Lazurnensky.ru

Обзорный аналитик
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Предоставление жилья в домах системы социального обслуживания граждан

Дома системы социального обслуживания населения

Дома системы социального обслуживания населения являются одной из разновидностей жилых помещений специализированного жилого фонда, принадлежащего государству или муниципалитету. Порядок действий с такими помещениями регулируется законодательством (ЖК РФ, ст.19, 93).

Обычно специализированный жилфонд отличается следующим:

  • предназначается для временного проживания;
  • не передаётся в наём, аренду и т.п.;
  • не подлежит отчуждению.

Система социального обслуживания населения организована для оказания помощи и поддержки людям в трудной жизненной ситуации, отдельным группам граждан, нуждающихся в помощи т.п.

Социальные службы оказывают целый комплекс мероприятий разного характера (ФЗ № 195, 160), в том числе решаются и жилищные вопросы

В частности используются дома системы социального обслуживания населения — специальное жильё, где для проживающих граждан специально организованы службы медицинского, социального, бытового обслуживания, культурный досуг.

В том же доме оборудованы специальные помещения для размещения этих служб, отдыха, посильного труда и т.п. В таких домах люди могут не только жить, но и вовремя получать необходимую медицинскую помощь, социальную поддержку и др.

В соответствии с законодательством (ФЗ № 122, ст.20), к таким домам относятся стационарные или полустационарные учреждения соц. обслуживания населения (например, интернаты для инвалидов или престарелых, психоневрологические интернаты и т.п.).

Социальные дома относятся к государственной собственности и на них распространяются все правила пользования жильём из специализированного жилфонда. С жителями, проживающими в таких домах, заключаются договоры социального найма.

Цели и задачи социального обслуживания на дому

Социальным обслуживанием называют вид помощи людям с ограниченными возможностями. Целью социального обслуживания на дому считается улучшение условий жизни человека в привычной среде и месте проживания. Когда такие люди обращаются за соцпомощью, к ним прикрепляют социальных работников, которые обязаны приходить на дом, и решать следующие задачи:

  • Покупать и доставлять клиенту продукты и товары первой необходимости,
  • Оплачивать коммунальные счета.
  • Приобретать в аптеках медикаменты, прописанные врачом.
  • Помогать написать письма и заявления.
  • Лицам, живущим в селах, может оказываться помощь в обработке земельного участка.

Соцработниками может решаться и ряд других задач по социальному обслуживанию клиента на дому. Когда в каком-то случае нужно обратиться к профильному специалисту (юристу, адвокату и т.п.), сотрудник соцслужбы обращается для получения консультации в Центр социального обслуживания граждан. Эта организация обслуживает лиц преклонного возраста, лиц с группой инвалидности и другие категории людей.

Помощь, оказываемая дома по сравнению со стационарным и полустационарным обслуживанием имеет следующие преимущества:

  • время оказания услуг оговаривается при заключении договора;
  • услуги предоставляются по месту нахождения или проживания клиента;
  • в список входит предоставление бытовых, педагогических, правовых, психологических, трудовых, медицинских услуг;
  • также предоставляются услуги для улучшения коммуникации человека;
  • срок предоставления услуг прописывают в индивидуальной программе реабилитации клиента;
  • услуги предоставляются закрепленными профессиональными социальными работниками людям с ограниченными возможностями;
  • существует перечень платных и бесплатных услуг;
  • человеку не нужно никуда идти;
  • контакты происходят с одним сотрудником соцслужбы.

Социальное обслуживание на дому – это самая удобная форма предоставления соцуслуг, когда лицо не нуждается в госпитализации.

Категории населения, имеющие преимущество при приеме на социальное обслуживание в стационары

Помещение граждан в подобные стационары вне очереди осуществляется для:

  • участников ВОВ;
  • инвалидов ВОВ;
  • лиц, имеющим наградной знак «Жителю блокадного Ленинграда»;
  • сирот и несовершеннолетних, оказавшихся без родительской опеки;
  • граждан, имеющих статус жертв политических репрессий.

Преимущество на прием в подобные учреждения предоставляется:

  • бывшим военнослужащим, которые проходили военную в период 22.06.1941 — 3.09. 1945 не меньше полугода, либо имеющим ордена или медали Советского Союза за службу в данное время;
  • гражданам, которые трудились во время ВОВ на стратегических объектах, указанных в законе, а также участвовали в партизанских и подпольных организациях;
  • гражданам, трудящимся в тылу во время ВОВ не меньше полугода, за минусом времени оккупации, или имеющим награды СССР за работу в тылу или за самоотверженный труд во время ВОВ;
  • членам семей инвалидов ВОВ, участников ВОВ и ветеранов, участвовавших в боевых действиях, погибших или умерших;
  • гражданам, пострадавшие в катастрофе Чернобыльской АЭС.

Данные списки могут быть дополнены в соответствии с региональными законами и подзаконными актами.

В старости важно не остаться без помощи.

Порядок предоставления услуг

Гражданин, желающих получить государственную поддержку, должен направить письменное заявление в органы соцзащиты или Департамент труда.

В учреждении социальной защиты порядок предоставления услуг заключается в следующем:

  • принятие заявления;
  • информирование лица о правилах получения социальных услуг, сроках и тарифах, возможности поддержки на бесплатной основе;
  • разъяснение обратившемуся гражданину необходимого перечня документов для признания лица нуждающимся в соц. поддержке на стационарном уровне;
  • анализ полученных документов, принятие решения с его последующим оглашением заявителю.

В случае одобрения запроса для гражданина разрабатывают индивидуальную программу с последующим заключением договора.

Социальные услуги предоставляются на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между организацией социального обслуживания и гражданином или его законным представителем, в течение суток с даты представления индивидуальной программы поставщику социальных услуг.

Гражданам может быть отказано, в том числе временно, в предоставлении социальных услуг в стационарной форме в связи с наличием медицинских противопоказаний. Они регламентированы Приказом Минздрава России от 29.04.2015 года N216н.

Какие должны соблюдаться условия социального обслуживания пожилых людей

невозможность осуществлять простейшие действия по дому, обслуживать самого себя, самостоятельно изменять положение тела и передвигаться из-за серьезных заболеваний или получения травматических повреждений;

наличие в семье человека с группой инвалидности, которому необходим ежедневный уход и забота;

присутствие в семье детей, у которых возникли трудности с адаптацией в социуме;

невозможность ежедневного наблюдения и ухода и отсутствие попечения над инвалидами и детьми;

конфликт внутри семьи из-за насилия или с людьми, которые страдают тяжелыми психическими заболеваниями, имеют алкогольную или же наркотическую зависимость;

отсутствие у человека постоянного места проживания, в том числе у того, кто еще не достиг возраста 23 лет и уже завершил свое пребывание в домах для детей-сирот;

отсутствие у человека места работы и денежных ресурсов для существования.

Но присутствие в жизни одного или нескольких из вышеперечисленных обстоятельств лишь подтверждает тяжелую ситуацию в жизни данного человека, но не гарантирует получения безвозмездных социальных услуг. Стоит отметить еще и то, что из-за введения платы за социальное обслуживание пожилых людей и инвалидов, значение понятия «социальные услуги» стало весьма спорным. А все потому, что данная деятельность потеряла связь с традиционным смыслом понятия о социальной помощи.

Служебное жилье. Когда нельзя выселить, даже если трудовые отношения прекратились ?!

Первичная консультация по телефону или при заказе обратного звонка «БЕСПЛАТНАЯ»

В соответствии с установленными законодательными нормами Российской Федерации отдельным категориям граждан на основании действия трудового договора полагается жилое помещение. Естественно квартира или дом выдаются таким категориям лиц не в собственность, а по договору социального найма на определенное время.

Что такое служебное помещение ?!

В первую очередь это выделенные для группы лиц жилые объекты, которые используются временно. Квартирантами выступают разные категории граждан. Например, преподаватели, медики, военнослужащие, представители правоохранительных органов.

В качестве служебного жилья гражданам обычно предоставляется:

  • Квартира в многоквартирном жилом доме;
  • Частный дом для проживания;
  • Комната в общежитии.

Для проживания по закону выделяется недвижимость из общегосударственного либо муниципального жилищного фонда.

Основания для получения жилья.

Выдача жилой площади не означает то, что гражданин обрел крышу над головой на долгие годы. В любой момент из жилого помещения на вполне законных основаниях могут выселить. Основаниями для выселения могут служить следующие факторы:

  • Истек срок трудового договора и соответствии гражданин не имеет права проживать дальше в квартире или в доме;
  • В организации или предприятии где работает человек произошло сокращение штатов. Нет работы – соответственно и не будет служебной квартиры;
  • Не вносится оплата за коммунальные услуги на протяжении долгого времени;
  • Есть жалобы от третьих лиц о нарушении их законных прав;
  • Сменился владелец жилого помещения;
  • Помещение пришло в непригодность из-за неправильного содержания;
  • Было признано то, что решение о предоставлении жилья имеет незаконный характер.

Естественно надо отметить еще и то, что поводом для выселения служить может желание самих граждан, проживающих в квартире или доме. Отметить надо, что дом либо служебная квартира относятся к особому жилищному фонду. Порядок прописки и выписки из таких помещений регламентируется Жилищным кодексом Российской Федерации (раздел 4). Заселение человека организовывается на основании договора найма жилого помещения, как было обозначено выше. Одной стороной договора выступает гражданин (наниматель), а в лице наймодателя действует само государство.

Читать еще:  Льготы пенсионерам по земельному налогу — кому положены и размер по регионам

Обычно люди проживают в таких помещениях до тех пор, пока действует трудовой договор. С регистрации по причинам, обозначенным в статье выше человек может сняться с регистрации в добровольном порядке по своей воле или принудительным путем в ходе судебного заседания, если оно было инициировано по желанию наймодателя.

Виды законных оснований для выселения из служебного помещения.

Первая и основная причина лишения помещения – это увольнение, когда завершается действие трудового контракта. Помещение должны освободить все лица, проживавшие в нем, так как происходит утрата статуса полицейского, военного, государственного работника.

Что касается процедуры сокращения, то военные, полицейские и иные работники силовых структур обладают законодательными гарантиями при сокращении. Таким образом, выселению не подлежат жители служебной квартиры, заселенные в нее до момента вступления в силу обновленных норм кодекса. Также нельзя выгнать людей, проживающих на основании договора социального найма, либо стоящих на таком учете без веских причин. Об этом указано в части второй статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации. Бывает и так, что граждан могут выселять по другим причинам. В частности, проживающих из служебного жилья могут попросить съехать в том случае, если у них имеется в собственности другой объект недвижимости, а если они не соглашаются, то тогда приходится обращаться в суд и организовывать процесс выселения принудительным образом.

Еще одна причина частых выселений служебных квартир кроется в наличии задолженности по коммунальным платежам. Лишиться жилья можно, если неуплата взносов за услуги ЖКХ составляет больше шести календарных месяцев. Плюс ко всему прочему причиной может послужить и нецелевое использование помещения, когда нарушаются нормы и положения статей 83 и 103 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Кого нельзя выселить из муниципального жилья ?!

Сказать надо о тех гражданах, которые не могут быть выселены из служебного помещения. Причем выселение может состояться только в том случае, если им предоставляется альтернативное и соразмерное жилье взамен. Без предоставления альтернативной квартиры даже по окончании трудовых отношений нельзя выселить:

  • Граждан, получивших статус инвалидов после того, как они получили травмы в результате военных конфликтов и противостояний либо ставших таковыми по причине контузий и травм, полученных при выполнении своих обязанностей, заданий или наличия профессионального заболевания;
  • Членов семьи граждан, проживающих по договору социального найма являющихся участниками ВОВ, семьи военных и партизан, павших либо пропавших без вести при обороне СССР или же при исполнении иных заданий относительно несения службы в армии;
  • Граждан с инвалидностью из числа служащих начальствующего и рядового звена Министерства МВД, МЧС, Государственной противопожарной службы, которые получили данный статус из-за ранений, контузий, и иных травм, полученных в ходе несения службы и военной обязанности;
  • Граждан, которые трудились в организации, на предприятии или в учреждении, которым на основании трудового договора была выделена служебная квартира. При этом трудовой стаж непрерывного характера должен быть не меньше десяти календарных лет;
  • Лиц, которые были освобождены от занимаемой должности и в силу этого им было положено жилое помещение, но они не прекратили сотрудничество со своим работодателем;
  • Граждан, которые были уволены по причине прекращения деятельности компании (ликвидации) или прекративших сотрудничество с работодателем по причине сокращения численности штата;
  • Членов семьи умершего лица, которым была выделена жилая квартира либо дом для проживания, одиноких граждан с которыми вместе проживают малолетние дети, инвалиды труда первой и второй группы.

Как видно данный список достаточно обширный и в него включены незащищенные категории населения, которые не смогут самостоятельно обеспечить себя жильем после выселения.

Куда могут пересилить из служебного жилья ?!

Вопрос о выселении граждан решает организация, с которой у проживающих был заключен договор. Решение о выселении не заставляет наймодателя предоставлять альтернативное жилое помещение гражданам для проживания, даже если у арендатора есть иная свободная площадь, особенно когда были прекращены трудовые отношения.

В законодательстве нашей страны был относительно недавно внесены ряд правок, которые касались вступления в силу обновленных положений Жилого кодекса в 2005 году. Если граждане ранее числились на учету по улучшению жилищных условий, то тогда их не могут выгонять из квартиры без предоставления другой площади. Такое положение прописано в статье №13 ФЗ №189 от 29 декабря 2014 года. В остальных случаях лица обязаны покинуть жилое помещение, если не имеются основания, обозначенные выше в статье.

Порядок выселения из служебного помещения не регламентирован, и он устанавливается следующим образом: очередь владелец квартиры или уполномоченная компания должны направить официальную записку арендаторам с требованием освободить объект в установленный период. Затем всё будет завесить от обстоятельств отношений между нанимателей и наймодателем.

Как происходит процесс выселения из служебного жилого помещения ?!

Жилищный кодекс Российской Федерации предусматривает такое понятие, как расторжение договора найма. Поводом может служить соглашение сторон, воля собственника, желание самого нанимателя. Это может быть осуществлено при нарушении определенных правовых норм. В частности, при нарушении покоя соседей, при приведении помещения в негодность, пользовании жилым объектов в иных целях, нежели те, которые были определены ранее. Прекращается наем квартиры при физической утрате самого помещения или же при переходе ее к другому собственнику, с которым работник-наниматель в трудовых или служебных отношениях не состоит. Право на служебную квартиру сохраняется за работником или служащим только на время исполнения им своих обязанностей. Окончание срока службы или разрыв договора, контракта прекращают права пользования жильем и ведут к расторжению договора найма.

При отказе выселиться добровольно из помещения нанимателю высылается специальное уведомление. В нем сообщается о необходимости самому в указанный срок освободить занимаемую жилплощадь и вывезти из нее все ценные и личные вещи. Если в ходе заседания не было выявлено причин отказать в выселении, то решение суда, вступившее в силу, передается судебным приставам. Представители Федеральной службы судебных приставов будут производить принудительное выселение при отказе жильцов покинуть квартиру в добровольном и установленным нормами федерального и местного законодательства порядке.

Обращение в судебные органы.

При злостном уклонении от своих обязанностей наниматель может рисковать тем, что в отношении его может быть инициирован судебный процесс. Стоит сказать то, что стандартная процедура выселения из служебной квартиры не предусматривает предоставление другого аналогичного жилья. Исключение могут составлять военнослужащие, которые состоят на специальном учете и не являются собственниками или дольщиками иных помещений. Есть категория граждан, которые не могут быть выселены. Это члены семей военнослужащих, у которых погибли родственники в ходе операций или военных действий, пенсионеры военной службы, инвалиды. Если при нежелании покидать служебную квартиру после прекращении трудовых отношений, обстоятельства не на стороне жильцов, то в других случаях суд будет тщательно исследовать основания для осуществления подобной правовой процедуры.

Основания для получения социального жилья

Не каждый гражданин может получить бесплатное жилье от государства. Претендовать на социальное жилье могут те, кто не может самостоятельно решить жилищную проблему для своей семьи из-за низкого дохода, либо те, у кого есть веские основания, например, болезнь одного из членов семьи, которая не позволяет всей семье проживать в одном помещении.

Достаточных оснований, чтобы вас включили в очередь на социальное жилье, несколько ( статья 51 ЖК РФ ).

Аварийное состояние имеющегося жилья

Если ваша семья на данный момент живет в доме, который признан аварийным и небезопасным для жизни, вам должны выделить квартиру в другом доме.

Квадратных метров меньше положенного минимума

Если на каждого члена семьи сейчас меньше 10 квадратных метров жилплощади (приватизированной или в соц. найме), вы можете встать в очередь на получение социальной квартиры.

В семье есть кто-то с серьезным заболеванием

Если член вашей семьи серьезно болен, причем эта болезнь не позволяет жить всей семье вместе в одной имеющейся квартире (из-за угрозы здоровью и жизни других членов семьи), вам положено социальное жилье.

Нет никакой недвижимости в собственности

Если у всех членов вашей семьи в собственности нет жилья, при этом у всех гражданство РФ, вы можете претендовать на получение социальной квартиры. Гражданство должно быть получено 5-10 лет назад — конкретный срок нужно уточнить, в регионах он разный.

Меры государственной поддержки на приобретение жилья

1. Основные программы государственной поддержки на приобретение жилья.

2. Категории граждан, имеющих право на бесплатное предоставление жилья или социальную помощь на его приобретение.

3. Виды государственной поддержки гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий:

3.1. Социальная помощь на приобретение жилья.

3.2. Как получить жильё от государства бесплатно?

Для значительной части населения нашей страны решение жилищного вопроса – едва ли не самая острая проблема.

Читать еще:  Опекунство и патронаж – действенная помощь человеку после 80 лет

Причем для отдельных категорий граждан сложившаяся в настоящее время ценовая политика на рынке жилой недвижимости является неприемлемой и зачастую неподъёмной. Оптимальным выходом в такой ситуации может оказаться социальная помощь от государства.

Такая помощь на сегодняшний день предоставляется в рамках принятых Правительством РФ программ, направленных на развитие рынка социального жилья эконом-класса, которое будет оптимально доступным для граждан, а также обеспечение таким жильем нуждающихся категорий россиян.

Если перед Вами стоит жилищная проблема или Вы частенько задаетесь вопросом: «Как получить жилье от государства бесплатно?», рекомендуем Вам ознакомиться с данным материалом. В нём мы расскажем о существующих госпрограммах приобретения жилья для российских семей; обозначим виды социальной помощи и перечислим категории граждан, которые могут на неё претендовать.

1. Основные программы государственной поддержки в сфере приобретения жилья

Государственная жилищная политика нашей страны нацелена на обеспечение граждан возможностью приобретения собственного жилья.

Во исполнение указанных целей, начиная с 2002 года, был принят ряд законопроектов, а также начато развитие ипотечного жилищного кредитования.

В настоящее время Минстроем РФ разработан национальный проект «Жилье и городская среда». Указанный проект направлен на обеспечение доступным жильем семей со средним достатком, увеличение объема жилищного строительства и др. («Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» (утв. Минфином России)).

В структуру данного национального проекта заложено четыре федеральных проекта: «Ипотека», «Жилье», «Формирование комфортной городской среды», «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда».

Ключевыми мерами, направленными на достижение целей национального проекта, являются:

совершенствование механизмов финансирования жилищного строительства;

модернизация строительной отрасли и повышение качества индустриального жилищного строительства;

реализация мероприятий по повышению доступности ипотечного жилищного кредитования для большинства российских семей;

создание механизмов развития комфортной городской среды, комплексного развития городов и других населенных пунктов;

создание механизмов переселения граждан из непригодного для проживания жилищного фонда.

В настоящее время среди разработанных Правительством РФ программ по обеспечению жильем определенных категорий граждан в первую очередь необходимо отметить государственную программу «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (утвержденную Постановлением Правительства РФ от 30.12.2017 № 1710), включающую в себя 3 подпрограммы, в том числе и «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России»

В качестве основных мероприятий указанной подпрограммы предусмотрено:

обеспечение жильем участников ВОВ и ветеранов боевых действий;

государственная помощь в приобретении жилья для молодых ученых;

обеспечение жильем вынужденных переселенцев и т.д.

КС разъяснил порядок обеспечения жильем недееспособных граждан

1 февраля Конституционный Суд вынес Постановление № 3-П по делу о проверке конституционности п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса и ч. 3 ст. 17 Закона о социальной защите инвалидов в РФ. Согласно первой норме, жилые помещения по договорам социального найма вне очереди предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами ряда хронических заболеваний. Исходя из второй нормы, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством РФ.

Отказ в предоставлении инвалиду жилья повышенной площади для проживания с ней опекунов

Как следует из материалов дела, жительница Астрахани К. является инвалидом I группы по зрению с детства и нуждается в постоянном постороннем уходе. Кроме того, она страдает тяжелой формой хронического заболевания, при которой невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. В 2011 г. К. признана недееспособной, а в 2012 г. ее мать – гражданка Г. – назначена опекуном.

С 2012 г. Г., ее муж В. и дочь К. (семья из трех человек) состоят на учете в качестве нуждающихся в жилье, предоставляемом по договору социального найма из муниципального жилищного фонда. При этом К. также включена в список лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний и состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В августе 2013 г. суд удовлетворил иск прокурора, поданный в интересах семьи, обязав администрацию Астрахани предоставить ей вне очереди благоустроенное жилье по договору социального найма с учетом дополнительной жилой площади, предусмотренной для инвалидов. Тем не менее апелляция отменила решение и вынесла новый судебный акт, согласно которому администрация обязана предоставить по договору социального найма благоустроенное жилое помещение только К. как лицу, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, указанного в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса перечне.

После принятия Конституционным Судом Постановления от 22 января 2018 г. № 4-П, которым был выявлен конституционно-правовой смысл п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса, Г. обратилась в суд с иском к органу местного самоуправления о предоставлении дочери во внеочередном порядке жилья по договору социального найма с учетом дополнительной площади, необходимой для совместного проживания с ней родителей. Тем не менее суды отказали в удовлетворении заявления со ссылкой на то, что родители инвалида не обладают самостоятельным правом на получение жилого помещения по договору соцнайма вне очереди, а их право проживать с дочерью в жилье, которое будет ей предоставлено во исполнение ранее принятого судебного постановления, не оспаривается. В дальнейшем кассационные инстанции, включая Верховный Суд, отказались рассматривать кассационную жалобу заявительницы.

Конституционный Суд подчеркнул, что необходимо учитывать все обстоятельства

В жалобе в Конституционный Суд Г. указала на несоответствие п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса и ч. 3 ст. 17 Закона о социальной защите инвалидов в РФ Основному Закону государства. По ее мнению, спорные нормы лишают совершеннолетних граждан-инвалидов, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, при которой невозможно совместное проживание с ними в одной квартире, и нуждающихся в круглосуточном уходе и постоянной опеке, права на дополнительную жилую площадь в случае постановки их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 г., а также ущемляют права опекунов таких граждан.

Изучив материалы дела, Конституционный Суд отметил, что предметом рассмотрения будет п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК постольку, поскольку в системе действующего правового регулирования он определяет основания и условия предоставления жилого помещения по договору социального найма гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, указанного в правительственном перечне соответствующих заболеваний (в том числе инвалиду, когда такое лицо признано недееспособным, имеет назначенного ему опекуна и нуждается в постоянном постороннем уходе).

Высшая судебная инстанция пояснила, что граждане, страдающие тяжелой формой хронических заболеваний и признанные судом недееспособными, тем более могут нуждаться в соответствующем уходе с постоянным присутствием опекуна, не считая случаев, когда они помещены под надзор в образовательные, медицинские или социальные организации. На это указывает и закрепление в ч. 4 ст. 16 Закона об опеке и попечительстве возможности опекуна безвозмездно пользоваться жилым помещением, принадлежащим подопечному, в соответствующем порядке при удаленности его места жительства от места жительства подопечного, а также при наличии других исключительных обстоятельств.

В связи с этим КС счел, что предоставление жилого помещения в порядке, предусмотренном п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, в расчете лишь на самого гражданина, страдающего тяжелой формой хронического заболевания из числа указанных в перечне, предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 этого Кодекса, когда он признан недееспособным и нуждается по состоянию здоровья в постоянном уходе, который осуществляет опекун, способно привести к нарушению ряда конституционных установлений и правовых позиций. При этом Суд отметил, что сказанное, однако, не предрешает обязательного получения недееспособным совершеннолетним гражданином, страдающим заболеванием указанной категории, жилого помещения на таких условиях, когда и его опекуну было бы обеспечено право социального найма того же помещения при соблюдении нормы предоставления в отношении их обоих.

«Так, если сам опекун не принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, то, по общему правилу, другое жилое помещение не может быть ему предоставлено на условиях социального найма даже для проживания вместе с подопечным. Более того, не исключено, что при определенных жилищных условиях опекуна подопечный, который является членом его семьи, может проживать и в его жилище. Предоставление жилого помещения гражданину, страдающему тяжелой формой соответствующего хронического заболевания и признанному недееспособным, в размере, превышающем соответствующую норму в расчете на одно лицо, возможно при неодинаковых условиях и с разными правовыми последствиями, с тем чтобы обеспечить проживание такого гражданина вместе с его опекуном», – отмечено в постановлении КС РФ.

Читать еще:  Льготы пенсионерам на жд билеты в 2021 году

В исключительных ситуациях, если предоставление жилья с превышением нормы предоставления не более чем в два раза, с тем чтобы опекун осуществлял постоянный уход за подопечным без вселения в жилое помещение или, напротив, в качестве члена семьи нанимателя, невозможно (в частности, в связи с отсутствием помещений подходящего размера) и если опекун недееспособного гражданина, страдающего тяжелой формой соответствующего хронического заболевания, является членом его семьи (супругом или близким родственником), осуществляющим за подопечным постоянный уход, и принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, подопечному нельзя отказать в обеспечении жильем вне очереди на основании оспариваемой нормы только в силу того, что его опекун сам не относится к лицам, обеспечиваемым жильем по договору социального найма вне очереди. «Конституционно значимым целям отвечало бы предоставление жилого помещения по договору социального найма такому гражданину и опекуну, в том числе с учетом положений ст. 58 ЖК РФ. В этом случае, поскольку жилое помещение предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в соответствующем перечне, также возможно превышение нормы предоставления на одного человека, но не более чем в два раза (ч. 2 данной статьи)», – подчеркнул Суд.

Таким образом, отметил КС, п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, на основании которого гражданам, страдающим тяжелыми формами ряда хронических заболеваний, предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма, обязывает правоприменительные органы учитывать все заслуживающие внимания обстоятельства. Это означает, что спорный пункт предполагает принятие решения о предоставлении вне очереди жилого помещения недееспособному гражданину-инвалиду, страдающему соответствующим хроническим заболеванием и нуждающемуся по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе. При этом должна учитываться площадь, которая была бы достаточна, чтобы обеспечить такому лицу, помимо отдельного проживания, возможность получать такой уход и должное содействие в удовлетворении особых его потребностей, когда требуется постоянное нахождение с ним в предоставляемом ему жилье опекуна или проживание с ним супруга или близкого родственника в качестве члена семьи нанимателя.

«Если же предоставление жилого помещения гражданину, страдающему тяжелой формой соответствующего хронического заболевания, на таких условиях невозможно, реализация им права на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма возможна в рамках предоставления жилого помещения по договору социального найма ему и его принятому на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий опекуну – члену его семьи по смыслу семейного законодательства (супругу или близкому родственнику), осуществляющему за ним постоянный уход», – отмечено в постановлении Суда. Таким образом, КС РФ счел, что спорный пункт соответствует Конституции, и распорядился пересмотреть судебные акты по делу граждан Г. и К.

Эксперты оценили выводы КС

Адвокат АП г. Москвы Анна Минушкина отметила, что жилищное законодательство с принятием ЖК РФ в 2005 г. значительно сократило количество категорий граждан, имеющих право на внеочередное улучшение жилищных условий. «Сейчас подлежат улучшению во внеочередном порядке жилищные условия исключительно граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, установленных законодательством. При этом, согласно законодательству, подлежат улучшению жилищные условия только самого гражданина, имеющего хроническое заболевание, и исключается улучшение жилищных условий во внеочередном порядке членам его семьи, также состоящим на жилищном учете», – пояснила она.

По словам эксперта, на практике очень часто и остро встает вопрос о нарушении прав людей, имеющих заболевание, поскольку по факту улучшают жилищные условия исключительно им, и они вынуждены проживать без членов семьи. «В настоящее время мы также представляем интересы лица, имеющего заболевание, позволяющее лицу вне очереди улучшить жилищные условия. Местные органы улучшают ему одному жилищные условия, хотя члены его семьи также состоят на жилищном учете. При этом нашего доверителя переселяют от членов его семьи на значительное расстояние. Наша позиция сводится к тому, что доверителю в связи с заболеванием необходим посторонний уход», – рассказала Анна Минушкина.

По ее мнению, постановление КС РФ является логичным продолжением целей социальной политики, которая обязывает принимать меры по обеспечению благополучия граждан, их социальной защищенности. «Исходя их указанного смысла, при улучшении жилищных условий гражданам, имеющим заболевание, предусмотренное перечнем, подлежат также улучшению и жилищные условия опекуну указанного лица, который также состоит на жилищном учете, а при наличии нескольких лиц, осуществляющих уход за недееспособным лицом, необходимо улучшать жилищные условия одновременно также и членам семьи», – резюмировала эксперт.

Партнер юридической фирмы Law & Commerce Offer Антон Алексеев полагает, что Конституционный Суд, как и в большинстве случаев при рассмотрении жалоб, касающихся социальной сферы, постарался найти баланс между интересами гражданина, имеющего право на социальную защиту со стороны государства, и интересами самого государства.

«С одной стороны, КС указал, что гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, должно быть предоставлено вне очереди жилое помещение по договору социального найма с учетом обеспечения отдельного проживания в таком помещении как его самого, так и его опекуна для того, чтобы опекун мог надлежащим образом обеспечивать уход и должное содействие в удовлетворении особых потребностей подопечного. При этом Суд делает оговорку о том, что такая возможность может быть предоставлена тогда, когда опекун и подопечный состоят в близких родственных отношениях в соответствии с семейным законодательством. С другой стороны, он говорит, что площадь жилого помещения, предоставляемого во внеочередном порядке гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, не должна превышать норму предоставления более чем в два раза», – отметил эксперт.

Антон Алексеев полагает, что Конституционный Суд сделал важный вывод о том, что предоставление гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, жилого помещения для отдельного проживания без учета площади для проживания с ним опекуна, являющегося близким родственником и членом семьи, является нарушением прав самого подопечного и препятствует исполнению опекунами обязанностей, возложенных на них законом. «Однако Суд также указал, что внеочередное предоставление лицу, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, жилого помещения с учетом площади, необходимой для проживания с ним членов его семьи (включая опекуна), должно осуществляться, исходя из обстоятельств конкретного дела и при наличии у публичного образования возможности предоставления жилого помещения соответствующей площади. Последнее обстоятельство на практике может лишить все выводы КС РФ правовой ценности при рассмотрении подобных споров в суде», – подчеркнул юрист.

Пpивaтизaция жилья, пoлyчeннoгo пo дoгoвopy coциaльнoгo нaймa

Пpивaтизaция — дoбpoвoльный пpoцecc, пpи кoтopoм пpaвo coбcтвeннocти нa нeдвижимocть пepexoдит oт гocyдapcтвa к нaнимaтeлю. Пocлe пpивaтизaции apeндaтop — лицo, имeющee пpaвo нa coциaльнoe жильe — мoжeт дeлaть c нeдвижимocтью вce, чтo yгoднo: дapить, ocтaвлять в нacлeдcтвo, oбмeнивaть, пpoдaвaть.

Чтoбы пpивaтизиpoвaть нeдвижимocть, нyжнo пpeдocтaвить в Pocpeecтp:

📋 пacпopт гpaждaнинa Poccийcкoй Фeдepaции;

📋 дoкyмeнты нa пoмeщeниe, пoлyчeнныe в БTИ;

📋 дoгoвop coциaльнoгo нaймa, зaключeнный c гocyдapcтвoм;

📋 зaявлeниe нa пpивaтизaцию c coглacиeм вcex жильцoв нeдвижимocти.

Пopядoк пpeдocтaвлeния ycлyги пpивaтизaции вo мнoгиx peгиoнax имeeт дoпoлнитeльныe тpeбoвaния. Taк, чacтo люди мoгyт пpивaтизиpoвaть пoлyчeннoe жильe пo пpoшecтвии 5 лeт c мoмeнтa пoдпиcaния дoгoвopa coциaльнoгo нaймa.

Арендатор не оплачивает полную стоимость квартиры или помещения, в этом отличие от ипотеки. Но коммунальные платежи относят на его счет. Текущий и капитальный ремонт жилья выполняет также он.

Кроме основных положений, существуют отдельные, но достаточно важные аспекты договора на аренду социального найма. Они касаются вопросов передачи жилплощади по наследству, шансов на получение социального жилья в Москве и регионах и других.

Можно ли приватизировать такое жилье?

Главный вопрос, который рано или поздно возникает у владельцев социального жилья. Да, положительное решение проблемы существует. Федеральное законодательство допускает приватизацию жилья по договору бессрочного социального найма.

Важно. Для приватизации арендатор обращается в представительство Департамента жилфонда, одновременно подготовив необходимые документы и справки.

Реально ли получить жилье по социальному найму в Москве и области?

Желающих обзавестись практически бесплатной жилплощадью в столице много. Гораздо больше, чем самих квартир. Вдвойне заманчиво получить шанс на проживание в социальном доме, а затем приватизировать его, сделав собственностью. Поэтому московская администрация намеренно увеличивает стоимость услуг для пользователей соцнайма.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector