Lazurnensky.ru

Обзорный аналитик
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Инклюзивное образование: что это и как оно работает?

Инклюзивное образование: что это и как оно работает?

Демократическое общество стремиться исключить дискриминацию детей в любых ее проявлениях. Прав человека не должны быть лишены люди, чьи возможности и потребности отличаются от общепринятых норм. Дети-инвалиды особенно нуждаются в поддержке, заботе и принятии обществом. Данная идеология стала основой для инклюзивного образования.

Как узнать, какие условия нужно создавать для ребёнка с ОВЗ

Если в вашем классе оказался ученик с ОВЗ, не нужно этого бояться. Все специальные условия, которые нужны ему для обучения, прописаны в документах.

Дети с особенностями здоровья и развития предварительно проходят психо-медико-педагогическую комиссию (ПМПК), которая решает, какие условия должны быть созданы в школе для их эффективного обучения. В заключении комиссии указывается, нужна ли им адаптированная программа, ассистент или тьютор, специальные учебники. Кроме того, необходимые условия для обучения прописаны и в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) для обучающихся с ОВЗ или интеллектуальными нарушениями.

Если в школе отсутствуют специальные условия для обучения ребёнка с ОВЗ, это не должно становиться основанием для отказа ему в зачислении, потому что единственная законная причина для отказа — отсутствие в школе свободных мест.

В первую очередь ответственность за создание особых условий лежит на руководстве школы. Если школа принимает ребенка, которому, по заключению ПМПК, нужна адаптированная программа, помощь тьютора или специальные учебники, у школы возникает обязанность создать все условия, которые в этом заключении прописаны. Для этого родители должны передать в школу такое заключение.

Отвечаем на важные вопросы об инклюзивном образовании. Где и как пройти обучение на специалиста по работе с детьми с ОВЗ?

Инклюзивное образование для России – явление относительно новое. Поэтому у всех, кто к нему причастен – детей, родителей, педагогов, – оно вызывает множество вопросов. И мы ответим на самые популярные из них.

Что означает термин «инклюзивное образование»?

Инклюзивным образованием называют совместное обучение детей без серьезных проблем со здоровьем и детей, у которых диагностированы нарушения слуха, зрения, речи, интеллекта, поведения, опорно-двигательного аппарата, комплексные расстройства. Методы инклюзивного образования базируются на принципе равной ценности людей вне зависимости от их физических и психических особенностей. Инклюзия помогает детям с ОВЗ интегрироваться в общество, а их здоровым сверстникам – стать толерантными, способными сопереживать и помогать окружающим людям.

Существуют разные виды, методы, формы инклюзивного образования. Дети с ОВЗ могут проводить со здоровыми сверстниками весь учебный день, встречаться только на некоторых предметах несколько раз в неделю, взаимодействовать только на совместных спортивных и культурных мероприятиях. Все зависит от способности и готовности ребенка с особенностями развития воспринимать стандартную школьную программу, находиться в обществе.

Преимущества инклюзивного образования

Дети с ОВЗ в инклюзивной среде активнее общаются со здоровыми сверстниками, чем при обучении в специальных школах. У них появляются возможности для социального взаимодействия, примеры поведения в разных ситуациях, что положительным образом сказывается на их развитии. Образовательная программа в инклюзивных детских садах и школах насыщеннее и полнее, чем в коррекционных, требования к ученикам строже. Благодаря этому и результаты обучения детей с особенностями развития оказываются более высокими.

Инклюзия помогает социальному принятию людей с ограниченными возможностями здоровья. Когда дети впервые встречают мальчика на инвалидном кресле или девочку, которая не разговаривает, они просто не знают, как с ними общаться, боятся обидеть, навредить, испытывают жалость или проявляют агрессию. Но если здоровые ребята постоянно взаимодействуют с детьми с ОВЗ в детском саду или школе, играют, работают над совместными проектами, помогают друг другу в бытовых и учебных вопросах, они перестают воспринимать особенности своих товарищей, как что-то странное и неправильное. В результате дети с ОВЗ становятся полноценными членами общества.

Чем инклюзивное образование отличается от интегрированного?

