Lazurnensky.ru

Обзорный аналитик
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как отвечать на запросы по встречной проверке, чтобы обезопасить себя и контрагента

Как доказать свою добросовестность, если ИФНС посчитала контрагента однодневкой

Что делать, если налоговая инспекция подозревает вашего контрагента в недобросовестности? Например, его могут посчитать однодневкой из-за отсутствия активов и персонала, регистрации по массовому адресу и транзита денежных средств через его счета. Сделки, которые компания проводила с таким контрагентом, могут посчитать нереальными, а ее саму обвинить в получении необоснованной налоговой выгоды. Результатом станут доначисления, пени и штрафы.

Если это произошло, и ваш бизнес пострадал из-за ненадежного контрагента, есть возможность отстоять свою правоту в суде. В этой статье рассмотрим, с помощью каких доводов и документов налогоплательщикам в последнее время удавалось убедить суд в том, что сделки с подозрительными партнерами носили реальный характер.

Что это вообще такое? Зачем им это? Они что, и без меня не могут справиться?

Встречная проверка — это одно из стандартных мероприятий налогового контроля, которое проводится для того, чтобы сопоставить документы и информацию, предоставленную проверяемым лицом и его партнерами для выявления каких-либо расхождений, признаков нереальности сделки, применения необоснованных цен и так далее. При ее проведении налоговый орган руководствуется статьей 93.1 НК РФ, а также подпунктом 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ и преследует только одну цель — найти несоответствия и доначислить налоги.

«Встречка» в отношении вашего контрагента проводится, если у него осуществляется выездная или камеральная проверка или если инспекторы подозревают в нем недобросовестного налогоплательщика либо «фирму-однодневку». Проанализировав документы всех участников сделки фискалам легче вскрыть нарушения, поэтому они производят «истребование документов у контрагентов и иных лиц».

Необходимо понимать, что в рамках такой проверки сотрудники ФНС уполномочены запрашивать у вас не только документы, но и информацию. Причем это допустимо делать как у прямого контрагента, так и у любого лица, располагающего документами (информацией) в отношении проверяемого налогоплательщика.

Но полномочия инспекторов далеко не безграничны, вы обязаны предоставлять не все, что от вас требуют или рекомендуют предоставить сотрудники ФНС. Рассмотрим подробнее и разберемся, как не навредить ни себе, ни партнеру по бизнесу, отвечая на вопросы налоговиков. Материал базируется на нормативных актах, свежей судебной практике и разъяснениях чиновников.

Как проходит встречная проверка?

Инспекция, которая проверяет либо пока еще изучает вашего контрагента, направляет поручение об истребовании документов либо необходимой информации в вашу ИФНС. В поручении инспекторы должны указать, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов для налоговой проверки (а при истребовании информации относительно конкретной сделки – указать также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку).

На основании данного поручения ваша «родная» ИФНС выставляет вам требование о представлении документов. При этом к требованию инспекторы прикладывают копию поручения.

В течение 5 дней после получения требования вы должны исполнить требование инспекции.

За непредставление документов и даже опоздание компании грозит штраф по встречной проверке – 10 000 руб. (п. 2 ст. 126 НК РФ). Причем сумма штрафа в данном случае не зависит от количества непредставленных документов.

Непредставление информации, затребованной инспекцией, также наказывается штрафом – 5 000 руб. Если же подобное нарушение в течение года будет допущено повторно, штраф вырастает в четыре раза – до 20 000 руб. ( ст. 129.1 НК РФ).

При проведении камеральных и выездных проверок ФНС налогоплательщики часто переживают: что ожидать от итогового акта, если их контрагента уже не существует.

В соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию). Они могут быть истребованы как во время проведения проверки, так и в период проведения дополнительных мероприятий контроля, а также вне рамок проверок.

Налоговый орган, осуществляющий проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемой организации, в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация). Процедура оформляется сопроводительным письмом к полученным документам (информации) налогового органа – исполнителя – инициатору запроса о ее проведении, которое направляется как по электронным каналам связи, так и по почте.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
Одной из форм налогового контроля, предусмотренного гл. 14 НК РФ, является истребование налоговым органом документов (информации) о налогоплательщике или информации о конкретных сделках у третьих лиц.

Ответ на поручение об истребовании документов состоит из двух частей. В первой указывается общая информация о налогоплательщике-контрагенте, там же могут быть представлены дополнительные сведения, например о выявленных нарушениях при проведенных у контрагента проверках, а также направляется копия бухгалтерской и налоговой отчетности за интересующий период времени. Вторая часть ответа представляет собой непосредственно те документы, которые представлены контрагентом по требованию.

Контрагент исключен из ЕГРЮЛ

Организация может быть исключена из ЕГРЮЛ в случае ее ликвидации (добровольной или принудительной), в том числе через процедуру банкротства, на основании решения суда в связи с нарушениями при ее создании, а также как фактически не действующая в соответствии со ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

ПЕРВОИСТОЧНИК
Вне рамок проведения налоговых проверок налоговый орган вправе истребовать только документы (информацию) относительно конкретной сделки у ее участников или у иных лиц, располагающих такими документами (информацией),
и только в случае, если возникает обоснованная необходимость.
— Пункт 2 ст. 93.1 НК РФ.

Первая часть ответа налоговым органом – исполнителем поручения направляется в любом случае, независимо от того, представит контрагент документы по сделке или он уже вообще исключен из ЕГРЮЛ. Именно отсюда будут сделаны выводы о нахождении контрагента по адресу регистрации, получении им корреспонденции, «массовости» адреса. Из копии отчетности контрагента будут сделаны и выводы о наличии сотрудников (форма 2-НДФЛ), имущества и основных средств (декларация по налогу на имущество и бухгалтерский баланс), транспорта (декларация по транспортному налогу), земельных участков (декларация по земельному налогу).

Еще некоторое время назад многие налогоплательщики и проводящие проверки инспекторы полагали, что если контрагент уже ликвидирован или исключен из ЕГРЮЛ по иным обстоятельствам, это однозначно свидетельствует о его «однодневности» и недобросовестности самого налогоплательщика. Такой вывод подкреплялся данными из отчетности контрагента, которые могли не соответствовать данным по документам, представленным проверяемым налогоплательщиком.

На самом деле разница между тем, не представлены ли контрагентом – юридическим лицом документы по встречной проверке, и тем, что контрагент исключен из единого реестра, состоит лишь в том, что в первом случае непредставление документов можно попробовать объяснить, во втором – документы в принципе уже не будут получены никогда. Обязанность продолжать деятельность и реагировать на требования в течение нескольких лет после совершения сделок со своими контрагентами не может предъявляться налоговыми органами ни к одному из участников сделки, и ликвидация организации в какой-либо момент времени – совершенно нормальное явление.

ПОЗИЦИЯ ФНС
Исчерпывающий перечень лиц, понимаемых под «иными лицами», ст. 93.1 НК РФ не определен. Поэтому истребовать документы (информацию), касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика или конкретной сделки, налоговый орган вправе у любого лица, располагающего ими, в том числе у физических лиц, являющихся сотрудниками налогоплательщика.
— Письмо от 13.09.2012 № АС-4-2/15309 (вопрос 12).

Выявить недобросовестного контрагента позволяют обширные внутренние информационные ресурсы налоговых органов, для этого необязательно истребовать у компании документы и довольствоваться фактом исключения ее из единого реестра. Ликвидация юридического лица – контрагента, его реорганизация, равно как и непредставление им документов в рамках «встречки», могут являться лишь одним из доказательств получения необоснованной налоговой выгоды и, особенно в последнее время, не играют существенной роли в признании контрагента недобросовестным.

Налоговые органы, которые основывали свои доказательства недобросовестности налогоплательщика и непроявления им должной осмотрительности при выборе конкретного контрагента лишь на одном факте его исключения из ЕГРЮЛ на момент проверки, успешно проигрывали дела в арбитражных судах. Так, в постановлении 12-го Арбитражного апелляционного суда от 28.06.2010 № А57-25830/2009 указано следующее: «Признание судом недействительной регистрации юридического лица само по себе не является основанием для того, чтобы считать ничтожными сделки этого юридического лица, совершенные до признания регистрации недействительной, поскольку юридическое лицо считается прекратившим существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ… На момент совершения хозяйственных операций ООО «Техресурс» не было исключено из ЕГРЮЛ, в связи с чем доводы инспекции в указанной части являются несостоятельными».

Аналогичная позиция озвучена и в постановлении 11-го Арбитражного апелляционного суда от 08.02.2010 № А55-14780/2008 (оставлено без изменения постановлением ФАС Поволжского округа от 13.05.2010 по этому же делу): «Поскольку факт государственной регистрации ООО «Торгснаб» на момент осуществления сделки и осуществления деятельности налоговым органом не оспаривается и налоговый орган однозначно не установил, что документы были подписаны неустановленными лицами, суд первой инстанции правомерно посчитал недоказанным неправомерное предъявление обществом налогового вычета».

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ
Процедура истребования документов
у контрагентов и иных лиц регламентируется п.п. 3, 4 ст. 93.1 НК РФ и Порядком взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов.

Также в постановлении 5-го ААС от 18.02.2010 № 05АП-412/2010 указано следующее: «Тот факт, что государственная регистрация ООО «Юнион Пасифик», ООО «Росток» при их создании была признана арбитражным судом недействительной, не свидетельствует о том, что сделки данных юридических лиц с налогоплательщиком, совершенные до признания государственной регистрации данных организаций недействительными, являются ничтожными. Следовательно, сам по себе факт признания недействительной государственной регистрации ООО «Юнион Пасифик», ООО «Росток» при их создании не свидетельствует о фактическом отсутствии хозяйственных отношений между предпринимателем и данными юридическими лицами».

ВАЖНО В РАБОТЕ
Требование о представлении документов (информации) по встречной проверке направляется контрагенту (иному лицу) в том же порядке, что и проверяемому налогоплательщику.

В пользу налогоплательщика по аналогичным обстоятельствам дела принято постановление ФАС Поволжского округа от 26.01.2012 № А55-578/2011.

Читать еще:  Образец заполнения чековой книжки. Пример заполнения чековой книжки

Однако если налоговый орган приведет доказательства того, что информация в едином реестре о контрагенте уже на момент совершения сделки отсутствовала и налогоплательщик не мог об этом не знать, решение суда будет принято в пользу инспекции. На это, в частности, указывают постановления ФАС Московского округа от 19.07.2012 № А40-85723/2011, 15-го Арбитражного апелляционного суда от 11.10.2010 № 15АП-10056/2010.

Решение может быть принято не в пользу налогоплательщика при исключении его контрагента из ЕГРЮЛ и если помимо этого факта налоговый орган сможет привести иные, более существенные, доказательства получения необоснованной налоговой выгоды. Такой вывод следует, например, в постановлении 4-го ААС от 19.03.2009 № А19-15170/08.

ВАЖНО В РАБОТЕ
С 01 января 2014 года разграничивается налоговая ответственность за непредставление документов (информации) по встречной проверке
(п. 6 ст. 93.1 НК РФ в редакции Федерального закона от 23.07.2013 № 248-Ф):
— за отказ от представления истребуемых по встречной проверке документов или непредставление их в установленные сроки наступает ответственность, предусмотренная ст. 126 НК РФ;
— за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) истребуемой информации наступает ответственность, предусмотренная ст. 129.1 НК РФ.

В последнее время споров по ситуациям, когда недобросовестность налогоплательщиков оценивается только по факту исключения его контрагентов из ЕГРЮЛ на момент проверки, рассматривается в судах все меньше, что говорит о понимании контролирующими органами перспектив таких дел. Поэтому при отсутствии иных фактов, которые бы позволили ФНС усом-ниться в совершенных сделках, в ситуации, когда контрагент исключен из ЕГРЮЛ, организациям беспокоиться не следует.

Если контрагентом был предприниматель

Физические лица могут прекратить предпринимательскую деятельность путем подачи соответствующего заявления в регистрирующий орган. Однако независимо от приобретения либо утраты ими специального правового статуса физические лица подлежат контролю и привлечению к ответственности (определение Конституционного суда РФ от 25.01.2007 № 95-О-О), и у бывших предпринимателей может быть проведена выездная проверка (письмо Минфина от 23.01.2012 № 03-02-08/6).

Как было отмечено в начале статьи, в соответствии с п. 1
ст. 93.1 НК РФ налоговые органы вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, эти документы (информацию). Таким образом, независимо от статуса физического лица, в том числе если прекращена предпринимательская деятельность, документы им могут и должны быть представлены по требованию инспекции.

Непредставление контрагентом документов по требованию ФНС по причине его исключения из ЕГРЮЛ лишь немного затрудняет и удлиняет проверку налогоплательщика, но никак не может однозначно свидетельствовать о недобросовестности или непроявлении им должной осмотрительности. Такие факты должны быть установлены проверяющими в совокупности с другими обстоятельствами из других источников. Сформировавшаяся арбитражная практика уже позволяет налогоплательщикам не отслеживать правоспособность контрагентов после совершения сделки.

Какие документы вправе истребовать налоговые органы

Налоговым органам при проведении проверок предоставлено право требовать любые документы, касающиеся деятельности конкретного налогоплательщика. Это определено в письмах Минфина России от 09.10.2012 № 03-02-07/1-246 и от 08.10.2012 № 03-02-07/2-136.

Согласно внутренним регламентам ФНС такими документами являются договоры, счета-фактуры, акты приемки и сдачи, накладные — все то, что может содержать информацию о взаимодействии проверяемого налогоплательщика с контрагентами.

Нужно ли представлять документы, если в требовании не указаны их точные реквизиты, узнайте здесь.

Налоговые органы могут затребовать у контрагента сведения о налогоплательщике, у которого идет проверка.

Следует иметь в виду, что если документы или информация не касаются предмета проверки, то налоговый орган не вправе требовать их представления.

Налоговая инспекция при проведении камеральной проверки компании ООО «Омега» запросила штатное расписание у ее контрагента — ООО «Геркон». Такое требование неправомерно, поскольку по штатному расписанию ООО «Геркон» нельзя судить о деятельности проверяемой компании даже косвенно.

Подобного мнения придерживаются и арбитражные суды, что отражено, в частности, в постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.02.2013 № А10-2227/2012, ФАС Северо-Западного округа от 30.07.2010 № А56-59024/2009 и ФАС Дальневосточного округа от 16.11.2012 № Ф03-5399/2012.

Может произойти так, что документ не имеет прямого отношения к деятельности проверяемого налогоплательщика, но там есть упоминание о его хозяйственных операциях. Такие документы могут быть затребованы с большой вероятностью. Например, когда книга продаж контрагента содержит запись об одной операции с налогоплательщиком. Ее налоговый орган имеет полное право запросить согласно ст. 93.1 НК РФ (определение ВАС РФ от 19.01.2012 № ВАС-17466/11).

Однако выяснить обоснованность запроса можно лишь в суде, где квалифицированные юристы проверят, действительно ли связан запрашиваемый документ с деятельностью налогоплательщика.

А вот период, к которому относятся такие документы, не ограничен. По этой причине инспекторы довольно часто запрашивают материалы не только по тому периоду, по которому проводится проверка, но и по более широким временным рамкам. Минфин в письме от 23.11.2009 № 03-02-07/1-519 подтвердил, что такие полномочия у налоговых органов есть.

Как быть, если вы уже подавали документы в инспекцию, а она снова просит их подать уже в рамках встречки, читайте в материале «Может ли инспекция затребовать для «встречки» документы, которые уже представлялись в связи с камеральной или выездной проверкой?».

В чем суть требования?

При этом требование организации выставляет именно та налоговая инспекция, где организация находится на налоговом учете, приложив к требованию копию поручения инспекции проверяемого налогоплательщика (п. 3 ст. 93.1 НК РФ). В поручении всегда должно быть указано при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов,а при истребовании информации относительно конкретной сделки должны быть указаны сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.

Не существует строго регламентированного перечня документов, которые налоговая служба может запросить. Но, как правило, это пакет документов, который характеризует хозяйственную деятельность организации с ее контрагентами. К таким документам можно отнести разного рода акты, договоры, а так же накладные, отвечающие требованиям по встречной проверке.

Налоговый агент по запросу от НС должен представить необходимые документы не позднее, чем в течение 5 дней с момента запроса. Причем к предъявлению не обязательны оригиналы документов, можно обойтись и копиями. К пакету документов нужно добавить сопроводительное письмо той налоговой инспекции, которой проводило проверку.

В том случае если налоговый агент не может представить запрошенные документы в течение установленного срока, то он имеет право подать ходатайство с просьбой увеличить данный срок. В ходатайстве необходимо указать дату, к которой весь пакет документов будет предоставлен.

Встречная проверка контрагента не проверяется, для нее требуются только документы. Но для начала органы НС обязаны направить в адрес налогового агента сопроводительное письмо, причем только в письменном виде. Данное письмо должно быть направлено в налоговую инспекцию, на учете в которой состоит организация или физическое лицо. Обязательной к указанию в письме является причина данной проверки.

После получения письма, в течение 5 дней, ИНС направляет в адрес контрагента требование о предъявлении нужных документов. Документы могут запрашиваться самые разнообразные, как правило, это – счета, отражающие информацию об уплате налогов, документы на транспортировку товаров, договора с транспортной компанией. Ответ на запрос необходимо предоставить в срок 5 дней.

В том случае если налоговый агент не отвечает на запрос, на него может быть наложен штраф. Для того чтобы соблюсти законность и правомерность при запросе документов, нужно следовать таким требованиям, как:

  1. Запрос необходимо вручить представителю организации, причем лично.
  2. В том случае если запрос был выслан посредством почты, то контрагент должен быть уведомлен о его получении.
  3. Запрос может быть сделан только тем органом налоговой инспекции, на учете у которого находится данная организация.
  4. Уведомление должно содержать в себе причину проведения встречной проверки, а также полный перечень документов, необходимых к представлению.
  5. Абсолютно все требования и данные должны быть сформулированы предельно четко.
Читать еще:  Военнослужащие получат выплаты по приказу 1010 в декабре 2021 года

Перед тем как отправить документы на проверку, налоговый агент должен убедиться в том, что требования НС законны и правомерны. Необходимо обратить внимание на такие нюансы:

  • НС может запросить документы только в том случае, если имеется справка о проведении встречной проверки.
  • Обязательно должна быть указана причина запроса документов.
  • Требование должно содержать в себе полную информацию о реквизитах документов, которые запрашиваются.
  • Декларации предприятия органами НС запрошены быть не могут.

Как правило, документы о встречной проверке могут быть запрошены в двух основных случаях: производится заключение сделки на особо крупную сумму, НС имеет основания полагать, что договор с контрагентом фиктивен.

Два основания для запроса документов

«Внепроверочные» запросы могут поступать в бухгалтерию в двух ситуациях.

Во-первых, такие запросы вправе инициировать инспекция, которая осуществляет налоговую проверку контрагента (то есть другого налогоплательщика, связанного с адресатом запроса).

Во-вторых, инспекция может запросить документы или информацию вне рамок какой-либо налоговой проверки, а в ходе других мероприятий налогового контроля (п. 1 ст. 82 НК РФ). Например, при проверке данных учета и отчетности или во время проведения предпроверочного анализа (определение Верховного суда РФ от 23.09.20 № 307-ЭС20-13138 по делу № А56-51770/2019, постановление ФАС Уральского округа от 25.06.12 № Ф09-5408/12 по делу № А71-11479/11). Но в подобных случаях круг интересов проверяющих законодательно органичен конкретной сделкой.

Определить вероятность выездной налоговой проверки и получить рекомендации по налоговой нагрузке

Остановимся на каждом из этих оснований подробнее.

Бухгалтерская пресса и публикации

«Главбух», 2005, N 21

КАК ЗАЩИТИТЬ СВОИ ПРАВА ПРИ ВСТРЕЧНОЙ ПРОВЕРКЕ

В числе законопроектов, которые сейчас рассматривает Госдума, есть и поправки, которые касаются порядка проведения встречных проверок. Предполагается прописать более четко, какая инспекция вправе требовать документы в ходе такой проверки, какие именно документы и т.п. На данный же момент эти вопросы не урегулированы, что зачастую приводит к нарушению прав организаций. Радует то, что по большинству вопросов судьи поддерживают налогоплательщиков.

Подытожив арбитражную практику, мы решили рассказать о том, когда на фирме могут провести встречную проверку и в каком порядке она проходит. А также о том, как реагировать на требования налоговиков и что грозит, если при встречной проверке недоплату налога обнаружат не у контрагента, а у вас.

Кто может попасть под встречную проверку

В Налоговом кодексе РФ есть только одна норма, касающаяся встречных проверок, — ст. 87 Кодекса. Она позволяет инспекторам, проводящим налоговую проверку фирмы, запросить документы у ее контрагентов. То есть сведения об операциях контрагентов с проверяемой организацией.

Таким образом, существует два условия, при одновременном выполнении которых фирма может попасть под встречную проверку:

1) у ее контрагента проводится камеральная или выездная проверка;

2) ее деятельность непосредственно связана с деятельностью проверяемого контрагента.

Соответственно, если какое-либо из условий не выполняется, налоговики не вправе требовать документы в рамках встречной проверки.

Например, очень распространена ситуация, когда инспекторы запрашивают документы у фирмы, но эти сведения относятся не к проверяемому контрагенту, а к другой организации, у которой налоговая проверка не проводится. А потребовали налоговики сведения потому, что эта другая организация сотрудничает еще и с проверяемой фирмой. Судьи такие требования признают неправомерными. Так поступил, например, ФАС Уральского округа в Постановлении от 16 мая 2005 г. по делу N Ф09-1967/05-С7, ФАС Московского округа в Постановлении от 10 февраля 2005 г. по делу N КА-А40/342-05, ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 13 сентября 2004 г. по делу N А19-3516/04-5-51-Ф02-3670/04-С1.

В Налоговом кодексе РФ не сказано, когда фирма попадает под встречную проверку в обязательном порядке. Зато такой случай предусмотрен п. 12 Приказа МНС России от 27 декабря 2000 г. N БГ-3-03/461 (в ред. Приказа ФНС России от 21 октября 2004 г. N САЭ-3-03/5@). Это поставщики фирм-экспортеров. Налоговики обращаются за сведениями к поставщикам, у которых организация купила товары, перепродаваемые за границу. Тем самым они проверяют вычет НДС по экспортируемым товарам.

Какая инспекция вправе провести встречную проверку

Допустим, что условия, при которых на фирме могут провести встречную проверку, выполняются. То есть инспекция вправе потребовать у организации документы. Но какая именно инспекция может это сделать — та, где фирма состоит на учете, или та, в которой зарегистрирован проверяемый контрагент?

В Налоговом кодексе РФ ответа на этот вопрос нет. На практике он решается следующим образом. Инспекция, которая проводит выездную или камеральную проверку, делает запрос в налоговую, где состоит на учете контрагент проверяемой фирмы. И уже та требует от организации документы.

Арбитражная практика показывает, что такой способ вполне законен. Как указывает ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 14 апреля 2005 г. N А74-4227/04-Ф02-1964/05-С1, «налоговые органы Российской Федерации представляют собой единую систему контроля. Единая централизованная система налоговых органов состоит из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов, и его территориальных органов. Ограничения относительно того, какие налоговые органы вправе истребовать документы в рамках встречной проверки, ст. 87 Налогового кодекса РФ не установлены». Такой вывод судьи сделали исходя из ст. ст. 1 и 2 Закона РФ от 21 марта 1991 г. N 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации».

Фактически это означает (и арбитражные суды признают это законным), что сейчас любая инспекция — как та, где фирма состоит на учете, так и та, в которой зарегистрирован проверяемый контрагент — может провести встречную проверку фирмы.

Отметим, что законопроект, находящийся сейчас на рассмотрении Госдумы, предполагает четко прописать в Налоговом кодексе РФ, что встречную проверку может провести только одна инспекция — та, где состоит на учете фирма, у которой запрашивают документы о проверяемом контрагенте.

В каком порядке налоговики

должны запрашивать документы

В ст. 87 Налогового кодекса РФ не сказано, как именно инспекторы должны проводить встречную проверку — какие документы оформлять, в какой срок, насколько подробно указывать перечень требуемых бумаг и т.д.

Однако общий подход к проведению встречной проверки выработан судебной практикой.

Инспекторы должны направить требование. По мнению судей, запрашивая документы при встречной проверке, нужно соблюдать общие нормы ст. 93 Налогового кодекса РФ. То есть запросить необходимые сведения налоговики должны письменно, в виде требования. На это указывает, например, ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 26 апреля 2005 г. по делу N А19-19763/04-15-Ф02-1638/05-С1.

Требование должно быть получено фирмой. При этом инспекция может отдать требование лично представителю фирмы под расписку или отправить по почте письмом с уведомлением о вручении. Если расписки нет или документы были отправлены без уведомления, то доказательств того, что фирма получила требование, нет. А значит, никаких претензий к ней быть не может. Об этом заявил, например, ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 30 июня 2005 г. по делу N А19-3861/05-41-Ф02-3003/05-С1, а также ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 14 июня 2005 г. по делу N А05-26384/04-19.

В требовании должны быть указаны запрашиваемые документы. Судебная практика последних трех лет свидетельствует о том, что налоговики должны указывать конкретный перечень документов. В противном случае арбитры признают требование незаконным. В качестве примера положительных дел можно привести Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 13 июля 2005 г. по делу N А29-10785/2004а, ФАС Западно-Сибирского округа от 29 июня 2005 г. по делу N Ф04-4058/2005 (12479-А27-35), ФАС Уральского округа от 4 июля 2005 г. по делу N Ф09-2774/05-С7.

Запрашиваемые документы должны быть связаны с деятельностью проверяемого контрагента. Практика показывает, что налоговики просят предоставить самые разнообразные документы. Однако судьи их ограничивают: запросить можно лишь те, которые свидетельствуют о взаимоотношениях с проверяемой фирмой. Это могут быть договоры, акты сверок, товарно-транспортные накладные, платежные документы, регистры бухгалтерского учета, книги покупок, книги продаж, в которых отражены операции проверяемого контрагента.

Требовать документы, не имеющие отношения к проверяемой фирме, незаконно. На это указал, например, ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 21 июля 2005 г. по делу N А33-29386/04-С3-Ф02-3457/05-С1.

Как отвечать на требование налоговиков

Итак, допустим, фирма получила требование налоговиков предоставить документы в рамках встречной проверки. Как на него реагировать? Все зависит от того, законно налоговики запрашивают сведения или нет.

Документы запрашивают законно

Если инспекторы оформили свое требование по всем правилам и у них действительно есть основания для встречной проверки, то документы предоставить необходимо. Иначе налоговики могут оштрафовать фирму на 5000 руб. на основании п. 2 ст. 126 Налогового кодекса РФ (см., например, Постановление ФАС Поволжского округа от 16 июня 2005 г. по делу N А55-14973/2004-43), а затем все равно потребовать бумаги. Ведь такое право им предоставлено п. 2 ст. 93 Налогового кодекса РФ.

Читать еще:  Новый пенсионный возраст в России с 2021 года в таблицах

Однако учтите, что предоставлять оригиналы необязательно, достаточно подготовить их копии.

Согласно п. 1 ст. 93 Налогового кодекса РФ, копии должны быть «заверены должным образом». Как разъяснила ФНС России в Письме от 2 августа 2005 г. N 01-2-04/1087, это означает, что на копиях должна стоять подпись руководителя, а также печать фирмы. Заверять документы у нотариуса необязательно.

Собранные сведения можно привезти в налоговую лично либо отправить по почте. Сделать это нужно в течение пяти рабочих дней. Отсчитываются они со дня, следующего за тем, когда фирма получила требование (ст. 6.1 Налогового кодекса РФ).

Сведения требуют неправомерно

Практика показывает, что очень распространены случаи, когда налоговики требуют от фирмы документы незаконно. Например, если они запрашивают сведения по операциям не с проверяемой фирмой, а с ее контрагентом. Или же в требовании не указан конкретный перечень бумаг, которые надо предоставить.

Во всех этих случаях организация вправе не выполнять требования налоговиков. Только вот чтобы ее не оштрафовали, рекомендуем написать в инспекцию мотивированный отказ. Его образец мы привели на с. 65.

Дело в том, что если фирма необоснованно отказалась предоставить документы, то, как уже было сказано, ей начислят штраф 5000 руб. А так как его взыскивают только через суд, фирме придется тратить дополнительные усилия и время на то, чтобы обжаловать решение о наложении штрафа. Мотивированный отказ может помочь налогоплательщику избежать судебного разбирательства. Ведь если аргументы фирмы убедят инспекторов, что в суде они проиграют дело, то штрафов они выставлять не станут.

Последствия встречной проверки

Сравнивая сведения, предоставленные фирмой, с данными проверяемого контрагента, налоговики могут выявить несоответствие. Оно может выражаться, например, в том, что фирма купила товар, однако проверяемый поставщик в свою очередь выручку не отразил.

Или же наоборот: согласно учету поставщика у него была выручка, а покупатель товар не оприходовал.

Могут ли налоговики тут же наказать фирму, у которой были затребованы документы, если у нее в ходе встречной проверки будет обнаружена недоплата налога?

Нет, не могут. Это нам подтвердили и в Минфине России.

Дело в том, что встречная проверка фирмы заключается в том, чтобы затребовать документы. И ответственность за их непредставление предусмотрена ст. 126 Налогового кодекса РФ. Чтобы проверить полноту уплаты налогов, нужна камеральная или выездная налоговая проверка. Именно в ходе этих проверок проводятся мероприятия по выявлению полноты уплаты налогов. И уже если по результатам налоговой проверки недоплата подтвердится, то фирме начислят штраф по ст. 122 Налогового кодекса РФ.

Таким образом, инспекторам сначала необходимо назначить камеральную или выездную проверку. И если вы уже узнали об ошибках, которые налоговики нашли во время встречной проверки, то у вас будет время, чтобы их исправить. Для этого надо заплатить недоимку, пени, а также подать уточненную декларацию. Тем самым вы избежите штрафа.

Примечание. Оштрафовать за недоплату налога по результатам встречной проверки нельзя

Разгулин Сергей Викторович, начальник отдела координации и контроля деятельности ФНС России, анализа и общих вопросов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

— Документы, которые запрашиваются в ходе встречной проверки, касаются налогоплательщика, деятельность которого проверяется в ходе камеральной или выездной налоговой проверки. В отношении именно этого налогоплательщика рассматривается вопрос о правильности исчисления и уплате налогов. Той организации, у которой запрашивают документы в рамках встречной проверки, грозит лишь штраф, если она их не представит. Для того чтобы сделать вывод о неуплате налога, нужна налоговая проверка. Это следует из ст. ст. 87 — 89 Налогового кодекса РФ.

Какие документы вправе требовать налоговая

Если получено требования по встречной проверке, необходимо внимательно изучить его на соответствие закону, поскольку возложение на налогоплательщика каких-либо обязанностей, а предоставление документов это обязанность, возможна только в случаях и в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ. Главным при получении требования по встречной проверке будет не право налоговиков истребовать документы по вашему контрагенту, а в каком порядке, и какие документы вправе требовать налоговая по 93.1 НК.

Например, по встречной проверке требование о предоставлении документов может направить только территориальный налоговый орган, к которому относится налогоплательщик, которому адресовано требование. Налоговый орган ведущий налоговую проверку в рамках ст.93.1 НК РФ полномочен направить запрос (называется Поручение) в территориальный налоговый орган.

Часто приходится сталкиваться с отказами налогоплательщиков предоставить документы по ст.93.1 НК РФ со ссылкой, что налоговая не может требовать те или иные документы.

Внимание: этот вопрос неоднократно обсуждался, разъяснялся Минфином например в письме от 09.10.12г. №03-02-07/1-246, и судами при рассмотрении споров на эту тему.

Позиция по вопросу полномочий налоговой запросить документы в рамках «встречных проверок» по 93.1 следующая: Статья 93.1 Кодекса не содержит конкретный перечень истребуемых налоговыми органами документов, содержащих информацию, касающуюся деятельности проверяемого налогоплательщика, к таким документам относятся любые документы, содержащие информацию, касающуюся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента).

По мнению арбитражных судов отношение конкретных документов к деятельности проверяемого налогоплательщика, круг устанавливаемых обстоятельств определяет должностное лицо проверяющего налогового органа, а не лицо, которому адресовано требование о предоставлении документов.

Даже банки, которым вменяется обязанность соблюдать банковскую тайну, не вправе вдаваться в оценку, насколько обстоятельства, устанавливаемые истребованными документами, касаются проверяемого налогоплательщика, и отказывать в предоставлении информации и документов в связи с проведением налоговым органом мероприятий налогового контроля. Особенно, когда банк получает требование по встречной проверке.

По мнению судов налоговым органам в целях проведения полноценной объективной проверки соблюдения налогоплательщиками положений законодательства о налогах и сборах необходимо обладать всесторонней и достоверной информацией о хозяйственной деятельности налогоплательщиков, как поступающей в налоговые органы от налогоплательщика, так и истребуемой налоговым органом у третьих лиц (контрагентов налогоплательщиков, в том числе от банков).

Банковские документы, в числе прочих, могут являться доказательствами получения налогоплательщиками необоснованной налоговой выгоды, и их истребование направлено на установление признаков взаимозависимости, согласованности действий участников сделок, подконтрольности их деятельности третьим лицам и др., также данные документы могут использоваться для проведения почерковедческих экспертиз и т.д.

Изложенные доводы арбитражного суда основываются на правовой позиции Верховного суда РФ, изложенной в определении № 305-КГ14-7282 по делу № А40-172004/2013.

Верховный Суд указал, что положения статей 82, 93, 93.1 и 89 НК РФ не содержат оснований для ограничения истребования документов только первым контрагентом проверяемого налогоплательщика и запрета на истребование документов по цепочке сделок, связанных с первичной сделкой, у последующих организаций (контрагентов второго, третьего и последующего звена).

Наличие у налогового органа сведений об IP-адресе, МАС-адресе и телефонных номерах, используемых для соединения с системой «Клиент-Банк», информации о выгодоприобретателях и бенефициарах непосредственно влияет на установление фактов подконтрольности и взаимозависимости контрагента лица, получившего требование о предоставлении документов по ст. 93.1 НК РФ, проверяемому налогоплательщику, обналичивания денежных средств, причастности данной организации к легализации (отмыванию) средств либо финансированию террористической деятельности.

Таким образом, запрашиваемые документы имеют непосредственное отношение к вопросам проверки правильности исчисления и своевременности уплаты налогов проверяемым налогоплательщиком.

Чем грозит встречная налоговая проверка

В случае если при встречной проверке контрагента сотрудники ФНС обнаружили искажение отдельных хозяйственных или финансовых операций, которые непосредственно повлияли на определение налоговой базы, то материалы этой проверки прилагаются к акту выездной или камеральной проверки, или к решению, которое было принято по результатам их рассмотрения. После этого они могут использоваться в качестве доказательства по возбужденному в отношении проверяемого плательщика налога административному делу о совершении налогового правонарушения.
Как налоговые органы отражают результаты встречной проверки
Пункт 1.10.2 Инструкции ФНС РФ № 60 предусматривает порядок составления акта выездной налоговой проверки. Он устанавливает, что его вводная часть должна содержать информацию:

  • о проведении встречных проверок сотрудниками ФНС;
  • об изъятых инспекторами документах и предметах;
  • об осмотре помещений, территории, инвентаризации имущества;
  • об экспертизе и иных произведенных действиях.

Важно! К акту выездной проверки прилагаются материалы, которые были собраны после встречных проверок.

Чтобы правильно разобраться в этих вопросах и не попасть под налоговые санкции после любых видов проверок, следует обратиться за помощью к профессиональным юристам в области налоговых правоотношений. Они проконсультируют по вопросам встречной проверки и помогут составить жалобу в случае нарушения сотрудниками ФНС норм налогового законодательства.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует — напишите в форме ниже.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты