Lazurnensky.ru

Обзорный аналитик
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тема проекта: «Социализация и социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья»

Данный термин, которым называют ребят с определенными ограничениями по здоровью, возник сравнительно недавно. Если говорить о детях-инвалидах, то их нарушения здоровья могут касаться:

  • зрения,
  • слуха,
  • речи,
  • опорно-двигательного аппарата,
  • умственных способностей.

Отметим, что ситуация осложняется, если ребенок имеет сразу несколько серьезных диагнозов, мешающих ему развиваться в соответствии с возрастными нормами.

Несовершеннолетним с такими особенностями развития требуется постоянная медицинская помощь, а также социально-бытовая адаптация, которая поможет юным гражданам РФ жить полноценной жизнью, получать образование, работать и т. д. Под такого рода адаптацией понимается комплекс мероприятий, разработанный для каждого конкретного ребенка.

Основная информация о правах инвалидов, в том числе о соцадаптации детей с ОВЗ, изложена в Федеральном законе от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Презентация «Социальная адаптация (социализация) учащихся с ОВЗ как основа создания коррекционно-развивающей среды».

презентация к уроку по зож на тему

Доктор педагогических наук, профессор МПГУ им.

В учебной деятельности средствами социальной адаптации являются: дидактические игры, проблемные ситуации, трудовые задания, специально организованное общение, игровые ситуации.Слайд 8Приведу некоторые примеры из практики приемов работы с учащимися.

Тема: «Мы живем среди людей».

Цели: отработка моделей коммуникативного поведения, коррекция эмоциональной сферы на основе упражнений в эмоциональном реагировании.

Приветствие 1.Приветствие «Подари подарок другу«

1.Приветствие «Подари подарок другу« Цель: Создание условий для снижения тревожности и напряжения у детей.

2. Приветствие «Что тебе нравится в соседе». Цель: Создание условий для снижения уровня тревожности, развития способностей самостоятельно решать проблемные ситуации.

3. Приветствие «Что тебя привлекает в соседе» Цель: условий для снижения уровня тревожности, развитие способностей самостоятельно решать проблемные ситуации

4.Приветствие «Передай чувство» Цель: Создание условий для снижения тревожности.

Правила социальной адаптации детей: общая характеристика

Проблема социальной адаптации детей с инвалидностью актуально по всем мире. Основная задача таких родителей — воспитание малышей, которые имеют нарушения интеллекта.

К сожалению, проблемы социальной адаптации существуют всегда. С каждым годом реализовать свои планы в реальность становится все сложнее. Чтобы интегрировать детей с инвалидностью в общество, используются специальные коррекционные методики воспитательная работа.

Понятие социальной адаптации

В последние годы на страницах книг и учебников все чаще встречается словосочетание «особые дети», под которыми подразумеваются ребята, обладающие ограниченными возможностями.

Под такими детьми подразумевается малыши, чье состояние здоровье не позволяет им усваивать стандартную программу обучения вне специализированного учебного заведения с особыми условиями.

В таких образовательных учреждениях учатся дети, обладающие одним из следующих видов отклонений:

  1. Слух.
  2. Зрение.
  3. Опорно-двигательный аппарат.
  4. Речь.
  5. Интеллект.

Главное условие, которым нужно руководство для социальной адаптации ребенка и усвоения им программы обучение — индивидуальный подход с учетом всех его особенностей.

Следовательно, социальной адаптацией является совокупность организованных действий и привыкания к окружающей среде, которые происходят по мере освоения ребенком новой информации.

Методы работы

В систему методов адаптации входят несколько процедур технологического процесса. К примеру, специалисты могут пользоваться несколькими методами:

  1. Беседа с ребенком с ограниченными возможностями.
  2. Поддержка и последующая стимуляция новых навыков малыша, моделирование его поведения в обществе.
  3. Сказкотерапия, которая используется в качестве адаптационного тренинга ребенка.

Сейчас в социальную адаптацию входит и проблема патронажа, особенно актуальна она для детей-сирот. Смысл такой проблемы заключается в возможности получения детьми помощи адресного типа.

В такой социальной поддержке нуждаются все дети, которые начинают обучаться в школе. Отдельные дети не могут самостоятельно пристраститься к новым условиям, поэтому им требуется поддержка взрослых.

Важно! Благодаря систематизации и применению различных методов профессионалами, на практике часто удается добиться положительной динамики в процессе социальной адаптации личности.

Условия адаптации

Можно выделить несколько основных условий адаптаций детей, признанных сложными:

  1. Уравновешивание. При наличии этого условия происходит ознакомление ребенка с ситуацией. Малыш видит новую обстановку, присматривается к другим детям, налаживает с ними общение.
  2. Псевдоадаптация. Под таким условием подразумевается внешняя приспособленность человека с отрицательным отношением его психического характера. Причинами такого поведения может стать наличие разных убеждений, ориентацией и интересов между общающимися сторонами.
    В результате ребенок перестает понимать, как именно ему следует действовать в этой неприятной ему ситуации, отказывается от дружбы и предложения помощи, продолжает придерживаться своих первоначальных убеждений.
  3. Приноровление, входе которого ребенок принимает систему ценности в новой ситуации. К примеру, уступить второй стороне.
  4. Уподобление, при котором происходит перестройка психики и характера в целом под новую среду, в четком соответствии с установленным в социальной группе порядком.

Внимание! Конечно, стоит учитывать то, что каждый ребенок с ограниченными возможностями имеет свою индивидуальность, именно в этом и заключается их основное отличие от здоровых сверстников. Поэтому адаптировать таких детей к обучению гораздо сложнее.

Для этого есть несколько причин:

  1. В детском организме все органы, в том числе и психика, развиваются стремительно.
  2. Физическое развитие ребенка опережает психическое.
  3. Успехи в адаптации ребенка напрямую зависят от взрослого.
Читать еще:  4 способа проверить очередь в детский сад в Москве. Пошаговые инструкции

Порядок проведения мероприятий

Социальная адаптация детей проходит в несколько этапов:

  1. Удовлетворительный и стабильный этап. На этом шаге ребенок приобретает навыки самообслуживания, выполнения простого функционала и соблюдения норм дисциплины.
  2. Неполный и неустойчивый. У ребенка есть затруднения в приобретении общедоступных навыков, нормального развития психики в условиях новой остановки.
  3. Неудовлетворительный. Ребенок не может приобрести первоначальные навыки, привыкнуть к окружающей его обстановке. Как правило, результатом неудовлетворительной адаптации становятся частые болезни малыша.

Социальная адаптация ребенка начинается в ходе проведения экскурсии, входе которой малыш может познакомиться с окружающей его средой. Благодаря такому приему происходит формирование навыков делового общения.

На заметку! Достаточно часто на этом этапе даются практические задания, позволяющие ребенку вступить во взаимоотношения с другими детьми для получения необходимой информации.

Существует несколько методов обучения детей с инвалидностью:

  1. Наглядный.
  2. Практический.
  3. Воспитания.

Во всех заданиях с такими малышами используются дидактические игры, благодаря чему улучшается и процесс обучения, и процесс воспитания. В результате дети начинают интенсивно играть, интересоваться окружающей обстановкой.

В данном вопросе поставлено несколько задач:

  1. Мониторинг за тем, как развивается личность ребенка.
  2. Изменение и последующее преодоление всех трудностей, которые возникают в процессе обучения ребенка.
  3. Руководство и учителя испытывают к ребенку только положительные эмоции.
  4. Учитель рассказывает о том, как именно формируется личность ребенка, как его обучать, и как должна проходить его социальная адаптация в домашних условиях.

Обучение детей с особенностями происходит несколькими способами:

  1. Совместное посещение образовательного учреждения с обычными детьми, у которых нет никаких ограничений по здоровью. Как правило, речь идет о школах, где преподают обычную общеобразовательную программу. Индивидуальный подход к детям с особенностями отсутствует.
  2. Специализированные классы, в которых к каждому особенному ребенку подбирают собственный подход.

Причины возникновения трудностей

Соцадаптация ослабляется сразу несколькими различными обстоятельствами:

  1. В зависимости от характера инвалидности. В эту категорию трудностей включаются различные виды заболеваний.
  2. Наличие психофизиологических нюансов, среди которых наличие у ребенка характерной памяти, сложного темперамента.
  3. Наличие существенных недостатков в физическом здоровье ребенка. Как правило, у таких детей есть заболевания, которые никак не связаны с наличием у них инвалидности.
  4. Недостаток психического развития, чтобы нормально общаться с другими детьми. К примеру, если ребенок длительное время воспитывался в специализированном закрытом учебном заведении.
  5. Отсутствие у семьи достаточных финансов для удовлетворения всех нужд особенного малыша, к примеру, если требуется покупка дорогостоящих технических средств.
  6. Ограниченные возможности ребенка, которые действуют на его психику. Часто такой малыш, принимая участия в деятельности по своему возрасту, но не по психическому развитию, может лишиться своей социальной адаптации.
  7. Нахождение ребенка в незнакомом месте, что может стать причиной его угнетенного состояния.
  8. Наличие психических нарушений при наличии у ребенка ограничений в его мобильности.

При наличии вышеперечисленных причин у ребенка наблюдаются проблемы с социальной адаптацией. Именно поэтому родители и педагоги должны знать, как правильно заниматься с такими особенными детьми.

Общеобразовательная или спецшкола?

Обучение может проходить как в общеобразовательных учреждениях, которые посещают все дети, так и в специализированных, в зависимости от особенностей здоровья ученика. У каждого из данных вариантов есть свои плюсы и минусы.
В обычной школе вряд ли в полной мере удастся обеспечить индивидуальный подход к ребенку. В то же время общение в таком коллективе пойдет на пользу малышу, если он справляется с учебной программой и может найти общий язык с одноклассниками.

Отметим, что выбор в пользу того или иного варианта для каждой семьи будет индивидуальным – исходить нужно из потребностей ребенка.

Возможно, родителям потребуется переоборудовать квартиру в зависимости от особенностей здоровья ребенка, чтобы облегчить его быт и возможность развивать навыки самообслуживания.

Еще до того, как малыш впервые пойдет в детский сад или школу, родителям необходимо ненавязчиво его подготовить:

  • привить базовые знания о дисциплине и гигиене;
  • наладить режим дня;
  • научить общаться с другими детьми и взрослыми.

Кроме того, важно, чтобы малыш привык оставаться на время учебы без присмотра родителей – данный процесс должен проходить постепенно, чтобы не вызвать сильных негативных эмоций у будущего школьника или воспитанника детсада.

Немалую роль в процессе адаптации ребенка с ОВЗ будут играть и педагоги. Они должны не только подобрать индивидуальный подход к подопечному с особенностями здоровья, но и создать в детском коллективе атмосферу доброжелательности, терпимости, дружелюбия и готовности прийти на помощь товарищу.

Стоит знать, что в регионах России открыты специализированные центры соцадаптации детей с теми или иными ограничениями по здоровью. Здесь проводятся не только занятия с ребятами, но и обучение пап и мам, консультации с психологом и т. д. В таких центрах и дети, и родители смогут найти друзей и единомышленников, что также немаловажно для успешной социальной адаптации.

Какие правила социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в 2021 году

Какие правила социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Читать еще:  Нереализованные путевки в санатории мвд на 2 квартал 2021 года

Основные моменты и действующая правовая база. К сожалению, детей с ограниченными возможностями достаточно много. Именно поэтому, государство старается всячески поддержать этот слой населения и их родителей.

Для них существуют дополнительные льготы и финансовая поддержка.

А также предлагаются ряд услуг по реабилитации. Данная проблема становится актуальной во всем мире. Основной задачей здесь становится воспитание малышей с различными нарушениями интеллекта в социальной среде.

Проблемы социальной адаптации присутствуют всегда.

И с каждым годом все сложнее и сложнее реализовывать план в реальность.

Для этого используются различные коррекционные методики, воспитательная работа с умственно отсталыми детьми. В последнее время в учебники и другую литературу плотно вошло понятие «особые дети».

Это все те же ребята с ограниченными возможностями здоровья.

Портал педагога

Авторы: Субботина Светлана Викторовна, Айвазян Араксия ВартановнаДолжность: социальный педагог, педагог-психолог Учебное заведение: МОУ Ишеевская ОШ Населённый пункт: Ульяновская область, Ульяновский район, р.п. Ишеевка Наименование материала: Статья Тема: CОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ Дата публикации: 31.08.2017 Раздел: среднее образование CОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ Субботина С.В., Айвазян А.В. В современном мире интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в массовые образовательные учреждения – это глобальный общественный процесс, затрагивающий все высокоразвитые страны.

Его основой является готовность общества и государства переосмыслить всю систему отношения к людям с ограниченными возможностями

Реабилитация и адаптация детей-инвалидов

О том, сколько сложностей приходится изо дня в день преодолевать недееспособным взрослым сказано немало, а ведь у детей с ОВЗ их гораздо больше. Поэтому для них важность социально-бытовой адаптации ничуть не меньше, чем для людей, получивших группу уже в процессе жизни. К примеру, ребенку-инвалиду детства нужно обучиться всем доступным для него навыкам, позволяющим обеспечить обслуживание своих основных нужд (прием пищи, гигиена, туалет и т. д.)

В противном случае отсутствие у них достаточных практических умений станет существенным препятствием к дальнейшему развитию и социализации. А это, в свою очередь, сделает таких детей обузой для их семей. Не менее значимой является и реабилитация, без которой дети, потерявшие частичную дееспособность, также испытывают определенные сложности с учебной деятельностью, самореализацией и другими актуальными потребностями.

Особенности адаптации и реабилитации детей-инвалидов

На сегодняшний день отмечается катастрофическая динамика возрастания детской инвалидизации, сопровождающаяся с социальной неустроенностью и неопределенностью жизненных перспектив. В связи с этим постоянно разрабатываются новые программы реабилитации, позволяющие ребенку быстрее и качественнее преодолеть препятствия, мешающие процессу социализации.

Проблемы инвалидности полностью контролируются государственным аппаратом управления. Им же установлены конкретные способы, направленные на восстановление утраченных или приобретение новых умений у детей, имеющих инвалидность. Все решения относительно данного вопроса регламентированы приказами МОЗ. Система здравоохранения предусматривает несколько аспектов, лежащих в основе реабилитационных или адаптационных программ.

К ним относятся следующие:

  • адаптация ребенка в условиях, существовавших до наступления инвалидности;
  • проведение реадаптации – создания новых условий для ставшего недееспособным;
  • открытие специальных заведений для оздоровления (физического и психологического).

Главная цель этих мероприятий – восстановление ребенка, определение его потенциала, а также составление прогноза для корректировки реабилитационной программы.

Виды и методы реабилитации

Реабилитация ребенка-инвалида в обществе предусматривает различные подходы, учитывающие специфику отклонений или заболеваний, выявленных у него. Оптимально, если используются несколько методов – это позволяет быстрее добиться желаемого результата. В процесс реабилитации детей с ОВЗ входят:

  • профессиональные консультации родителей или близких родственников;
  • комплекс обучающих мероприятий для начальных периодов адаптации;
  • организация обучения и поддержка индивида с целью привития социальных навыков;
  • адаптация инфраструктуры и прочих жилищных объектов для комфорта личности за счет государства;
  • организация лечебных, культурных, спортивных мероприятий, поездок в санаторно-курортные заведения и т. д.

Вышеперечисленные мероприятия и используемые технологии могут применяться на все возможные виды адаптации или реабилитации.

Программы реабилитации

При выборе реабилитационных программ выделяется несколько вариантов, учитывающих все сферы жизни ребенка и особенности его состояния здоровья. В данный перечень входят следующие направления:

  • Медицинская реабилитация – направлена на улучшение и стабилизацию физического состояния, необходимого для последующих развивающих мероприятий.
  • Психологическая реабилитация – формирование у ребенка внутреннего стремления к обучению и развитию, избавление от страха социализации и восприятия себя как полноценного объекта взаимоотношений.
  • Социально-трудовая реабилитация – осуществление привития соответствующих умений и навыков ребенку с ОВЗ.
  • Социально-средовая адаптация – обеспечивающая введение пациента в общество с целью общения и прочего взаимодействия с другими детьми. Часто такой вариант сочетается с социально-трудовой реабилитацией.
  • Социально-бытовые восстановительные мероприятия – направлены на создание условий при проживании индивида с семьей, повышения качества жизни, улучшения жилья и коммуникации с близкими родственниками.
  • Социально-педагогические программы – поиск особого подхода, облегчающего контакт с больным ребенком для более качественного восприятия обучающих мероприятий. Такие программы лучше всего реализуются в специализированных заведениях – центрах или школах-интернатах.
Читать еще:  Льготы ветеранов труда свердловской области в 2021 году

Для получения максимального эффекта, подразумевающего скорейшее и качественное обучение ребенка-инвалида необходимым умениям и навыкам, реабилитационный процесс должен охватывать все вышеуказанные программы.

Инклюзивное образование

Обучение детей с ОВЗ должно быть направлено на то, чтобы создавать благоприятные условия для реализации равных возможностей с ровесниками, получения образования и обеспечения достойной жизни в современном обществе.

Однако реализация данных задач должна осуществляться на всех ступенях, начиная от детского сада и заканчивая школой. Остановимся ниже на этих стадиях.

Обучения детей с ОВЗ

Образование детей с ОВЗ вызывает множество организационных вопросов у школ и самих родителей. В какую школу должен ходить такой ребёнок? Может ли он учиться вместе со сверстниками? Какие условия должна создать для него школа? Попробуем разобраться.

При обучении детей с ОВЗ действительно есть особенности. В начальных классах для таких учеников действуют специальные образовательные стандарты:

В средней и старшей школе школьники с ОВЗ учатся по обычным ФГОС. Но кроме ФГОС, в жизни таких школьников есть другие документы, влияющие на их обучение:

  • Адаптированные образовательные программы (АОП). Пишутся на один год для конкретного ребёнка с ОВЗ.
  • Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП). Пишется на уровень образования, например, начальное звено.
  • Индивидуальный учебный план (ИУП). Разрабатывается с учётом образовательных потребностей конкретного ребёнка. В основном применяется при надомном обучении.
  • Специальная индивидуальная программа развития (СИПР). Разрабатывается для ребёнка с тяжёлой умственной отсталостью или множественными нарушениями, который не может освоить программу в соответствии с возрастной нормой.

Обычно дети с ОВЗ перед поступлением в первый класс проходят ПМПК. При этом по рекомендации комиссии ребёнок, имеющий проблемы со здоровьем, может пойти в школу не с 6,5–7, а с 8 лет.

Психолого-медико-педагогическая комиссия в зависимости от тяжести нарушения здоровья ребёнка предлагает ему обучение по одному из четырёх вариантов:

  • первый (цензовый) — если ребёнок близок к возрастной норме и способен усваивать обычную школьную программу в срок;
  • второй (цензовый) — если ребёнок может усвоить программу, но ему нужно на это больше времени;
  • третий (не цензовый) — ребёнок может учиться, но не сможет усвоить весь материал даже за больший срок;
  • четвёртый — у ребёнка индивидуальный уровень конечных результатов, обычно это дети с тяжёлой умственной отсталостью или множественными нарушениями, которые учатся по СИПР.

Заключение ПМПК действует до конца четвёртого класса. После окончания начальной школы ребёнок снова проходит комиссию. Здесь возможны три варианта развития событий:

  • диагноз снимают, и школьник переходит в класс нормы;
  • диагноз продляют;
  • диагноз меняют на другой в зависимости от новых показателей.

Если в конце обучения ребёнок с ОВЗ не освоил программу, то вместо аттестата он получает свидетельство об обучении и не может обучаться дальше в сузе или вузе, но может пройти профессиональную подготовку по доступным специальностям. Обычно это дети, которые учились по четвёртому варианту.

Если же ученик с ОВЗ успешно освоил программу и прошёл итоговую аттестацию, он получает обычный аттестат.

Заключение ПМПК, в котором определяется программа для обучения конкретного ребёнка, носит рекомендательный характер, то есть родители могут не отдавать документы администрации школы. Но тогда ребёнок не сможет рассчитывать на специальные условия, которые должна обеспечить школа для обучения детей с ОВЗ:

  • сопровождение тьютора, который будет помогать одному или нескольким ребятам с ОВЗ;
  • занятия с дефектологом, логопедом, психологом по индивидуальным программам;
  • специальные технические средства, например, пандус для детей на коляске или верботон для детей с нарушением слуха;
  • специальные учебники и дидактические материалы, например, увеличенные картинки для детей с нарушением зрения.

В статье 79 закона «Об образовании в Российской Федерации» выделяют несколько форм обучения детей с ОВЗ:

  • в инклюзивном классе массовой школы,
  • в коррекционном классе массовой школы,
  • в коррекционной школе,
  • надомное образование,
  • семейное образование.

Рассмотрим подробнее каждую из них.

Где можно купить детскую площадку для детей инвалидов?

Обратите внимание на яркие цветовые решения, проработанность функционала, а также доступную цену игровых комплексов. Модели разнообразны, характеризуются причудливыми формами. Что немаловажно: полностью безопасны. Сделаны таким образом, чтобы пробудить в каждом малыше желание порезвиться вместе с другими детьми, полностью забыв о своих комплексах и физических ограничениях. Опытнейшие специалисты «100 Игр» готовы ответить на любые вопросы, помочь с выбором наиболее подходящей модели.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector