Lazurnensky.ru

Обзорный аналитик
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кто пойдет в детский сад: Восемь признаков готовности малыша

Скоро в детский сад? Как подготовиться семье и малышу, советует психолог

Из личного опыта

Увы, отпуск по уходу за ребёнком «пролетает» незаметно. И в жизни большинства мам наступает момент поступления в детский сад, с чем связано немало тревог и волнений. И мы не исключение. Наша подготовка началась ещё в мае и включала мотивирующие беседы и ролевые игры про садик, обучение самостоятельному пользованию столовыми приборами и чашкой, приучение к горшку. С начала июля дважды в неделю мы вместе с сыном посещаем занятия по адаптации, но честно признаться, пока с переменным успехом. То, над чем ещё нужно работать и работать – это одевание-раздевание, расставание с мамой и режим дня.

Посоветуйте, как все сделать правильно!?

В тонкостях подготовки к детскому саду помогает разобраться Светлана Глагола, практикующий детский и семейный психолог.

– Привыкание к детскому саду – непростой период в жизни не только ребенка, но и всей семьи в целом.

В идеале, начинать готовить ребенка к детскому саду нужно как минимум за несколько месяцев. Оптимальный возраст для знакомства с детским садом – от 2 до 4 лет. Следует упомянуть, что приблизительно в три года у детей наступает период кризиса 3-х лет, важно об этом помнить и наблюдать за изменениями в поведении ребенка. В этом возрасте дети осознают свое «я», пытаются проявить самостоятельность и независимость, но еще не умеют оценивать свои реальные возможности.

– На практике я часто сталкивалась с тем, что зачастую мамы настолько привязаны к детям, что не в состоянии их от себя «оторвать», именно эта категория мам плачет под дверью.

На данном этапе маме важно осознать, что период раннего детства закончился, и вы с ребенком уже не единое целое. У каждого из вас свои потребности, цели и задачи. Начните доверять папам, бабушкам и другим людям – ваш ребенок без вашего присутствия не пропадет, а получит новый навык социального общения.

В чем же заключается подготовка? Условно ее можно разделить на подготовку мамы и отдельно самого ребенка.

Маму нужно готовить путем ознакомления с условиями воспитания и развития ребенка в дошкольном учреждении. Важно понимать, что система воспитания со времен маминого детства сильно поменялась в государственном масштабе. В каждом конкретном учреждении могут быть свои организационные особенности и правила. Нужно, для начала, чтобы родители доверяли воспитателю и администрации учреждения образования.

В некоторых случаях на маму влияет личный травматический опыт, в таких случаях его важно проработать со специалистом.

– На мой взгляд, очень важно проговаривать свои ожидания и страхи воспитателю, чтобы иметь понимание того, как происходит в реальности, и не идти на поводу у своих страхов.

Как подготовить малыша к детскому саду.

Важно знать!

Над чем родителям стоит подумать:

  • Режим дня и как он сочетается с привычками семьи (время подъема, обеденный сон, время укладывания спать на ночь) – семье необходимо перестроиться. Режим, который существует в детском саду, приближен к возрастным особенностям ребенка и благоприятно сказывается на развитии нервной системы, аппетита и настроения.
  • Питание ребенка. Если ребенок имеет ограничения по питанию, нужно заранее продумать, как все организовать. При необходимости взять справку у врача.
  • Дети тонко чувствуют настроение мамы и всегда его «отзеркаливают». Решите в первую очередь для себя, почему ваш ребенок идет в сад, поскольку если вы уверены, что ему там будет плохо, то адаптация ребенка будет происходить гораздо сложнее.
  • Проговорите для себя, что вы ожидаете получить от детского сада. Оцените реальность достижения этого. Например, если вы считаете, что главной задачей воспитания является индивидуальный подход, инициатива, если вы свои потребности ставите превыше коллективных, то реальность такова, что вашему ребенку в детском саду будет тяжело.
  • Система поощрений и наказаний. Каждый ребенок должен знать, что можно, а что нельзя. Звучит достаточно просто, но на практике знаю, что в каждой семье есть «исключения из правил», которые полностью меняют всю картину воспитания.

Что вас ждет?

Готовность мамы спокойно воспринимать возникающие изменения является основным условием успешной адаптации. Запомните:

  • плач при расставании первые 3 месяца – норма (утешаем);
  • болезни ребенка в первый год – вполне распространенное явление;
  • отсутствие аппетита в первые три месяца встречается достаточно часто;
  • «откат» назад в навыках (мокрые штаны, «покорми меня», «одень меня») – явление временное;
  • ребенок вполне может не хотеть идти в сад, выражать свои негативные эмоции и маме нужно быть к этому готовой.

Важно понимать, что любые жизненные изменения требуют времени, поэтому наберитесь терпения.

Как подготовить малыша к детскому саду.

Как подготовить малыша

Подготовка ребенка ведется тогда, когда мама сама готова с ним расстаться.

Можно организовать ее в виде игры в детский сад, обязательно с положительными эмоциями. Поговорите в игровой форме о распорядке дня, о тех, кто есть в саду (дети, воспитатели, помощники, повара и т.д.), расскажите об иерархии: кто кого слушает, как просить о помощи, как себя защищать. Можно проигрывать в играх, рисовать на рисунках и даже пожить несколько дней по Правилам Детского Сада.

Научите ребенка навыкам самообслуживания по возрасту (пользование ложкой, проситься, садиться на горшок и вытирать попу, одеваться, знать свою одежду). Очень важно помогать и поощрять попытки ухаживать за собой самостоятельно. Это значительно облегчит жизнь в детском саду, ведь малышу не придется ждать, когда его оденут, умоют и накормят. Не сомневайтесь, если что-то у ребенка будет получаться не очень хорошо, ему обязательно помогут, а главное оценят желание быть самостоятельным.

Если у малыша есть любимая игрушка, то она также может пойти в садик. Наличие «компаньона» значительно облегчает процесс адаптации к саду.

Для того, чтобы незнакомый коллектив не вызывал у ребенка ощущение сильного дискомфорта, тревоги и паники, нужно заранее понемногу учить его быть без вас какое-то время. Чтобы помочь пережить расставание с мамой в саду, начните оставлять его с папой или другими родственниками задолго до предполагаемого похода в детский сад.

Крайне важно всегда сообщать ребенку, что вы уходите, куда и на сколько. В силу возраста он может не понять информации, но его будет успокаивать, что его ставят в известность.

– Из опыта работы, часто наблюдаю высокую тревожность у тех детей, чьи мамы прячутся или внезапно исчезают. Такие малыши вынуждены постоянно держать маму в поле зрения, чтобы она «не бросила» их.

Чаще оставлять ребёнка на несколько часов у бабушек. Отлично адаптируют к коллективу детские игровые комнаты в современных торговых центрах: там всегда много детей самого разного возраста, но желательно, чтобы первые несколько раз вы были рядом.

Давайте ребенку возможность самостоятельно решить первые конфликты, понаблюдайте за ним.

В случае столкновения с агрессией других детей, вникайте в ситуацию, общайтесь с ребенком и педагогами и разрабатывайте реалистичный план избегания и защиты от подобных ситуаций для своего ребенка.

Если у вас очень нежный и чувствительный малыш, обязательно скажите об этом всем педагогам и попросите о соответствующем отношении.

Первое время держите руку «на пульсе» и спрашивайте педагогов, все ли правила понимает и соблюдает ребенок. Старайтесь дома разъяснять наиболее «трудные» правила понятным для ребенка способом (в разговоре, в игре, на примерах).

Сложности адаптации

При посещении детского сада:

  • поймите эмоциональное состояние ребенка, перепады его настроения, старайтесь не ругать его, будьте терпеливы по отношению к нему. Как можно чаще в этот период хвалите ребенка, говорите, как сильно вы его любите, целуйте, обнимайте, берите на руки;
  • выделяйте для ребенка ежедневно время, чтобы побыть наедине: вместе почитайте, погуляйте, поиграйте или просто весело побалуйтесь. В этот период малыш особенно нуждается в вашем внимании, потому что скучает (раньше вы все время были вместе);
  • отводя ребенка в садик, придумайте какую-нибудь традицию, ритуал (поцелуй, объятия). Многократно повторяющиеся действия успокаивают;
  • рассказывайте ребёнку, что вы делаете, когда он в садике, где работаете, как проводите свой день;
  • спрашивайте у малыша, что он делал в садике, с кем играл, что ему больше всего понравилось в садике;
  • не спрашивайте у ребенка: «Ты сегодня пойдёшь в детский сад?», если альтернативы нет. Лучше предоставьте ему реальный выбор, что одеть или какую игрушку взять с собой;
  • никогда в присутствии ребенка не говорите о воспитателях плохо, не запугивайте воспитателями и садиком.

Следует помнить, что крайне нежелательно отдавать старшего малыша в садик сразу после рождения младшего. Старший ребенок может решить, что его «сослали» в детский сад, чтобы он не путался под ногами и не мешал родителям заботиться о братике или сестренке. Поэтому, если вы ожидаете пополнения в семье, отправляйте старшего в садик заранее, чтобы он успел привыкнуть и не связывал для себя эти два события.

КТО ПОЙДЕТ В ДЕТСКИЙ САД: ВОСЕМЬ ПРИЗНАКОВ ГОТОВНОСТИ МАЛЫША

Фото: Игорь Зарембо/ РИА Новости

Конец года, и многим родителям позвонили заведующие детскими садами, в которые записаны их малыши, с ультимативным предложением немедленно определиться, отдадут ли они своих детей с Нового года в формирующиеся группы кратковременного пребывания или нет.
Как предположили образовательные чиновники, у педагогов подоспела пора отчетов и верстки финансовых планов. Однако прогрессивным молодым мамам и папам, поставленным перед необходимостью немедленно принять важное решение, от этого не легче. ProРодитель проконсультировался с заведующей кафедрой «Дошкольная педагогика и психология» Московского городского психолого-педагогического университета Ириной Бурлаковой и выяснил: чтобы найти верный ответ на этот вопрос, надо разобраться с несколькими моментами.

1. Зачем вообще нужна эта «группа кратковременного пребывания»?

Трехчасовые занятия, освобожденные от таких «радостей» как дневной сон или еда в группе, позволяет легче пройти период адаптации к детскому саду. Большинство малышей за месяц-полтора вполне осваиваются в новой обстановке. И тогда они уже могут перейти из группы кратковременного пребывания (ГКП) в полноценный детский сад.

Формально считается, что ГКП дает молодой маме три часа свободной жизни. Успеть поработать в это время вряд ли получится — слишком короткий промежуток, но отдохнуть или что-то сделать по хозяйству — вполне.

Кроме того, в ГКП ребенок может познакомиться с инфекциями и микробами, с которыми в семье он не встречался. Попав в детский коллектив, малыш, с большой вероятностью, первое время будет болеть — это, к сожалению, неизбежно. Но расправившись со многими болезнями один раз, он приобретет иммунитет. И потом, когда родители отдадут малыша в полноценный детский сад, есть шанс что он будет не так подвержен разным хворям.

2. Семья или детский сад?

Дошкольное образование у нас не обязательное, поэтому всегда есть возможность подержать ребенка до семи лет дома, а потом уже отправить в первый класс, но поступать так стоит далеко не всегда. Образование, получаемое в садике, выигрывает у семейного за счет своей регулярности, систематичности работы с детьми и профессионализма педагогов. Если резкого отторжения нет, в садик ребенка лучше водить.

3. ГКП или развивающие занятия?

С точки зрения развития ребенка, отдельные занятия, на которых он находится с мамой, зачастую могут быть полезней посещения ГКП. Ведь даже кратковременное посещения садика связано со многими дополнительными, — зачастую неприятными — моментами: разлучение с мамой, вокруг коллектив, надо привыкнуть слушаться воспитательницу… Поэтому выбирать ГКП как постоянную форму досуга ребенка вряд ли стоит. В основном задача этих групп — именно адаптация к садику.

4. Как понять, готов ли ребенок посещать группу кратковременного пребывания?

Есть три простых критерия:

— Режим. Малыш должен быть готов легко вставать рано утром, чтобы успеть к началу занятий, без громких протестов и истерик.

Читать еще:  «Мы с тобой одной крови»: 5 важных вопросов о донорстве

— Общение. Если ребенок на прогулке хоть как-то общается или взаимодействует со сверстниками, то, скорее всего, он будет более или менее комфортно себя чувствовать в группе.

— Контакт с чужим взрослым. Пригласите кого-то из надежных друзей и попытайтесь оставить малыша с ним. Сначала познакомьте их, объясните, что это — хороший человек, а вы уходите совсем ненадолго и обязательно вернетесь. Если ребенок переживет этот тест относительно спокойно — это хороший признак, что он готов ходить в детский сад.

5. В каком возрасте стоит отдавать малыша в ГКП?

Лучше всего это делать в промежутке от 2 до 3 лет, максимум — в 3,5 года. Раньше крохе будет очень тяжело приспособиться к новой жизни, а более взрослых обычно записывают сразу в группу полного дня детского сада.

6. Будет ли ребенок первое время плакать в кратковременной группе?

Советы психолога: Как разобраться в причинах детских слез
Реакция может быть очень разной, все зависит от личности маленького человека. Кто-то легко расстается с мамой, кто-то — с большим трудом. Но в любом случае надо быть готовым, что первые полторы-две недели малыш будет отправляться в детский сад со слезами. Если плачь продлиться дольше, пропадет аппетит или нарушится сон, стоит посоветоваться с педагогом и психологом и, возможно, от посещения ГКП отказаться.

Бывает так, что ребенок с легкостью уходит в садик, когда его отводит папа или бабушка, и с ревом, если за дело берется мама. Это вполне объяснимо — с кем-то из взрослых крохе расстаться легче, с кем-то сложнее. Возможно, правильный выбор сопровождающего поможет предотвратить утренние истерики.

7. Какой режим ГКП лучше подойдет для ребенка?

Группы кратковременного пребывания бывают двух видов: утренние и вечерние. В одни надо приходить к девяти утра, в другие — после обеда. С точки зрения физиологии и психологии, лучше ходить в «первую смену». После длинного ночного сна у малыша остается больше сил для занятий и привыкания к необычной для него обстановке, чем после короткого и не такого крепкого дневного отдыха.

8. Как распознать настоящую Мэри Поппинс?

Маме намного проще отпускать ребенка в группу, если она уверена в доставшемся ребенку педагоге. Если есть возможность, посмотрите, как работает воспитательница с детьми. Опасный признак, если кто-то из детей в группе сидит и плачет. Некоторые воспитатели считают, что таким надо дать выплакать свое горе. Это не слишком правильное решение: двух-трехлетних малышей очень легко отвлечь, переключить их внимание и тем самым успокоить. Настоящая Мэри Поппинс обязательно придет на помощь горюющему ребенку.

Еще три аспекта

— Горшочный вопрос. Сейчас большинство детей растут в памперсах и поэтому поздно приучаются пользоваться горшком. Педагоги в детском саду к этому давно привыкли, относятся спокойно и никаких жестких требований не предъявляют. Наоборот, понемногу помогают приучиться делать свои дела «по-взрослому».

— Не сможет пожаловаться. Многих родителей пугает, что кроха, еще не научившийся нормально говорить, не сможет пожаловаться на обиды и притеснения со стороны воспитателя. Но на самом деле большой беды в этом нет. Если с ребенком произошло что-то плохое, его обижали, не уделяли нужного внимания или еще каким-то образом обошлись с ним не лучшим образом, это будет по нему очень хорошо заметно. Да и воспитателю стоит больше доверять: в детских садиках работают профессиональные педагоги, а не изверги, они сами заинтересованы в том, чтобы у их подопечных все было в порядке.

— Попытка — не пытка. Если предлагают записаться, а вы предполагаете ходить в будущем в садик — стоит согласиться и попробовать. Отказаться всегда успеете. Вдруг все пойдет хорошо с самого начала? А если нет, продолжать посещать группу кратковременного пребывания никто не обязывает.

Как проходит адаптация ребенка в детском саду

Сам процесс адаптации представляет собой постепенное приспособление малыша к новым для него условиям.

Кроха должен привыкнуть к новому режиму дня, обязательным правилам и нормам. Должен приспособиться к новому режиму питания и другим блюдам, которые часто отличаются от тех, что он привык есть дома. Меняются условия его взаимодействия со взрослыми, вокруг появляется много сверстников. И самое главное, что все это происходит без мамы.

«Адаптация детей в детском саду в два года проходит дольше и труднее, — продолжает Ольга Архипова. — В этом возрасте мальчики все еще сильно привязаны к маме, и разлука с ней становится настоящим испытанием. Мальчикам проще адаптироваться после двух с половиной лет. В более раннем возрасте они в два раза чаще болеют. Девочки обычно испытывают сильный страх».

Особенно сложно протекает процесс привыкания у физически ослабленных, болезненных детей. В коллективе они сразу заболевают или начинают чахнуть, худеть. У малыша может внезапно повышаться температура без других признаков болезни.

В три года адаптация детей в детском саду проходит значительно проще. Трехлетки уже стремятся к самостоятельности, проявляют инициативу. Многие неплохо владеют речью и приобретают навыки самообслуживания, благодаря чему чувствуют себя в коллективе значительно увереннее. Большинство деток уже имеют опыт общения со сверстниками, приобретенный во время прогулок. Но самое главное, что после трехлетия разлука с мамой переносится проще, а потребность в детском обществе только увеличивается.

«Если малыш переживает кризис трехлетнего возраста, с садиком нужно повременить, — советует Ольга Архипова. — Необходимо подождать завершения этого периода, чтобы не создавать дополнительной эмоциональной нагрузки».

Первый раз в детский сад. Адаптация ребенка

Я считаю, что слез во время адаптации к детскому саду быть не должно!

Осень — пора не только сбора урожая. Для многих родителей это еще и время отдавать ребенка в детский сад. Оставляя позади вопрос о том, в каком возрасте лучше всего ребенку идти в дошкольное учреждение (это отдельная тема для разговора), представим, что вы уже приняли оптимальное для вас решение. Давайте рассмотрим поэтапно адаптацию ребенка в детском саду.

В первую очередь я хочу, чтобы вы задали себе несколько вопросов. И честно (мысленно) на них ответили:

1) Вы действительно хотите, чтобы ваш ребенок пошел в детский сад сейчас, в этом году, в ближайшее время?

2) Вы уже придумали, чем будете заниматься, когда ваш ребенок пойдет в детский сад (работа, хобби, учеба и т.д.)?

3) Устраивает ли вас предстоящая перспектива работы, хобби, учебы и … (напишите свой вариант)?

4) Есть ли у вас на данный момент готовый список критериев (близость от дома, цена вопроса, профессионализм воспитателей и т.д.) «хорошего» детского сада для вашего ребенка, по которому вы будете оценивать дошкольное учреждение.

Если вы ответили на все вопросы, можно сказать, что первый этап в подготовке к детскому саду вы прошли. Пойдемте дальше.

Опыт работы воспитателя в детском саду, личный родительский опыт и, наконец, опыт работы психологом определили мое отношение в настоящее время к слезам ребенка во время адаптации в детскому саду. Я считаю, что слез во время адаптации к детскому саду быть не должно!

Если ребенок плачет и кричит, значит, он не хочет, чтобы мама или папа уходил/ла. Других вариантов нет и быть не может. Почему родитель должен вдруг перестать слышать просьбы и мольбы ребенка и уйти – мне непонятно… Отговорки воспитателей «из прошлого века» в виде «он поплачет и перестанет», «давайте я подержу, а вы идите», не должны быть направляющей силой вашего поведения. Они, скорее, должны стать сигналом того, что перед вами человек, не понимающий природу слез ребенка. Потому что единственное, что может усвоить ребенок из такого опыта, так это то, что для мамы или папы важнее не он и его чувства, а «работа, хобби, учеба» (то место, куда вы так торопитесь от него уйти).

В детский сад — без слез!

Что же делать, чтобы ребенок пошел без слез в детский сад? А еще лучше, что сделать, чтобы он вам на прощание помахал ручкой и сказал: «мама/папа иди»? Или думаете, так не бывает?

Уверяю вас, так бывает, так было у моего ребенка и у детей, с которыми мне посчастливилось работать (несмотря даже на их предыдущий негативный опыт).

Итак, предлагаю вашему вниманию примерный план действий:

  • Примерно за месяц (в идеале, или просто как можно раньше) до начала похода в детский сад желательно начать придумывать причины, по которым ребенку там должно ОБЯЗАТЕЛЬНО понравиться и озвучивать их при каждой удобной возможности. Например, там много игрушек, есть возможность завести новых друзей, там гуляют два раза в день и так далее. Тем самым вы создадите положительное впечатление у ребенка о предстоящем походе в детский сад.
  • Обратите внимание на режим детского сада, в который вы собираетесь отводить ребенка. Постарайтесь привести домашний режим сна и бодрствования к режиму садика как минимум за три дня.
  • Если у вас есть такая возможность, оставьте запас времени на адаптацию ребенка (одну- две недели). Не исключено, что это вам не пригодится, и ваш ребенок сразу включится в новый коллектив (так тоже бывает). Зато вы будете чувствовать себя спокойно и уверенно, и не будете подгонять ребенка, если что-то пойдет не по ранее задуманному плану.
  • По возможности заранее сходите и посмотрите помещение с ребенком. Покажите, где он будет проводить большую часть времени.
  • Первый вариант — в первый день постарайтесь прийти пораньше, чтобы ребенок успел свыкнуться с мыслью, что он здесь останется без вас.
    Если видите, что ребенок не хочет вас отпускать, посидите полчаса – поговорите с ним, расскажите, как вы ходили в детский сад (если вам нравилось ходить, если нет, не поднимайте эту тему). Если ребенок ни в какую не поддается уговорам – идите домой! Сегодня вы сделали достаточно.
    Второй вариант (или следующий шаг после первой попытки) — придите на прогулку и погуляйте вместе с ребенком. На следующий день приходите уже с утра (все те же рекомендации, что и при первом варианте).
  • Подсказка! Я неоднократно использовала в работе один прием – он отлично работает с детьми, у которых был уже неудачный опыт хождения в детский сад (обычно заканчивающийся частыми болезнями ребенка). Прием заключатся в том, что вы заранее договариваетесь с ребенком, что заберете его, например, через час. Затем через два, три (в зависимости от того, как себя чувствует и ведет ребенок). Тут главное — не опаздывать, прийти вовремя. Таким образом, вы продемонстрируете ребенку, что все «под контролем» и ему не о чем волноваться. Даже если ребенок при этом захочет еще остаться, все равно забирайте его – сдержите слово (это важно)!
    В течение недели увеличивайте промежуток времени (1,2,3 и т.д.).

Чего нельзя делать во время адаптации к детскому саду

  • Еда. Не настаивайте, чтобы в период адаптации ребенок «хорошо» питался в детском саду, т.е. так же, как дома. Желательно, чтобы с момента рождения ответственность за количество принятой пищи ребенком лежала на его плечах, а родители оставили бы за собой право регуляции качества этого питания. Тем более неуместно и вредно докармливать ребенка в возрасте двух-трех лет. Важно знать, что первый и самый распространённый протест ребенка против новых условий (в детском саду) будет выражаться в виде определенного «отношения к еде» и туалету. Может так случиться, что ребенок во время адаптации будет отказываться есть в детском саду совсем или частично, а также может не ходить в туалет «по-большому». Пусть вас это не пугает, это нормальный процесс. И он закончится, как только ребенок привыкнет к окружающей обстановке (к воспитателю и детям).
  • Игрушки. Наверняка ребенок заинтересуется игрушками в садике, скажите ему, например: «когда ты придешь сюда в следующий раз – ты сможешь с ними поиграть» (подогрейте интерес к детскому саду). Ни в коем случае не покупайте домой игрушки, которые понравились ребенку в детском саду. Оставьте ребенку ощущение «предвкушения».
Читать еще:  Возмещение работником затрат организации на оплату услуг связи

В результате несложных действий ваш ребенок сможет спокойно и максимально безболезненно войти в новый коллектив.

Если же все усилия окажутся напрасными, предлагаю не спешить менять детский сад, а вернуться к первому этапу. И задать себе еще раз вопросы:

1). Вы действительно хотите, чтобы ваш ребенок пошел в детский сад сейчас, в этом году, в ближайшее время?
2). Вы уже придумали, чем будете заниматься, когда ваш ребенок пойдет в детский сад (работа, хобби, учеба и т.д.)?
3). Устраивает ли вас предстоящая перспектива работы, хобби, учебы и … (напишите свой вариант)?
4). Есть ли у вас на данный момент готовый список критериев (близость от дома, цена вопроса, профессионализм воспитателей и т.д.) «хорошего» детского сада для вашего ребенка, по которому вы будете оценивать дошкольное учреждение.

Потому что часто дети улавливают сомнения и тревоги родителей, начинают болеть, выражая таким образом свой протест, тем самым помогая родителю обратить внимание на эти чувства и разобраться с ними.

Однако, если после двух недель «мягкого» ввода в коллектив, ребенок не хочет вас отпускать и ни при каких условиях не хочет оставаться в детском саду, стоит серьезно задуматься о поиске другого детского сада.

Причины, почему ребенку не нравится этот детский сад, могут быть разными:

1) Неготовность самого родителя отпускать ребенка (после трех лет ребенок готов отсоединиться от матери);

2) Личность воспитателя (воспитатель не смог найти подход к ребенку);

3) В коллективе ребенок чувствует себя небезопасно — есть шансы, что у ребенка не сложились отношения с другим ребенком или с несколькими детьми (в этом случае грамотный педагог должен проговорить родителям, в чем заключается проблема и наметить примерный план действий).

Неразрешимых ситуаций не бывает, и мне искренне хочется верить, что адаптация вашего ребенка пройдет легко и безболезненно!

Кто пойдет в детский сад: Восемь признаков готовности малыша

Как предположили образовательные чиновники, у педагогов подоспела пора отчетов и верстки финансовых планов. Однако прогрессивным молодым мамам и папам, поставленным перед необходимостью немедленно принять важное решение, от этого не легче. ProРодитель проконсультировался с заведующей кафедрой «Дошкольная педагогика и психология» Московского городского психолого-педагогического университета Ириной Бурлаковой и выяснил: чтобы найти верный ответ на этот вопрос, надо разобраться с несколькими моментами.

1. Зачем вообще нужна эта «группа кратковременного пребывания»?

Трехчасовые занятия, освобожденные от таких «радостей» как дневной сон или еда в группе, позволяет легче пройти период адаптации к детскому саду. Большинство малышей за месяц-полтора вполне осваиваются в новой обстановке. И тогда они уже могут перейти из группы кратковременного пребывания (ГКП) в полноценный детский сад.

Формально считается, что ГКП дает молодой маме три часа свободной жизни. Успеть поработать в это время вряд ли получится — слишком короткий промежуток, но отдохнуть или что-то сделать по хозяйству — вполне.

Кроме того, в ГКП ребенок может познакомиться с инфекциями и микробами, с которыми в семье он не встречался. Попав в детский коллектив, малыш, с большой вероятностью, первое время будет болеть — это, к сожалению, неизбежно. Но расправившись со многими болезнями один раз, он приобретет иммунитет. И потом, когда родители отдадут малыша в полноценный детский сад, есть шанс что он будет не так подвержен разным хворям.

2. Семья или детский сад?

Дошкольное образование у нас не обязательное, поэтому всегда есть возможность подержать ребенка до семи лет дома, а потом уже отправить в первый класс, но поступать так стоит далеко не всегда. Образование, получаемое в садике, выигрывает у семейного за счет своей регулярности, систематичности работы с детьми и профессионализма педагогов. Если резкого отторжения нет, в садик ребенка лучше водить.

3. ГКП или развивающие занятия?

С точки зрения развития ребенка, отдельные занятия, на которых он находится с мамой, зачастую могут быть полезней посещения ГКП. Ведь даже кратковременное посещения садика связано со многими дополнительными, — зачастую неприятными — моментами: разлучение с мамой, вокруг коллектив, надо привыкнуть слушаться воспитательницу… Поэтому выбирать ГКП как постоянную форму досуга ребенка вряд ли стоит. В основном задача этих групп — именно адаптация к садику.

4. Как понять, готов ли ребенок посещать группу кратковременного пребывания?

Есть три простых критерия:

— Режим. Малыш должен быть готов легко вставать рано утром, чтобы успеть к началу занятий, без громких протестов и истерик.

— Общение. Если ребенок на прогулке хоть как-то общается или взаимодействует со сверстниками, то, скорее всего, он будет более или менее комфортно себя чувствовать в группе.

— Контакт с чужим взрослым. Пригласите кого-то из надежных друзей и попытайтесь оставить малыша с ним. Сначала познакомьте их, объясните, что это — хороший человек, а вы уходите совсем ненадолго и обязательно вернетесь. Если ребенок переживет этот тест относительно спокойно — это хороший признак, что он готов ходить в детский сад.

5. В каком возрасте стоит отдавать малыша в ГКП?

Лучше всего это делать в промежутке от 2 до 3 лет, максимум — в 3,5 года. Раньше крохе будет очень тяжело приспособиться к новой жизни, а более взрослых обычно записывают сразу в группу полного дня детского сада.

6. Будет ли ребенок первое время плакать в кратковременной группе?

Реакция может быть очень разной, все зависит от личности маленького человека. Кто-то легко расстается с мамой, кто-то — с большим трудом. Но в любом случае надо быть готовым, что первые полторы-две недели малыш будет отправляться в детский сад со слезами. Если плач продлиться дольше, пропадет аппетит или нарушится сон, стоит посоветоваться с педагогом и психологом и, возможно, от посещения ГКП отказаться.

Бывает так, что ребенок с легкостью уходит в садик, когда его отводит папа или бабушка, и с ревом, если за дело берется мама. Это вполне объяснимо — с кем-то из взрослых крохе расстаться легче, с кем-то сложнее. Возможно, правильный выбор сопровождающего поможет предотвратить утренние истерики.

7. Какой режим ГКП лучше подойдет для ребенка?

Группы кратковременного пребывания бывают двух видов: утренние и вечерние. В одни надо приходить к девяти утра, в другие — после обеда. С точки зрения физиологии и психологии, лучше ходить в «первую смену». После длинного ночного сна у малыша остается больше сил для занятий и привыкания к необычной для него обстановке, чем после короткого и не такого крепкого дневного отдыха.

8. Как распознать настоящую Мэри Поппинс?

Маме намного проще отпускать ребенка в группу, если она уверена в доставшемся ребенку педагоге. Если есть возможность, посмотрите, как работает воспитательница с детьми. Опасный признак, если кто-то из детей в группе сидит и плачет. Некоторые воспитатели считают, что таким надо дать выплакать свое горе. Это не слишком правильное решение: двух-трехлетних малышей очень легко отвлечь, переключить их внимание и тем самым успокоить. Настоящая Мэри Поппинс обязательно придет на помощь горюющему ребенку.

Еще три аспекта

— Горшочный вопрос. Сейчас большинство детей растут в памперсах и поэтому поздно приучаются пользоваться горшком. Педагоги в детском саду к этому давно привыкли, относятся спокойно и никаких жестких требований не предъявляют. Наоборот, понемногу помогают приучиться делать свои дела «по-взрослому».

— Не сможет пожаловаться. Многих родителей пугает, что кроха, еще не научившийся нормально говорить, не сможет пожаловаться на обиды и притеснения со стороны воспитателя. Но на самом деле большой беды в этом нет. Если с ребенком произошло что-то плохое, его обижали, не уделяли нужного внимания или еще каким-то образом обошлись с ним не лучшим образом, это будет по нему очень хорошо заметно. Да и воспитателю стоит больше доверять: в детских садиках работают профессиональные педагоги, а не изверги, они сами заинтересованы в том, чтобы у их подопечных все было в порядке.

— Попытка — не пытка. Если предлагают записаться, а вы предполагаете ходить в будущем в садик — стоит согласиться и попробовать. Отказаться всегда успеете. Вдруг все пойдет хорошо с самого начала? А если нет, продолжать посещать группу кратковременного пребывания никто не обязывает.

Адаптация ребенка к детскому саду советы родителям

Постарайтесь:
Быть спокойной, уверенной и позитивной. Ваше поведение и реакции считываются ребенком, как на рентгене. Не нужно играть роль, лучше убедить себя, тогда вам легче будет убедить ребенка.
Сделайте прощания с ребенком спокойным и недолгим. Каждая лишняя секунда будет использована вашим ребенком, чтобы нажать на вашу жалость. Это естественная психологическая защита у ребенка. Но вы знаете, что ребенок в безопасности и не должен быть включен тревожить малыша лишний раз.
Если вам знаком Садиковый распорядок, то можете дать ребенку конкретный ориентир: «Я приду за тобой после обеда», «после дневного сна» и тд. Ну, и конечно, будьте готовы соблюсти вашего слова.
Спросите у воспитательницы, можно в первые дни брать с собой в сад небольшую игрушку или другую вещь, которая будет напоминать ребенку о доме. Когда малыш будет скучать, эта вещь поможет ему преодолеть невеселые чувства.
Говорите о садике с оптимизмом, но без фантазий: хвалите то, что там реально может понравиться вашему сыну или дочке: «ты видел, какая там качели во дворе?» Или «у тебя там будут новые друзья, с которыми можно играть», или «в саду детки могут кататься на трехколесных велосипедах» .
В присутствии ребенка рассказывайте вашим знакомым, что малыш уже ходит в садик. Говорите об этом положительно, чтобы ребенок знал, что сад — это хорошо. Если спросят, малыш плачет, не отрицайте, но делайте больший акцент на положительном: «Да, вчера Саша сначала волновался, зато потом он играл машинками в песочнице».

Избегайте:
Угроз «Если будешь плакать, я не куплю тебе . » или «не пойдешь в гости к . »
Эмоционального шантажа вроде: «Не плачь, потому что мама скучать» или «если ты будешь кричать, папа рассердится». Такие реакции дают понять ребенку, что его эмоции неправильные, но они как раз очень правильные и малыш имеет полное право протестовать.
Лжи. Не надо говорить: «Я сейчас вернусь», «Побудь немного здесь, а когда ты захочешь, мама тебя заберет». Ребенок, хоть и маленький, но понимает больше, чем мы думаем. Она будет ждать вас и переживать, если вы не придете, когда пообещали.
Ненужной жалости: «Бедный, мама не хотела тебя здесь оставлять» или «Тебя здесь не оскорбляли?» — Эти фразы несут скрытый месседж «это место ужасное !, ты жертва сада»

В это время лучше избегать других важных изменений в жизни ребенка, например, переселять ребенка в другую комнату, отлучать от груди, от соски, снимать памперс и т. Др.
Не пытайтесь заглядывать в окна или во двор сада. Если ваш малыш вас увидит, к нему вернуться слезы. Вам это надо?
Не возвращайтесь только после того, как вы попрощались с ребенком. Этим вы только продлите драму, а в следующий раз ребенок будет плакать более настойчиво.
Ради бога, будьте пунктуальными, когда приходить забирать ваша малышка. Если вы опоздали на 1 минуту, будьте уверены, что все это время ваш ребенок будет плакать от отчаяния или тревожно заглядывать за спины другим родителям, несмотря, что за другими детьми пришли, а вас нет.

Конечно, может быть и так, что не все вам удастся сразу. Это на страшно, потому становиться опытными родителями — это тоже процесс, на который требуется время и практика. Но сейчас главное начать. Каждое ваша конструктивное действие будет еще одним шагом к пониманию и добрым отношениям между вами и вашим ребенком. Действуйте, наблюдайте, совершенствуйтесь. Надеюсь, что уже вскоре ваш ребенок с радостью бежать в садик.

Читать еще:  Подробная инструкция, как встать в очередь в садик через Госуслуги

Критерии готовности

Психологи и педагоги сходятся во мнении, что для того, чтобы начало обучения в детском саду не было для ребёнка стрессом, нужно внимательно отнестись к критериям, определяющим готовность малыша к поступлению в дошкольное учреждение.

  1. Главной рекомендацией для родителей является выбор оптимального возраста. Лучше, если это будет до кризиса трёх лет или после него. Однако, как известно, кризис проявляется у всех детей индивидуально: у кого-то в 2,5 года, а у кого-то – ближе к 4-м. Поэтому, если есть возможность, лучше поступать в детский сад с 4 лет. К этому времени, с одной стороны, малыш приучится быть без мамы, а с другой, закончится важный период начального миропознания, происходящий через тесный контакт матери и ребёнка.
  2. Малыш должен уметь говорить и с помощью своего словарного запаса формулировать мысли или просьбы.
  3. Для того чтобы адаптация в коллективе сверстников прошла успешно, ребёнок должен стремиться к контактам с другими детьми.
  4. У ребёнка сформированы основные бытовые навыки: он может с минимальной помощью самостоятельно одеваться, кушает ложкой и без проблем пользуется горшком.

Как устроить ребенка в сад иногородним жителям

Вам нужно встать в электронную очередь: http:/ /ec. mosedu.ru/ . Но сначала надо понимать где Вы планируете жить в Москве, потому что в очередь вставать надо в определенные сады. В зависимости от того, в каком районе Вы будете жить и возраста ребенка можете и в этом году в сад попасть.

Девочки, пожалуйста, подскажите. У меня Волгоградская прописка. Фактически живу в Ногиснке, МО. Ребенка ставила на очередь в сад в Ногинске. Сейчас планируется переезд в Москву. Будет ли учитываться моя очередь? Если нет, как мне быть, куда обратиться, какие сроки на практике по устройству ребенка в сад? В Ногиснке записывала ребенка в РОНО, подскажите, как поступать в этой ситуации в Москве?

Что должен знать и уметь ребёнок к детскому саду?

Чтобы ребёнок почувствовал себя более уютно в детском саду, а адаптационный процесс прошёл максимально безболезненно, крайне важно понимать, какими навыками должны обладать дети. Это поможет подтянуть малыша по определённым показателям, уделить больше внимания несформированным умениям.

  1. Очень важно, чтобы ребёнок был физически развит в соответствии со своим возрастом, обладал достаточно крепким здоровьем. Это легко понять по тому, насколько редко малыш болеет, как часто гуляет на свежем воздухе и, например, занимается плаванием.
  2. Адаптация существенно ускорится, если новоиспечённый детсадовец будет довольно самостоятельным в быту. Конечно, педагог и няня обязательно помогут ребёнку, однако будет замечательно, если он хотя бы стремится к самостоятельности. У малыша должны быть развиты следующие навыки самообслуживания:
    • умение пользоваться ложкой и вилкой (не обязательно, но желательно);
    • умение мыть ручки с мылом без посторонней помощи;
    • способность одеваться и снимать одежду;
    • умение ходить на горшок, снимать штанишки и натягивать их обратно.
  3. Ещё один важный показатель готовности – развитые коммуникативные умения. Под этим понятиям нужно понимать хорошо сформированные речевые навыки, желание общаться и играть с одногруппниками и способность вступать в контакт. Дети должны уметь:
    • просить взрослого (пока ещё незнакомого) человека о помощи;
    • вступать в игры с другими детьми, играть с ними хотя бы 15 минут;
    • выполнять воспитательские просьбы и указания;
    • понимать, что нужно делиться игрушками и другими предметами с другими детками;
    • немного играть в одиночестве, увлекать себя на какое-либо время.

Поэтому при определении уровня готовности вашего чада к саду не забывайте и о том, что нужно ориентироваться не только на усреднённые показатели, но и на личность ребёнка.

Подготовка к детскому саду

Одним из первых этапов подготовки малыша к посещению детсада является физическая подготовка. Прежде всего, это приучение к режиму. Обычно в садиках в 8.30 дети завтракают, с 9 до 10 утра с ними проводятся занятия, затем примерно до 11.40 дети гуляют, около 12 часов обед, в 12.30-13.00 – сон до 15.00. После пробуждения детей ждет полдник, затем они снова выходят на прогулку (в теплое время года) или играют в группе. Ужин начинается в 17 часов. Поэтому важно в период подготовки, чтобы ребенок спал дома днем с 13.00 до 15.00. Утренний подъем в 7.00, отбой – в 21.00-22.00. В полтора-два года малыш должен уметь пользоваться столовыми приборами, пить из кружки, ходить на горшок, отказаться от соски. Это тоже необходимые требования для посещения дошкольного учреждения. Постепенно нужно приучать ребенка самостоятельно умываться с мылом, вытирать руки и лицо полотенцем, расчесываться, одевать и снимать трусики, застегивать сандалии, завязывать шапку (в саду нужно носить шапку на завязках). Конечно, первое время воспитатели будут помогать одеваться, кушать и усаживаться на горшок, но родителям важно развивать терпение крошки к этим нехитрым видам деятельности.

Второй этап: эмоционально-психологическая подготовка. Самое главное – эмоциональное состояние мамы. Если она заранее негативно относится к садику или испытывает чувство вины, то это состояние будет передаваться ребенку, и он будет чувствовать то же самое. Настраивать ребенка нужно позитивно: загодя рассказать ему, что в детском саду его ждут ребятишки, интересные игры, утренники, отдельная кроватка и новые игрушки, можно даже сходить погулять на территорию сада и познакомиться с товарищами. Очень важно, чтобы перед вступлением в дошколята ребенок уже имел некоторые навыки общения с детьми. Поэтому желательно как можно чаще гулять на детской площадке, познакомиться с ровесниками и поучаствовать в совместных играх. Также необходимо психологически подготовить ребенка к разлуке с мамой. Чтобы малютка безболезненно перенес разлуку, он должен расти в приветливой, гостеприимной семье, чтобы в доме как можно чаще были гости, родственники и друзья. Хорошо, когда есть бабушка и дедушка, и малыш охотно остается с ними. Если у родителей нет такой возможности, то нужно оставлять ребенка на короткое время со знакомым взрослым, чтобы у крошки сформировалось представление о том, что можно интересно проводить время без мамы.

ОБРАЗОВАНИЕ В МОСКВЕ

В жизни каждой семьи наступает такой период, как поступление малыша в детский сад. Подготовка к нему — ответственное занятие. Готовить ребенка к детскому саду родители должны начинать заранее, по мере приближения к осени. Итак, с чего начинать?

  • Стр.1
  • Стр.2
  • Стр.3

НАЧИНАЕМ АДАПТАЦИЮ РЕБЕНКА

Начинать подготовку лучше минимум за несколько месяцев до поступления — в мае — июне. Почему именно в мае — июне ? Дело в том, что наши детские сады начинают комплектацию ясельных групп осенью, в сентябре. А это период природного похолодания, когда и в помещениях достаточно прохладно.

Естественно, возрастает количество сезонных простудных заболеваний. Ребенок, идущий в сад, конечно же, адаптируется к новым условиям, но это связано с большими психологическими нагрузками, которые снижают защитные силы организма, из-за чего малыши начинают болеть.

Поэтому начинать адаптацию к детскому саду лучше всего в теплое время года: в мае-июле.

Это замечательное время для начала подготовки к детскому саду. На улице тепло, мы легко одеваем детей. Малышам легче одеваться самостоятельно, справляться с пуговичками и застежками, липучками и шнурками. Постепенно, по мере приближения осени, мы будем одевать деток теплее, увеличивать количество предметов одежды, но это постепенная нагрузка.

Очень важно, что в теплое время года дети много времени проводят на улице: играют в подвижные игры, возятся в песочке. Это снижает эмоциональную нагрузку от большого коллектива и раскрепощает ребенка. Намного сложнее адаптироваться сразу в группе, где в силу ограниченности пространства намного острее воспринимается общий шум.

КОГДА ОТДАВАТЬ РЕБЕНКА В ДЕТСКИЙ САД?

Родителей волнует вопрос возраста, в котором лучше отдавать ребенка в детский сад.

Декретный отпуск составляет три года. Многие мамы тянут с садом чуть ли не до последнего дня выхода на работу. Что из этого получается? А ничего хорошего! Мама сама после трех лет замкнутой жизни с трудом привыкает к работе. Причем, полный рабочий день — 8 часов, а домашней работы меньше не стало. Как же все успеть?! А у ребенка свои сложности.

Трехлетний возраст очень неблагоприятен для начала адаптации, потому что накладываются дополнительные факторы всем известного «кризиса трех лет», что делает более проблематичным переход к детсадовской жизни.

С психологической точки зрения, идеальный возраст для адаптации – 1 год 8 месяцев, когда в развитии ребенка отмечается прогресс, и малыш настолько понятлив, что мы приступаем к его планомерному обучению и развитию. Кроме того, маме до выхода на работу еще больше года и у нее достаточно времени для спокойной адаптации ребенка к саду.

Подготовку ребенка надо начинать с психологического настроя родителей!

Мама и папа сами должны быть готовы к тому, что ребенок пойдет в детский сад. Выработайте совместное положительное решение. Ведь если хотя бы один из родителей в душе против детского сада, то подготовку малыша начинать бессмысленно. Он сразу «считает» ваше состояние и переработает его в ежедневную нервотрепку.

ГОТОВИМ РЕБЕНКА К ОБЩЕНИЮ

После того, как вы приняли окончательное решение пойти в сад, сразу же начинайте готовить ребенка к общению с другими детьми и взрослыми. Посещайте с ним детские парки и площадки, приучайте к игре в песочницах, на качелях, на новогодних праздниках, ходите на дни рождения друзей. Все время наблюдайте, как малыш себя ведет: стесняется или конфликтует, уединяется или дерется, или же легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован.

Важно, чтобы начало посещений детского сада не было первым опытом общения со сверстниками и первого самостоятельного пребывания без родителей. Начинайте с посещения бабушек и дедушек, братиков, сестричек, знакомых с детьми. Полезны будут также «детские комнаты», где с малышами занимается педагог: вначале с мамой, а потом постепенно и без нее. Занятия в детских центрах также окажут очень большую помощь для дальнейшей успешной адаптации.

ОТДАЕМ РЕБЕНКА В САДИК: КУДА?

При выборе садика проанализируйте, что для вас важно: близость к дому, престижный район или зеленая зона. Наша рекомендация при выборе садка такова – обращайте внимание на воспитателей и детей. Придите в детский сад и понаблюдайте за детьми: довольны ли они, нравится ли им там. Хороший детский сад – место довольно шумное. Если в течение получаса вы не услышите шума и гама, а также взрывов смеха, поищите другое дошкольное заведение для вашего чада.

Знакомство с детским садом начинайте с администрации. Эта информация также важна для анализа, поскольку настрой, творчество, культуру общения создают именно они и транслируют на весь коллектив.

Навряд ли родителям захочется «задерганного» педагога или постоянно красящего забор и копающего грядки и клумбы. Обратите внимание на мероприятия, которые проводятся в детском саду, на то, как вас встречают. Походите несколько раз в разные дни вокруг детского сада и понаблюдайте. Что вы увидите? Активное проведение игр и конкурсов или разговоры воспитателей в кружочке вокруг песочницы? Где во время прогулки детки, что делают, как с ними общаются педагоги?

Попросите разрешения присутствовать на занятии, посмотреть праздники. Обратите внимание на укомплектованность штата садика воспитателями и помощниками. Талантливые руководители даже в наше непростое время находят возможности для удержания и стимулирования своего персонала.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector