Lazurnensky.ru

Обзорный аналитик
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Дело N80-КГ16-7. О признании права на внеочередное предоставление жилья, обязании предоставить жилье.

КС разъяснил порядок обеспечения жильем недееспособных граждан

1 февраля Конституционный Суд вынес Постановление № 3-П по делу о проверке конституционности п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса и ч. 3 ст. 17 Закона о социальной защите инвалидов в РФ. Согласно первой норме, жилые помещения по договорам социального найма вне очереди предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами ряда хронических заболеваний. Исходя из второй нормы, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством РФ.

Отказ в предоставлении инвалиду жилья повышенной площади для проживания с ней опекунов

Как следует из материалов дела, жительница Астрахани К. является инвалидом I группы по зрению с детства и нуждается в постоянном постороннем уходе. Кроме того, она страдает тяжелой формой хронического заболевания, при которой невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. В 2011 г. К. признана недееспособной, а в 2012 г. ее мать – гражданка Г. – назначена опекуном.

С 2012 г. Г., ее муж В. и дочь К. (семья из трех человек) состоят на учете в качестве нуждающихся в жилье, предоставляемом по договору социального найма из муниципального жилищного фонда. При этом К. также включена в список лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний и состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В августе 2013 г. суд удовлетворил иск прокурора, поданный в интересах семьи, обязав администрацию Астрахани предоставить ей вне очереди благоустроенное жилье по договору социального найма с учетом дополнительной жилой площади, предусмотренной для инвалидов. Тем не менее апелляция отменила решение и вынесла новый судебный акт, согласно которому администрация обязана предоставить по договору социального найма благоустроенное жилое помещение только К. как лицу, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, указанного в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса перечне.

После принятия Конституционным Судом Постановления от 22 января 2018 г. № 4-П, которым был выявлен конституционно-правовой смысл п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса, Г. обратилась в суд с иском к органу местного самоуправления о предоставлении дочери во внеочередном порядке жилья по договору социального найма с учетом дополнительной площади, необходимой для совместного проживания с ней родителей. Тем не менее суды отказали в удовлетворении заявления со ссылкой на то, что родители инвалида не обладают самостоятельным правом на получение жилого помещения по договору соцнайма вне очереди, а их право проживать с дочерью в жилье, которое будет ей предоставлено во исполнение ранее принятого судебного постановления, не оспаривается. В дальнейшем кассационные инстанции, включая Верховный Суд, отказались рассматривать кассационную жалобу заявительницы.

Конституционный Суд подчеркнул, что необходимо учитывать все обстоятельства

В жалобе в Конституционный Суд Г. указала на несоответствие п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса и ч. 3 ст. 17 Закона о социальной защите инвалидов в РФ Основному Закону государства. По ее мнению, спорные нормы лишают совершеннолетних граждан-инвалидов, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, при которой невозможно совместное проживание с ними в одной квартире, и нуждающихся в круглосуточном уходе и постоянной опеке, права на дополнительную жилую площадь в случае постановки их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 г., а также ущемляют права опекунов таких граждан.

Изучив материалы дела, Конституционный Суд отметил, что предметом рассмотрения будет п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК постольку, поскольку в системе действующего правового регулирования он определяет основания и условия предоставления жилого помещения по договору социального найма гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, указанного в правительственном перечне соответствующих заболеваний (в том числе инвалиду, когда такое лицо признано недееспособным, имеет назначенного ему опекуна и нуждается в постоянном постороннем уходе).

Высшая судебная инстанция пояснила, что граждане, страдающие тяжелой формой хронических заболеваний и признанные судом недееспособными, тем более могут нуждаться в соответствующем уходе с постоянным присутствием опекуна, не считая случаев, когда они помещены под надзор в образовательные, медицинские или социальные организации. На это указывает и закрепление в ч. 4 ст. 16 Закона об опеке и попечительстве возможности опекуна безвозмездно пользоваться жилым помещением, принадлежащим подопечному, в соответствующем порядке при удаленности его места жительства от места жительства подопечного, а также при наличии других исключительных обстоятельств.

В связи с этим КС счел, что предоставление жилого помещения в порядке, предусмотренном п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, в расчете лишь на самого гражданина, страдающего тяжелой формой хронического заболевания из числа указанных в перечне, предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 этого Кодекса, когда он признан недееспособным и нуждается по состоянию здоровья в постоянном уходе, который осуществляет опекун, способно привести к нарушению ряда конституционных установлений и правовых позиций. При этом Суд отметил, что сказанное, однако, не предрешает обязательного получения недееспособным совершеннолетним гражданином, страдающим заболеванием указанной категории, жилого помещения на таких условиях, когда и его опекуну было бы обеспечено право социального найма того же помещения при соблюдении нормы предоставления в отношении их обоих.

«Так, если сам опекун не принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, то, по общему правилу, другое жилое помещение не может быть ему предоставлено на условиях социального найма даже для проживания вместе с подопечным. Более того, не исключено, что при определенных жилищных условиях опекуна подопечный, который является членом его семьи, может проживать и в его жилище. Предоставление жилого помещения гражданину, страдающему тяжелой формой соответствующего хронического заболевания и признанному недееспособным, в размере, превышающем соответствующую норму в расчете на одно лицо, возможно при неодинаковых условиях и с разными правовыми последствиями, с тем чтобы обеспечить проживание такого гражданина вместе с его опекуном», – отмечено в постановлении КС РФ.

В исключительных ситуациях, если предоставление жилья с превышением нормы предоставления не более чем в два раза, с тем чтобы опекун осуществлял постоянный уход за подопечным без вселения в жилое помещение или, напротив, в качестве члена семьи нанимателя, невозможно (в частности, в связи с отсутствием помещений подходящего размера) и если опекун недееспособного гражданина, страдающего тяжелой формой соответствующего хронического заболевания, является членом его семьи (супругом или близким родственником), осуществляющим за подопечным постоянный уход, и принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, подопечному нельзя отказать в обеспечении жильем вне очереди на основании оспариваемой нормы только в силу того, что его опекун сам не относится к лицам, обеспечиваемым жильем по договору социального найма вне очереди. «Конституционно значимым целям отвечало бы предоставление жилого помещения по договору социального найма такому гражданину и опекуну, в том числе с учетом положений ст. 58 ЖК РФ. В этом случае, поскольку жилое помещение предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в соответствующем перечне, также возможно превышение нормы предоставления на одного человека, но не более чем в два раза (ч. 2 данной статьи)», – подчеркнул Суд.

Таким образом, отметил КС, п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, на основании которого гражданам, страдающим тяжелыми формами ряда хронических заболеваний, предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма, обязывает правоприменительные органы учитывать все заслуживающие внимания обстоятельства. Это означает, что спорный пункт предполагает принятие решения о предоставлении вне очереди жилого помещения недееспособному гражданину-инвалиду, страдающему соответствующим хроническим заболеванием и нуждающемуся по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе. При этом должна учитываться площадь, которая была бы достаточна, чтобы обеспечить такому лицу, помимо отдельного проживания, возможность получать такой уход и должное содействие в удовлетворении особых его потребностей, когда требуется постоянное нахождение с ним в предоставляемом ему жилье опекуна или проживание с ним супруга или близкого родственника в качестве члена семьи нанимателя.

«Если же предоставление жилого помещения гражданину, страдающему тяжелой формой соответствующего хронического заболевания, на таких условиях невозможно, реализация им права на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма возможна в рамках предоставления жилого помещения по договору социального найма ему и его принятому на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий опекуну – члену его семьи по смыслу семейного законодательства (супругу или близкому родственнику), осуществляющему за ним постоянный уход», – отмечено в постановлении Суда. Таким образом, КС РФ счел, что спорный пункт соответствует Конституции, и распорядился пересмотреть судебные акты по делу граждан Г. и К.

Эксперты оценили выводы КС

Адвокат АП г. Москвы Анна Минушкина отметила, что жилищное законодательство с принятием ЖК РФ в 2005 г. значительно сократило количество категорий граждан, имеющих право на внеочередное улучшение жилищных условий. «Сейчас подлежат улучшению во внеочередном порядке жилищные условия исключительно граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, установленных законодательством. При этом, согласно законодательству, подлежат улучшению жилищные условия только самого гражданина, имеющего хроническое заболевание, и исключается улучшение жилищных условий во внеочередном порядке членам его семьи, также состоящим на жилищном учете», – пояснила она.

По словам эксперта, на практике очень часто и остро встает вопрос о нарушении прав людей, имеющих заболевание, поскольку по факту улучшают жилищные условия исключительно им, и они вынуждены проживать без членов семьи. «В настоящее время мы также представляем интересы лица, имеющего заболевание, позволяющее лицу вне очереди улучшить жилищные условия. Местные органы улучшают ему одному жилищные условия, хотя члены его семьи также состоят на жилищном учете. При этом нашего доверителя переселяют от членов его семьи на значительное расстояние. Наша позиция сводится к тому, что доверителю в связи с заболеванием необходим посторонний уход», – рассказала Анна Минушкина.

По ее мнению, постановление КС РФ является логичным продолжением целей социальной политики, которая обязывает принимать меры по обеспечению благополучия граждан, их социальной защищенности. «Исходя их указанного смысла, при улучшении жилищных условий гражданам, имеющим заболевание, предусмотренное перечнем, подлежат также улучшению и жилищные условия опекуну указанного лица, который также состоит на жилищном учете, а при наличии нескольких лиц, осуществляющих уход за недееспособным лицом, необходимо улучшать жилищные условия одновременно также и членам семьи», – резюмировала эксперт.

Партнер юридической фирмы Law & Commerce Offer Антон Алексеев полагает, что Конституционный Суд, как и в большинстве случаев при рассмотрении жалоб, касающихся социальной сферы, постарался найти баланс между интересами гражданина, имеющего право на социальную защиту со стороны государства, и интересами самого государства.

«С одной стороны, КС указал, что гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, должно быть предоставлено вне очереди жилое помещение по договору социального найма с учетом обеспечения отдельного проживания в таком помещении как его самого, так и его опекуна для того, чтобы опекун мог надлежащим образом обеспечивать уход и должное содействие в удовлетворении особых потребностей подопечного. При этом Суд делает оговорку о том, что такая возможность может быть предоставлена тогда, когда опекун и подопечный состоят в близких родственных отношениях в соответствии с семейным законодательством. С другой стороны, он говорит, что площадь жилого помещения, предоставляемого во внеочередном порядке гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, не должна превышать норму предоставления более чем в два раза», – отметил эксперт.

Антон Алексеев полагает, что Конституционный Суд сделал важный вывод о том, что предоставление гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, жилого помещения для отдельного проживания без учета площади для проживания с ним опекуна, являющегося близким родственником и членом семьи, является нарушением прав самого подопечного и препятствует исполнению опекунами обязанностей, возложенных на них законом. «Однако Суд также указал, что внеочередное предоставление лицу, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, жилого помещения с учетом площади, необходимой для проживания с ним членов его семьи (включая опекуна), должно осуществляться, исходя из обстоятельств конкретного дела и при наличии у публичного образования возможности предоставления жилого помещения соответствующей площади. Последнее обстоятельство на практике может лишить все выводы КС РФ правовой ценности при рассмотрении подобных споров в суде», – подчеркнул юрист.

2. Если жилое помещение, занимаемое по договору соцнайма, уничтожено пожаром, то для предоставления другого семье не обязательно стоять на жилищном учёте, но требуется иметь объективную нуждаемость в жилье (ч. 2 ст. 49, 52 ЖК РФ), включая наличие статуса малоимущего

В 1980 г. семье очередников был предоставлен по договору соцнайма жилой дом (Волгоградская обл.).

В связи с непроведением капремонта его износ к 2007 г. составил 100 %.

Читать еще:  Льготная ипотека для преподавателей в 2021 году: cоциальные программы жилья

В результате двух пожаров в 2007 и 2013 гг. дом сгорел и в 2017 г. был признан непригодным для проживания.

Наниматель обратился в суд с иском к местной администрации о предоставлении семье вне очереди другого жилья по договору соцнайма взамен разваливающегося по вине наймодателя дома, из которого они, будучи многодетными, были вынуждены съехать и проживать у родственников. Администрация, в свою очередь, обратилась к ним со встречным иском о признании нанимателя с членами семьи утратившими право пользования, выселении и снятии с регистрационного учёта.

Наниматель ссылался на пункт 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ об обязанности наймодателя предоставить другое жильё взамен сгоревшего. Администрация — на прекращение договора соцнайма добровольным выездом нанимателей ещё до 2007 г. (часть 3 ст. 83 ЖК РФ), на заселение и многолетнее проживание бомжей, которые дважды и сожгли дом.

Районный и областной суды в иске о предоставлении жилья отказали со ссылкой на отсутствие у нанимателей статуса малоимущих и несостояние на жилищном учёте и удовлетворили встречный иск, признав жителей добровольно утратившими право пользования этим домом, выселив и выписав.

Верховный Суд РФ с такой позицией не согласился.

Со ссылкой на ст. 71 ЖК РФ и п. 32 постановления Пленума Верховного Суда РФ о применении судами ЖК РФ от 2 июля 2009 г. № 14 он признал временным непроживание нанимателей, не имеющих другого жилья, т.к. их вынужденный выезд был обусловлен непроведением наймодателем капремонта изношенного дома с разрушениями конструкций и несущих стен.

Судом установлено, что несмотря на ряд обращений нанимателя, наймодатель не отремонтировал дом даже после первого пожара в 2007 г., хотя обследовал дом и составлял смету на ремонт

В итоге Верховный Суд РФ вновь подтвердил свою позицию, что для внеочередного предоставления другого жилья взамен сгоревшего, занимаемого по договору соцнайма, погорельцам не обязательно стоять на жилищном учёте, но надо иметь статус малоимущего и объективную нуждаемость в жилье.

Аналогичного мнения придерживается и Конституционный Суд РФ. В определении от 5 марта 2009 г. № 376-О-П он указал, что пункт 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не исключает возможность предоставления жилых помещений малоимущим гражданам, лишившимся жилища в результате пожара, по договорам социального найма во внеочередном порядке, если на момент утраты жилища они не состояли на учете в качестве нуждающихся.

Служебное жилье. Когда нельзя выселить, даже если трудовые отношения прекратились ?!

Первичная консультация по телефону или при заказе обратного звонка «БЕСПЛАТНАЯ»

В соответствии с установленными законодательными нормами Российской Федерации отдельным категориям граждан на основании действия трудового договора полагается жилое помещение. Естественно квартира или дом выдаются таким категориям лиц не в собственность, а по договору социального найма на определенное время.

Что такое служебное помещение ?!

В первую очередь это выделенные для группы лиц жилые объекты, которые используются временно. Квартирантами выступают разные категории граждан. Например, преподаватели, медики, военнослужащие, представители правоохранительных органов.

В качестве служебного жилья гражданам обычно предоставляется:

  • Квартира в многоквартирном жилом доме;
  • Частный дом для проживания;
  • Комната в общежитии.

Для проживания по закону выделяется недвижимость из общегосударственного либо муниципального жилищного фонда.

Основания для получения жилья.

Выдача жилой площади не означает то, что гражданин обрел крышу над головой на долгие годы. В любой момент из жилого помещения на вполне законных основаниях могут выселить. Основаниями для выселения могут служить следующие факторы:

  • Истек срок трудового договора и соответствии гражданин не имеет права проживать дальше в квартире или в доме;
  • В организации или предприятии где работает человек произошло сокращение штатов. Нет работы – соответственно и не будет служебной квартиры;
  • Не вносится оплата за коммунальные услуги на протяжении долгого времени;
  • Есть жалобы от третьих лиц о нарушении их законных прав;
  • Сменился владелец жилого помещения;
  • Помещение пришло в непригодность из-за неправильного содержания;
  • Было признано то, что решение о предоставлении жилья имеет незаконный характер.

Естественно надо отметить еще и то, что поводом для выселения служить может желание самих граждан, проживающих в квартире или доме. Отметить надо, что дом либо служебная квартира относятся к особому жилищному фонду. Порядок прописки и выписки из таких помещений регламентируется Жилищным кодексом Российской Федерации (раздел 4). Заселение человека организовывается на основании договора найма жилого помещения, как было обозначено выше. Одной стороной договора выступает гражданин (наниматель), а в лице наймодателя действует само государство.

Обычно люди проживают в таких помещениях до тех пор, пока действует трудовой договор. С регистрации по причинам, обозначенным в статье выше человек может сняться с регистрации в добровольном порядке по своей воле или принудительным путем в ходе судебного заседания, если оно было инициировано по желанию наймодателя.

Виды законных оснований для выселения из служебного помещения.

Первая и основная причина лишения помещения – это увольнение, когда завершается действие трудового контракта. Помещение должны освободить все лица, проживавшие в нем, так как происходит утрата статуса полицейского, военного, государственного работника.

Что касается процедуры сокращения, то военные, полицейские и иные работники силовых структур обладают законодательными гарантиями при сокращении. Таким образом, выселению не подлежат жители служебной квартиры, заселенные в нее до момента вступления в силу обновленных норм кодекса. Также нельзя выгнать людей, проживающих на основании договора социального найма, либо стоящих на таком учете без веских причин. Об этом указано в части второй статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации. Бывает и так, что граждан могут выселять по другим причинам. В частности, проживающих из служебного жилья могут попросить съехать в том случае, если у них имеется в собственности другой объект недвижимости, а если они не соглашаются, то тогда приходится обращаться в суд и организовывать процесс выселения принудительным образом.

Еще одна причина частых выселений служебных квартир кроется в наличии задолженности по коммунальным платежам. Лишиться жилья можно, если неуплата взносов за услуги ЖКХ составляет больше шести календарных месяцев. Плюс ко всему прочему причиной может послужить и нецелевое использование помещения, когда нарушаются нормы и положения статей 83 и 103 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Кого нельзя выселить из муниципального жилья ?!

Сказать надо о тех гражданах, которые не могут быть выселены из служебного помещения. Причем выселение может состояться только в том случае, если им предоставляется альтернативное и соразмерное жилье взамен. Без предоставления альтернативной квартиры даже по окончании трудовых отношений нельзя выселить:

  • Граждан, получивших статус инвалидов после того, как они получили травмы в результате военных конфликтов и противостояний либо ставших таковыми по причине контузий и травм, полученных при выполнении своих обязанностей, заданий или наличия профессионального заболевания;
  • Членов семьи граждан, проживающих по договору социального найма являющихся участниками ВОВ, семьи военных и партизан, павших либо пропавших без вести при обороне СССР или же при исполнении иных заданий относительно несения службы в армии;
  • Граждан с инвалидностью из числа служащих начальствующего и рядового звена Министерства МВД, МЧС, Государственной противопожарной службы, которые получили данный статус из-за ранений, контузий, и иных травм, полученных в ходе несения службы и военной обязанности;
  • Граждан, которые трудились в организации, на предприятии или в учреждении, которым на основании трудового договора была выделена служебная квартира. При этом трудовой стаж непрерывного характера должен быть не меньше десяти календарных лет;
  • Лиц, которые были освобождены от занимаемой должности и в силу этого им было положено жилое помещение, но они не прекратили сотрудничество со своим работодателем;
  • Граждан, которые были уволены по причине прекращения деятельности компании (ликвидации) или прекративших сотрудничество с работодателем по причине сокращения численности штата;
  • Членов семьи умершего лица, которым была выделена жилая квартира либо дом для проживания, одиноких граждан с которыми вместе проживают малолетние дети, инвалиды труда первой и второй группы.

Как видно данный список достаточно обширный и в него включены незащищенные категории населения, которые не смогут самостоятельно обеспечить себя жильем после выселения.

Куда могут пересилить из служебного жилья ?!

Вопрос о выселении граждан решает организация, с которой у проживающих был заключен договор. Решение о выселении не заставляет наймодателя предоставлять альтернативное жилое помещение гражданам для проживания, даже если у арендатора есть иная свободная площадь, особенно когда были прекращены трудовые отношения.

В законодательстве нашей страны был относительно недавно внесены ряд правок, которые касались вступления в силу обновленных положений Жилого кодекса в 2005 году. Если граждане ранее числились на учету по улучшению жилищных условий, то тогда их не могут выгонять из квартиры без предоставления другой площади. Такое положение прописано в статье №13 ФЗ №189 от 29 декабря 2014 года. В остальных случаях лица обязаны покинуть жилое помещение, если не имеются основания, обозначенные выше в статье.

Порядок выселения из служебного помещения не регламентирован, и он устанавливается следующим образом: очередь владелец квартиры или уполномоченная компания должны направить официальную записку арендаторам с требованием освободить объект в установленный период. Затем всё будет завесить от обстоятельств отношений между нанимателей и наймодателем.

Как происходит процесс выселения из служебного жилого помещения ?!

Жилищный кодекс Российской Федерации предусматривает такое понятие, как расторжение договора найма. Поводом может служить соглашение сторон, воля собственника, желание самого нанимателя. Это может быть осуществлено при нарушении определенных правовых норм. В частности, при нарушении покоя соседей, при приведении помещения в негодность, пользовании жилым объектов в иных целях, нежели те, которые были определены ранее. Прекращается наем квартиры при физической утрате самого помещения или же при переходе ее к другому собственнику, с которым работник-наниматель в трудовых или служебных отношениях не состоит. Право на служебную квартиру сохраняется за работником или служащим только на время исполнения им своих обязанностей. Окончание срока службы или разрыв договора, контракта прекращают права пользования жильем и ведут к расторжению договора найма.

При отказе выселиться добровольно из помещения нанимателю высылается специальное уведомление. В нем сообщается о необходимости самому в указанный срок освободить занимаемую жилплощадь и вывезти из нее все ценные и личные вещи. Если в ходе заседания не было выявлено причин отказать в выселении, то решение суда, вступившее в силу, передается судебным приставам. Представители Федеральной службы судебных приставов будут производить принудительное выселение при отказе жильцов покинуть квартиру в добровольном и установленным нормами федерального и местного законодательства порядке.

Обращение в судебные органы.

При злостном уклонении от своих обязанностей наниматель может рисковать тем, что в отношении его может быть инициирован судебный процесс. Стоит сказать то, что стандартная процедура выселения из служебной квартиры не предусматривает предоставление другого аналогичного жилья. Исключение могут составлять военнослужащие, которые состоят на специальном учете и не являются собственниками или дольщиками иных помещений. Есть категория граждан, которые не могут быть выселены. Это члены семей военнослужащих, у которых погибли родственники в ходе операций или военных действий, пенсионеры военной службы, инвалиды. Если при нежелании покидать служебную квартиру после прекращении трудовых отношений, обстоятельства не на стороне жильцов, то в других случаях суд будет тщательно исследовать основания для осуществления подобной правовой процедуры.

Судебная практика

Судебная практика, которая касается расселения из непригодных для проживания квартир, довольно обширная. Чаще всего в суд обращаются граждане, которые недовольны новыми условиями проживания, а также действиями чиновников. Люди нередко указывают на некомпетентность госслужащих, их халатное отношение к выполнению программы, а также коррумпированность.

Многие граждане соглашаются на предложенные органом МСУ варианты жилой площади, даже не понимая, что они не соответствуют правилам. Только небольшая часть жильцов набирается смелости и оспаривает решение администрации в суде. Причем они чаще всего побеждают.

Таким образом, расселение из аварийного жилья осуществляется строго по правилам, установленном законодательством о переселении. Если есть сомнения по поводу неправомерности действий чиновников, не нужно бояться обращаться в судебный орган.

Напоминаем, что если у вас возникли проблемы с переселением из ветхого или аварийного жилья или вам нужна помощь в суде или подготовке документов, то просьба записаться на бесплатную консультацию к юристу на нашем сайте. Оставьте ваши контакты в специальной форме и мы вам перезвоним.

Это важно знать: Жалоба на благоустройство придомовой территории

Также вам будет интересно узнать про программу «Социальная ипотека», которая поможет вам приобрести новое жилье за счет поддержки государства.

Обеспечение малоимущих жильем по договорам социального найма. Вопрос-ответ

Губин Виталий

Вопрос:

Подскажите пожалуйста. У нас в Циолковском опять разрешили соцнайм. В очереди я стою с апреля 2017 г. как малоимущая. В этом году поменяли в городке прожиточный минимум на более меньший, нужно ли опять доказывать, что я малоимущая? А если теперь немалоимущая- добавили пенсию на 500 руб, то меня выкинут с очереди. Циолковский закрытый городок. Соцнайм был приостановлен в 2016 г. В Этом году выбраны новые депутаты и они приостановление сняли. Проживаю в служебной квартире городка. Когда соцнайм разрешают, то служебные квартиры разрешают переоформлять на договор соцнайма. В 2017 году я подала на жилищную комиссию документы на переоформление, так, как вышла малоимущей за год. Они увеличили прожиточный минимум в 2017 г. для жителей городка, и я вышла малоимущей. Меня поставили на очередь. в 2018 г. они опять уменьшили прожиточный минимум, и я стала не малоимущей, но в очереди уже стояла.

Читать еще:  Юридическая консультация: обеспечение жильем пенсионеров мвд в 2021 и последующие годы

Ответ:

Одним из способов обеспечения конституционного права на жилище является предоставление государством малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье, жилых помещений бесплатно или за доступную плату (ч. 3 ст. 40 Конституции РФ). Такие граждане могут рассчитывать на получение жилья из муниципального жилищного фонда по договорам социального найма (ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ). Разумеется, не каждый человек, считающий себя малоимущим и нуждающимся в жилье, является таковым по закону. Кроме того, даже при соблюдении, на первый взгляд, всех предусмотренных законодательством условий гражданину может быть отказано в предоставлении жилья по договору социального найма.

Верховный суд РФ, проанализировав судебную практику за 2013-2014 годы по делам, связанным со снятием малоимущих граждан с учета в качестве нуждающихся в жилье, которое предоставляется по договорам социального найма, установил, что иногда органы местного самоуправления принимают соответствующие решения по не предусмотренным законом основаниям (обзор судебной практики, утв. Президиумом ВС РФ 23 декабря 2015 г.).

Рассмотрим, в каких случаях граждане безоговорочно утрачивают право на получения жилья по договору социального найма, а когда за него можно и нужно побороться.

Условия предоставления жилых помещений по договорам социального найма

Одно из главных условий обеспечения малоимущих жильем – признание статуса гражданина . Такой статус присваивается ему по решению органа местного самоуправления, которое выносится с учетом дохода каждого члена семьи этого гражданина и стоимости имущества, находящегося в их собственности и подлежащего налогообложению (ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ). Кроме того, для получения жилья по договору социального найма гражданин должен состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса РФ).

Порядок учета граждан, нуждающихся в жилье, определяется каждым субъектом РФ самостоятельно (ч. 7 ст. 52 Жилищного кодекса РФ). Также на региональном уровне должны быть установлены правила определения доходов и стоимости имущества граждан, претендующих на получение статуса малоимущих (п. 3, п. 7 ст. 13 Жилищного кодекса РФ). А непосредственно ведение учета и определение указанных показателей относится уже к полномочиям органов местного самоуправления (п. 2-3 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ).

Нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, могут быть признаны, в частности, граждане, которые не имеют жилья в собственности, не нанимают его по договору социального найма или договору найма жилых помещений жилищного фонда социального использования жилья, и члены их семей (п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ).

Еще одна категория нуждающихся в жилье – собственники и наниматели жилых помещений и члены их семей, если площадь этих помещений, которая приходится на каждого члена семьи, меньше учетной нормы (п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ).

Учетная норма устанавливается органами местного самоуправления (ч. 5 ст. 50 Жилищного кодекса РФ), но, как правило, на практике ее показатель переносится в акты муниципалитетов из региональных законов о порядке учета граждан, нуждающихся в жилье.

Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях происходит либо при получении ими жилья по договорам социального найма, либо при выявлении оснований для снятия их с учета (ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ). При этом решения органов местного самоуправления о снятии с учета можно обжаловать в судебном порядке.

Основания снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях

Жилищным кодексом РФ предусмотрено шесть оснований снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ):

  • подача заявления о снятии с учета;
  • утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма (утрата статуса малоимущего или нуждающегося в жилье);
  • выезд на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
  • получение бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
  • предоставление земельного участка для строительства жилого дома. Однако граждане с тремя и более детьми не могут быть сняты с учета по этому основанию;
  • выявление в представленных в орган местного самоуправления документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия гражданина на учет, а также выявление неправомерных действий должностных лиц данного органа при решении вопроса о его принятии на учет.

Как установил ВС РФ, наиболее распространенной причиной снятия с учета является утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма. Это происходит в случае, когда гражданин перестает быть малоимущим, например в связи с увеличением дохода, или утрачивает статус нуждающегося в жилье – в результате, к примеру, увеличения размера общей площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи (если кто-то из членов семьи получил по наследству другое жилье или переехал, либо в случае смерти члена семьи).

Важно, что если для возникновения права на получение жилого помещения по договору социального найма гражданин должен быть и малоимущим, и нуждающимся в жилье, то для снятия с учета достаточно утраты хотя бы одного из этих статусов. Так, районный суд согласился с решением администрации сельсовета о снятии с учета в апреле 2014 года гражданки Л. и ее дочери, принятых на учет в декабре 2011 года, по причине изменения их доходов. Несмотря на то что жилищные условия Л. и ее дочери за указанный период не изменились, в ходе судебного разбирательства было выявлено, что по состоянию на 2013 год их доходы превысили установленный в соответствующем муниципальном образовании минимальный уровень, при котором граждане признаются малоимущими с целью предоставления жилых помещений по договорам социального найма. Суд апелляционной инстанции оставил решение районного суда без изменения (по материалам судебной практики Нижегородского областного суда).

Также необходимо помнить, что статус малоимущего и нуждающегося в жилом помещении должен быть официально оформлен в виде соответствующего решения органа местного самоуправления. Причем последний при принятии такого решения должен обращать внимание не только на положения Жилищного кодекса РФ, но и на законодательство конкретного региона, определяющее порядок ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, подчеркнул ВС РФ. Так, например, соответствующим Законом Сахалинской области от 1 декабря 2005 года № 87-ЗО установлено, что одним из обязательных документов, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, является решение органа местного самоуправления о признании гражданина малоимущим, принимаемое не иначе как по его заявлению. Именно тот факт, что гражданин Ш. не обращался в орган местного самоуправления с заявлением о признании его малоимущим и решение по данному вопросу уполномоченным органом, соответственно, не принималось, суд признал постановку его на учет ошибочной, а снятие с учета – законным. В результате в удовлетворении требования гражданина Ш. о восстановлении его на учете было отказано (по материалам судебной практики Сахалинского областного суда).

Основания для отмены решений органов местного самоуправления о снятии граждан с учета

Несмотря на то что перечень оснований для снятия граждан с учета, закрепленный в ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, является закрытым, при установлении этих оснований на практике возникает ряд проблем, на которые обратил внимание Верховный суд РФ. Например, иногда органы местного самоуправления расширительно толкуют нормы указанной статьи. Так, гражданка К. была снята с учета после предоставления ей земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства. Закон предусматривает снятие гражданина с учета в связи с предоставлением участка, но только в случае, когда он предоставляется для строительства жилого дома. Однако в деле К. никакой постройки не было – соответствующий договор аренды участка не предусматривал право на строительство каких-либо объектов на нем. Поэтому суд, рассматривавший заявление прокурора в защиту жилищных прав К., постановил, что решение администрации сельского поселения о снятии с учета К. неправомерно (по материалам судебной практики Томского областного суда).

Не могут быть сняты с учета также граждане, которые приобрели или получили в собственность жилые помещения, если они непригодны для проживания. Так, по решению суда на учете в качестве нуждающегося в жилье был восстановлен гражданин Т., причиной снятия с учета которого послужило наследование им половины дома его матери, признанного непригодным для проживания (по материалам судебной практики Верховного Суда Республики Марий Эл).

Еще один случай, когда гражданин не может быть снят с учета, – при изменении муниципалитетом учетной нормы площади жилья уже после постановки граждан на учет. К такому выводу пришел суд, рассматривая иск гражданки Ш. Изначально она была поставлена на учет как нуждающаяся в жилье в связи с тем, что обеспеченность членов ее семьи общей площадью жилого помещения была меньше учетной нормы, которая равнялась на тот момент 15 кв. м на человека. А площадь квартиры, в которой Ш. проживала с сыном и матерью, составляла 37,3 кв. м. (то есть на каждого члена семьи приходилось менее 12,4 кв. м) Впоследствии администрация соответствующего городского округа снизила учетную норму до 10 кв. м общей площади на одного человека. Почти через полтора года после этого члены семьи Ш. были сняты с учета в связи с тем, что приходящаяся на каждого площадь жилья превышала учетную норму. Граждане действительно не могут быть приняты на учет, если обеспечены жильем сверх учетной нормы. Но в рассматриваемом случае превышения учетной нормы на момент решения вопроса о признании Ш. и ее семьи нуждающимися в жилом помещении не было. Рассматривая данное дело, суд подчеркнул, что со дня постановки на учет и до принятия решения о снятии с него улучшения жилищных условий семьи Ш. не произошло, а значит основания для получения жилого помещения на условиях договора социального найма не утрачены (по материалам судебной практики Свердловского областного суда).

Интересное уточнение касается тех граждан, которые были приняты на учет в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма до начала действия Жилищного кодекса РФ, то есть до 1 марта 2005 года. Для них предусмотрены такие же основания снятия с учета, как и для тех, кто был поставлен на учет после указанной даты, с одним исключением (ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ “О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации“). Эти граждане не могут быть сняты с учета по той причине, что не являются малоимущими. ВС РФ объясняет данный вывод тем, что действовавшие до 1 марта 2005 года нормы такого условия для постановки на учет не предусматривали – достаточно было признания гражданина нуждающимся в жилье.

Конституционный суд РФ о предоставлении жилья инвалидам

В случае предоставления жилого помещения недееспособному инвалиду, который страдает определёнными хроническими заболеваниями и нуждается в постороннем уходе, жилплощадь должна быть достаточной для проживания с ним опекуна.

Так решил Конституционный Суд РФ в Постановлении от 1 февраля 2021 г. № 3‑П «По делу о проверке конституционности пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ и части третьей статьи 17 Федерального закона „О социальной защите инвалидов в РФ“ в связи с жалобой гражданки Г.».

С чего всё началось

Вне очереди жильё может быть предоставлено гражданам, которые страдают определёнными тяжёлыми заболеваниями.
Если человек недееспособен и нуждается в постороннем уходе, по сложившейся практике жильё будет предоставлено только инвалиду. Родители или опекуны, которые ухаживают за недееспособным лицом и должны проживать с ним, при предоставлении жилой площади не учитываются.

Семья Г., включая совершеннолетнюю недееспособную дочь — инвалида, с 2012 года состоит в очереди для улучшения жилищных условий. На протяжении нескольких лет мать обращалась в суд, чтобы добиться права на жилую площадь не только для дочери, но и для её родителей, которые обеспечивали необходимый уход.

Суды посчитали, что у опекунов нет самостоятельного права на получение жилого помещения вне очереди. По мнению суда, родителям ничто не мешает проживать с дочерью в предоставленном жилом помещении.

Читать еще:  Уход за матерью инвалидом: какие выплаты вам полагаются

Г. сочла, что подобная трактовка Жилищного кодекса противоречит Конституции РФ и нарушает права как недееспособных лиц, так и их опекунов. Заявительница написала жалобу в Конституционный Суд РФ и попросила проверить конституционность пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ и части 3 статьи 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Что решил Конституционный Суд РФ

Пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ не противоречит Конституции РФ и должен применяться во взаимосвязи со статьёй 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Указанные нормы позволяют предоставлять вне очереди жилое помещение инвалидам, которые страдают тяжёлой формой хронического заболевания, признаны недееспособными и нуждаются в постоянном уходе.

При этом предоставляемая площадь должна быть достаточной не только для отдельного проживания инвалида, но и для постоянного проживания с ним опекуна — члена семьи (супруга или близкого родственника).

В исключительных случаях, если иным образом предоставить жилое помещение вне очереди невозможно, жильё может быть предоставлено по договору социального найма ему и его принятому на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий опекуну — члену семьи, который обеспечивает постоянный уход.

Конституционный суд сформулировал общие условия для отмены иммунитета для единственного жилья. Судебная практика в таких делах точно будет меняться в пользу кредиторов. Но многое так и останется на усмотрение судов.

Вот какие аргументы использовать, чтобы не потерять единственную квартиру:

  1. Переезд плохо скажется на условиях жизни семьи: детям сложно добираться до школы, рядом нет поликлиники для пожилого члена семьи.
  2. Разница между рыночной стоимостью и долгом небольшая.
  3. В этом жилье есть доля у членов семьи.
  4. Квартиру купили до оформления кредита, то есть злоупотреблений нет.

Самый надежный вариант — погашать долги вовремя или договариваться с кредиторами, чтобы не доводить дело до суда. Например, для ипотеки есть кредитные каникулы — и это реальный шанс не вносить платежи и избежать взыскания.

> Скорее всего, взыскание будут обращать все-таки не на квартиры, а на роскошную недвижимость — вроде загородных домов с участками или квартир в элитных комплексах

По факту политико-правовыми последствиями комментируемого постановления КС будут массовые изъятия самого обычного жилья районными судами (все мы знаем качество правосудия в таких местах) в пользу коллекторов, с выселением должников в трущобы. Фактически, именно для решения ситуации с неплатёжеспособным населением, имеющим в собственности жильё, и принималось это постановление КС (статистика закредитованности населения находится в открытом доступе, кто не в курсе, легко нагуглит). Отсутствие чётких критериев, что считать излишеством и роскошью — прямой путь к судейскому волюнтаризму.

Что касается «роскошной недвижимости», то только у неумных должников такое имущество записано на них самих либо на ближайших родственников. Такое имущество в массе своей просто не попадает в конкурсную массу, т.к. формально не принадлежит ни должнику, ни его аффилированным лицам.

O cлyжeбнoм жильe

Чтo этo тaкoe

Cлyжeбнoe жильe — этo чacтный дoм, квapтиpa, кoмнaтa в oбщeжитии или дpyгoe жилoe пoмeщeниe, кoтopoe пpeдocтaвляют paбoтникy для пpoживaния вce вpeмя eгo тpyдoycтpoйcтвa. Нaпpимep, чeлoвeк ycтpaивaeтcя нa гocyдapcтвeннyю cлyжбy и cpaзy пoлyчaeт квapтиpy, paбoтaeт 15 лeт и вce вpeмя пpoживaeт в нeй.

Cлyжeбнoe жильe пpeдocтaвляeтcя тoлькo тeм, ктo в нeм нyждaeтcя: нaпpимep, тeм, ктo вooбщe нe имeeт жилoй нeдвижимocти или paбoтaeт дaлeкo oт дoмa. Ecли в гopoдe, в кoтopoм вы paбoтaeтe, y вac yжe ecть квapтиpa, дoм или дpyгoe жильe, внe зaвиcимocти oт eгo cocтoяния cлyжeбнoe жильe вы нe пoлyчитe.

B cлyжeбнoй нeдвижимocти вмecтe c paбoтникoм — тeм, ктo зaключил тpyдoвoй дoгoвop c пpeдпpиятиeм или гocyдapcтвeннoй cтpyктypoй — мoгyт пpoживaть члeны eгo ceмьи: poдитeли, cyпpyги, дeти и дpyгиe. Bce oни дoлжны быть yкaзaны в дoгoвope нaймa.

Paбoтник, пoлyчивший cлyжeбнoe жильe, и eгo ceмья мoгyт oфopмить peгиcтpaцию пo мecтy пpoживaния, нo тoлькo вpeмeннyю. Cpoк вpeмeннoй peгиcтpaции oбычнo paвeн cpoкy, нa кoтopoй зaключaют тpyдoвoй дoгoвop: тo ecть ecли paбoтник yвoльняeтcя или eгo кoнтpaкт зaкaнчивaeтcя, peгиcтpaцию aннyлиpyют. Cpoк нaймa тoжe нaпpямyю зaвиcит oт кoнтpaктa или тpyдoвoгo дoгoвopa: кaк тoлькo paбoтник yвoльняeтcя, дoгoвop нaймa paзpывaeтcя, a бывшeмy coтpyдникy пpиxoдитcя иcкaть дpyгoe жильe.

Кoмy пoлoжeнo cлyжeбнoe жильe

Coглacнo Cтaтьe 93 ЖК PФ , cлyжeбнoe жильe пpeдocтaвляeтcя для пpoживaния гpaждaн в cвязи c иx тpyдoвыми oтнoшeниями c opгaнaми гocyдapcтвeннoй влacти, мyниципaльными или гocyдapcтвeнными yнитapными пpeдпpиятиями, в cвязи c пpoxoждeниeм cлyжбы и в pядe дpyгиx cлyчaeв.

Ecли гoвopить пpocтым языкoм, вpeмeннoe жильe мoгyт пoлyчить:

дeпyтaты, кoгдa пpибывaют в дpyгиe гopoдa или peгиoны для пpoвeдeния выбopoв, дpyгиx мepoпpиятий;

вoeннocлyжaщиe, нo тoлькo тe, кoтopыe зaключили кoнтpaкты: пpoxoдящиe cpoчнyю cлyжбy живyт в кaзapмax;

coтpyдники пpaвooxpaнитeльныx opгaнoв — пoлицeйcкиe, oпepyпoлнoмoчeнныe, cлeдoвaтeли и дpyгиe;

гocyдapcтвeнныe cлyжaщиe — paбoтники вeдoмcтв и миниcтepcтв, cyдьи и дpyгиe;

yчитeля и вpaчи, ocoбeннo тe, ктo peшaeт yexaть в ceльcкyю мecтнocть: гocyдapcтвo пooщpяeт paзвитиe oбpaзoвaния и мeдицины в peгиoнax;

пoжapныe и дpyгиe paбoтники MЧC, ocoбeннo в cлyчaяx, кoгдa иx кoмaндиpyют для пoмoщи дpyгим peгиoнaм.

Пpи этoм дeйcтвyeт пpaвилo, oпиcaннoe вышe: ecли гocyдapcтвeнный cлyжaщий, вpaч, дeпyтaт и дpyгиe кaтeгopии гpaждaн, имeющиx пpaвo нa жильe, yжe имeют квapтиpy, дoм или дaчy в этoм peгиoнe, oни нe пoлyчaт ничeгo.

Taкжe cлyжeбнoe жильe мoгyт выдaвaть чacтныe cтpyктypы: кpyпныe пpoизвoдcтвeнныe и пepepaбaтывaющиe кoмпaнии, тopгoвыe фиpмы, paзличныe opгaнизaции, oкaзывaющиe ycлyги, и дpyгиe. Фopмaльнo жильe мoжeт быть кaк и cлyжeбным, тaк и нaxoдящимcя в coбcтвeннocти кoмпaнии. Bo втopoм cлyчae oнa мoжeт дeлaть c ним вce, чтo yгoднo, в тoм чиcлe пepeдaвaть в coбcтвeннocть paбoтникaм.

Кaк пoлyчить cлyжeбнoe жильe

Чтoбы пoлyчить cлyжeбнoe жильe для бюджeтникoв или дpyгиx кaтeгopий гpaждaн, кoтopыe мoгyт пpeтeндoвaть нa нeгo, нaдo coбpaть пaкeт дoкyмeнтoв. B нeгo вxoдят:

yдocтoвepeниe личнocти — пacпopт гpaждaнинa Poccийcкoй Фeдepaции;

пoдтвepждeниe тoгo, чтo y вac нeт жилoй нeдвижимocти в peгиoнe — нaпpимep, выпиcкa из EГPН;

тpyдoвaя книжкa для пoдтвepждeния тoгo, чтo вы дeйcтвитeльнo тpyдoycтpoeны в opгaнизaции нa oпpeдeлeннoй дoлжнocти;

cвидeтeльcтвo o зaключeнии либo pacтopжeнии бpaкa для пoдтвepждeния oтcyтcтвия, нaличия cyпpyгa;

cпpaвкa o cocтaвe ceмьи;

кoнтpaкт либo тpyдoвoй дoгoвop c пpoпиcaнным cpoкoм, в тeчeниe кoтopoгo бyдyт пpoдлeвaтьcя тpyдoвыe oтнoшeния.

Пaкeт дoкyмeнтoв пoдaют либo paбoтoдaтeлю, либo в мecтный мyниципaлитeт. Нa мecтe пишyт зaявлeниe либo xoдaтaйcтвo o пpeдocтaвлeнии жилья. Инoгдa мoгyт пoнaдoбитьcя дoпoлнитeльныe дoкyмeнты — yтoчнитe пoлный пepeчeнь y paбoтoдaтeля либo в aдминиcтpaции. Нaпpимep, пopядoк пpeдocтaвлeния cлyжeбнoгo жилья вoeннocлyжaщим oтличaeтcя oт cтaндapтнoгo: oбычнo вoeннocлyжaщиe coбиpaют бoльшoй пaкeт дoкyмeнтoв и oжидaют нecкoлькo мecяцeв.

Ecли плaниpyeтe пoлyчить cлyжeбнoe жильe y чacтнoй cтpyктypы, нyжнo пpocтo нaпиcaть зaявлeниe paбoтoдaтeлю. Пo cитyaции oн мoжeт пoпpocить пpeдocтaвить дoпoлнитeльныe дoкyмeнты — нaпpимep, выпиcкy из EГPН.

Кoгдa зaявлeниe oдoбpят, вaм выдaдyт квapтиpy, дoм или дpyгoe жилoe пoмeщeниe. Пpи пepeдaчe ключeй пoпpocят пoдпиcaть aкт пpиeмa-пepeдaчи нeдвижимocти. Oбpaтитe нa нeгo ocoбoe внимaниe: yкaжитe в aктe вce имeющиecя нeдocтaтки. Инaчe пpи выceлeнии вы бyдeтe oбязaны ycтpaнить иx зa cвoй cчeт — квapтиpy нyжнo вepнyть в тaкoм жe cocтoянии, в кoтopoм ee вaм выдaли.

Кaк мoжнo ocтaтьcя жить пocлe yвoльнeния

Кaк мы yжe oбъяcняли вышe, пocлe yвoльнeния нyжнo ocвoбoдить жильe. Нo зaкoн пpeдycмaтpивaeт pяд cитyaций, в кoтopыx мoжнo ocтaтьcя пpoживaть в квapтиpe. Нaпpимep, чacтo ocтaвляют cлyжeбнoe жильe для вoeннocлyжaщиx пo кoнтpaктy пpи oпpeдeлeннoй выcлyгe лeт.

Пo Cтaтьe 103 ЖК PФ , ecть oпpeдeлeнныe кaтeгopии гpaждaн, кoтopыx нe мoгyт выceлить бeз пpeдocтaвлeния им aльтepнaтивнoгo жилья. К ним oтнocятcя:

члeны ceмeй coтpyдникoв MBД, вoeннocлyжaщиx и дpyгиx coтpyдникoв гocopгaнoв, кoтopыe пoгибли либo пpoпaли бeз вecти пpи выпoлнeнии ими cлyжeбныx oбязaннocтeй;

инвaлиды 1 и 2 гpyпп, пoтepявшиe paбoтocпocoбнocть пo винe paбoтoдaтeля, пoлyчившиe paнeния нa paбoтe, ecли пpиoбpeли пpoфeccиoнaльныe зaбoлeвaния;

пeнcиoнepы, пpopaбoтaвшиe в гocyдapcтвeннoм yчpeждeнии дo выxoдa нa пeнcию;

гpaждaнe c мaлoлeтними дeтьми нa pyкax;

cиpoты и дeти, ocтaвшиecя бeз пoпeчeния poдитeлeй;

члeны ceмьи paбoтникa, кoтopый yмep.

Bce вышeпepeчиcлeнныe кaтeгopии гpaждaн дoлжны пoлyчить дpyгoe жильe взaмeн. Пpичeм oнo oбязaтeльнo дoлжнo нaxoдитьcя в пpeдeлax нaceлeннoгo пyнктa, в кoтopoм pacпoлoжeнo cлyжeбнoe жильe, a ycлoвия нeдвижимocти жeлaтeльнo дoлжны быть тaкими жe или лyчшe.

Ecть и дpyгoй cпocoб ocтaтьcя жить пocлe yвoльнeния. Ecли в пpoцecce вaшeй paбoты нeдвижимocть былa пepeдaнa в coбcтвeннocть мyниципaлитeтa и пoтepялa cтaтyc cлyжeбнoгo жилья, мoжeтe зaключить c aдминиcтpaциeй дoгoвop coциaльнoгo нaймa. Нo для этoгo пpидeтcя дoкaзaть, чтo вы нyждaeтecь в пoддepжкe: квapтиpы пo дoгoвopaм coциaльнoгo нaймa выдaют тoлькo oпpeдeлeнным кaтeгopиям гpaждaн.

Пример 3. Намеренный отказ за «ненамеренное» ухудшение

Год назад во Владимирской области произошла еще одна типичная история. Чиновники исключили из квартирной очереди ветерана Великой Отечественной войны, посчитав, что 98-летняя пенсионерка Людмила Смирнова хочет обмануть государство. Двумя годами ранее она продала разваливающийся дом в деревне своему сыну, который проживал отдельно, и тем самым якобы намерено ухудшила свои жилищные условия. Чиновников не смутило, что недвижимость нуждается в капитальном ремонте и находится в глуши. Однако это заинтересовало районный суд, который при рассмотрении дела учёл плохое состояние дома, преклонный возраст женщины, то, что она нуждается в уходе, и родственные связи покупателя и продавца. Суд посчитал, что старушка не преследовала цель намеренно ухудшать свои жилищные условия, чтобы поучить бесплатную квартиру от государства. Более того, после продажи дома как таковых «ухудшений» в жизни пенсионерки не произошло. Благоустроенного жилья Смирнова не имела и прежде, проживает она в том же помещении, что и при постановке на учет, площадь дома в результате сделки не изменилась. Суд вынес решение в пользу пенсионерки.

Помощь адвоката по жилью в Екатеринбурге

К сожалению, государственные органы зачастую нарушают действующее законодательство в части соблюдения прав на жилые помещения нуждающихся граждан. Поэтому гражданам приходится сталкиваться с злоупотреблением, бездействием сотрудников органов государственной и муниципальной власти.

Исходя из практики обращений клиентов к нам в Адвокатское бюро «Кацайлиди и партнеры» г. Екатеринбург, следует отменить, что разрешение нарушенных прав в досудебном порядке не разрешается, поскольку государственные органы отказывают по надуманным основаниям и разъясняют о защите прав граждан в судебном порядке.

Таким образом, сотрудники адвокатского бюро, всегда готовы оказать Вам профессиональную юридическую помощь в спорах с нарушением ваших жилищных прав.

Если Вы считаете, что государственным органом нарушаются ваши права на предоставление жилья, выселение или иные спорные вопросы с вашим жилым помещением, наши адвокаты всегда готовы помочь Вам и оказать юридически профессиональную помощь в целях защиты ваших интересов в государственных органах или суде.

Право пользования муниципальной квартирой

Так что мать может снять с регистрации. По поводу заявления в суд вопрос спорный, так как надо знать ситуацию.

6.2. Надо мать выселить и самим сдавать. ЖК РФ Статья 91. Выселение нанимателя и (или) проживающих совместно с ним членов его семьи из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения 1. Если наниматель и (или) проживающие совместно с ним члены его семьи используют жилое помещение не по назначению, систематически нарушают права и законные интересы соседей или бесхозяйственно обращаются с жилым помещением, допуская его разрушение, наймодатель обязан предупредить нанимателя и членов его семьи о необходимости устранить нарушения.

Если указанные нарушения влекут за собой разрушение жилого помещения, наймодатель также вправе назначить нанимателю и членам его семьи разумный срок для устранения этих нарушений.

Если наниматель жилого помещения и (или) проживающие совместно с ним члены его семьи после предупреждения наймодателя не устранят эти нарушения, виновные граждане по требованию наймодателя или других заинтересованных лиц выселяются в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения. 2.

Спор о признании гражданина утратившим право пользования жилым помещением по договору социального найма (на основании судебной практики Московского городского суда)

20 ГК РФ, ст. 69 ЖК РФ несовершеннолетние дети приобретают право на жилую площадь, определяемую им в качестве места жительства соглашением родителей, форма которого законом не установлена.

Заключение такого соглашения, одним из доказательств которого является регистрация ребенка в жилом помещении, выступает предпосылкой приобретения ребенком права пользования конкретным жилым помещением, могущего возникнуть независимо от факта вселения ребенка в такое жилое помещение, в силу того что несовершеннолетние дети не имеют возможности самостоятельно реализовать право на вселение. При этом закон не устанавливает какой-либо срок, по истечении которого то или иное лицо приобретает право пользования жилым помещением.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector