Lazurnensky.ru

Обзорный аналитик
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Статья 210 (НК РФ) Налогового кодекса РФ. Налоговая база

Понятие расходов и их группировки согласно нормам ст. 252 НК РФ

  • Ст. 252 НК РФ: официальный текст
  • Ст. 252 НК РФ (2020): вопросы и ответы
  • Что признается расходами согласно п. 1 ст. 252 НК РФ?
  • Как группирует расходы статья 252 НК РФ?
  • Какие расходы являются экономически обоснованными?
  • Как документально подтвердить расходы?
  • Что относится к производственным и реализационным расходам?
  • Что признается внереализационными затратами?
  • Что делать, если расходы относятся к нескольким группам одновременно?
  • Как учесть расходы в иностранной валюте?

Многочисленные поправки в НК РФ

1. Общепит с 2022 г. будет освобожден от уплаты НДС и получит льготу по страховым взносам

Речь об анонсированном Президентом РФ в ходе пленарного заседания ПМЭФ пилотном проекте, запуск которого предопределен тем, что «сейчас компании, которые работают на упрощённом режиме налогообложения, обязаны перейти на общий налоговый режим, если преодолевают планку по количеству персонала, по объёму выручки. Конечно, это означает дополнительную фискальную нагрузку на бизнес, и часто этот фактор сдерживает рост бизнеса, вынуждает идти на разного рода ухищрения вроде искусственного дробления компаний» [2].

В этой связи п. 3 ст. 149 НК РФ будет дополнен подп. 38, устанавливающим освобождение от НДС операций оказания услуг общественного питания через объекты общественного питания (рестораны, кафе, бары и др.) и вне таковых по выбранному заказчиком месту (выездное обслуживание).

Под освобождение не будет подпадать реализация продукции общественного питания:

  • отделами кулинарии организаций и ИП розничной торговли;
  • организациями и ИП, которые осуществляют заготовочную и иную аналогичную деятельность, организациям и ИП, оказывающим услуги общественного питания, подпадающие под освобождение, либо занимающимся розничной торговлей.

Для применения освобождения от НДС необходимо соблюсти общие условия (определяются по данным календарного года, предшествующего году применения освобождения)[3] :

  • доход не более 2 млрд руб.,
  • удельный вес доходов от реализации услуг общественного питания в общей сумме доходов не менее 70%,
  • среднемесячный размер выплат в пользу физических лиц не ниже среднемесячной заработной платы по субъекту РФ (по классу 56 «Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков» раздела I «Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания» ОКВЭД).

Если организация или ИП созданы (зарегистрированы) в течение года, то они будут вправе применять освобождение:

  • с налогового периода создания (регистрации) – без ограничений по доходам и размеру среднемесячных выплат физическим лицам (если создание (регистрация) произойдут в 2022-2023 гг.);
  • с налогового периода, следующего за периодом создания (регистрации) при соблюдении условия о размере среднемесячных выплат физическим лицам (при регистрации в 2024 г. и позднее).

Занятые в сфере общепита организации и ИП (с основным видом деятельности по ОКВЭД из класса 56 «Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков» раздела I «Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания») со среднесписочной численностью до 1 500 человек [4] получат льготу по страховым взносам – тариф составит 15% (10% на ОПС и 5% на ОМС).

2. Расширение перечня оснований возникновения статуса налогового агента по НДС

Поправки призваны облегчить условия ведения бизнеса в России иностранным организациям, состоящим на учете только в связи с наличием счета в российском банке, имущества [6] или обособленного подразделения, которое не участвует в реализации товаров (работ, услуг) [7]. Если же реализация будет происходить при участии расположенного на территории России обособленного подразделения иностранной организации, то у последнего возникнет обязанность уплатить НДС в бюджет самостоятельно.

3. Восстановление и вычет НДС при передаче имущества в доверительное управление

Установленный п. 3 ст. 170 НК РФ перечень случаев, когда налогоплательщик обязан восстановить ранее принятый к вычету НДС, исчерпывающий и расширительному толкованию не подлежит [8].
Передача имущества в доверительное управление в числе таких случаев в настоящее время не указана. Несмотря на это, ФНС и Минфин России полагают, что передающий в доверительное управление имущество налогоплательщик обязан восстановить ранее принятый к вычету НДС [9]. Основания для столь расширительного толкования нормы без анализируемых поправок представляются спорными.

4. Изменения по налогу на прибыль организаций

Минфин России в последних разъяснениях указывал, что положения п. 2 ст. 257 НК РФ распространяются и на модернизацию (реконструкцию и пр.) полностью самортизированных основных средств [10]. Теперь данное положение закреплено нормативно.
  • если в результате реконструкции, модернизации или технического перевооружения объекта основных средств срок полезного использования не увеличился, налогоплательщик должен будет применять норму амортизации, определенную исходя из срока полезного использования, первоначально установленного для этого объекта основных средств (новая редакция абз. 3 п. 1 ст. 258 НК РФ).

4.2. Расширяется перечень расходов на НИОКР (п. 2 ст. 262 НК РФ): к таковым будут отнесены затраты на приобретение исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, программы для ЭВМ и базы данных, топологии интегральных микросхем, прав использования указанных результатов интеллектуальной деятельности по лицензионному договору.

Читать еще:  Статья 23. Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов)

Главное условие – чтобы приобретенные права использовались исключительно в научных исследованиях и (или) опытно-конструкторских разработках.

4.3. Налогоплательщики, обладающие исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, зарегистрированные в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности, при предоставлении по лицензионному договору прав их использования третьим лицам смогут претендовать на пониженную ставку по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет субъекта РФ, в отношении прибыли, полученной от указанной деятельности (п. 1.8-3 ст. 284 НК РФ).

Виды результатов интеллектуальной деятельности, прибыль от предоставления прав использования которых может облагаться по пониженной налоговой ставке, размер ставки, дополнительные условия ее применения будут определяться законом субъекта РФ.

Поправка внесена на стадии второго чтения, поэтому в пояснительной записке отсутствует обоснование целей, которые законодатель преследует, вводя данную льготу. Основные параметры льготы устанавливаются на уровне субъектов РФ, поэтому на данном этапе неизвестно, какую именно деятельность будут стимулировать региональные власти.

5. Изменения в части имущественных налогов

Транспортный налог
5.1. Получает разрешение на нормативном уровне давняя проблема, когда у налогоплательщика по каким-то причинам транспортное средство принудительно изъято (например, на основании постановления пристава), а налоговый орган продолжает исчислять транспортный налог.

Исчисление налога в таких ситуациях будет прекращается с 1-го числа месяца, в котором транспортное средство принудительно изъято. Налогоплательщику для этого необходимо представить в любой налоговый орган заявление о прекращении исчисления налога и приложить к нему подтверждающие изъятие документы (при их отсутствии налоговый орган будет запрашивать документы у компетентных органов самостоятельно).

5.2. Исключается возможность вручения сообщения об исчисленном налоге руководителю организации (представителю) лично под расписку (п. 5 ст. 363 НК РФ).

У налогоплательщика-организации появится возможность самостоятельно получить сообщение об исчисленной сумме налога в любом налоговом органе на основании соответствующего заявления, форма, формат и порядок представления которого будут утверждены ФНС России.

Новшество заслуживает внимания и, возможно, кому-то упростит порядок получения сообщения об исчисленном налоге. Но, представляется, что в подавляющем большинстве случаев налогоплательщики будут взаимодействовать с налоговым органом, который исчисляет налог и составляет соответствующее сообщение.

Налог на имущество организаций
5.3. В отношении прекративших существование в связи с гибелью или уничтожением объектов исчисление налога будет прекращаться с 1-го числа месяца гибели или уничтожения на основании заявления, которое можно представить в любой налоговый орган. Процедура рассмотрения заявления будет аналогична закрепленной в п. 3.1 ст. 362 НК РФ применительно к объектам налогообложения по транспортному налогу.

5.4. Налогоплательщики – российские организации освобождаются от обязанности включать в декларацию сведения об объектах, по которым налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Если у налогоплательщика имеются только такие объекты, то декларацию можно будет не подавать.

Сообщение об исчисленных суммах налога будут направляться в порядке и сроки, аналогичные установленным в п. 4-7 ст. 363 НК РФ применительно к транспортному налогу.

Законодатель снижает административную нагрузку на организации – изменения являются логическим продолжением отмененной с 2021 г. обязанности представлять налоговые декларации по транспортному и земельному налогам.

О чем подумать, что сделать

Вносимые Федеральным законом от 02.07.2021 № 305-ФЗ поправки затрагивают различные аспекты хозяйственной деятельности налогоплательщиков. Рекомендуем компаниям провести оценку их влияния на текущие процессы.

Общие вопросы

Повторный запрос документов ИФНС

В действующей редакции пункта 5 статьи 93 Кодекса есть норма, запрещающая налоговикам запрашивать повторно те документы, которые ранее предоставлялись налогоплательщиками. С 3 сентября 2018 года этот запрет будет отменен. Иначе говоря, специалисты ИФНС смогут потребовать на проверку документы повторно.

За налогоплательщиком останется право не представлять такие документы, однако об этом нужно своевременно уведомить ИФНС. В уведомлении следует указать, что запрашиваемые документы представлялись в инспекцию (в какую именно), а также привести параметры документа, по которому они передавались или к которому прилагались. С уведомлением нужно уложиться в срок, который указан в требовании их представить.

Однако если инспекторы затребуют подлинники документов, которые уже подавались в ИФНС и были возвращены налогоплательщику, то отказаться от их представления последний не сможет. То же самое относится и к документам, утраченным специалистами ИФНС из-за воздействия обстоятельств непреодолимой силы. Придется подавать запрашиваемые бумаги вновь.

Оформление результатов дополнительных контрольных мероприятий

Также с 3 сентября будет изменена статья 101 НК РФ, а именно добавлен пункт 6.2 и подкорректирован пункт 6.1. Эти нормы затрагивают результаты мероприятий дополнительного налогового контроля.

В рамках проверки может потребоваться истребование документов, экспертиза, вызов свидетеля на допрос. Подобные мероприятия назначаются по решению руководителя инспекции, в котором указывается сроки их проведения. В этой части никаких изменений не произошло.

Поправки затронули результаты таких проверок, а точнее, их оформление. Раньше по этому поводу в Налоговом кодексе ничего сказано не было. А вот с 3 сентября 2018 года вступит в силу норма следующего содержания: результаты упомянутых мероприятий должны быть оформлены документом «дополнение к акту налоговой проверки». Он должен быть составлен в течение 15 дней после того, как мероприятие проведено. В документе инспекторы должны отразить даты начала и окончания проведения, описание сути мероприятия, а также собранные в его ходе доказательства.

Читать еще:  Прослеживаемость товаров: в НК РФ закреплены нормы о создании национальной информационной системы

Дополнение к акту, а вместе с ним и полученные материалы, передаются налогоплательщику в течение 5 рабочих дней. Если проверяемый субъект не согласен с выводами, изложенными в документе, у него будет 15 рабочих дней для письменного возражения. Напомни, что пока на возражение дается 10 рабочих дней со дня окончания срока мероприятия.

Приведенные выше изменения вступит в силу 3 сентября 2018 года и будут применяться в отношении решений по проверкам, завершенным после этой даты.

Увеличение срока на предоставление документов по сделке

Как известно, затребовать документы налоговики могут не только в ходе проверки. Такое случается, например, когда они собирают сведения о какой-то определенной операции. 3 сентября 2018 года вступит в силу новая редакция пункта 5 статьи 93.1. На предоставление документов будет отводиться 10 рабочих дней с момента получения требования, а не 5, как раньше. Если ответить налоговикам нечего — нет запрашиваемой информации или документов — в тот же срок нужно об этом сообщить.

Новый срок не распространяется на предоставление документов и сведений, поступивших в ходе «встречной» проверки. Как и прежде, такие требования должны быть удовлетворены в течение 5 рабочих дней.

Изменения по контролируемым сделкам

В статью105.14 НК РФ, посвященную контролируемым сделкам, будет внесено несколько изменений:

  1. Появится новый критерий отнесения сделки к контролируемым. Это применение сторонами в отношении доходов от такой сделки разных ставок по налогу на прибыль. Исключение составляют ставки, по которым облагаются дивиденды, отдельные видов долговых обязательств, а также доходы иностранных организаций, действующих в России без представительств.
  2. Иначе излагается критерий, касающийся освобождения от налога на прибыль. В новой редакции он звучит так: одна из сторон сделки освобождена от обязанностей налогоплательщика по налогу на прибыль. Ранее сделка считалась контролируемой, если одна сторона освобождена от налога или применяет нулевую ставку, а другая нет.
  3. Упраздняется один из критериев отнесения сделки к контролируемым. А именно то обстоятельство, что одна из сторон является резидентом особой экономической зоны или участником регионального инвестпроекта.
  4. Меняется стоимость контролируемых сделок. Признать сделку контролируемой можно будет лишь в том случае, если она удовлетворяет какому-нибудь критерию и доход ее участников превышает 1 млрд рублей в год. Иначе говоря, если один из критериев исполняется, но цена сделки ниже, контролируемой она не является. В старой редакции превышение ценового порога в 1 млрд рублей являлось самостоятельным критерием отнесения сделки к контролируемым.Внесено изменение и в части стоимости и для сделок, приравненных к операциям между взаимозависимыми лицами. Подразумеваются сделки с участием третьих лиц, которые являются номинальными — не берут на себя никаких рисков, не осуществляют функций, не используют активов. Такая сделка будет считаться контролируемой при условии, что сумма доходов участников от нее превысит 60 млн рублей в год.

Эти изменения будут учитываться при определении налоговой базы за 2019 год и далее. При этом неважно, когда именно стороны заключили договор.

Консолидированные группы налогоплательщиков исчезнут

Вскоре не станет такого объединения, как консолидированная группа налогоплательщиков. Полностью от него отказаться решено к 2023 году. Группы, которые были созданы в 2018 году, будут считаться незарегистрированными. Те же КГН, которые сформировались до начала текущего года, будут действовать лишь до конца 2022 года.

Как рассчитать сумму налога

Если говорить о налоге по продаже квартиры, то он рассчитывается по простой формуле: (ДОХОД ОТ ПРОДАЖИ КВАРТИРЫ — 1 млн рублей) *13% = НДФЛ. 1 млн руб. – максимальная сумма налогового вычета, на который может быть уменьшен доход, полученный при продаже жилых домов, квартир, комнат, дач, садовых домиков, земельных участков, а также долей в указанном имуществе.

Налогооблагаемая база — это максимальное из двух значений:

  • цена продажи квартиры или
  • 70% кадастровой стоимости квартиры.

При этом кадастровая стоимость определяется на 1 января года, в котором продается квартира.

Например, гражданин Петров купил квартиру за 5 млн руб., а продана за 5,5 млн руб. Таким образом:

5 500 000 – 1 000 000 = 4 500 000.

НДФЛ: 4 500 000*13% = 585 000 руб.

Дополнительная отсрочка по уплате налога

Организации культуры получили возможность уплатить налог за налоговые периоды 2020 и 2021 годов не позднее 28 марта 2022 года (п. 6 ст. 287 НК РФ). Данная отсрочка распространяется на организации, осуществляющие (п. 3.1 ст. 286 НК РФ):

  • творческую деятельность;
  • деятельность в области искусства и организации развлечений;
  • деятельность библиотек, архивов, музеев и прочих объектов культуры.
Читать еще:  Код 115 в справке 2-НДФЛ в 2021 году

Наряду с отсрочкой все вышеуказанные организации освобождаются от обязанности по исчислению и уплате авансовых платежей за налоговые периоды 2020 и 2021 годов, а также от обязанности представлять налоговые декларации за те же отчетные периоды (п. 1 ст. 289 НК РФ).

В целях получения этих преференций виды экономической деятельности, осуществляемые указанными организациями, определяются по коду основного вида экономической деятельности, содержащегося в ЕГРЮЛ по состоянию на 31 декабря 2020 года.

Как застройщикам считать свою прибыль и убытки

В п. 36 Обзора ВС РФ разъяснил порядок учета прибыли и убытков застройщиками многоквартирных домов. Одному такому застройщику налоговики, сняв с него часть ранее учтенных расходов, доначислили налог на прибыль, пени и штраф. Основанием для такого решения послужил якобы неправомерный учет застройщиком своих расходов по всему многоквартирному дому в целом.

С точки зрения налогового органа, застройщики могут учитывать свои финансовые результаты от строительства только по каждой отдельной квартире, передаваемой участникам долевого строительства. Застройщики не вправе определять налоговую базу по объекту строительства в целом как совокупную разницу доходов и расходов, связанных со строительством жилого комплекса за налоговый период.

Суды нижестоящих инстанций признали решение налоговиков о доначислении застройщику налога обоснованным. При этом судьи исходили из того, что застройщик обязан определять финансовый результат по каждой квартире. Все средства, полученные по договорам долевого участия, являются источником целевого финансирования. Сумма экономии по результатам строительства является платой за услуги, включаемой в налоговую базу. В свою очередь убытки в виде превышения затрат над суммой целевого финансирования не включаются в состав расходов.

При расчете налоговой базы по каждому дольщику отрицательный результат принимается равным нулю, так как недостаточность целевых средств застройщик восполняет своими средствами. Соответствующие убытки не относятся к расходам и не могут уменьшать налогооблагаемую прибыль.

ВС РФ отменил решения нижестоящих судебных инстанций и направил дело на новое рассмотрение (определение от 22.03.2021 № А60-43572/2019). Суд указал, что в рамках строительства расходы застройщика не ограничиваются только затратами на строительство непосредственно самих квартир, передаваемых дольщикам. Сюда относятся также затраты на возведение общего имущества многоквартирного дома, соответствующих коммуникаций и инфрастуктуры.

При этом в законодательстве отсутствуют положения, которые определяли бы целевой характер использования средств дольщиков непосредственно оплатой строительства только тех объектов (помещений), которые подлежат передаче конкретным дольщикам.

Положения налогового законодательства (ст. 247, 250, 251 и 270 НК РФ) свидетельствуют о том, что финансовый результат застройщика от использования средств дольщиков по целевому назначению определяется в целом по объекту строительства (многоквартирному дому). Соответственно, застройщики вправе учесть в составе своих расходов не только затраты по конкретным квартирам, но также и все сопутствующие затраты по дому в целом.

Можно ли учесть в составе производственных расходов затраты на столовую для рабочих?

Лишь в том случае, если столовая находится на территории предприятия и обслуживает только работников этого предприятия – сообщается в письме Минфина от 17.10.2018 г. N 03-03-06/1/74674. Тогда для целей налога на прибыль содержание столовой можно отнести к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, в соответствии с пп. 48 п. 1 статьи 264 НК («расходы, связанные с содержанием помещений объектов общественного питания, обслуживающих трудовые коллективы»).

Если же столовая числится на балансе организации, но при этом обслуживает и сторонних посетителей, налоговую базу по этому виду деятельности следует определять отдельно в соответствии со статьей 275.1 НК, считает Минфин. Эта статья относится к деятельности, связанной с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств.

Превращайте ваших подписчиков в клиентов

Используйте инструменты Taplink и увеличивайте ваши продажи через Instagram

Instagram позволяет разместить лишь одну кликабельную ссылку в описание профиля, но зачастую этого недостаточно.

С помощью Taplink вы сможете разместить любое количество ссылок на страницы ваших товаров и услуг, акции и спецпредложения, мессенджеры для связи в один клик, аккаунты в соцсетях и многое другое.

Мессенджеры — самый удобный, современный и распространенный способ связи.

Создайте умные ссылки на мессенджеры, позволяющие начать диалог с вами в один клик, и получайте больше обращений и заявок от своих подписчиков.

Правильная ссылка открывается в приложении, а не в браузере!

Люди, перешедшие по обычным ссылкам, не смогут подписаться или написать вам, потому что в браузере Instagram они не авторизованы в других социальных сетях!

Сделанные в Taplink ссылки откроют приложение требуемой социальной сети, где и будет показана ваша страница. Люди смогут написать вам, подписаться и поставить лайк без дополнительных действий.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector