Lazurnensky.ru

Обзорный аналитик
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Налог на добычу полезных ископаемых в 2021 году

Изменения в текст гл. 26 НК РФ, посвященной НДПИ, вносятся не слишком часто. Так, с 2020 года это изменения, направленные на стимулирование добычи редких металлов (закон от 02.08.2019 № 284-ФЗ), согласно которым:

  • уточнен перечень видов соответствующих полезных ископаемых;
  • с 8% до 4,8% понижена ставка НДПИ при добыче руд редких металлов, а также к ставке вводится понижающий коэффициент (Крм), характеризующий особенности добычи редких металлов.

В 2018 году имели место новшества, внесенные законами:

  • от 29.07.2017 № 254-ФЗ, откорректировавшим границы периодов применения одного из коэффициентов, участвующих в расчете показателя, характеризующего особенности добычи нефти (п. 1 ст. 342.5 НК РФ) — с 2020-го на 2021 год сместилась дата начала периода применения значения коэффициента, следующего за тем, который будет использоваться в 2019–2020 годах;
  • от 30.09.2017 № 286-ФЗ, дополнившим главу текстом ст. 343.3, описывающей новый налоговый вычет, и добавившим еще 1 пункт (п. 6), отсылающий к этому новому вычету, в текст ст. 343, посвященной порядку расчета налога (подробнее см. ниже);
  • от 27.11.2017 № 335-ФЗ, снявшим ограничения по установлению предельных сроков применения ставки НДПИ при добыче углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, налоговая база по которому определяется как их стоимость.

Новым налоговым вычетом, описываемым в ст. 343.3 НК РФ, в период 2018–2020 годов могут воспользоваться налогоплательщики, зарегистрированные в Республике Крым до 2017 года, которые осуществляют добычу природного газа из месторождений (не новых), располагающихся в Черном море.

О льготах, действующих в 2021 году, подробно рассказали эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите в Готовое решение, чтобы узнать все возможности законного снижения налогового бремени.

Сумму вычета составят расходы на приобретение и доведение до состояния пригодности к эксплуатации основных средств, включенных в инвестиционную программу развития газотранспортной системы Крыма и Севастополя. Величина вычета может достигать 90% от суммы начисленного налога. Применение этого вычета освобождает плательщика от использования в налоговых расчетах коэффициента, характеризующего принадлежность месторождения к региональной системе газоснабжения.

Об иных льготах, существующих для НДПИ, читайте в материале «Льготы по налогу на добычу полезных ископаемых».

Плательщики

Особенность этого налога состоит в том, что он затрагивает как компании, которые непосредственно занимаются добычей ископаемых, так индивидуальных предпринимателей. Ведь они тоже могут быть признаны пользователями недр земли, добывать тот или иной ресурс. Перед этим необходимо зарегистрироваться сразу после получения лицензии, чтобы вовремя оплачивать и сдавать отчет налоговикам. На это отводится тридцать дней.

Особый порядок предусмотрен для предпринимателей крымского полуострова, он был принят два года назад. В любом случае, многое зависит от места, где находятся ископаемые.

Налог на добычу. «Волны» роста НДПИ

Российских недропользователей подготавливали к росту НДПИ с начала 2020 года. Одним удалось заранее избежать повышенной ставки, другие добились послаблений во время рассмотрения законопроекта. А кому-то придётся выплачивать налог на добычу ископаемых в полной мере.

Уголь, алмазы и НДПИ. Кому повезло больше?

О надвигающейся корректировке НДПИ в России заговорили ещё до наступления пандемии коронавируса. В феврале 2020 года Министерство финансов РФ предложило правительству рассмотреть повышение налога на добычу всех полезных ископаемых, за исключением нефти и газа. На тот момент больше всего могла пострадать угольная промышленность, которая и без того находилась в кризисной ситуации.

Тем не менее министры задумали установить к действующим ставкам на добычу угля дополнительное слагаемое, привязанное к ценам на мировом рынке. Впрочем, коэффициент должен был устанавливаться только в периоды скачков на торговых биржах: при стоимости свыше $62 за тонну.

По расчётам Минфина, только от угольщиков инициатива могла бы принести в бюджет около 40 млрд рублей. Многие представители отрасли тут же раскритиковали рост НДПИ, ведь повышенная налоговая нагрузка — даже с учётом конъюнктуры рынка — вряд ли бы помогла бизнесу в условиях падения спроса на уголь.

К примеру, в надобности «дифференцированного подхода взимания НДПИ» усомнился совладелец «УК Кузбассразрезуголь» и «Трансмашхолдинга» Андрей Бокарёв. Он в ходе онлайн-сессии «Иннопром-2020» напомнил, что в ещё в начале 2020 года правительство обещало угледобытчикам сохранить налоговый режим на следующие 6 лет. Председатель совета директоров «Колмар Груп» Анна Цивилёва высказывала мнение, что повышение НДПИ поставит под угрозу деятельность многих угольных предприятий.

Практически то же самое Министерство финансов решило провернуть и в алмазодобывающей отрасли. Поправки в Налоговый кодекс предусматривали отменить формирование налоговых ставок в соответствии с прейскурантом ведомства, а вместо этого привязать их к рыночным котировкам в периоды высоких цен. Единственное условие — стоимость не должна быть ниже упомянутого прейскуранта.

Смена ориентира для алмазодобывающих компаний позволила бы обеспечить дополнительный доход в бюджет на уровне 3,3 млрд рублей. Как комментировали «Ъ» в пресс-службе «Алросы», закон «увеличит размер уплачиваемого компанией налога на разницу между прейскурантной и рыночной ценами на добытые алмазы при условии благоприятной рыночной конъюнктуры».

Повторимся: массово повысить НДПИ Минфин планировал до весеннего локдауна. Серьёзный удар по угольной и алмазной отрасли заставил пересмотреть законопроект, но одним повезло больше, а другим — меньше.

Летом Минфин отказался от идеи повышать НДПИ на добычу угля «в связи со сложившейся экономической ситуацией». Компаниям сохранили фиксированный налог: за 1 тонну бурого угля — 11 рублей, коксующегося угля — 57 рублей, антрацита — 47 рублей. Остальным видам топлива также сохранили прежнюю ставку в размере 24 рубля.

С алмазной отраслью фокус не прошёл, хотя «Алроса» терпела исторические убытки от падения продаж и уже всерьёз рассматривала возможность диверсификации бизнеса в сторону драгметаллов. Во второй половине года спрос начал восстанавливаться, поэтому в октябре Госдума в I чтении приняла законопроект Минфина об изменении расчёта НДПИ при добыче драгоценных камней.

Уже в начале января 2021-ого Федеральная налоговая служба отчиталась о введении «особого порядка определения налоговой базы» на добычу природных алмазов массой более 10,8 карат. Отныне она определяется исходя из стоимости реализации драгоценных камней без учёта НДС, но не ниже их первичной оценки.

Ставки повышаются

Оставив в покое уголь, правительство взялось за другие полезные ископаемые. Под удар попали многие предприятия по добыче руд цветных металлов и минеральных удобрений. Горнопромышленники не смогли избежать роста налоговой нагрузки, хотя пытались воспротивиться новым законодательным требованиям.

Итак, в сентябре «Ъ» сообщил, что Минфин «секретно» готовит очередной законопроект, повышающий НДПИ в 3,5 раза для целого ряда отраслевых направлений. Так называемый рентный коэффициент должен распространиться на предприятия, добывающие кондиционные руды цветных металлов, железную руду, горнорудное неметаллическое сырьё. Также в список включили калийные и природные соли, чистый хлористый натрий, апатитовые, апатит-нефелиновые и фосфоритовые руды, бокситы и нефелины.

Производители руд и удобрений незамедлительно отреагировали на скачок НДПИ. Бизнес-структуры подсчитали, что налоговая нагрузка резко увеличится примерно на 90 млрд рублей в год. И больше всего от нововведения потеряют такие компании-гиганты, как «Норникель», «Русал», «ЕвроХим», «Фосагро» и «Уралкалий».

Негативную оценку законопроекту тут же дала ассоциация «Русская сталь». Как стало известно «ТАСС», металлурги написали Минпромторгу письмо, в котором доходчиво объяснили, как повышение НДПИ отразится на горнорудной отрасли. По убеждению организации, документ вызовет общее снижение доходов в бюджеты всех уровней, и сумма недополученных денег будет на порядок выше, чем ожидаемые поступления в бюджет.

Также в «Русской стали» усомнились в объективности экономического обоснования введения рентного коэффициента — в том плане, что производители металлов и минеральных удобрений и без того платят целый «букет» налогов.

Не остались в стороне и члены Российского союза промышленников и предпринимателей. В письме премьер-министру Михаилу Мишустину они обрисовали не самые радужные последствия для отрасли: если документ одобрят в Госдуме, появится угроза закрытия многих предприятий. Вслед за этим — массовые увольнения сотрудников и рост социальной напряжённости.

Читать еще:  Социальная карта Сбербанка: кому положена, как оформить, как пользоваться

Союз попросил смягчить законопроект хотя бы для инвестпроектов. А, к примеру, «Северсталь» выступила с инициативой освободить от рентного коэффициента проекты с ростом добычи более чем на 10% к базовому уровню 2020 года.

Обратная дорога есть, но не для всех

Поначалу «тайный» законопроект теперь стал явью. Под конец сентября Госдума приняла в III чтении поправки в Налоговый кодекс, изменения вступили в силу с начала 2021 года. С принятием закона государство наладило приток поступлений в бюджет на уровне свыше 230 млрд рублей в год. Как комментировал глава Минфина Антон Силуанов, средства можно будет направить на реализацию антикризисных мер и борьбу с COVID-19.

Следует отдать должное, частично власти пошли навстречу промышленникам и дали 5-летнюю отсрочку на рост налога в отношении инвестпроектов, по которым уже были заключены соглашения в рамках СЗПК. Однако при этом уровень выработанности данных месторождений к началу следующего года должен составлять менее 1%.

Министерству пришлось подвергнуть закон корректуре с учётом «индивидуальных особенностей» конкретных регионов. Так, налоговой кары удалось избежать вольфрамовым предприятиям Приморского края.

Многие производители вольфрама находятся в критически тяжёлой экономической ситуации. Достаточно вспомнить историю с Лермонтовским ГОКом, который с 2008 года не может выбраться из финансовой кабалы, хоть и получает поддержку от региональных властей.

Как раз в сентябре 2020-ого профсоюз Приморского края ФППК с большой тревогой рассказывал, что комбинат находится на грани банкротства и в скором времени может закрыться (к слову, сейчас предприятие готовят к продаже).

Закон о росте НДПИ мог окончательно уничтожить вольфрамовое производство в регионе. Минфин и правительство Приморья вели долгие переговоры и, наконец, взвесив все «за» и «против», пришли к общему выводу: такого удара отрасль не переживёт. Поэтому Минфин согласился освободить разработчиков вольфрамовых месторождений от повышения налога. Об этом в начале февраля сообщили на официальном сайте Федерации профсоюзов Приморья,

Впрочем, ведомство не преминуло выдвинуть условия «сделки»: предприятия должны подписать соглашения о сохранении трудового коллектива и запланированных инвестициях в развитие производства.

Интересная ситуация происходит с налогообложением недропользователей Красноярского края. Министерство финансов решило ослабить «налоговую хватку» для предприятий, разрабатывающих новые месторождения многокомпонентных комплексных руд. Данная мера, по заявлению ведомства, поспособствует освоению нерентабельных участков с низким содержанием полезного ископаемого в руде.

В ведомстве предложили снизить ставку с 730 до 140 рублей в отношении руды, содержащей платиноиды, медь и никель с содержанием не более 0,5%. Пока что Госдума приняла законопроект только в I чтении. Что интересно, замминистра финансов Алексей Сазанов отметил, что другие регионы тоже могут обратиться с просьбой изменить условия действия налога на добычу полезных ископаемых.

НДПИ на добычу нефти. «Льготный круговорот»

Налоговые реформы в «нефтянке» происходят постоянно. Последние изменения Минфина в основном коснулись разного рода преференций. Поправки в Налоговый кодекс отменили льготы на добычу сверхвязкой нефти и выработанных месторождений (более 80%). Это позволит привлечь в 2021 году дополнительные доходы в бюджет на уровне 77,9 млрд рублей.

Кроме того, власти отменили пониженную ставку НДПИ для тех, кто занимается поиском и разведкой месторождений за свой счёт. Годовая «прибыль» от данной меры может достигнуть 2,3 млрд рублей в год.

Зато для нефтяных компаний, которые разрабатывают участки в Югре с извлекаемыми запасами свыше 1 млрд т, правительство, наоборот, предоставило налоговый вычет. Единственное условие: до начала второй половины 2021 года компании должны заключить инвестсоглашение на повышение рентабельности месторождения.

Также правительство предусмотрело налоговый вычет на капитальные инвестиции в нефтегазохимические проекты. Льготы будут действовать на половину инвестиционных вложений самой компании, при условии что цена на нефть превышает базовый уровень, заложенный в бюджете. В целом компании смогут «оставить в своём кармане» 0,5 трлн рублей в ближайшие 5 лет.

Многие нефтяники оценили новую инициативу неоднозначно, поскольку «точечные» льготы ставят компании в неравноправное положение. Стоит отметить, что это далеко не единственное яблоко раздора в «нефтянке» — достаточно упомянуть льготы для стратегических проектов «Роснефти». Из последнего: НК может получить вычеты для Приобки и Ванкора, а также для сверхпроекта «Восток Ойл».

Как заполнить отчет

Отчетность по полезным ископаемым состоит из титульного листа и восьми разделов. Общие правила заполнения декларации по НДПИ таковы:

  1. Это ежемесячная информация. Сведения подают по фактическим показателям работы за каждый месяц, а не нарастающим итогом за год.
  2. Налогоплательщики отчитываются о пользовании теми ресурсами, которые фактически добывают. Все остальные разделы в ИФНС не подаются.
  3. Сведения направляются только по природным ресурсам с завершенным циклом добычи. Если на дату формирования декларации полезное ископаемое находится в разработке, его не показывают в отчетности.
  4. Обязательные разделы для заполнения — титульный лист и раздел 1 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет». Остальные блоки декларации формируются только при фактической добыче того или иного ресурса.
  5. Нумерация страниц в отчете идет по порядку. Если заполняете форму на бумаге вручную, не выходите за поля и не используйте корректор.

Пошаговая инструкцию, как заполнить декларацию по НДПИ по добыче песка налогоплательщикам:

Шаг 1. Оформляем титульный лист. В обязательном порядке указываем:

  • ИНН, КПП;
  • номер корректировки (для первичной формы ставим 0);
  • код налогового органа и код по месту нахождения;
  • налоговый период (месяц) и отчетный год;
  • контактный телефон;
  • количество заполненных страниц в декларации и количество страниц в сопроводительных документах;
  • Ф.И.О. руководителя или представителя налогоплательщика, его подпись и дата заполнения отчета.

Шаг 2. Вносим информацию в раздел 1.

В этой части указывают код бюджетной классификации для оплаты налога, сумму взноса по НДПИ к перечислению и ОКТМО по месту нахождения налогоплательщика.

Шаг 3. Заполняем раздел 3.

Этот блок предназначен не для всех налогоплательщиков, а только для тех организаций, которые добывают нефть. Готовьте образцы деклараций по промышленной безопасности на нефтяных промыслах для каждого участка недр.

Шаг 4. Вносим сведения в раздел 3.

В этой части отчетные сведения предоставляют добытчики газа. Учитывается добыча природного горючего газа и газового конденсата, за исключением добычи углеводородного сырья на новом морском месторождении.

Шаг 5. В разделе 4 сведения указывают добытчики углеводородного сырья на новых морских месторождениях. Вносится номер лицензии, название месторождения и год начала промышленной добычи.

Шаг 6. Формируем раздел 5. Этот раздел предназначен для тех, кто добывает основные виды ресурса. В отчете обязательно прописывается код вида полезного ископаемого. Для нашего примера — строительного песка — код 10008 (приложение № 2 к приказу № ММВ-7-3/827). Вот что еще требуется указать:

  • КБК для оплаты налога;
  • код единицы измерения для добываемого ресурса;
  • налоговую ставку.

В части 5.1 отражаются основные характеристики добычи — ОКТМО, номер лицензии, количество добытого сырья. В блоке 5.2 приводится расчет налога по показателям добычи.

Шаг 7. Вносим сведения в раздел 6. В нем определяется стоимость единицы добытого природного ресурса по расчетной стоимости. Налогоплательщик приводит прямые и косвенные издержки на добычу всех видов разработанного им сырья.

Шаг 8. Заполняем раздел 7. Этот блок заполняют только добытчики угля.

Шаг 9. Завершаем заполнение декларации. Отражаем сведения в разделе 8. В него записываются показатели, по которым рассчитывают дополнительный налог на добычу обезвоженной, обессоленной и стабилизированной нефти.

Ставка относится к специфической, расчет также производится в рублях на тысячу килограммов, с учетом вида продукта.

Читать еще:  Существующие льготы по налогу на недвижимость для пенсионеров

Ставка корректируется согласно определенным коэффициентам. К ним относятся дефляторы, которые зависят от вида угля, с учетом меняющейся ценовой политики на уголь в России каждый квартал; дефляторы, которые применялись до этого.

Коэффициенты-дефляторы подлежат публикации (официальной) в обязательном порядке, который устанавливается законом России. Согласно статье 343 Налогового кодекса предусматривается уменьшение суммы налога на расходы, связанные с обеспечением охраны труда и безопасностью рабочих.

Налоговые ставки на 2020 год

В 2020 году действительны следующие виды ставок:

  1. Ставки для льготников, составляющие 0% (и, соответственно, 0 рублей). Подходят под определенный ПИ.
  2. Адвалорные ставки, исчисляемые в процентах. Характеризуются стоимостью добытого ПИ.
  3. Ставки специфического типа (исчисляются за тонну и в рублях). Характеризуются количеством добытого ПИ.

Если говорить о льготной ставке, то таковая применима к следующему виду добычи:

  • к ПИ в части понесенных нормативных потерь, оговоренных в статье 336;
  • в отношении попутного газа;
  • к ПИ, которые ранее были списаны либо считаются некондицией, и потому не облагаются налогом;
  • к подземным водам, которые содержат ПИ;
  • к минеральным водам, которые используются ИП исключительно в лечебных целях без права на реализацию, то есть не продаются;
  • к подземным водам, которые не реализуются, а используются ИП в сельском хозяйстве (к примеру, для полива растений);
  • к ПИ, которые были добыты во вмещающих и вскрышных породах.

Налог на добычу полезных ископаемых: общая информация

Добываемые полезные ископаемые могут быть разделены на такие группы:

  • горючие вещества (уголь, торф, сланцы);
  • углеводородные продукты, к которым относят нефть и добытый газ с метаном;
  • руда;
  • разные виды неметаллического сырья, добываемого горнорудными и горно-химическими предприятиями;
  • налог НДПИ начисляется и на редкие металлы;
  • цветные камни;
  • кварцевое сырье;
  • драгоценные и полудрагоценные металлы, камни;
  • соль;
  • вода лечебного назначения и промышленного, добываемая из-под земли или природных, термальных источников.

Полный перечень указан в ст. 337 НК РФ. Объект налогообложения НДПИ – объем добываемых полезных ископаемых на территории РФ и за ее границами (ст. 336 НК РФ). Не подлежит обложению налогом сырье, полученное из источников, которые не состоят на государственном учете и не являются для государственных структур балансовыми. Сырье из этой категории недр могут добываться предпринимателем для удовлетворения собственных нужд.

ГЛАВБУХ-ИНФО

Вторник
03 августа 2021 г.

МРОТ:
Учетная ставка ЦБ:
12792 руб.
5,5%
  • Главная
  • О проекте
  • Услуги
  • Контакты
  • Реклама на сайте
  • Форум

Типовые бланки

  • Бухгалтерские
  • Кадровые
  • Юридические
  • Статистические
  • Экономические
  • Должностные инструкции

Полезности

  • Изменения с 2021 года
  • Изменения с 2020 года
  • Изменения с 2019 года
  • Изменения с 2018 года
  • Программные продукты
  • Подборка статей
  • Вопросы и ответы
  • Производственный календарь
  • ПБУ
  • Справочно
  • Законодательные документы
  • Экономический словарь
  • Корреспонденция счетов
  • Телефонные коды
  • МСФО
  • Аудит
  • Записи в трудовой книжке
  • Для г. Белгорода
  • Информация по 1С
  • Новости
  • Финансовые коэффициенты
  • Справочники
  • История бухучета

Бухгалтерский учет

  • Основные средства
  • Нематериальные активы
  • Товарно-материальные ценности
  • Затраты на производтво
  • Денежные средства
  • Расчеты с персоналом
  • Расчеты с бюджетом
  • Готовая продукция
  • Финансовые результаты
  • Капитал и резервы
  • Учетная политика
  • Учет и оплата труда

Налоговый учет

  • НДС
  • ЕСХН
  • УСНО
  • ЕНВД
  • НДФЛ
  • Страховые взносы
  • Взносы в ФСС
  • Налог на имущество
  • Водный налог
  • Земельный налог
  • Транспортный налог
  • Налог на прибыль
  • Налог на игорный бизнес
  • Акцизы
  • Налог на пользование полезными ископаемыми
  • Патентная система налогообложения

Управленческий учет

  • Проблемы организации управленческого учета на предприятиях
  • Сущность и назначение управленческого учета
  • Затраты, формирующие себестоимость продукции, работ, услуг
  • Системы учета затрат и калькулирования себестоимости
  • Анализ и принятие краткосрочных управленческих решений
  • Анализ и принятие долгосрочных инвестиционных решений
  • Планирование и бюджетирование

Классификаторы

  • ОКСМ
  • ОКВЭД [1.1]
  • ОКВЭД [2]
  • ОКВ
  • ОКДП
  • ОКЕИ
  • ОКФС
  • ОКОПФ
  • ОКУН
  • ОКОФ
  • ИНКОТЕРМС
  • ОКИН
  • ОКЭР
  • КСД
  • ОКСО

Разработка сайта:

Главный редактор:

О налоге на добычу полезных ископаемых

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

от 7 апреля 2014 г. N ГД-4-3/6391

О НАЛОГЕ НА ДОБЫЧУ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ

Федеральная налоговая служба в связи с обращениями налоговых органов по вопросу порядка уплаты налога на добычу полезных ископаемых (далее — НДПИ) сообщает следующее.

В соответствии с положениями пункта 2 статьи 343 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) НДПИ подлежит уплате в бюджет по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование. При этом согласно пункту 1 статьи 335 Кодекса местом нахождения участка недр признана территория субъекта (субъектов) Российской Федерации, на которой (которых) расположен этот участок.

Как следует из приказа МНС России от 31.12.2003 N БГ-3-09/731 «Об утверждении особенностей постановки на учет в налоговом органе организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика налога на добычу полезных ископаемых», в случае, если налогоплательщик имеет несколько участков недр на территории одного субъекта Российской Федерации, то в качестве налогоплательщика НДПИ он подлежит постановке на учет в одном налоговом органе Российской Федерации: либо в налоговом органе по месту нахождения организации — при нахождении участка недр и места нахождения (жительства) налогоплательщика на территории одного субъекта Российской Федерации, либо в налоговом органе, определяемом управлением ФНС России по соответствующему субъекту Российской Федерации, — в иных случаях.

С учетом изложенного в целях оптимизации администрирования НДПИ до урегулирования в законодательстве о налогах и сборах вопроса уплаты НДПИ, данный налог следует уплачивать на территории муниципального образования, в котором налогоплательщик поставлен на налоговый учет в качестве плательщика НДПИ, а в налоговой декларации, форма и порядок заполнения которой утверждены приказом ФНС России от 16.12.2011 N ММВ-7-3/928@ «Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых в электронном виде и порядка ее заполнения», по строке 020 Раздела «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет» указывается код административно-территориального образования (ОКАТО) того же муниципального образования.

Вместе с тем, вопрос зачисления доходов от НДПИ в бюджеты различных уровней Российской Федерации является предметом правового регулирования бюджетного законодательства Российской Федерации.

В частности, в соответствии с Порядком учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 05.09.2008 N 92н, распределение поступлений осуществляется между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации по общей сумме поступлений по соответствующему коду бюджетной классификации Российской Федерации по коду ОКАТО.

Данная позиция была отражена в письме Минфина России от 12.12.2013 N 03-06-05-01/54697.

Доведите данное письмо до нижестоящих налоговых органов.

Государственный советник
Российской Федерации
3 класса
Д.Ю.ГРИГОРЕНКО

В режиме дохода

Реформа налога для нефтяных компаний предполагает частичную замену НДПИ новым налогом на дополнительный доход. Ставка НДД составит 50%, а взимать его будут с дохода от добытой нефти за вычетом расчетной экспортной пошлины и расходов на транспортировку, а также фактических капитальных и операционных расходов, связанных с разработкой участка недр (см. врез). Это принципиальное отличие от НДПИ — новый налог взимается с финансового результата, а не с выручки и позволяет платить только в том случае, если разработка месторождения оказалась прибыльной.

Что касается налога на добычу полезных ископаемых, то НДД предполагает сохранение НДПИ, но в пониженном размере (в среднем на 60%) в сравнении с общей действующей налоговой ставкой. Кроме того, для участков недр, расположенных в новых регионах и относящихся к так называемым гринфилдам, предусмотрен льготный период уплаты НДПИ. Он предполагает, что в первые годы (до истечения 7 лет для гринфилдов в новых регионах или 2 лет для гринфилдов в традиционных регионах с года, следующего за тем, когда началась добыча) ставка НДПИ снижена на величину до 60 и 50% соответственно. Таким образом, в рамках НДД происходит перераспределение налоговой нагрузки с этапа начала промышленной разработки месторождения на этап выхода проекта на окупаемость понесенных затрат. Также в режиме НДД отменяется действие сформированного за последние 10 лет лоскутного одеяла налоговых льгот по НДПИ.

Пилотное введение НДД — это одно из самых долгожданных событий для российской нефтяной отрасли. Переход к новой налоговой системе назрел давно, схожие по ­своей механике режимы показали свою эффективность во многих нефтедобывающих странах. От результатов апробации НДД будет зависеть будущее налогообложения отрасли, поэтому выбранным пилотным проектам будет уделяться особое внимание со стороны государства.

Компания активно участвовала в обсуждении основных параметров НДД и положений проектов законодательных актов с целью снятия неопределенностей, связанных с применением нового фискального режима, и учета интересов «Газпром нефти». Новая система начнет действовать уже с 2019 года. Это ставит перед нами амбициозную цель быстрой адаптации методологии, бизнес-процессов и учетных систем к новым налоговым реалиям.

НДД имеет ряд явно выраженных преимуществ по сравнению с действующей налоговой системой. В отличие от налога на добычу НДД основан на показателе дополнительного дохода (по сути — прибыли), объективно отражающем реальную экономическую эффективность разработки конкретного месторождения (лицензионного участка). Новый налог учитывает изменение горно-геологических условий добычи в процессе эксплуатации месторождения: по мере истощения месторождения снижается доход и размер налога. НДД стимулирует инвестиции в освоение новых месторождений, поскольку налог не взимается вплоть до полной окупаемости понесенных затрат, а последующее налогообложение соответствует показателям доходности. В случае высокомаржинальных проектов применение НДД обеспечивает прогрессивное изъятие ресурсной ренты в пользу государства; одновременно создаются условия для реализации высокозатратных проектов. Кроме того, за счет снижения налоговой нагрузки до момента окупаемости проектов высво­бо­жда­ются дополнительные средства. Таким образом, НДД стимулирует инвестирование в новые эффективные технологии нефтедобычи, что в конечном итоге приведет к увеличению текущего коэффициента извлечения нефти (КИН). По оценкам Минэнерго России, введение НДД позволит увеличить КИН с 27,2 до 35%, а добычу нефти — на 10–12 млн т/год.

Стоит также отметить, что режим НДД в принятой конфигурации не предполагает стимулирование разработки запасов газа и сохраняет налоговую нагрузку по добыче этой категории запасов. То есть применение НДД для участков с преимущественно газовыми запасами может повлечь ухудшение экономической эффективности разработки. Поэтому, принимая во внимание возможность перехода нефтяного проекта со временем в газовую фазу, в новой налоговой системе предусмотрена возможность отказа от дальнейшего применения НДД в случае превышения доли остаточных запасов природного газа 50% относительно суммарных запасов углеводородов.

Расчет НДД

Ставка НДД составит 50%. Взимать новый налог будут с дохода от добычи нефти за вычетом расчетной экспортной пошлины и расходов на транспортировку, сниженного НДПИ, а также фактических капитальных и операционных расходов, связанных с разработкой участка недр (база НДД = расчетная выручка — фактические расходы — расчетные расходы). Главные отличия НДД от налога на прибыль — учет капитальных расходов единовременно в момент оплаты (без начисления амортизации), а также определение прибыли от добычи в разрезе лицензионных участков (а не в целом по компании).

При определении расчетной выручки учитываются объемы добычи по любому углеводородному сырью, за исключением природного и попутного газа, закачанного в пласт в целях поддержания пластового давления, и попутного газа, закачанного в пласт на временное хранение. Цена нефти привязана к мировым котировкам сорта Urals (без учета скидок и премий за качество), по природному и попутному газу используются фактические цены реализации.

Фактические расходы учитываются при расчете НДД только в случае их непосредственной связи с разработкой участка недр. Капитальные расходы учитываются по кассовому методу (в момент их оплаты), операционные расходы учитываются по начислению (в момент их осуществления) в соответствии с закрытым установленным перечнем.

Для исключения необоснованного занижения сумм НДД предусмотрен контроль полученных доходов и расходов с точки зрения правил трансфертного ценообразования (т.е. потребуется подтверждать рыночный уровень цен в сделках с аффилированными лицами), а также восстановление сумм ранее учтенных капитальных расходов при позднем вводе, переводе на консервацию или дальнейшей реализации основных средств. Кроме того, предусмотрен минимальный НДД исходя из лимита фактических капитальных и операционных расходов (за исключением налогов) — 7140 рублей за тонну нефти в 2019–2020 годах и 9520 рублей/т с 2021 года. В бюджет уплачивается максимальная из величин — расчетного или минимального налога.

Изменения по налогу на прибыль в 2021 году

Изменения затрагивают форму декларации, порядок распределения прибыли между подразделениями и так далее.

Разработали новую форму декларации

Начиная с отчетности за 2020 год отчитывайтесь по новой форме декларации по налогу на прибыль, которая утверждена Приказом ФНС РФ от 11.09.2020 № ЕД-7-3/655.

Изменили порядок распределения прибыли между подразделениями

Чтобы подсчитать региональную часть налога на прибыль, налоговую базу придется распределить между подразделениями. Для этого нужно выбрать базу распределения. Например, среднесписочную численность или расходы на оплату труда. Выбирайте ту базу, которая переносит большую часть налога на подразделение со льготами.

Создана новая особая экономическая зона

Федеральным законом от 13.07.2020 № 193-ФЗ закреплен статус Арктической зоны. Ее резиденты получают право на применение нулевой ставки налога на прибыль в федеральный бюджет и пониженной ставки в региональный бюджет.

Обновили нормы списания книжной и печатной продукции

Ранее в состав прочих расходов включали только 10 % от стоимости списанной или нереализованной книжной продукции. С 2021 года это значение выросло до 30 % (Закон от 15.10.2020 № 323-ФЗ). Срок на списание зависит от типа продукции:

  • до выхода следующего номера списывайте периодические печатные издания;
  • в течение 24 месяцев списывайте книги и другие печатные издания.

Ввели льготы для IT-компаний

Компании, работающие в сфере IT-технологий, и разработчики изделий электронной компонентной базы могут уплачивать налог на прибыль по сниженным ставкам:

  • 3 % — в федеральный бюджет;
  • 0 % — в региональный бюджет.

Для использования пониженной ставки есть условия:

  • среднесписочная численность работников — не менее 7 человек;
  • доля выручки от реализации ПО и IT-продуктов — не менее 90 %;
  • у IT-компаний должна быть аккредитация в Минкомсвязи, а разработчики электронных изделий должны быть включены в специальный реестр Минпромторга.

Замкнутый круг

Между тем, налоговая нагрузка на системообразующие предприятия последние полтора год и без этих новых мер постоянно растёт. Например, в прошлом году ставки НДПИ для предприятий чёрной и цветной металлургии, а также производителей удобрений выросли в 3,5 раза, у нефтяников повысился НДПИ на некоторых месторождениях, ставка налога на доходы россиян с заработком свыше 5 миллионов рублей в год поднялась до 15%.

Когда дорожает металл, дорожает не только техника, но и стройка. Фото: psk-remont.ru

Отрасли реагируют инфляцией: металлы дорожают, бензин не отстаёт, подтягивая за собой все остальные цены. У государства из-за этого повышаются расходы на нацпроекты, и приходится снова искать деньги. Месяц назад правительство повысило пошлины на экспорт металлов до конца года, за счёт чего бюджет получит дополнительно порядка 160 миллиардов рублей. Ситуация похожа на замкнутый круг.

В общем, пока одни говорят о непомерной нагрузке для нефтяников и металлургов, а другие напоминают, что при росте акцизов алкоголь «прячется в тень» и на рынке становится больше нелегального спиртного, в правительстве продолжаются обсуждения. Как пишут «Ведомости», окончательного решения ещё нет, и как именно будут найдены нужные средства, неизвестно. Есть вероятность, что некоторые проекты просто не будут реализовывать, тогда и деньги не понадобятся.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector