так и с представителями из других стран. Подобный поиск осуществляется с использованием различных специализированных сайтов. Диспетчер связывается с заказчиков и договаривается с ним о загрузке продукции на определенную машину, дает всю доступную информацию о транспортном средстве и водителе, отправляет необходимые подтверждения владельцу автомобиля и владельцу груза. Далее остается подождать пока автомобиль благополучно доставит груз из одного пункта в другой.
Для подобной работы вовсе не нужно иметь специальное образование или красный диплом ВУЗа. Достаточно обладать знаниями работы с ПК. Также, необходимо иметь техническую возможность выхода в Интернет, доступ к телефону и факсу. Диспетчером грузовых перевозок вполне может быть даже человек с гуманитарным образованием или вовсе без образования.
Рабочий день
Как правило, рабочий день диспетчера начинается в 9 часов утра. Это обусловлено тем, что в это время заказчики выставляют в Интернет свои загрузки. Хотя, в зависимости от приоритетного направления (и часового пояса) приходится работать и раньше/позже. Экспедитор звонит водителям, уточняет то, могут ли они сегодня взять груз и необходимо ли им подыскивать загрузку. При положительном ответе, диспетчер начинает поиск. При этом, его длительность может кардинально изменятся день изо дня. Так, иногда груз можно найти очень быстро, но порой день заканчивается ни с чем.
Также, нередко возникают и внештатные ситуации, которые решать придется диспетчеру по перевозкам. Сюда относится поломка автомобиля или отказ от услуг, автомобиль может прибыть на место погрузки, но его никто не ожидает и т. д. Диспетчер должен уметь совладать с возникшей неразберихой и решить проблему таким образом, чтобы запросы всех сторон были удовлетворены в максимально объеме.
Оплата диспетчера
Уровень зарплаты зависит полностью от желания работать и зарабатывать. Можно получить за месяц действительно реальную сумму, а можно остаться «на сухарях». Даже сама процедура оплаты может быть организована по разному.
Если заказчик платит по безналичному расчету, то диспетчер оставляет себе часть фрахта (ее размер зависит от желания «наварить» и заработать). Например, заказчик за груз, который необходимо перевезти из города А в город Б платит 15 тысяч рублей по безналу. При успешной перевозке, диспетчер увидит на счету своей фирмы эти самые 15 тысяч. Из этой суммы диспетчер оставляет себе где-то 800-2000 рублей, а часть что осталась, переводит на счет перевозчика.
При наличной оплате, водитель платит диспетчеру примерно ту же сумму во время погрузки или выгрузки. Такие комиссионные должны быть обязательно прописаны в договоре. Это позволит избежать конфликтов.
Напоследок следует сказать, что автоперевозчики не слишком любят диспетчеров, так как они забирают часть прибыли себе. Но, в современных условиях рынка, посредники просто необходимы и способствуют развитию этого самого рынка.
Образование в резюме диспетчера по транспорту
Профильного образования при устройстве на должность не требуется. При этом работодатель предпочтет людей, окончивших средне-специальные учебные учреждения по специальности, связанной с транспортом (как указано в примере резюме). Вакансия редко требует высшего образования, так как на территории РФ крайне сложно найти ВУЗ с такой специальностью, особенно в регионах.
Повышение квалификации и соответствующие курсы, указанные в образце, станут плюсом при трудоустройстве:
Условия работы
Правила внутреннего распорядка во многом диктуют режим и условия работы.
- У начальника гаража могут быть служебные командировки, связанные с производственной необходимостью.
- В особых случаях начальник может воспользоваться служебным автомобилем с целью решения срочных производственных вопросов.
- Главной сферой работы начальника гаража является планирование и обеспечение транспорта организации.
- Начальник имеет возможность подписывать документацию по формированиям, указаниям и вопросам, непосредственно касающихся его трудовой деятельности и выполнения должностной инструкции.
Профессиональные отличия специалистов в области логистики
Итак, мы рассмотрели, пусть и слегка поверхностно, три специальности логистического профиля для того, чтобы определить, наконец, действительно ли это разные специальности или же суть одна, а отличаются они только по названию.
Как видим, некоторые их должностные обязанности на самом деле пересекаются и имеют много общих моментов. Что, в принципе, не удивительно, ведь все они решают одну и ту же задачу — осуществить процесс доставки ТМЦ заказчикам максимально эффективно и с минимумом затрат. В чем же тогда различия?
Логист — профессионал, обеспечивающий движение ТМЦ к заказчикам со своего предприятия.
Менеджер по логистике — сотрудник компании, специализирующейся на услугах логистики, который тоже обеспечивает движение ТМЦ от изготовителя к заказчику, но уже является промежуточным, связующим звеном цепочки.
Диспетчер логист это специалист, обеспечивающий и контролирующий движение ТМЦ от изготовителя к заказчику, действующий удаленно.
Таким образом, мы пришли к выводу, что отличия между этими специалистами все же существенные, поэтому путать их друг с другом не стоит. А поскольку логистический сегмент в последние годы развивается достаточно бурно, как грибы вырастают фирмы-операторы, специализирующиеся на логистике «под ключ», то и появление в этой сфере новых, более узкопрофильных специальностей не за горами. И значит, впереди новые статьи, в которых мы будем сравнивать, анализировать и делать выводы : кто же все эти люди и где они обитают чем они занимаются.