Интегрированное обучение рассматривает ребенка с ОВЗ как проблему. Чтобы он соответствовал школьной программе и вписался в общество, его нужно изменить, реабилитировать. При этом окружающие не обязаны подстраиваться под него. Например, глухой ребенок должен носить слуховой аппарат и учиться говорить, а его сверстники и учителя не будут осваивать язык жестов и другие невербальные формы взаимодействия.

Инклюзивное образование меняет не ребенка с ОВЗ, а подход к нему. В основе этого подхода лежит утверждение, что все дети разные, и система школьного образования должна удовлетворять индивидуальные потребностей всех учащихся, как здоровых, так и с нарушениями развития. Инклюзия подразумевает гибкое, ясное, доступное обучение, которое позволяет ученикам осваивать программу с разной скоростью и в разных объемах.

Что мы хотим знать об инклюзивном образовании – ответы на 9 важных вопросов

«Как быть, если ребенок избалован, не умеет общаться с другими детьми? Стоит ли ему учиться в обычном классе или лучше его изолировать?»

Нужно понимать, чем вызвано нетипичное поведение ребенка. Может быть это действительно невоспитанность. Но нередко за проблемами с поведением стоят серьезные нарушения. Например, синдром дефицита внимания и гиперактивности или расстройство аутистического спектра. Ребенок с такими нарушениями не может концентрироваться и контролировать себя, быстро устает, особенно при высоких сенсорных нагрузках (при громких звуках, нахождении в скоплении людей и т. д). Проблемы со здоровьем – не вина человека, а его беда. Поэтому к «невоспитанному» ребенку в группе или классе стоит относиться с пониманием и не требовать его изоляции.

«Если ребенок болен, не лучше ли ему учиться дома? Ведь из-за него будет страдать обучение других детей»

Позиции, что дети с ОВЗ не должны «мешать» здоровым сверстникам, увы, придерживаются многие родители в нашей стране. Но ведь изоляция больного ребенка – это гарантия того, что он не будет нормально развиваться и жить. А в законодательстве России закреплено право на образование для всех граждан. Не являются исключением и лица с ОВЗ, в том числе с нарушениями интеллекта. Поэтому только родители больного ребенка и врачи могут решать, как ему учиться – дома или в школе.

«В обычной школе ребенка с особенностями развития будут обижать. Может быть, его лучше отдать в специализированное учебное заведение?»

Каждый ребенок с ОВЗ уникален. Кому-то действительно нужна коррекционная школа. Но многие дети с нарушениями могут успешно учиться по обычной общеобразовательной программе, общаться со здоровыми сверстниками. Инклюзия закаляет ребенка, готовит его к жизни в обществе, где будут не только победы и радостные моменты, но и обиды, неудачи и разочарования. Поэтому все больше родителей, опираясь на мнение специалистов, предпочитают отдавать своих детей с ОВЗ в обычные школы, а не растить их в «тепличных» условиях.

«Инклюзия – это когда ребенка с ОВЗ просто сажают в обычный класс? Но ведь это может негативно отразится на учебном процессе»

Когда ребенка с нарушениями развития зачисляют в общеобразовательный класс без какой-либо подготовки – это настоящая трагедия и для него самого, и для родителей, и для одноклассников, и для учителей. В законе об образовании прописано, что для детей с особенными возможностями здоровья должны создаваться специальные образовательные условия – разрабатываться или адаптироваться программы обучения, готовиться среда жизнедеятельности, выделяться тьютор или ассистент и т. д. Только так ребенок с ОВЗ может постепенно социализироваться и преодолеть проблемы поведения.

«Как выглядит инклюзия, при которой всем участникам образовательного процесса хорошо?»

Инфраструктура школы адаптируется под детей с ОВЗ с помощью пандусов на лестницах, информационных табличек, отдельных туалетов и душевых для маломобильных детей, специальной мебели и т. д. Для учеников с особыми потребностями выделяют тьюторов (наставников) и ассистентов (помощников). Они помогают детям в решении разных задач – от передвижения из класса в класс до ведения записей в тетрадях и дневниках. Если у ребенка нет интеллектуальных нарушений и отклонений в поведении, он может на протяжении всего дня быть со здоровыми сверстниками. Дети, которые в силу особенностей развития не могут проходить общую программу, должны двигаться по персональным образовательным траекториям. Они пересекаются с детьми без ОВЗ на переменах, спортивных и культурных мероприятиях, в столовой, раздевалке и т. д.

«Как быть, если в класс пришел ребенок с ОВЗ, а специальных условий для него нет?»

В такой ситуации учителя, родители ребенка с особенностями развития и его одноклассников должны обратиться к директору с просьбой предоставить необходимые условия. Даже если в школе всего один ученик с ОВЗ, администрация обязана адаптировать учебную среду под него, в том числе ввести ставку ассистента или тьютора и найти соответствующего специалиста.

«Как быть, если ребенок с ОВЗ агрессивен? Можно ли ему учиться с другими детьми?»

Безусловно, некоторые болезни делают детей агрессивными. Если это мешает нормальному пребыванию ребенка в обществе, психолого-педагогическая комиссия не станет рекомендовать ему учиться вместе со здоровыми сверстниками. При этом стоит помнить, что в реальной жизни агрессию по отношению к окружающим в большинстве своем проявляют люди с сохранным интеллектом и отсутствием серьезных заболеваний. Например, среди всех преступлений всего около 1,5% совершаются людьми с психическими отклонениями.

«Зачем инклюзия нужна здоровым детям?»

Общение со сверстниками, у которых есть особенности развития, формирует у детей потребность проявлять по отношению к непохожим на них людям уважение, заботу, участие, а не испытывать к ним жалость или агрессию. Этот воспитательный эффект усиливается, когда учителя грамотно распределяют между здоровыми учениками поручения, касающиеся помощи однокласснику с ОВЗ – кого-то просят сопроводить в столовую, кого-то – помочь надеть куртку и т. д. Когда дети с самых ранних лет общаются с разными по умственному и физическому развитию людьми, они растут толерантными и терпимыми. И это будет сильно помогать им в будущем, ведь инклюзия постепенно проникает не только в образование, но и во всю нашу жизнь.

Где готовят специалистов для работы в инклюзивном образовании?

Любому педагогу, который планирует работать в системе инклюзивного образования, нужно пройти курсы повышения квалификации для знакомства с правилами организации совместного обучения детей с ОВЗ и здоровых учеников.

Читать еще:  Расчет трудового стажа и начисление пенсии для жены военнослужащего, уволенного в запас

В АНО ДПО «ВГАППССС» можно пройти обучение на дистанционных* программах по темам, связанным с инклюзией:

  • общим вопросам инклюзивного и интегрированного образования;
  • организации инклюзивного образования с учетом требований ФГОС ДО, ФГОС НО, ФГОС ООО;
  • особенностям включения в образовательный процесс детей с разными ОВЗ: умственной отсталостью и другими нарушениями интеллекта, нарушениями зрения и слуха, расстройствами аутического спектра;
  • тьюторскому сопровождению детей с ОВЗ в школе и семье;
  • инновационным технологиям в инклюзивном образовании и т. д.

Курсы проходят в полностью дистанционном* формате, что позволяет не отрываться от работы и сразу применять полученные знания на практике. По окончании обучения вы пройдете итоговую аттестацию (онлайн-тест) и получите удостоверение установленного образца.

Если у вас есть потребность в более системных и глубоких знаниях по работе с детьми с ОВЗ, вы можете окончить курсы профессиональной переподготовки, например, по теме:

1080 часов (5 мес.)

Дисциплины: Общепрофессиональные и специальные

Это больше, чем пандусы. Как на самом деле работает наше инклюзивное образование

Слово «инклюзия» в образовательной сфере употребляется всё чаще, это становится похожим на моду. Но следствием такого распространения является поверхностное понимание и путаница. Давайте расставим чёткие границы между инклюзивным образование и тем, что им не является.

Барьеры на пути обучения

Все дети в России имеют право на обязательное школьное образование. Мальчики и девочки, блондины и брюнеты, интуиты и логики, активные и спокойные — все они проводят большую часть своего дня в школе, все вместе, приобретая навыки и знания. В этом контексте общее школьное образование — это то, что объединяет детей, которые, возможно, во внешкольной жизни не стали бы проводить время вместе. Разнообразие — это здорово, но есть и другая сторона медали: оно порождает противоречия и неравенство.

Сама система образования порождает барьеры для успешного воспитания и обучения некоторых категорий детей. И речь не только о детях с особыми потребностями.

Слишком большой размер классов может вызывать дискомфорт у стеснительного ребёнка. Существуют также социальные барьеры, например, неблагополучная среда, насилие в семье или школе: испуганный ребёнок не в состоянии сосредоточиться на уроках.

Даже если социальных и экономических препятствий нет, иногда дети страдают только из-за того, что способны обучаться по-разному. Но в любом случае они должны иметь поддержку, их потенциал должен развиваться. Для этих целей существует инклюзивное образование. Как должна измениться система образования, чтобы каждый ребёнок мог учиться с удовольствием?

Инклюзия — это больше, чем пандусы в школе

Конвенция о правах ребёнка закрепляет за каждым ребёнком право на образование: никаких различий по возрасту, расе, этносу, языку, социальному классу и ВИЧ-статусу (вы хорошо себе представляете, чтобы ВИЧ-положительный ребёнок учился в одном классе с другими в России?).

Чтобы удовлетворить потребности разных детей, необходимо вначале выявить их (а не придумать, сидя в кабинетах органов исполнительной и законодательной власти, как это происходит сейчас), а это требует немалого труда и затрат.

Инклюзия предполагает вовлечение на всех уровнях: местном, региональном и национальном. Она призывает быть активными не только родителей, но и учителей, а также гражданское сообщество. Только это сможет поспособствовать участию законодательных органов в систематическом улучшении окружающей среды для детей. Вовлечённость всех участников образовательного процесса является обязательной, если в государстве действительно есть инклюзия.

Инклюзия — это не пандусы в школе, а часть национальной стратегии по развитию образования, часть культуры государства в целом и местных сообществ в частности.

Разберёмся с терминологией

Итак, мы поняли, что инклюзия касается не только детей-инвалидов и их родителей, что это история про более широкие слои населения, которая требует постоянной всесторонней работы всех связанных с образованием людей и институтов. Теперь давайте сузим масштабы с государственного до локального — рассмотрим школу и то, как в ней реализуется принцип инклюзивности.

Специальное образование

Я не буду обобщать и говорить «всемногие школы», я просто приведу наглядные примеры, которые помогут читателю лучше понять суть явления. Когда я училась в школе, а это было всего шесть лет назад, у нас был так называемыей класс коррекции.

Туда помещали разных детей, начиная с тех, у кого была задержка развития и заканчивая приёмными детьми с проблемами в поведении. Об успеваемости речь практически не шла, это было просто место временного содержания трудных детей. В школе этот класс учащиеся, да и учителя тоже, называли «дефективным».

В результате «дефективные» дети стали враждебно вопринимать тех, кто к ним не принадлежал. Так вот, это не инклюзия.

Если в школе есть дети с ОВЗ, это ещё не значит, что школа инклюзивная.

Не инклюзивное, а специальное образование (Special Education) предполагает наличие подобных классов, где детей с проблемами отгораживают от остальных и обучают по специальной программе (в моей школе никакой спецпрограммы не было). Специальное образование существует в виде отделённой ветки: специальные классы для глухих, например. Специальное образование рассматривает ребёнка как некую проблему.

Интегрирующее образование (Integrated Education)

Есть случаи, когда детей с ограниченными возможностями привлекают непосредственно в обычный класс. Обычно на этом всё и заканчивается: ребёнка привели в этот класс и дали учителям задание обучать его вместе с другими детьми. В таком случае ребёнок, скорее, готовится к интеграции, нежели школа готовится интегрировать ребёнка.

Учителя не слишком следят за тем, учится такой ребёнок или просто проводит время в классе со всеми, поэтому дети часто бросают школу. Приведу пример. Два года назад я принимала участие в исследовании детей пятого класса и одним из этапов было наблюдение. Помню, как сидела на последней парте и смотрела, как проходит урок. В классе были два мальчика с особенностями развития, так вот, они сидели на предпоследней парте вдвоём и рисовали. Учителя практически не подходили к ним, если мальчики вели себя тихо. Этим детям даже не давали шанса проявить себя и развиваться.

И самое главное, что в этих случаях используется термин инклюзивного образования, но на практике это такая же изоляция, как и спецклассы.

Инклюзия — это культура

Итак, разобрались, что инклюзия — это не завуалированная изоляция, а реальное вовлечение ребёнка в обучение. Если необходимо, к школьнику прикрепляется тьютор, который помогает ему найти контакт с детьми, взрослыми, снизить уровень стресса и сосредоточиться на реальном образовании. Но и этого недостаточно. Нам самим нужно изменить свой подход к обучению и к особенностям детей.

Читать еще:  Какие существуют льготы на санаторно-курортное лечение и как их получить

Инвалидность и другие формы особенностей — это не просто личная трагедия для отдельного человека

Это клеймо, которое мы сами накладываем на целый социальный слой и тем самым делаем его маргинальным.

Только когда мы сами поймём это, мы сможем перестроить систему образования для детей, ведь учиться — это не только уметь читать и писать. Это ещё и наличие социальных навыков, которые позволят каждому ребёнку быть частью большого общества.

Психология и педагогика инклюзивного образования

Советский психолог Л.С. Выготский отмечал, что дети с ОВЗ не должны исключаться из общества детей, имеющих нормальное развитие, поэтому необходимо создать систему обучения, которая будет этому способствовать. В то время в коррекционной школе всё приспосабливалось к дефекту человека и ориентировалось на его недостатки, он жил в замкнутом мире и не видел реальной жизни. Благодаря Л.С. Выготскому, зародилась идея интегрированного обучения.

В 1940 году австрийский психиатр К. Кёнинг создал первое кэмпхиллское сообщество. Кэмпхиллские школы имели цель воспитывать детей, учитывая их потенциальные возможности. Он считал, что нормальным людям полезно находиться в обществе людей с ОВЗ. Это делает их менее эгоистичными и их коммуникативные навыки развиваются.

Инклюзивное образование: что это и как оно работает?

Секрет эффективной модели совместности детей с разными потребностями прост: увлеченные профессионалы, комплексное нормативное финансирование, проектный способ управления со стороны департамента. Не верите, что это работает? Москва, школа № 1540, нам туда!

В 2006 году московский образовательный центр № 1540 был одной из немногих не только в Москве, но и в России школой, в которой не номинально, а фактически учились дети с особыми образовательными потребностями. Получилось интересно. И, в общем-то, случайно.

Пионеры инклюзии

Школа открылась в 1995 году, и в ней практически сразу появились компьютерные классы, что было редкостью даже для продвинутой Москвы. Тогда психолог и учитель информатики Софья Розенблюм (ныне куратор инклюзивных программ) обратила внимание на то, что так называемые «проблемные» дети невероятно успешны на уроках информатики и программирования, чего не скажешь об остальных предметах.

Феноменальные достижения в одной области и неуспехи в других стали поводом к тому, чтобы придумать и выстроить «умную» систему, которая помогла бы этим детям быть относительно успешными везде, а особенно успешными – в чем-то одном.

Можно сказать, инклюзия началась стихийно.

«Первого ребёнка с тяжёлым аутизмом мы взяли ровно потому, что два старших брата этого мальчика учились у нас в школе успешно, мы знали семью, и нам трудно было отказать этой маме. С этого всё и пошло», – рассказывает Софья Розенблюм.

Совсем скоро школа № 1540 стала востребованной и популярной. Как говорит сама Софья Александровна, дети, для которых обучение в ней могло бы стать шансом для реализации образования, потянулись тоненьким ручейком, и в основном это были дети с расстройствами аутистического спектра. Само собой началось выстраивание инклюзивной модели разноуровневого обучения с опорой на собственный опыт и опыт других стран.

После вступления в силу нового закона РФ об образовании в 2013 году уникальная модель стала вполне легальной и «задышала» благодаря тому, что в Москве сложилась эффективная система финансирования инклюзии.

Если совсем коротко, идея в создании «малых групп» детей, которые в одном классе вместе с остальными ребятами не могли быть успешными на данном этапе своего развития. Это так называемая модель разноуровневого обучения, когда вся параллель шла, например, на математику, а один-два человека от каждого класса отправлялись в «малую группу». Как только педагоги-специалисты понимали, что тот или иной ребёнок готов к переходу в большой класс, они очень аккуратно, пошагово пробовали это осуществить.

Эффект слияния: умножение помощи детям

Число желающих учиться в такой школе до объединения с другой превышало её масштабы и возможности. Здание было рассчитано лишь на 450 человек, специалистов не хватало. Когда же произошло легендарное слияние школ, появилось ещё два здания, в которых расположились начальная школа и дошкольное отделение, что к тому же позволило обеспечить преемственность. Ведь главный смысл этой модели состоит в том, чтобы при переходе ребёнка со ступени на ступень преемственность его сопровождения сохранялась. То есть детей передавали на всех ступенях «с рук на руки» и отслеживали их дальнейшую судьбу. Так, один из талантливых в IT-сфере выпускников с ДЦП, окончив пединститут, вернулся работать в любимую школу специалистом по информационной безопасности.

Модель показала устойчивость и эффективность при объединении двух школ в единый образовательный комплекс и позволила сделать его инклюзивным. И наоборот: гипотеза комплексности, когда школьные ресурсы становятся избыточными, а дети могут выбрать свою траекторию образования, полностью подтвердилась.

На примере школы 1540 стало очевидно: только комплекс может обеспечить равные возможности детям. Это не абстрактные рассуждения, это выстраданные результаты.

Число учащихся в школе выросло больше чем в два раза. Сегодня здесь учится 1400 детей. Среди них – 10% детей с особыми потребностями. Из них 70% – дети с РАС, а еще ребята с инвалидностью по зрению и слуху, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, дети с тяжёлыми нарушениями речи и т. д.

Все классы – с 1-го по 11-й – инклюзивные, и отдельных классов для детей с ОВЗ не предусмотрено.

Разумеется, мест снова не хватает, просто потому что школа востребована.

Очень важно, что инклюзивная модель востребована не только родителями, у которых есть реальная потребность в инклюзии собственных детей, но и родителями с т.н. нормативными детьми. Софья Розенблюм приводит в пример одну из первых очень серьёзных историй успеха:

«Как-то, когда родители особого мальчика пригласили одноклассников к себе на дачу с родителями, эти родители сказали, что они не знают, кто больше получил: их дети или мальчик, который пришёл в школу, практически не разговаривая. Это был ребёнок с сохранным интеллектом, но он тяжёлый аутист».

Безусловно, уникальным опытом хочется делиться, а как же иначе?

Умное финансирование вытеснило благотворительность

В 2015 году Московский департамент образования создал проект «Инклюзивная молекула». В него вошло девять школ, включая 1540-ю. В рамках этого проекта специалисты школы стали проводить обучающие семинары и сами учиться у других. Ведь дети с аутизмом долгое время были вне системы образования: либо необучаемыми, либо на домашнем обучении, не получая надлежащего образования, потому что им полагалось всего лишь 8 часов в неделю.

«Проблема в том, что высокофункциональные аутисты сидели дома и осваивали программу, но всё равно это был путь в тупик, потому что не было социального взаимодействия, а у нас именно на базе их успешности в программировании, в информационных технологиях, в робототехнике удавалось расширять их социальный круг. То есть наша школа насыщена разными интеллектуальными возможностями», – продолжает Софья Розенблюм. И теперь практически у всех есть возможность эту модель изучить и применить у себя в школе.

Сегодня школа входит еще в несколько проектов Департамента образования и науки города Москвы, один из них – «Инженерный класс в московской школе». Благодаря этому она оснащена компьютерными технологиями, ребята занимаются робототехникой и 3D-моделированием на протяжении всего времени обучения. С первого класса у детей проводится лего-конструирование, и, соответственно, переходит в программирование. Все предметы технологического цикла связаны с робототехникой.

«В этом году мы проводили семинар по лего-конструированию, моделированию в дошкольном отделении как предподготовке к будущему инженерному образованию. И кроме того что мы входили в «Инклюзивную молекулу», мы вошли ещё в один проект – это «Ресурсная школа»», – рассказывают специалисты школы.

В каждом кабинете начальной школы обязательно есть игровая зона .

Ведь задача не в том, чтобы взять всех детей на себя, а в том, чтобы распространить свою модель. Поэтому специалисты школы активно участвуют в проекте «Гостеприимная школа», принимая у себя команды из различных школ, которые только начинают свой путь в области инклюзии.

Читать еще:  Список санаториев МО РФ для военных пенсионеров в 2021 году

Модель создания инклюзивной образовательной среды в школе № 1540 вызывает интерес не только у московских школ, но и у коллег из РФ. За 2018–2019 год в школу для ознакомления с интересным опытом приезжали делегации из Тюмени, Красноярска, Севастополя, Томска, Новосибирска, Нижнего Новгорода.

Система поддержки инклюзивной школы

Это осуществляется с помощью взаимообучения, когда «Ресурсная школа» – методический центр для школ своего межрайона. Она может учить, методически поддерживать, оказывать любую помощь остальным школам.

Это и есть умное финансирование: кроме норматива, обязательного объема средств на одного ребенка, департамент поддерживает эффективные активности школы, инженерную, например, а через проект «Ресурсная школа» – возможность транслировать свою модель на весь город. В итоге при разумном школьном управлении инклюзия полностью обеспечена кадрами, деньгами, оборудованием.

В самом начале, 25 лет назад, этот проект жил за счет благотворительных пожертвований. Не было грантов, как у других похожих проектов, но были пожертвования.

На сегодняшний день эти вложения несравнимы с теми, которые делает Департамент образования и науки. Школьный ресурс на сегодняшний день – это нормативное финансирование детей с ОВЗ и проектное финансирование.

«Имея пять лет назад школу в 450 человек с двумя психологами, невозможно было без поддержки города создать модель, которая позволяет школе в 1400 человек быть полноценной инклюзивной школой; по большому счёту, это модель поддержки инклюзивной школы для всей России. Это, по-честному, только благодаря созданию «Инклюзивной молекулы», а потом «Ресурсной школы»,заключают специалисты.

Комментарий многодетной мамы, председателя УС ГБОУ № 1540, исполнительного директора РОО помощи детям с РАС «Контакт», члена Совета ВОРДИ (Всероссийская организация родителей детей-инвалидов) Елены Багарадниковой:

«У меня 100-процентно успешный с точки зрения инклюзии опыт, потому что мой старший ребёнок – с РАС. Всего у меня трое детей, и все трое сейчас в этой школе. Точнее, младшая только идёт в первый класс.

Старший сын оканчивал 4 класса коррекционной школы для детей с аутизмом и учился по общеобразовательной программе. Это был уникальный для нашей страны образовательный уже не эксперимент, а опыт школ при Федеральном ресурсном центре по аутизму. Но, повторю, там дети учились только четыре года. Поэтому получилось очень удобно. Сразу после четвёртого класса мы попали в школу 1540. На тот момент у школы уже налаживалось профессиональное взаимодействие с этим центром, и детей, которые могли «взять» довольно сложную технологическую инженерную программу, просто передавали с рук на руки. Из очень комфортной и поддерживающей атмосферы, которая у нас была в начальной школе, дети попадали не в бушующее море дикой инклюзии или на надомное обучение, а в тёплые руки специалистов школы 1540, которые знали, что с ними делать, и могли оказать соответствующую поддержку. А дальше дети совершенно спокойно оканчивали школу и получали свой счастливый билет в будущее».

Зачем нужна инклюзия

Вопрос об адаптации людей с особыми потребностями ставится в обществе очень давно. Процесс их интеграции проходил через очень разные этапы — от откровенного неприятия большинством людей до принятия того факта, что люди с теми или иными ограничениями здоровья могут вести полноценную жизнь, получать образование и работать.

Процесс социализации необходимо начинать с самого раннего возраста. Именно в это время ребёнок получает базовые навыки общения и взаимодействия с другими людьми. Находясь в коррекционном учебном заведении, он остаётся в изоляции от реального мира, в котором ему предстоит жить будучи взрослым. Особенному ребёнку важно учиться находить общий язык со сверстниками, пусть даже они отличаются от него.

Для детей, которые не имеют ограничений здоровья, инклюзивное образование также очень важно. С детства они должны привыкать к тому, что все люди очень разные, и что не все из них нуждаются в одном и том же. Став взрослыми, они уже не будут в буквальном смысле шарахаться от человека в кресло-коляске, когда тот попросит помочь ему заехать на тротуар.

Принципы инклюзии и инклюзивное общество

Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

каждый человек способен думать и чувствовать;

каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

все люди нуждаются друг в друге;

подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

разнообразие усиливает все стороны жизни.

На этих принципах основана концепция инклюзивного общества, равноценными членами которого являются все люди, независимо от их различий. Повсеместное внедрение мер и практик инклюзии входит в повестку 17 целей устойчивого развития ООН, принятых в 2015 году. В частности, построения инклюзивного общества касаются задачи целей № 4 «Качественное образование», № 8 «Достойная работа и экономический рост» и № 10 «Уменьшение неравенства».

2. Почему инклюзия важна?

Если коротко, то так будет честно. Представьте, вы заходите в пекарню за чем-то к чаю, и в витрине лежат шоколадные эклеры, пончики в карамельной стружке и свежий французский круассан. Есть все. Вы выбираете, что понравилось, и счастливый идете домой. Но как быть, если в этом магазине (или вообще во всех пекарнях и булочных мира) будут продаваться только эклеры, а на шоколад у вас аллергия? В этом суть инклюзии: мы все разные и условия для образования должны быть вариативны. Инклюзивное образование индивидуальная история, но у каждого особенного ребенка должен быть выбор в формате получения знаний, будь то домашнее образование или инклюзивный класс.

Инклюзивное образование (инклюзивная учеба), также называемое инклюзией, – это образование, которое включает всех: все учащиеся посещают обычные школы, колледжи и университеты, соответствующие их возрасту, и получают поддержку, чтобы учиться, вносить свой вклад и участвовать во всех аспектах жизни учебного заведения.

Инклюзивное обучение детей – это обеспечение доступа к качественному образованию для всех детей путем эффективного удовлетворения их разнообразных потребностей, своевременного реагирования, принятия, уважения и поддержки.

Учащиеся участвуют в образовательной программе в общей учебной среде с поддержкой для уменьшения и устранения барьеров и препятствий, которые могут привести к исключению. Это означает, что система должна адаптироваться для включения людей с ограниченными возможностями, а не они к системе. Система образования должна осознавать, что она создает препятствия для учащихся с ограниченными возможностями, если обычные школы для них недоступны.

Примеры реализации принципа инклюзивности в образовании:

  • Олег не может ходить. Чтобы он мог пойти в дискуссионный клуб после школы, его заберет доступный микроавтобус.
  • У Оли дислексия. Чтобы она могла изучать книгу вместе с классом, учитель просит ее слушать аудиокнигу, а не читать текст.

Что не является инклюзивностью в системе образования:

  • Специальные школы и колледжи только для детей и студентов с ограниченными возможностями. Это называется сегрегацией.
  • Отдельные подразделения в обычных школах и колледжах. Это тоже сегрегация.
  • Дети с ограниченными возможностями, обучающиеся в обычных школах, но без достаточной поддержки. Это называется интеграцией: учащиеся с ограниченными возможностями получают общее образование, но их потребности не удовлетворяются.

Эффективная инклюзивная школа

предполагает такие действия:

  • дать возможность каждому учащемуся в полной мере участвовать в учебной среде, предназначенной для всех;
  • создавать позитивный климат, поощрять чувство принадлежности и обеспечивать прогресс учащихся в достижении соответствующих личных, социальных, эмоциональных и академических целей;
  • чутко реагировать на индивидуальные потребности в обучении, обеспечивая достаточный уровень поддержки и применяя практики и принципы преподавания, ориентированные на учащихся.

Некоторые выводы

Печально сознавать, что даже пройдя все ступени образования по инклюзивному типу, человек не может применить себя для пользы общества (устроиться на работу). А если удаётся устроиться на оплачиваемую работу, то только после приобретения волонтёрского опыта, которого требуется не менее трёх лет. В тоже время отрадно сознавать, что сейчас государственная политика направлена на то, чтобы ликвидировать имеющиеся минусы в инклюзивном образовании. Сделать процесс получения образования на всех уровнях общедоступным для нуждающихся в нём граждан.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector