Неравны перед бюджетом: что думают россияне о зарплатах госслужащих
Правительство сэкономит ₽200 млрд на переносе реформы зарплат чиновников
Правительство сэкономит почти 200 млрд руб. за счет переноса на 2023 год реформы «системы материальной мотивации» федеральных госслужащих, следует из пояснительной записки к проекту федерального бюджета на 2021–2023 годы (документ есть в распоряжении РБК). Решение отложить реформу на два года принято ради обеспечения сбалансированности федерального бюджета.
После обвала бюджетных доходов в 2020 году и рекордных антикризисных трат из-за пандемии российский бюджет будет дефицитным на протяжении трех ближайших лет. Другие способы балансировки бюджета, согласованные правительством, — сокращение на 10% всех «незащищенных» статей бюджета, пропуск в 2021 году индексации зарплат чиновников и меры по мобилизации дополнительных доходов (включая повышение налоговой нагрузки на добывающий бизнес).
Перенос сроков реализации мер по совершенствованию системы оплаты труда госслужащих связан с необходимостью финансирования первоочередных мероприятий для устойчивого развития экономики в условиях распространения коронавируса, в том числе обеспечивающих всестороннюю социальную поддержку населения, заявили РБК в Минфине.
Что предполагает реформа
Суть реформы оплаты труда госслужащих состоит, с одной стороны, в увеличении постоянной части оклада чиновников, а с другой — в «оптимизации бизнес-процессов» и сокращении численности госаппарата, объяснял министр финансов Антон Силуанов в сентябре 2018 года.
По замыслу Минфина, численность сотрудников центральных аппаратов федеральных министерств в 2020 году должна сократиться на 10%, а территориальных органов — на 5%, говорила первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко в сентябре 2019 года. К 2021 году сокращение численности территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти должно было достичь 15%.
По ее словам, нужно отказаться от неэффективных регламентных процедур и актуализировать либо отменить устаревшие стандарты, «требующие временных затрат и немалых кадровых ресурсов». А высвобождающиеся средства предполагалось направить на повышение оплаты труда госслужащих. «Параметры предстоящего повышения рассчитаны на сокращенную численность госслужащих. Если не провести запланированное сокращение, конкурентного уровня оплаты труда на госслужбе не достичь. Или потребуется выделение из бюджета дополнительных средств в объеме до 100 млрд руб. ежегодно», — объясняла Нестеренко в интервью «РИА Новости».
Кому и на сколько повысят зарплаты в этом году
Однако по сообщению главы правительства, повышение окладов бюджетникам в текущем году — дело решенное. Оно коснется медиков, учителей школ, а также профессорско-преподавательского состава. Не забыли и про студентов, которых ожидает повышение стипендий.
Точных цифр не называют, но по информации, предоставленной министром финансов, в среднем уровень зарплат повысится как минимум на 16 %.
Поскольку оплата труда в разных областях может отличаться в два и более раза, повышение зарплат в этом году в России тоже будет проходить неравномерно. Кроме того, величина надбавки зависит от стажа, категории и ряда других факторов. Например, будет учитываться, какие обязанности выполняет сотрудник, есть ли на нем дополнительная нагрузка.
Значение имеет даже рейтинг заведения. Например, учителя, которые работают в школе, признанной лучшей в районе, получат больше работников не имеющего такого статуса учреждения. Так что некоторых специалистов ждет повышение зарплаты примерно в полтора раза.
Глава Минобразования пояснил, что заработок специалистов подведомственной ему сферы будет складываться из двух частей. Около 70 % из них составит оклад, а оставшиеся 30 % — различные стимулирующие выплаты.
Интересно, что среди сотрудников медицинских учреждений недавно провели опрос. Многие из них заявили, что об индексации зарплат слышат первый раз.
Видео: ожидается ли увеличение зарплаты учителям и врачам.
Кому были проиндексированы зарплаты
Запланированную прибавку к зарплате 1 октября уже получили многие бюджетники в РФ. С интервалом в один год аналогичное повышение зарплат госслужащих должно было произойти в 2021 году. Но, судя по последним новостям, работникам бюджетной сферы придется довольствоваться только текущей индексацией в 3%. Соответствующее распоряжение было подписано премьер-министром РФ 4 сентября.
Прибавку получили сотрудники автономных, бюджетных и федеральных организаций. В количественном подсчете речь идет о 33 млн российских граждан. Повышенные зарплаты теперь выплачиваются специалистам, которые работают в:
- детских садах;
- высших учебных учреждениях;
- больницах и поликлиниках;
- среднеобразовательных школах;
- культурных учреждениях;
- научных институтах и т. д.
Прибавку к зарплате 1 октября также получили работники школ, которые выполняют функциональные обязанности классных руководителей. Ежемесячно им будет выплачиваться доплата в 5 тыс. руб.
Кто такие госслужащие и бюджетники и сколько они получают
К категории госслужащих относятся:
- таможенники;
- налоговые инспекторы;
- специалисты погранслужбы ФСБ;
- Роспотребнадзор;
- сотрудники миграционной службы.
В 2012 году президент РФ подготовил указ о повышении зарплаты государственный служащих. Рост заработной платы таких специалистов планировался значительный. За несколько лет на эту программу предполагалось потратить 4,6 трлн рублей. Часть из них покрывал федеральный бюджет, а часть региональный. Однако очередной кризис внес в эту программу свои коррективы. Нет, индексация зарплат госслужащих действительно будет, но плавная. Однако в ближайшие месяцы повышения окладов ждать не стоит.
В 2020 году повысить зарплаты удалось только семи категориям бюджетников из 12. Для формирования представления о зарплатах бюджетников обозначим средние заработные платы работников науки и образования по регионам:
- Москва – 39 600 рублей;
- Санкт-Петербург – 31 600 рублей;
- Нижний Новгород – 17 600 рублей;
- Красноярск – 17 700 рублей;
- Омск – 15 400 рублей;
- Казань – 21 тысячу рублей;
- Екатеринбург – 20 700 рублей;
- Волгоград – 15 700 рублей;
- Воронеж – 18 500 рублей;
- Пермь – 21 300 рублей;
- Ростов-на-Дону – 20 500 рублей;
- Самара – 21 700 рублей;
- Уфа – 9 100 рублей
- Челябинск – 19 500 рублей.
По данным Минфина, число государственных служащих в этом году составляет 675,5 тысяч человек. В регионах работает также около 309 тысяч госслужащих. Их средняя зарплата составляет 39 тысяч рублей. При этом разброс достаточно большой: например, в столице такой специалист получает 60 тысяч рублей, а в Дагестане и Ингушетии около 25 тысяч. Именно на Кавказе, к слову, зафиксирована и самая низкая средняя заработная плата в принципе и именно у госслужащих.
Специалисты бюджетной сферы: медики, педагоги, работники культуры, получают заработную плату, которая формируется из средств федерального и местного бюджетов. Однако их заработная плата обычно значительными суммами не радует. Так, индексация становится для них единственным способом повышения заработной платы.
Сколько сэкономим на чиновниках?
Ведомство Антона Силуанова разработало меры, которые должны скорректировать базовые бюджетные ассигнования, пишет РБК. В списке – сокращение оборонного бюджета страны на 5% в 2021 году, отказ от региональных дотаций за выполнение KPI главами регионов. И самая неоднозначная мера – отказ от индексации зарплат федеральных госслужащих в 2021 году.
За счёт чиновников хотят сэкономить бюджет. Фото: zik.ua.
Минфин не указывает, сколько денег сэкономит «заморозка» жалованья чиновников. Можно только посчитать: в 2018 году федеральные госслужащие получали в среднем 126,6 тысяч рублей (Росстат). Самые высокие зарплаты – в аппарате правительства, около 240,4 тысяч рублей.
Тактику «заморозки» зарплат госслужащих уже применяли в 2014−2017 годах. В первую очередь без индексации остались президент и правительство в полном составе. Так сэкономили 0,3 млрд рублей. На военных и силовых госслужащих сэкономили ещё 19,2 млрд рублей.
На ком нельзя экономить? По сути, к госслужащим можно «приплести» каждого бюджетника и порезать ему зарплату. Под «заморозку» выплат не попали врачи и учителя, напоминает доцент факультета экономических и социальных наук РАНХиГС Алисен Алисенов. Их зарплаты защищают директивы Майских указов 2012 года, рассказал эксперт изданию «Экономика сегодня». В 2020 году жалованье этих бюджетников тоже не должно пострадать.
В целом, с учетом сегодняшних реалий, на заморозке индексации зарплат чиновников государство сможет сэкономить 80−120 млрд рублей ежегодно. В масштабах российского бюджета это не столь уж и огромные суммы. А это означает, что такая мера может вводиться только в комплексе с рядом других, чтобы достичь максимального эффекта. И при этом нельзя забывать, что прекращение индексации влечет за собой и определенные негативные экономические эффект, – объяснил эксперт
Почему у бюджетников низкие зарплаты: 5 законов, которые мы не заметили
Как получается, что оклады врачей и учителей по-прежнему ниже неквалифицированного грузчика или работника Макдональдс? Оказывается виной тому ряд малоизвестных законов, принятых в последнее десятилетие.
В России всё время заявляют о том, что необходимо повышать зарплаты бюджетникам, особенно на региональном уровне. Говорят-говорят, проводят госпрограммы и даже выделяют какие-то деньги. Но почему-то сами работники государственных учреждений всё никак не чувствуют положительных изменений, а рассказы о средних зарплатах работниц роддома в Башкирии по региону вызывают дружный смех на весь Интернет. Да-да, я сейчас говорю про вот это видео.
Обычные бюджетники никогда не могли похвастаться высокими зарплатами, но в последние годы ситуация стала поистине удручающей. Чтобы обеспечить себе минимально возможный уровень жизни, работникам приходится брать две а иногда даже три ставки, и нагрузка по ним становится всё больше.
Как же стало возможным, что квалифицированным медикам, учителям, преподавателям и воспитателям платят зарплаты на уровне МРОТ и даже ниже? Оказалось, что причина подобного положения дел кроется даже не в коррупции, а в нескольких важных законах, принятие которых прошло настолько бесшумно, что общественность их даже не заметила. Да и как их заметишь, когда за день в Госдуму поступают десятки новых законопроектов.
Правозащитница Ирина Канторович, выступив на съезде Межрегионального профсоюза работников здравоохранения «Действие», приоткрыла завесу тайны и рассказала, почему бюджетникам настолько мало платят.
Ольга Голодец свидетельствует о том, что у нас в России наблюдается «уникальное явление – работающие бедные». Только у нас в стране такое явление есть. Мой тезис таков: «Это уникальное явление породили уникальные же законы, принятые 7-12 лет назад, и эти законы противоречат мировой практике»
И вот перечень этих законов:
1. В 2007 году оклады разрешили делать меньше МРОТ
Как известно, зарплата бюджетников складывается из нескольких частей. Есть оклад, как минимальная гарантированная выплата, а ещё есть компенсационные и стимулирующие выплаты – это надбавки и доплаты к окладу.
В 2007 году, согласно части 2 статьи 2 ФЗ от 20.04.2007 № 54-ФЗ, в статью 133 ТК РФ были внесены изменения. В части 4 данной статьи утратила силу фраза о том, что размеры тарифных ставок, окладов, базовых окладов и базовых ставок заработной платы не могут быть ниже МРОТ.
Таким образом, с тех пор стали возможны оклады ниже МРОТ, а в сумму зарплаты размером с МРОТ стали включать всё – и оклады, и надбавки.
Ещё интереснее ситуация у тех, кто работает на Севере.
Практика установления окладов ниже МРОТ привела, в частности, к тому, что работники регионов с особыми климатическими условиями (районов Севера и т.п.) законно получают зарплату, равную МРОТ, составной частью которой являются территориальные надбавки.
2. В 2007 году МРОТ по определению перестал быть оплатой труда неквалифицированного работника
Тот же самый Федеральный закон от 20.04.2007 № 54-ФЗ полностью уничтожил определение МРОТ.
Раньше в статье 129 ТК РФ определение МРОТ звучало так: плата за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. Поправками это определение попросту убрали. Теперь в Трудовом кодексе не встретить определение того, что же такое МРОТ. Говорится лишь об обязательности его уплаты и размере. Таким образом, этот закон подготовил почву для того, чтобы высококвалифицированным гражданам с высшим образованием начали платить зарплаты размером с МРОТ.
3. В 2011 году ликвидировали Единую тарифную сетку
Раньше в России действовали единые тарифные сетки (ЕТС). Они устанавливались для работников бюджетных организаций.
По ЕТС оклад составлял основную часть зарплаты. У квалифицированного работника он был в разы больше действующего на тот момент МРОТ. Зарплата равнялась окладу, и это не вызывало социального напряжения.
Так, согласно «ЕТС» в Википедии, в 2009 г. оклад учителя высшей категории (13 разряд) составлял 11336 руб. При этом МРОТ в 2009 г. – 4330 руб. В 2011 году ЕТС были окончательно ликвидированы, и ввели понятие “базовых должностных окладов”. В статье 144 ТК РФ появилась фраза о том, что “Правительство РФ может устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам”.
Таким образом установление ставок окладов стало лишь правом, а не обязанностью Правительства. Увы, до сих пор они этим правом не воспользовались.
Затем базовые должностные оклады стали назначать муниципальные власти. В результате базовые должностные оклады стали ниже МРОТ во многих регионах страны.
Конкретные размеры окладов также устанавливаются по желанию самого бюджетного учреждения. Юридически это право установлено п 2. ст. 135 ТК РФ и п.1 ст. 144 ТК РФ путем заключения “коллективного договора”, соглашений или создания локальных нормативных актов.
При этом бюджетное учреждение самостоятельно утверждает и размер окладов, и размер надбавок, согласно статье 144 ТК РФ.
Размеры окладов не могут быть ниже тех, что установлены на муниципальном уровне, однако и без того низкие на муниципальном уровне ставки фактически и выплачиваются работникам. Редко где предусмотрены надбавки сверх них.
Например, согласно п.1.6 Постановления Губернатора Владимирской области от 30 июля 2008 года N 544 (с изменениями на 24 декабря 2018 года), актуальный базовый оклад работников профессорско-преподавательского состава 7350 рублей. Ознакомиться с документом и другими ставками можно здесь.
4. Стимулирующие надбавки – это право, а не обязанность организации
Один из инструментов манипулирования работниками – это стимулирующие надбавки. По определению Верховного суда от 27.11.17 г. № 69-КГ17-22, “выплата стимулирующих надбавок является правом, а не безусловной обязанностью работодателя”.
Голый оклад – это совсем небольшая величина, и выплата стимулирующих надбавок сегодня – главный способ, из-за которого работники продолжают трудиться сверх нормы и делать всё, что скажет руководство госучреждения, даже если эти требования незаконны. Например, медсестрам добровольно-принудительно переводиться в уборщицы.
5. Бюджетным учреждениям разрешили оставлять неиспользованные деньги себе
Ещё один гвоздь в крышку гроба адекватных зарплат забили в 2010 году. Частью 17 ст. 30 83-ФЗ было установлено, что учреждение может оставлять себе на будущее не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленным из государственного бюджета.
В свою очередь, региональные законы предписывают, как распоряжаться сэкономленными деньгами. Например, это прописано в законодательстве г. Москвы.
Экономия по фонду оплаты труда, включая начисления на фонд оплаты труда, по коммунальным услугам и материальным затратам может направляться на выплаты стимулирующего характера», то есть на премии. (п.17 Приложения к Постановлению Правительства Москвы от 24 октября 2014 г. № 619-ПП (в ред. постановления Правительства Москвы от 23.12.2015 N 932-ПП.)
Таким образом, если до 2010 года бюджетные учреждения ещё пытались использовать все выделенные средства на ремонт, закупку техники или на повышение зарплат всего персонала, то после 2010 года ситуация стала развиваться совершенно в другом русле. Руководство стало выписывать себе премии.
Вот такие меры последовательно принимались в России. Ознакомиться с выступлением Ирины Конторович можно на её страничке на YouTube.
Будут ли расти официальные заработки чиновников в 2019 году?
В октябре 2019 г. зарплаты бюджетников планируется проиндексировать на 4,3 %. Речь идет о гражданском персонале воинских частей, работниках федеральных государственных учреждений, подразделений федеральных органов исполнительной власти. Есть все основания полагать, что этот показатель не покроет темпы инфляции: глава ЦБ РФ Э. Набиуллина на встрече с Владимиром Путиным сообщила, что инфляция находится на уровне 5 %, но пообещала, что к середине 2019 г. показатель снизится до 4 %.
Пир во время чумы
Планы правительства резко увеличить зарплаты чиновникам эксперты называют нелогичными, особенно если учитывать недавнее заявление министра финансов Антона Силуанова о том, что в этом году в федеральном бюджете России может образоваться «дыра» в один триллион рублей. Бюджетный дефицит связан с сокращением прибыли крупнейших налогоплательщиков страны, а также со снижением поступлений средств от приватизации. В Минфине не исключают, что на борьбу с бюджетной «дырой» могут быть направлены средства Резервного фонда, однако, по словам экономистов, резервные деньги могли бы пригодиться в куда более сложной ситуации. Кроме того, как полагают эксперты, если средств не будет хватать, а цены на нефть рухнут, правительству придется пойти на непопулярные меры – начать урезать социальные расходы.
Впрочем, по мнению экспертов, опрошенных АиФ.ru, решение поднять зарплаты госслужащим обусловлено не экономическими проблемами, а политическими. «Мне кажется, что наше правительство находится в состоянии психоза, боясь потерять власть, они предпринимают различные меры, для того, чтобы создать какие-то подпорки себе», – рассказал АиФ.ru профессор факультета политологии НИУ-ВШЭ Юлий Нисневич. По его мнению, делается это для того, что «их родименьких» (чиновников – ред.) привлечь, чтобы они «за эту власть» горой стояли вместе с родными и знакомыми.
«Паранойя за власть превысила все допустимые пределы и здесь уже не важны экономические факторы. Мы все понимаем, что денег в государстве становится все меньше, многие социальные обязательства, обещанные Путиным, так и не выполняются. И на этом фоне повышение зарплат чиновникам выглядит нелогичным», – рассуждает Нисневич.
Аналогичной точки зрения придерживается и независимый депутат Госдумы Дмитрий Гудков. Он заявил в разговоре с корреспондентом АиФ.ru, что, повышая зарплаты чиновникам, государство показывает, что «с теми, кто не с нами, мы поступаем так, как с Навальным и остальными, а о тех, кто с нами, мы заботимся, чтобы никто ни на какую сторону не перешел», – заявил Гудков.
В Оренбурге госслужащие получают больше, чем в Татарстане
В регионах ПФО зарплаты сотрудников региональных подразделений федеральных органов власти примерно одинаковы — около 38 тысяч рублей. Но в министерствах и ведомствах местного подчинения картина не такая однородная. Самые большие средние зарплаты в Оренбургской области — 60 тысяч рублей, на втором месте Нижний Новгород — 58 тысяч, третье и четвертое места делят Самара и Уфа – 57 тысяч. Татарстан занимает 5-е место с 55 тысячами рублей.
На первом месте с конца Кировская область, там средняя зарплата регионального чиновника составляет 35 тысяч рублей. В Саратовской области, где министр заявила, что «макарошки везде стоят одинаково» и пенсионеру реально прожить на 3 500 рублей, чиновники получают в среднем 38 тысяч.
В муниципальных органах власти выгоднее всего работать в Башкортостане, там получают 42 тысячи рублей, в Нижегородской области — 39 тысяч, на 3-м месте Татарстан и Самара со средней зарплатой 38 тысяч рублей. Меньше всех получают муниципалы в Кировской области, Марий Эл и Чувашии — 25 тысяч рублей.
— Госслужащие должны получать зарплату в размере средней по региону. Для федеральных госслужащих, как в среднем по Москве, — это правила, которые приняты. На госслужбе есть группы — высшая, главная, ведущая, старшая и младшая. Поскольку главные должности приближены к «императору», то есть огромное различие в зарплате между первыми двумя и остальными тремя. И самыми обделенными, как раз оказываются старшие и младшие должности, на которых в 90 процентах случаях работают женщины, — говорит Виктор Нечипоренко, процессор кафедры социальной конфликтологии факультета национальной безопасности РАНХиГС.
Нечипоренко встает на защиту рядовых госслужащих — по его словам, надо сократить их количество, но добавить зарплату.
— Опросы госслужащих показывали, что треть дают ответы, что у них не хватает не то что на одежду, но и на питание. Вы представляете себе, с каким настроением они работают? Надо добавить госслужащим зарплату, тогда они будут работать без коррупции, с удовольствием и в интересах народа, — считает Нечипоренко.
«Конечно, у чиновников высшего ранга будут другие зарплаты, к тому же к ним добавляются разные доплаты и служебные привилегии — квартиры и машины, — говорит директор Центра аналитических исследований и разработок, кандидат социологических наук Алексей Коннов». Фото Романа Хасаева
Представители категории госслужащих
Перед тем как обсуждать, как изменится зарплата госслужащих в 2021, необходимо вначале разобраться с тем, какие именно категории жителей относятся к данному сегменту. Нормативная трактовка гласит о том, что представителями категории значатся работники, которые трудятся с пользой для исполнительной, законодательной, а также судебной власти.
Обобщая, можно сказать, что это сотрудники аппарата президента и налоговых инспекций, специалисты миграционной и пограничной служб, работники таможенных органов, мэрии, депутаты и т. д.
Индексация зарплаты госслужащих в 2020 году
Для всех гражданских служащих закон № 79-ФЗ устанавливает обязательную ежегодную индексацию окладов денежного содержания. Цель индексации — компенсация роста потребительских цен на товары и услуги и недопущение снижения реального содержания оплаты труда служащих.
Оклады не увеличиваются автоматически. Для этого предусмотрена определенная процедура. Так:
- повышение зарплаты федеральным госслужащим осуществляется на основании закона о федеральном бюджете на соответствующий год и указа президента о повышении зарплаты госслужащим (п. 11 ст. 50 закона № 79-ФЗ);
- решение об увеличении оплаты труда госслужащим субъекта РФ принимают в соответствии с возможностями регионального бюджета и на основании закона о бюджете субъекта РФ на соответствующий год (п. 12 ст. 50 закона № 79-ФЗ).
При индексации окладов увеличиваются также размеры дополнительных выплат, исчисляемых исходя из размера соответствующего оклада.
Напомним, что действие данной нормы в течение долгого времени было приостановлено (с 2013 до 2018 года), в связи с чем размеры окладов денежного содержания по должностям гражданской службы не индексировались.
Индексация возобновилась в 2018 году. В 2019 году размеры месячных окладов федеральных госслужащих были повышены в 1,043 раза. В том же году повышение окладов месячного денежного содержания своих госслужащих провели в ряде субъектов РФ. Так, госслужащим Москвы оклады повысили в 1,049 раза (указ мэра Москвы от 29.12.2018 № 115-УМ).
Ожидается дальнейшее увеличение зарплаты госслужащим в 2020 году. Однако, несмотря на общую тенденцию к повышению денежного содержания этой категории трудящихся, изменения в этой области пока коснутся не всех госслужащих.