Lazurnensky.ru

Обзорный аналитик
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Проблема социальной адаптации детей с отклонениями в развитии

Аутисты среди нас: как проходит адаптация юных бийчан в обществе

Этим летом в культурном городе Санкт-Петербурге, произошел необычный инцидент: женщина прогнала с детской площадки детей-аутистов

Случай получил огласку, и организация не только обрела мощную поддержку с разных уголков нашей страны, но и стала примером той выдержки, которой обязательно должны обладать родители и педагоги, работающие с детьми с расстройством аутистического спектра.

Направления обучения

  • Психологические особенности детей с отклонениями и проблемами в развитии;
  • Влияние занятий на становление личности ребенка;
  • Методические рекомендации по построению логоритмических занятий;
  • Работа педагога в малых группах детей;
  • Воспитательные задачи логопедической ритмики;
  • Способы формирования двигательных умений у детей с отклонениями в развитии;
  • Упражнения для развития органов речи и слуха;
  • Социально-инновационные технологии в работе с детьми;
  • Развитие речи у детей в соответствии с ФГОС ДО.

Инклюзивное обучение в обычной школе

Инклюзивное обучение предполагает, что дети с ОВЗ и здоровые учатся вместе в одном классе, на равных проводят перемены, посещают столовую или школьные праздники.

У инклюзивного обучения есть ряд неоспоримых преимуществ:

+ Дети с ОВЗ находятся вместе со здоровыми, и ребята быстро привыкают к тому, что все люди разные.
+ Школьники учатся взаимопомощи и развивают эмпатию.

Однако инклюзия считается спорным вариантом обучения, потому что имеет ряд проблем:

  • Школа по месту жительства не имеет права отказать ребёнку в обучении, но в это же время не имеет права его взять без создания специальных условий, например, наличия пандусов.
  • Создание специальных условий может стать проблемой, которую школа не в силах решить самостоятельно. Так, не в каждой образовательной организации есть бюджет на то, чтобы иметь в штате дефектолога и тьютора.
  • Администрации некоторых школ принимают детей с ОВЗ, чтобы получить статус «инклюзивной школы», но не отправляет преподавателей на переквалификацию. В результате учителя просто не знают, как работать с классом, в котором есть ребёнок с проблемами со здоровьем.
  • Многие родители стремятся, чтобы их ребёнок с ОВЗ «был, как все», и совершенно забывают про его индивидуальные потребности. А родители детей с нормой не всегда готовы к тому, что в их классе учится школьник с ОВЗ. Всё это порождает психологические травмы и конфликты.

Взаимодействие с родителями воспитанников с ОВЗ

ФГОС дошкольного образования закрепляет за воспитателями и другими педагогическими работниками ДОО обязанность сотрудничать с родственниками воспитанников, вовлекать их в образовательную деятельность, повышать их компетентность в деле воспитания детей. Однако мамы, папы, бабушки и дедушки далеко не всегда охотно идут на контакт с педагогами, не вникают в их рекомендации. И особенно ярко эта проблема проявляется, когда речь идет о родителях детей с ОВЗ. Как же воспитателю найти к ним подход и выстроить партнерские отношения, которые пойдут на пользу ребенку?

Сложности, с которыми сталкиваются дети с ОВЗ в ДОО

Инклюзивное образование – приоритетный путь развития современных дошкольных организаций. Но пока что совместное обучение нормотипичных детей и детей с ОВЗ только внедряется в нашу жизнь. Поэтому малыши с особенностями развития сталкиваются с рядом сложностей, когда идут в детский сад. Они могут быть связаны с отсутствием речи или ее недостаточным развитием, с комплексами и неуверенностью ребенка, со спецификой его личности и темперамента, интеллектуального и физического развития.

Чтобы преодолеть все эти проблемы, необходимо выстроить тесное взаимодействие между семьей ребенка и педагогическим коллективом ДОО.

Основные сложности, которые возникают при общении с родителями детей с ОВЗ

Родителей дошкольников, у которых отмечаются различные заболевания или отставание в развитии, делятся на две группы:

  1. Принявшие ситуацию, понимающие особые потребности своего ребенка и стремящиеся адаптировать его к жизни в обществе.
  2. Не признающие наличие у своего ребенка особых потребностей.

У воспитателей чаще возникают проблемы со второй группой родителей. Все попытки педагога обратить внимание на проблемы ребенка либо игнорируются, либо вызывают агрессию. Родители списывают на непрофессионализм педагогов то, что малыш не разговаривает или разговаривает плохо, постоянно кричит, обижает других детей, не может освоить элементарные навыки. Они отказываются обратиться к офтальмологу, логопеду, дефектологу или другому профильному специалисту, задуматься о переводе малыша в коррекционную группу.

Иногда родители, напротив, начинают водить ребенка к разным специалистам, но не с целью помочь ему, а чтобы получить подтверждение, что он «нормальный». Есть и такие мамы и папы, которые просто игнорируют любые указания воспитателя на проблемы у их малыша, делают вид, что не расслышали или уводят разговор в другую сторону. А кто-то считает даже незначительное отклонение в развитии ребенка приговором, из-за жалости или недостатка знаний сознательно отказывается от адаптации малыша.

Нередко родители принимают за оскорбление даже самые корректные указания на особенности ребенка. В результате вместо выстраивания партнерских отношений с семьей воспитатель получает конфликтную ситуацию.

Как правильно общаться с родителями детей с ОВЗ?

Родители детей с ограниченными возможностями здоровья могут занимать по отношению к образовательной организации агрессивную, партнерскую или безучастную позицию. Задача воспитателя – сделать агрессивно настроенных и безучастных мам и пап своими союзниками в воспитании, обучении, адаптации ребенка. Для этого есть несколько способов, например:

  • Рассказывать родителям об успехах их ребенка. Если маме, папе или бабушке каждый вечер говорят только о том, какой их ребенок плохой, как он кричал, дрался, разбрасывал котлеты во время обеда, общение с воспитателем становится для них мучением. Отсюда агрессия или желание поскорее уйти. Если же сначала похвалить ребенка, а только потом аккуратно перейти к разговору о проблемах, конструктивного общения будет гораздо больше – родители перестанут видеть в педагоге врага и начнут прислушиваться к его советам.
  • Посетить семью или пригласить родителей на индивидуальную беседу. Проблемы с развитием и здоровьем ребенка – совсем не то, во что хотелось бы посвящать посторонних. К тому же, когда вокруг разговаривают другие родители и шумят дети, действительно можно что-то не расслышать или упустить. Поэтому гораздо правильнее беседовать об особенностях воспитанников с их семьей с глазу на глаз.
  • Пригласить родителей на индивидуальные и групповые занятия с их ребенком. Многие родители действительно не видят проблем в развитии малыша, потому что не знают, как он выполняет задания и поручения воспитателя, общается с другими детьми, не сравнивают его со сверстниками. В условиях детского сада все особенности будут налицо. А если родители объективно оценивают развитие ребенка, они смогут увидеть методы, которые использует в работе воспитатель, и перенести их в домашнюю обстановку.
Читать еще:  Отменят ли льготы по жкх сельским учителям в 2021 году

Нередко родители детей с ограниченными возможностями здоровья оказываются в социальном вакууме, что делает их замкнутыми, агрессивными. Воспитатель может попытаться исправить ситуацию. Например, начать аккуратно привлекать родителей особого малыша к мероприятиям в детском саду. Пусть сначала это будет подготовка костюмов, декораций, сценариев или что-то еще, не требующее общения с другими мамами и папами, педагогами. Если воспитатель видит, что родителям нравится участвовать в жизни ДОО, они сами проявляют инициативу, можно развивать это направление совместной деятельности и дальше.

Как избегать конфликтов в общении с родителями?

Как было сказано выше, многие родители детей с ОВЗ болезненно воспринимают проблемы своего ребенка. Поэтому воспитателю нужно быть предельно корректным в общении с ними:

  • Всегда начинать разговор с позитивной оценки ребенка, описания его успехов, даже самых незначительных.
  • Не давить авторитетом, не отдавать приказов, а мягко советовать, рекомендовать.
  • Не использовать слова с негативной окраской: «отклонение», «отставание», «болезнь», «патология». Лучше заменить их более корректными, например «сложность».
  • Подчеркивать значимость семейного воспитания и усилий родителей, тактично указывать на ошибки. Например, «Я понимаю, что вы очень много занимаетесь с ребенком, но мне кажется, вам не помешают еще и занятия у логопеда».
  • Внимательно выслушивать все жалобы, сомнения, возражения родителей.
  • Также важно помнить, что воспитатель в беседах с родителями всегда должен быть улыбчив, доброжелателен, сдержан, способен понять другую точку зрения.

Где воспитателю пройти обучение взаимодействию с родителями детей с ОВЗ?

Чтобы выстраивать партнерские отношения с родителями особых детей, эффективно помогать им, нужно иметь базовую подготовку в области дошкольной дефектологии. Получить ее можно на дистанционных* курсах в АНО «НИИДПО». Онлайн-формат позволяет проходить обучение без отрыва от работы и личных дел.

У нас есть сразу несколько программ для воспитателей, работающих или планирующих работать в группах, где есть дети с ОВЗ. Все они разработаны с учетом требований актуальной редакции ФГОС ДОО. Вот только некоторые из них:

Перед выбором программы обучения обязательно обратитесь за консультацией к специалистам приемной комиссии – они посоветуют оптимально подходящий для достижения ваших целей курс.

* Форма обучения – заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Классификация

Существует несколько классификаций педагогической запущенности. Наиболее распространенная основана на возрасте ребенка и развернутости симптомов. Выделяют четыре стадии нарушения:

  • Первая стадия. Соответствует периоду дошкольного детства. Обусловлена дисгармоничным стилем семейного воспитания: дефицитом общения с родителями, недостатком или излишней заботой, повышенной конфликтностью, противоречивыми требованиями матери и отца. Возможно развитие отклонения в результате ошибок воспитателей детского сада, неблагоприятного положения среди сверстников.
  • Вторая стадия. Период старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Развивается вследствие недостаточной готовности к школе. В основе лежат ошибки воспитания, приводящие к неадекватной самооценке, неуверенности, отсутствию интереса к познанию. Основные проявления – негативное отношение к школе, правилам поведения, режиму.
  • Третья стадия. Подростковый возраст. Усиливается негативизм, пренебрежение нормами, правилами, возникает тенденция к отклоняющемуся поведению, равнодушие к учебе.
  • Четвертая стадия. Охватывает подростковый и юношеский возраст. Закрепляется антиобщественный характер поведения, доминирует грубость, негативизм. Возможно включение в преступные группировки.

Качественная классификация учитывает преобладание отклонений в определенной сфере. Выделяют следующие виды педзапущенности:

  • Медико-педагогическая. Характеризуется негативными привычками, нежеланием и неумением соблюдать правила гигиены.
  • Нравственно-педагогическая. Проявляется полным либо частичным отсутствием нравственности, нежеланием контролировать эмоции, учитывать чувства других.
  • Интеллектуально-педагогическая. Основное проявление – трудности освоения школьной программы, отсутствие познавательного интереса.
  • Нравственно-трудовая. Отсутствует желание трудиться, искажено представление о пользе труда.

Проблема социальной адаптации детей с отклонениями в развитии

Все компенсаторные процессы протекают одновременно на нескольких уровнях.

    Биологический, или телесный.

Читать еще:  Какие Льготы За Медаль Участнику Военной Операции В Сирии

Психологический — чрезвычайно сложен по своему содержанию.
Он включает в себя работу защитных механизмов,
т. е. неосознаваемых процессов, обеспечивающих снижение
тревоги и внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях
.
Кроме того, на этом уровне разворачивается
действие так называемых копингстратегий,
т. е. сознательных усилий личности, направленных на поддержание
позитивной самооценки в угрожающих для нее ситуациях
.

Социально-психологический,
связанный с общественным характером человеческого бытия.
Хорошо известно, что процесс восстановления тех или иных
нарушений во многом зависит от характера внешней помощи,
в частности, от позиции окружающих по отношению к инвалиду.

  • Социальный — его реализация связана
    с отношением в целом общества к инвалидам.
    Эти отношения во многом определяются
    национальными и религиозными традициями общества,
    способствуя или препятствуя социальной адаптации
    лиц с ограниченными возможностями.
  • Человек — существо биосоциальное, но ведущая роль в процессе становления и раскрытия человеческой сущности, бесспорно, принадлежит социальным факторам. То же самое можно сказать и в отношении компенсаторных процессов. В их реализации принимают участие как биологические, так и социальные факторы, при этом они присутствуют на каждом из перечисленных уровней, правда, в разных пропорциональных отношениях. Чем выше уровень, тем больше удельный вес социального фактора, и наоборот (схема 10.1).

    Компенсация и коррекция

    Если

      компенсация — это процесс возмещения
      нарушенной или утраченной функции
      , то

  • коррекция чаще всего определяется как
    исправление тех или иных нарушений.
  • Стало быть, различия между компенсацией и коррекцией определяются степенью или выраженностью нарушения той или иной способности.

    Коррекция и реабилитация

    Понятие реабилитация, как и коррекция,
    указывает на систему внешних мероприятий по отношению к человеку.

      Но если коррекционные воздействия
      ориентированы весьма локально
      ,
      т. е. нацелены на исправление отдельных функций
      или сторон жизнедеятельности человека

      (например, коррекция внутрисемейных отношений), то

  • реабилитациясистема мероприятий,
    направленных на восстановление
    полноценного общественного бытия личности
    .
  • Выделяют разные виды реабилитации, в зависимости от того
    к какому уровню компенсаторных процессов они обращены и нацелены:

      • медицинская,
      • психологическая,
      • семейная,
      • досуговая,
      • социально-трудовая и др.

    Реабилитация и абилитация

    Весьма нелегко отграничить понятие «реабилитация» от понятия «абилитация». Именно поэтому эти понятия весьма часто путаются. По своему содержанию абилитационные мероприятия могут ничем не отличаться от реабилитационных. Отличия касаются конечных целей и условий их достижения.

      Ситуация абилитации характеризуется тем, что
      факта и момента утраты не было
      человек изначально от рождения или с раннего детства
      обладал тем или иным нарушением
      .
      Стало быть, речь не может идти о восстановлении
      ибо восстанавливать можно лишь то, что было утрачено.

  • Следовательно, абилитация
    система мероприятий, направленных
    на формирование эффективных способов
    социальной адаптации в возможных
    для данного индивида пределах
    .
  • Адаптация и компенсация

    Наконец, родственным по значению перечисленным понятиям является термин адаптация.

    • Адаптация часто определяется как
      особый процесс восстановления
      нарушенного равновесия между индивидом и средой
      путем внутренних изменений самого индивида
      .

    Компенсаторные процессы так же направлены
    на восстановление равновесия тоже путем внутренней перестройки.
    Но отличие состоит в том, что
    равновесие между индивидом и средой
    может быть нарушено за счет
    средовых изменений и изменений в самом индивиде
    .

    1. В первом случае должны сработать адаптационные механизмы,
      приводящие к изменениям, направление которых
      уводит индивида от исходного состояния,

      тем самым восстанавливая равновесие.
    2. Во втором случае включаются компенсаторные механизмы,
      приводящие тоже к внутренним изменениям
      , но
      противоположным по направлению к адаптационным изменениям.
      Компенсаторные процессы стремятся
      вернуть индивида к исходному утерянному состоянию
      .
      И чем в большей степени это удается,
      тем быстрее восстанавливается утраченное равновесие.

    В целом можно сказать, что адаптация и компенсация — это единые, но разнонаправленные процессы, целью которых является восстановление равновесия между средой и индивидом (схема 10.2).

    Признаки патологии

    Симптомы расстройства адаптации не всегда ярко выражены и могут отличаться в каждом отдельном случае, что усложняет процесс постановки диагноза. Основные признаки обладают тревожным и депрессивным характером. Дезадаптация сопровождается чувством неспособности справиться с неприятностями, которые появляются в жизни. При патологии пациент становится мнительным и раздражительным. Большинство людей отмечает появление чувства внутреннего напряжения. Психиатрия расстройства адаптации имеет сведения, что оно сопровождается:

    • Беспокойством;
    • Устойчивым тревожным состоянием;
    • Внутренним дискомфортом;
    • Нарушениями в нормальном поведении.

    У пациентов при патологии ухудшается настроения. В особо тяжелых случаях появляется тоскливое состояние. Человеку становятся неинтересными его привычные занятия. Человек истощается физически и умственно, поэтому он не может взвешено принимать решения. Он не анализирует ситуацию и не несет ответственность за принятые решения.

    Дезадаптация имеет смытую клиническую картину, поэтому при появлении первых подозрительных симптомов рекомендуется обратиться за помощью к специалисту, который правильно поставит диагноз и назначит эффективное лечение.

    Нарушение психики у детей

    Диагностика аллергии у детей – базовое обследование

    • Медцентр на Коломенской

    Закладка и становление ребенка, как личности, в первую очередь происходит в семье. Именно из семьи начинается его путь в нашу жизнь, мать и отец – люди, в первую очередь несущие ответственность за состояние (как физического, так и психического) здоровья малыша.

    Расстройства психики могут случиться в любом возрасте, поэтому в целях профилактики целесообразно регулярно показывать ребенка профильным специалистам.

    Читать еще:  Пособие на погребение на пенсионера в 2021 году: какая это сумма?

    Коварство нарушений у детей состоит в том, что они стерты, рудиментарны, не всегда проявляют себя на ранних стадиях, что затрудняет лечебный и диагностический процесс. Поэтому наряду с физическим воспитанием немаловажно наблюдать и развивать предпосылки интеллекта, определять зоны ближайшего развития.

    При возникновении каких либо сомнений в поведении, возникновении диффузных страхов, нарушений сна, аппетита, особенностях коммуникативной и эмоционально-волевой сферах, родителям стоит сообщить о своей проблеме с ребенком квалифицированным специалистам (невропатологам,психиатрам).

    Согласно приказу Минздрава России от 03.07.2018 №410Н в перечне профилактических осмотров несовершеннолетних, отмечено, что осмотр врачом-психиатром проводится в возрасте 2,6,14-17 лет

    Доктора данного направления

    Распространенные нарушения психики у детей

    К психическим расстройствам у детей могут относиться незначительные проблемы, которые легко поддаются коррекции, а также более серьезные процессы, ведущие к расстройству психики ребенка.

    Степень тяжести, обратимость и особенности протекания такого недуга пацаента во многом зависит от возраста и от особенностей невро-психического реагирования индивида. Часто психические отклонения остаются незамеченными в связи с невнимательностью родителей или их боязнью показать ребенка врачу. Впоследствии большинство таких детей психиатр и невролог вынуждены ставить на диспансерное наблюдение.

    На самом деле, чем быстрее будет выявлено, то или иное отклонение в развитии, тем более эффективнее окажутся меры по его коррекции. Перечень наиболее распространенных расстройств, которые характеризуются нарушениями психического развития ребенка приводятся ниже. Каждый из них предполагает определенные варианты протекания, причины и симптоматику. Это: интеллектуальная недостаточность, расстройства аутистического спектра, эмоционально-волевая дефицитарность (нарушения поведения, синдром дефицита внимания), расстройства шизофренического спектра.

    Синдром дефицита внимания с гиперактивностью

    Такому ребенку присущи импульсивность, вспыльчивость, двигательная расторможенность, обилие «лишних»движений, снижение целенаправленности внимания. Он не в состоянии длительно сосредоточиться на цели деятельности, что естесственно мешает планированию и качественному выполнению задач. Порой родителям кажется, что малыш совершенно не слышит и не слушает то, что они ему говорят.

    При этом ребенок все понимает, но обращен внутрь себя. Отличительная черта таких детей – склонность к постоянной рассеянности, предпочтение деятельности не требующей заинтересованности интеллектуальных структур. умственную нагрузку.

    Аутизм

    Сборная группа расстройств основными признаками которой, являются дефицитарность коммуникативной и эмоциональной сфер, бедность речи, двигательные стереотипии, манипуляции предметами, отсутствие сюжетной игры.

    Проявление Раннего Детского Аутизма корректируются такими специалистами, как психиатр, невролог, дефектолог, логопед, нейропсихолог.

    Задержка психического развития

    В случае ЗПР личность малыша является инфантильной, незрелой по отношению к настоящему биологическому возрасту, а психика при этом развивается медленными темпами. Отмечается парциальная(частичная) задержка созревания предпосылок интеллекта(память, внимание, психическая работоспособность). Здесь особенно важно своевременно обеспечить комплексную реабилитацию и подключить к лечебному процессу сразу нескольких специалистов – логопеда, психиатра, психолога,дефектолога, невропатолога.

    Умственная отсталость

    Тотальная ретардация (снижение) всех сфер психики включающая группы заболеваний, имеющие разную этиологию и патогенез.Отмечается отсутствие способности к абстрактному мышлению. В настоящее время наиболее используется классификация картина в соответствии с параметрами IQ:

    • легкая степень интеллектуальной недостаточности – 50-70 баллов;
    • умеренная – 30-50 баллов;
    • тяжелая форма – 20-35 баллов;
    • глубокая р – менее 20 балльных единиц.

    В данном случае необходимо уточнение образовательного маршрута ребенка(коррекционное ДОУ, школы с адаптированными образовательными программами).

    Шизофрения

    Расстройство характеризуется прогредиентными течением с нарастанием дефицитарной симптоматики(оскуднение эмоциального фона, снижением энергетического потенциала, утраты единства психических функций).

    Клиническая картина у дошкольников:

    • редкий плач , отсутствие реакции дискомфорт,нарушения сна;
    • отсутствие инстинкта самосохранения;
    • состояния двигательной расторможенности либо заторможенности;
    • стереотипное поведение, манипулятивная игра;
    • речевые расстройства, употребление стереотипных выражений,
    • эхолали;
    • нелогичность мышления;слуховые, тактильные, зрительные галлюцинации;

    Медицинская и психологическая диагностика

    Данное мероприятие, в первую очередь, включает в себя проведение осмотра в целях сбора анамнестических данных, а также оценку неврологического, психического и соматического состояния малыша.

    Этот метод предполагает обращение внимания на условия жизни и воспитания малыша, а также на характер общения. Исследование данного функционала всегда подразумевает учет возрастных особенностей и развития ребенка в целом. При этом дается оценка состоянию внимания, восприятия, памяти, интеллекта.

    Аппаратные методы

    Проведение ЭЭГ и МРТ исследований с целью выявления текущих патологических процессов в центральной нервной системе.

    Лечение

    Дети с отклонениями поддаются только комплексному лечению, которое включает в себя:

    • полноценный осмотр в специализированном медицинском кабинете(психиатр);
    • применение комплекса медикаментозных препаратов;
    • непрерывную работу с родителями и педагогами;
    • физиотерапию;
    • дефектологическую,логопедическую,нейропсихологическую,психологическую коррекцию.

    Если выявлено психическое расстройство у ребенка, не стоит полагать, что, приняв определенные препараты, малыш сразу же станет чувствовать себя лучше. Лечение детей – это долгий, ответственный и кропотливый процесс, требующий колоссальных затрат времени.

    Еще одна ключевая задача матери и отца – помочь ему адаптироваться в обществе и постоянно заниматься развивающими мероприятиями в домашних условиях. Только помощь родителей и компетентный врачи в сочетании смогут оказать поддержку в полноценном развитии личности малыша.

    В медицинском центре «Президент-мед» г. Видное есть все виды обследования и все необходимые врачи для диагностики психических заболеваний и их лечения.

    голоса
    Рейтинг статьи
    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector