Lazurnensky.ru

Обзорный аналитик
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Резерв по сомнительным долгам при наличии встречной задолженности

Сомнительным признается долг перед вашей организацией, который с высокой вероятностью не будет погашен полностью или частично (п. 70 Положения по бухучету N 34н, Письма Минфина от 27.05.2016 N 03-03-06/1/30504, от 14.01.2015 N 07-01-06/188, от 27.01.2012 N 07-02-18/01). Это может быть либо нарушение должником срока оплаты, либо Вы получили информацию о финансовых проблемах Вашего должника.

Резервы по сомнительным долгам создаются в момент признания задолженности сомнительной.

В учетной политике по бухгалтерскому учету не стоит прописывать, что организация создает или не создает резерв по сомнительным долгам. Но организации необходимо утвердить порядок определения суммы резерва в своей учетной политике, так как в нормативных документах по бухгалтерскому учету процесс оценки возможности погашения долга не прописан.

Так же надо учесть, что в составе дебиторской задолженности могут учитываться:

  • задолженность покупателей,
  • заказчиков,
  • поставщиков,
  • подрядчиков,
  • прочих должников,
  • задолженность учредителей,
  • работников по оплате труда,
  • по подотчетным суммам.

То есть это та задолженность, которая присутствует на счетах 62, 60, 68, 69, 71, 73, 75, 76. Сомнительным долгом может признаваться задолженность заемщика по выданному вами займу, отраженная на субсчете 58-03 «Предоставленные займы» (Приложение к Письму Минфина от 22.01.2016 N 07-04-09/2355).

Кроме того, отражается не предъявленная к оплате начисленная выручка по договорам строительного подряда, длительность выполнения которых составляет более одного отчетного года или сроки начала и окончания которых приходятся на разные отчетные годы (в сумме, исчисленной исходя из договорной стоимости или из размера фактически понесенных расходов, которые за отчетный период считаются возможными к возмещению) (п. п. 1, 2, 17, 23 Положения по бухгалтерскому учету «Учет договоров строительного подряда» (ПБУ 2/2008), утвержденного Приказом Минфина России от 24.10.2008 N 116н, Приложение к Письму Минфина России от 29.01.2014 N 07-04-18/01).

Резервы сомнительных долгов создаются по любой дебиторской задолженности, признаваемой организацией сомнительной (не только по задолженности покупателей и заказчиков за продукцию, товары, работы и услуги). В то же время если в отношении просроченной дебиторской задолженности на отчетную дату имеется уверенность в погашении, то резерв по данному долгу не создается (Письмо Минфина России от 27.01.2012 N 07-02-18/01).

Методика создания резерва по сомнительным долгам

Согласно п.3 ст.266 НК РФ налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам в порядке, установленном в ст.266 НК РФ.

В этом случае в составе внереализационных расходов учитываются суммы отчислений в резерв по сомнительным долгам в части задолженности, возникшей, в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.

Как разъяснено в Определении КС РФ от 19.11.2015 г. №2554-О, федеральный законодатель, предоставив налогоплательщикам возможность формирования резервов по сомнительным долгам до их признания безнадежными, предусмотрел различный порядок отнесения затрат на формирование соответствующих резервов, предполагающий, по общему правилу, возможность учитывать лишь задолженность, связанную с реализацией товаров, под которой понимается передача права собственности на товары (п.1 ст. 39 НК РФ).

Сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности и исчисляется следующим образом:

  • со сроком возникновения свыше 90 календарных дней в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности;
  • со сроком возникновения от 45 до 90 календарных дней (включительно) в сумму резерва включается 50 процентов от суммы задолженности;
  • со сроком возникновения до 45 дней — не увеличивает сумму создаваемого резерва.

При этом создаваемый резерв по сомнительным долгам не должен превышать 10 процентов от выручки отчетного (налогового) периода и может быть использован компанией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов (п.4 ст.266 НК РФ).

В случае если компания приняла решение о создании резерва по сомнительным долгам, списание долгов, признаваемых безнадежными, осуществляется за счет суммы созданного резерва и только не покрытая резервом сумма долга, включается во внереализационные расходы.

Сумма резерва по сомнительным долгам, не полностью использованная компанией в отчетном периоде на покрытие убытков по безнадежным долгам, может быть перенесена на следующий отчетный (налоговый) период.

При этом сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва должна быть скорректирована на сумму остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода (п.5 ст.266 НК РФ).

Способы создания

Действующим законодательством установлена возможность их формирования по окончании отчетного периода, т.е. один раз в год, квартал или месяц. Для этого в учетной политике нужно прописать периодичность создания. Величину данного показателя организация вправе рассчитывать одним из трех методов:

  • по каждому отдельному дебитору;
  • по группам давности должников;
  • по общей сумме дебиторки.

Выбранный метод также необходимо отразить в учетной политике. Для определения оптимального метода каждый из них предлагается рассмотреть более подробно:

  1. Расчет отдельно по каждому дебитору.Данный способ целесообразно применять малым организациям с небольшим количеством должников. При выборе такого способа анализируется задолженность каждого контрагента на предмет её сомнительности. В результате на эти суммы формируется резерв. Если в учете организации на начало периода он уже был отражен, а на конец периода оказался меньше, то его следует уменьшить, если на конец периода вновь рассчитанный сомнительный долг это покрывает с излишком – разница подлежит доначислению.
  2. Расчет по группам дебиторской задолженности.При выборе такого варианта расчета вся дебиторка классифицируется по временным интервалам в зависимости от сроков давности её образования. Далее к общей сумме долгов по каждой группе применяется коэффициент сомнительной задолженности. Например, долги можно классифицировать по группам со сроками непогашения до месяца, от одного месяца до трёх и так далее. К каждой группе применяется коэффициент, возрастающий в зависимости от длительности непогашения. Полученные итоги суммируются, и рассчитывается общий объём резерва по сомнительным долгам, который должен быть отражен в учете на отчетную дату. Как и в первом варианте, его следует сравнить с остатком и произвести либо доначисление, либо уменьшение.
  3. Расчетпо общей сумме дебиторской задолженности.Такой способ создания предполагает следующий расчет: вся выручка за отчетный период (не нарастающим итогом), отраженная в бухгалтерском учете, умножается на коэффициент. При использовании такого метода не сравниваются полученные итоги с остатком резерва на начало периода. Они просто увеличивают его сумму на счетах бухгалтерского учета.

При кажущейся простоте расчетов во втором и третьем вариантах следует учитывать, что коэффициент сомнительной задолженности нельзя «взять с потолка». Он рассчитывается на основании данных о списанной безнадежной задолженности компании за предшествующий период, не превышающий пяти лет.

Когда нужно формировать резерв?

Если в ходе очередной инвентаризации дебиторских задолженностей выявлены не оплаченные своевременно суммы, этого достаточно для создания счета, откуда могут поступить средства.

Подробно установить порядок формирования и распоряжения средствами, оказавшимися в разряде сомнительных долгов, дано право собственникам и руководителям.

Учитывая сферу деятельности, прочие нюансы, положения разрабатываются применительно к каждой организации, утверждаются локальными правовыми актами внутреннего пользования.

Сформировать его нужно непосредственно после выявления неоплаченных долгов, отразив в отчетных документах за этот период.

Ограничений в способах оформления и расчетах законодатель не устанавливает.

Обязательно важно принимать во внимание перспективы получения денег полностью (или частично).

Критерии, которые служат фактором для того, чтобы объективно оценить возможные убытки, не получив причитающиеся суммы, должны быть оговорены в регулирующих эти вопросы внутренних правовых актах. Их применение обязательно при начислении резерва по сомнительным долгам.

При выявлении признаков того, что долг вряд ли будет возвращен, бухгалтер обязан сформировать резерв

Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете

Из статьи Вы узнаете:

1. Для чего нужен резерв по сомнительным долгам и обязательно ли его создавать?

2. Чем отличается «бухгалтерский» резерв по сомнительным долгам от «налогового»?

3. Как рассчитать, скорректировать и отразить в бухгалтерском и налоговом учете сумму резерва?

Для того чтобы данные бухгалтерской отчетности были достоверными, активы и обязательства организации подлежат корректировке с учетом оценочных значений. В отношении дебиторской задолженности оценочным значением является резерв по сомнительным долгам, то есть в балансе сумма дебиторской задолженности отражается за вычетом созданного резерва. Благодаря этому исключается завышение величины активов, а пользователи бухгалтерской отчетности видят реальную величину дебиторской задолженности и, соответственно, могут адекватно оценить финансовое состояние организации. Заметьте, что для целей бухгалтерского учета формирование резерва по сомнительным долгам с 2011 года является не правом, а обязанностью, о чем говорится в п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ № 34н. По-другому дело обстоит с налоговым учетом, НК РФ предусматривает именно право организаций, применяющих метод начисления, создавать резерв по сомнительным долгам. Однако, учитывая то, что указанный резерв включается в налоговые расходы, многие организации сами изъявляют желание воспользоваться таким правом и сформировать резерв по сомнительным долгам для целей налогового учета. В этой статье предлагаю рассмотреть порядок создания, учета и использования резерва по сомнительным долгам как в бухгалтерском, так и в налоговом учете.

Резервы по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете: особенности и отличия

Несмотря на то, что формирование резерва по сомнительным долгам предусмотрено и в бухгалтерском, и в налоговом учете, нужно иметь в виду, что «бухгалтерский» и «налоговый» резерв существенно отличаются друг от друга по многим параметрам: от правил создания и до порядка использования. Более наглядно эти отличия представлены в виде заметок на интерактивной онлайн доске:

Как видите, резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском и в налоговом учете создается по разным правилам и регламентируется разными нормативными актами. Поэтому формировать резерв нужно отдельно для бухгалтерских целей и отдельно для налоговых.

Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете

В бухгалтерском учете, в отличие от налогового, порядок расчета резерва по сомнительным долгам организация устанавливает самостоятельно. В Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ № 34н указано только, что «величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично». Например, организация может применять один из следующих способов расчета резерва по сомнительным долгам:

  • Оценка каждого сомнительного долга. То есть по каждому сомнительному долгу организация самостоятельно определяет ту часть задолженности (или всю сумму задолженности), которая не будет погашена, и включает ее в общую сумму резерва.
  • Определение величины резерва на основе данных прошлых периодов. При этом способе величина резерва рассчитывается как доля непогашенных долгов в общей сумме дебиторской задолженности (соотношение определяется по данным за предыдущие несколько лет).
  • Расчет отчислений в резерв по каждому сомнительному долгу пропорционально периоду просрочки. Такой способ определения величины резерва аналогичен способу, применяемому в налоговом учете, о котором речь пойдет ниже.
Читать еще:  Получить ветерана труда в Свердловской области и Екатеринбурге в 2021 году

Выбранный способ и методику расчета резерва по сомнительным долгам необходимо закрепить в учетной политике для целей бухгалтерского учета. Например, если выбран способ экспертной оценки каждого сомнительного долга, то в учетной политике нужно прописать конкретные критерии (например, показатели платежеспособности и финансового состояния должника), на которых основывается такая оценка. Если выбран способ расчета резерва в зависимости от периода просрочки каждого сомнительного долга, то в учетной политике нужно установить соответствующие процентные значения отчислений в резерв (они могут совпадать с применяемыми в налоговом учете, а могут и не совпадать).

! Обратите внимание: Выбирая конкретный способ определения величины резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете, нужно учитывать особенности Вашей организации, а также цели создания резерва и влияние его величины на показатели отчетности. Чем больше сумма резерва, тем меньше в итоге показатель валюты баланса, и тем меньше показатель чистых активов. Поэтому если Вам нужна «красивая» отчетность (например, для предоставления в банк при обращении за кредитом и т.д.), то целесообразно выбрать такой способ расчета резерва, при котором его величина будет минимальна – так будут исполнены требования законодательства, но при этом не пострадают интересы организации. Главное, что нужно учесть: выбранный способ должен быть отражен в учетной политике, а изменения в нее вносятся до начала отчетного года.

В бухгалтерском учете созданный резерв по сомнительным долгам отражается на счете 63 «Резервы по сомнительным долгам», при этом аналитический учет ведется в разрезе должников. Отчисления в резерв учитываются в составе прочих расходов организации на счете 91-2.

Пример создания резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете

Организация ООО «Восход» отгрузила покупателю ООО «Икс» товары на сумму 118 000 руб. (в т. ч. НДС 18 000 руб.) 10 августа 2014. Срок оплаты по договору установлен 10 дней с даты отгрузки, однако в течение этого срока покупатель не оплатил товар. Учетной политикой ООО «Восход» для целей бухгалтерского учета предусмотрено ежемесячное формирование резерва по сомнительным долгам исходя из оценки каждого долга. На 31 августа организация сочла просроченную задолженность ООО «Икс» сомнительной с низкой вероятностью погашения и приняла решение включить в резерв полную сумму задолженности. Бухгалтерские проводки по формированию резерва по сомнительным долгам будут следующие:

ДебетКредитСумма, руб.

Корректировка резерва в течение года

1. Допустим, покупатель ООО «Икс» перечислил в погашение задолженности 50 000 руб. 15 октября 2014 года. В этом случае величина созданного резерва подлежит уменьшению:

ДебетКредитСумма, руб.

Таким образом, на конец года величина резерва составит 68 000 руб. На эту сумму будет уменьшен показатель дебиторской задолженности в бухгалтерском балансе за 2014 год.

2. Предположим, что в мае 2015 года ООО «Икс» ликвидировано, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ. То есть задолженность по этому должнику является безнадежной и подлежит списанию. Так как ранее задолженность ООО «Икс» участвовала в формировании резерва по сомнительным долгам, то списываться она будет за счет резерва:

ДебетКредитСумма, руб.

Перенос резерва на следующий год

Согласно п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ № 34н, если до конца года, следующего за годом создания резерва, его величина не будет израсходована полностью, то остаток резерва подлежит включению в финансовые результаты отчетного года. В рассматриваемом примере это означает, что если задолженность будет оставаться сомнительной на конец 2015 года (то есть не будет погашена полностью и не будет признана безнадежной), то неиспользованный остаток резерва должен быть отнесен на прочие доходы (счет 91-1). Однако, с учетом требований того же Положения № 34н, сумма сомнительной задолженности должна быть снова учтена при формировании резерва по итогам 2015 года (перед составлением годовой отчетности). В связи с такой неоднозначностью требований Положения, многие специалисты предлагают не списывать полностью сумму неиспользованного резерва с последующим восстановлением, а делать только корректировку резерва по итогам года (увеличение или уменьшение суммы резерва). Это позволит избежать дополнительных записей по счету 91 и не завышать обороты по данному счету, отражаемые также в отчетности (отчете о финансовых результатах).

Резерв по сомнительным долгам в налоговом учете

Для целей налогового учета порядок создания резерва по сомнительным долгам и определения его величины четко установлен законодательством (п. 3 ст. 266 НК РФ). В учетной политике для целей налогообложения необходимо отразить только сам факт создания резерва, поскольку это является правом налогоплательщика, применяющего метод начисления. При этом решение о создании или об отказе от создания резерва по сомнительным долгам должно приниматься до начала года и изменению в течение года оно не подлежит.

! Обратите внимание:

  • Отчисления в резерв по сомнительным долгам включаются в состав внереализационных расходов, уменьшая, соответственно, налогооблагаемую базу по налогу на прибыль (пп. 7 п. 1 ст. 265).
  • Создавать резервы по сомнительным долгам и включать их в расходы для целей налогообложения могут только организации, являющиеся плательщиками налога на прибыль, то есть при применении УСН такой резерв в налоговом учете не создается (пп. 7 п. 1 ст. 265, ст. 266 НК РФ).

Размер отчислений в резерв определяется по каждому сомнительному долгу в зависимости от периода просрочки:

Срок возникновения сомнительного долга

Процент отчислений в резерв от суммы сомнительного долга

Следует учитывать, что в налоговом учете существует ограничение максимальной суммы резерва – она не должна превышать 10% выручки того периода, за который создается резерв. При этом организация по своему усмотрению может установить меньший предельный размер отчислений в резерв (например, 5% от выручки).

Пример создания резерва по сомнительным долгам в налоговом учете

ООО «Заря» в учетной политике для целей налогообложения на 2014 год установила формирование резерва по сомнительным долгам. Авансовые платежи по налогу на прибыль уплачиваются поквартально, соответственно, резерв создается и корректируется на последнюю дату каждого квартала.

По результатам инвентаризации, проведенной на 31.03.2014 ООО «Заря» выявило четырех должников с сомнительной дебиторской задолженностью. Выручка за первый квартал составила 3 млн. руб. (без НДС). Рассчитаем сумму резерва:

Количество дней просрочкиСумма задолженности с учетом НДС, руб.

Сумма отчислений в резерв, руб.

Таким образом, ООО «Заря» сформирует резерв и учтет во внереализационных расходах 1 квартала 2014 года 300 000 руб.

Корректировка резерва в течение года

По результатам инвентаризации на 30.06.2014 выяснилось, что Должник 3 погасил задолженность, а должник 1 ликвидировался, то есть его задолженность стала безнадежной. Новых сомнительных долгов не выявлено. Выручка за полугодие составила 6 млн. руб. Определим сумму корректировки созданного ранее резерва по сомнительным долгам.

1. Так как организация создает резерв по сомнительным долгам в налоговом учете, убытки от списания безнадежной дебиторской задолженности списываются за счет созданного ранее резерва, а не относятся в расходы (в сумме, не превышающей сумму резерва). То есть задолженность Должника 1 подлежит списанию за счет резерва в полном объеме. Остаток резерва составит 100 000 руб. (300 000 – 200 000).

! Обратите внимание:

  • В налоговом учете за счет созданного резерва по сомнительным долгам списывается любая безнадежная задолженность, даже если ранее она не участвовала в формировании резерва.
  • Если сумма безнадежной задолженности превышает сумму созданного резерва, то разница подлежит включению в состав внереализационных расходов (пп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ).

2. Рассчитаем сумму резерва на 30.06.2014:

Количество дней просрочкиСумма задолженности с учетом НДС, руб.

Сумма отчислений в резерв, руб.

Неиспользованный остаток резерва, созданного в первом квартале, составил 100 000 руб. Соответственно, по итогам второго квартала нужно скорректировать сумму резерва в сторону увеличения на 400 000 руб. (500 000 – 100 000), эта сумма будет учтена в составе внереализационных расходов ООО «Заря» во втором квартале 2014 года.

Перенос резерва на следующий год

! Обратите внимание: В соответствии с п. 5 ст. 266 НК РФ:

  • Сумма резерва по сомнительным долгам, не полностью использованная в отчетном периоде на покрытие убытков по безнадежным долгам, может быть перенесена на следующий отчетный (налоговый) период.
  • Сумма вновь создаваемого резерва должна быть скорректирована на сумму остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода:
    • если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва меньше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению в состав внереализационных доходов налогоплательщика в текущем отчетном (налоговом) периоде;
    • если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва больше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению во внереализационные расходы в текущем отчетном (налоговом) периоде.

Аналогично происходит корректировка резерва по итогам года. Однако в этом случае важно учитывать: будете Вы создавать резерв в следующем году или нет. Если резерв будет создаваться, то его остаток на 31 декабря можно перенести на следующий год описанным выше способом. Если резерв не будет создаваться, то остаток резерва на 31 декабря включается во внереализационные доходы текущего периода (п. 7 ст. 250 НК РФ)

Считаете статью полезной и интересной – делитесь с коллегами в социальных сетях!

Есть комментарии и вопросы – пишите, будем обсуждать!

Законодательные и нормативные акты:

1. Налоговый кодекс РФ

2. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утверждено Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н

3. Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утверждено Приказом Минфина России от 06.07.1999 № 43н

Особенности начисления резерва

Выявляются суммы подобных долгов по итогам инвентаризации расчетов. Величина резерва по сомнительным долгам рассчитывается по каждой задолженности исходя из условий заключенных соглашений и перспектив погашения, применяя действующий в компании метод расчета. К примеру, если фирмой установлена задолженность по нескольким контрагентам, то резерв следует сформировать по каждому обязательству каждого из них. То есть, скрупулезное аналитическое сопровождение здесь необходимо.

Приступая к образованию резерва следует учесть существующие различия, предусмотренные законодателями в правилах его организации в налоговом и бухучете. Продемонстрируем их в таблице:

Критерий

Учет

Основания

бухгалтерский

налоговый

в бухучете

в налоговом учете

обязанность при наличии долга

резерв формируется по любой «дебиторке», признанной сомнительной

исключительно по долгам за поставленные ТМЦ, услуги, работы

Сроки образования задолженности

сомнительной может быть признана задолженность, время платежа по которой уже прошло или пока не наступило

сомнительными признаются только долги, не погашенные в оговоренные соглашением сроки

Не более 1/10 от выручки

Учет резервов по сомнительным долгам

Особенности учета и создания резерва по сомнительным долгам в НУ и БУ приведены в таблице ниже:

Получите понятные самоучители по 1С бесплатно:

Читать еще:  2 тысячи рублей пенсионеру РФ — кому полагается помощь?

После окончания проведения инвентаризации и выявления сомнительной задолженности формируются проводки по дебету счета 91.2 «Прочие расходы» и кредиту счета 63 «Резервы по сомнительным долгам». В дальнейшем неоплаченный долг может быть списан за счет этого резерва Дт 63 Кт с 60, 62, 76, 58-3 счетами в зависимости от вида долга.

Суммы неиспользованного резерва учитываются при составлении баланса и отчета о финансовых результатах. Присоединение неиспользованных сумм резервов к прибыли отчетного периода учитывается записью Дт 63 «Резервы по сомнительным долгам» и Кт 91 «Прочие доходы».

В бухгалтерском балансе дебиторская задолженность всегда отражается за минусом резерва по сомнительным долгам.

Создание резерва по сомнительным долгам

Наверно каждая организация сталкивается тем, что контрагенты либо рассчитываются по своим долгам со значительным опозданием либо не могут или не хотят выполнять свои обязательства. Нормативные документы, как по бухгалтерскому, так и налоговому учету предполагают в таком случае создание резерва по сомнительным долгам.

Что же такое сомнительный долг?

Понятие сомнительного долга в бухгалтерском и налоговом учете различается.

В налоговом учете сомнительный долг описывается как «задолженность по оплате товаров (работ, услуг) не погашенная в установленные в договоре сроки и не обеспеченная гарантиями, залогом, поручительством». (ст. 264 НК РФ)

В бухгалтерском учете сомнительной признается необеспеченная гарантиями дебиторская задолженность, которая либо не погашена в сроки установленные договором, либо организация предполагает, что она не будет погашена в предусмотренные договором сроки (п. 70 Положения по бухгалтерскому учету и отчетности, утв. приказом Минфина России № 134н от 29.07.2008)

Как бухгалтерском, так и в налоговом учете, в случае если задолженность обеспечена гарантией, залогом, поручительством, то она сомнительной не является. Полученные обеспечения должны быть отражены в бухгалтерском учете на забалансовом счете 008 «Обеспечения обязательств и платежей полученные»

В налоговом учете не считается сомнительной задолженность если:

  • покупатель задолжал вам штрафы, пени за нарушение условий договоров. Минфин считает, что они не связаны с реализацией. Эта позиция в разные годы последовательно озвучивалась финансовым ведомством в письмах от 19.03.2013 № 03-03-06/2/5223, 23.10.2012 г. N 03-03-06/1/562,от 09.2010 № 03-03-06/1/612, от 20.02.2008 № 03-03-06/2/14, от 05.05.2006 № 03-03-04/2/129.
  • поставщик, получивший аванс, не спешит с исполнением своих обязательств. Об этом также Минфин предупреждает в письмах от 30.06.2011 N 07-02-06/115, от 17.06.2009 № 03-03-06/1/398,от 07.10.2005 N 03-03-04/1/257.
  • не погашенная в срок задолженность, образована по договорам уступки права требования. Об этом Минфина России сообщил в письмах от 12.05.2009 № 03-03-06/1/318 и от 23.03.2009 № 03-03-06/1/176.
  • не погашенная в срок задолженность образована по договорам займа или уступки права требования. Этому посвящено письмо Минфина России от 06.05.2011 № 03-03-06/1/283
  • не погашенная в срок задолженность образована по договорам передачи имущественных прав (прав требований). Прочитать об этом можно в письме Минфина от 23.10.2012 г. N 03-03-06/1/562.
  • сроки погашения задолженности еще не наступили.

В бухгалтерском учете для признания задолженности сомнительной не важны основания, по которым эта задолженность образована. В бухгалтерском учете начисление резерва по сомнительным долгам производится по всем основаниям возникновения долга, а не только на сомнительную задолженности, возникшую в связи реализацией продукции, товаров, работ или услуг. Более того,в бухгалтерском учете задолженность можно расценить как сомнительную, даже если еще не подошел срок платежа по ней. Например, срок наступления платежа еще не наступил, а организация получила информацию о начатой процедуре банкротства должника.

Создание резерва по сомнительным долгам: право или обязанность?

Нужно ли создавать резерв по сомнительной задолженности?

В бухгалтерском учете ответ однозначный — да. Все организации, включая малые предприятия, должны создавать резерв по сомнительным долгам. Требование осуществлять создание резерва по сомнительным долгам установлено в п. 70 Положения по бухгалтерскому учету и отчетности (утв.приказом Минфина России № 134н от 29.07.2008). Это напрямую связно с необходимостью соблюдать одно из основных допущений бухгалтерского учета — требование осмотрительности, которое предусматривает большую готовность к признанию расходов нежели доходов.

В налоговом учете создание резерва является правом, а не обязанностью организации. При этом правом создания резерва сомнительных долгов обладают только предприятия, уплачивающие налог на прибыль. Это прописано в пп.7 п.1 ст. 265 НК РФ. Для предприятий, работающих на упрощенной системе налогообложения, ЕНВД или патенте возможность создания резерва по сомнительным долгам законодательством не предусмотрена. Создание резерва по сомнительным долгам в налоговом учете является одним из способов оптимизации налоговых платежей, так как сумма созданного резерва увеличивает расходы для целей налогообложения прибыли, тем самым уменьшая сумму налога на прибыль к уплате. Если организация решит применять данный способ оптимизации налога на прибыль, то принятое решение рекомендуется отразить в учетной политике для целей налогообложения.

Когда создается резерв по сомнительным долгам?

В налоговом учете периодичность создания резерва проведения зависит от выбранного организацией отчетного периода для уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль. Если отчетным периодом для уплаты авансовых платежей является месяц, то резерв нужно исчислять ежемесячно, если же отчетным периодом является квартал, то и резерв можно создавать раз в квартал. Такой вывод можно сделать из анализа п.4 ст. 266 НК РФ и п.2 ст. 285 НК РФ.

В бухгалтерском учете этот вопрос нормативными документами не урегулирован. Это означает, что организация должна самостоятельно установить периодичность создания резерва и закрепить принятое решение в учетной политике для бухгалтерского учета. Если организация формирует резерв по сомнительным долгам в налоговом учете, то наиболее рациональным было бы в бухгалтерском учете установить такую же периодичность его создания как и в налоговом. Если в налоговом учете резерв не создается, то создание резерва только на конец отчетного года позволить минимизировать трудозатраты бухгалтерии и соблюсти требование законодательства.

На основании, каких документов принимается решение о создании резерва по сомнительным долгам?

В бухгалтерском и налоговом учете резерв по сомнительным долгам создается по каждому сомнительному долгу отдельно. Это предусмотрено как п.70 Положения по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности, так и в статье 264 НК РФ.

В налоговом учете создание резерва по сомнительным долгам производиться только на основании данных инвентаризации (п.4 ст.264 НК РФ).

В бухгалтерском учете требования к документам, на основании которых будет определяться сомнительная задолженность, нет. Проведение инвентаризации не является единственным условием для определения сомнительности долга, ведь данный документ не позволяет определить ни финансовое положение должника, ни оценить вероятность погашения задолженности. Документы, на основании которых будет определяться сомнительная задолженность в бухгалтерском учете, критерии оценки вероятности погашения задолженности должны разрабатываться и утверждаться в каждой организации. Например, можно установить, что одним из документов для определения сомнительности долга будет являться заключение финансовой службы о вероятности погашения долга полностью или частично.

Некоторые подводные камни создания резерва по сомнительным долгам в налоговом учете.

Принимая решение о создании резерва нужно принимать во внимание, что некоторые вопросы не имеют однозначного решения. По таким вопросам предприятие должно самостоятельно определиться какую позицию выбрать: более безопасную и не требующую споров с налоговиками, или наоборот более рисковую, предполагающую обращение в суд. Рассмотрим несколько спорных ситуаций:

1. Можно ли создавать резервы, если срок для погашения задолженности в договоре не установлен?

Безопасная позиция: не создавать резерв, если в договоре срок оплаты не указан.

По мнению налоговых органов, сомнительный долг может быть сформирован только на основании договора, в котором указан срок, до окончания которого долг должен быть погашен.

Противоположная позиция: резерв можно создать, даже если в договоре не указан срок погашения задолженности.

Обоснование: срок исполнения обязательств устанавливается гражданским законодательством. В нем предусматривается, что в случае, если в договоре нет срока исполнения обязательств, то обязательство должно быть исполнено в течение 7 дней с момента предъявления требования о его исполнении, если иное не установлено законом (ст. 314 ГК РФ). Предъявить требование об оплате, можно просто выставив счет (счет-фактуру). Такая позиция налогоплательщика была поддержана решением ФАС ПО от 08.05.2008 № А12-10217/07.

Таким образом, если вы выставили счет (счет-фактуру) за реализованные товары покупателю 15 апреля 2012 года, и в течение 7 дней счет не оплачен, то срок исполнения обязательств по оплате считается нарушенным, начиная с 8 дня. Следовательно, если по состоянию на 30 июня оплата за реализованные товары не поступит, то можно начислить резерв в размере 50% от суммы задолженности.

2. Можно принять решение о создании резерва по сомнительным долгам в течение года, если на начало года в учетной политике для целей налогообложения его формирование не предусмотрено.

Безопасная позиция: резерв можно создавать только его создание предусмотрено в учетной политике на начало года.

Обоснование: решение о создании резерва — это выбор, предусмотренный Налоговым кодексом, распределения расходов по признанию безнадежных долгов во времени. Решение об изменении методов учета, применяемых при ведении налогового учета, должно быть принято и отражено на начало налогового периода в учетной политике. Это предусмотрено в статье 313 Налогового кодекса. Началом налогового периода для налога на прибыль является начало календарного года. Эта позиция изложена в письме Минфина России № 03-03-06/1/594 от 21.10.2008.

Противоположная позиция: резерв можно создать, даже если на начало года, его создание в учетной политике не предусмотрено.

Обоснование: Порядок создания резервов описывается в статье 266 НК РФ, данная статья не содержит требования об установлении срока для принятия решения о создании резерва или ограничения по срокам принятия такого решения. Решение об утверждении способов учета по операциям, которые возникли впервые в деятельности организации и не применялись ранее, является не изменением, а дополнение применяемых методов учета.

Такие аргументы были использованы в постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 15.10.2007 № А56-26468/2006, от 03.07.2008 № А56-12980/2007, который принял сторону налогоплательщика по данному вопросу. Более того ФАС, Волго-Вятского округа в постановлении от 19.03.08 № А79-3573/2007 посчитал, что предприятие вправе создавать резерв по сомнительным долгам, даже в случае если его создание не предусмотрено в учетной политике.

3. Можно ли создавать резерв по сомнительным долгам, при наличии как дебиторской, так и кредиторской задолженности перед одним контрагентом?

Безопасная позиция: сформировать резерв по сомнительным долгам можно, но только на ту часть дебиторской задолженности, которая превышает кредиторскую.

Обоснование: При наличии кредиторской задолженности просроченная дебиторская задолженность не может быть расценена как необеспеченная, так как Гражданский кодекс дает возможность в одностороннем порядке сделать зачет встречных обязательств (ст.410 ГК РФ).

Такой позиции придерживаются чиновники Минфина (письма от 06.08.2010 N 03-03-06/1 /528,от 21.09.2011 №03-03-06/1/579 от 21.09.2011), ФНС (письмо от 16.01.2012 г. N ЕД-4-3/269@) и некоторые суды: ФАС Волго-Вятского округа от 16.11.2009 по делу N А29-7170/2008. Высший арбитражный суд в определении № ВАС-16876/09 от 31.12.2009 счел, что просроченная дебиторская задолженность не может быть расценена как сомнительная при наличии кредиторской задолженности.

Читать еще:  Установлен срок обращения к руководству Верховного Суда РФ о пересмотре конкретного дела

Противоположная позиция: сформировать резерв по сомнительным долгам можно на всю сумму сомнительной дебиторской задолженности.

Обоснование: Аргументы налоговых органов о том, что дебиторская задолженность не может быть включена в резерв по сомнительным долгам, поскольку у налогоплательщика была возможность произвести взаимозачет, не соответствует нормам статьи 266 НК РФ, которая предусматривает создание резерва только по результатам инвентаризации дебиторской задолженности. Обязанности производить зачет дебиторской и кредиторской задолженности Налоговым кодексом не установлено. Гражданский кодекс предусматривает право, а не обязанность организации производить зачет встречных обязательств. Кроме того, не во всегда можно произвести зачет, так как статья 410 ГК РФ требует, что бы зачитываемые обязательства были однородны, и срок погашения обязательств по ним насупил, а статья 411 устанавливает случаи, когда зачет вообще невозможен. Есть судебные решения, поддерживающие эту позицию, например, Постановления ФАС Поволжского округа 26.06.2012 № А65-12909/2011, ФАС Московского округа в постановлении по делу от 03.08.2010 № КА-А40/8149-10, ФАС Центрального округа в постановлении по делу от 18.03.2009 № А09-7845/07-20.

Справочно: По мнению юристов, задолженности могут быть однородными, если совпадают предмет и валюта обязательств. Так, например, задолженность по оплате товаров (работ, услуг) не может быть однородна с задолженностью по оплате займов, имущественных прав, уступке прав требования. Задолженность, выраженная в валюте, неоднородна с задолженностью, выраженной в рублях. Нельзя производить зачет требований по уплате алиментов, возмещению вреда жизни и здоровью, пожизненного содержания, если по одному из требований истек срок исковой давности, или договором предусмотрен запрет зачета взаимных обязательств. Нельзя зачесть обязательства, если срок погашения хотя бы одного из них не наступил. На основании всего вышеизложенного формировать резерв по сомнительным долгам можно без учета кредиторской задолженности.

4. Может ли организация, находящаяся на общей системе налогообложения создавать резерв по сомнительным долгам, возникшим в период применения спец. режимов: УСН и ЕНВД.

Безопасная позиция: По дебиторской задолженности, возникшей в период применения ЕНВД, резерв по сомнительным долгам не создается. Об этом Минфин предупредил в письме от 21.12.2012 № 03-11-06/90.

Противоположная позиция: Организации, применяющие метод начисления, формируют резерв по сомнительным долгам на основании данных инвентаризации дебиторской задолженности в соответствии со статьей 266 НК РФ. Налоговый кодекс не содержит условие, предусматривающего запрет создания резерва сомнительных долгов, дата возникновения которых относится ко времени применения иных режимов налогообложения.

О том, как происходит формирование резервов по сомнительным долгам можно прочитать здесь и здесь .

О применении ПБУ 18 при учете резервов по сомнительным долгам можно прочитать здесь .

Порядок открытия и ведения резерва в бухучете

Бухгалтер организации при создании запаса на покрытие просроченных долгов дебиторов руководствуется едиными правилами:

  • Проводится выявление задолженности, сроки оплаты которой истекли.
  • Анализируется наличие встречных требований со стороны должника.
  • Проверяется обеспечение обязательств.
  • Рассчитываются коэффициенты риска неплатежеспособности дебитора.
  • Считается величина покрытия по соотношению дней просрочки.

Неиспользованный остаток может быть использован в другом отчетном периоде. При недостаточности средств фонда закрытие проблемных недоимок производится за счет прочих расходов.

Нужно ли отражать возможность формирования резерва в учетной политике для целей налогообложения

В ст. 266 НК РФ нет прямого указания на то, что налогоплательщик должен отразить создание резерва по сомнительным долгам в учетной политике.

Тем не менее, по мнению Минфина России (см. письмо от 21.10.2008 № 03-03-06/1/594), налогоплательщик должен утвердить свое решение о создании рассматриваемого резерва в учетной политике для целей налогообложения. Указанная позиция основана на том, что в соответствии со ст. 313 НК РФ система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета должен быть установлен налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Аналогичное мнение было высказано в письмах УФНС России по г. Москве от 20.06.2011 № ­16-15/059211@.2, от 09.04.2007 № 20-12/031921.

Кроме этого, в недавнем письме Минфина России от 20.03.2015 № ­03-03-06/1/15533 финансовое ведомство (отвечая на несколько иной вопрос) также косвенно указывает на то, что «налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам в порядке, предусмотренном ст. 266 НК РФ, отразив данный порядок в учетной политике для целей налогообложения». Аналогичное косвенное подтверждение в отношении того, что порядок формирования резерва по сомнительным долгам должен быть зафиксирован в учетной политике для целей налогообложения, нашло отражение в ряде иных писем Минфина России, например, от 09.02.2015 № 03-03-06/2/5141, от 01.12.2014 № ­03-03-06/1/61189 и др.

Однако суды отклоняют такое требование налоговых и финансовых ведомств.

ФАС Волго-Вятского округа в постановлении от 19.03.2008 по делу № А79-3573/2007 отклонил заявление налогового органа, состоящее в том, что предприятие не вправе было создавать резерв по сомнительным долгам, поскольку создание этого резерва не было предусмотрено учетной политикой. Свое решение суд мотивировал следующим: положениями ст. 266 НК РФ не установлено сроков принятия решения о формировании резерва по сомнительным долгам или ограничений по срокам принятия такого решения. Следовательно, фактическое создание резерва по сомнительным долгам не становится неправомерным, если это не было специально предусмотрено в учетной политике для целей налогообложения. Аналогичной позиции придерживаются арбитражные суды других округов (постановления ФАС Северо-Западного округа от 03.07.2008 по делу № А56-12980/2007, Дальневосточного округа от 09.08.2007 № Ф03-А73/07-2/2877, Уральского округа от 22.12.2005 № Ф09-5913/05-С7 и др.).

Дополнительно в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 15.10.2007 по делу № А56-26468/2006 (определением ВАС РФ от 08.10.2007 № 12586/07 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ) суд сделал следующий вывод: налогоплательщик вправе создать резерв по сомнительным долгам в четвертом квартале года, даже если изначально в учетной политике создание резерва по сомнительным долгам не предусматривалось. Аналогичная позиция была высказана в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 03.07.2008 по делу № ­А56-12980/2007.

Налоговый резерв против бухгалтерского резерва

Согласно п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н, организация может создавать резервы сомнительных долгов по расчетам с другими организациями и гражданами за продукцию, товары, работы и услуги с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации.

Согласно мнению, высказанному в письме Минфина России от 16.05.2011 № 03-03-06/1/295, в налоговом учете создание резерва по сомнительным долгам является правом организации вне зависимости от того, создается ли аналогичный резерв в бухгалтерском учете.

В письме УФНС России по г. Москве от 09.04.2007 № 20-12/031921 было высказано аналогичное мнение по данному вопросу. Согласно данному письму налоговики делают вывод, что НК РФ не содержит ограничений в части формирования резерва по сомнительным долгам в налоговом учете без обязательного формирования аналогичного резерва в ­бухгалтерском учете.

Судебная практика по этому вопросу также складывается в пользу налогоплательщиков (см. постановление ФАС Московского округа от 01.11.2010 № КА-А40/13095-10 по делу № А40-156407/09-35-1220 и др.).

Как показать начисление РСД в бухучете?

Начисление РСД. По правилам п. 10 П(С)БУ 10 начисленную сумму РСД включают в состав прочих операционных расходов. То есть

начисление резерва показывают записью: Дт 944 «Сомнительные и безнадежные долги» — Кт 38 «Резерв сомнительных долгов»

Причем учтите такой нюанс: чуть раньше мы сказали, что РСД создают отдельно для каждого вида дебиторской задолженности. Поэтому для удобства составления финотчетности рекомендуем открыть к счету 38 аналитические субсчета в разрезе отдельных статей задолженности (субсчет 38/Реализация — для РСД по дебиторской задолженности за продукцию, товары, работы, услуги, субсчет 38/Вексель — для РСД по задолженности, обеспеченной векселями, и т. д). Применять отдельные субсчета для разных РСД советует и Минфин в письме от 07.07.2004 г. № 31-04200-01-29/12137 (ср. 025069200).

Списание задолженности за счет РСД. РСД, по сути, является источником погашения безнадежной задолженности предприятия, т. е. задолженности, по которой истек срок исковой давности или существует уверенность в ее непогашении должником.

Списание безнадежной дебиторской задолженности за счет РСД в зависимости от вида задолженности показывают записями: Дт 38Кт 34 «Краткосрочные векселя полученные», 36 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 37 «Расчеты с разными дебиторами» в разрезе расчетов с покупателями и заказчиками или другими дебиторами.

Начисленного РСД недостаточно? Тогда остаток безнадежной дебиторской задолженности списывают в состав прочих операционных расходов (Дт 944 — Кт 34, 36, 37).

Кроме того, информацию о сумме списанной задолженности отражают и в забалансовом учете. Для этого списанную сумму показывают по дебету субсчета 071 «Списанная дебиторская задолженность», где учитывают ее не менее 3 лет с даты списания. В это время кредитор наблюдает за возможностью взыскания задолженности в случае изменения имущественного состояния должника. Окончательно списывают указанную сумму с субсчета 071 либо одновременно с получением средств от должника в виде возмещения задолженности, либо в связи с истечением срока учета такой задолженности.

Корректировка РСД в связи с перерасчетом. После проведения очередного (ежеквартального) перерасчета РСД вам, возможно, понадобится откорректировать ранее начисленную сумму:

— в сторону увеличения (общая сумма РСД на конец отчетного периода больше, чем сальдо по Кт 38) — записью Дт 944 — Кт 38;

— в сторону уменьшения (когда общая сумма РСД на конец отчетного периода меньше, чем сальдо по Кт 38) — прямой записью Дт 38 — Кт 719 «Прочие доходы от операционной деятельности» на разницу между расчетной и учетной суммами РСД или сторнировочной записью: Дт 944 — Кт 38 (методом «сторно»)*.

* Именно метод «сторно» предпочтительнее применять в том случае, если ваш годовой доход за последний годовой отчетный (налоговый) период приближается к «предельным» 20 млн грн. из п. 134.1 НКУ.

В бухгалтерском учете начисление РСД и списание безнадежной задолженности за счет такого резерва покажем на примере.

Пример. На 30.06.2018 г. на предприятии числится остаток начисленного РСД в сумме 15000 грн. В сентябре 2018 года на основании расчетов предприятие доначислило резерв в сумме 5000 грн. В октябре 2018 года признана безнадежной и списана дебиторская задолженность за поставленные, но не оплаченные товары в сумме 30000 грн.

В бухучете эти операции по начислению и использованию резерва показывают так:

Учет (до)начисления РСД и его использования

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector