Отличия зарплат депутатов на разных уровнях представительной власти
Сколько получают депутаты
Вопрос сколько получают депутаты в России волнует многих граждан. Не секрет, что представители власти во все времена жили лучше чем обычные люди. Несмотря на продолжающийся кризис и падение доходов населения, зарплаты «слуг народа» имеют тенденцию к увеличению.
Разберемся сколько получают депутаты и их помощники, на какую пенсию они могут рассчитывать и как оплачивается труд их коллег в других странах мира.
Сколько платят депутатам Госдумы и городских дум РФ
Средний доход депутата Госдумы в год – 23,5 млн рублей. Это намного больше, чем у регионального парламентария – 13,1 млн руб.
Однако депутатам Госдумы запрещено иметь свой бизнес.
Несмотря на это, подавляющие большинство народных избранников из Госдумы декларируют просто космические доходы. И очень часто на бумаге их жены и мужья зарабатывают колоссальные деньги на якобы собственном бизнесе.
После отчета о доходах всех региональных депутатов, РБК произвел анализ их деклараций, по результатам которого было обнаружено, в каких регионах зарегистрировано наиболее высокий средний депутатский доход (в рублях):
Камчатский край | 121,3 млн |
Магаданская область | 85,8 млн |
Челябинская область | 76,5 млн |
Курганская область | 60,4 млн |
Еврейская автономная область | 59,6 млн |
Также были отмечены регионы, с наиболее скромным средним доходом среди управленцев:
Ингушетия | 1 млн. |
Калмыкия | 1,3 млн |
Карачаево-Черкесия | 1,6 млн |
Республика Алтай | 1,6 млн |
Тыва | 1,8 млн |
Следует заметить, что представленные выше данные взяты из деклараций. Соответственно, теневой доход, если таковой имеет место, здесь не учтен.
От чего зависит окончательная сумма зарплаты
Помимо заработной платы парламентариям также выплачивают по 200 тыс. руб. каждый месяц на оплату работы помощников. Дополнительные деньги также поступают из региональных бюджетов. В устав определенных парламентов внесены поправки об «обеспечении депутатов условиями для беспрепятственного и эффективного осуществления их прав и обязанностей». Это означает, что в каждом регионе лица, осуществляющие депутатскую деятельность, могут иметь дополнительную статью дохода.
К примеру, устав Челябинской области гласит, что народные избранники до момента устройства на новое место работы будут 3 месяца получать средства из местных бюджетов. Дополнительно им предусмотрены ежемесячные доплаты к трудовой пенсии.
Согласно действующему законодательству Российской Федерации, депутатам также предусмотрено обязательное страхование. Делается это за счет федерального бюджета, а цена страховки равноценна сумме годового денежного вознаграждения федерального министра.
Депутат Государственной Думы с момента избрания также получает возмещение в размере 5-ти минимальных зарплат на осуществление депутатской деятельности. Помимо этого народным избранникам полностью оплачиваются расходы на переезд в Москву и обратно, после окончания срока выполнения их полномочий.
Дополнительно парламентариям выдается пособие «на устройство», размер которого составляет половину оклада. При этом членам семьи также выплачивается сумма, равная четверти жалования.
Неофициальные доходы
В федеральном законе прописано, что в декларации депутат обязуется указывать любой вид дохода (без исключения), в том числе, заработок от преподавательской, творческой деятельности, возможные пожертвования, вклады в коммерческих организациях и т.п. Однако на законном уровне выявить обманщиков практически не представляется возможным, чем откровенно пользуются некоторые народные избранники.
Латифундисты с нулевым доходом
Депутат Народного собрания Карачаево-Черкесской Республики Хасан Салпагаров не получает зарплату в парламенте, а его доход за 2017 год составил чуть больше 100 тыс. руб. (годовой прожиточный минимум в регионе в 2017 году составлял 114 276 руб.). При этом в прошлом году он на собственные средства и материнский капитал приобрел квартиру. Также в его собственности находятся два жилых дома (один из них не достроен), земельный участок и «иное недвижимое имущество» общей площадью более 2,2 тыс. кв. м.
Депутат Орловского областного Совета народных депутатов Андрей Митин задекларировал годовой доход в 562,65 руб. Доход депутата очевидно меньше, чем налог на имущество, который он должен был уплатить в 2017 году. Митину принадлежит три дома, здания кафе и магазина.
Хакасский депутат Владимир Ромашов задекларировал годовой доход около 108 тыс. руб. — это ниже прожиточного минимума в регионе на 9 тыс. руб. Сейчас доходы Ромашова — самые низкие среди его коллег по хакасскому Верховному совету, но еще в 2012–2013 годах он был самым богатым депутатом местного парламента. При этом он один из крупнейших землевладельцев среди своих коллег: в личной собственности Ромашова — около 30 га земли, три дома общей площадью почти 500 кв. м, а также квартира и восемь нежилых помещений. Кроме того, в личной собственности депутата — несколько десятков грузовиков и микроавтобусов, бульдозер, снегоболотоходы разных моделей и другой транспорт. По данным СПАРК, Ромашов — совладелец ООО «Абаканская мясная компания», сейчас находящегося в стадии ликвидации из-за банкротства (при этом чистая прибыль компании в 2016 году превышала 1,6 млрд руб.). Ромашову принадлежит еще один хакасский производитель мяса — агропромышленная компания «Мавр», также находящаяся в стадии ликвидации.
Самые богатые члены заксобраний
В список региональных депутатов с самыми высокими доходами в 2017 году попали бизнесмены, которые работают в парламентах на непостоянной основе и не получают там зарплату.
Так, член заксобрания Челябинской области Константин Струков, задекларировавший доход в 3,37 млрд руб., — номер 59 в рейтинге Forbes «200 богатейших бизнесменов России 2018», президент УК «Южуралзолото Группа компаний» и член совета директоров АО «Южуралзолото Группа компаний» (по данным СПАРК). Его состояние Forbes оценивает в $1,7 млрд. В заксобрании Челябинской области он возглавляет комитет по экологии и природопользованию. В 2016 году Струков декларировал доход на порядок меньше — 352 млн руб., а в 2015 году — 156,9 млн руб.
На втором месте по уровню дохода в прошлом году — член заксобрания Камчатского края Игорь Евтушок с 2,34 млрд руб. Он глава совета директоров и совладелец ПАО «Океанрыбфлот», ему принадлежат 32,6% акций компании. Такая же доля в компании у другого политика, сенатора Валерия Пономарева (в 2017 году он задекларировал второй по размеру личный доход среди членов Совфеда).
Член фракции «Единая Россия» в заксобрании Курганской области Дмитрий Ильтяков в 2017 году заработал 1,56 млрд руб. Он возглавляет мясокомбинат «Велес». Его брат — Александр Ильтяков — депутат Госдумы, и он также был соучредителем мясокомбината. Он, однако, декларирует куда более скромный доход, чем Дмитрий (4,8 млн руб. в 2017 году).
Депутат парламента Приморского края Сергей Слепченко, который задекларировал 1,28 млрд руб. дохода в прошлом году, — генеральный директор и совладелец приморской рыболовной компании ООО «Акватехнологии». Как депутат заксобрания он в 2014–2015 годах декларировал куда более скромный годовой доход (1–4 млн руб.). Прибыль компании в 2016 году составила 38 млн руб., отчета за 2017 год пока нет. По сравнению с 2016 годом доход Слепченко увеличился в 124 раза.
На пятом месте по уровню дохода среди членов заксобраний — депутат регионального парламента Магаданской области Александр Басанский. Он заработал в 2017 году 1 млрд руб. Депутат является владельцем нескольких компаний, добывающих драгоценные металлы. Более 20 лет Басанский работает в областной Думе.
По федеральному закону в декларациях должны быть указаны абсолютно все доходы, которые депутаты получили в предыдущем году. Сюда относятся как доходы по основному месту работы, так и заработок от творческой или преподавательской деятельности, подарки, доход от вкладов или участия в коммерческих организациях, а также кредиты.
Средний доход регионального депутата — 13,1 млн руб. Это меньше, чем средний доход депутата Госдумы (23,5 млн руб.). Депутатам Думы нельзя заниматься бизнесом, однако их зарплата заметно выше средней по стране — в 2017 году она составляла около 360 тыс. руб. в месяц. Почти все депутаты Госдумы в 2017 году задекларировали доходы свыше 4 млн руб., среди региональных депутатов таких около трети (32%).
Депутаты как лица, занимающие госдолжности, будь то депутаты Госдумы или региональных парламентов, обязаны подавать декларации, отмечает эксперт по госслужбе Павел Кудюкин. Не показывать доход — грубое нарушение федерального закона о противодействии коррупции. «Другой вопрос — что если госслужащий может быть уволен с госслужбы за такое нарушение, то у депутатов нет ответственности за нарушение этого закона — они не назначены, они избраны. Их невозможно уволить, в России нет института отзыва депутатов», — подчеркнул он. По словам Кудюкина, теоретически право отозвать не подавшего вовремя декларацию депутата имеет партия в случае, если тот был избран по списку, однако партия не обязана это делать и, как правило, не пользуется этой возможностью.
По состоянию на 14 мая парламенты пяти регионов не опубликовали сведения о доходах и имуществе депутатов за прошлый год — в Башкирии, Пермском крае, Нижегородской, Ростовской и Свердловской областях. Кроме того, парламенты некоторых регионов не опубликовали сведения о доходах депутатов, получивших мандаты в начале 2018 года, но до начала декларационной кампании. Среди таких депутатов — бывший глава Кемеровской области Аман Тулеев, после отставки ставший спикером Совета народных депутатов региона.
Зарплаты депутатов Мосгордумы в 2020 году превысят 700 тыс. руб. Они уже получают больше федеральных министров
Алексей Шапошников Фото: Вячеслав Прокофьев / ТАСС
В бюджете запланирован рост выплат депутатам на 15%. Деньги получат лояльные мэрии избранники, возглавившие палату и комиссии
Отвечая на вопрос корреспондента «Business FM» после поражения на выборах 8 сентября, бывший зампредседателя Мосгордумы Андрей Метельский назвал слухи о высоком жаловании депутатов необоснованными: «Не такая большая зарплата. Зарплата в районе 200 тысяч. Какие 600 тысяч? Это из области фантастики». О зарплате в 200 тысяч рублей в сентябре говорил в эфире «Вести ФМ» и председатель Мосгордумы Алексей Шапошников.
Ещё в 2014 году «Известия» со ссылкой на документ из управления госслужбы и кадров Мосгордумы писали, что средняя зарплата депутата составила 465 тысяч рублей в месяц, однако сами депутаты тогда называли сумму в пределах 300 тысяч рублей.
«Открытые медиа» сравнили расходы столичного бюджета на выплаты депутатам с декларациями глав комиссий предыдущего созыва и выяснили, что средняя месячная заработная плата депутатов (с учетом всех надбавок и премий) превысила отметку в 600 тысяч ещё за год до выборов нынешнего созыва. А как следует из текущего проекта трёхлетнего бюджета Москвы, к 2022 году ежемесячные выплаты депутатам планируется увеличить в среднем до 776 тысяч рублей.
Самые закрытые строки
Точный размер денежного вознаграждения депутатов Мосгордумы не публикуется. Внук лидера КПРФ Леонид Зюганов, возглавляющий в Мосгордуме комиссию по науке и промышленности (а значит, получающий зарплату в парламенте), в комментарии «Открытым медиа», говоря о средних зарплатах в парламенте, настаивал всё на тех же 200 тыс. руб.: «250 тысяч — это топ, со всеми надбавками и премиальными».
Но его соратница по Компартии, депутат Елена Шувалова уверена, что реальный заработок гораздо выше: «Этот вопрос — самый закрытый. Мы не знаем, ни сколько им выдают за дополнительную ответственность, ни сколько за доступ к гостайне и прочее, прочее — это всё утверждается мэром Москвы и не раскрывается».
Действующий закон о бюджете Москвы на 2019 год предусматривает выплаты депутатам Мосгордумы в размере 84 миллионов рублей (строка «Расходы на выплаты персоналу государственных (муниципальных) органов», раздел «представительные органы государственной власти», подраздел «депутаты Московской городской Думы»), а проект бюджета на 2020, 2021 и 2022 годы предлагает увеличить эту сумму до 139, 144 и 149 млн руб. соответственно. При выплате этих средств всему составу 45-местного парламента средняя заработная плата увеличилась бы со 160 до 260 тысяч рублей в месяц. Однако, как отмечал в сентябре Шапошников, вознаграждение за работу получают только избранники, работающие на профессиональной основе во главе профильных комиссий, а также сам председатель и два его заместителя.
В нынешнем созыве из числа комиссий, работающих на постоянной основе, исключили комиссию по контролю за достоверностью сведений о доходах и комиссию по организации работы парламента. Осталось 13 комиссий, и, таким образом, на содержании останутся 16 депутатов, включая председателя Мосгордумы.
Если разделить сумму планируемых выплат депутатам в текущем проекте бюджета на 16, то получится, что выплаты в 2020 году составят 8,7 миллиона рублей в год или 724 тысячи рублей в месяц на одного депутата, а затем увеличатся до 9 миллионов или 750 тысяч рублей в месяц в 2021 году и 9,3 миллиона или 776 тысяч рублей в месяц в 2022 году.
Чтобы подтвердить, что все деньги в соответствующем разделе бюджета идут исключительно на выплаты депутатам (а не тратятся, например, ещё и на их помощников) «Открытые медиа» сравнили законы об исполнении бюджета за 2015−2018 годы и доходы, которые указывали в декларациях депутаты, возглавлявшие комиссии или занимавшие должность заместителя председателя парламента. Получилось, что общая сумма доходов оказалась приблизительно равной тем выплатам, что были произведены из бюджета города в соответствующем году (за вычетом трат на председателя парламента, которые до 2018 года проводились по отдельной строке).
В 2015 году суммарный задекларированный доход депутатов на зарплате составил 97,7 миллиона рублей, а выплаты из бюджета — 97,1 миллиона рублей. В 2017 году эти суммы увеличились до 107 и 106 миллионов рублей соответственно, в 2018 — до 134 и 137 миллионов рублей.
Депутаты предыдущего созыва, участвовавшие в выборах Мосгордумы в сентябре этого года, публиковали расширенную версию деклараций — в них указываются в том числе и источники заработка. Восемь кандидатов в качестве единственного источника доходов указали деятельность в Мосгордуме. Из их числа самый маленький доход за 2018 год задекларировал возглавлявший комиссию по науке и промышленности Зюганов — 6,6 миллиона рублей или 555 тысяч рублей в месяц. Самый высокий доход по основному месту работы (из раскрывших источник заработка) указала председатель комиссии по экономической политике и финансам Людмила Гусева — 7,2 миллиона рублей в год или 600 тысяч рублей в месяц.
Выплаты отдельным парламентариям могут различаться в зависимости от индивидуальных премий и поощрений, указывает директор Центра технологий государственного управления РАНХиГС Владимир Южаков.
Доход бывшего зампредседателя Мосгордумы Андрея Метельского за 2018 год составил 7 миллионов рублей — или 582 тысячи рублей в месяц. Среди источников дохода в предвыборной декларации Метельского указана деятельность в Мосгордуме и счета в банке ВТБ, но общая сумма средств на счетах, перечисленных в декларации, составила менее 10% от общего дохода (500 тысяч рублей). Всего заработок Метельского за время работы в 6-м созыве, то есть за пять лет, увеличился на 41%. На столько же увеличись за это время и все расходы бюджета на выплаты депутатам Мосгордумы.
Как следует из деклараций, средний ежемесячный доход всех депутатов, работавших на профессиональной основе, в 2018 году составил 660 тысяч рублей.
Эта сумма релевантна той, что вытекает из закона об исполнении бюджета Москвы за 2018 год: выплаты депутатам составили 676 тысяч руб. в месяц.
Таким образом, средняя зарплата московского парламентария в 2018 году была больше, чем, согласно подсчётам «Дождя», получают депутаты Госдумы (около 400 тыс. руб.) и федеральные министры, возглавляющие гражданские министерства. Выше только зарплаты министров силовых ведомств.
Прорывной 2018-й
По закону одновременно с повышением ставки в правительстве должно увеличиваться жалованье депутатов, а ставка министра правительства устанавливается мэром Москвы. Точная заработная плата министров, как и депутатов, не раскрывается.
Постановление правительства Москвы о предельной численности и фонде оплаты труда госслужащих города за 2018 год редактировалось 9 раз, следует из последней версии документа, при этом детали изменений не публиковались.
По подсчётам «Открытых медиа» на основании деклараций о доходах и законов о бюджете Москвы, 30-процентный скачок до текущего уровня зарплаты произошёл именно в 2018 году, последнем перед переизбранием городского парламента. Если изначальный текст бюджета предполагал выплаты в размере 72 миллионов рублей, то в законе об исполнении бюджета за тот же год говорится уже о 137 миллионах рублей (выплаты по итогу 2017-го составили 106 млн руб.).
При этом в январе 2018 года Шапошников объявил о сокращении денежного вознаграждения депутатам Мосгордумы на 10%.
По словам члена экспертного совета движения «Голос» Станислава Андрейчука, значительный рост расходов в исполнении бюджета за 2018 год указывает на то, что решение о повышении ставки могло быть принято в начале года. Если бы произошло 10-процентное сокращение, об этом бы также было издано постановление мэра. «Но говорить — не значит исполнить. Или уменьшения в итоге не произошло — такое тоже возможно», — полагает эксперт.
Всего с 2013 года, когда выплаты на одного депутата Мосгордумы составили 387 тысяч рублей в месяц, расходы бюджета по этому направлению выросли на 75%. Согласно текущему проекту трёхлетнего бюджета, рост выплат столичным депутатам к 2022 году составит еще 15%.
Платят только избранным
На первом заседании Мосгордумы Шувалова предложила дать всем столичным парламентариям возможность работать на постоянной основе — с записью в трудовой книжке и зарплатой, а её инициативу поддержал член партии «Яблоко» Сергей Митрохин. «Существующий порядок нарушает равенство депутатов!» — настаивает Шувалова.
14 октября Шувалова и шестеро других депутатов от КПРФ направили Шапошникову письмо с соответствующей просьбой. «Абсурдно утверждать, что мы работаем не на профессиональной основе — во многих округах, которые мы представляем, живёт по несколько сотен тысяч человек, кроме депутатской деятельности с утра до ночи мы ничем больше не занимаемся», — соглашается с Шуваловой соратница по партии Екатерина Енгалычева. По её словам, срок рассмотрения такого обращения составляет 30 дней, но пока никакой реакции от председателя Мосгордумы не поступило.
Из законов «О государственных должностях города Москвы» (ст. 1, п. 4, ст. 8, п.1) и «О статусе депутата Московской городской Думы» (ст. 1, п.2) следует, что депутат также является государственным лицом, которому гарантируется денежное вознаграждение. В 2014 году в закон о статусе депутата были внесены поправки (ст. 3, ст. 4, ч.1, ст. 6, ч.1, ст. 6.1, ч.1), в соответствии с которыми представители могут работать как на «постоянной профессиональной основе», так и «без отрыва от основной деятельности». При этом главой комиссии может стать только депутат, работающий на постоянной основе.
Шувалова считает, что такая гарантия заработка для глав комиссий — инструмент воздействия на депутатов: «Посудите сами — у меня, единственной среди депутатов, степень кандидата географических наук, мной написана монография про охрану атмосферного воздуха. Логично мне было занять место главы комиссии по экологии? Но туда посадили Соловьёва — понимаете, как это работает? Используется, чтобы управлять повесткой заседаний. Всячески намекают, что если будешь себя правильно вести, сядешь во главу комиссии, тебя будут содержать».
Александр Соловьёв — полный тёзка оппозиционного кандидата от «Партии перемен», чьи подписи были забракованы. Сам оппозиционер говорил, что «спойлера» Соловьёва от партии «Справедливая Россия» выдвинули с целью отобрать у него голоса, но после запрета на участие в выборах призвал избирателей поддержать его в рамках «Умного голосования». На первом же заседании «другой Соловьёв», в отличие от оппозиционеров, проголосовал за кандидатуру единоросса Шапошникова на должность председателя Мосгордумы, и хотя он новичок в парламенте, почти сразу возглавил профильную комиссию по экологической политике.
По словам депутата от КПРФ Екатерины Енгалычевой, единороссы отказываются с коллегами по палате обсуждать тему зарплат: «Всего по одному вопросу удаётся на комиссиях задать и только по теме комиссии. Поэтому и получается — единороссы работают постоянно за полмиллиона в месяц, а оппозиционеры на общественных началах».
Депутаты не единственные, кого ждёт повышение заработной платы — как ранее писали «Открытые медиа», фонд оплаты труда в мэрии и правительстве Москвы в 2020 году вырастет на 43% по отношению к текущему году.
До наших дней: президент В. В. Путин
Пожалуй, единственное за всю историю официальное сообщение датируется 5.07.2018 г. Согласно опубликованным данным, среднемесячное жалование депутата ГД в 2018 г. составляет 399,3 тыс. руб. («на руки» после уплаты 13% НДФЛ выходит 347,4 тыс. руб.). Это 9 средних заработков по стране (43 724 руб.) или почти 30 начисленных пенсий (13 360 руб.).
Указом от 30.09.2013 г. № 742 ежемесячное финансовое вознаграждение федерального министра (не силового блока), а значит, и парламентария составляет:
- с 1 сентября 2013 г. – 51 823 руб.;
- с 1 сентября 2014 г. – 81 513 руб.;
- с повышением в 1,04 раза с 1 января 2018 г. оно оказалось 84 774 руб.
Но это, как известно, лишь меньшая часть заработка. Со всеми надбавками эта сумма вырастает почти в 5 раз. А если сравнить с доходами занятого населения и пенсионным обеспечением стариков, становится понятным недовольство простых россиян тем, сколько получают их избранники.
Таблица 1. Соотношение денежного содержания депутата ГД с оплатой труда и пенсионным обеспечением граждан России
Годы | Заработная плата депутата, руб. | В ней: | |
средних зарплат по РФ | пенсий | ||
2013 | 165 000 | 5,5 | 16,6 |
2014 | 250 000 | 7,7 | 23,2 |
2015 | 313 000 | 9,2 | 26,1 |
2016 | 360 000 | 9,8 | 29,1 |
2017 | 360 000 | 9,2 | 27,9 |
2018 | 400 000 | 9,1 | 29,9 |
2019 | 400 000 | 8,4 | 28,2 |
Источники: новостные ресурсы (Лента.ру, РБК), официальный сайт Госдумы, расчеты автора
Картинка гораздо нагляднее отражает положение дел.
График 1. Изменение оплаты труда парламентариев с 2013 года, руб.
Подтверждение найдем на сайте Госдумы среди деклараций о доходах народных избранников. Правда. Многие из них кроме основного заработка имеют другие поступления, но среди тех, для кого в 2018 г. депутатское содержание – единственный источник дохода:
- М.Ю. Авдеев, первый заместитель председателя комитета – 4,68 млн руб. за год, 389,8 тыс. руб. за месяц;
- А.В. Барышев, член комитета – 4,03 млн руб., и 335,8 тыс. руб.;
- С.А. Гаврилов, председатель комитета – 4,94 млн руб., и 411,5 тыс. руб.
И это не все средства, которые государство тратит на парламентариев.
Содержание Государственной думы обходится казне все дороже. Если в 2013 г. было потрачено 7,4 млрд руб., в 2016 г. – 8,9 млрд., то по итогам 2018 г. эта цифра выросла до 10,2 млрд (Минфин РФ).
В аппарате Госдумы, по данным Росстата, на конец 2018 г. трудилось 1 796 чел. Их среднемесячная зарплата составляла 155 857 руб. Выходит, что в 10 232,2 млн руб., израсходованных на обеспечение деятельности этого органа законодательной власти, 3 359 млн – содержание аппарата. Какая именно сумма потрачена на зарплату 450 «слуг народа», сказать сложно.
Среди крупных статей расходов также транспортное обслуживание депутатов – 350 млн руб., работа парламентариев и их помощников в округах – 216 млн руб. Кроме этого, из бюджета оплачивается жилье иногородних избранников, медицинские услуги в спецклиниках, льготные путевки и пр.
Доход депутатов Госдумы в среднем составляет 1 743 000 руб в мес. Из них 399 300 руб – зарплата. Но прожить на эту сумму депутаты не могут, поэтому получают еще 1 000 000 руб в год на транспорт, 300 000 руб в мес на помощников, от 46 626 до 63 581 руб в мес при выходе на пенсию
«Слуги народа» об оплате своего труда
«Ничего не делая депутаты получают сейчас 300 тыс. рублей, а весной будут – 400 тысяч».
Жириновский, лидер ЛПРД. Источник: «Аргументы недели», октябрь 2013 г.
«Ведомости» со ссылкой на двух сотрудников Госдумы утверждали, что в апреле 2017 г. парламентарий зарабатывал 350 000 – 400 000 руб.
«Новые Известия» со ссылкой на депутата от КПРФ Веру Ганзя сообщали в апреле 2018 г., что доход ее коллег составлял около 360 тыс. руб., это 312 тыс. «на руки».
Много это или мало
У самих «слуг народных» мнения на сей счет разнятся. Одни готовы трудиться за ту малость, что получает среднестатистический россиянин. Другим, не поверите, не хватает и хочется большего.
Фото: Twitter @yayarsib
Предложения о неправомерности столь высоких по сравнению с гражданами страны заработков депутатов то и дело высказывают, прежде всего, они сами. В 2013 с подобной инициативой выступали В. Жириновский и И. Пономарев. В феврале 2015 г. предложение «сократить самим себе зарплаты» озвучил тогдашний спикер С. Нарышкин. В апреле 2018 г. даже появился законопроект С. Миронова и О. Нилова, в котором предлагалось приравнять зарплату депутатов к средней по стране, 35 тыс. руб. С подобным предложением Нилов обратился к коллегам и в конце 2019 г. Но все эти «благие намерения» так и остались инициативами, не поддержанными правительством.
Многие депутаты это богатые замаскированные коммерсы.
Им зарплата для галочки
Однако среди народных избранников находится немало тех, кому денег не хватает, хочется более достойного содержания.
Фото: Instagram @dumagovru
«Насущную денежную тему» они поднимали в 2013 г., Вера Ганзя, член комитета Госдумы по бюджету и налогам, в сентябре 2018 г. жаловалась на недостаток средств, Игорь Лебедев, вице-спикер Госдумы от фракции ЛДПР, предлагал доплачивать депутатам за дополнительные рабочие часы, проведенные на пленарных заседаниях.
Часто нехватка средств объясняется необходимостью непредвиденных трат на нужды самих же избирателей. Как, например, это делает В. Милонов, член думской фракции «Единая Россия».
«Из моей зарплаты я плачу деньги помощникам, покупаю им билеты в Москву. Также я оплачиваю кучу избирательных вопросов по своему избирательному округу. Ко мне приходят люди, порой со слезами на глазах, и просят о помощи — либо им что-то купить надо, либо деньги найти. Плюс у меня еще шестеро детей… я половину своей зарплаты отдал также на строительство роддома у себя в городе».
В. Милонов, «Единая Россия», Санкт-Петербург
И все же в условиях, когда в стране постоянно говорится о нехватке средств на обеспечение достойной старости, увеличение размеров соцподдержки малоимущему населению, финансирование здравоохранения и решение многих других социальных проблем, депутатский корпус – это не та категория населения, которая требует регулярного повышения оплаты труда.
Зачем тогда при таком бюджете депутатам платят большие зарплаты?
Почему бы не пойти им навстречу и не предоставить возможность пожить так, как это делают миллионы наших сограждан.
Тем временем расходы на содержание Думы растут – в 2020 г. они достигнут 12,096 млрд руб., в 2021 г. – 13,119 млрд руб. Рост составит 9,6% и 8,6%, соответственно. Причем половина дополнительных расходов, как сообщает Счетная палата, пойдет именно на увеличение зарплаты.
Как узнать «своих» кандидатов?
Во-первых, самые активные из них будут вести агитацию – проводить встречи, заваливать газетами, брошюрами, «мелькать» на билбордах или на телеэкранах. К этой избирательной кампании некоторые из них освоили соцсети, и там тоже могут появиться.
Во-вторых, есть сайт Алтайкрайизбиркома, на котором выдвинувшихся и зарегистрированных кандидатов можно будет посмотреть.
В-третьих, их список с описанием каждого будет вывешен на избирательном участке.
Более четверти депутатов гордумы Барнаула могут уйти на повышение в сентябре
Самый большой пул депутатов может покинуть фракцию «Единая Россия», от которой в выборах в Госдуму и краевое заксобрание будут участвовать 10 человек
«Надо посмотреть зарплату госслужащих в министерствах и ведомствах»
Первый зампред комитета Госдумы по регламенту Надежда Герасимова («Единая Россия») предложила до обсуждения этого вопроса проанализировать доходы федеральных госслужащих.
«Прежде чем говорить о зарплате депутатов, надо посмотреть зарплату государственных служащих в министерствах и ведомствах, в правительстве РФ», — считает Герасимова. По ее мнению, также нужно проанализировать декларации в том числе сотрудников госкорпораций. По словам Герасимовой, сейчас зарплата депутата «ровно в два раза, если не больше, ниже, чем у любого заместителя министра, который работает в федеральном министерстве».
Комментируя ранее называвшуюся в СМИ цифру в 450 тыс. рублей, она заверила, что «нет такой зарплаты». «Мы получаем в среднем 340 тыс. (рублей)», — добавила она.
Первый зампред комитета пояснила, что главной целью недавнего повышения депутатских окладов было обеспечение народным избранникам достойной пенсии. «Люди отработали всю жизнь на разных должностях, у всех разная судьба, здесь нет, наверное, случайных людей. Кто защищал Родину, кто работал в силовых структурах, кто трудился в федеральных структурах много лет», — рассказала она.
Сама Герасимова, избираясь в свое время в Госдуму, ушла с поста замминистра МЧС. «У меня стаж с 1970 года, а пенсия была бы 3,7 тыс. рублей, — утверждала она. — Сегодня она у меня 15 тыс.». В этом контексте политик высказалась за повышение пенсий всем пенсионерам и категорически против предложений о сокращении пенсий работающим пенсионерам. «Все работающие пенсионеры, во-первых, востребованы как профессионалы, во-вторых, они не могут позволить себе жить на эту пенсию», — напомнила депутат.
Что касается депутатов, то у многих из них «семья по 5-6 человек детей, у каждого есть свои проблемы, кого ни возьми, больные родители, родственники, которых надо лечить платно», продолжила Герасимова. «Мало того, когда едешь в регион и тебе приходит бабушка, которой нужно 5 тыс., например, на дрова, на окно, на лекарства, ты не можешь смотреть спокойно, ты вытаскиваешь их из кармана и отдаешь», — призналась она, сообщив, что «до половины денег уходит на такие вещи».
Согласно опубликованным в конце ноября данным Росстата, среднемесячная зарплата гражданских служащих федеральных госорганов РФ за девять месяцев 2014 года составила 96,5 тыс. руб., что на 18,3% больше, чем годом ранее.
Лидером по зарплатам в отчетном периоде стала администрация президента, где гражданские служащие получали в среднем в месяц 216,411 тыс. руб. (рост на 13,8% в годовом выражении). Средняя зарплата в аппарате правительства составила 200,434 тыс. руб. (рост на 8,5%).
Зарплата сотрудников Совета федерации в среднем сложилась в размере 120,035 тыс. руб. (+24,4%), Госдумы — 95,646 тыс. руб. (+13,4%).
Среди сотрудников федеральных министерств, служб и агентств самая высокая зарплата у сотрудников Федерального агентства специального строительства — 122,137 тыс. руб. (+39,1%), управления делами президента РФ (федеральное агентство) — 117,326 тыс. руб. (+33,4%) и Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и последствиям стихийных бедствий — 114,597 тыс. руб. (+ 8,3%).
Самая низкая средняя зарплата — у служащих Министерства по делам Северного Кавказа — 38,435 тыс. руб. (начало функционировать в третьем квартале 2014 года), Министерства по делам Крыма — 40,553 тыс. руб. (также начало функционировать в третьем квартале 2014 года) и Федерального архивного агентства — 53,227 тыс. руб. (+22,8%).
Зарплата депутата местного самоуправления: какая она
Немногие россияне понимают, чем занимается муниципальное собрание, кто может входить в его состав, имеет ли особые привилегии муниципальный депутат.
Чтобы просветить общественность в этих вопросах, обратимся за разъяснениями к компетентным представителям таких организаций. В народе бытует мнение, что зарплаты народных избранников непомерно велики и не соответствуют работе, которую они выполняют. Насколько мысли подобного рода соответствуют действительности, и почему возникают претензии к народным избранникам, попробуем разобраться.
В Госдуме около 450 депутатов, которым уже в прошлом году повысили оплату «нелегкого» труда. Это вызывает возмущение в общей народной массе и повышенное обсуждение на московских форумах. Стоит подробнее остановиться на ключевых моментах решения главы правительства, чтобы оценка его действий стала более понятна обычным среднестатистическим гражданам.
Какая зарплата у депутата Госдумы в 2021 году
Но это сумма до уплаты подоходного налога. “На руки”, после уплаты НДФЛ, депутат получал 338 тысяч рублей ежемесячно.
Очевидно, сумма эта немалая, тем более для бюджетников, какими фактически являются депутаты.
Если человек зарабатывает такие деньги в бизнес-структурах, это понятно и оправданно.
Тем более, что такие деньги в бизнесе действительно нужно зарабатывать тяжелым трудом.
Когда парламентарии получают подобные суммы из нашего общего кармана, отношение к этому другое.
Как минимум, мы имеем требовать, чтобы депутаты работали эффективно. Однако на сайте Думы поясняется — указанная сумма заработка не так велика, как должна быть. Дело в том, что в 2021 году депутаты должны были бы получать 399,3 тысячи рублей, или 347,4 тысячи после уплаты налогов.
Работа депутата является не такой уж и простой, как кажется
Депутатская зарплата считается высокой частично, такое мнение сложилось у людей из-за навязанных стереотипов об их службе. На деле же, стать депутатом сложно, но возможно — для этого необходимо соответствовать большому количеству параметров. В первую очередь это отсутствие судимости — любое незаконное действие, совершенное ранее, рано или поздно может всплыть, и о политической карьере можно будет уже не мечтать. Также необходимо подтвердить состояние психического здоровья, получить высшее образование и быть не моложе 21 года.
Неспроста с законодательной точки зрения были выбраны такие ограничения — депутаты являются олицетворением власти, и помимо хорошего образования, должны уметь находить подход к гражданам, решать проблемы любой сложности, охватывать все слои населения своей работой. Достаточно часто реальный доход депутатов сильно отличается от цифр, указанных на бумаге — это связано с тем, что реальный месячный доход слуг народа складывается из ряда других параметров.
Какая зарплата у депутатов городской думы в регионах России в 2019 году
Доходы госслужащих. Депутаты — люди публичные, и народ знает о них немало всевозможной информации. Однако наиболее темной стороной их деятельности остается заработная плата и принципы ее начисления. О том, что в Госдуме получают много, знает каждый, а вот, сколько точно — вопрос, ответ на который хотят знать многие люди. Сегодня поговорим о том, по какому принципу формируется зарплата депутатов и сколько же получают слуги народа на различных уровнях. Как и в большинстве других профессий, сумма выплат слугам народа рассчитывается, исходя из трех частей:.
Доходы госслужащих. Немногие россияне понимают, чем занимается муниципальное собрание, кто может входить в его состав, имеет ли особые привилегии муниципальный депутат. Чтобы просветить общественность в этих вопросах, обратимся за разъяснениями к компетентным представителям таких организаций. В народе бытует мнение, что зарплаты народных избранников непомерно велики и не соответствуют работе, которую они выполняют. Насколько мысли подобного рода соответствуют действительности, и почему возникают претензии к народным избранникам, попробуем разобраться. Это вызывает возмущение в общей народной массе и повышенное обсуждение на московских форумах. Стоит подробнее остановиться на ключевых моментах решения главы правительства, чтобы оценка его действий стала более понятна обычным среднестатистическим гражданам. Муниципальные собрания занимаются опекой над общественными организациями районного масштаба.